Воспитание лидера в ребенке. Как воспитать ребенка лидером: мой личный опыт


Инструкция

Старайтесь поощрять стремление ребенка познавать все интересное, новое, а не просто выучить заданное.

Если есть переживания по поводу того, что у него что-то не получится, объясните о невозможности чего-либо добиться без риска. Но донесите до его , что рисковать надо в разумных пределах. Например, глупо перебегать через дорогу перед идущей близко машиной.

Не забывайте, что уверенность в себе воспитывается в ребенке с первых шагов, поэтому внушайте ее, подбадривайте. Объясните, что как бы высоки не были способности, прежде всего надо верить в успех и в то, что он способен это выполнить. Люди охотнее идут за уверенным человеком, а не за тем, . Решительность пригодится ему в жизни еще не раз.

Не оберегайте ребенка излишне от ошибок, т.к. в результате он приобретает практический опыт, учится принимать сам решения, а также отвечать за их . Поэтому не сдувайте с него пылинки и не старайтесь предохранять от ошибочного шага.

Не бросайтесь сразу на помощь своему чаду, если на его пути встретились трудности, не делайте что-то за него. Узнайте его предложения по поводу выхода из данной проблемы. Ведь умение предложить свой вариант и возможности ее решения – это является отличительной чертой лидера. Если он предлагает неправильно, попробуйте осторожно подсказать для него верный путь. Но за него ничего не надо, только подскажите.

Позвольте ребенку мечтать, независимо от того, насколько его мечты далеки от жизни. Но очень важно, чтобы он думал об их осуществлении, а не просто мечтал.

Содействуйте совершенствованию навыков лидера на практике. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию, кружок, где он сможет приобрести опыт в сфере общения и умение выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Если ребенок не понимает, чего же он хочет, помогите ему с определением его интересов. Действуя в хорошо знакомой ему сфере, он приобретает уверенность, которая и лежит в основе лидерства.

Научите ребенка умению поддерживать прекрасные отношения со всеми детьми, а не только с друзьями. Поделитесь с ним с одним из секретов лидера - здороваться с людьми каждый день и улыбаться им.

Приучайте ребенка выступать без стеснения перед большой аудиторией. Такое умение является одним из главных качеств лидера. Подскажите ему, как надо правильно выступать. Пусть он поупражняется дома: читает вслух выученные стихотворения, прозу. Обращайте его внимание на то, где надо говорить тише или громче, где произнести более выразительно, на чем сделать акцент. Учите анализировать текст, вычленять главные отрывки.

Воспитывайте умение принимать критику без ощущения мучений, терзаний и стыда. Но и критика должна быть направлена на исправление недостатков. Недопустимо унижать ребенка. Критиковать необходимо наедине, а не при всех. Делайте замечания по существу, не принижайте способностей ребенка. Например, если дочь устроила погром на кухне, не спешите ругаться, поинтересуйтесь, что она собиралась сделать. Возможно, ей захотелось приготовить что-то к вашему приходу, а не получилось.

Учите ребенка оценивать свои достижения и действия реально. Не хвалите за мнимый талант, если его на самом деле нет. У таких детей развивается неадекватная самооценка, растет самолюбие. Привыкнув к похвале от взрослых, они ждут этого от сверстников, а взамен получают насмешки, т.к. они не будут хвалить, если не за что. Поддерживайте желание ребенка быть самостоятельным, объяснив тактично, что любые навыки требуют опыта, подсказывайте ему, как лучше, предлагайте свою помощь.

Многие родители задаются вопросом «как воспитать в ребёнке лидерские качества?», но это совсем не означает, что они видят в своих чадах лишь больших начальников в будущем. Просто реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него тех самых черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Ребятам, живущим в стремительном сегодня просто необходимо быть каждому немного лидером. Поэтому и стараются мамы-папы сформировать лидерские наклонности даже у тех детей, которые изначально, может, совсем и не обладают таковыми, но со временем, при правильном воспитании, становятся и увереннее в себе, и активнее, и авторитетнее среди сверстников. А это в будущей взрослой жизни им придётся как нельзя кстати.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.

Ли́дер (от англ. leader) - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых - научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь - лопнет, недокачаешь - будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок - это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер - это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное - опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может - не всегда положительного.

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами - педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

Когда ребенок появляется на свет, на родителей ложатся заботы по уходу за ним - режим дня, кормление, купание, прогулки, посещение поликлиники, первое знакомство с окружающим миром. Мамы хотят, чтобы детки хорошо набирали вес, меньше мучились от колик и прорезывающихся зубов, не простужались и были активны. Время идет, а характер забот о ребенке меняется. Вы начинаете обучать его буквам и цифрам, знакомите со сказками, музыкой, театром, отдаете в группы раннего развития. На первый план уже начинает выходить развитие моральных и духовных качеств человека.

С определенного возраста воспитание ребенка переходит на новый план - родители участвуют в развитии его личности

Родители, которые задумываются о будущем своего ребенка, обычно видят подробные картинки того, кем он будет работать, какую создаст семью, какие качества будут преобладать в его характере. Представить ребенка слабым и безответственным, находящимся на побегушках у сильных и волевых сверстников – худший кошмар любой вдохновленной матери, особенно если речь идет о мальчике. Как воспитать лидерские качества в малыше? Как вырастить волевую, сильную, но добрую и сострадающую личность? Каких ошибок нужно избегать, чтобы потом ваш сын или дочка не страдали от собственной стеснительности и пассивности?

Начнем с семьи

Наверное, многие родители, увлекающиеся психологией, сталкивались с разными мнениями - становятся ли дети лидерами в процессе психологического развития или уже рождаются с запрограммированным набором качеств, определяющих лидерство. Современные психологи считают, что моральный портрет человека зависит на 40 процентов от генетической предрасположенности, на 60 процентов - от воспитания. Получается, что пример родителей и психологическое развитие оказывают большее влияние, чем физиология. Может ли вырасти лидер у неудачников? Чаще всего нет. Хотя бывают случаи, что ребенок, неудовлетворенный условиями жизни, стесненный и напуганный сверстниками, вырастает в жесткого лидера, стремящего не повторить ошибки своих родителей и получить то, что недодало ему детство.

Обычно лидеры появляются в семьях, где царит благополучие, любовь и взаимопонимание, а также у родителей, которые сами достигли в жизни определенных высот и стараются привить малышу собственные лидерские качества.



Вырастить ребенка-лидера способны родители, обладающие такими же качествами

Говорим правильно

Очень часто от родителей можно услышать обидные фразы, обращенные к малышу, отпущенные не потому, что родители его не любят, а потому, что раздражены или устали после работы. Родители часто сами программируют в ребенке неудачника, произнося: «Как я от тебя устала!», «Когда же ты поумнеешь наконец?», «Не рассуждай, а делай, что говорят!». Мать может назвать нашалившего или не справляющегося с чем-то малыша «тупицей», «дураком», «лентяем».

Сын испугался собаки? Тогда он «трус». Дочка заплакала от того, что уронила в грязь куклу? Значит, она «плакса» или «рева-корова». Брошенные с грубостью, нелюбовью обидные прозвища ранят ребенка не меньше, чем дразнилки сверстников в саду или школе, приятелей во дворе. Главное требование к родителям – следите за собственными эмоциями и речью. Своими словами вы программируете грядущие неудачи ребенка, его пассивность, стеснительность и неуверенность в себе. Больше хвалите ребенка, говорите, что у него все получится, только надо немного постараться. Прививайте любовь к труду, уважение к таланту.

Уделяем внимание

Многие родители сетуют на то, что времени на общение с ребенком не хватает. Трудно осуждать за это работающую мать, которой нужно успеть и частично обеспечить семью, и в доме убрать, и поесть приготовить, и проследить за тем, как делаются уроки. В этом отношении легче, когда мать сидит дома, а деньги зарабатывает и карьеру делает только отец. Так бывает нечасто, особенно если семья неполная.


Случается, что за собственными неурядицами родители не могут уделить ребенку достаточно времени

Занятость – не причина отсутствия воспитания у сына или дочери и отсутствия взаимопонимания между старшим и младшим поколениями. Разговаривайте с ребенком: пусть это будет несколько минут по дороге в школу или детский сад, на кухне во время того, как вы варите суп, или перед сном. Каждый день обсуждайте проблемы ребенка. Находите хотя бы 20 минут, чтобы сыграть с ним в его любимую игру, посмотреть новый рисунок, послушать понравившуюся песню или посмотреть вместе мультфильм.

Малышу важно, чтобы вы разделяли его интересы, хвалили его, а не только покупали модные игрушки, современные мобильные телефоны и планшеты. Прекрасная традиция – чтение с мамой перед сном. Пусть даже малыш сам давно умеет читать, покупайте периодически интересные книги с картинками и читайте вслух перед тем, как ребенок заснет. Родительский голос, интонация, энергетика останутся с малышом на часы сна, и он будет ближе к вам и во время бодрствования.

Лидирует или капризничает?

Всегда ли мама, желающая взрастить в своем ребенке лидерские качества, может отличить настоящее лидерство от обычных детских капризов и агрессии? Конечно, нет. Случается, что мама умильно вздыхает и говорит: «Да он настоящий лидер», когда сын командует ватагой малолетних ребятишек, прибирая к рукам все их игрушки и сладости. «Он просто лидер» - оправдывает на детской площадке своего агрессивного сына отец, когда тот отбирает игрушку у плачущего карапуза. На самом деле это не лидерство, а невоспитанность, детская агрессия, диктатура и капризы.



Нужно уметь отличать проявление лидерских качеств и обычную капризность

Ребенок просто хочет иметь все, что находится в зоне его досягаемости. Доля лидерства в этом есть, потому что он проявляет силу воли и подавляет желания детей, но делается это в ущерб другому человеку - мы можем назвать явление «псевдолидерством».

Лидер – это человек, который пользуется авторитетом в определенном социуме, будь то детский сад или школа. Лидер не бывает бесталанным, он умеет и знает, когда нужно проявлять свои таланты и способности. Сверстники уважают его не за диктаторские качества, а за силу воли, способности, находчивость и изобретательность. Дети-лидеры нередко манипулируют своими ведомыми товарищами, поэтому могут легко перерасти в диктаторов. Дело родителей – не дать своему сыну или дочери испортить характер. Его лидерство должно уравновешиваться в семейной и других сферах жизни, малыш должен понимать, что он не идеален и не имеет права никем манипулировать.

Как воспитать лидера в школьнике?

Чаще всего вопросом «как воспитать в своем чаде лидерство?» задаются родители школьников младших классов, когда отношения в коллективе только формируются, дети начинают жить по-взрослому, беря ответственность за свои поступки, проявляя активность, учась и обнаруживая свои сильные и слабые места. Большую роль в этом играет учитель.

Давайте крохе возможность проявлять свою активность. Хорошо, если учитель будет уделять часы обучения не только прописным буквам и математике, но и знакомству детей, рисованию на вольные темы. Дать ребенку возможность рассказать о своем таланте или попробовать его найти – вот задача педагога младших классов.

Случается, учитель даже не знает, что ребенок свободно читает книги по целым главам или лепит из пластилина уникальные фигурки, хорошо поет или умеет готовить блинчики.



Родителям и школе нужно попытаться выявить уникальный талант ребенка, направить силы на его развитие

Советы по воспитанию лидерских качеств:

  1. Учите ребенка ставить четкие цели и вырабатывать план. В этом главный помощник – мама или папа. Это поможет малышу стать целеустремленным и разовьет силу воли.
  2. Развивайте моральную сторону маленького человека. Проявляйте милосердие и доброту сами, прививайте ребенку понятие, что это есть норма жизни. Любить животных и помогать тем, кто попал в беду, заниматься благотворительностью, делиться игрушками и сладостями – нормально.
  3. Уделяйте внимание духовному. Водите ребенка в театр и на выставки, развивайте его таланты. Религиозное воспитание, хотя в настоящие годы общество значительно секуляризировано, не бывает лишним.
  4. Учите ребенка брать ответственность на себя, не лгать и не переваливать вину на других. Главная черта лидера – это сила воли и душевная сила.

Определить лидерство малыша можно и во время игры. Психологическая игра «Адаптация»:

  1. Разделите несколько человек на две команды. Играть может школьный класс, просто группа приятелей. Одна команда получит красные жетоны - это будут те, кто отдает распоряжения. Другая получит желтые жетоны – те, кто будут выполнять распоряжения.
  2. Команда с красными жетонами определяется после проведения разминки. Задание – ребенок должен представить окружающим своего соседа справа, предварительно поговорив с ним пару минут. Яркие личности и наделяются красными жетонами. Остальные получают желтые.
  3. Вокруг каждого лидера формируется микрогруппа. Задание – нарисовать дружеский шарж, идею подает лидер, рисуют обладатели желтых жетонов.
  4. Готовые шаржи должны попасть в разные группы. Задание – придумать смешную подпись под рисунком.
  5. Задание «трех Д»: «друг для друга». Микрогрупы дают друг другу задания.
  6. Заключительное задание, одно для всех групп от ведущего игры.


Психологические игры улучшают отношения в коллективе и помогают выявить лидеров

Игра на скорость «Начали!»:

  1. Первое задание. Группа детей должна организованно и быстро закричать слово «Начали!». Какая группа быстрее и слаженнее выполнит задание – та и победила. В выполнении обнаруживается наиболее активный ребенок.
  2. Второе задание. Исходное положение – дети сидят на стульях или на земле. Группа детей должна быстро встать по команде «Начали!».
  3. Третье задание «Полет на Марс». В группе нужно распределить роли капитана, штурмана, механика, пассажиров и «зайца».
  4. Четвертое задание. Экипажи прилетели на Марс. Нужно распределиться в марсианских гостиницах. Номера в гостиницах разной вместительности – от трехместных до одноместного. Тот ребенок, который окажется в процессе игры в одноместном номере, либо лидер, либо отверженный.

Мини-игры

Игра в «семейную фотографию»:

  • ребята должны расположиться таким образом, словно готовятся к семейной фотографии;
  • выбирается «фотограф» - лидер, который и будет всех рассаживать, назначать роли «дедушки», «бабушки», «мамы», «папы» и т.д.


Модели для семейного фото должны подчиняться «фотографу»-лидеру

Игра в «день рождения»:

  • Предлагается группе малышей написать на листе бумаги, кого бы каждый пригласил к себе на день рождения, причем не более 3 человек.
  • Несколько человек, которые оказываются самыми популярными из приглашенных, становятся «именинниками».
  • «Именинники» приглашают в себе в гости всех ребят. Ребята в свою очередь выбирают, к кому хотят пойти в гости.

Помогаем малышу стать лидером

Как помочь ребенку развить ранние лидерские качества:

  • во время прогулки доверьте ребенку самому нести свою игрушку, бутылку с водой или сумочку;
  • идете на детскую площадку - предложите малышу вспомнить дорогу самому;
  • если на площадке есть незнакомые дети, предложите вашему чаду самому подойти и познакомиться, не забывая о нормах вежливости;
  • разговаривайте с малышом как со взрослым, употребляйте меньше уменьшительно-ласкательных слов, называйте все четко;
  • часто спрашивайте у ребенка: «А как ты думаешь?», советуйтесь с ним;
  • не смейтесь над детскими желаниями и наивными вопросами малыша.


Родителю важно иногда советоваться с ребенком и прислушиваться к его мнению

Главное - вырастить гармоничную личность, научить ребенка уважать других и проявлять свои лучшие качества. Развивайте врожденные таланты человека, не стоит водить от природы отличного художника в музыкальную школу, а вокалиста – на уроки хореографии. Искренне доверяйте своему ребенку, любите его, соблюдайте во всем меру и разумность, помогайте стать тем, кем он хочет.

Кто такой лидер? Это человек, умеющий и знающий, как вести за собой других людей, как их организовать для выполнения собственных и общественных потребностей. Но не путайте лидерские качества ребенка с диктаторскими - это два различных понятия, которые, как батарейки, имеют противоположную полярность. Человек, вырастающий лидером, до конца остается положительным и ответственным персонажем, который идет к своей цели не «по головам», а находя обходные правильные пути. Именно такого положительного лидера хотят вырастить большинство родителей, поскольку они мечтают радоваться его успехам в будущем, видеть в нем руководителя крупной компании или просто состоявшегося в этой жизни человека.

Но без поддержки и правильного воспитания ребенок вряд ли будет стремиться к лидерским вершинам. Если вы захотите оспорить этот факт и скажете, что лидеры бывают и в детских домах, где беспризорников никто не воспитывает, то этому можно найти верное объяснение - с темпераментом человек рождается, и если ребенок от природы «пробивной», то он сам захочет выделяться из толпы. Ну, а под крылом у родителей даже шустрые детки вырастают неприспособленными ко взрослой жизни из-за чрезмерной опеки. Поэтому, если у ребенка есть задатки лидера, то их, несомненно, нужно развивать.

Уже в возрасте 3-х лет можно заметить стремление малыша быть в центре внимания, собирать вокруг себя детишек во дворе и придумывать новые игры, обязательно становясь капитаном команды. Вот они - задатки лидера! Ребенок уже понимает, что он хочет выделяться из серой массы подчиненных и вести за собой других.

Дайте ребенку свободу действий

В 3 года малыш не может самостоятельно выйти на улицу без мамы, но в песочнице он играется без неё, преодолевая различные трудности в общении и стремясь научиться жить в социуме. Именно об этой свободе мы и говорим. Пока мы живем - мы учимся, и каждая наша ошибка - это опыт, из которого мы извлекаем полезные выводы. Пока вы бегаете за ребенком и решаете его проблемы в любых ситуациях (забрал сосед игрушку, ущипнула девочка в садике, толкнул братишка), вы не даете ребенку шанс самому разобраться со случившимся и почувствовать себя увереннее.

Из таких деток, за которых все и всегда делают родители, вырастают капризные и неприспособленные особи, которые с малейшей проблемой бегут к мамочке, не желая при этом даже подумать о возможном решении проблемы. Какой же лидер может вырасти из такого ребенка?

Если малыш чего-то сильно захотел, то подумайте вместе с ним, как это реализовать, и речь идет не о покупке дорогой игрушки, а о детских спортивных секциях или кружке рисования, или музыкальных, певческих занятиях. Покажите ребенку, что все свои желания нужно уметь реализовывать - пускай он учится качественно и быстро решать проблему, ведь это основное и главное качество лидера. Перед тем, как ребенка сделать лидером, родители должны подумать, а какой пример они сами могут ему показать? Ведь в первую очередь ребенок подражает своим маме и папе, учится у них справляться с трудностями. Так что будьте примером для подражания, и вы вырастите достойного сына или дочь.

Поддерживайте и хвалите своего малыша

Ребенок, которого постоянно ругают, указывают на недостатки, обзывают, с самого детства становится замкнутым и неуверенным в себе, и он эту неуверенность может пронести через всю свою жизнь, так и не дав волю чувствам. К сожалению, такие родители не понимают, что они «растаптывают» и калечат волю своего ребенка.

Если поощрять малыша хотя бы словами (никто не говорит о дорогих подарках), то ему захочется повторять снова и снова, доведя действие до совершенства. Так, например, если ребенок застеснялся на утреннике и не захотел читать стих, его не нужно ругать, иначе он будет бояться публики еще больше. Самые правильные слова в этот момент: «Ничего страшного не случилось. Не получилось в этот раз - обязательно получится в следующий! Ты лучше подготовишься, и я буду гордиться тобой еще больше!». С такой мотивацией ребенок лидер захочет сделать вам приятно, переборет свой страх и в следующий раз все-таки сделает этот маленький шажок на сцену. А чем больше ребенок раскрепощается, тем лучше он общается со сверстниками, и тем больше шансов, что он будет вести за собой толпу.

Изначально ребенка нужно раскрепощать еще в кругу семьи, учить с ним стихи и ставить стульчик посреди комнаты, чтобы все родные слушали малыша. Таким образом, ребенок преодолевает страх перед публикой, и в будущем с удовольствием будет выступать перед целым залом.

Особенно важно разговаривать с ребенком, объяснять ему, что пока он не рискнет что-то сделать, он не получит результат. Ведь как же он может утверждать, что он этого не сделает или у него не получится, пока он не попробует? Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, подбадривайте. Успешным и активным детям подражают другие детки, так что, начиная лепить из песка красивый замок, ваш малыш заметит, как к нему присоединятся все остальные.

Дайте лидеру «поле» для общения

Чтобы отточить свои лидерские навыки, ребенку необходимо общаться, причем не только с родными и близкими, но и с другими детками, будь то в песочнице, в детском саду или в школе. Ребенку нужно расширять свой привычный круг общения - отдайте его в спортивную секцию или в любую другую, но обязательно в ту, где могут проявиться лидерские качества, то есть где ребенок может быть капитаном (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, командные игры). Ребенок лидер - жизнерадостный, активный, старается всегда быть заводилой и сам придумывать правила игры.

Лидер умеет говорить

Среди прочих лидерских качеств ораторское искусство имеет не последнюю роль, ведь чтобы вести за собой людей, нужно уметь доносить до них свою мысль.

Учите ребенка правильно составлять предложения и внятно, понятно объясняться. Бывают детки, которые уже в 2,5 годика могут чисто и внятно рассказать свою мысль, а бывают и такие, которые в 10 лет запинаются и не могут слова соединить в предложение. А ведь это очень важно для лидера - уметь правильно сформулировать мысль, чтобы её поняли все окружающие. Вы можете следить за его речью в тот момент, когда ребенок играет, когда он разговаривает с вами или с друзьями, когда выступает перед бабушками или на утреннике. И обязательно подбадривайте малыша, уговаривайте его попробовать еще раз. Если с первого раза не получилось внятно рассказать папе о том, что случилось на улице, то пускай малыш соберется с мыслями, повторит все про себя, и только потом скажет это вслух. Придавайте крохе уверенности, ведь родители для него - самые важные судьи и помощники.

Лидер в ответе за свои слова

Врун никогда не станет лидером, потому что люди вокруг просто перестанут его уважать. Многие родители прощают своим маленьким деткам несерьезное вранье, когда они пытаются оправдать себя в том, что чашку с молоком разлил не он, а кошка. Но большая ложь растет из маленькой, и малыш должен понимать, что он в ответе за свои слова, ведь от его вранья могут пострадать другие. Лидер должен отвечать и за произнесенные фразы, и за свои действия, и за то, что последует за сказанным.

Воспитывайте в своем ребенке не только лидерские, но и человеческие качества - уважение к другим, умение прислушиваться к чужому мнению и считаться с ним, умение отвечать за содеянные поступки и находить выход даже в самых сложных ситуациях (при этом дайте понять ребенку, что вы всегда будете рядом и поможете в решении проблемы, но решать их за ребенка не будете). К тому же, лидерами становятся те дети, которые могут похвастаться своей находчивостью, умением проанализировать ситуацию и найти выход (возможно, не без вашей помощи, но именно по своей инициативе), и даже когда у них что-то не получается, они не сложат в унынии руки, а будут стараться до тех пор, пока не получат положительный результат.

Лидер умеет слушать и слышать

Настоящий лидер уважает других людей, прислушивается к их мнениям. Люди не пойдут за человеком, который всегда стоит на своем, унижает других и кричит без причины. Научите малыша всегда и везде здороваться со всеми, причем неважно - знакомые это люди или нет. Когда он впервые пришел в садик, пускай он поздоровается и обязательно улыбнется всем воспитателям, всем детками, и обязательно уборщице и повару - этим он уже заработает себе положительную репутацию. С позитивно настроенными и обаятельными людьми общаться приятнее, им хочется доверять и верить. Так что если вы заметили, что приветствие с улыбкой вошло в привычку малыша, и его не нужно принуждать к этому, значит, в нем начали зарождаться повадки лидера.

Но есть еще одна очень важная для лидера черта - это слушать и слышать критику в свою сторону, причем не обижаться на неё, не плакать и не забиваться в угол, а делать из неё конструктивные выводы. Если ребенку сделали замечание или покритиковали его действия, значит, он не смог всем угодить, и нужно обдумать, как сделать так, чтобы этого больше не повторилось. Человек, который не воспринимает критику, не хочет её слушать и делать выводы, показывает тем самым слабину своей души и явную эгоистичность.

Основные ошибки родителей

Зачастую родители настолько фанатично любят свое чадо, что они бросаются из крайности в крайность - отдают ребенка в спортивную секцию, а через месяц отправляют его в художественную школу только из-за того, что его похвалил воспитатель за красиво нарисованный рисунок. Родители «лепят» из ребенка, как им кажется, идеального человека, не обращая внимания на его темперамент, особенности поведения, виденье мира. Важно не только знать, как воспитать ребенка лидером, но и понимать, зачем вы это делаете, сможет ли ребенок оправдать ваши надежды или сломается под столь сильным напором.

Ребенок вряд ли оправдает звание лидера, если родители:

  • Вместо подбадривания кричат и ругают ребенка за его ошибки . В этом случае малышу просто не захочется повторять попытку и добиваться своего;
  • Совсем не помогают ребенку в решении его проблем. Конечно, малыша нужно учить самостоятельности, но на то вы и родители, чтобы всегда прийти на помощь, если ребенок этого попросит или если вы видите, что ситуация требует вашего вмешательства. Сколько бы ни было ребенку - 3 года или 60 лет, для своих родителей он всегда останется ребенком, и родители до конца жизни должны о нем заботиться;
  • Не верят в своего ребенка . Даже состоявшемуся в этой жизни человеку сложно жить без поддержки близких, а маленькому формирующемуся организму и вовсе болезненно прорываться в жизнь без слов «у тебя все получится!», «не опускай руки!», «мы в тебя верим!»;
  • Считают своего малыша идеальным и лучше всех. Даже если у ребенка что-то получилось, не стоит возвышать его над другими, иначе он загордится, и будет относиться к другим пренебрежительно. Достаточно ласково похвалить и сказать, что в следующий раз он сможет больше;
  • Хотят от своего ребенка больше, чем он может на самом деле. Так же, как ваши желания могут разниться с возможностями ребенка, которыми его одарила природа, также он может и хотеть совсем иного. И если вы навязываете ему публику, а он в силу своей чрезмерной стеснительности даже перед родными стих не может рассказать, то, может быть не стоит расстраивать и унижать малыша? Ведь вместо лидера вы можете получить ребенка со сломанной психикой. Человек с музыкальным талантом может никогда не стать художником, поэтому любите ребенка таким, каков он есть, и не «лепите» из него того, кем он быть не хочет.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Здравствуйте, дорогие родители!

Это целеустремлённый и волевой человек. Конечно, родителям очень хочется, чтобы их ребёнок обладал лидерскими качествами. Как воспитать ребёнка лидером? Как это сделать естественным поведением, а не заученной манерой?

Что значит быть лидером?

Для начала родителям нужно понять, что значит быть лидером? Кто этот человек, который может воодушевить группу людей и собрать вокруг себя коллектив.

Важно понимать, что все не могут быть «капитанами» команды и не нужно стремиться навязывать ребёнку именно руководящую функцию. Важно воспитывать качества присущие лидерам, без навязывания стереотипов и реализации себя в ребёнке.

Лидер – это не тот, кто идёт по головам, наплевав на чужое мнение и желания, это человек, который может привлечь внимание, владеет словом, его речь уверенна и сама по себе заставляет прислушиваться.

Такой человек не боится ответственности, имеет своё мнение и готов отстаивать его. Он не боится быть новатором или первопроходцем, не только мечтает, но и ставит цели, а так же продумывает план их достижения.

Конечно, стоит направлять ребёнка в положительные стороны лидерства, ведь очень легко скатиться к обычному самолюбованию, и неоправданному самомнению.

Отсюда вытекает ещё одна характерная лидерская черта – не бояться ошибок. Промах не способен сломить, лидер умеет принимать поражение и взять из отрицательного события положительный опыт.

Как привить нужные качества?

Чтобы малыш с детства мог проявлять в себе все эти качества, родителям нужно помочь ему в этом. Сделать это можно прибегая к помощи игр, чтения и, конечно, общения.

1. Уважайте мнение ребёнка , говорите с ним, задавайте вопросы, интересуйтесь жизнью и интересами малыша. Разговаривая и высказывая своё мнение, о сказке или мультфильме и его героях малыш постепенно учится высказывать своё мнение. С более старшими детьми можно пробовать завязывать спор о правильных поступках, ведь уметь отстаивать мнение так же важно, как его наличие.

2. Развивать ораторское искусство пригодится не только лидеру. Поощряйте участие в конкурсах, классных выступлениях. С раннего детства дома можно устраивать спектакли для родственников, кукол и игрушек, пусть малыш преодолевает стеснение в родных стенах и будет готов к «большой» аудитории.

Предложите поиграть в такую игру – возьмите фотографии хорошо знакомых ребёнку людей, например, домочадцев. Сложите их в коробку и предложите вытащить одну карточку. Ребёнку нужно описать внешность, характер, род занятий и характерные черты человека изображённого на ней и делать это нужно ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

«Здравствуйте, я Виктория, это означает «победа». У меня длинные золотистые волосы, я прекрасно готовлю яблочный пирог, у меня прекрасный сын и замечательный муж». Для начала можно играть всем вместе, описания должны быть как можно более подробными, используйте красивые речевые обороты, интересные слова.

Малыш обогатит словарный запас, научится высказываться и хвалить людей, замечая их достоинства. Описывая человека от ПЕРВОГО ЛИЦА он неосознанно будет перенимать эти качества на себя, а в будущем не будет стесняться презентовать себя, ведь очень часто, когда просят рассказать о себе, например, на собеседовании, мы не находим слов и не можем показать свои достоинства, даже если они абсолютно обоснованны.


Вторая игра, тоже заключается в описании, но уже предметов. Вы можете поиграть с ребёнком в галерею. Пусть малыш будет экскурсоводом, а в «музей» к нему придут игрушки. Рассказывая о каждом экспонате, кроха будет подбирать слова, и учиться преподносить предмет. В будущем это поможет презентовать свою идею или проект.

3. Увлечение . Интересы всегда обогащают личность человека. Хобби или профессиональное занятие какой-либо деятельностью, например, спортом, поможет ребёнку выработать дисциплину, целеустремлённость.

4. Вовлекайте ребёнка в общение , учите его на собственном примере, как подойти и познакомиться, напоминайте об употреблении «волшебных» слов, учите его словам, которые помогут поддержать беседу, скажите о темах, которые не следует поднимать.

Ребенок, чувствующий поддержку, веру и любовь родителей, как правило, с раннего детства уверен в своих силах.

5. Принятие поражения . Самый острый вопрос, возникающий у каждого человека, который стремится к чему-либо. Если ребёнок собирал пирамидку, она упала, и он тут же заплакал, сразу предлагайте начать заново.

Объясняйте, что с первого раза мало у кого, получается, нужно попрактиковаться и с каждым разом получаться будет лучше и лучше. Хвалите кроху, если он кропотливо чем-то занимается. Развитию терпения и усидчивости способствуют такие занятия как сбор конструктора, пазлы, вышивание и др.

Предложите ребёнку поиграть в лото, шашки, шахматы. Соревновательные игры во дворе или дома научат не опускать руки, говорите ему, что не страшно проиграть, важно при этом не сдаться и попробовать ещё раз.


6. Разнообразьте досуг ребёнка. Чем больше он видит, чем с большим количеством людей встречается, наблюдает, тем легче он будет общаться, и держаться в обществе.

Обладая различными знаниями легче поддержать или начать разговор. Детские спектакли, выставки, развлекательные центры, кружки, походы на природу, весёлые дни рождения, путешествия, прогулки – всё это способствует общению и наполнению багажа знаний.

Дома можно читать книги, изучать животных, растения, проводить опыты по выращиванию овоща из семечка. Все эти действия направляют ребёнка в русло активного действия, движения и понимания, что «под лежачий камень вода не течёт».

7. Научите ребёнка ставить цели и добиваться их . Начать нужно с малого. Например, «хочу учиться за границей». Цель хорошая, но лучше разделить её на несколько более реальных «выучить определённые английские слова и фразы, подтянуть оценку за четверть и за год, пойти на дополнительные языковые курсы» и т.д.

Добиваясь каждого пункта своего плана, ребёнок будет видеть, что у него получается и цель учиться за границей не такая уж недостижимая, если двигаться в этом направлении поэтапно.

Лидерские качества действительно пригодятся каждому человеку, они помогут добиться успеха в учёбе, дружбе, семье, достигать поставленных целей и, конечно, быть успешным человеком. Помните, что успешность для каждого человека заключается в разном.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

Пишите в комментариях, как воспитываете своего лидера.