Закон о приватизации муниципального жилья. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ


Новый закон не определяет название органа, осуществляющего продажу федерального имущества. В соответствии со ст. 10 ее осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители (по ранее действовавшему закону — это Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов РФ). В основном система продавцов осталась без изменений, только теперь это регулируется законодательством, а не постановлением Правительства РФ. Согласно п. 5 упомянутой статьи порядок деятельности назначенных специализированным учреждением представителей устанавливается в соответствии с ГК РФ, другими федеральными законами и заключенными в соответствии с планами приватизации договорами между специализированным учреждением и такими представителями. Отбор представителей производится на конкурсной основе. Их деятельность финансируется за счет отчислений денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, теперь переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Установлены значительные ограничения имущественного и неимущественного характера в случаях, когда объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества.

Первый и второй из перечисленных способов приватизации применялись и раньше. Однако такие преобразования и внесение имущества в качестве вклада не признавались приватизацией. А когда органами прокуратуры такие факты выявлялись, то принимались меры прокурорского реагирования. Характерный пример — иск Генеральной прокуратуры РФ к Госкомимуществу России, компании "Стар Текнолоджи Системе Лимитед", АОЗТ "Лензолото" и Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ о признании недействительной регистрации АОЗТ "Лензолото".

Новый закон о приватизации

Исковые требования были удовлетворены, в частности, потому, что преобразование государственного производственного объединения "Лензолото" происходило с одновременным привлечением иностранного инвестора и незаконной передачей имущества госпредприятия в частную собственность акционерному обществу в качестве вклада.

Президентом России был подписан Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Введенные изменения в законодательстве установили бессрочную бесплатную приватизацию жилья для российских граждан.

Приватизация жилья - это переход права собственности на жилье от государства к гражданам. Этой юридической процедуре подлежат жилые помещения, которые закреплены за государственными предприятиями или находятся в муниципальной и государственной собственности.
Бесплатная приватизация началась в девяностых годах и неоднократно продлевалась государством, ранее планировалось завершить бесплатную приватизацию жилья 1 марта 2017 года.
Приватизировав жилье, собственник приобретает возможность распоряжаться своим имуществом: продать, подарить, завещать, заложить для получения кредита.

Новый закон о приватизации госимущества: что изменится

При этом возникает бремя расходов: уплата налога, возрастает размер оплаты коммунальных платежей, т.к. с момента приватизации собственник становится участником содержания и ремонта общедомовых конструкций.
Первоначально, если вы решили приватизировать объект недвижимости, следует узнать, подлежит ли оно приватизации. Согласно статье 4 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда", некоторые группы жилых помещений не подлежат приватизации (например, те, которые находятся в аварийном состоянии). Для приватизации жилого помещения необходимо получить согласие всех зарегистрированных в квартире лиц.
В соответствии с вступившим в силу 1 января 2017 года законом "О государственной регистрации недвижимости" общий срок государственной регистрации прав составляет 7 рабочих дней с момента приема документов регистрирующим органом.
Зарегистрировать права на недвижимость можно и в электронном виде: на сайте Росреестра в разделе электронных услуг. Следует напомнить, что потребуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи. Такую подпись можно получить в удостоверяющих центрах, адреса центров также есть на сайте Росреестра.

Новый закон о приватизации

Ю. Насонов, Старший прокурор отдела по надзору за исполнением налогового законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ.

3 августа 1997 г. вступил в силу Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Его принятие обусловлено изменениями, которые произошли в государстве в 1992 — 1996 гг., нашедшими отражение в Конституции РФ, Гражданском кодексе, законах "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др. Ранее действовавшие законы "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и др. утратили силу.

Новый закон о приватизации состоит из преамбулы, трех глав и 31 статьи. Впервые в законодательном порядке установлены цели нового закона, организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в РФ посредством приватизации государственного и муниципального имущества для повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса РФ, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям. Ранее действовавший закон такой нормы не содержал.

Закон (ст. 1) установил новое понятие приватизации государственного и муниципального имущества: возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц (в законе 1991 г. использовался термин "приобретение". Таким образом, безвозмездное отчуждение государством имущества не будет признаваться приватизацией). Определены и отношения, на которые действие нового закона не распространяется (ст. 3). В частности, им не регулируется приватизация земли, природных ресурсов, объектов социального и культурного назначения, а также отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Ранее действовавшее законодательство о приватизации регулировало не только приватизацию государственного, но и муниципального имущества. Теперь произведено разграничение общественной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную. Новый закон не регламентирует процедуру приватизации муниципальной собственности и полномочия государственных органов по управлению муниципальным имуществом, поскольку это — право органов местного самоуправления. Закон установил лишь общие и для государственной и муниципальной собственности способы приватизации.

Значительно изменены требования к Государственной программе приватизации, которая в соответствии со ст. 4 должна утверждаться Федеральным законом "О государственной программе приватизации". Кроме того, Правительство РФ ежегодно до 1 апреля обязано предоставлять Федеральному Собранию страны отчет о реализации Программы за прошедший год.

В ней существенно изменена система классификации объектов приватизации. Введено новое понятие — имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления. В Государственной программе должен быть определен перечень государственных унитарных предприятий, которые намечается преобразовать в открытые акционерные общества, а также прогнозный список открытых акционерных обществ или акций, находящихся в федеральной собственности, которые надлежит продать. В Программе также определяются обоснование выбора указанных предприятий и открытых акционерных обществ, намечаемые способы и сроки их приватизации, предполагаемые ограничения, размеры подлежащих продаже пакетов акций открытых акционерных обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанные перечни включаются государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда. Также в перечни включаются открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Впервые введен запрет на продажу не включенных в перечни акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Таким образом, Федеральный закон усилил государственный контроль за продажей государственного имущества, определил приоритет государственных интересов.

Введена новая статья, определяющая специальное право ("золотую акцию") Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на участие в управлении акционерными обществами, имеющими стратегическое или важное социально — экономическое значение для государства и муниципальных образований. Законодатель обязывает (ст. 5) открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), уведомлять государственные либо муниципальные органы о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня. Здесь законодательство о приватизации дополняют положения Закона "Об акционерных обществах". Представители РФ, ее субъектов, муниципальных образований имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также на вето при принятии общим собранием акционеров решения: о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества в новой редакции; о реорганизации открытого акционерного общества; о ликвидации открытого акционерного общества; о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала открытого акционерного общества; о заключении акционерным обществом крупных сделок.

Действие специального права "золотой акции" не ограничено сроком и продолжается вплоть до его отмены Правительством РФ, органами государственной власти субъектов.

Усилена роль государства и при представлении интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований по пакетам акций открытых акционерных обществ: представителями государства по закрепленным пакетам акций могут быть государственные и муниципальные служащие и иные лица. При этом государственные и муниципальные служащие не могут получать в открытых акционерных обществах вознаграждение в денежной или иной форме, также покрывать за их счет и счет третьих лиц представительские расходы, связанные с выполнением своих функций. Вместе с тем не отменен Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой", согласно которому представителями государства в органах управления общества могут быть не только государственные служащие, но и иные граждане. При заключении договоров на предоставление интересов государства в хозяйственном обществе с гражданином определяется размер вознаграждения, получаемого представителем государства.

Ранее действовавший закон о приватизации определял органы, осуществляющие управление государственным имуществом и приватизацию, их полномочия (Госкомимущество РФ и территориальные комитеты). Продажу объектов приватизации, в том числе ценных бумаг, призваны были осуществлять фонды имуществ (Российский фонд федерального имущества). В новом законе не говорится о Госкомимуществе России как федеральном органе исполнительной власти, имеющем полномочия по управлению государственным имуществом (в соответствии с Конституцией РФ они в компетенции Президента РФ и Председателя Правительства РФ). В то же время в законе дан перечень функций, которые обязан выполнять федеральный орган по управлению. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных образований предоставлено право самостоятельно определять структуры органов, в компетенции которых находятся полномочия по управлению государственной собственностью республики, края, области и муниципальными объектами. Ранее действовавший закон о приватизации обязывал местные органы создавать соответствующие комитеты по управлению имуществом.

Статьей 7 Федерального закона предусмотрено создание в субъектах РФ территориальных подразделений федерального органа по управлению государственным имуществом. Территориальные агентства по управлению имуществом Госкомимущества России действовали и раньше. Их полномочия выполняли комитеты по управлению государственным имуществом субъектов РФ. Представляется, такая практика сохранится, поскольку создание новых органов потребует значительных средств.

Новый закон не определяет название органа, осуществляющего продажу федерального имущества. В соответствии со ст. 10 ее осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители (по ранее действовавшему закону — это Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов РФ).

В основном система продавцов осталась без изменений, только теперь это регулируется законодательством, а не постановлением Правительства РФ. Согласно п. 5 упомянутой статьи порядок деятельности назначенных специализированным учреждением представителей устанавливается в соответствии с ГК РФ, другими федеральными законами и заключенными в соответствии с планами приватизации договорами между специализированным учреждением и такими представителями. Отбор представителей производится на конкурсной основе. Их деятельность финансируется за счет отчислений денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества.

Снято существовавшее ранее ограничение на участие в приватизации в качестве покупателей общественных объединений.

Наиболее существенная новелла нового закона — ст. 13, регулирующая порядок распределения денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества (в частности, сроки их перечисления в бюджеты). В случае несвоевременного их перечисления Госналогслужба вправе производить списание в бесспорном порядке указанных средств со счетов продавцов. Определена материальная ответственность продавца государственного имущества за несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации, установлены пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Изменены способы приватизации (ст. 16). Теперь их семь (вместо четырех). Из ранее действовавших сохранены: продажа на аукционе (в том числе продажа акций), коммерческий конкурс с инвестиционными и (или) социальными условиями и выкуп арендованного государственного или муниципального имущества. Существенно изменен и механизм применения этих способов приватизации. В частности, при продаже объекта приватизации по коммерческому конкурсу с социальными условиями на покупателя возлагаются обязательства социального характера, исчерпывающий перечень которых определен законом: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально — культурного, коммунально — бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, теперь переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации.

Приватизация жилья, ее продление. Закон о приватизации жилья. Сроки приватизации жилья в России

Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Установлены значительные ограничения имущественного и неимущественного характера в случаях, когда объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества.

Введены новые способы приватизации: преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности; внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцам государственных и муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право их приобретения.

Первый и второй из перечисленных способов приватизации применялись и раньше. Однако такие преобразования и внесение имущества в качестве вклада не признавались приватизацией. А когда органами прокуратуры такие факты выявлялись, то принимались меры прокурорского реагирования. Характерный пример — иск Генеральной прокуратуры РФ к Госкомимуществу России, компании "Стар Текнолоджи Системе Лимитед", АОЗТ "Лензолото" и Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики РФ о признании недействительной регистрации АОЗТ "Лензолото". Исковые требования были удовлетворены, в частности, потому, что преобразование государственного производственного объединения "Лензолото" происходило с одновременным привлечением иностранного инвестора и незаконной передачей имущества госпредприятия в частную собственность акционерному обществу в качестве вклада.

Теперь само преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, а также внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ законодательство определяет как приватизацию.

В качестве отдельного способа приватизации предусмотрен выкуп акций открытых акционерных обществ работниками преобразуемых в них государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Установлен запрет на погашение внешних и внутренних долговых обязательств путем передачи кредиторам государственного и муниципального имущества, равно как и обмен государственного и муниципального имущества на иное имущество (деньги, товары) и услуги.

Обеспечение долговых обязательств государства приватизированным имуществом не предусматривалось и ранее действовавшим законодательством. Однако запрет не устанавливался. Это позволило Минфину России, Госкомимуществу (сейчас — Мингосимущество), Российскому фонду федерального имущества на основании Указа Президента РФ "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности" организовать аукционы о передаче в залог акций крупнейших предприятий (таких, как РАО "Норильский никель", АО "ЮКОС" и др.) взамен кредитов банковско — промышленных групп. Полученные кредиты возвращены не были, что позволяло кредиторам реализовать на конкурсной основе заложенные акции. Так, один из кредиторов — ОНЕКСИМ банк — реализовал на конкурсной основе акции РАО "Норильский никель", что не могло бы осуществиться при наличии запрета погашения долговых обязательств государства государственным и муниципальным имуществом.

Введена статья "Социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий", в которой определены гарантии сохранения действия коллективных трудовых договоров, заключенных между администрацией государственного предприятия и его работниками. В законе 1991 г. такое положение отсутствовало.

В новом законе впервые определяется перечень положений, которые должны в обязательном порядке содержаться в договоре купли — продажи объектов приватизации: сведения о продавце и покупателе, наименование объекта приватизации, его местонахождение, состав и цена имущества, условия аренды (пользования) земельного участка, количество, категория (тип) и цена акций открытых акционерных обществ, порядок передачи имущества, форма и сроки платежа, обязательства по дальнейшему использованию имущества, инвестиционные и (или) социальные условия, на которых это имущество было приобретено покупателем, порядок прекращения их действия.

В ст. 29 установлено, что ничтожными с момента заключения и не влекущими правовых последствий являются все договоры купли — продажи государственного и муниципального имущества, которые не содержат стоимостной оценки приватизируемого имущества.

Из числа подлежащих продаже акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которыми владеет специализированное учреждение, осуществляющее продажу федерального имущества (РФФИ), право голоса на общих собраниях акционеров может иметь не более 25% акций плюс одна акция от общего числа акций указанного открытого акционерного общества. Другие его акции, которыми владеет специализированное учреждение, независимо от их числа в соответствии с новым законом являются неголосующими и не учитываются при определении кворума и при подсчете голосов на общих собраниях акционеров (в законе 1991 г. эта величина ограничивалась 20%).

Значительно расширен круг субъектов, которые вправе ставить вопрос о расторжении незаконных сделок приватизации.

В случае, если приватизация государственного или муниципального имущества осуществлялась в нарушение законов и иных нормативных правовых актов, а также условий договоров купли — продажи, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества, покупатели, органы прокуратуры РФ вправе в судебном порядке предъявить иски (возбудить дела) о расторжении сделок приватизации государственного или муниципального имущества, применении мер ответственности, признании указанных сделок недействительными, применении последствий недействительности ничтожной сделки, ставить вопрос об устранении нарушений законодательства о приватизации и о привлечении к ответственности виновных лиц.

Изменены основания для признания сделок приватизации недействительными. К ним относятся: нарушение положений закона, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества; приобретение указанного имущества лицом, не имеющим на это права; использование незаконных средств платежа; наличие сговора между продавцом имущества и покупателем, в том числе о занижении цены имущества; предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями; иное основание, предусмотренное законодательством РФ.

Договоры купли — продажи государственного или муниципального имущества, не содержащие его стоимостной оценки, признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут правовых последствий. Осуществление приватизации способами, не указанными в Федеральном законе, не допускается, а соответствующие сделки приватизации признаются ничтожными с момента их заключения и не влекут правовых последствий.

Если основания для признания сделок приватизации в прокурорской правоприменительной практике особых трудностей не вызывали, то вопрос привлечения к ответственности за нарушения законодательства о приватизации практически не решался. В законе 1991 г. (ст. 31) была установлена административная ответственность за конкретные нарушения.

Определялось, что порядок и сроки рассмотрения дел о перечисленных в нем правонарушениях регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Однако в Кодексе не регламентирован порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о приватизации. В результате нарушения были, а к ответственности виновные не привлекались. Не решает эту проблему и новый закон. В ст. 30 определено, что за нарушение федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.

Бессрочная приватизация жилья после 1 марта 2017 года — одна из главных тем начала года. Бесплатную приватизацию жилья несколько раз продляли, и каждый раз говорилось о том, что новое продление — последнее, и людям стоит поспешить с приватизацией своих квартир, если они это так и не сделали. Будет ли приватизация бессрочной, каковы последние новости на этот счёт.

Законопроект о бессрочной приватизации жилья был без проблем рассмотрен Государственной Думой во всех трёх необходимых чтениях, и на сегодняшний день готовый закон фактически готов — 15 февраля его одобрил Совет Федерации, дело за подписью президента. Учитывая то, что президент ранее положительно высказался об идее бессрочной бесплатной приватизации квартир и то, что без его одобрения законопроекты не проходят через Думу и Совет Федерации с такой скоростью, с какой прошёл законопроект о бесплатной приватизации, думается, что окончательная президентская подпись — дело решённое.

Как действует закон о приватизации?

Таким образом, ответ на вопрос, который по-прежнему волнует очень многих, будет ли приватизация бессрочной, однозначно будет утвердительный.
На настоящий момент до сих пор не приватизировано около полумиллиона единиц жилья, из которых 300 тысяч находятся в аварийном состоянии, и именно это — бич бесплатной приватизации всех двадцати с лишним лет, что она проводится. Учитывая то, что воспользоваться своим правом на то, чтобы бесплатно приватизировать жильё, гражданин России может только один раз в течение жизни, нет никакого смысла приватизировать аварийное и ветхое жильё до того, как произойдёт расселение подобных домов. А на то, чтобы расселить эти дома, у государства денег не находится — всё уходит на другие, более важные и нужные цели.
1 марта 2017 года было очередным последним сроком, когда должна была закончиться бесплатная приватизация жилья, и жители ветхих домов могли фактически остаться за бортом этой программы. То же самое касается и тех, кто до сих пор не приватизировал своё жильё из-за семейных разногласий или просто в силу собственной легкомысленности. Бессрочная приватизация жилья после 01.03.2017 года избавит многих людей от нервотрёпки и прибавит хотя бы немного какой-то уверенности в завтрашнем дне.
Для государства такая мера также не столь плоха — неприватизированные квартиры принадлежат ему достаточно формально, зато с них бюджет не получает налогов на недвижимость и тратит средства на взносы по капремонту и прочим платежам, которые обязан вносить собственник. Со временем это бремя будет снято с государства и возложено на жильцов.
Плюсы для простых людей также очевидны. Конечно, можно продолжать проживать в государственной квартире, но, не имея на неё прав собственности, невозможно ни продать её, ни обменять, а главное — нельзя завещать её и передать по наследству. С такой точки зрения платежи за капремонт и налоги, конечно, становятся новой обузой, но всё же они не столь велики на фоне тех преимуществ, которые получает новый собственник.
Напомним также, что в 2017 году действует и новый закон о деприватизации жилья, согласно которому собственник может отказаться от квартиры и вернуть её государству, что избавит его от определенных обременений. Нужно только учитывать, что второго шанса приватизировать квартиру не будет, и подобный шаг должен быть полностью осознаваем и продуман.

Изменения в закон о приватизации

Будет ли продлена бесплатная приватизация жилья

В России 1 марта 2017 года вновь заканчивается срок, отведенный законом для реализации гражданами своего права на бесплатную приватизацию жилья. Тем, для кого этот вопрос имеет принципиальное значение, пора торопиться. Остальные делают ставки: будет ли очередное продление?

Как известно, право россиян бесплатно оформить в собственность занимаемую квартиру, принадлежащую государству, предусмотрено в Федеральном законе от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Первоначально этот аттракцион неслыханной щедрости государство собиралось закрыть в 2004 году. Потом продлевали, причем несколько раз, последний - в феврале 2016 года, когда и был установлен нынешний крайний срок.

Перспективы продления

Попробуем заглянуть в будущее и спрогнозировать, будет ли вновь продлен срок бесплатной приватизации в России. Для этого сначала вспомним, какова была аргументация законодателя при предыдущем переносе. Отметим, что законопроект тогда был внесен в Госдуму 16 февраля 2016 года, то есть всего за две недели до дедлайна, а уже 29 февраля президент подписал закон. Это, наверное, рекорд законотворческой деятельности.

Необходимость пролонгации объяснялась так: значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишится после 1 марта 2016 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. При этом граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2016 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Таким образом, одни граждане будут поставлены в неравное положение с другими, получившими и приватизировавшими жилье до указанной даты.

Что сейчас? В Госдуму уже внесены два законопроекта, по сути, об одном и том же - один в июне, на закате работы прежнего состава Думы, второй в октябре, на заре работы депутатов нового созыва. Первый предлагает продлить срок бесплатной приватизации еще на год, второй (внесенный аж двадцатью депутатами) - сразу на два, до 1 марта 2019 года.

Мотивировка примерно та же, что и в феврале 2016-го. Пояснительные записки к обоим законопроектам, почти слово в слово, говорят об ущемлении прав жителей аварийного фонда, вины которых в том, что их не переселяют в новое жилье, никакой нет.

По законопроекту, внесенному 5 октября 2016 года, последнее решение Совета Госдумы было принято 8 ноября: назначить ответственный комитет, собрать отзывы и замечания до 12 декабря, после чего подготовить законопроект к рассмотрению.

В числе противников очередного продления срока бесплатной приватизации особенно ярко проявило себя Министерство строительства и ЖКХ. Заместитель главы Минстроя Олег Бетин заявил, что министерством подготовлен законопроект об окончании бесплатной приватизации жилья в России. «Наступил период, когда массовую приватизацию надо останавливать, оставить для детей-сирот, тех, кто остался без родителей, и дать им возможность выбора социального найма или передачи в собственность через определенный период времени», - заявил Олег Бетин.

В общем, ситуация, судя по всему, опять разрешится только в последний момент. А посему каждый решает для себя. И все же гражданам, которые все-таки решили приватизировать жилье, стоит заняться этим вопросом до наступления времени «Ч».

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 — 15. Утратили силу.

Статья 16.

Новый закон о приватизации вступил в силу

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статьи 19 — 20. Утратили силу.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (СТАТЬИ 21 — 26)

Утратил силу.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б. Ельцин

Продление бесплатной приватизации жилья - ключевая тема сегодняшней повестки Госдумы. Решено было сделать ее бессрочной - соответствующая поправка была подготовлена ко второму чтению.

Проект закона принят единогласно – 422 голоса «за». Гражданам, которые до сих пор не приватизировали свои квартиры, не обязательно торопиться с оформлением документов. Бесплатная приватизация для всех не завершится 1 марта. Сначала планировалось продлить ее на три года - для переселенцев из аварийного жилья, крымчан и сирот. Но накануне фракция «Единая Россия» решила радикально переписать проект закона ко второму чтению - право на бесплатную приватизацию жилья будет у всех и навсегда.

«К нам обращались самые разные категории: это и те, кто живет в общежитиях, ранее принадлежавших промышленным предприятиям, которые закрылись - вопрос с их местом жительства и их приватизации остается открытым, и жители военных городков… Категории называли все больше, и многие избиратели обращались к нам с просьбой принять решение о продлении такой приватизации бессрочно», - сообщил председатель Комитета по труду и социальной политике, член фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Приватизация жилья началась в далеком 1992 году. До этого полноценной частной собственности на квартиры не было. С начала 90-х бесплатная приватизация продлевалась шесть раз. Сейчас, по данным Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, в собственности находится 93% жилого фонда. Думская оппозиция неоднократно предлагала сделать приватизацию бессрочной, так что сегодня проект закона поддержали все фракции.

«Наконец правительство согласилось с бессрочной приватизацией. Мы об этом говорили каждый год, но отвергали наш закон ЛДПР, а теперь приватизация будет бессрочная», - заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

«Десять лет понадобилось нам и нашим коллегам, чтобы сделать эту приватизацию бесплатной и бессрочной. Это похоже на чудо, но оно случается, когда так упорно вместе с гражданами мы требуем справедливости. Справедливость сегодня будет достигнута во втором чтении по приватизации жилья», - сказал заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов.

«Мы, коммунисты, выступали за государственную собственность, это понятно, но так как уже 23 с лишним года мы заседаем в Думе, уже частная собственность стала главенствующей в стране, люди привыкли к этому образу жизни, хотя мы считаем, что это не все правильно. Теперь приватизация жилья - это желание самого человека. Поэтому запрещать ему это просто неправильно», - считает депутат от КПРФ, председатель Комитета по делам молодежи, женщин и детей Тамара Плетнева.

В парламенте готовы завершить работу над законом о бессрочной бесплатной приватизации жилья оперативно, чтобы документ вступил в силу до 1 марта.

Несмотря на то, что первый правовой акт о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации был принят более четверти века назад, ее до сих пор нельзя считать завершенной. На данный момент передано около 80% всех строений и помещений, имеющих статус жилых. Это очень мало, учитывая законы, по которым без прохождения этой процедуры невозможно совершать сделки с недвижимостью.

Что такое приватизация

Приватизация - это процесс передачи прав на собственность от государства частным лицам. Поэтому иногда такую процедуру называют «разгосударствление», хотя это не совсем точно. Имущество после приватизации выходит из-под контроля государства и становится предметом свободных рыночных отношений.

Дальнейшие взаимоотношения между собственниками и объектами имущества регулируются гражданским, уголовным законодательством, другими правовыми актами. Процесс может касаться крупной, мелкой промышленности, объектов торговли, жилищного фонда.

Обычно эту процедуру государство начинает при условии экономического спада, для дополнительного стимулирования развития экономики. Приватизация жилья имеет не только экономический и юридический смысл. Имеет значение мотивация. Человек, уверенный, что имущество принадлежит ему, будет заботиться о нем более добросовестно.

Инициативу правительства нельзя назвать успешной. Несмотря на то, что приватизация должна была завершиться более 19 лет назад и продлевалась несколько раз, люди начинали оформлять жилье только из-за того, что продать без официальной регистрации его было невозможно.

Интересно. 20% жилого фонда до сих пор не приватизировано, и это при том, что сама процедура бесплатна. Оплатить придется только госпошлины, а если обращаться в агентства, то их услуги.

Приватизация жилищного фонда возможна только после определенного этапа жизни страны. Обычно такое случается, когда большая часть жилого фонда находится у государства. Именно поэтому процесс волной прокатился по странам, бывшим членам соцлагеря. Особенно сильные перемены были там, где процветал государственный социализм.

Читайте также: Как принять квартиру в новостройке у застройщика

В Советском Союзе предполагалось социальное равенство, и поэтому вся недвижимость находилась в монополии у государства. Была введено новое правовое понятие, так называемая «личная собственность».

Справка. К личной собственности относились вещи человека, дом, небольшой приусадебный участок и квартира.


Личная собственность охранялась государственными законами, но, в отличие от частной, ее нельзя было открыто купить или продать. Вся собственность находилась у государства, которое могло ей распоряжаться через своих представителей. Например, случаи выселения из квартиры за неуплату коммунальных платежей были повсеместными.

В 1958 году начали создаваться ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), члены которых участвовали деньгами в постройке многоквартирных домов, а затем получали там квартиру. Но эти квартиры также не являлись частной собственностью.

Какими законами регулируется

В июле 1991 года Верховный Совет принял закон о приватизации жилья. Его основными положениями были следующие:

  • переход в частную собственность должен быть добровольным;
  • передача жилья, которое занимает гражданин, должна быть бесплатной;
  • гражданин может воспользоваться своим правом бесплатно только один раз.

Законом было оговорено, что аварийное, а также служебное жилье не будет подлежать передаче гражданам. Под запретом оказались помещения, которые находятся в закрытых военных городках и на территориях, не подлежащих заселению.

В 1994 году закон был дополнен. Основные поправки:

  1. Несовершеннолетние имеют право 2 раза приватизировать жилье. В первый раз до 18 лет вместе с семьей, второй раз - самостоятельно.
  2. Вторично участвовать в процедуре можно также в случаях расприватизации жилья, при расторжении прежних условий владения недвижимостью.

Согласно Конституции те, кто приватизировал жилье, может распоряжаться им по своему усмотрению. Изъять такое имущество у гражданина невозможно, поскольку оно является частной собственностью.

Интересно. В 1988 году появилось Постановление о продаже государственных квартир гражданам. Но к 1991 году, времени массовой приватизации, было приватизировано меньше 1 процента всего жилья.

Сроки приватизации

При принятии закона, речь не шла о каких-либо сроках. Но при работе над проектом нового ЖК РФ (Жилищного Кодекса Российской Федерации) возник вопрос об определенных сроках. С 2005 году новое жилищное законодательство вступило в законную силу.

Читайте также: Как зарегистрировать дачный дом на земельном участке

В нем не было упомянута процедура бесплатной передачи жилой собственности от государства к частным лицам. Это означает, что все ранее действующие законы со вступлением в силу нового ЖК РФ были отменены. Однако, президент сделал исключение для вопроса приватизации.

Первоначально сроки бесплатной процедуры были назначены на 2007 год, но со временем они сдвинулись до 1 марта 2017 года. Всего даты окончания изменялись 5 раз. В настоящее время неизвестно, когда в этом вопросе будет поставлена точка. Пока Государственная дума пролонгировала решение вопроса на неопределенный срок.

Положение

Положение принято в ноябре 1993 года и дополняет ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ. Основные положения:

  1. Перечислены основные принципы закона: добровольность, однократность, бесплатная передача.
  2. Передача гражданам осуществляется с согласия всех членов семьи, проживающих совместно.
  3. Их отказ от участия в процедуре может быть санкционирован только органами опеки.
  4. После процедуры граждане становятся собственниками, которые имеют право продать жилье, сдавать его в аренду, завещать, закладывать.
  5. Перечень документов на приватизацию.
  6. Перечень помещений, не подлежащих передаче гражданам.
  7. Право собственности может прекратиться только при изъявлении воли собственника без принудительного изъятия (кроме законных причин).
  8. Решение о передаче жилья принимается не более 2-х месяцев.
  9. Передача осуществляется после оформления договора передачи. Государственная пошлина при этом не взимается.
  10. При переезде в другое жилье по соцнайму гражданин может его приватизировать только при условии расторжения предыдущего договора.

Дополнительно перечислены возможности пользования общей собственностью и придомовой территорией. А также указаны правила эксплуатации жилых помещений.

Статистика

По данным службы российской статистики с 1992 по 2000 год было приватизировано почти половина (47 процентов) жилых зданий и помещений. За 10 следующих лет процент перехода в частные руки составил 75%. А еще через 5 лет, к 2015 году увеличился на 4%.

В 1991 году у граждан России появилась возможность оформить государственное жилье в частную собственность (ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ») с получением полных прав на квартиру, в которой проживает владелец по договору социального найма. Действующее законодательство гарантирует бесплатную приватизацию в период до 01.03.2018 г. В дальнейшем придется вносить частичную оплату, которую рассчитывают с учетом кадастровой стоимости жилья.

Приватизация квартир в 2017 году

Для оформления права собственности нужно собрать определенные документы, часть из которых платная. В общем случае придется потратить до 3 -5 тыс. руб. (справки - 100, 500, 700 руб.). По срокам процедура приватизации занимает около трех месяцев: два - на рассмотрение заявления и один - регистрация частной собственности. Либо можно обратиться в специализированную компанию и заказатьуслуги по приватизации квартиры .

Пошагово схема действий следующая:

  1. Уточнить в жилуправлении возможность приватизации с учетом действующих законов.
  2. Получить согласие зарегистрированных жителей квартиры. Безадресный отказ от приватизации фиксируется у нотариуса (500 руб.).
  3. Выбрать форму собственности (единоличная или общая).
  4. Обратиться в БТИ за техническим паспортом. Сотрудники БТИ проверят состояние квартиры, определят аварийность, наличие пристроек и изменений планировки.
  5. Подготовить необходимые документы. Этот этап занимает основное время на приватизацию.
  6. Составить и подать заявление в жилотдел городской или сельской администрации.
  7. На основании полученного решения подписать договор на передачу квартиры в собственность.
  8. Оформить документы на регистрацию в Росреестре, который через один месяц выдаст соответствующее свидетельство о правах на собственность.

При превышении срока регистрации (более одного месяца) можно подавать жалобу в вышестоящие инстанции.

Что особенного в приватизации квартиры

Все этапы оформления и регистрации права собственности несложно пройти самостоятельно. Но чтобы не тратить время на саму процедуру, можно заказать услуги специалистов, которые займутся подготовкой, подачей и получением документов. Конечно, такую работу придется оплатить. Расценки зависят от выбранного региона и сложности оформления (неузаконенная перепланировка, количество прописанных и проживающих и т. д.).

Виды жилья под приватизацию

Получить право собственности смогут жители муниципальных и коммунальных квартир, которые имеют соответствующий статус. Нельзя приватизировать следующие виды жилья:

  • частная или общественная жилая недвижимость;
  • аварийное жилье;
  • комнаты общежитий;
  • служебные квартиры или дома;
  • жилой фонд военных поселений и городков;
  • помещения на объектах природоохранного значения.

Для общественной или служебной недвижимости делают исключение, если имеется специальное разрешение.

ВНИМАНИЕ! Квартиры с договором безвозмездного пользования не подлежат приватизации. Для недвижимости с договором социального найма получить свидетельство о правах собственности вполне допустимо.

Участие в приватизации

Право собственности получают жильцы с пропиской по указанной жилплощади. Несовершеннолетние представлены родителями или опекунами, а временно отсутствующие (болезнь, заключение, военная служба) - государственными органами, которые бронируют соответствующую долю.

ВНИМАНИЕ! В соответствии со ст.11 в приватизации участвуют граждане старше 18 лет. Оформить такое право можно только один раз. Повторное участие предусмотрено только для несовершеннолетних лиц, права которых нарушены.

Отказ от приватизации оформляется у нотариуса. Такой документ может пригодиться в будущем при решении споров.

Кто сможет распоряжаться недвижимостью

Право собственности на жилье зависит от выбранной формы:

  • единоличная - всем распоряжается владелец;
  • совместная - участие принимают все жители;
  • долевая - для принятия решения нужно согласие всех жильцов

Законодательство требует распределить доли для каждого участника приватизации.

Получение документов в БТИ

Для помещений с незаконной перепланировкой или пристройками нужно:

  • восстановить первоначальную планировку;
  • узаконить изменения и получить соответствующие документы;
  • оплатить штраф.

Если все формальности соблюдены, БТИ выдает техпаспорт, который затем сдают в жилотдел регистрационной палаты.

Перечень документов на право собственности:

  1. Заявление от каждого участника приватизации.
  2. Оригиналы и копии паспорта, а для несовершеннолетних свидетельства о рождении.
  3. Документы на жилье (ордер, договор и т. д.).
  4. Техпаспорт.
  5. Кадастровый паспорт. Заказывают по месту жительства или на сайте Госкадастра.
  6. Выписка с указанием прописанных в жилье (ЖЭУ, паспортный стол).
  7. Подтверждение прав на недвижимость (справка из регистрационной палаты).
  8. Справка об оплате коммунальных услуг.
  9. Другие документы в зависимости от ситуации (смена фамилии, развод и т. д.).

Обращаться нужно в жилищный отдел городской администрации. С нотариально заверенной доверенностью вопросы можно решить без участия всех проживающих.

Отличия приватизированного и неприватизированного жилья

После получения права собственности на квартиру участники становятся полноправными владельцами помещений. Такой вариант удобен и выгоден по целому ряду причин:

  1. Жилье полностью принадлежит собственнику, который может его продать, поменять, перепланировать и т. д. без получения каких-либо разрешений от государства.
  2. После смерти собственника жилье переходит в наследство родственникам.
  3. Владельцам нужно вносить обязательные платежи на ремонт и т. д.
  4. Льготное переселение из приватизированной квартиры возможно только в аналогичную по метражу. В остальных случаях полагается по 18 кв. м на каждого жителя (Москва).

Нужно помнить, что приватизированную недвижимость принудительно забирают для погашения долгов по кредитам или из-за неуплаты обязательных платежей. С государственным жильем такие действия невозможны.

Сейчас для граждан, не приватизировавших жилье, в котором они проживают по договору социального найма, остро стоит вопрос о продлении бесплатной приватизации . Законодатели, учитывая данную ситуацию и вновь возникший ажиотаж перед запланированным на 1 марта 2017 года окончанием программы бесплатной приватизации жилья, приняли закон № 14-ФЗ от 22.02.2017 г., согласно которому приватизация продлевается в очередной раз, но уже бессрочно (т.е. на постоянной основе).

Ранее (в 2016 году) В Государственную Думу РФ направлялся ряд законопроектов, предусматривающих продление срока приватизации еще на один год. Эти инициативы Госдумой были отклонены , что позволяло сделать вывод о том, что приватизация для всех больше не будет продлена (такого мнения придерживалось Правительство РФ).

Однако в связи с позицией руководства страны (премьер-министра Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина ) был принят закон, которым отменялось положение Жилищного кодекса (ЖК) РФ о завершении бесплатной приватизации 1 марта 2017 г.

Руководство страны несколько раз переносило срок для оформления перехода муниципальной собственности гражданам на небольшой срок, стараясь стимулировать граждан на оформление квартир в собственность. Более того - ранее утверждалось, что бесплатная приватизации не может быть бессрочной, в связи с чем при ее окончании предполагался платный порядок приобретения граждан.

Принятие законопроекта о продлении приватизации

13 января 2017 года законопроект № 77072-7 по внесению изменений к ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Согласно ему предлагалось, что приватизация продлевается до 01.01.2020, но только для определенных категорий граждан РФ .

Остальные группы граждан, не указанные в законопроекте, после установленного законом срока (01.03.2017) не смогли бы бесплатно перевести в собственность жилье.

Однако, после принятия законопроекта в первом чтении (27.01.2017), к нему было предусмотрено 22 поправки. Известно, что его авторами, а именно Сидякиным А.Г. (первый зампред профильного комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству) и Качкаевым П.Р. (зампред профильного комитета) при рассмотрении поправок было предложено продлить приватизацию для всех категорий граждан до 2019 года либо бессрочно .

При обсуждении данных поправок, 6 февраля на встрече депутатов от фракции «Единая Россия» и представителей от профильного комитета с премьер-министром Д.А. Медведевым было принято решение продлить бесплатную приватизацию для всех граждан РФ без ограничения ее сроков .

7 февраля законопроект с соответствующими поправками был внесен на рассмотрение Госдумы, а днем позже принят во втором чтении . Третье чтение было проведено 10 февраля, на заседании которого и было принято решение о принятии соответствующего закона .

Через 5 дней документ был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Так, 22 февраля им был подписан Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» , после чего он был опубликован и вступил в силу.

Однако, при обсуждении увеличения сроков проведения бесплатной приватизации законодателями предлагалась такая возможность только для следующих категорий граждан:

  • проживающих на территориях Республики Крым и городе федерального значения Севастополя;
  • граждан, подлежащих переселению из аварийного или подлежащего сноса жилья, признанного таковым до 01.01.2012;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию действия срока действия договора найма предоставленного им специализированного помещения.

В пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту, указывались причины продления для каждой из вышеуказанных групп.

  1. Приватизация продлена для жителей Крыма в связи с тем, что разрабатывалась нормативная база , регламентирующая процесс перехода жилых помещений в собственность граждан, проводилась инвентаризация жилого фонда .
  2. В отношении граждан, нуждающихся в переселении, приватизация продлена в связи с тем, что после получения нового жилья они не смогут воспользоваться правом на получение жилья в собственность, что поставит их в неравное положение с теми, кто уже переселился до окончания установленного срока.
  3. Детям-сиротам такое право предоставлено для получения занимаемого жилья после истечения договора бесплатно .

Также в продлении бесплатной приватизации жилья нуждаются жители и военных городков, и , предоставленных промышленными предприятиями.

Причины неприватизации жилья до 2017 года

Бесплатная приватизация в РФ началась еще в 1992 году. Закончиться указанный процесс должен был в 2007 году, однако . Ранее премьер-министра РФ Дмитрий Медведев заявлял, что приватизация не может продлеваться бесконечно. В обосновании данному утверждению приводились доводы о том, что этот процесс длится очень долго и те, кто хотел оформить жилье в собственность уже это сделали.

Кроме того, согласно статистике почти весь жилищный фонд, подлежащий приватизации уже оформлен в собственность граждан (по данным Министерства строительства и ЖКХ РФ - более 85% ), в связи с чем социальный фонд не формируется. Формирование фонда социального жилья невозможно осуществить, что приводит к откладыванию сроков предоставления жилья тем лицам, которые находятся в очереди на его получение.