Выразительным названием у фонтана за. Анализ стихотворения фонтан тютчева


Анализ стихотворения Ф.И Тютчева "Фонтан"
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция стихотворения Тютчева «Фонтан». Первая часть - это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекрасен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана - это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое. Вторая часть - это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета». Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли - это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна:
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет!
С обощенноцелостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей. Здесь присутствуют элементы одической традиции XVIII века, торжественной величавой речи. Однако эта традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» подчеркивает противоречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума. Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом поднявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть», «осужден». Это очень нап оминает и историю об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало. Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом. Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,...». Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам. Первая часть - это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть - это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.

Передо мной стихотворение Ф.И. Тютчева, под названием «Фонтан». Я считаю, что это произведение на философскую тему, тему жизни и смерти, о том, чего человек изменить не в силах.

Настроение стихотворения торжественное, приподнятое. Автор с первых строк предлагает читателю посмотреть на сияющий фонтан, фонтан жизни, неистощимый фонтан. И ведь, действительно, эпитет «неистощимый» помогает понять читателю, что жизнь была, есть и будет всегда.

Произведение написано двусложным размером-ямбом с пиррихием. Безударная стопа как будто даёт нам время для размышления о таком великом и прекрасном даре, как жизнь. Возможно, двусложный размер говорит о двух таких понятиях, как жизнь и смерть. Ямб придаёт стихотворению простоту и гармоничность, делает язык обыденным и понятным. Вторая строфа - это идейный центр произведения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной (переломный момент)

И снова (процесс повторяется неоднократно) пылью одноцветной

Ниспасть на землю осужден .(таков вечный закон жизни)

То есть не бывает ничего вечного, и всё когда-то проходит. В данном случае луч фонтана олицетворяет жизнь. Получается, когда человек прожил со осмысленно отведённое ему время, оставил что-то после себя, он «осужден» «ниспасть на землю пылью одноцветной». Таков закон жизни, которая проходит, но потом воплощается в чем-то новом на свете. Так происходит из года в год, из века в век. Это может подтвердить даже кольцевая рифма, использованная автором.

Тютчев в своем стихотворении противопоставляет жизнь смерти.

Жизнь

Смерть

Облако живое

Смертная мысль

Сияющий, Неистощимый

Пыль одноцветная

Влажный

Пламенеет

Но эти понятия разделяет судьба, которая распоряжается всем (роковая, непостижимый, незрима, преломляя, сверкает). Аллитерация звуков [г], [р] показывает загадку рока.

Третья и четвертая строфы повествуют читателю о том, что никто не в силах что-то изменить в своей судьбе:

Но длань незрима роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты…

Эпитет роковая - судьбоносная, её нельзя увидеть, ее просто понимаешь позже. Преломляя, свергает - останавливает существование чего-либо. «С высоты» - решение свыше.

Кто же может разгадать эту загадку? Автор задается этим вопросом:

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Анафора в этих строках указывает на то, что люди так или иначе, но задумываются над этой вечной темой. Может быть когда-нибудь в будущем люди смогут понять всё происходящее, смогут познать истину жизни.

Произведение состоит из четырех строф и шести предложений, которые несут в себе такой глубокий смысл! Преимущественно использованы глаголы настоящего времени, говорящие нам о сегодняшней жизни, сегодня мы должны думать о завтрашнем дне.

Композиционно это стихотворение, по-моему мнению, разделить нельзя, так как жизнь-это единое понятие, которое неразрывно.

Какие мысли приходят лирическому герою, когда он любуется фонтаном? Мысли о вечном, о неизбежности судьбы.

Автор сумел четко, ярко и красочно обрисовать такие серьезные понятия. Стихотворение после прочтения привело меня в восторг, так как я была поражена глубиной чувств, разнообразием красок и точности передачи мыслей.

Вы пробовали когда-нибудь читать стихи? Не только для того, чтобы сдать зачёт по литературе, а для собственного удовольствия? Многие неглупые люди уже давно заметили, что в коротких стихотворных строчках нередко содержатся своеобразные зашифрованные послания о смысле бытия и о нашем месте в этом мире. Даже тем, кто откровенно не любит поэзию, нелишне будет задуматься о том, с чего это вдруг вторую сотню лет подряд в хрестоматии по литературе значится: "Ф. И. Тютчев. "Фонтан"? И что такого особенного в этих шестнадцати строчках?

Загадки Фёдора Тютчева

В классической русской литературе XIX века поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стоит несколько в стороне от её магистральных направлений. Образы и выразительные средства её сложны, многомерны и неоднозначны. Для того чтобы понять всю философскую глубину и мощь поэзии Тютчева, её недостаточно просто прочитать. Над постижением смыслов и образов произведений поэта приходится трудиться всю жизнь. Тютчева "Фонтан" невозможен вне контекста всего творчества этого человека. А творчество это неотделимо от его жизни и биографии. И если самую малость продолжить смысловой ряд, то становится очевидным, что биография и судьба поэта неотделима от судьбы России.

Анализ стихотворения Тютчева "Фонтан"

Давайте поразмыслим о том, что хотел донести до нас великий русский поэт своим достаточно небольшим по объёму произведением. Хотя бы в первом приближении. Нужно обладать очень большой степенью наивности, чтобы в описании того, как струя фонтана взлетает вверх, а потом под тяжестью земного притяжения, достигнув предела, преломляется и обрушивается вниз, не увидеть и не почувствовать ничего большего. А только молча восхититься тем, как мастерски описаны блики солнечных лучей на струе воды. Но вдумчивый читатель, отдав должное мастерству поэта, не станет на этом завершать анализ стихотворения Тютчева "Фонтан". За изображением этого явления в упомянутом произведении легко просматривается глобальная борьба стихий и энергий. Порыв к бунту и обречённость его на поражение. Неизбежность "возвращения всего на круги своя", согласно ветхозаветным принципам. И попытка преодолеть изначальную детерминированность.

Ф.И. Тютчев: "Фонтан". История создания шедевра

Для более глубокого понимания рассматриваемого стихотворения следует соотнести его со временем и местом, где оно было создано. Произведение это увидело свет в 1836 году в Германии, где автор находился на дипломатической службе. И в своём произведении, помимо прочего, он ведёт прямой диалог с немецкими поэтами-романтиками той эпохи и философом-идеалистом Шеллингом. И простой анализ стихотворения Тютчева "Фонтан" многих наводит на мысль о том, что таким образом поэт отозвался на поразившее многих современников учение Фридриха Шеллинга о "единой мировой душе". По представлениям русского поэта, она в равной степени находит воплощение как во внутренней жизни человека, так и в окружающей его Природе.

Россия и Европа

Часто принято иронизировать над теми русскими патриотами, которые предпочитают любить Родину издалека и жить при этом в Западной Европе. Но тот простой факт, что великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев прожил значительную часть своей жизни вдали от Родины, совершенно не означает его удалённости от русской жизни. В столицах Европы Тютчев подолгу жил, главным образом, по роду своей дипломатической службы. Тема России и размышления о её судьбе являются доминирующими в творчестве поэта. Какое всеобъемлющее произведение - стих "Фонтан" Тютчева! Оно ведь не только о единой мировой душе повествует. Эти шестнадцать строк и к России относятся самым непосредственным образом. В стихотворении присутствуют две противонаправленные силы - стремление ввысь и земное притяжение.

На острие спора

Вот уже несколько столетий движущей силой развития русской мысли является философский конфликт двух начал. Стремление всё сокрушить и построить нечто новое на образовавшихся руинах и стремление во что бы то ни стало встать на пути общественного прогресса и оставить всё так, как было ранее. Это спор между либералами-западниками и консерваторами-почвенниками. Вдумчивый анализ стихотворения "Фонтан" Тютчева позволяют обнаружить в нём присутствие этого противоборства двух исторических интеллектуальных концепций. Фёдор Иванович Тютчев, вне всякого сомнения, был представителем консервативного образа мысли. К возможности что-то изменить в русской судьбе он относился весьма скептически. О нём нередко вспоминали через несколько десятилетий после его ухода из жизни, когда на Россию надвинулись войны и революции.

О судьбе поэта на государственной службе

Давно - и совершенно обосновано - судьбу поэта в России принято считать трагичной и обречённой на погибель. Но биография Фёдора Ивановича Тютчева, видимо, являет собой исключение, подтверждающее сие правило. Он прожил долгую и вполне благополучную жизнь. Сделал блестящую карьеру на дипломатической и государственной службе. Его консервативные убеждения были целиком и полностью устремлены на сохранение существующих государственных устоев. Поэт при жизни был услышан и востребован. Заслуги его перед российской государственностью в монархических кругах широко признавались. Поэт дослужился до звания действительного тайного советника и был награждён многими орденами и регалиями. Последние пятнадцать лет своей жизни он возглавлял Цензурный комитет, то есть имел власть определять и решать, что следовало читать российской публике, а от чего её нужно оградить.

Сочинение

Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия - то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творчества пришелся на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно пропагандировалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.
Многие современники Тютчева, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Тургенев писал: "О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии".
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Цикл, в который входит рассматриваемое стихотворение, посвящен любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Стихотво рения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, любви вечерней! Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Образ фонтана помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собой гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метет?
Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева все так же свежа, удивительна, неповторима. Таких поэтов, как он, можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и бори, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году г. в жизни Тютчева - четырнадцатый год в многолетней службе в Мюнхене в русской миссии (). Это был период наиболее плодотворной поэтической деятельности. Смот ри, как об ла ком жи вым Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность.








О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты... Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».




Мысль человеческая, как и фонтан, стремится ввысь, к небу, но есть некий предел, есть некая граница, установленная... но кем? Высшей силой или самой энергией мысли? «Длань незримо-роковая» - это поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который не дано человеку. Мысль, дерзнувшая подняться на «недозволенную » высоту, падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты, и не удерживает достигнутого уровня.


ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Они, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного. Скрытый смысл порой раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего позже реального события







Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.


РИФМА Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора.




Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь. Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Сравним! Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана: о Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета - это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Художественная форма стихотворений Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном. Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью. Стихотворение Фета 3-ехчастно - экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.


Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе - «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).




Стихотворения Тютчева и Фета - философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.