Зачет по экологии 1 курс тест. Контрольно-измерительные материалы по экологии для спо


Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни.

Различают 2 основных типа постэмбрионального развития:

  1. прямое развитие
  2. развитие с превращением или метаморфозом (непрямое развитие)

Прямое постэмбриональное развитие - это когда родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов. В случае прямого развития молодая особь мало чем отличается от взрослого организма и ведет тот же образ жизни, что и взрослые. Этот тип развития свойственен, например, наземным позвоночным.

При развитии с метаморфозом из яйца появляется личинка , порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи. Часто личинка ведет иной образ жизни по сравнению со взрослыми организмами (например, бабочки и их личинки гусеницы). Она питается, растет и на определенном этапе превращается во взрослую особь, причем этот процесс сопровождается весьма глубокими морфологическими и физиологическими преобразованиями. В большинстве случаев организмы не способны размножаться на личиночной стадии, однако существует небольшое кол-во исключений. Например, аксолотли -личинки хвостатых земноводных амбистом-способны размножаться, при этом дальнейший метаморфоз может и не осуществляться вовсе. Способность организмов размножаться на личиночной стадии называется неотенией .

Также есть 3 периода постэмбрионального развития: -ювенильный (до окончания созревания) -пубертатный (занимает большую часть жизни) -старение (до смерти)

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Постэмбриональное развитие" в других словарях:

    ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, развитие организма после рождения или после вы» лупления из яйца. У низших животных П. р. бывает сравнительно длительным и сопровож дается весьма значительными преобразованиями. Т. к. в этом случае молодое… …

    - (от лат. post после, позже и эмбрион), период развития животных организмов после выхода из оболочек или рождения до половозрелости. Продолжительность П. р. у человека составляет 13 16 лет. П. р. может включать осн. процессы органогенеза, роста и… … Биологический энциклопедический словарь

    Развитие организма после рождения … Большой медицинский словарь

    - (от лат. post после и греч. émbryon зародыш) послезародышевое развитие, период онтогенеза многоклеточных животных, следующий за периодом зародышевого развития (См. Зародышевое развитие) и заканчивающийся обычно наступлением половой… …

    Развитие [лат. post после + эмбриональный] – развитие организма после рождения или после вылупления из яйца Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    Развитие - биологическое: 1) необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост, увеличение числа клеток и т. п.) и качественных (дифференцировка, созревание, старение и т. п.) изменений индивида и особи с момента… … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

    Онтогенез (от греч. οντογένεση: ον существо и γένεση происхождение, рождение) индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти. У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом… … Википедия

    ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - (зародышевое развитие, эмбриогенез, эмбриогения) охватывает протекающие под защитой яйцевых или зародышевых оболочек первоначальные стадии развития новой особи из яйца, вплоть до ее вылупления из оболочек или рождения. Длительность эмбрионального … Большая медицинская энциклопедия

    То же, что Постэмбриональное развитие … Большая советская энциклопедия

    - (от греч. οντογένεση: ον существо и γένεση происхождение, рождение) индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти … Википедия

Книги

  • Основы цестодологии. Том 14. Аплопараксиды диких и домашних птиц , Бондаренко Светдана Кирилловна, Контримавичус Витаутас Леонович. В монографии обобщены результаты исследований цестод семейства Aploparaksidae Mayhew, (Cyclophyllidea). Они базируются на коллекциях с Чукотки, Колымы, Таймыра, нижнего течения Енисея и Оби,…

Лекция 14 Тема: Основы онтогенеза

(постэмбриональное развитие)

План лекции

1. Периодизация постнатального онтогенеза.

2. Рост: закономерности и регуляции роста.

3. Конституция и габитус.

4. Старение и старость. Теории старения.

5. Смерть клиническая и биологическая.

6. Понятие о реанимации и эвтаназии.

Постэмбриональный (постнатальный) период – это период с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и до смерти. Завершается морфогенез, наступает половое созревание, проходит репродукция и завершающий этап онтогенеза – старение и смерть.

Типы онтогенеза

прямое развитие

непрямое развитие (с метаморфозом)

а) откладка яиц с большим

а) неполный метаморфоз

количеством желтка (птицы)

– взрослая

(гельминты кишечника)

б) внутриутробное (млекопитающие)

метаморфоз

взрослая

(бабочки, двукрылые насекомые)

Периодизация постнатального онтогенеза у человека.

Период новорождения (1-10 дней): сложный период перестройки всего организма, приспособление к новым условиям существования.

Грудной период (11 дней – 12 месяцев): вскармливание ребенка молоком матери; интенсивный рост.

Период раннего детства (1-3 года): ребенок учится ходить и говорить, знакомится с окружающим миром.

Первый период детства (4-6 лет): ребенок всем интересуется и стремится все понять, осваивает элементарные трудовые навыки.

Второй период детства (девочки 7-11 лет, мальчики 7-12 лет): замедляется рост, интенсивно развивается мышечная система.

Подростковый период (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет): начинается половое созревание и повышается интенсивность роста.

Юношеский возраст (девушки 16-20 лет, юноши 17-21 год): заканчивается половое созревание, рост и физическое развитие.

Средний возраст, I период (женщины 21-35 лет, мужчины 22-35 лет):

оптимальный период для деторождения.

Средний возраст, II период (женщины 36-55 лет, мужчины 36-60 лет):

период наиболее активной профессиональной деятельности; после 35 лет начинают проявляться первые признаки старения – изменяются некоторые биохимические реакции и физиологические функции.

Пожилой возраст (женщины 56-75 лет, мужчины 61-75 лет): продолжают развиваться процессы старения, хотя большинство людей сохраняют профессиональную трудоспособность.

Старческий возраст (76-90 лет): заметно выражены старческие изменения; некоторые люди и в этом возрасте сохраняют способность к творческому труду.

Возраст долгожителей (свыше 90 лет): до этого возраста доживают чаще женщины.

В постнатальном имеются критические периоды :

1. Период новорождения (первые дни после рождения) – идет перестройка всех систем органов на новую среду обитания.

2. Период полового созревания (12-16 лет) - гормональная перестройка, поступление в кровь половых гормонов и формирование вторичных половых признаков.

3. Период полового увядания (в среднем около 50-ти лет) – угасание функций половых желез и желез внутренней секреции).

Уживотныхичеловекавыделяюттрипериодапостнатальногоонтогенеза: 1) дорепродуктивный (ювенильный); 2) репродуктивный (зрелый);

(ракообразные, рыбы, рептилии) и ограниченный (определенный) - прекращается к определенному возрасту (насекомые, птицы, млекопитающие). Процесс роста человека протекает неравномерно; чередуются периоды быстрого роста и периоды замедленного роста.

Закономерности роста

Наибольшая интенсивность роста человека отмечена на первом году жизни – увеличение на 25 см. На втором году жизни – на 10-11 см, на третьем – на 8 см. В возрасте от 4-х до 7 лет увеличение роста – на 5-7 см каждый год. В младшем школьном возрасте – 4-5 см в год, в период полового созревания интенсивность роста увеличивается до 7-8 см в год. После этого периода рост человека замедляется и далее до 20-25 лет увеличивается на 1-2

Основные типы роста тканей и органов :

лимфоидный

лимфоузлы, лимфоидная ткань кишечника,

селезенки,

миндалин;

максимальное

увеличение их массы до 11-12 лет.

мозговой

головной

мозг, глаза,

развиваются

рождения и до 10-12 лет.

все тело,

– общий тип:

4 6 8 10 12 14 16 18 20

органы дыхания,

максимальный рост в первый год жизни и в

период полового созревания; 4 – репродуктивный тип: различные части половой системы –

быстрый рост в период полового созревания.

Регуляция роста

Соматотропный гормон вырабатывается с момента рождения ребенка до 13-16 лет. При снижении функции железы развиваются гипофизарные карлики, при ее повышении развивается гигантизм – рост человека достигает 2-х метров и более. Выделение гормона во взрослом возрасте приводит к акромегалии – увеличению размера костей кисти, стопы

и лица. Тироксин повышает энергетический обмен в организме. Снижение функции железы приводит к задержке роста, нарушению пропорций тела, задержке полового развития, нарушению психики. Половые гормоны оказывают влияние на все процессы обмена веществ.

Значительное влияние на рост оказывают факторы среды . Для нормального роста ребенка необходимо сбалансированное питание, включение в него витаминов и микроэлементов. В синтезе витамина D (кальциферола) важную роль играет солнечный свет.

Последние несколько десятков лет отмечается ускорение физического

и физиологического развития детей, называемое акселерацией. Проявляется оно уже на стадии внутриутробного развития – увеличение длины тела новорожденных на 0,5 – 1,0 см, массы тела – на 50-100 г, изменяются сроки прорезывания зубов. Рост у взрослых людей за последние 100 лет увеличился в среднем на 8 см. Причиной акселерации считают следующие факторы: межрасовые браки (повышение гетерозиготности), урбанизацию, повышение радиационного фона, изменение магнитного поля Земли и ряд социальных факторов.

Возраст человека

Биологический – на сколько лет Хронологический – количество лет,

Биологический и хронологический возраст совпадают не всегда.

Критерии определения биологического возраста:

- скелетозрелость: окостенение различных частей скелета происходит

в разном возрасте;

- зубная зрелость: появление молочных зубов и замена их постоянными происходит в определенном возрасте;

- время появления и степень развития вторичных половых признаков. Конституция человека – это генетически обусловленные

особенности морфологии, физиологии и поведения.

В 1927 году М.В.Черноруцкий предложил классификацию, по которой выделяют три основных конституциональных типа.

Тип эктоморфный (астеники ). Они имеют узкую грудную клетку, низкое положение диафрагмы, удлиненные легкие, относительно малой длины кишечник с низкой всасывательной способностью, тонкие кости и длинные конечности, незначительный слой жировых отложений. Для астеников характерны: повышенная возбудимость, склонность к неврозам, гипотонии, язвенной болезни, туберкулезу.

Тип мезоморфный (нормостеники ): имеют пропорциональное телосложение, умеренное развитие подкожной жировой клетчатки. Люди этого типа энергичны, подвижны, склонны к невралгиям, атеросклерозу, заболеваниям верхних дыхательных путей.

Тип эндоморфный (гиперстеники ) характеризуются широкой грудной клеткой, высоким расположением диафрагмы, объемистым желудком и длинным кишечником с высокой всасывательной способностью, значительным отложением жира. Сердце относительно крупных размеров, в крови повышенное содержание холестерина, мочевой кислоты, эритроцитов и гемоглобина. У гиперстеников преобладают процессы ассимиляции, они склонны к атеросклерозу, ожирению, сахарному диабету, гипертонии, болезням почек и желчного пузыря. Люди этого типа уравновешенны, спокойны, общительны.

Большинство людей по типам конституции занимает промежуточное положение.

Особенности морфологии, физиологии, поведения в определенный промежуток времени – это габитус . Габитус отражает самочувствие человека

и состояние здоровья в данный момент времени. Он включает: особенности телосложения, осанку, походку, цвет кожных покровов, выражение лица, соответствие биологического и хронологического возраста.

Старение – общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. Старость – заключительный этап онтогенеза. Наука о старости называется геронтология . Она изучает закономерности старения различных систем органов и тканей. В геронтологию входят разделы геронтогигиена и геронтопсихология.

Гериатрия – наука о болезнях людей старческого возраста; изучает особенности их развития, течения, лечения и профилактики.

Процесс старения охватывает все уровни – молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой, органный и организменный. Результатом этого процесса является снижение жизнеспособности особи, ослабление механизмов гомеостаза и адаптации. Биологический смысл старения – неизбежность смерти.

Признаки старения в органах и системах органов.

1. Сердечно-сосудистая система. Изменение эластичности стенок кровеносных сосудов; разрастание в сердце и в стенках сосудов соединительной ткани на месте мышечной; нарушение кровоснабжения тканей и органов. Снижение функции кроветворных органов.

2. Дыхательная система. Разрушение межальвеолярных перегородок и сокращение дыхательной поверхности легких; уменьшение их жизненной емкости; разрастание соединительной ткани.

3. Пищеварительная система. Потеря зубов, снижение функций пищеварительных желез, нарушение двигательной (моторной) функции кишечника.

4. Мочевыделительная система. Гибель части нефронов, снижение интенсивности фильтрации почек.

5. Мышцы и скелет. Атрофия скелетных мышц, снижение прочности костей, преобладание в их составе минеральных веществ.

6. Нервная система. Гибель нейронов, нарушение регуляции функций органов, снижение скорости проведения импульсов, ослабление памяти. Снижение функций всех органов чувств.

7. Ослабление механизмов гуморального и клеточного иммунитета. Внешние проявления признаков старения: изменяются осанка, форма

тела, походка; появляется седина, теряется эластичность кожи (появление морщин), ослабляются зрение и слух.

Геронтология предлагает более 300 гипотез старения . Наиболее распространенные из них следующие.

1. Энергетическая (М.Рубнер, 1908): организм каждого вида имеет определенный энергетический фонд. Он расходуется в течение жизни и организм погибает.

2. Интоксикационная (И.Мечников, 1903): самоотравление организма

в результате накопления в толстом кишечнике человека продуктов азотистого обмена и гниения.

3. Соединительнотканная (А.Богомолец, 1922): так как соединительная ткань является регулятором трофики клеток и тканей, изменения в ней нарушают межтканевые взаимодействия и приводят к старению.

4. Перенапряжение центральной нервной системы (И.Павлов, 1912,

Г.Селье, 1936): нервные потрясения и продолжительное нервное перенапряжение вызывают преждевременное старение.

5. Изменения коллоидных свойств цитоплазмы клеток (В.Ружичка,

М.Маринеску, 1922): измененная цитоплазма плохо удерживает воду, коллоиды из гидрофильных переходят в гидрофобные, укрупняются коллоидные частицы и изменяются их биологические свойства.

6. Запрограммированное число митозов клеток (А.Хейфлик, 1965): у

различных видов отмечается неодинаковое число клеточных делений – при большей продолжительности жизни их больше (фибробласты эмбрионов человека дают около 50 генераций, у мыши и курицы около 15 генераций).

7. Генетические : накопление мутаций; снижение интенсивности и нарушение процессов транскрипции, трансляции и репарации; нарушение самообновления белков.

Существенное влияние на процесс старения человека оказывают социальные факторы, условия и образ жизни, различные болезни. Старение и продолжительность жизни человека зависят также от экологической ситуации.

Наука, которая изучает здоровый образ жизни человека и условия увеличения ее продолжительности, называется валеология .

Теоретически возможный возраст человека 150-200 лет, максимальный регистрируемый 115-120 лет. Средняя продолжительность жизни: мужчины 67-74, женщины 74-79 лет. В отдельных странах средняя продолжительность жизни составляет 35-40 лет.

Старение организма заканчивается смертью . Смерть обеспечивает смену поколений. Причины смерти могут быть различны. Смерть физиологическая , или естественная, наступает в результате старения. Смерть патологическая , или преждевременная, - результат болезни или несчастного случая.

Смерть клиническая наступает в результате прекращения жизненно важных функций (остановка сердца и дыхания), но сохраняются процессы обмена веществ в клетках и органах.

Смерть биологическая – прекращение процессов самообновления в клетках и тканях, нарушение течения химических процессов, аутолиз и распад клеток. В наиболее чувствительных клетках коры головного мозга некротические изменения обнаруживаются уже через 5-6 минут. Увеличить период наступления клинической смерти можно с помощью общего охлаждения организма (гипотермия), которое замедляет процессы обмена веществ и повышает устойчивость к кислородному голоданию.

Реанимация – возможность возвращения человека к жизни из состояния клинической смерти (когда не повреждены жизненно важные органы) через 5-6 минут, пока «живы» клетки коры головного мозга. Методы реанимации применяются в медицине при любых угрожающих состояниях.

В середине ХХ века в медицине появилось направление, которое назвали эвтаназия. Эвтаназия – это медицинская помощь уходу из жизни тяжело и неизлечимо больному по его желанию или по просьбе его родных. Эвтаназия разрешена законом лишь в нескольких странах. Она требует разрешения многих юридических и морально-этических проблем.

Тесты по теме курса «Охрана окружающей среды»

Объем тестовых заданий составляет 100 вопросов разного уровня сложности по всем разделам. Выполнение тестовых заданий дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы. Принцип – выбор одного верного ответа из пяти предложенных.


Тесты
1. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называют:

A) мониторингом

B) модификацией

C) моделированием

D) менеджментом

E) прогнозированием


2. К невозобновимым ресурсам относятся:

A) лесные ресурсы

B) животный мир

C) полезные ископаемые

D) энергия ветра

E) солнечная энергия


3. Увеличение концентрации какого газа приводит к усилению парникового эффекта?

А) диоксида серы

B) углекислого газа

C) аммиака

Е) сероводорода


4. Вещества, загрязняющие воду называют:

A) аэрополлютантами

B) гидрополлютантами

C) детергентами

D) пестицидами

E) планктоном


5. Наиболее распространёнными химическими загрязнителями воды являются:

A) детергенты

B) пестициды

C) нефть и нефтепродукты

D) радиоактивные вещества


6. Вещества, уничтожающие озоновый слой:

A) космические вещества

B) пары воды

C) пыль


D) фреоны

E) механические частицы


7. Какое загрязнение вызывают бактерии?

А) тепловое

B) химическое

C) биологическое

D) физическое

Е) антропогенное


8. В каком слое атмосферы находится озоновая оболочка:

А) магнитосфера

B) мезосфера

C) ионосфера

D) стратосфера

Е) тропосфера


9. Объем пресной воды в гидросфере :
B) 25%
D) 0,3%

10. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:

A) образовался в результате промышленного загрязнения

B) является защищающим экраном от ультрафиолетового излучения

C) задерживает воду

D) задерживает тепловое излучение Земли

E) способствует разрушению загрязнителей


11. Выпадение кислотных дождей связано с:

А) изменением климата

B) повышением содержания углекислого газа

D выбросами в атмосферу диоксида серы, оксидов азота

E) повышением концентрации пылевых частиц


12. Парниковый эффект, связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи и других твердых частиц вызовет:

A) повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете

B) уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет к похолоданию

C) повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере

D) не приведет к изменениям в биосфере

E) приведет к деградации озонового слоя


13. Поступление в воду различных ядовитых веществ, называется:

А) химическим загрязнением

В) биологическим загрязнением

С) физическим загрязнением

D) загрязнением сточными водами

Е) физическим и биологическим загрязнением


14. Причины возникновения «озоновых дыр» в атмосфере:

A) увеличение концентрации углекислого газа

B) увеличение концентрации диоксида азота

C) увеличение концентрации хлора и фтора

D) увеличение концентрации азота и углерода

E) увеличение концентрации аммиака


15. Оксиды азота попадают в атмосферу при :

A) сгорании углеродистых веществ

B) сгорании и переработке сернистых руд

C) производстве азотных удобрений

D) при производстве красок, эмалей

E) изготовлении искусственного волокна


16. Источниками загрязнения атмосферы соединениями фтора являются:

A) сжигание твердых отходов

B) переработка сернистых руд

C) производство азотных удобрений

D) производство красок, эмалей

E) изготовление искусственного волокна

17. Озоновый слой находится на высоте:


B) 200-230 км
18. В почвах, находящихся вблизи от автомобильных дорог, накапливается чаще:

A) ртуть


B) мышьяк

С) свинец


19. Укажите начальный этап безводной и безотходной технологии производства:

A) очистка сточных вод

B) закачка сточных вод в глубокие водоносные горизонты

C) механическая очистка

D) создание оборотного водоснабжения

E) химическая очистка


20. Какой способ с вредителями и болезнями растений более безопасный?

A) химический

B) биологический

C) сочетание химического и агротехнического

D) физико-химический

E) химико-биологический


21. К какому типу относится загрязнение окружающей среды пестицидами?

A) физическому

B) химическому

C) биологическому

D) механическому

E) смешанному


22. Шумовое загрязнение окружающей среды относится к:

A) физическому

B) химическому

C) биологическому

D) механическому

E) смешанному


23. Укажите основной источник загрязнения атмосферы диоксидом серы:

А) промышленность

В) транспорт

C) угольные электростанции

D) производство цемента

E) атомные электростанции


24. Постоянное поступление в атмосферу больших количеств диоксидов серы (SO2) и окислов азота (NO, NO2) приводят:

A) к парниковому эффекту

B) к выпадению кислотных дождей

C) к смогу

D) к нарушению озонового слоя

E) к потеплению климата


25. Какое оборудование применяются при биологической очистке воды?

A) аэратор и дозатор

B) экстрактор и электрофильтры

C) циклонные аппараты

D) вентиляторы

Е) аэротенки и биофильтры


26. Предельно - допустимая концентрация веществ в водной среде измеряется :

C) мг\г.


D) мг\м3.
27. Основные способы очистки атмосферы от пыли:

A) Флотационная.

B) Объектная и областная.

C) Сухая и влажная.

D) Гравитационная и инерционная.

E) Механическая и электрическая.


28. Ксенобиотик - это:

A) Вид микроудобрения, используемые в земледелии.

B) По–езное для организмов вещество.

C) Чужеродное для организмов вещество.

D) Вещество, загрязняющий окружающую среду.

E) Компонент выхлопных газов автотранспорта.


29. Озоноразрушающие вещества:

А) ионизирующее излучение.

В) углекислый газ и метан.

C) фреоны.

D) выхлопные газы автомобилей.

Е) оксиды азота и серы.


30. Тепловое загрязнение относится к:

А) Вирусному.

В) Физическому

C) Химическому.

D) Биологическому.

E) Механическому.


31. К естественному загрязнению биосферы относится:

A) Озоновые дыры.

B) Извержение вулканов.

C) Кислотные дожди.

D) Использование минеральных удобрений.

E) Использование пестицидов.


32. Свойство озонового экрана - поглощать:

A) Световое излучени–.

B) Инфракрасное излучение.

C) Ионы хлора.

D) Молекулы соляной кислоты.

E) Жесткое ультрафиолетовое излучение.


33. Фотохимический смог:

A) Химические явления между атмосферными соединениями и СО2.

B) Загрязнение атмосферы веществами, которые образуются из первичных загрязнений под воздействием солнечных лучей.

C) Химические реакции между SО2 и атмосферными соединениями.

D) Явления между твердыми и газообразными соединениями в виде тумана и аэрозолями .

E) Переменные явления, происходящие из-за сильного загрязнения атмосферы.


Тесты
1. Изучением экологических проблем Земли как планеты занимается:

A) инженерная экология

В) геоэкология

С) глобальная экология

D) промышленная экология

E) социальная экология

2. Дефляция - это:

A) загрязнение атмосферы

B) ручейковая эрозия почв

C) ветровая эрозия почв

D) водная эрозия почв

E) загрязнение подземных вод


3. Территория сосредоточения жилых домов, административных зданий называется:

A) рекреационной зоной

B) селитебной зоной

C) промышленной зоной

D) лесопарковой зоной

E) антропогенной зоной


4. Специально приспособленная зона для отдыха людей называется:

A) рекреационной зоной

B) селитебной зоной

C) промышленной зоной

D) лесопарковой зоной

E) антропогенной зоной


5. Что означает процесс урбанизации?

A) рост и развитие сёл, населения сельской местности

B) уменьшение числа сёл и населения сельской местности

C) рост и развитие городов, увеличение доли городского населения

D) уменьшение населения городов

E) снижение роли городов в развитии общества


6. Искусственные экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека:

А) биоценоз

В) агроэкосистема

С) биотоп

D) биогеоценоз

E) урбосистема


7. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных территорий:

A) стратификация

B) мониторинг

С) рекреация

D) рекультивация

Е) стагнация


8. Под понятием «городской ландшафт» подразумевается:

A) совокупность зданий, дорог, транспорта, городских коммуникаций;

B) зеленые насаждения, парки, сады

C) сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений

D) совокупность промышленных предприятий города

E) совокупность культурных учреждений


9. Плодородие почвы определяется количеством:

А) минеральных веществ

В) гумуса

С) живых организмов

Е) наличием пор


10. Самое высокое биоразнообразие находится в:

А) тайге


В) тропическом лесу

Е) пустыне


11. Какой антропогенный фактор приводит к опустыниванию?

A) умеренный выпас скота

B) интенсивная пастьба скота

C) внесение удобрений

D) применение снегозадержания

E) умеренное сенокошение


12. Восстановление нарушенных земель, называется:

А) мелиорацией;

В) рекультивацией;

C) дефляцией;

D) деградацией;

E) демеркуризацией.


13. Создание растительного покрова на нарушенных землях является:

A) техническая рекультивация

B) строительная рекультивация

C) предварительная рекультивация

D) биологическая рекультивация

E) подготовительная рекультивация


14. Какие факторы способствуют возникновению ветровой эрозии ?

A) переувлажненность почвы

B) засушливость климата, усиленный ветровой режим

C) наличие лесных массивов

D) наличие травяной растительности

E) орошение


15. В какой период наблюдался демографический взрыв?

A) во второй половине 18 века

B) в первой половине 19 века

C) во второй половине 19 века

D) в первой половине 20 века

E) во второй половине 20 века


16. Укажите наиболее густонаселенную территорию людей на Земле:

A) в горах

D) в тайге

E) в тундре


17. Когда и где принята Конвенция по биоразнообразию?

B) 1992, Рио-де-Жанейро

C) 1996, Москва

D) 1972, Стокгольм

E) 2002, Токио


18. Какое из воздействий человека на природу являются прямым (непосредственным):

A) парниковый эффект

B) разрушение озонового слоя

C) охотничий и рыбный промысел

D) эрозия почв

E) водная эрозия


19. К экономическому управлению природопользованием относится:
A) установление ПДК загрязняющих веществ в природных объектах

B) применение поощрительных цен и надбавок на экологически грязную продукцию

C) штрафы за экологические правонарушения

D) уголовная ответственность

E) публикация в СМИ
20. Что такое биологическое разнообразие?

A) разнообразие организмов

B) разнообразие видов

C) разнообразие экосистем

D) разнообразие популяций

E) разнообразие сред


21. Рекультивация земель:

A) обработка почвы культиватором в период вегетации

B) искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы

C) мероприятия, направленные на улучшение водных ресурсов

D) естественное восстановление плодородия почвы

E) наблюдение за изменениями погоды


22. Раздел Красной книги, содержащий список и описание исчезнувших видов животных:

А) эпитафия

B) список Шиндлера

C) серый список

D) книга мертвых

Е) черный список


23. Природный комплекс, который предназначен для сохранения одного или нескольких видов животных или растений при ограниченном использовании других:

А) заказник

В) заповедник

C) национальный природный парк

D) ботанический сад

E) памятник природы


24. Ресурсосберегающая технология относится к типу:

А) строгого ограничения выбросов в пределах норм

В) повторного использования отходов производства

С) нерационального природопользования

D) полного использования природных ресурсов

Е) рационального природопользования


25. Что является целью экологического мониторинга?

А) наблюдение за источниками антропогенных факторов

B) экспертное оценивание объектов природы

C) проведение исследований в биологических системах

D) открытие законов природы

E) сбор платы для сохранения природного фонда


26. Систематизированный количественно-качественный свод сведений природных ресурсов - это:

А) кадастр

C) бонитет

D) сертификат

Е) справка


27. Разрушение и снос верхних плодородных пород ветром или потоками воды:

A) Сукцессия.

B) Рекультивация.

C) Эрозия.

D) Мелиорация.

E) Ирригация.


28. Уничтожение растительного покрова, эрозия почв, их уплотнение, засоление, расширение зон, покрытых песками приводит к:

A) первичной сукцессии

B) дегрессии

С) опустыниванию

D) эвтрофикации

Е) увеличению видов


29. В «Черный список» Красной книга МСОП вносят:

A) Безвозвратно исчезнувшие виды.

C) Исчезающие виды.

D) Редкие виды.

E) Восстанавливающиеся в численности виды.


30. В Красную книгу заносятся:

A) Широко представленные виды животных.

B) Распространенные виды растений.

C) Доминантные виды растений и животных.

D) Редкие виды растений и животных.

Е) Реликтовые виды растений.


31. К неисчерпаемым ресурсам относится:

В) Солнечная энергия.

D) Известняки.

E) Полиметаллические руды.

32. Население земного шара растет...

А) по экспоненте

В) по геометрической зависимости

C) по гиперболе

D) по арифметической зависимости

Е) хаотично


33. Процесс разрушения плодородного слой почвы осадками и ветром:

А) Нарушение.

В) Эрозия.

С) Засоление.

D) Загрязнение.

E) Аридизация.


34. Метод, гарантирующий бессрочное сохранение генофонда организмов:

A) Взятие под охрану отдельных экземпляров.

C) Запрещение охоты.

D) Строгое ограничение использования охотничьих угодий.

E) Сохранение организмов в их естественной среде обитания.


Тесты
1. К какому типу относится загрязнение атмосферы на территории города?

A) региональному типу

B) местному типу

C) глобальному типу

D естественному типу

E) территориальному типу


2. Шум промышленного предприятия можно отнести к:

A) абиотическому фактору

B) биотическому фактору

C) антропогенному фактору

D) абиотическому и биотическому факторам

E) абиотическому и антропогенному факторам


3. Канцерогенами называют вещества, вызывающие:

A) психические расстройства

B) раковые заболевания

C) хроническое отравление

D) инфекционные заболевания

E) аллергические заболевания


4. К особо охраняемым природным территориям не относятся:

A) парк культуры и отдыха

B) национальные парки

C) охраняемые ландшафты

D) биосферные резерваты

E) памятники природы


5. Какое мероприятие защищает почву от ветровой эрозии?

A) вспашка отвальным плугом

B) многократные обработки почвы

C) в заказниках

D) в памятниках природы

E) в ботанических садах


10. Укажите отходы, представляющие наибольшую угрозу для человека и всей биоты:

A) твердые бытовые отходы

B) промышленные отходы

C) радиоактивные отходы

D) жидкие бытовые отходы

E) газообразные выбросы


11. Количество загрязнителей в почве, воздушной или водной среде, которые не влияют на здоровье человека и его потомство:

A) максимально разовая предельно допустимая концентрация

B) среднесуточная предельно допустимая концентрация

C) допустимый выброс вредных веществ

D) предельно-допустимая концентрация


12. Укажите наиболее радикальную меру охраны воздушного бассейна:

A) экологизация технологических процессов

B) очистка газовых выбросов

C) рассеивание газовых выбросов в атмосферу

D) устройство санитарно-защитных зон

E) архитектурно-планировочные решения


13. Канцерогенные вещества вызывают:

A) инфекционные заболевания

B) аллергические заболевания

C) злокачественные и доброкачественные новообразования

D) простудные заболевания

E) нервные расстройства


14. Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии:

A) между экономикой и производством

B) между людьми, экономикой и производством

C) между людьми и между обществом и природой

D) между людьми, экономикой и обществом

E) между людьми и обществом и политикой


15. Какой тип экологического сознания необходимо формировать у людей в современных условиях?

A) биоцентризм

B) антропоцентризм

C) экоцентризм

D) консервационизм

E) космизм


16. Укажите основной принцип мониторинга?

A) периодическое слежение

B) непрерывное слежение

C) оценка фактов

D) прогнозирование

E) сбор данных


17. Оценка соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям экологической безопасности:

A) экологическая паспортизация

B) экологический риск

С) экологическая экспертиза

D) экологическая стандартизация

Е) экологический мониторинг


18. Воздействие на организм человека повышенной концентрации ртути, вызывает болезни:

A) разрушение костной ткани

B) болезнь Минамата (нервные расстройства)

C) раковые заболевания кожи

D) гепатит

E) цирроз печени


19. Какие болезни вызывают радиоактивные загрязнения атмосферы?

A) астму


B) кислородную недостаточность

C) раздражение глаз и слизистой оболочки

D) раковые заболевания и уродства

E) поражение костной ткани


20. Укажите канцерогенный загрязнитель окружающей среды?

А) диоксид серы

B) оксид азота

C) оксид углерода

D) бензапирен

Е) избыток удобрений


21. Раздел экологии, изучающий вопросы сохранения и развития здоровья людей на основе выявления зависимости организма человека, его психики от состояния природы и социальной среды:

А) социальная экология

B) экология человека

C) глобальная экология

D) демэкологая

Е) синэкология


22. Ядовитая смесь дыма, тумана и пыли называется:

A) кислотный дождь

C) угарный газ

Е) фотооксидант


23. Как соотносятся понятия «природопользование» и «охрана природы»:

A) они тождественны

B) понятие «природопользование» более широкое, чем понятие «охрана природы»

C) понятие «охрана природы» более широкое, чем понятие «природопользование»

D) это совершенно различные понятия


24. Как назывался первый доклад Римского клуба:

A) «Кто виноват»

B) «Что делать»

C) «Затруднения человечества»

D) «Пределы роста»

E) «Зеленый мир»


25. Укажите процесс, наиболее эффективный при утилизации бытовых отходов:

A) компостирование

B) сжигание

C) использование в качестве топлива

D) эвакуация на специальные свалки

Е) захоронение в котлованах


26. Какие меры наиболее эффективны для снижения запыленности воздуха населенных пунктов?

А) установление санитарно-защитных зон

B) удаление промышленных предприятий из населенного пункта

C) ограничение движения автотранспорта

D) ликвидация пустырей и стройплощадок

E) удаление промышленных предприятий из населенного пункта и ликвидация пустырей и стройплощадок


27. Раздел токсикологии (наука о ядах), который изучает ингредиентный состав, особенности распространения, биологического действия, активизации, дезактивации вредных веществ в окружающей среде:

А) химия


В) экология человека

С) радиационная экология

D) промышленная экология

Е) экотоксикология


28. Биологическим факторам риска, влияющим на здоровье людей, относятся:

A) качество окружающей среды

B) инфекционные заболевания

C) природные и антропогенные патогенные микроорганизмы

D) природные патогенные микроорганизмы

E) качественное питание


29. Официальные документы, содержащие систематизированные сведения о животных и растениях мира, отдельных регионов или стран, состояние которых вызывает опасение за их будущее:

A) Конституция

B) Лесной кодекс

C) Красная Книга

D) Земельный кодекс

E) Водный кодекс


30. Предельно-допустимая концентрация в атмосфере измеряется:

D) мг/год

E) т/год
31. Устойчивое развитие означает:

A) Развитие общества по экспоненциальной кривой.

B) Право людей на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой .

C) Демографический рост населения.

D) Создание свободного общества.

E) Удовлетворение своих потребностей.
32. Вид особо охраняемой природной территории, где разрешается ведение сельского хозяйства и ведется природоохранная деятельность:

А) Заказники.

В) Заповедники.

C) Национальные парки.

D) Городские скверы.

E) Зоны рекреации


34. С экологической точки зрения решение проблем энергетики связано:

A) С разработкой новых безопасных реакторов для атомных станций.

B) С использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

C) Со строительством современных теплоэлектростанций, работающих на газе.

D) С увеличением добычи горючих полезных ископаемых.

E) Со строительством гидроэлектростанций на горных реках.

Выберите правильный ответ.

1. Основными принципами системы охраны природы являются:

1) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход;

3) систематичность, суммирование, историчность;

2. Богатства недр относятся к:

3) невозобновляемым природным ресурсам;

4) вечным и неисчерпаемым природным ресурсам.

3. Природопользование, в отличие от термина «охрана природы», обозначает:

1) сферу общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества;

2) сферу научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

3) одно из направлений охраны природы, связанное с добывающей и перерабатывающей промышленностью;

4) систему мероприятий, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность человека.

4. Система мероприятий, обеспечивающих поддержание ресурсо- и средовоспроизводящих функций природы и сохранение невозобновляемых ресурсов, называется:

1) природопользованием;

2) охраной природы;

3) природоохранной рекреацией;

4) ландшафтной экологией.

5. Природопользование подразделяется на:

1) ресурсосберегающее и ресурсонеэкономное;

2) позитивное и негативное;

3) рациональное и нерациональное;

4) замкнутое и незамкнутое.

6. Воды Мирового океана относят к:

1) неисчерпаемым природным ресурсам;

2) возобновляемым природным ресурсам;

3) невозобновляемым (исчерпаемым) природным ресурсам;

4) частично исчерпаемым природным ресурсам.

7. Основные экологические проблемы глобального масштаба, прежде всего, вызваны:

1) развитием цивилизации в целом (большими темпами прогресса);

2) факторами космического порядка;

3) природными (геологическими) процессами самой Земли.



8. Основным природоохранным принципом является:

1) охрана растительных и животных богатств страны;

2) непосредственная охрана природы в процессе использования природных ресурсов;

3) правовая сторона охраны природы;

4) организация экологического просвещения населения.

9. К неисчерпаемым ресурсам относят:

1) нефть, каменный уголь, различные руды;

2) почву, растительность, минеральные соли;

3) водные и климатические ресурсы;

4) животный и растительный мир.

10. Поступление в окружающую среду различных загрязнителей строго регламентируется законодательством, устанавливающим:

1) ПДП, ПРК, ППП;

2) ПДК, ПДС, ПДВ;

3) ПРИ, ИКС, ПКК;

4) ПРИ, ПДУ, ПДО.

11. Проблемы озонового экрана, опустынивания, парникового эффекта являются:

1) межгосударственными проблемами регионального порядка;

2) глобальными проблемами;

3) внутригосударственными проблемами;

4) комплексными проблемами регионального порядка.

12. Более половины всех выбросов в атмосферу производят:

1) промышленные предприятия;

2) энергетика (тепловые станции, котельные и так далее);

3) химическая и угольная промышленность вместе;

4) транспортные средства.

13. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

1) высоких концентраций оксидов азота;

2) выбросов промышленных предприятий;

3) жесткого ультрафиолетового излучения;

4) несгоревших частиц топлива.

5) высокотоксичных соединений;

6) выбросов сернистого газа;

7) мелких частиц сажи.

14. Основным компонентом атмосферы является:

1) кислород;

15. Главный химический загрязнитель атмосферы:

1) диоксид углерода;

2) радиоактивные осадки;

3) сернистый газ;

4) тетраэтилсвинец.

16. Наиболее распространенным способом промышленной очистки загрязненного воздуха является:

1) редукция;

2) абсорбция;

3) осаждение;

4) выщелачивание.

17. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

1) резких колебаний температуры;

2) умеренного радиоактивного загрязнения;

3) хозяйственной деятельности человека;

4) веществ, обладающих канцерогенными свойствами.

18. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере:

1) молекул воды;

3) хлорфторметана;

19. Постепенное потепление климата, по мнению многих ученых, на планете связано с:

1) фотохимическим смогом;

2) искусственным загрязнением;

3) парниковым эффектом.

20. Основным источником поступления в атмосферу мелких частиц свинцовой пыли являются:

1) испытания ядерного оружия;

2) сильные продолжительные лесные пожары;

3) неотрегулированные двигатели автомобилей;

4) предприятия по производству красок и лаков.

21. Физические методы очистки газообразных выбросов в атмосферу основаны на:

1) дожигании ядовитых примесей;

2) каталитическом превращении примесей;

3) осаждении пылеобразных веществ;

4) адсорбции твердыми веществами.

22. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:

1) вулканических выбросов;

2) космических излучений;

3) парникового эффекта;

4) сернистого газа.

23. Большая часть жестких ультрафиолетовых лучей задерживается тонким озоновым слоем, который находится в:

1) тропосфере;

2) гидросфере;

3) стратосфере;

4) экзосфере.

24. Основной причиной постепенного потепления климата является:

1) изменение естественного радиоактивного фона;

2) увеличение в атмосфере концентрации диоксида углерода;

3) истончение озонового слоя в атмосфере;

4) увеличение концентрации хлорфторуглеродов.

25. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта, называют:

1) задымлением атмосферы;

2) белым смогом;

3) парниковым эффектом;

4) фотохимическим смогом.

26. В крупных городах значительная доля загрязнения атмосферы приходится на:

1) стройплощадки;

2) предприятия легкой промышленности;

3) автотранспорт;

4) предприятия пищевой промышленности.

27. В настоящее время испытывает недостаток в чистой пресной воде следующая часть населения Земли:

4) практически все население Земли.

28. Недостаток пресной воды в последние годы вызван увеличившимся расходом воды, в основном, на:

1) энергетическую промышленность;

2) сельскохозяйственные цели и разбавление отходов;

3) добывающую промышленность;

4) перерабатывающую промышленность.

29. Эвтрофикацией водоемов называют:

1) быстрое бытовое загрязнение водоемов синтетическими моющими средствами;

2) быстрое накопление органических веществ, азотных и фосфорных удобрений в водоемах;

3) активное загрязнение водоемов продуктами нефтепереработки;

4) активное поступление в водоемы солей тяжелых металлов.

30. Поля орошения (поля фильтрации) относят к одной из форм очистки сточных вод, а именно к:

1) механической;

2) химической;

3) биологической;

4) физико-химической.

31.Возросший дефицит пресной воды вызван, в основном:

1) ухудшением климата;

2) резким глобальным уменьшением объема грунтовых вод;

3) загрязнением водоемов;

4) глобальным засолением почв.

32. Основным загрязнителем воды Мирового океана является:

1) бытовой мусор;

2) биологические отходы;

3) нефть и нефтепродукты;

4) твердые промышленные отходы.

33. Уменьшение стока рек и понижение уровня грунтовых вод в средних широтах обычно вызвано:

1) резким изменением климата;

2) вырубкой лесов и осушением болот;

3) изменением глобального круговорота воды;

4) забором воды на нужды промышленных предприятий.

34. Биологическая очистка сточных вод в искусственных условиях производится:

1) на полях орошения;

2) на полях фильтрации;

3) с использованием отстойников, сит, решеток и других фильтров;

4) в аэротенках.

35. Запасы пресной питьевой воды сосредоточены в основном в:

1) озерах и прудах;

2) ледниках;

36. Современные способы очистки сточных вод позволяют очистить их:

1) на 50- 55%;

2) на 70- 75%;

3) на 90- 95%;

4) почти на 100%.

37. Незамерзание водоемов в северных широтах в холодное время года - один из признаков:

1) здорового состояния водоема;

2) теплового загрязнения водоема;

3) загрязнения водоема твердыми бытовыми отходами;

4) естественной сукцессии водоема.

38. Полями ассенизации, орошения или фильтрации называются территории:

1) предназначенные для механической и физической очистки сточных вод;

2) на которых осуществляется химическая очистка бессточных вод;

3) предназначенные для биологической очистки сточных вод;

4) предназначенные для всех форм очистки сточных вод.

39. Природными водоемами, способными к самоочищению и регулирующими водность рек, являются:

1) крупные озера;

2) болота;

3) пруды и водохранилища;

4) внутренние моря.

40. Эвтрофикации водоемов в наибольшей степени способствует:

1) энергетика;

2) коммуникации;

3) земледелие;

4) транспорт.

41. Особенно сильно подвергаются водной эрозии почвы, расположенные на:

1) плоской поверхности без растительности;

2) плоской поверхности со слабой растительностью;

3) наклонной поверхности, заросшей кустарником;

4) наклонной поверхности, заросшей травой.

42. Выберите из предложенных терминов ту пару, которая характеризует такое свойство почвы, как рН почвенного раствора:

1) рыхлая- плотная;

2) темная- светлая;

3) нормальная- кислая;

4) аэрированная- бескислородная.

43. Вымывание из почв подсоленными водами органических веществ и минеральных элементов называют:

1) гумификацией;

2) заболачиванием;

3) минерализацией;

4) выщелачиванием.

44. Вещество, которое образуется в результате процесса разложения органических веществ растительных и животных остатков, называют:

2) сланцами;

3) мицелием;

4) гумусом.

45. Органическое вещество, временно исключенное из круговорота веществ в экосистеме, называют:

2) почвой;

3) детритом;

4) подзолом.

46. Организмы, которые превращают азот атмосферы в форму, доступную для усвоения растениями, называют:

1) денитрификаторами;

2) деструкторами;

3) азотфиксаторами;

4) цианобактериями.

47. Процесс подкисления почвы наблюдается в экосистемах:

1) широколиственных лесов;

2) степей;

3) сосновых лесов;

4) еловых лесов.

48. После образования из органического вещества почвы гумус подвергается процессу:

1) гумификации;

2) минерализации;

3) урбанизации;

4) стратификации.

49. Экологически безопасные способы орошения культур основаны на:

1) подаче воды непосредственно к корням растений;

2) регулярной круглосуточной подаче воды небольшими пропорциями;

3) использовании специальных оросительных растворов;

4) подаче воды в самое прохладное время суток.

50. Компонентом экосистемы, который нельзя отнести ни к живым организмам, ни к условиям среды, считают:

2) углекислый газ;

4) кислород.

51. Процесс разложения органических остатков в почве под влиянием комплекса биотических и абиотических факторов называется:

1) деструкцией;

2) оподзоливанием;

3) стратификацией;

4) гумификацией.

52. В зоне полупустынь почвы содержат мало гумуса и называются:

1) подзолами;

2) глиноземами;

3) солончаками;

4) сероземами.

53. Основным источником энергии для агроэкосистем считают:

1) минеральные удобрения;

2) солнечную радиацию;

3) органические удобрения;

4) сельскохозяйственные машины.

54. Процесс разложения сложных соединений азота до молекулярного двух атомарного состояния называется:

1) деструкцией;

2) аммонификацией;

3) денитрификацией;

4) редукцией.

55. Площадь, занятую деревьями или кустарниками и используемую для лесохозяйственных целей, называют:

1) лесной полосой;

2) лесостепной зоной;

3) лесной площадью;

4) лесным хозяйством.

56. Наиболее отрицательное воздействие на воспроизводство лесных экосистем на всех стадиях их развития оказывают:

1) тепловые загрязнения;

2) атмосферные загрязнения;

3) фотохимические смоги;

4) световые загрязнители.

57. Истребление лесов на обширных территориях приводит к:

1) снижению уровня воды в реках;

2) увеличению содержания кислорода;

3) образованию оксидов азота;

4) таянию высокогорных ледников.

58. Важнейшим условием сохранения лесных ресурсов является своевременное:

1) принятие соответствующих законов;

2) распыление жидких удобрений;

3) устранение источников радиации;

4) лесовозобновление.

59. Наиболее перспективными и эффективными методами борьбы с вредителями лесов считают:

1) биологические методы;

2) физические способы;

3) экономические меры;

4) химические меры.

60. Совокупность всех покрытых лесом земель, а так же земель, предназначенных для ведения лесного хозяйства, называют:

1) лесопарком;

2) лесными полосами;

3) лесным фондом;

4) лесной зоной.

61. Выращивание леса на некогда вырубленных или выжженных лесных площадях называют:

1) первичной сукцессией;

2) лесоводством;

3) лесовозобновлением;

4) демутационной сменой.

62. Истребление лесов на обширных территориях приводит к:

1) уменьшению прозрачности атмосферы;

2) увеличению продуктивности лесов;

3) дестабилизации состава атмосферы;

4) снижению уровня естественной радиации.

63. Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с:

1) вселением новых видов;

2) резерватами;

3) урбанизацией;

4) пожарами.

64. Охрана хозяйственно-ценных и редких видов растений состоит в:

1) организации научно-проектных изысканий;

2) нормированном сборе, исключающем истощение;

3) промышленном использовании природных территорий;

4) применении высокоэффективных комплексных удобрений.

65. Искусственным лесовозобновлением называют:

1) распространение семян древесных пород с использованием авиационной техники;

2) создание почвенных условий, благоприятных для выращивания древесных пород;

3) комплекс мероприятий по контролю за изъятием древесины;

4) посадку леса с последующим уходом за лесным молодняком.

66. Истребление лесов на обширных территориях приводит к:

1) смягчению климатических условий;

2) усилению эрозии почв;

3) увеличению видового разнообразия;

4) уменьшению испарения.

67. Способом восстановления численности редких видов растений служит:

1) разведение в ботанических садах;

2) разведение в лесопарках;

3) выращивание в частных оранжереях;

4) хранение в биологических музеях.

68. Наиболее чувствительными к различным загрязнителям воздуха, в первую очередь, к диоксиду серы, являются:

1) широколиственные породы;

2) многолетние травы;

3) газонные травы;

4) хвойные породы.

69. Животные, которые в первую очередь испытывают прямое воздействие (преследование, разведение, истребление):

1) грызуны;

2) хищники;

3) промысловые животные;

70. Искусственным расселением животных в районы их былого распространения называют:

1) акклиматизацией;

2) реакклиматизацией;

3) реинтродукцией;

4) реэмиграцией.

71. Косвенное влияние человека на животных проявляется при:

1) их гибели от ядохимикатов (применяемых в сельском хозяйстве);

2) их отравление выбросами промышленных предприятий;

3) их переселении или вытеснении с мест обитания;

4) вырубке леса, где они обитают.

72. Правильная последовательность в соотношении количества заповедников, заказчиков и национальных парков (в сторону уменьшения):

1) национальные парки – заказники - заповедники;

2) заказники – заповедники - национальные парки;

3) заповедники – заказники - национальные парки;

4) заказники, а количество заповедников и национальных парков одинаково.

73. Косвенное влияние человека на животных проявляется при:

1) переселении и преследовании их;

2) строительстве городов, поселков, плотин, дорог;

3) истреблении их или отлове;

4) разведении их.

74. Впервые международная Красная книга была издана в:

75. Истребление лесов на обширных территориях приводит к нарушению:

1) минерального питания;

2) озонового слоя;

3) водного режима;

4) атмосферного давления.

76. Химическая очистка сточных вод заключается в:

1) использовании фильтров, сит и отстойников;

2) добавлении реагентов, образующих осадки из растворов;

3) использовании аэротенков;

4) использовании полей орошения.

77. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря:

1) парообразной влаге;

2) парниковому эффекту;

3) озоновому экрану;

4) молекулярному азоту.

78. Основным типом особо охраняемых территорий являются:

1) заказники;

2) природные парки;

3) биосферные заповедники;

4) национальные парки.

79. Полезные ископаемые относятся к ресурсам, которые считают:

1) неистощимыми;

2) вторичными;

3) невозобновимыми;

4) энергетическими.

80. Неправильный и неумеренный полив в районах орошаемого земледелия, как правило, приводит к эрозии, которую называют:

1) овражистой;

2) поверхностной;

3) струйной;

4) ирригационной.

81. В России преобладают охраняемые природные территории, имеющие статус:

1) биосферных заповедников;

2) заказников и памятников природы;

3) национальных парков;

4) природных парков.

82. Одной из причин большей чувствительности хвойных лесов по сравнению с лиственными к воздействию токсикантов считают:

1) толщину древесины у основания ствола;

2) продолжительность жизни листовых пластин;

3) форму крон хвойных деревьев;

4) особенности строения корневой системы.

83. Выберите такой ряд, в котором скорость восстановления ресурсов последовательно уменьшается:

1) почвы – животные - леса;

2) животные – леса - почвы;

3) леса – почвы - животные

4) леса – животные - почвы.

84. На нужды промышленности и сельского хозяйства в наибольшей степени используют воды:

1) озер и прудов;

2) водохранилищ;

4) болот и каналов.

85. Основной причиной постепенного потепления климата, по мнению многих ученых, является:

1) уменьшение в атмосфере содержания кислорода;

2) увеличение количества пылеобразных частиц;

3) уменьшение радиоактивного фона;

4) увеличение в атмосфере концентрации углекислого газа.

86. Климатические ресурсы относят к разряду:

1) неисчерпаемых;

2) исчерпаемых возобновимых;

3) исчерпаемых невозобновимых;

4) неисчерпаемых космических.

87. Природные объекты и явления, которые человек использует в производстве, называют:

1) полезными ископаемыми;

2) природными ресурсами;

3) потенциальными ископаемыми;

4) невосполнимыми ресурсами.

88. Комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель и на улучшение условий окружающей среды, называют:

1) деградацией;

2) интродукцией;

3) рекультивацией;

4) мелиорацией.

89. Эрозию, вызванную постепенным смывом поверхностного слоя почвы талыми водами и дождями в понижения, называют:

1) плоскостной;

2) ветровой;

3) струйчатой;

4) овражистой.

90. Ирригационная эрозия может возникнуть в районах:

1) вырубки горных лесов;

2) интенсивного орошаемого земледелия;

3) возделывания пропашных культур;

4) выращивания многолетних трав.

91. На этапе биологической рекультивации земель первыми высаживают:

1) древесные породы с малоценной древесиной;

2) технические культуры с низкой скоростью ростовых процессов;

3) малотребовательные культуры с большой растительной массой;

4) пищевые культуры с коротким периодом вегетации.

92. Основные принципы охраны окружающей природной среды изложены:

1) в Лесном кодексе;

2) в Земельном кодексе;

3) в Законе РФ «Об охране окружающей среды»;

4) во всех приведенных выше документах.

93. Озоновый экран разрушается, по мнению многих ученых, вследствие:

1) поступления в атмосферу диоксида углерода;

2) повышения концентрации сернистого ангидрида;

3) утечки хлорфторуглеводородов (фреонов);

4) жесткого ультрафиолетового излучения.

94. Вырубка лесов, распашка пойм, осушение болот вызывают:

1) повышение уровня грунтовых вод;

2) уменьшение поверхностного стока;

3) увеличение поверхностного стока;

4) увеличение водоносности рек.

95. Характеристикой рациональности работы добывающего предприятия считают:

1) себестоимость добытых ископаемых;

2) темпы изъятия минерального сырья;

3) скорость доставки добытого сырья;

4) полноту выработки месторождения.

96. От выпадения кислотных дождей больше других страдают:

1) северные экосистемы;

2) тропические экосистемы;

3) альпийские экосистемы;

4) экваториальные экосистемы.

97. Использование водных ресурсов без изъятия воды из водных объектов называют:

1) водопользованием;

2) водопотреблением;

3) водоснабжением;

4) водозадержанием.

98. Для экосистем таежных лесов характерны:

1) торфяники;

2) серые почвы;

3) подзолистые почвы;

4) каштановые почвы.

99. Загрязнение, связанное с изменением физических параметров среды называется:

1) инградиентное;

2) биологическое;

3) параметрическое.

100. Плотность грунта влияет на распределение наземных животных, которые используют почву:

1) в качестве убежища от хищников;

2) для испарения излишков влаги;

3) для внутрипопуляционных контактов;

4) при выведении токсичных продуктов обмена.

101. Самыми опасными с точки зрения влияния на экологическую обстановку производствами являются:

1) столярные цеха, кирпичные заводы;

2) производства фарфора и керамики;

3) химические и целлюлозно-бумажные комбинаты;

102. Правило Д. Аллена говорит о закономерности, согласно которой:

1) размеры животных севера крупнее их сородичей на юге;

2) окраска животных к югу становится ярче;

3) размеры выступающих частей тела теплокровных животных увеличиваются к югу;

4) длина и плотность шерсти и перьев у животных возрастают к северу.

103. Загрязнением природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания, называется:

1) радиоактивным;

2) биологическим;

3) химическим;

4) шумовым.

104. Некачественная питьевая вода может стать причиной заражения:

1) туберкулезом, холерой;

2) холерой, лептоспирозом;

3) лептоспирозом, гриппом;

4) гриппом, гепатитом.

105. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:

1) волки, лисы;

3) грызуны;

4) человек.

106. Канцерогенами называют вещества, вызывающие:

1) раковые заболевания;

2) аллергические заболевания;

3) хроническое отравление;

4) инфекционные заболевания.

107. Возбудители столбняка и ботулизма обитают в:

2) воздухе;

4) организме животных.

108. Естественный шумовой фон составляет:

1) 20 - 30 дБ;

2) 50 - 60 дБ;

3) 80 - 90 дБ;

4) 110 - 120 дБ.

109. На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:

1) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);

2) положительно заряженные ионы;

3) отрицательно заряженные ионы;

4) ультра - и инфразвуки.

110. Под понятием «городской ландшафт» подразумевается:

1) совокупность зданий, дорог, транспорта, городских коммуникаций;

2) зеленые насаждения, парки, скверы;

3) сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений;

4) совокупность промышленных предприятий города.

111. Важнейшей составной частью экосистемы современного города являются:

1) благоустроенные жилища;

2) автодороги и транспорт;

3) сферы услуг и развлечений;

4) зеленые насаждения.

112. Бактерицидными свойствами обладают:

1) лук, хлеб;

2) чеснок, клюква;

3) гранаты, мясо;

4) рыба, яблоки.

113. Различают два адаптивных типа человека. Один из них - «спринтер», характеризующийся:

1) высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов;

2) низкой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов;

3) способностью переносить длительные нагрузки;

4) способностью выполнять монотонную работу.

114. Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:

1) повторное использование стеклотары;

2) вегетарианское питание;

3) езда на велосипеде вместо использования автотранспорта;

4) активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды.

Выберите несколько правильных ответов.

115. СПИД передается:

1) воздушно-капельным путем;

2) при пользовании вещами больного;

3) при укусе комара;

4) половым путем;

5) при пользовании посудой больного.

116. Понятие «погодные условия» включает:

1) атмосферное давление;

2) влажность;

3) уровень загрязнения атмосферы;

4) концентрацию кислорода;

5) движение воздуха.

117. Рациональное питание предусматривает:

1) необходимость учета потребностей организма в различных питательных веществах;

2) предпочтение более калорийной пищи;

3) оценку и учет энергетической ценности продуктов питания;

4) учет возраста, деятельности и состояния здоровья;

5) регулярный прием пищи в определенное время.

118. Химическое загрязнение окружающей среды может вызвать у человека:

1) головокружение, тошноту, кашель;

2) хроническое отравление;

3) инфекционные заболевания;

4) функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы;

5) острое отравление и даже смерть.

119. Причиной раковых заболеваний могут стать:

1) химическое загрязнение среды;

2) канцерогены;

3) курение;

4) стрессы;

5) малокалорийное питание.

120. Выберите правильные суждения:

1.Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей человека.

2.Человек, нарушая естественные условия существования болезнетворных организмов, нередко сам становится жертвой природно-очаговых болезней.

3.Абсолютная тишина благотворно сказывается на самочувствии человека.

4.Биоритмы каждого человека индивидуальны.

5.Резкое перемещение в дальний часовой пояс приводит к сбою в биологических ритмах человека.

6.Изменения погоды одинаково сказываются на самочувствии разных людей.

7.Если продукт не содержит избытка нитратов, значит, он экологически чистый.

8.Город следует рассматривать как экосистему.

9.Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки.

10. При утомлении даже у здорового человека не может происходить перераспределения резервных функций организма.

121. Вопрос с короткими ответами.

Загрязнение природной среды оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека. Дайте характеристику различных видов загрязнений и их возможного влияния на организм человека. Коды ответов:

1) различные химические вещества, как правило составляющие отходы производства;

2) при попадании в организм большими концентрациями способны привести к острому отравлению его и даже к смерти;

3) болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие;

4) звуки в 20- 30 дБ;

5) звуки в 80 и более дБ;

6) инфразвуки, ультразвуки;

7) при попадании в организм вызывающие инфекционные болезни способные вызвать тиф, чуму, малярию;

8) вызывающие нервно-психические заболевания, расстройства сердечно-сосудистой системы, ухудшение или потерю слуха;

9) заражающие организм воздушно-капельным путем, при тесном контакте с больным или через переносчиков;

10) вызывающие хроническое отравление организма при систематическом поступлении в него даже небольшими количествами;

11) вызывающие хронические воспалительные заболевания различных органов, изменения нервной системы, отклонения в развитии плода;

12) попадающие в организм человека при дыхании, с продуктами питания и водой.

Химические загрязнения-

Биологические загрязнения-

Шумовые загрязнения-

122. Дайте краткую характеристику химических функций живого вещества:

123. Дайте краткую характеристику трем основным антропогенным кризисам:

124. Анализируя точки зрения разных ученых на проблему разрушения озонового слоя (проблему «озоновых дыр»), заполните таблицу:

Характеристика экологической проблемы разрушения озонового слоя Земли.

125. Дайте краткую характеристику экологической проблемы «кислотных осадков»:

126. Анализируя точки зрения разных ученых на проблему изменения климата («парникового эффекта), заполните таблицу:

127. В 1987 г. был опубликован доклад Международной комиссией по окружающей среде и развитию под руководством Г. X. Брундтланд, в котором введено понятие «устойчивое развитие» (sustainable development). Оно трактуется следующим образом:

1. устойчивое развитие означает такое использование естественных ресурсов, вложение капиталов, технологический прогресс и институциональные изменения, которые будут покрывать как будущие, так и существующие нужды;

2. устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает два ключевых понятия:

Понятие потребностей, в частности, потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета;

Понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организации общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности.

В 1992 г. состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, где лидеры 179 стран Планеты приняли новую для мирового сообщества модель развития, основанную на концепции устойчивого развития.

" sustainable development", который мы переводим как "устойчивое развитие", следует интерпретировать как стратегию перехода к такому состоянию природы и общества, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция» или «эпоха ноосферы».

На основании анализа высказанных положений предложите свою трактовку и графический образ понятия «устойчивое развитие».

128. В. И. Вернадский определил биосферу как целостную экологическую систему, в которой живое вещество взаимодействует с элементами литосферы, гидросферы, атмосферы и техносферы.

В любой природной системе А. А. Крауклис предложил выделять 3 начала: инертное, мобильное и биологически активное.

Сочетание мобильных и инертных начал придает экосистемам - компонентам биосферы одновременно свойства относительно отдельного (дискретного), но в то же время - непрерывного образования с «размытыми» внешними краями и подвижной внутренней структурой.

Функции каких начал, по вашему мнению, выполняют следующие компоненты биосферы: минеральный субстрат, рельеф, энергия Солнца и космическое излучение, силовые поля Земли, воздушные массы, гидросфера, живое вещество биоты.

Какое начало имеет, согласно учению В. И. Вернадского, определяющее значение в биосфере?

129. С.Б.Лавров и Ю.Н.Гладкий, анализируя глобальные проблемы современности, выделяют пять основных групп:

1 наиболее «универсальные» проблемы политического экономического характера (1);

2.проблемы преимущественно природно-экономического характера (2);

3.проблемы преимущественно социального характера(3);

4. проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (4)

5. проблемы научного характера, нерешенность которых не создает непосредственную угрозу для будущего ч