В том что коррупция в. Куда сообщить о коррупции, и можно ли это сделать анонимно? Что из себя представляет взяточничество и как с ним бороться? Как можно сообщить о коррупции анонимно


Регенерация коррупции и другие её хвосты...

Ох и лют наш народ, когда дело касается её, родимой. Даже самые нежные и добрые женщины, готовые прощать грешки молодости и забывать греховные причуды старости, в отношении коррупционеров превращаются в валькирий и требуют возрождения средневековой инквизиции со всеми её пыточными атрибутами и затейливыми наказаниями.

Не будем же проходить мимо этого уродливого явления. Копнём поглубже. Начнём, пожалуй, с размерчика.

1) Где заканчивается благодарность и начинается коррупция? Рубль, это коррупция? А 100 ? А 1000? А «куры, млеко, яйки» от благодарного сельского населения? А цветы и конфеты на эту сумму от не менее благодарного – городского? Где та тонкая грань, исчисляемая в куриных яйцах или чайных розах, которая отделяет вежливое «спасибо» от преступной деятельности?

А дружеские посиделки в хорошем заведении за счёт благодарного обывателя – это коррупция? Если да, то с какой конкретно рюмки? А издание книги, которую никто не читал? А цикл лекций, которые никто не слушал? Жизнь – она ведь такая разнообразная и очень часто – труднооценимая в любой валюте... Сколько стоит, например, услуга в обмен на тёплое и непыльное место для тёщи в правлении банка? Для председателя Совета Банка – ничего не стоит. Стало быть, и услуга – не коррупция ? Или всё-таки коррупция? Или всё зависит от размера банка и размера оклада? Или, смотря чья тёща? Им что теперь, вообще нигде нельзя работать, если семье не повезло – зять пошёл в чиновники?

2) Коррупция имеет устойчивый стереотип и ассоциируется с государственным чиновником, совершающим противозаконные действия в обмен на материальную выгоду, получаемую втихаря и мимо кассы. Т.е. коррупция – это когда обязательно государственный чиновник. Стоп... А всегда ли государственный? А в частном секторе что, коррупции не бывает, примерно такой, как в этом забавном стишке из жизни поставщиков-покупателей а-ля Остер:

Или это не коррупция? А если нет, то тогда что? А если «да», тогда при чём тут государство? Как квалифицировать действия частного лица, работающего на частную компанию и слегка так мотивированного в пользу одного из участников тендера? Что противозаконного в выборе одного из множества? Или всё же это коррупция? Ну, вот как только присутствует материальная мотивация, так сразу – швах и клеймо на лоб.

Ок. Тогда я и в каждой конкретной семье с ходу найду коррупционеров. «Если будешь себя хорошо вести, папа купит тебе мороженое!» – вы это куда отнесёте? Мелочь? Хорошо, а покупка BMW-кабриолета «Если хорошо закончишь школу»? Все коррупционные признаки налицо, и размерчик впечатляющий... Ничего незаконного, говорите?

3) Все ли взятки даются для того, чтобы чиновник сделал что-то незаконное? Не приходилось ли Вам лично коррумпировать госслужащих как раз для того, чтобы всё было именно так, как предписывает закон? Никогда-никогда? Тогда вы счастливый человек! А то тут недавно такой скандал был – министр здравоохранения дико возмущался, что его подчинённые принимают частные подношения.

Причём в выступлении министра было особо подчёркнуто, что платят врачам из-под полы как раз за то, что они скрупулёзно выполняют свои должностные обязанности. И этот факт очень возмущает министра... А вас лично возмущает моральная и материальная поддержка врачей населением? Или возмущает, но не вся? Возмущает, но не всех, а только тех которые… фу-у-у-у, как тяжело жить…

4) Повысить контроль – усилить репрессии… Это стандартные предложения, поднимаемые на щит в качестве панацеи при борьбе с коррупцией . При этом инициаторы репрессий не замечают, что с контролем вообще как-то неудобно получается. Жизнь показала, что после коррупции наибольший доход приносит борьба с ней, и даже набирает популярность новая профессия: борец с борцами с коррупцией .

Кому предоставить больше полномочий для контроля? Чьими руками усиливать репрессии? Руками того самого полковника, у которого обнаружили 8 млрд.? Страшно даже представить, что будет, если дойдут до генералов! Правильно делают, что их не трогают. Простым репортажем о результатах обыска можно запросто обрушить мировые финансовые рынки….

Так что же это за штуковина такая загадочная – эта коррупция , перед которой пасуют даже те, кто по долгу службы должны её пресекать?

Цитата из Федерального закона РФ «О противодействии коррупции…». Статья 2 (понятие) «Под коррупцией в настоящем Федеральном законе понимаются не предусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путём использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путём противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ…»

Как бы политкорректнее прокомментировать эту цитату… Скажу так: пока Федеральный закон РФ будет определять коррупцию именно так, а не иначе, в России всё будет так же, как у остального «цивилизованного человечества».

Европейская комиссия в феврале 2014 обнародовала первый в своей истории доклад о борьбе с коррупцией. Приводимые в нём данные можно охарактеризовать только нецензурно. Цитата из речи члена Европейской комиссии Сесилии Мальмстрём , представлявшей доклад о борьбе с коррупцией:

«По имеющимся оценкам, коррупция обходится Европейскому союзу в 120 миллиардов евро ежегодно. Это сумма, сопоставимая с годовым бюджетом ЕС. Наш доклад показывает, что уровень коррупции в разных странах ЕС неодинаков. Но он также демонстрирует, что она затронула весь Евросоюз. Зон, полностью свободных от коррупции, в Европе нет…»

Одновременно с докладом Евробарометром опубликованы данные социологического опроса на ту же тему. Согласно его результатам, 76% жителей Евросоюза полагают, что коррупция в их обществе широко распространена, а 56% согласны с утверждением, что в стране, где они живут, уровень коррупции за последние три года вырос.

При таких внушительных размерах и глобальности проблемы фокус борьбы с ней разочаровывает. Конкретно – проблема взяточничества, которая, как повышенная температура во время болезни, скорее является симптомом , а не причиной. Все охочи до войны с симптомами. А как доходит до войны с причинами, так на фронте борьбы с коррупцией сразу начинаются братания и хороводы.

Я уже задавал читателям приватные вопросы: «Что они считают причиной взяточничества?» и получил обескураживающий ответ: «Причиной взяточничества является то, что в чиновники идёт всякая сволочь!»

Вот так вот, коротко и со вкусом. Все чиновники – сволочи – всех расстрелять. Бакунин и Кропоткин нервно курят в сторонке... И это не точка зрения одиноких маргиналов. Это очень популярная, хоть и популистская тема. Опасность этой точки зрения в том, что она отвлекает внимание от реальной проблемы и реальной коррупции, где взяточничество – как повышенная температура при болезни – симптом , но никак не сама болезнь .

Будем бороться с коррупцией всеми имеющимися словами!

Давайте посмотрим максимально беспристрастно на работу чиновников, и попробуем ответить на вопрос, который я рискну называть ключевым: как их продвижение по службе, зарплата, а также риск быть уволенным, связан с удовлетворением потребностей граждан, ради которых они трудятся?

Можем ставить вопрос и не так кардинально: за что будет ругать и за что будет хвалить чиновника вышестоящее руководство – за невыполнение требований граждан или за невыполнение своих собственных требований? Если система настроена под первый вариант, сообщите, пожалуйста! Очень хочу своими глазами взглянуть на это чудо. Потому что во всём остальном подлунном мире пока господствует система №2:

Чиновники всех уровней получают преференции за исполнение приказов непосредственного начальника, а не запросов тех, чьими «слугами» они вроде как являются. Их работа заключается в точном исполнении спущенных сверху инструкций, текст которых, как правило – тайна за семью печатями. И совсем уж тайна – измеряемые, гласные и социально приемлемые критерии качества работы чиновника. Причём, акцент я делаю на словах «измеряемые и гласные».

Ежедневно оценивает результат работы чиновников (раздаёт выговоры и награждает) опять же не народ, а вышестоящие начальники, интересы которого могут отличаться от народных диаметрально. Сколько бы ни получил выгоды гражданин, например, от скорейшего согласования какого-либо разрешения, чиновник, от которого зависит оформление этого документа, а следовательно, и получение результата, никаким образом не поощряется за ожидаемый гражданином результат. Легально не поощряется . Ни морально, ни материально.

В ещё более сложное положение попадают обе стороны, когда необходимо отреагировать на живую инициативу, которая по своей новизне никак не регулируется существующими нормативными актами. Здесь чиновник вообще вынужден исполнять работу, которая не только не стимулируется возможностью приобщения к выгодам гражданина, но и даже не предусмотрена его должностными инструкциями.

Всё это ведёт к тому, что на границе «живой» инициативы и «мёртвого» бюрократического аппарата неизбежно возникает нестыковка, торможение, которое препятствует реализации этой инициативы, но никак не отражается на положении чиновника. У инициативы есть мотив – получение какой-то выгоды конкретным гражданином. Мотивация частного лица быстрее «крутить педали» ясна – от этого зависят размер и оперативность извлечения выгоды. А мотивация бюрократа содействовать частной инициативе? А никакой!

У субъектов сферы живой гражданской инициативы возникает естественная потребность так отрегулировать отношения с чиновниками, чтобы они хотя бы не препятствовали, а лучше – содействовали реализации планов граждан. Так как государство никак не стимулирует усилия чиновника , то это стимулирование становится предметом непосредственных отношений между чиновником и гражданином.

И мы можем образцово-показательно казнить сто-пятьсот коррупционеров (в Китае-Корее так и делают), но у нас ничего не изменится, так как сложившаяся система отношений сама генерирует потребность во взяточничестве. Более того, она делает взятки единственным средством обратной связи граждан с чиновниками.

Коррупция – от лат. corruptio – подкуп, порча, растление , продажность, разложение. И система государственного НЕстимулирования чиновников образцово-показательно растлевает, портит и растлевает всех участников процесса, причём с обеих сторон. Чиновник не прочь быть мотивированным. Гражданин сам стремится устранить недостатки безмотивационной системы и по-своему поощряет того бюрократа, от которого зависит хотя бы скорость принятия нужного решения.

Слом системы безответственности и безынициативности возможен только при замене её системой легального материального стимулирования чиновника за получение нужного гражданам результата. И весь вопрос только в том, какой результат будет считаться социально-приемлемым.

Например, есть такой министр развития, доход которого, логично, должен бы зависеть от количества созданных новых рабочих мест. Создал в этом месяце одно рабочее место – вот тебе зарплата – один рубль. Два рабочих места – два рубля… И не надо человеку мешать становиться миллионером…

Можно спуститься с министерского олимпа и поговорить, например, про доходы учителей, которым посоветовали идти в предприниматели… Они растят-учат – воспитывают налогоплательщиков? Вот и пусть их доходы зависят от налогов, которые платят в бюджет выращенные ими ученики. Чем квалифицированнее выпускники, чем выше их зарплаты, тем больше налоги на их личные доходы (НДФЛ). Больше НДФЛ – выше доход выучивших и воспитавших его педагогов.

А для полицейских и врачей более чем подходит страховая система формирования доходов, которой можно посвятить вообще отдельный спич, настолько она элегантно увязывает в одно целое здоровье и безопасность граждан с доходом соответствующих служащих. При наличии такой увязки не заржавеет и за социально-одобряемой инициативой чиновников, которые, как окажется, умеют работать и результативно и оперативно.

И сразу же выйдет на первый план совсем другая проблема , в соответствии с которой беда начинается не тогда, когда чиновники воруют и берут взятки , а когда они больше ничего не умеют , кроме как воровать и брать взятки…

Объём написанного, не позволяет, к сожалению, затронуть логичный следующий вопрос: «Они что там, наверху, этого не понимают? А если понимают, почему ничего не делают? Они что там, враги?»

Отвечаю сразу:

1) Да, видят.

2) Нет, не враги и даже скажу больше – не те пчёлы, которые против мёда, потому что мёда там и без взяток хватает…

Просто, кроме благородных намерений, существуют ещё и обстоятельства, диктуемые руководителю действующей системой, которые не видны снизу, но весьма ощутимы, как только сам садишься за рычаги управления.

Если будет на то желание читателей – не только посвятим этой проблеме отдельную главу нашего совместного с вами исследования, но даже ответим на животрепещущий вопрос «Доколе?», без которого все остальные ответы вообще не имеют смысла.

«Император Обама». Коррупция на Капитолийском холме

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

Толерантность населения к проявлениям коррупции;

Отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

Наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

Психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

Незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

Отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка - до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) - это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки - одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

Получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

Получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

Вымогательство взятки;

Получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым - лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www . gosuslugi . ru .

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

Проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

Уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

В случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

Настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

Настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

Не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

В случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

Никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

В строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

Настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

Отказать в даче взятки.

В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) - об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе­редачи взятки и т.д.);

Постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

Не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

Незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур - подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства - жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

https://www.сайт/2016-11-22/korrupciyu_v_rossii_ne_pobedit_no_mozhno_prevratit_ee_v_korrupciyu_light

Метафизика коррупции

Коррупцию в России не победить. Но можно превратить ее в «коррупцию-light»

Алексей Улюкаев в Басманном суде МосквыИлья Питалев/РИА Новости

Российские новости полны сообщений об антикоррупционных расследованиях. Раньше поиск коррупционеров был прерогативой оппозиции, но в последние годы популярную повестку перехватили и в Кремле. Каждую неделю появляются сообщения о больших и малых начальниках, задержанных за взятки и злоупотребления: Улюкаев, Белых, Хорошавин, Гайзер - список огромен. Что вообще такое коррупция? Почему она так разрослась в России? Можно ли ее победить? Нужно ли это делать? Политолог Глеб Кузнецов разбирает явление с точки зрения общественной науки и мировой практики.

Что такое коррупция?

Коррупция - это форма общественного взаимодействия, связанная с нарушением формальных, «писанных» законов и правил в интересах участников этого неформального взаимодействия. Правила и законы появились не сами по себе, а, как нас учил Томас Гоббс, стали следствием общественного договора. То есть общепринятого соглашения между людьми. Это соглашение, в общем-то, целиком и до конца не нравится никому, но именно оно делает возможным сосуществование разных сил и групп интересов в обществе. Как писал Гоббс в «Левиафане»: «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». Причём «власть» - это не обязательно тиран и деспот, это просто система договорённостей, нарушение которых выводит тебя из этого общества.

По Гоббсу, людей объединяет общественный договор. Коррупция - нарушение правил этого договора

Так вот, коррупция как практика, нарушающая это соглашение, является прямой угрозой существованию самого общества. Коррупция создаёт пути обхода общественного договора и тем самым приближает нас к гобссову кошмару той самой «войны всех против всех». Мы неоднократно видели примеры, когда коррупция реально приводит к ужасным последствиям - то недовольный коммерсант придёт в мэрию подмосковного городка и расстреляет там вице-мэра с коллегами, то, напротив, полицейский убьёт недоплатившего ему коммерсанта.

В то же время коррупция зачастую оказывается органично вписанной в этот самый «общественный договор» (пусть и не в формальную его часть в виде «законов») и становится если не приемлемым, то традиционным и «консервативным» механизмом взаимодействия участников. Тогда она перестаёт быть собственно «коррупцией» и становится чем-то иным. Грань между коррупцией, «множащей хаос» и разрушающей ткань общества, и коррупцией - «традиционными отношениями» весьма тонка и подвижна. Особенно если учесть, что первая очень любит выдавать себя за вторую: все так делают, ибо «так испокон на Руси было».

Коррупция: два подхода

Существует два основных подхода к пониманию коррупции.

В первом - традиционном - подходе коррупция, безусловно, воспринимается как «зло», буквально «нарушение» - негативное явление, которое подлежит тотальному искоренению во имя процветания человечества.

Второй подход говорит, что коррупция - это органичная часть экономики, политики и самой сути жизни. «Какое же это нарушение, - возражают сторонники этого подхода, - если почти 100% людей так или иначе вовлечены в коррупцию?» Исходя из такого понимания, нарушением и ненормальностью становятся как раз «чистые» сделки, когда за ними не стоит ничего, кроме того, что предписано законом.

Следствием первого подхода являются бесконечные комиссии по борьбе с коррупцией, вялое общественное порицание и нелепые рейтинги этой самой коррупции, где лидерами неизменно оказываются врачи и учителя, так как чуть более чем полностью они задействованы в этой «неформальной экономике». Так формальный подход ставит на один уровень $2 млн Улюкаева и коробку конфет для нянечки в городской больнице. Это один и тот же факт коррупции, омерзительный, вредный и требующий адекватного наказания. Потому что коррупция - преступление, взимание мзды за те услуги, которые и без неё уже оплачены сполна строго в рамках существующих нормативных актов.

Второй же подход говорит, что коррупция - это нормально. Пётр Щедровицкий вообще сказал, что в России никакой «коррупции» нет и в помине, так как коррупция - это «атрибут капиталистического общества, а наше общество таковым не является, и ещё не известно, станет ли в обозримое время». То есть в нашем «феодальном» обществе все эти умные понятия «капиталистической политэкономии» неприменимы. А пока российская коррупция - это что-то вроде крестьянского оброка. И пока «крепостное право» у нас не отменят, будет и оброк. Симон Кордонский тоже, например, сторонник такого подхода, и с очень похожим обоснованием: коррупция - это отношения в классовом обществе, а у нас, мол, общество сословное, и коррупция превращается в «сословную ренту», связывающую разные сословия в целостность.

Но все эти отвлеченные дискуссии о природе коррупции в конкретном случае бессмысленны. Когда кто-то получил кулаком по лицу - можно, конечно, всё это с некоторого расстояния описывать как историческую неизбежность, взаимодействие социальных ролей в сословном обществе и указывать, что при царе Горохе били чаще и в основном кнутом, но с точки побитого, это по-прежнему остаётся больно и неприятно. И требует - как и случаи вымогательства, угроз уничтожения бизнеса, шантажа - ответа и защиты.

Каков реальный вред коррупции?

Но как её ни назови, коррупция, всё же несёт в себе настоящую угрозу. Проблема коррупции не в том, что она удорожает любые экономические взаимоотношения с участием власти (с этим вполне можно смириться, заложив дополнительные средства на обеспечение этих взаимоотношений), а в том, что она делает эти взаимоотношения непредсказуемыми. И это подрывает основы самого капитализма, который, как известно, строится именно на предсказуемости всех участников процесса, в полном соответствии с протестантской этикой, где все ходы уже определены Богом. Протестантская этика, породившая капитализм, как учит нас Макс Вебер, основана на представлении о безусловной предопределенности, «правильности» в смысле соответствия правилам любого события или явления.

Так что, возможно, максима Щедровицкого может быть верна и в абсолютно обратном смысле - не «у нас нет коррупции потому, что у нас нет капиталистического общества», а «у нас нет капиталистического общества, потому что капиталистические отношения сжирает коррупция».

Следствием этого является невозможность планировать и рассчитывать никакое экономическое и «бизнесовое» взаимодействие. Она рождает неопределённость, и эта неопределённость определённо вредна. В традиционных обществах вроде Китая и Индии коррупция органично вписана в систему тамошнего общественного договора - веками люди с самого детства понимают кому, за что и сколько нужно занести, а в бесконечно модернизирующихся обществах, вроде современной России, каждый бюрократ и проводник власти изобретает и вводит традицию по-новому, придумывает свои законы, ставки и процедуры. То ли ты сможешь открыть летнюю веранду своего кафе, то ли не сможешь - всё зависит от воли и жадности конкретного чиновника в городской управе. Это и рождает неопределённость и являет собой реальный вред коррупции.

Более того, особенно опасна коррупция именно в развивающихся обществах, находящихся в процессе модернизации, таких как российское.

Здесь каждое новое поколение стремится переделить всё, что выпало из рук старого, и коррупция здесь регулирует не отношения между собственниками какого-либо имущества (ресурсов, власти, чего угодно), но сама устанавливает эти отношения, наделяя одних богатством и лишая его других. В таких странах, как Россия, коррупция превращается из хронической вялотекущей болезни в настоящую раковую опухоль, грозящую погубить весь организм.

Надо ли бороться с коррупцией?

Бороться с коррупцией надо. Но победить её, к сожалению, невозможно. Люди, которые говорят, что в Европе, США, Сингапуре и где-либо ещё полностью искоренили коррупцию - не совсем понимают, что говорят. Конечно, более или менее она скрылась из виду, но никуда не исчезла.

Коррупцию просто загнали в жёсткие рамки, она стала институциализирована и предсказуема. Чиновник после увольнения получает место консультанта в крупной компании, родственники большого яркого политика не знают никаких карьерных проблем, дети лидера национального профсоюза становятся самыми молодыми парламентариями - и так далее. Коррупция стала респектабельной, приобрела благородную седину, стала предсказуемым и прозрачным для элиты фактором любого политико-экономического взаимодействия.

Кадр из телесериала «Карточный домик»

В Португалии, например, до сих пор горячо обсуждают случай давних лет о покупке португальским флотом двух подводных лодок у Германии. По мнению многих неравнодушных португальцев, это ярчайший пример коррупции в истории страны. Португалия купила совершенно ненужные ей лодки, и вскоре за этим последовал внезапный карьерный взлёт некоторых португальцев в различных евробюрократических структурах - премьер Баррозу пересел в кресло главы Еврокомиссии. Возможно, это совпадение? Может, да, а может, и нет. Тем более что прокуратура Германии вела долгое и ни к чему не приведшее расследование этой сделки на миллиард евро.

Но безнадёжность сражения вовсе не отменяет его жизненной необходимости. Загнать коррупцию в рамки, институционализировать её, сделать «предсказуемой», «просчитываемой» - вот настоящая задача для борцов с коррупцией.

Самый верный путь для этого - лишить её излишней кормовой базы.

Нужно шаг за шагом выводить из коррупциогенной среды важные элементы отношений в современном обществе. Если власть перестанет быть прямым участником рынка создания прав собственности - это будет смертельный удар по наиболее ресурсной российской коррупции. Если многочисленные госорганы со словом «надзор» в названии исчезнут или сократятся вместе со своими функциями - мы заживем в другой стране. Если наконец и безусловно запретить помещать под стражу обвиняемых по ненасильственным преступлениям, - драматизм изменений поразит любое воображение. Таким образом, коррупция постепенно сузится до социально приемлемой нормы, станет просто очередным правилом игры, но не её определяющим фактором.

Коррупция и неопределенность

Сама по себе коррупция не вредна и не полезна - это просто один из способов взаимодействия между людьми. Но там, где она создаёт пространство неопределённости, где она создает или может создать «право» в обход установленных законом процедур - она однозначно несёт вред. Неопределённость, порождаемая коррупцией, вносит неуверенность в завтрашнем дне, делает невозможным осознанное и планомерное движение вперёд. Как один из способов взаимодействия между людьми коррупция неистребима. Но минимизация её вреда, сужение пространства неопределённости - вполне посильная задача для человечества, даже той его части, что занимает 1/6 поверхности суши нашей планеты.

Коррупция - это пагубное и довольно неприятное злодеяние, которое может совершаться в различных сферах деятельности. Все страны мира пытаются бороться с данным преступлением, которое негативно влияет на уровень благоустройства жизни граждан.

Что такое коррупция?

Слово "коррупция" происходит от древнего слов "corrumpere", что значит "портить", и "corruptio", расшифровывающееся как "продажность". Данный термин обозначает уголовное преступление, основывающееся на превышении своих должностных прав уполномоченными лицами, которые используют свое служебное положение с целью получения личной прибыли при оказании нарушающих закон услуг.

Кто может быть коррупционером?

Заниматься коррупцией может любое должностное лицо, наделенное какой-либо властью:

  • чиновник;
  • сотрудник правоохранительных органов;
  • депутат;
  • политик;
  • судья;
  • адвокат;
  • администратор какого-либо заведения;
  • врач;
  • учитель;
  • экзаменатор и т.д.

Откуда берется коррупция?

Прежде всего, коррупция относится к человеческим порокам. Если человек готов брать или давать взятки, а значит нарушать закон, то это говорит об отсутствии у него моральных и нравственных устоев. Совестливый человек никогда себе не позволит заниматься подкупом. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что коррупция берет свое начало в детстве, в неправильном моральном воспитании в семье.

Виды коррупции

Взяточничество может затрагивать обширные области человеческой деятельности.

Коррупция бывает:

  1. Индивидуальная. Это самый мелкий вид коррупции, который обычно имеет несистематический характер и относится к бытовому виду. Чаще всего такое взяточничество затрагивает небольшие суммы обмена.
  2. Мелкая. Это маломасштабный вид коррупции, который имеет тенденцию совершаться повседневно. Мелкая коррупция относится к бюрократическо-общественному типу. Часто имеет внешне законный вид, основывающийся на путях обхождения законов. При мелком взяточничестве также фигурируют не очень большие суммы, а предметом нарушения закона является решение обыденных вопросов, в таких местах, как: больницы, школы, местные налоговые и правоохранительные органы.
  3. Политическая. Такой вид коррупции относится к большому или "грандиозному" уровню. Обычно взяточничество такого типа касается незаконного превращения государственных активов в частные. Одна из сторон, нарушающая закон, будет являться политическим деятель. Этот вид коррупции считается наиболее пагубным для народа и ведет к становлению правительства клептократическим.

Борьба с коррупцией

С взяточничеством можно бороться совершенно разными методами:

  • Главным, из которых является обязанность граждан сообщать о фактах коррупции, свидетелями которых они стали.
  • Также государство может бороться с подкупами посредством увеличением зарплат населению.
  • Одним из действенных методов борьбы с подлогами является строгое оперативное наказание.
  • Победить коррупцию поможет упрощение бюрократических процедур.
  • Еще одним способом борьбы является предотвращение коррупции с помощью правового и этического воспитания населения.

Кому сообщить о коррупции?

Взяточничество, подкупы и подлоги ухудшает благосостояние и уровень жизни не только страны в целом, но и каждого гражданина в отдельности. Поэтому очень важно проявлять бдительность и сообщать о коррупции органам власти. Делать это стоит даже при малейших подозрениях о ее совершении. Но куда сообщить о коррупции?

Борьбой с коррупцией занимается в нашей стране Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), которое подразделяется на Главное управление экономической безопасностью и противодействие коррупции (ГУЭБиПК) и Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ.

Чтобы доложить о вымогательстве взятки служебным лицом или о злоупотреблении своими полномочиями чиновника, следует обратиться в ГУЭБиПК МВД РФ по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3. Также можно обратиться в региональные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК (работают данные службы круглосуточно).

Найти контакты нужного подразделения всегда можно на официальном сайте регионального ОВД.

Когда гражданин становится свидетелем вымогательства взятки сотрудниками правоохранительных органов (включая работников ОВД), ему следует обратиться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения.

Чтобы избежать утечки информации при донесении на сотрудников ОВД, следует обратиться в подразделение собственной безопасности. Адрес ГУСБ МВД РФ: г. Москва, ул. Пионерская Б., д. 6/8.

Как можно сообщить о коррупции анонимно?

Согласно закону, уполномоченные структуры обязуются сохранять в тайне имя человека, который сообщил о факте нарушения действующего законодательства, связанного с коррупционной деятельностью.

Если же свидетель взяточничества настаивает на анонимности заявления ввиду обеспокоенности за собственную безопасность, он может попробовать воспользоваться услугами почты, электронными анонимными сервисами или же общественной телефонным аппаратом. Вне зависимости от пути получения все заявления принимаются во внимание соответствующими службами.

Напрямую к Президенту

Воспользовавшись услугами интернета, можно напрямую отправить письмо Президенту РФ, должностному лицу Администрации Президента РФ или же в Администрацию Президента РФ. Сделать это можно на официальном сайте.

По желанию можно воспользоваться помощью антикоррупционных СМИ.

Также есть возможность анонимно обратиться в межрегиональную общественную организацию. Адрес: 123007, Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7/1.

Если вы узнали о коррупции на работе, вы можете сообщить об этом в правоохранительные органы. Подробно опишите все обстоятельства, если у вас есть какие-то подтверждающие ваши слова документы - используйте их, и обращайтесь в прокуратуру, Следственный комитет или полицию по телефонам доверия или через формы на сайте. Обращение можно отправить и анонимно.

Понятно, что это непростое решение, которое может повлечь серьезные последствия и для виновных лиц (закон устанавливает ответственность за коррупцию вплоть до уголовной), но и для вас. В Госдуму сейчас внесли законопроект, защищающий сотрудников, которые сообщили о коррупционных правонарушениях. Если проект будет принят, сообщившего о коррупции будут в течение двух лет защищать от увольнения и другого ущемления прав на работе, помогут скрыть его личные данные, если он будет участвовать в судебном процессе - предоставят юридическую помощь.

Также можно привлечь общественные организации и СМИ. Последним вы можете передать сведения с условием неразглашения вашего имени, что предусмотрено Законом “О СМИ”.

Если ситуация приобрела серьезный характер, ведется расследование и идет судебный процесс над коррупционерами, то к вам как свидетелю (потерпевшему) по делу могут быть применены меры государственной защиты. Такие меры могут применяться и до возбуждения уголовного дела. Главное, чтобы опасность, вам угрожающая, была воспринята сотрудниками правоохранительных органов, судом как реальная. Лучше самому письменно попросить о применении мер защиты, подробно описав существующие угрозы. Здесь все может быть как в фильмах: от предоставления личной охраны и охраны жилища до переселения на другое место жительства, изменения документов и внешности.

Сообщить о коррупции – это серьезный гражданский поступок, возможные последствия которого иногда трудно предугадать. И решать этот вопрос лучше с компетентным юристом, которому вы доверяете.

Чем вам так "насолил" вопрошающий?)) если он узнал (услышал, видел), то доказательств у него, естественно не может быть, а если он замешан, то единственный способ не рисковать это либо уволиться либо перевестись в другой отдел (район и тд.). коррупцией пронизана вся система гос управления и "предателей" все равно она отторгнет.. перспективы судебной у подобных случаев доноса нет, поскольку нужна подстава (деньги в руки передать), анонимное сообщение отправят в мусорную корзину поскольку вода без фактуры (там и итак все всё знают)..если не хочешь иметь дело с коррупцией, то не работай в этой среде..донос, участие в подставе, слив инфы обернется для инициатора в ЛЮБОМ случае боком.