Кто вошел в евразийский союз


КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ЕврАзЭC… Да здравствует ЕАЭС!


Евразийский экономический союз начинает действовать в 2015 году


10 октября текущего года на саммите в Минске лиде­ры ЕврАзЭС подписали соглашение «О прекращении де­ятельности Евразийского экономического сообщества», а также документы, связанные с прекращением деятель­ности органов ЕврАзЭС.

Однако меры, принятые странами Черного моря для борьбы с ними, являются, как правило, декларативными. Для большого числа своих граждан теневой бизнес стал постоянным источником дохода, и он реализуется с защитой коррумпированных региональных и зачастую государственных структур, которые не заинтересованы в борьбе с этим видом преступлений.

Перечисленные выше стратегические проблемы безопасности представляют собой набор взаимосвязанных вопросов, решение которых требует системных мер для внесения изменений на национальном и международном уровнях в социально-экономической, политической и правовой сферах. На практике, однако, предпосылки для таких изменений вряд ли произойдут в ближайшем будущем. Споры между странами региона слишком велики. Таким образом, несмотря на дружеские отношения, которые недавно поддерживали Турция и Россия, объективно они остаются геополитическими соперниками.

ЕврАзЭС ликвидируется в связи с началом функцио­нирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о ЕАЭС вступит в силу 1 января 2015 г. Он был подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 г. в Астане.

Таким образом, ЕврАзЭС, просуществовав 14 лет, де- юре оформило свое прекращение, чтобы возродиться в виде Евразийского экономического союза.

Обе страны на протяжении нескольких веков позиционируются как региональные державы, претендующие на руководящие должности в регионе Черного моря. Эпоха российско-турецких войн за контроль над регионом уже давно в истории, но геополитические противоречия между Москвой и Анкарой не изменились.

После признания Южной Осетии и Абхазии из Москвы российско-грузинские отношения ухудшились, по мнению некоторых, на десятилетия вперед. В то же время правительства Болгарии и Румынии считают сотрудничество с ЕС и государствами-членами НАТО приоритетным, а не со странами Черноморского региона. Соединенные Штаты Америки продолжают оказывать серьезное влияние на стратегическую безопасность в регионе.

До начала 2015 г. Секретариат ЕврАзЭС будет про­должать функционировать, потом организация полно­стью прекратит свое существование. В ЕврАзЭС создана масштабная договорно-правовая база (215 соглашений) многостороннего торгово-экономического сотрудничества, обеспечившая фундамент для развития евразийской ин­теграции. Значительная часть функций Сообщества уже передана Евразийскому экономическому союзу, многие документы были переоформлены.

Шансы стран Черноморского региона активизировать свое взаимодействие в экономической сфере, используя ЧЭС для этой цели, не выглядят большими по ряду причин. В частности, эта организация имеет слишком широкий состав и объединяет очень разнородных и часто конфликтующих членов, большинство из которых ориентированы на ЕС и не считают многостороннее региональное сотрудничество приоритетным. Как правило, экономика стран ЧЭС не характеризуется стабильным ростом и сбалансированным развитием. В целом торгово-экономическое сотрудничество в регионе не является многогранным, и его страны обычно решают внешнеэкономические вопросы, обходя структуры ЧЭС, в лучшем случае поддерживая тесные контакты и динамичные торговые отношения только с 2-3 членами организации.

«В тех сферах, которые не попадают под регулирование ЕАЭС (социально-гуманитарное, межрегиональное сотруд­ничество, отраслевое взаимодействие), реализация ранее заключенных международных договоров и принятых меж­государственных целевых программ продолжится на меж­государственном уровне», - пояснил Юрий Ушаков, по­мощник президента РФ. Россия рассматривает дальнейшее развитие евразийской интеграции как стимул к экономиче­скому росту и компенсацию издержек от санкций Запада.

В ближайшем будущем вряд ли можно ожидать нового импульса для процесса интеграции в Черноморском регионе. Как уже упоминалось выше, Болгария и Румыния привержены решению вопросов, связанных с их дальнейшей интеграцией с ЕС. Россия активно ведет формирование таможенного союза в Европе. Украина по-прежнему сталкивается с выбором: работать ли для интеграции в постсоветское или европейское пространство. То есть, в настоящий момент вопросы интеграции в Черном море не являются приоритетом для крупных стран региона.

Однако это, вероятно, только временное явление, и как только они решат свои самые важные проблемы, они снова обратят на это больше внимания. Однако замедление процессов интеграции не говорит о стратегическом кризисе безопасности в Черноморском регионе. В любом случае внимание Черноморских стран и иностранных игроков к этнополитическим конфликтам не будет уменьшаться, так как их решение будет оставаться актуальным и долгосрочным. Из-за высокого уровня антагонизма в этнополитических проблемах Черноморского региона нам не следует ожидать появления «дорожной карты» в ближайшее время и роста военных расходов.

«Сегодня СНГ - завтра Евразийский Союз?» - это заголовок колонки редактора в № 4 за 2010 г. Извините, дорогие читатели, ваш главред более 4 лет назад несколько ошибся. Евразийский Союз возник не вместо СНГ, а вме­сто ЕврАзЭС. Пока так.

Но уже присоединение Армении к Договору об учреж­дении Евразийского экономического союза красноречиво свидетельствует, что и другие страны Содружества на­чинают подниматься на другой, более высокий уровень евразийской интеграции. Главы государств нового инте­грационного образования подписали в Минске договор о присоединении Армении к договору о Евразийском эко­номическом союзе. Нурсултан Назарбаев выразил надежду на то, что и Киргизия вступит в Евразийский экономиче­ский союз до 2015 г.

Достижение значительного прогресса в социально-экономической сфере также представляется сомнительным. С одной стороны, политические элиты стран Черного моря постоянно говорят о модернизации экономики, развитии демократии, борьбе с нищетой и коррупцией, но, с другой стороны, в современных условиях на практике нет реальных предпосылок для реализации официально провозглашенных целей. Правда в том, что в целом элиты в Черноморском регионе, несмотря на структурные экономические проблемы, не мотивированы на проведение масштабной модернизации.

Не будем забывать, как ЕврАзЭс, так и ЕАЭС родились в недрах СНГ, что уже само по себе не дает нам право ума­лять историческое значение Содружества.

Напомним, Соглашение о создании СНГ было подпи­сано Россией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 г. Однако полноценного союза не получилось. Грузия стала членом СНГ в 1993 г., но вышла из его состава в августе 2009 г., через год после вооруженного конфликта с Росси­ей. Устав СНГ не подписан Украиной и Туркменистаном, они считаются не государствами - членами, а государства­ми - участниками Содружества.

Систематический характер коррупции политических элит, огромное влияние, оказываемое военными в некоторых черноморских странах, неразвитое гражданское общество - все эти фундаментальные факторы, существующие в странах региона, будут по-прежнему представлять собой объективный барьер для решения сложной сложности от политических и социально-экономических проблем в Черноморском регионе.

Китайцы не подходят к горячей каше, когда достигают консенсуса. Этот проект выступает в качестве ключевого элемента ренессанса строительства инфраструктуры, который преобразит всю мировую экономику и поднимет ее на протяжении десятилетий. Китай начал несколько лет назад разрабатывать планы создания колоссальной евразийской и азиатской железнодорожной инфраструктуры скоростных железных дорог для обеспечения мировой торговли транспортной альтернативой.

В общем, путь, пройденный СНГ, был чрезвычайно сложным и противоречивым, а временами и драматич­ным. Его зигзагообразность объясняется самой логикой борьбы центробежных и центростремительных тенден­ций при становлении государственности на постсоветском пространстве. Этим в значительной степени обусловле­но затянувшееся объединение стран СНГ в соответствии с объявленными целями и задачами. Сейчас Содружество объединяет Россию, Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркмени­стан, Узбекистан и Украину.

В том же году Китай начал с того, что было известно как первый этап запланированной тройной железной дороги. Китайская часть одного маршрута начинается в Куньмине, провинция Юньнань, направляясь на юг в Сингапур. Второй маршрут начинается в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района, и соединяет страны Центральной Азии, такие как Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с Германией.

Эта страна, с типичными китайскими усилиями, начала покупать высокоскоростные железнодорожные технологии в течение времени из Германии, Франции, Японии и Канады. Из-за масштабов внутреннего развертывания с тех пор Китай стал ведущим экспортером передовых высокоскоростных железнодорожных технологий для азиатских и евразийских народов, включая Россию, Казахстан и Беларусь.

Участники последнего саммита лидеров Содружества, состоявшегося 10 сентября в Минске, единодушны в своих оценках: СНГ - это важный и полезный формат, но его потенциал используется не полностью. «Нужно придать новое дыхание нашей организации, и к 25-летию, которое будет отмечаться в 2016 г., разработать новую концепцию работы», - предложил будущий председатель СНГ прези­дент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Лидер Узбекистана Ислам Каримов напомнил, что даже те страны, которые в свое время вышли из содружества - например, Гру­зия - теперь жалеют о содеянном. «Площадку СНГ пока ничто не может заменить, и те, кто от нее отказывается, вредят сами себе», - поддержал глава Киргизии Алмазбек Атамбаев.

В частности, он предложил Китаю увязать стремления своих индивидуальных стратегий экономического развития со странами Центральной Азии и совместно работать над выработкой планов и механизмов регионального сотрудничества. Си также сказал, что они должны совместно работать над улучшением транспортных связей и открытием стратегических региональных самолетов из Тихого океана в Балтийское море и создания транспортной сети, соединяющей Восточную, Западную и Южную Азию. В то время Россия сосредоточивалась на войне в Сирии, демонстрируя Зимние Олимпийские игры в Сочи и не имела четких деталей своего Евразийского экономического союза.

«Слухи о преждевременной смерти СНГ...» (это тоже заголовок колонки редактора в № 10 за 2009 г.) действи­тельно в очередной раз оказались сильно преувеличен­ными.

Перед минским саммитом Киев открыто признался в том, что передумал покидать СНГ, хотя в марте обещал не только уйти, но еще и ввести визовый режим с Россией. 10 октября лидеры Содружества осудили П. Порошенко за отсутствие на ежегодной встрече, признав, что, в от­личие от западных политиков, они еще не имели возмож­ности лично познакомиться с главой украинского государ­ства. Президент России заявил, что предвидит непростые переговоры с ЕС и Украиной относительно корректировки Соглашения об ассоциации. Он же обратился к Казахстану и Белоруссии с предложением выступить здесь с единой позицией.

Только в это время, когда Американский век утонул в долговой и экономической депрессии, Евразия становится самым динамичным и, безусловно, самым крупным и богатым регионом в мире с точки зрения ресурсов и особенно людских ресурсов. Об этом свидетельствует недавний визит президента Китая Си в три ключевые страны-члена Евразийского экономического союза. Накануне Си был одним из самых уважаемых гостей на праздновании Дня Победы в мае, когда он беседовал с Владимиром Путиным за закрытыми дверями. Путин после этих переговоров объявил, что эти две страны подписали декларацию о сотрудничестве в связи с развитием Евразийского экономического союза с проектом «Экономического пояса Шелкового пути». Интеграция Евразийского экономического союза с проектом «Шелковый путь»означает достижение нового уровня партнерства, и на самом деле на этом континенте это означает общее экономическое пространство, - сказал Путин.

Спустя почти 10 лет после создания СНГ, в октябре 2000 г., было образовано Евразийское экономическое со­общество. В нем объединились 5 из 11 государств - членов Содружества. За 14 лет существования этого объединения почувствовали себя свободными от обязательств двое чле­нов - Киргизия и Таджикистан.

К подписанию договора ЕАЭС стороны шли несколько лет. Белоруссия, Казахстан и Россия 18 ноября 2011 г. под­писали Декларацию о евразийской экономической инте­грации - своего рода «дорожную карту» интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается соз­дание Евразийского экономического союза.

Участие Китая в планировании высокоскоростного железнодорожного сегмента Москва-Казань-Екатеринбург объединяет Россию в экономическую зону Нового Шелкового пути. Все Китай, Казахстан и Россия также являются членами Шанхайской организации сотрудничества.

Строительство китайско-казахской части скоростной железнодорожной линии Новый шелковый путь уже идет с китайской стороны. После визита в Сихо в Казахстане и России май последовал его трехдневному визиту в Беларусь. Беларусь является географически потенциально важной связью с более мирным миром между странами Европейского Союза и евразийскими странами в рамках развивающегося проекта «Новый Шелковый путь». Президент Беларуси Александр Лукашенко объявил после встречи, что он также согласился стать платформой для развития экономического пояса Нового Шелкового пути.

Документ, фиксирующий договоренности России, Бе­лоруссии и Казахстана о переходе к следующей после Таможенного союза и Единого экономического простран­ства стадии взаимодействия был, подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая текущего года.

3 октября этого года президент России В. Путин под­писал закон о ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе. Законы о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе приняты также в Бе­лоруссии и Казахстане.

Открытие Евразии до реального развития. Одна из увлекательных и потенциально очень стратегических сторон этой обширной интеграции Евразийского экономического союза с Шелковым путем заключается в том, что это решение приведет к резкому изменению возможностей развития для мирового богатства из еще недостаточно развитого использования различного сырья, в том числе золота. Россия и страны Центральной Азии, вероятно, являются держателями крупнейших мировых запасов всех мыслимых металлов и минералов.

Как Китай, так и Россия строят золотовые резервы центральных банков как можно быстрее. Экономическая эксплуатация золотовалютных резервов в Центральной Азии может стать значительным стимулом для этих усилий. Только за апрель Россия купила 30 тонн. Мистерии скрывают существование золотых запасов центрального банка страны, которые должны были стать крупнейшим держателем золота в мире, то есть Федеральное резервное золото никогда не проверялось.

Договор состоит из двух частей. В первой изложены цели и задачи евразийского объединения и предусмотрен статус ЕАЭС как международной организации. Во второй части установлены условия экономического сотрудниче­ства и обязательства по интеграции.

Президенты России, Белоруссии и Казахстана дали поручение Евразийской экономической комиссии (ЕАК) совместно с правительствами трех стран разработать пред­ложения по подходам к развитию экономического сотруд­ничества с ключевыми торговыми партнерами ЕАЭС.

Он предложил механизм интеграции крупных производителей и пользователей золота по новым железнодорожным маршрутам через Казахстан и Россию. Он также предложил, чтобы китайское правительство разработало эти ресурсы, превратив Шанхайскую золотую биржу в бизнес-центр и интегрировавшись в План экономического пояса Шелкового пути. Фактически, в евразийском регионе хранятся все мыслимые минералы и известные редкоземельные металлы в огромных количествах. Теперь это будет экономически выгодно, если будет развита высокоскоростная железнодорожная инфраструктура.

Евразийский экономический союз будет налаживать связи с другими интеграционными структурами в Европе и Азии. Такое взаимодействие поможет обеспечить устой­чивость глобальной экономики.

После вступления в ЕАЭС Армении и Киргизии следу­ющим государством - членом организации может стать Вьетнам, считает Татьяна Валовая, министр ЕЭК по основ­ным направлениям интеграции и макроэкономике. «„До­рожная карта" уже обсуждается. Правда, формат присо­единения все же будет отличаться. Скорее всего, Вьетнам сможет подписать договор с Россией о зоне свободной торговли», - поясняет Т. Валовая. «Когда образовывался Евросоюз, важно было иметь общие границы для перевоз­ки угля и стали, а сейчас, в век высоких технологий и вир­туальных финансовых потоков, наличие общих границ, в том числе между Россией и Вьетнамом, уже не принци­пиально», - говорит Т. Валовая.

Огромный экономический пояс. Шелковые тропы будут быстро появляться. Новая сетевая реальность Новая шелковая высокоскоростная железнодорожная инфраструктура широко распространенной сети дорог и железнодорожных линий между всеми азиатскими и центральноазиатскими странами станет сердцем нового экономического мира. Евразия - это, безусловно, место для игры, как показали Владимир Путин и Си Цзиньпин.

Интерес компаний огромен, часто мощности самолета недостаточно. Конфедерация промышленности и транспорта и Торгово-промышленная палата с интересом относятся к компаниям в зарубежных деловых миссиях. Всего в прошлом году было проведено два десятка поездок для поддержки чешского экспорта.

Кстати, такой же подход применим и к Приднестров­ской Молдавской республике. Меньше года назад глава при­днестровского государства Евгений Шевчук объявил евра­зийскую интеграцию национальной идеей Приднестровья: «Евразийский вектор развития - это выбор приднестров­цев, это решение нашего народа» (интервью с Е. В. Шевчу­ком читайте в № 7 (74, 2014) нашего журнала).

«Нас воспринимают в Приднестровье как посланцев России и российского президента. Это самая важная оцен­ка большой работы, которую РФ проводит по защите сво­их соотечественников, по защите и обустройству русского мира», - заявил заместитель председателя Правительства РФ, спецпредставитель Президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин при открытии недавно музейной экспо­зиции «Приднестровье - русский рубеж!» в Тирасполе.

О концепции «Евразийского региона „Приднестровье"» читайте в следующем материале данного номера.

Говоря о Евразийском экономическом союзе, В. Путин отметил, что курс на тесную интеграцию стран в этом слу­чае пользуется широкой поддержкой общества. Он сослал­ся на данные опросов, которые проводил Евразийский банк развития. «Деятельность Таможенного союза положительно оценивают 79% граждан РФ, 68% граждан Белоруссии и 84% граждан Казахстана», - добавил президент. Он призвал не терять ничего из богатейшего наследия ЕАЭС.

По официальной версии, евразийский интеграцион­ный проект успешно развивается. За последние три года взаимный товарооборот вырос на 50%, до $64 млрд. как следует из расчетов Евразийской экономической комис­сии.

Мнения экспертов и чиновников относительно перспек­тив Евразийского союза умеренно оптимистические. «Ин­теграционные процессы на постсоветском пространстве сейчас будут активизированы, и причина этому - санкции западных стран против России. Санкции - стимул к гар­монизации и углублению горизонтальных связей», - го­ворит Анастасия Степанова, эксперт « International Institute for Applied Systems Analysis ». По мнению С. Глазьева, санк­ции Запада - это однозначно стимул для Евразийского союза.

В Минске Владимир Путин призвал участников самми­та обратить внимание на развитие экономического взаи­модействия: «Мы никогда не были противниками сбли­жения с ЕС и сами готовы сближаться. Вопрос в условиях нашего сотрудничества. Проблемы создаются не в связи с ответными или защитными мерами, а в связи с тем, что наши партнеры не считают нужным своевременно, от­крыто и профессионально обсуждать все риски, которые возникают для российской экономики и для других стран СНГ в связи с присоединением к другим торгово-экономи­ческим объединениям». Таким образом В. Путин проком­ментировал заявление президента Молдавии Н. Тимофти, который пожаловался на то, что его страна была практиче­ски вытеснена из зоны свободной торговли СНГ после того, как Россия ввела ограничения на экспорт молдавской про­дукции. Путин предложил Кишиневу урегулировать эти вопросы до конца 2015 г. по аналогии с договоренностями, достигнутыми между Россией, Евросоюзом и Украиной.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил: «Мы не рассматриваем себя в отрыве от России. В случае если мы будем вместе противостоять всяким угрозам, мы способны выстоять, основой отношений является эконо­мика. Если мы будем нормально продвигаться в торгово­экономической сфере, то никакие бури и ураганы нам не страшны».

Вступление в силу договора о ЕАЭС позволит развить торгово-экономические отношения государств-союзни- ков, усилить их роль в мировой экономике. Завершается формирование крупнейшего на территории СНГ общего рынка, который объединит 170 млн человек и станет но­вым центром экономического развития.

Таким образом, в условиях глобального кризиса и санкционных войн на первые роли выходит новое экономиче­ское интеграционное образование - Евразийский эконо­мический союз.

Инсур Фархутдинов , доктор юридических наук, главный редактор «Евразийского юридического журнала»

С 01.01.2015 на смену Таможенному союзу пришел Евразийский экономический союз (ЕАЭС). ЕАЭС был учрежден 29.05.2014 в г. Астане, о чем страны - участницы ТС подписали соответствующий Договор. Рассмотрим, в чем состоят особенности нового союза по сравнению с Таможенным.

Состав участников ЕАЭС

В Союз входят не 3 страны как ранее (напомним, изначально это были Россия, Белоруссия и Казахстан), а 5. С 02.01.2015 к нему присоединилась Армения. А 12.08.2015 в Союз вошла Киргизия (сообщение Евразийской экономической комиссии от 12.08.2015).

Договор о Евразийском экономическом союзе определяет в т. ч. и порядок косвенного налогообложения при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ему посвящено Приложение 18 к Договору. Со вступлением Договора в действие утратили силу международные соглашения, подписанные в рамках ТС, в том числе протоколы о налогообложении.

В целом, общие правила налогообложения в рамках ЕАЭС аналогичны тем, которые действовали при Таможенном союзе.

Экспорт в ЕАЭС

Экспортеры могут применять нулевую ставку НДС (освобождение от акцизов) при условии подтверждения экспорта необходимыми документами (пп. 3, 4 Приложения 18). Сам перечень документов фактически остался тем же. При этом появилась возможность вместо заявления о ввозе представлять перечень таких заявлений, содержащий реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган (подп. 3 п. 4 Приложения 18). Не изменился и срок подтверждения экспорта - 180 календарных дней с даты отгрузки (п. 5 Приложения 18).

Импорт из ЕАЭС

Импортеры так же платят налоги при ввозе (п. 4 ст. 72 Договора, п. 13 Приложения 18). При этом, как и прежде, при ввозе действует освобождение, предусмотренное национальным законодательством (ст. 149 НК РФ). Налог не нужно платить, если товары ввозятся в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (п. 6 ст. 72 Договора).

Из значимых нововведений стоит отметить появление норм, определяющих порядок налогообложения:

  • при увеличении стоимости импортированных товаров (п. 24 Приложения 18).