Жёлтый билет вместо паспорта. Легализация проституции в России


Вячеслав Шпаковский Анастасия Стежка, 28.05.2019 в 20:00

Первая древнейшая профессия - это падение нравов или социальный заказ? В последние годы активность проституции связывают с проникновением западной масс-культуры и приоритетами гедонизма на культе денег. Но не стоит забывать, что еще на рубеже XIX - XX веков в России складывалась система, отрицающая христианскую трактовку отношений мужчины и женщины.

Спрос и предложение по науке

В эпоху всеобщей капитализации, наемного труда и рыночных отношений все стороны общественной жизни начинает регулировать механизм спроса и предложения. Система действует в данном случае прямо: спрос со стороны мужчин, предложение - со стороны женщин. К феномену "рынка любви" в литературе существует два подхода. Первый из них говорит о том, что женщина изначально склонна к оказанию соответствующих услуг и настаивали на существование женщин, генетически обреченных на проституцию. Марксисты и феминисты же напротив, считали, что в основе проституции лежат именно товарно-денежные отношения и указывали на вездесущий рыночный обмен - обмен без разбора. В целом же ученые сходятся в одном, видя корень зла в противоречии между относительно равномерно растущими потребностями членов общества и неравными возможностями их удовлетворения.

На рубеже XIX-XX вв. на фоне перенаселения российской деревни и ухудшившегося материального положения крестьянских семей стало набирать темпы женское отходничество. Причем, чем больше проявлялась пролетаризация деревни в той или иной местности, тем больше "жертв разврата" она поставляла в центр. Проститутками становились тысячи крестьянок, боровшихся в городе за выживание. Естественно, женщина не начинала торговать собой с вокзала, по некоторым данным в сети разветвленной агентуры публичных домов попадали лишь чуть больше одного процента жриц любви. Как правило, основная часть ступала на скользкую тропу в условиях местного рынка труда: в качестве швей, домашней прислуги, будучи занятыми в сфере обслуживания.

Скудность заработка, постоянные искушения городской цивилизации были главными причинами того, что вчерашняя крестьянка, попадая в город в поисках счастья, делалась билетной девицей, бланковой девицей (проституткой-одиночкой) или начинала заниматься проституцией время от времени, пополняя свой бюджет.

Проститутки из-за лени

По данным официальной статистики, в Российской империи в 1889 году более 85 процентов надзорных проституток Санкт-Петербурга были выходцами из бедных семей, из зажиточных - 8, из богатых - только один процент. В общероссийском масштабе: 70 процентов, 13,7 и 0,7 соответственно.

Статистика авторитетно фиксирует и прямую зависимость проституции от экономических факторов: проституция падала с сокращением безработицы, увеличением нормы заработной платы и удешевлением предметов первой необходимости. Наблюдалась и ситуация, когда крестьянки, во время отходов на ярмарки в город, подрабатывали себе и детям на обновки. Таким образом, к проституции стали обращаться, так же как и к промыслу, гарантирующему периодический, но стабильный доход.

Интересно в данном отношении наблюдение П. Е. Обозненко (член Российского Теософического общества,1908). В конце XIX века в проститутки из-за нужды шли около 40 процентов девиц, официально промышлявших развратом, 18 - сознательно, "по желанию", 8 процентов - из-за "лени", 7 - следовали примеру своих подруг. Анкетные опросы, проведенные в 1910 г. среди представительниц древнейшей из профессий, попавших в Санкт-Петербургский Дом милосердия дали следующие результаты: проститутками из-за лени стали 40 процентов опрошенных, 19 - посчитали это занятие более легким, чем любой другой труд, еще 20 ответили, что такая жизнь им просто нравится и лишь 10 процентов пришли в профессию по нужде.

Интересны и данные канцелярии Пензенского дома губернатора, которые пестрят прошениями несчастных сельских обывателей о содействии в возвращении блудных жен, которые с первого же года замужества начинали изменять своим мужьям, а потом и вовсе уходили жить в публичные дома, хотя у их супругов имелось достаточно денег для достойного содержания семьи. Таким образом, второй корень зла заключается в личности самой женщины.

Проституция вследствие войн и революций

Традиционная модель семейно-брачных отношений в России к началу ХХ века сильно трансформировалась в сторону уменьшения уровня брачности, особенно среди городского населения. В конце ХХ века вне брака оставались 11 процентов мужчин и 12 процентов женщин, живших в городах. В столице этот показатель соответственно был ещё выше: 13-15 и 19-20 процентов.

Ученые отметили и еще один любопытный факт: во время великих исторических поворотов и социальных бедствий уровень проституции резко возрастает. Показательны в этом отношении годы Русско-японской, Первой мировой войны и революции 1905-1907 гг. В эти годы царствовала тайная проституция - бесконтрольная и нерегистрируемая. Однако факт есть факт: мобилизация и концентрация огромного числа мужчин, вырванных из дома, атмосфера всеобщей истерии и разнузданности делали свое дело.

Вместе с ростом "черного рынка" любви росло и число венерических больных. Страшную статистику приводит М. Шиперович: в 1910 г. среди 666 (даже число дьявольское!) поднадзорных проституток столицы 33,7 процентов были больны сифилисом, а в 1914 году этот показатель составил уже 50 процентов.

Свободный и тайный "рынок любви"

В царской России существовали две формы проституции: официально признанная (легальная, поднадзорная) и тайная, т. е. безнадзорная или "гражданская". Первая находилась под контролем государства и подлежала учету, вторая носила творческий и самодеятельный характер. Однако "рынок черной любви" закрывал своими масштабами все легальные "дома любви". По уровню дохода и статуса в обществе также как и во всем соблюдалась иерархия: высшая (аристократическая), средняя (мещанская) и низшая (панельная). Сами же проститутки делились на "билетных" (пребывающие в домах терпимости, отбирая паспорт, и выдавали свидетельство "желтый билет") и "бланковых" или одиночек - бродячие, квартирные, в общем строившие свой бизнес самостоятельно.

Начало государственному признанию и регламентации деятельности публичных домов было положено в 1843 г. министром внутренних дел графом Перовским, который хотел со временем сосредоточить всех проституток в борделях. К этому административный аппарат стремился вплоть до 1917 года. А в 1844 году были изданы даже "Правила для содержания борделей", регламентировавшие вплоть до мельчайших деталей порядок организации и правила работы последних, поведение их обитательниц в общественных местах и т. д.

В частности, было в 1861 году было регламентировано место размещения борделей - не ближе чем 150 саженей (около 300 м) от церквей, училищ и школ.

Из "Правил содержательницам борделей", утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Цена платы "за любовь"

В конце XIX - начале XX вв. существовало три типа публичных домов: дорогие бордели с модной мебелью, паркетными полами, зеркальными стенами и потолками (интерьеру соответствовали и женщины, рассчитанные на состоятельных клиентов), многочисленные и вариабельные по убранству и цене дома для потребителей среднего класса (мелкие чиновники, студенты, купечество средней руки, кадеты и младшие офицеры) и убогие, дешевые дома для бедного люда (солдаты, бродяги, рабочие и проч.).

Плата за сексуслуги в подобных легальных притонах разврата существенно разнилась в зависимости от ранга заведения. К примеру, в фешенебельных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга с посетителя взимались 3-5 рублей за сеанс, 5-15 руб. за ночь и 10-25 руб. за обслуживание клиента на дому, тогда как в провинции соответствующие показатели равнялись 1-3 руб., 1-5 руб., 3-10 руб.

Гораздо скромнее была плата в "средних" домах терпимости: от 1-2 руб. "за время" до 3-7 руб. за выезд на дом, в провинции: от 0,5 руб. до 5 руб. В дешевых публичных домах мегаполисов и периферии за разовое посещение проститутки брали от 20 до 50 коп. Здесь заработок шел уже не от качества, а от количества: проституткам приходилось обслуживать за ночь до 50 человек, причем в предпраздничные и праздничные дни наплыв клиентов требовал "двойного удара". Инфляции на перечисленные услуги не было, начиная с 70-х гг. ХIХ вв.

В произведениях русских литераторов конца XIX - начала XX веков иногда упоминается словосочетание «желтый билет». Это что? Сегодняшнему читателю о том нетрудно догадаться из контекста, а во времена написания рассказов, повестей и романов Достоевского, Бунина и Толстого всем взрослым людям (детишек, как правило, оберегали от непотребных сведений о порочных сторонах жизни) было известно, что это непременный атрибут женщины, торгующей собственным телом.

Заменительный документ

Получить желтый билет в Российской империи могла любая женщина репродуктивного возраста, вынужденная к тому жизненными обстоятельствами или по иным соображениям. Для этого требовалось выразить такое желание, написать соответствующее прошение и сдать свой паспорт в полицейский участок по месту проживания. С этого момента паспорт был более не нужен, его заменяла книжица, состоящая из восьми страниц с обложкой лимонного цвета. Помимо добровольного «обилечивания», существовал и принудительный порядок, действовавший в случае уличения в занятии древнейшей профессией, хоть даже и единократном. Такое могло произойти во время облавы, по доносу квартирной хозяйки, ревнивой жены или иного лица, указавшего данные женщины, занимающейся непотребным делом без регистрации.

Желтый билет на своих четырех разворотах содержал следующую информацию:

  • Обложка - надписи «Заменительный документ» и «Смотровой билет».
  • Разворот первый - фото паспортного формата, имя, фамилия, место и дата рождения.
  • Затем печатались утвержденные правила по надзору за публичными женщинами, состоящие из тринадцати пунктов.
  • На страницах с пятой по седьмую перечислялись шестнадцать абзацев «Правил поведения», обязательных для исполнения.
  • Последняя, восьмая, служила для отметок врачебного контроля, удостоверявшего здоровье проститутки и отсутствие у нее венерических болезней. За регулярностью проведения осмотров осуществляла надзор полиция. Делалось это из соображений государственных, для недопущения эпидемий.

Билет в одну сторону

В России торговля своим телом всегда считалось занятием позорным, и, обменивая паспорт на «желтый билет», женщина понимала, что, хотя обратный ход теоретически возможен, хоть и связан с длительной бюрократической волокитой, но на практике этого осуществить почти нельзя. Несмотря на довольно высокий уровень законопослушания, находились некоторые дамы легкого поведения, пытавшиеся заниматься этим промыслом нелегально, оставляя себе шанс бросить его и вновь стать «честной». От полицейского преследования некоторых из них могло уберечь сотрудничество с правоохранительными органами. Уголовный сыск и другие жандармские подразделения пользовались услугами сексотов (секретных сотрудников), в том числе и проституток, бывших очень ценными источниками информации. Клиенты часто, выпив лишку, выбалтывали подружкам на одну ночь разные актуальные сведения из жизни уголовного мира или запрещенных организаций, в том числе и террористических.

Работа под тайным надзором позволяла некоторым из проституток скрывать свое позорное занятие даже от родных. Таким обладательницам паспорта «желтый билет» был не нужен, а заботиться о своем здоровье им надлежало самостоятельно.

Последние десятилетия все активно обсуждают вопрос проституции. Как бороться с ней и ее покровителями из правоохранительных органов? Как оградить общество от асоциальных элементов? Как относиться к проституткам, некоторые из которых стали заложницами обстоятельств? Каждый считает своим долгом на эту тему высказаться даже если видел проституток только в мультиках. Поляризацию общественных мнений еще подстегивает надвигающийся на Москву гей-парад, но о гей-парадах разговор отдельный.

Кто-то утверждает, что надо не бороться с этим явлением, а легализовать его. То есть желающих воспользоваться услугами проституток все равно не убавится, а так можно будет как-то контролировать этот бизнес, получать с него налоги, не говоря о мед.книжках и трудовом договоре для работниц древнейшей профессии ! А повысив качество, - повысить цены и, соответственно, отчисления в бюджет.

Странный памятник проститутке "Лавочка порока" на окраине Праги

Сейчас в России многим трудно представить себе подобную легализацию по морально-этическим соображениям, и я это понимаю. Как и в случае с алкоголем, сигаретами, наркотиками, азартными играми и прочими средствами удовлетворения потребностей разной степени порочности, это всегда будет камнем преткновения как минимум двух точек зрения.

Но всегда ли Россия сторонилась моральной распущенности далекой улицы красных фонарей? Давайте отмотаем 2 абзаца назад, где я назвал проституцию - древнейшей профессией. Обычно этот фразеологизм используют скорее в шутку, но, оказывается, и в Российской Империи существовали проститутки. Более того, их деятельность была абсолютно легальна и каждая из работниц имела документ, позволяющий этим заниматься!

Жёлтый билет, позволяющий легально заниматься проституцией

"Жёлтый билет" выдавался проституткам вместо паспорта. Не очень-то приятно сейчас было бы ловить ухмылки полицейских, рассматривающих такую корочку в наше время:) Документ состоял из 8 страниц, содержал медицинские пометки, правила по надзору, правила для публичных женщин , и на первом развороте было фото гражданина проститутки. Билет выдавался, когда порядочных девушек ловили с поличными на жаренном . Это приводило к сдаче паспорта, и с таким документом женщина была обречена на торговлю своим телом и регулярным полицейским проверкам. Желтый билет этот фигурировал и в "Преступлении и наказании", таким билетом обладала Сонечка Мармеладова, как мы знаем из сюжета книги, Раскольникова факт существования сей бумажки в конце концов не сильно смутил.

Может быть настало время ввести подобный принудительный документ? Хочешь зарабатывать своим телом - пожалуйста, но будь добра завести жёлтый билет с докторскими пометками. Или все же давить профессию до конца, до последнего сутенера? Но кто же тогда обеспечит тысячи девушек приличным образованием, работой, кто подпустит к своему чаду падшую учительницу? Каковы ваши соображения на эту тему?

Заменительный билет - из-за своего жёлтого цвета имевший в народе также неофициальное название жёлтый билет - являлся альтернативным паспорту документом, который в Российской империи давал право легально заниматься проституцией .

История

Смотровая книжка т. н. «заменительного билета» состояла из 8 страниц (4 разворотов), на последней из которых ставились медицинские пометки («Отметка врача» ), а на первой помещалась фотография проститутки; на втором развороте помещались «Правила по надзору» (13 пунктов), а страницы 5, 6 и 7 занимали «Правила для публичных женщин» (16 пунктов) .

Хочешь заниматься древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учёт в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «жёлтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», и что полиция не только может, но даже обязана организовывать регулярные медицинские осмотры. Стать жертвой этого порядка можно было очень легко - для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто, по доносу квартирохозяина. Имея на руках жёлтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было сложно, да и незачем - кому нужна была бывшая «гулящая». Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Впрочем, в России все поднадзорные проститутки подразделялись на явных и секретных[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . И лишь первые получали пресловутый «жёлтый билет». Вторая категория дореволюционных «ночных бабочек» подчинялась секретному надзору, и их деятельность «оставалась тайной даже для родственников».

Идиома

«Жёлтобилетница» - оскорбительное высказывание о женщине .

См. также

Напишите отзыв о статье "Жёлтый билет"

Примечания

Ссылки

  • // «Новый Взгляд »: газета. - М ., 2006. - № 08 . - С. 03 .

Отрывок, характеризующий Жёлтый билет

– Я так люблю тебя, отец!.. Так сильно люблю тебя!..
Слёзы душили меня, но сердце молчало. Надо было держаться – и я держалась. Казалось, весь мир превратился в жернова боли. Но она почему-то не касалась меня, будто я уже и так была мертва...
– Прости, отец, но я останусь. Я буду пробовать, пока жива. И даже мёртвой я его не оставлю, пока не заберу с собой... Ты уж прости меня.
Караффа встал. Он не мог слышать нашего разговора, но прекрасно понимал, что между мною и отцом что-то происходит. Эта связь не подчинялась его контролю, и Папу бесило, что он невольно оставался в стороне...
– На рассвете ваш отец взойдёт на костёр, Изидора. Это Вы убиваете его. Так что – решайте!
Моё сердце стукнуло и остановилось... Мир рушился... и я не могла ничего с этим поделать, ни что-либо изменить. Но надо было отвечать – и я отвечала...
– Мне нечего вам сказать, святейшество, кроме того, что Вы самый страшный преступник, когда-либо живший на этой Земле.
Папа минуту смотрел на меня, не скрывая своего удивления, а потом кивнул, ждавшему там, старому священнику и удалился, не говоря больше ни слова. Как только он исчез за дверью, я кинулась к старому человеку, и судорожно схватив его за сухие, старческие руки, взмолилась:
– Пожалуйста, прошу вас, святой отец, разрешите мне обнять его на прощание!.. Я не смогу этого сделать уже никогда более... Вы же слышали, что сказал Папа – завтра на рассвете мой отец умрёт... Сжальтесь, прошу вас!.. Никто об этом никогда не узнает, клянусь вам! Умоляю, помогите мне! Господь не забудет вас!..
Старый священник внимательно посмотрел мне в глаза и, ничего не сказав, потянул за рычаг... Цепи со скрежетом опустились, достаточно лишь для того, чтобы мы могли сказать последнее «прощай»...
Я подошла вплотную и, зарывшись лицом в широкую грудь отца, дала волю наконец-то хлынувшим наружу горьким слезам... Даже сейчас, весь в крови, скованный по рукам и ногам ржавым железом, отец излучал чудесное тепло и покой, и рядом с ним я чувствовала себя всё так же уютно и защищённо!.. Он был моим счастливым утерянным миром, который на рассвете должен был уйти от меня навсегда... Мысли проносились одна другой печальнее, принося яркие, дорогие образы нашей «прошедшей» жизни, которая с каждой минутой ускользала всё дальше и дальше, и я не могла её ни спасти, ни остановить...
– Крепись, родная моя. Ты должна быть сильной. Ты должна защитить от него Анну. И должна защитить себя. Я ухожу за вас. Возможно, это даст тебе какое-то время... чтобы уничтожить Караффу. – тихо шептал отец.
Я судорожно цеплялась за него руками, никак не желая отпускать. И снова, как когда-то очень давно, чувствовала себя маленькой девочкой, искавшей утешения на его широкой груди...
– Простите меня, мадонна, но я должен вас отвести в ваши покои, иначе меня могут казнить за непослушание. Вы уж простите меня... – хриплым голосом произнёс старый священник.
Я ещё раз крепко обняла отца, последний раз впитывая его чудесное тепло... И не оборачиваясь, ничего не видя вокруг от застилавших глаза слёз, выскочила из пыточной комнаты. Стены подвала «шатались», и мне приходилось останавливаться, хватаясь за каменные выступы, чтобы не упасть. Ослепшая от невыносимой боли, я потерянно брела, не понимая, где нахожусь и не соображая, куда иду...
Стелла тихо плакала большими горючими слезами, совершенно их не стесняясь. Я посмотрела на Анну – она ласково обнимала Изидору, уйдя очень далеко от нас, видимо снова проживая с ней эти последние, страшные, земные дни... Мне стало вдруг очень одиноко и холодно, будто всё вокруг затянуло хмурая, чёрная, тяжёлая туча... Душа болезненно ныла и была совершенно опустошённой, как иссохший источник, который когда-то был заполнен чистой живой водой... Я обернулась на Старца – он светился!.. От него щедро струилась, обволакивая Изидору, сверкающая, тёплая, золотая волна... А в его печальных серых глазах стояли слёзы. Изидора же, уйдя очень далеко и не обращая ни на кого из нас внимания, тихо продолжала свою потрясающе-грустную историю...

Заменительный билет , из-за своего жёлтого цвета имевший в народе неофициальное название жёлтый билет - являлся альтернативным паспорту документом, который в Российской империи не давал право легально заниматься проституцией без печати царя.

Введенные правила требовали выдавать работницам борделей “Заменительный билет” взамен паспорта. Из-за своего цвета в народе документ получил название “Желтый билет”, а его носительницы были обязаны регулярно проходить медицинский осмотр и посещать баню.

Первоначально проституция в России была под запретом. Ситуацию поправил царь Николай I, сменивший 1843 году наказания и учредив “Врачебно-полицейский комитет”, который уже законно ставил проституток на государственный учет, а также обеспечивал строгий полицейский контроль публичных домов.

История

Российская империя

В 1649 году Алексей Михайлович запретил сводничество. Запрет был повторён Петром II 12 сентября 1728 года и Анной Иоанновной в 1736 году.

Сама проституция была криминализована в России 20 мая 1763 года, сенатский указ грозил «непотребным» женщинам ссылкой в Сибирь. Устав благочиния 1782 года карал как проституцию, так и сводничество заключением в смирительный дом сроком на полгода.

Легализация (1843-1917) В Российской империи первоначально была запрещена (кроме карачаевцев). По инициативе императора Николая I, ввиду бесполезности наказания и других карательных мер, а также увеличения роста венерологических заболеваний, специальным указом императора проституция в России была легализована, с установлением за ней строгого врачебно-полицейского контроля.

6 октября 1843 года был учреждён «Врачебно-полицейский комитет», который ставил проституток на государственный учёт. На основании утвержденных 19 мая 1844 года Министерством внутренних дел в лице графа Л. А Перовского особых правил для публичных женщин и содержательниц борделей, комитет изымал ранее выданный паспорт и вместо него выдавался «Заменительный билет» (получивший в народе неофициальное название «Жёлтый билет»), на последней странице (?) которого были напечатаны правила для содержания домов терпимости, возрастные ограничения для проституток - только с 16 лет, для содержательниц публичных домов - только с 35 до 60 лет, а также регламент мест размещения борделей - не ближе 300 метров от церквей, училищ, школ. Далее страниц следовал вложенный «Медицинский билет», содержащий отметки врача, а также отметки об уплате госпошлины. Уже в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых работало свыше 15000 женщин.

6 апреля 1853 года Государственный Совет постановил, что проститутки, подчиняющиеся правилам врачебно-полицейского надзора, освобождаются от ответственности за непотребство, предусмотренной статьёй 1287 Уложения о наказаниях. Данное решение не было опубликовано, однако было доведено до сведения губернаторов, которые своей властью освобождали женщин, привлечённых по этой статье, от наказания. Окончательно легализация проституции была закреплена ст.44 Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, исключавшей наказание за проституцию на условиях подчинения врачебно-полицейскому контролю.

8 октября 1903 года товарищ министра внутренних дел Н. А. Зиновьев повысил минимальный возраст занятия проституцией с 16 до 21 года.

Смотровая книжка так называемого «заменительного билета» состояла из 8 страниц (4 разворотов), на последней из которых ставились медицинские пометки («Отметка врача» ), а на первой помещалась фотография женщины, на втором развороте помещались «Правила по надзору» (13 пунктов), а страницы 5, 6 и 7 занимали «Правила для публичных женщин» (16 пунктов).

Любая женщина при Министерстве внутренних дел в Российской Империи имела право на этот документ, то есть на добровольный выбор профессии проститутки:

Хочешь заниматься древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учёт в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «жёлтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», и что полиция не только может, но даже обязана организовывать регулярные медицинские осмотры. Стать жертвой этого порядка можно было очень легко - для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто, по доносу квартирохозяина. Имея на руках жёлтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было сложно, да и незачем - кому нужна была бывшая «гулящая».

Впрочем, в России все поднадзорные проститутки подразделялись на явных и секретных. И лишь первые получали пресловутый «жёлтый билет». Вторая категория дореволюционных «ночных бабочек» подчинялась секретному надзору, и их деятельность «оставалась тайной даже для родственников».

Женщины в современной России обязаны купить личную медицинскую книжку и должны указать свою настоящую профессию, которая соответствует полученному ими образованию, в личной медицинской книжке. Без личной медицинской книжки женщинам сложно найти подходящую работу в центре занятости населения.

По данным anews.com

Однако уличная проституция по-прежнему была неискоренима. Попасть в бордель считалось более престижным, а работать “на улице” шли либо начинающие жрицы любви, либо те, кто, напротив, “вышел в тираж”. Такие не были защищены ни от обмана, ни от венерических заболеваний. К 1910 году 50% всех зарегистрированных проституток было заражено сифилисом.

Работать в бордели шли как девушки невысокого социального происхождения (крестьянки, мещанки, прислуга), так и более дорогие содержанки и женщины с театральных подмостков, хористки. Кстати, в предреволюционной России слово “хористка” часто обозначало и род занятий, и репутацию.

К 1901 году в России было официально зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых трудилось более 15 тысяч женщин.

Лишь к 1866 году появился закон, по которому попавшийся на однополой любви лишался всех прав, состояния и ссылался в Сибирь. В 1900 году ссылку заменили тюремным заключением на срок до пяти лет. До этого действовал лишь официальный запрет. Женщин этот запрет не касался вовсе. В высших кругах это являение было очень распространенным, поэтому приговоры за однополую связь между мужчинами практически не выносились.

Состоятельных мужчин, испытывающих сексуальный интерес к людям своего пола, называли тетками. К концу века так называли уже всех гомосексуалистов, а в начале ХХ в употреблении уже встречается понятие “голубой”. Женщин-лезбиянок именовали кошками, но интерес к ним в обществе был гораздо слабее.

В Петербурге существовал даже свой список мест для поиска однополых связей, одним из которых был, например, Таврический сад, где можно было встретить гомосексуалиста или просто мужчину-проститута. Другим излюбленным местом для встреч геев были городские бани, где можно было уединиться в отдельных номерах или воспользоваться сексуальными услугами банщика. Мужчины, ищущие сексуальных приключений, подавали соответствующий знак, надевая красный галстук или кладя в карман красный платок.

А в конце XIX-начале ХХ века в Москве и Петербурге возникла особая гомосексуальная культура. В настоящее время это стало не только "привилегией" богемы, но политическим инструментом для вляния на процессы в т.н. Западном мире или цивилизации.

Идиома

«Жёлтобилетница» - оскорбительное высказывание о женщине.

У Льва Толстого («Так что же нам делать?» ) героиня упоминает документ:

Она усмехнулась и сказала: «Да кто же меня возьмёт с жёлтым билетом?»

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского:

Дочь моя по жёлтому билету живёт-с… - прибавил Мармеладов в скобках.