Ветераны подразделения особого риска. Что скрывает «Комитет ветеранов особого риска»? Ветераны пор


На сегодняшний день, в соответствии с приказом министра обороны «общественная организация ― «Комитет ветеранов подразделений особого риска» ― решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы», — .

«По нашему мнению, передача одной из общественных организаций государственных функций нарушает основополагающий конституционный принцип равенства всех граждан и всех общественных организаций перед законом», — считают в «Беллоне».

В организацию «Беллона» часто обращаются люди, которым довелось быть ликвидаторами последствий радиационных аварий и катастроф.

Вот только один пример. 10 августа 1985 года в дальневосточной бухте Чажма на территории 30-го судоремонтного завода (воинская часть 63971) Военно-морского флота произошла авария на атомной подводной лодке К-431.

В атмосферу было выброшено около шести миллионов кюри радиоактивных веществ. Уровень радиоактивного загрязнения территории воинской части в десять тысяч раз превысил предельно допустимые нормы. В ликвидации аварии принимал участие гражданский и военный персонал завода, всего 2209 человек.

Большинство этих людей до сих не может доказать своё участие в ликвидации последствий аварии и, соответственно, не пользуется никакими льготами. Как писал об этом Григорий Пасько в своей статье « », «все документы, напрямую подтверждающие действий работников во время аварии (планы работы цехов, заказ-наряды, рабочие листки на выполнение конкретных работ, приказы и прочее), были уничтожены».

Бывшая медсестра воинской части Ирина Вяткина, принимавшая непосредственное участие в ликвидации последствий аварии, серьёзную долю облучения, стала инвалидом, но не может подтвердить свой статус «ветерана подразделений особого риска».

Одной из причин проблем, с которыми сталкиваются ликвидаторы, является запутанная, непрозрачная, забюрократизированная система учёта и выявления «ветеранов подразделений особого риска».

Собственно говоря, эта обязанность должна лежать на государстве. Люди, потерявшие своё здоровье, выполняя государственные задачи, имеют право на материальную компенсацию и общественное признание своей роли.

Но не всё так просто… В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 18.08.2005 года № 354 право участвовать в решении вопроса о праве людей на статус «ликвидатора» и положенные льготы было предоставлено «Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации».

Как поясняет юрист ЭПЦ «Беллона» Нина Поправко: «Данным приказом утверждена «Инструкция о порядке и условиях выдачи удостоверения». В соответствии с пунктами одиннадцать и двенадцать данной Инструкции, ушедшие в запас военнослужащие и бывшие гражданские специалисты, пострадавшие от радиационных катастроф и участвовавшие в ликвидации их последствий, подают заявления в военные комиссариаты по месту жительства. Далее запрос направляется в воинскую часть, где заявители проходили службу или работали в качестве гражданских специалистов».

По словам Поправко, если воинская часть подтверждает факт службы, то запрос направляется в министерство обороны и в Комитет ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Именно сотрудники ветеранского комитета формируют «личное дело» заявителя и дают экспертное заключение по документам, которые он предоставил.

«Таким образом, именно общественная организация — Комитет ветеранов ПОР дает экспертное заключение и решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы, имеет ли он право на льготы, — говорит юрист. — С другой стороны, ни в одной инструкции, насколько мне известно, не прописана ответственность сотрудников и членов комитета за возможные ошибки, за неверно принятые решения».

Кто не отвечает на журналистские запросы

«Обращение людей на сайт «Беллона.Ру» и расследования наших журналистов и юристов, подтверждают тот факт, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» совсем не всегда встаёт на сторону ветеранов… Люди, пострадавшие от радиационных катастроф, не могут получить подтверждения своего статуса и положенные льготы. Это довольно-таки странная и закрытая организация. Практически невозможно получить информацию о её деятельности», ― говорит главный редактор сайта «Беллона.Ру» Рашид Алимов.

4 апреля 2007 года Алимов обратился с журналистским запросом к председателю ветеранского объединения Владимиру Бенцианову. Журналист попросил главу ветеранского союза обнародовать «статистику удовлетворенных и неудовлетворенных обращений граждан». Также Алимова интересовал вопрос о том, «какова роль Комитета ветеранов как общественной организации в принятии решения о выдаче или невыдаче удостоверения» и «на основании каких распорядительных актов организация была создана».

Запрос был получен одной из сотрудниц организации 9 апреля, что подтверждается почтовым «уведомлением о вручении». Но ответ из ветеранского комитета Алимов так и не дождался.

25 июня 2005 года журналист обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании бездействия (непредоставления ответа на запрос) со стороны «Комитета ветеранов подразделений особого риска» и его главы Владимира Бенцианова.

9 июля 2007 года Кировским районным судом требования журналиста были удовлетворены. Суд признал незаконным «бездействие государственно-общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска», выразившееся в не предоставлении ответа на запрос от 4 апреля 2007 года».

«Экологический правозащитный центр «Беллона» намерен и в дальнейшем обращаться в судебные инстанции, если должностные лица не будут отвечать на запросы граждан, активистов и сотрудников «Беллоны», ― говорит Поправко, представлявшая интересы журналиста в суде.

«Журналистские запросы и обращения граждан ― это важнейшая часть их информационных прав. А за реализацию информационных прав надо бороться, также как и за применение других правовых норм… Непредставление ответа на запрос журналиста фактически блокирует редакционную работу, что нарушает не только его права, но и права читателей и учредителей средства массовой информации», — заявляет юрист.

Кому и зачем нужны государственно-общественные организации?

Удовлетворение судебного иска редактора «Беллоны.Ру» к комитету ветеранов стало юридической победой «Беллоны», но многие вопросы продолжают оставаться без ответа. Во время судебного заседания глава ветеранской организации Владимир Бенцианов вручил адвокату Рашида Алимова официальный ответ на его запрос. Он также извинился за задержку с ответом, которая была, по его словам, связана «с пребыванием в лечебных учреждениях и длительными командировками».

Как говорится, лучше поздно, чем никогда… Впрочем, ответ Бенцианова даёт почву для новых, и весьма острых, вопросов. Владимир Яковлевич пишет, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска никогда во исполнение распорядительных документов Министерства обороны СССР не работал и прав на установление статуса «Участник действий подразделений особого риска» во исполнение поименованного Вами приказа МО РФ не имеет». Таким образом, глава организации фактически отрицает существование приказа министра обороны. Но «Беллона» обладает достоверной информацией о том, что такой приказ существует!

«Мы с большим уважением относимся к заслугам Владимира Яковлевича Бенцианова, но, конечно же, его ответ не может нас удовлетворить», — подчёркивает Поправко.

«Ситуация осложняется тем, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» является так называемой «государственно-общественной организацией», ― объясняет адвокат.

Статья 51 действующего федерального закона «Об общественных объединениях», принятого в мае 1995 года, предусматривает существование общественных организаций, созданных с участием государства.

В законе сказано, что «впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти». Но до сегодняшнего дня нормативные акты, касающиеся деятельности подобных объединений, не доступны для общественности. Эта тема фактически засекречена.

«Вполне вероятно, что многие нормативные акты просто не существуют, за двенадцать лет их не удосужились принять», — предполагает юрист «Беллоны».

Интересное положение получается… Министерство обороны передаёт одну из важнейших своих функций ― социальную поддержку бывших военнослужащих и гражданских специалистов ― общественной организации. Эта организация имеет особый и весьма «непрозрачный» статус. Сама организация отрицает тот факт, что она обладает подобными полномочиями… Замкнутый круг?

«Мне думается, что ситуация может измениться, если государство, в том числе министерство обороны, обнародует все документы и нормативные акты, связанные с государственно-общественными и общественно-государственными объединениями, ― считает Поправко. — Совершенно непонятно, почему эта информация должна быть секретной. В чём здесь государственный интерес? Кроме того, можно поставить под сомнение уместность самого существования подобных «привилегированных» общественных объединений. В правовом государстве все общественные организации должны быть равны перед законом, обладать равными правами, обязанностями и полномочиями».

Ответ Бенцианова Алимову вызывает много и других вопросов.

«Статус пострадавшего ни в одном из нормативных актов, по которым работает Комитет, не указан и обобщение данных о работе Комитета этими актами не предусмотрено. А поэтому никаких цифр, запрашиваемых Вами, Комитет представить не имеет возможности», — пишет глава организации. Получается, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» не осведомлён о правовом положении людей, пострадавших от радиационных катастроф и не владеет статистикой по этой категории граждан? Трудно, признаться, в это поверить…

В настоящее время редакция сайта «Беллона.Ру» готовит обращение в Министерство обороны Российской Федерации с требованием о предоставлении полной информации о порядке выявления и учёта ветеранов подразделений особого риска, пострадавших от радиационных катастроф. Если такая информация не будет предоставлена, редакция сайта «Беллона. Ру» намерена обратиться в судебные органы.

Сейчас в России активно обсуждаются планы создания новых ядерных объектов. Но не столкнутся ли нынешние работники атомной промышленности и сегодняшние военнослужащие с теми же проблемами, что и жертвы радиационной катастроф советской эпохи? Государство, которое намерено привлечь десятки тысяч новых людей в атомную промышленность, но не спешит выполнить своих обязательств перед ветеранами отрасли, напоминает азартного карточного игрока, который влезает во всё новые и новые долги и не спешит расплатиться со старыми кредиторами…

Начиная с 1992 года, действует принятый руководством страны законопроект о предоставлении ряда социальных льгот для ветеранов подразделений особых групп риска (правительственное постановление за номером 958). Данный закон не только определяет круг граждан, имеющих право на получение ветеранской книжки, но и указывает на виды социальной и материальной поддержки, на которую они могут рассчитывать.

Льготы участникам подразделений особого риска актуальны и в 2019-2020 году и будут предоставляться на общих основаниях.

Скачать для просмотра и печати:

Кто относится к льготникам

Участниками таких подразделений считаются военнослужащие различных войсковых подразделений (рядовой и командный состав, прапорщики и сержанты), а также приравненные к ним вольнонаёмные рабочие, непосредственно принимавшие участие в операциях, связанных с повышенной опасностью для жизни.

Сюда относятся:

  • члены испытательных групп, проводивших испытания ядерного вооружения, оружия массового поражения и боевых отравляющих веществ до 1963 года;
  • военнослужащие и другие категории граждан, участвовавших в ядерных испытаниях под земной поверхностью и других ситуаций, связанных с радиобиологической опасностью и оружием массового уничтожения;
  • лица, принимавшие участие в устранении последствий техногенных катаклизмов на наземных объектах, судах подводного/надводного базирования;
  • участники научно-исследовательских групп и военизированных подразделений, участвовавших в монтаже и размещении ядерных боезарядов до 1962 года;
  • все лица, находившиеся на ядерных полигонах и участвовавших сборе и утилизации радиоактивных отходов.

Важно! Для оформления субсидий и льгот обязательно ветеранское удостоверение!

Документы

Чтобы получить право на социальную поддержку, претендент собирает следующий пакет:

  1. Подлинные документы, подтверждающие прохождение гражданина воинской службы в указанный период времени ;
  2. Документы, устанавливающие факт принятия участия в операциях, связанных с повышенной опасностью для жизни;
  3. Медицинское заключение о полученных травмах, ранениях или инвалидности в ходе таких операций;

Кроме этого, гражданину придётся рассказать о собственном вкладе в проведение таких операций.

Важно! Помимо военнослужащих и приравненных к ним вольнонаёмных, получить удостоверение могут семьи, потерявшие кормильца, участника подразделений особого риска. В этом случае, на рассмотрение подаются документы умершего, подтверждающие право на получение льгот и личные бумаги для установления родственной связи.

Порядок оформления льгот

Ветеранские книжки участникам особых групп риска выдаются в соответствии с такой процедурой:

  • собирается пакет бумаг и собственноручно составляется заявление;
  • бумаги подаются на рассмотрение комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации ;
  • ответственный представитель формирует списки претендентов и заводит персональные дела;
  • при положительном решении, номер выданного удостоверения заносится в регистрационный журнал.
Важно! Сроки рассмотрения обращений занимают 2 месяца. После этого выдаётся удостоверение либо приходит отказ с указанием причин.

Льготы ветеранам

На государственном уровне, участникам групп особого риска гарантированы следующие виды социальной поддержки:

  • снабжение бесплатными лекарственными препаратами при нахождении на стационарно-амбулаторном лечении;
  • бесплатное , за исключением установки конструкций из драгметаллов;
  • ежемесячные налоговые вычеты на сумму 3 000 рублей;
  • снятие налоговых выплат на имущество;
  • обслуживание без очереди, включая получение путёвок на прохождение санаторно-курортного отдыха и лечения;
  • первоочередное вступление в жилкооперативы , садовые и гаражные товарищества;
  • приём без очереди в специнтернаты и учреждения для престарелых людей;
  • первоочередной приём детей в дошкольные образовательные заведения с компенсацией расходов на питание;
  • поступление без очереди в ВУЗы с предоставлением общежития и увеличением стипендии на 50%;
  • 14 дней к оплачиваемому отпуску.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Материальная помощь

Такие категории граждан могут претендовать на финансовые выплаты. Например:

  1. возмещение 50% затрат на оплату коммунальных услуг;
  2. при переводе на низкооплачиваемую должность в связи с ухудшением здоровья, доплата до суммы предыдущего оклада;
  3. оплата больничного листа в размере 100% вне зависимости от страхового стажа;
  4. компенсация в размере 50% на закупку твёрдотопливных ресурсов, при условии, что дом не подключен к централизованной газовой магистрали;
  5. дотация на приобретение продовольственных товаров - 881 рубль каждый месяц;
  6. доплата за причинённый здоровью вред - 1 114 рублей каждый год;
  7. разовая субсидия за получение вреда здоровью - 14 687 руб ;
  8. ежемесячное пособие в размере 2 397 руб.

Выплаты инвалидам


Для инвалидов в 2018 году были предусмотрены следующие выплаты:

  • - 29 374 разово + 1 468 рублей ежегодно;
  • - 20 562 разово + 1 468 рублей ежегодно;
  • - 14 687 разово + 1 175 рублей ежегодно.
Важно! Помимо всего, ветеранам групп повышенного риска компенсируется проезд на всех видах муниципального транспорта (кроме такси) в черте города и на пригородных линиях сообщения. Размер дотации определяется местной администрацией.

Льготы семьям


Семьи ветеранов в случае их смерти обретают право на социальную помощь, связанную с потерей кормильца.

В частности:

  1. возмещение половины затрат на услуги ЖКХ;
  2. первоочередное трудоустройство в случае сокращения с прежней работы;
  3. внеочередное обслуживание в любых отраслях бытовой сферы;
  4. предоставление мест в детсадах и санаториях;
  5. субсидия на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца - 881 рубль каждый месяц;
  6. материальная помощь каждому нетрудоспособному члену семьи - 222 рубля ежемесячно, вне зависимости от размера получаемых пенсий и пособий;
  7. разовая материальная помощь по потере кормильца детям и родителям - 29 374 и 14 687 рублей соответственно.

Кроме этого, такие семьи могут без очереди устраивать нетрудоспособных иждивенцев в специальные интернаты.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.


Ветераны подразделений особого риска

, подполковник юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Подразделения особого риска, ветераны подразделений особого риска – понятия достаточно новые. Мало кто знает, что стоит за этими словами. Богатое воображение может рисовать крутых парней, штурмующих дворец Амина, освобождающих заложников, участвующих в проведении специальных операций. Так ли это? Кто же они на самом деле, ветераны подразделений особого риска?

К ним прежде всего относятся непосредственные участники испытаний ядерного оружия, войсковых и других учений с применением такого оружия, лица, участвовавшие в устранении радиационных аварий на атомных надводных и подводных кораблях и других военных объектах, а также сборщики ядерных зарядов (до 31 декабря 1961 г.). Разумеется, они не суперсолдаты, но по силе духа и готовности к самопожертвованию не уступают им. Они изменили политическое лицо страны, придали государству статус мировой ядерной державы. О них пойдет речь в предлагаемой публикации.

На страницах нашего журнала впервые рассматривается данная тема. Любая информация о ядерных испытаниях, об авариях на ядерных установках долгое время относилась к сведениям, составляющим государственную тайну. Чернобыльская трагедия внесла свои поправки в информационную политику государства. В последнее время в открытой печати стали выходить материалы о создании атомной бомбы, истории испытаний ядерного оружия в СССР, достоянием гласности становится и печальная статистика аварий на атомных субмаринах.


Сведения справочного характера, исторические материалы, приводимые в статье, взяты из книги «Ядерные испытания СССР», подготовленной редакционной группой специалистов Министерства по атомной энергии и Министерства обороны Российской Федерации под руководством Министра Российской Федерации по атомной энергии профессора, о достижениях и потерях советских подводников подробнее можно прочитать в книге «Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы», авторы Л. Осипенко, Л. Жильцов, Н. Мормуль.

Данные материалы дают более полное представление о времени, месте, масштабах ядерных испытаний (аварий на ядерных установках) и о людях, принимавших участие в этих событиях. Они важны также для проведения анализа нормативных правовых актов , устанавливающих критерии непосредственного участия в действиях подразделений особого риска и порядок признания граждан ветеранами подразделений особого риска. К примеру, непосредственные участники свыше ста ядерных испытаний по действующему законодательству не являются ветеранами подразделений особого риска.

15 мая 1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » (№ 000-1). Закон предоставил широкие права и льготы лицам, принимавшим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие аварии.

Общество еще не знало о ветеранах подразделений особого риска, да и государственным мужам было пока не до них. То ли под давлением общественности (по принципу: «чем мы хуже других»), то ли по иным причинам 27 декабря 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает постановление «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». Возможно, что об испытателях ядерного оружия, сборщиках ядерных зарядов и ликвидаторах радиационных аварий на ядерных установках военных объектов еще долгое время бы не вспоминали, если не катастрофа на Чернобыльской АЭС. Действительно, не было бы счастья, да несчастье помогло...

Итак, ветераны подразделений особого риска. О них впервые заговорили, как уже отмечалось, после принятия Верховным Советом Российской Федерации постановления от 01.01.01 г. № 000-1.

Верховный Совет Российской Федерации в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, постановил распространить действие Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 01.01.01 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 21. – Ст. 699. Закон в данной редакции уже не действует) на граждан из подразделений особого риска.

К гражданам из подразделений особого риска согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, Железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений;

б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;


в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Как Вы уже заметили, большая часть граждан из подразделений особого риска (пп. “а”, “б”, “д”) являются непосредственными участниками испытаний ядерного оружия. Продолжительное время, в течение более 42 лет, они оставались вне поля зрения государства. Вернее, наоборот, государство уделяло пристальное внимание этим лицам: с них брали подписки о неразглашении государственной тайны, в документах по учету личного состава не производились никакие записи, подтверждающие их причастность к испытаниям атомного оружия, скрывались дозы полученной радиации – делалось все, чтобы люди забыли и нигде не вспоминали о своей прошлой деятельности. А вот созданное при их непосредственном участии ядерное оружие превратило страну в мировую ядерную державу!

В 1999 г. на фоне непрекращающихся политических и экономических потрясений многие не обратили внимание на важное историческое событие – пятидесятилетие испытания первой советской атомной бомбы. Между тем каждый из нас, от Президента Российской Федерации до лица без определенного места жительства, понимает, что пока Россия обладает ядерным потенциалом, с нами всегда будут считаться, у нас есть исторический шанс поднять страну на ноги, достичь уровня развития западных держав.

Нельзя забывать также, что создание атомной бомбы – это великий подвиг советского народа, сравнимый, наверное, только с победой в Великой Отечественной войне.

Харитон, Главный конструктор первой советской атомной бомбы, писал: «Наша страна входила в атомную эпоху в исключительно тяжелых условиях. Из-за тягот военного времени люди были напряжены до предела, промышленность и хозяйство европейской части СССР разрушены, десятки миллионов наших соотечественников погибли в войне. ... Я поражаюсь и преклоняюсь перед тем, что было сделано нашими людьми в 1946 – 1949 годах.

Было нелегко и позже, но этот период по напряжению, героизму, творческому взлету и самоотдаче не поддается описанию. Только сильный духом народ после таких невероятно тяжелых испытаний мог сделать совершенно из ряда вон выходящее: полуголодная и только что вышедшая из опустошительной войны страна за считанные годы разработала и внедрила новейшие технологии , наладила производство урана, сверхчистого графита, плутония, тяжелой воды».

Через четыре года после окончания смертельной схватки с фашизмом наша страна ликвидировала монополию США на обладание атомной бомбой.

Испытания ядерного оружия явились одной из главных основ создания ядерного щита СССР. По мнению ученых, результаты ядерных испытаний долгие годы будут иметь большое значение для обороноспособности России и будут являться одним из элементов военно-технического фундамента нашей национальной безопасности.

ИЗ ИСТОРИИ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ СССР

Начиная со взрыва первой атомной бомбы и кончая последним ядерным испытанием в 1990 г. на полигоне «Новая Земля» СССР провел 715 различных ядерных испытаний: атмосферных, наземных, высотных, подземных, подводных и надводных, во время которых решались различные вопросы разработки и модернизации ядерного оружия, воздействия ядерного взрыва на военную технику, а также использования ядерных взрывов в мирных целях. В этих экспериментах было взорвано 969 ядерных устройств. Для сравнения можно отметить, что США провели 1056 испытаний ядерного оружия и ядерных взрывов в мирных целях с подрывом 1151 ядерного устройства.

Специалисты выделяют следующие этапы ядерных испытаний СССР:

Организован специальный комитет при ГКО для создания ядерного оружия, который возглавил заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР

Организовано Первое главное управление (ПГУ) при СНК СССР для создания атомной промышленности. Начальник – . В состав ПГУ вошел научный руководитель проблемы (постановление ГКО от 01.01.01г.)

Создано КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр – ВНИИЭФ, г. Саров) для разработки ядерного оружия. Начальник объекта –– . Главный конструктор –

Создана Горная сейсмическая станция для проведения ядерных испытаний. В 1948 г. преобразована в учебный полигон № 2 Министерства Вооруженных Сил (Семипалатинский испытательный полигон). Научный руководитель – , командир – генерал-лейтенант

сентябрь

В Генеральном штабе Вооруженных Сил создан специальный отдел по испытаниям ядерного оружия. Начальник – генерал-майор

На Семипалатинском полигоне испытана первая советская атомная бомба (РДС-1)

Испытание первой советской термоядерной бомбы РДС-6с на Семипалатинском полигоне

Войсковое учение с применением атомной бомбы на Тоцком полигоне. Руководитель – Маршал Советского Союза

Создание "Объекта - 700", впоследствии – полигон "Новая Земля". Начальник – капитан 1 ранга

Первое испытание (подводное) на полигоне "Новая Земля"

Испытание термоядерного заряда – прототипа современного оружия. Самый мощный ядерный взрыв на Семипалатинском испытательном полигоне – 1,6 Мт

СССР объявляет односторонний мораторий

Первое подземное ядерное испытание на Семипалатинском полигоне, штольня В-1

Самое мощное ядерное испытание СССР на полигоне "Новая Земля" (Е – 50 Мт, высота подрыва 4000 м)

Последнее ядерное испытание в атмосфере на полигоне "Новая Земля"

Вступил в силу Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, подписанный в Москве 5 августа 1963 г. представителями СССР, США и Великобритании

Первое подземное ядерное испытание на полигоне "Новая Земля", штольня Г

Первый ядерный взрыв в интересах народного хозяйства – создание искусственного водоема (озеро Чаган), первое испытание в скважине (скважина 1004)

Первый групповой взрыв в двух скважинах

Первый ядерный взрыв в соляном массиве в скважине

А-1. Организация испытательной площадки Азгир (Казахская ССР) для отработки технологии промышленных взрывов в массиве каменной соли

Первое ядерное испытание с одновременным подрывом нескольких зарядов в одной штольне (штольня 14)

Самое мощное подземное испытание (Е – 165 Кт) на Семипалатинском полигоне

Самое мощное подземное испытание на полигоне "Новая Земля"

Ядерное испытание с максимальным числом одновременно подорванных ядерных зарядов (8) в одной штольне

Вступил в силу де-факто Договор между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, подписанный 3 июля 1974 г. в Москве и ратифицированный обеими сторонами в 1990 г.

Вступил в силу де-факто Договор между СССР и США о подземных ядерных взрывах в мирных целях, подписанный 28 мая 1976 г. и ратифицированный обеими сторонами в 1990 году

Советский Союз находится в состоянии одностороннего моратория

Последний промышленный взрыв СССР (Архангельская область , РСФСР)

Последнее ядерное испытание на Семипалатинском полигоне (скважина 1365)

Последнее ядерное испытание СССР (полигон "Новая Земля", штольня А13-Н)

Президент Казахстана закрыл Семипалатинский испытательный ядерный полигон

СССР (Россия) объявил о моратории на проведение ядерных испытаний

Распределение количества ядерных испытаний СССР по условиям их проведения

Наземный взрыв

Воздушный

Высотный и космический взрывы

Подводный и надводный

Подземный взрыв

скважина

Число испытаний

Распределение количества ядерных испытаний СССР по месту их проведения

Место проведения

"Капустин Яр"

Площадка Азгир

Число испытаний

Основные ядерные испытания СССР (82%) были проведены на ядерных полигонах (на Семипалатинском испытательном полигоне – 64% и Северном испытательном полигоне «Новая Земля» – 18%), а 18% ядерных испытаний – за их пределами.

В период с 1957 по 1962 гг. на РИП «Капустин Яр» было запущено 10 носителей для проведения ядерных испытаний. В их число входят все 5 высотных и космических ядерных испытаний. Территориально площадка «Капустин Яр» относится к Астраханской области РСФСР. Целью этих испытаний было исследование поражающих факторов ядерного взрыва.

Войсковое учение с применением атомного оружия состоялось 14 сентября 1954 г. с участием 45 тыс. военнослужащих. Местом проведения учений был выбран полигон сухопутных войск, расположенный в Оренбургской области , севернее поселка Тоцкое, в малонаселенной местности. Непосредственным участником этих учений был и, председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска.

Тоцкие военные учения 1954 г. были первыми и единственными учениями с участием военнослужащих, в ходе которых применялся подрыв ядерных боеприпасов (в США было проведено 8 учений подобного типа). Руководил учениями выдающийся полководец, трижды Герой Советского Союза, заместитель Министра обороны, Маршал Советского Союза.

2 февраля 1956 г. в районе г. Аральска, Казахская ССР, был проведен наземный ядерный взрыв. Целью испытания было исследование поражающих факторов ядерного оружия.

В период с 1966 по 1979 гг. на площадке Азгир в Гурьевской области , Казахская ССР, было проведено 17 ядерных испытаний в интересах отработки ядерных взрывных технологий для промышленных целей. Все испытания проводились в скважинах.

За исключением указанных выше ядерных испытаний, начиная с 1965 г. за пределами рассмотренных полигонов и площадок было проведено 100 ядерных испытаний, которые отнесены к категории промышленных взрывов (всего в мирных целях было проведено 124 ядерных взрыва, из которых 117 – за пределами ядерных полигонов).

В 1999 г. всеобщее прекращение ядерных испытаний было закреплено в рамках международного Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Таким образом, ядерные испытания представляли собой масштабную и во многом уникальную деятельность, которая опиралась на усилия огромных коллективов , различных министерств и ведомств , в целом всего государства, однако к гражданам из подразделений особого риска (ветеранам подразделений особого риска) относятся только лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного (термоядерного) оружия, боевых радиоактивных веществ, непосредственные участники учений с применением такого оружия.

О взрыве и сопровождающих его физических явлениях нужно было знать все. Такие знания можно было получить только в результате натуральных испытаний ядерного оружия. На ядерных полигонах в целях проведения ядерных испытаний и всестороннего их обеспечения создавались группы, научные отделы, службы, подразделения, управления, которые впоследствии получили общее наименование подразделений особого риска. Они комплектовались в основном офицерами Министерства обороны. Лица, проходившие службу в таких подразделениях, признаются ветеранами подразделений особого риска.

Статус подразделений особого риска имеют, например, воинские части, указанные в Перечне частей, входивших в состав войсковой части 31600 и дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 г. по 1989 г., а также воинских частей, в которых производились испытания БРВ (приложение № 6 к приказу Министра обороны 1996 г. № 000): 01003; 01132; 01173; 01308; 01315; 01446; 01675; 01983; 02306; 08827; 10950; 10960; 11064; 11118; 11148; 11151; 12657; 12687; 14053; 14168; 21646; 25806; 28380; 30003; 32262; 32397; 33960; 34514; 41772; 42609; 44063; 45855; 46109; 46552; 47118; 48724; 51836; 51869; 52605; 52645; 55115; 55134; 55176; 55760; 56050; 59256; 61657; 62105; 62109; 62208; 62209; 71259; 77181; 77191; 93853; 93864; 96633.

Место нахожденния архивов: ЦА МО РФ.

Испытания БРВ: в/ч 5110, архив – ЦА МО РФ, в/ч 51105;

в/ч 99795, архив – ЦА МО РФ, Центральный военно-морской архив МО РФ.

Все же прохождение службы в подразделениях особого риска не является безусловным основанием для признания граждан ветеранами таких подразделений. Многие ветераны никогда не служили в подразделениях, специально предназначенных для проведения ядерных испытаний (например, участники Тоцких учений).

Главным критерием для признания граждан, причастных к созданию ядерного щита Родины, ветеранами подразделений особого риска является непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, которое выражается в выполнении конкретных служебных обязанностей в период этих испытаний.

(Продолжение следует)

Постановление Правительства РФ от 21 октября 1992 г. N 806
"О Комитете ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Возложить на Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации:

ведение учета и хранение сформированных до 1 января 2005 г. личных дел граждан из подразделений особого риска и членов семей, потерявших кормильца из числа этих граждан, а также выдачу заключений по вопросам, связанным с непосредственным участием граждан в действиях подразделений особого риска, на основании документов, находящихся в указанных личных делах;

осуществление совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мероприятий по медико-социальной реабилитации граждан из подразделений особого риска.

2. Установить, что Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации принимает участие в пределах своей компетенции в разработке нормативных актов по вопросам социальной защиты граждан из подразделений особого риска.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Федеральному медико-биологическому агентству субсидии для Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.

4. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и мэрии Санкт-Петербурга:

обеспечить передачу в пользование безвозмездно Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге больничного здания на 300 коек с закрепленным имуществом для размещения научно-лечебного центра этого Комитета;

выделить в г.Санкт-Петербурге служебное помещение для размещения Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации и Медико-социальной экспертной комиссии этого Комитета.

5. Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф, выделить Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в 1992 году необходимые средства на участие в создании Регистрационного списка граждан, пострадавших от радиоактивного воздействия при авариях на ядерных объектах и в результате работ с использованием радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения.