Жалоба в призывную комиссию субъекта рф образец. Обжалование решений призывной комиссии


Искренне надеюсь, что вы заглянули в эту главу из чистого любопытства. В обратном случае, вам впору задуматься о поиске грамотного юриста или адвоката.

И так, если дело не в любопытстве, значит в отношении вас призывной комиссией вынесено решение о призыве. Ситуация не из приятных, но не волнуйтесь в рамках действующего законодательства практически любое решение призывной можно отменить.

В случае несогласия с решением о призыве чаще всего молодой человек подает заявление в суд с требованием отменить действующее решение, признать его ограниченно годным к военной службе и зачислить в запас вооруженных сил. Такой способ обжалования является мало перспективным и ниже я расскажу как грамотно приостановить решение о призыве, какие действия необходимо совершить, а чего делать, напротив, не стоит.

Для начала давайте определимся с целями и инструментами при обжаловании решения о вашем призыве. Теоретически существует две основных цели обжалования решения о призыве:

  1. Приостановить или отменить, уже вынесенное решение о призыве, и тем самым избавить себя от уголовной ответственности за неявку по повестке на отправку в войска.
  2. Добиться пересмотра решения о призыве и замены его на решение о зачислении в запас.

Последняя задача практически не осуществима без помощи грамотного юриста или адвоката. Кроме того процесс достижения данной цели крайне трудоемок, сильно растянут во времени и требует проведения обязательной независимой военно-врачебной или судебно-медицинской экспертизы. Поэтому я не рекомендую самостоятельно двигаться в данном направлении.

А вот добиться приостановки действующего решения о призыве, напротив очень просто и сейчас мы рассмотрим как это сделать.

Вариант 1. Административное обжалование

Цель минимум: выиграть время, затянуть процесс обжалования до конца призыва. Если вам это удастся, то дальше у вас будет несколько месяцев, чтобы качественно подготовиться к следующему призыву.

Цель максимум: отменить, вынесенное призывной комиссией решение о призыве.

В чем плюс этого способа: можно быстро и легко приостановить вынесенное решение о призыве.

В чем минусы? Первый и главный - скорее всего вышестоящая призывная комиссия оставит ранее вынесенное решение без изменений, и может случиться так, что призыв еще не закончился, в ваша жалоба будет рассмотрена и решение о вашем призыве оставлено без изменений. Поэтому, я рекомендую такой способ обжалования, только если до конца призыва осталось не более месяца. Тогда можно смело надеяться, что вышестоящая призывная комиссия просто не успеет рассмотреть вашу жалобу и вынести по ней решение.

Второй минус заключается в том, что если вы призваны по итогам КМО, то данное решение в административном порядке оспорить невозможно, поскольку оно вынесено вышестоящей призывной комиссией. Если в процессе административного обжалования у вас возникнут какие-либо вопросы - обязательно свяжитесь с нашими юристами - мы поможем!

Вариант 2. Судебное обжалование

Способ достижения: подать соответствующее заявление в суд по месту вашей регистрации или по месту расположения военного комиссариата. Здесь крайне важно определиться с вашими требованиями, указанными в заявлении. Я настоятельно рекомендую в качестве основного требования заявлять: "признать решение призывной комиссии незаконным и отменить". В этом случае судебный процесс будет проходить в рамках публично-правового производства. Не буду забивать вам голову ненужной информацией, а лучше объясню чем такая форма судебного процесса выгодна для вас.

Главный плюс, заключается в том, что при публично-правовом производстве, заявителю(вам) достаточно обозначить перед судом сам факт предполагаемого нарушения законодательства, а ответчик (призывная комиссия) обязан предоставить доказательства того, что никаких нарушений допущено не было. То есть, в данном случае вам ничего доказывать суду не потребуется, а военкомат,напротив, должен будет доказывать отсутствие с его стороны нарушений при проведении призывных мероприятий.

В общем от вас требуется только заявление, а расхлебывать ситуацию придется представителям военкомата. Очень удобно)

Именно по этому, юристы в нашей компании очень любят подобный способ приостановления решения о призыве. Час на подготовку документов и готово! Теперь клиент может спокойно жить, не боясь быть призванным! С образцом заявления в суд можно ознакомится в нашей группе http://vk.com/ivprizivnik

Важно: Запомните подача заявления в суд, приостанавливает решение о призыве. Заявление считается поданным, если:

  1. Передано в канцелярию суда. В этом случае важно на своем экземпляре заявления поставить входящий номер.
  2. Если отправлено в суд по почте. При этом датой подачи заявления, а значит и датой приостановки решения о призыве является дата, указанная на почтовом штемпеле.

При подаче заявления необходимо предоставить квитанцию об оплате государственной пошлины, в противном случае судья может оставить ваше заявление без движения. Оплатить пошлину можно в любом отделении сбербанка.

Совет: если вас призывают в начале призыва, я рекомендую совместить оба способа обжалования. Сначала подаете заявление в ПКСРФ, а через пару недель, в суд. При таком подходе вы выигрываете дополнительно пару недель.

Важно: знайте, что решение суда вступает в законную силу через 30 дней после объявления.

Как это практически использовать? Да очень просто! Рассмотрим на примере. Допустим, что в отношении вас в октябре вынесено решение о призыве, отправка в войска назначена 10 ноября. 8 ноября вы подаете заявление в суд. На 25 ноября судья назначает судебное заседание, на котором вы по какой либо причине не смогли присутствовать. В виду отсутствия ответчика судья переносит заседание на 2 декабря, на это заседание вы так же не являетесь и судья третий раз переносит заседание на 9 декабря. 9 декабря вы снова не приходите в суд и дело рассматривается в отсутствии ответчика. Предположим, что результат рассмотрения неутешительный и суд постановил отказать вам в удовлетворении заявленных требований.

Это значит что решение о вашем призыве снова вступает в законную силу, но не сразу, а через 30 дней, то есть 8 января. А поскольку 31 декабря призыв закончится, то решение анулируется, как нереализованное!

Вот так потратив всего несколько часов на подготовку заявления в суд, вы надежно и абсолютно законно защитили себя от призыва!

В примере выше, мы вскользь коснулись одного важного важного момента, сейчас разберем его подробнее.

Важно: решение о призыве вынесенное призывной комиссией действует исключительно в течение призыва.

А это значит что если по какой либо причине военкомату не удалось призвать вас в сроки призыва, то решение аннулируется и следующий призыв начинается для вас с чистого листа - с нового медицинского освидетельствования.

В связи с этим я иногда рекомендую не обращаться в суд, под конец призыва, когда нужно протянуть буквально несколько дней. В этом случае, например, в случае обострения проблем со здоровьем вы можете обратиться за медицинской помощью. При этом необходимо что бы наличие проблем со здоровьем было подтверждено больничным листом. Больничный должен быть открыт не позднее даты отправки в войска и закрыт по окончании сроков призыва. После закрытия больничного, обязательно отправить его копию в призывную комиссию заказным письмом с уведомлением о вручении, дополнительно в конверт вложите объяснение о том, что вы не смогли явится на отправку по причине болезни.

Точно так же крайне важно уведомить призывную комиссию о факте обжалования решения о призыве - самое простое по почте, направив на имя председателя призывной комиссии соответствующее заявление плюс копию заявления в суд с входящим номером, поставленным в канцелярии суда или с копией почтовой квитанции и копией описи вложения отправленного в суд заявления.

Так же я рекомендую о факте обжалования решения о вашем призыве уведомить органы внутренних дел и прокуратуру - это убережет вас от риска силового призыва и от обвинений в уклонении от воинской обязанности, в случае если военкомат направит в отношении вас заявление в прокуратуру. В целом уведомления в органы внутренних дел и прокуратуру не обязательны, но крайне желательны. Образцы данных заявлений можно найти в нашей группе

2743 просмотра

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло своё отражение в п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.

Административный порядок обжалования.

Обжалование решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию – призывную комиссию субъекта РФ – производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определены достаточно мягкие требования к оформлению жалобы. В жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, в который гражданин направляет письменное обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя. В случае несообщения фамилии гражданина ответ на жалобу не даётся;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В случае несообщения адреса ответ на жалобу не даётся;
  • суть жалобы;
  • личная подпись и дата.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе обращению документы и материалы либо их копии.

Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.

Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие).

В трёхдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы, согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» - тридцать дней. Однако п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращённый срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ. Если для ответа на поставленные в жалобе вопросы требуется проведение контрольного медицинского освидетельствования, гражданин вызывается на него в порядке, освещённом выше (раздел, посвящённый призывной комиссии субъекта РФ).

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ.

Практика работы с призывниками показывает, что многие молодые люди, обжаловавшие решение призывной комиссии в административном порядке и вызванные в призывную комиссию субъекта РФ для рассмотрения жалобы, опасаются быть отправленными к месту прохождения военной службы непосредственно после вынесения решения по жалобе. С точки зрения законодательства, эти страхи беспочвенны. Гражданин, жалоба которого не удовлетворена, не ограничивается в праве на свободу передвижения. Он может выйти за пределы помещения призывной комиссии субъекта РФ и обратиться в суд, обжаловав то же решение призывной комиссии, равно как и решение призывной комиссии субъекта РФ, в судебном порядке. Попытки привести в исполнение решение призывной комиссии непосредственно после рассмотрения жалобы против воли призывника незаконны. Дабы обеспечить соблюдение закона, рекомендуем призывникам обжаловать решение призывной комиссии одновременно и в вышестоящую призывную комиссию, и в суд. Обжалование решения призывной комиссии в суде также приостанавливает выполнение оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Судебный порядок обжалования.

Порядок оспаривания актов управления в суде определён Гражданским процессуальным кодексом РФ (непосредственное регулирование осуществляется нормами главы 25) и разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Ст. 254 ГПК РФ позволяет оспорить в суде решение, действие (бездействие) не только органа государственной власти и органа местного самоуправления, но и должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:

  • решения, принимаемые в отношении призывника на первом этапе призыва – медицинском освидетельствовании: а) заключение врача-специалиста; б) заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • решения, принимаемые в отношении призывника на втором этапе призыва – заседании призывной комиссии: решения призывной комиссии;
  • решение о присвоении первого воинского звания рядового и действия, направленные на реализацию решения призывной комиссии (третий этап призыва);
  • иные связанные с призывом действия и решения органов (должностных лиц).

С момента подачи заявления в суд об оспаривании решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. В таком случае для того, чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путём запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.

Практика показывает, что, несмотря на установленный ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. Ранее, до 25 ноября 2006 года, это обстоятельство часто позволяло по окончании призыва требовать от призывной комиссии отменить оспариваемое решение: согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587, по завершении призыва призывная комиссия отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу. При этом не имело значения, по каким причинам решение о призыве не реализовано: по причине уклонения призывника от отправки к месту прохождения военной службы или же по причине приостановления исполнения решения о призыве оспариванием этого решения в суде. Однако с 25 ноября 2006 года действует новое Положение о призыве на военную службу граждан РФ. П. 21 этого Положения обязывает призывную комиссию отменять только два типа решений: отменённые призывной комиссией субъекта РФ и отменённые судом. Нелогичность отмены отменённых решений очевидна. Но проблема заключалась не в этом. Призывная комиссия была лишена полномочий по отмене нереализованных решений о призыве. Сомнения (не с правовой точки зрения, а с точки зрения целесообразности) вызывала и появившаяся у органов, осуществляющих призыв, возможность приводить в исполнение в новую призывную кампанию решения, принятые в рамках предыдущей призывной кампании, без проведения повторного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии. Проблема была разрешена принятием Инструкции от 2 октября 2007 года, обязавшей призывную комиссию субъекта РФ отменять нереализованные решения призывной комиссии по завершении призыва.

Как было сказано выше, подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приёме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов должностным лицам военного комиссариата является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия должностных лиц военного комиссариата (например, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению прав, незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечён к ответственности. Это относится и к оспариванию решений и действий (бездействий) призывных комиссий и врачей-специалистов.

Законом установлен трёхмесячный срок обращения в суд . Срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В частности, срок оспаривания решения о призыве начинает исчисляться со дня оглашения этого решения призывнику на заседании призывной комиссии (если решение не было оглашено, что иногда случается, – со дня предоставления призывнику копии решения о призыве или повестки, из текста которой следует, что решение о призыве вынесено). Пропуск трёхмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако отсутствие уважительных причин пропуска может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Днём подачи заявления является день его регистрации в канцелярии суда или день сдачи его в организацию почтовой связи.

Заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства гражданина или по месту нахождения ответчика.

В заявлении должны быть указаны:

Его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер госпошлины составляет для дел указанной категории 200 рублей;

Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя истца (если заявление подано представителем). Доверенность удостоверяется в нотариальном порядке. Может она в исключительных случаях удостоверяться и в ином порядке, предусмотренном ст. 53 ГПК РФ;

Как уже говорилось, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.

  • Подпись истца (или его представителя, если тот наделён полномочиями на подписание заявления и предъявление его в суд).

Установленный ст. 257 ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления на практике не соблюдается ввиду наличия у суда полномочий на назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за рамки сроков рассмотрения и разрешения дел.

В помощь читателю, столкнувшемуся с необходимостью обратиться в суд, привожу образец заявления об оспаривании решения о призыве на военную службу.

В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга

Заявитель: _________________________, зарегистрированный по месту жительства: Санкт-Петербург, ________________

Заинтересованное лицо: Призывная комиссия МО «____________»: Санкт-Петербург, _____________________

Заинтересованное лицо: Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, __________________________: Санкт-Петербург, ______________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании решения призывной комиссии МО «_______»

и заключений врача, руководящего работой

по медицинскому освидетельствованию граждан,

подлежащих призыву на военную службу

Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» ________________ 20___ года, я признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии МО «_______________» от «___» _____________ 20___ года я был призван на военную службу. Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Считаю решение призывной комиссии и заключение врача незаконными на следующих основаниях.

  1. Я, _______________, «___» ___________ 20___ года был обследован в __________________. По результатам обследования у меня было обнаружено заболевание: _______________. Указанное заболевание в соответствии со ст. ______ Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) даёт основания для признания меня ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождаются от призыва на военную службу.
  2. А) В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование. Таким образом, медицинское освидетельствование является элементом (входит в состав) такого комплексного мероприятия, как призыв на военную службу. Б) Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Поскольку призыв осуществляется в строго установленные законом сроки, то и все его составляющие могут проводиться только в эти сроки. Только в эти сроки может проводиться и медицинское освидетельствование. В) Медицинское освидетельствование в отношении меня было проведено «___» ____________ 20___ года, т.е. не в установленные законом сроки. Результаты освидетельствования, проведённого за рамками установленных законом сроков, ничтожны.
  3. Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объёме, устанавливаемых Министерством обороны РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ. П. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, указывает на необходимость осуществления не ранее 30 суток до начала проведения медицинского освидетельствования призывников таких мероприятий, как: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Сведения о результатах исследований, согласно п. 8 вышеназванной Инструкции, записываются в разделе II учётной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу (указанные карты хранятся в личном деле призывника). Указанные диагностические мероприятия в отношении меня не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Следовательно, врачи-специалисты не имели права освидетельствовать меня «___» ______________ 20___ года, и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, равно как и оспариваемое решение призывной комиссии, должны быть признаны незаконными.
  4. Согласно ст. _____ Расписания болезней, по категории годности «Б» освидетельствуются только граждане, подлежащие призыву на военную службу, страдающие следующими заболеваниями: «___________________________». При постановке заключения о годности к военной службе у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, не было сведений о том, что я страдаю указанными заболеваниями. Учитывая, что в силу ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возложена на должностное лицо, это решение принявшее, считаю необходимым затребовать у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, медицинские сведения, которыми он руководствовался, вынося заключение о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями.
  5. Врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были юридически связаны диагнозом заболевания, представленным мною на медицинское освидетельствование. Согласно Отраслевому стандарту «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав. ОСТ 91500.09.0003-2001», утверждённому Приказом Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 269, установление диагноза возможно только в результате оказания комплексной медицинской услуги, являющейся совокупностью простых и сложных услуг. Любая медицинская услуга есть мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость. Таким образом, постановка нового диагноза врачом-специалистом-_____________ и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, является медицинской услугой (при этом сопоставление формулировки диагноза, полученного в результате обследования в медицинском учреждении по направлению призывной комиссии, с формулировкой диагноза, присутствующей в Расписании болезней, завершающееся определением категории годности к военной службе, не является медицинской услугой, т.к. не направлено на профилактику заболевания, диагностику или лечение). Согласно же преамбуле к Закону РФ «О защите прав потребителей», исполнителем услуги могут являться либо организация, либо предприниматель. Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение о годности к военной службе даёт не организация, а врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист. При этом врач-специалист и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, наделены распорядительными полномочиями (выражающимися в вынесении заключения о годности к военной службе, предопределяющего содержание решения призывной комиссии, членом которой является врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу) в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них (призывников). Таким образом, согласно примечанию к ст. 2.4. КоАП РФ, они являются должностными лицами. Будучи должностными лицами, они не является предпринимателями. Следовательно, они не могут оказывать медицинские услуги. Если врач-специалист-_____________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, прежде, чем дать заключение о годности, поставили мне диагноз заболевания, то они вышли за рамки своих полномочий.
  6. Возникновение у врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сомнений в достоверности диагноза «_______________», правильности его постановки и т.п. не давало ему полномочий освидетельствовать меня по не обнаруженным у меня заболеваниям. В силу п. 4 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», невозможность дать заключение о годности к военной службе на месте является основанием для направления призывника на обследование, в рамках которого был бы определён диагноз заболевания, которое у меня присутствует. В том случае, если по результатам обследования был бы опровергнут диагноз, поставленный мне в __________________, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, имел бы основания для вынесения заключения о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями, а призывная комиссия – для вынесения решения о призыве меня на военную службу. Таким образом, именно направление на обследование является единственным предусмотренным законом средством опровержения недостоверных диагнозов в условиях ненаделённости врача-специалиста-______________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, полномочиями по постановке диагноза. Мне направление на обследование не было дано, при этом врачи либо ошиблись с квалификацией заболевания, неправомерно освидетельствовав меня по не применимой ко мне статье Расписания болезней, либо неправомерно поставили мне новый диагноз и освидетельствовали в соответствии с ним.
  7. А) Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Соотносясь с медицинской деятельностью как частное с общим, военно-врачебная экспертиза также подлежит лицензированию. Б) Согласно ст. 51 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, категория годности гражданина к военной службе определяется в рамках военно-врачебной экспертизы (путём проведения военно-врачебной экспертизы). При этом возможность определять категорию годности к военной службе в рамках иного вида медицинской деятельности законодательством не предусмотрена. Таким образом, категория годности гражданина к военной службе может быть определена только в рамках военно-врачебной экспертизы – деятельности, осуществление которой требует лицензирования. В) Согласно п. 2 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», заключение о годности гражданина к военной службе даёт врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Согласно п. 17 Положения о военно-врачебной экспертизе, теми же полномочиями обладает врач-специалист. Таким образом, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врач-специалист-___________ осуществляют военно-врачебную экспертизу – деятельность, осуществление которой требует лицензирования. Г) Обозначенные ошибки врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и врача-специалиста-____________ в квалификации имеющихся у меня заболеваний вызывают сомнения в компетентности врачей требуют установления правомочности осуществления ими военно-врачебной экспертизы. Поскольку ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, врач-специалист-___________ и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должны представить суду лицензию на осуществление военно-врачебной экспертизы.
  8. В соответствии с пп. «в» п. 2 и пп «в» п. 3 Перечня работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 года № 323, военно-врачебная экспертиза отнесена к медицинской деятельности. Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Несоблюдение врачом-специалистом и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, процедуры предоставления заключения о годности к военной службе вызывает сомнения в наличии у них полномочий на осуществление медицинской деятельности. Поскольку в соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на принявшее его должностное лицо, считаю необходимым истребовать от врачей дипломы о медицинском образовании, сертификаты специалиста, лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у них специального звания.
  9. В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначается из числа врачей-специалистов. Согласно той же норме, персональный состав врачей - специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный с руководителем территориального органа управления здравоохранением, по представлению военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Мне не известно, занимал ли ___________________ должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Если не занимал, то решение о назначении его на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, должно быть признано незаконным, равно как и его заключение, данное в качестве врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Для правильного разрешения возникшего спора необходимо истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, сведения о должности, которую он занимал на момент назначения на занимаемую должность.

Тексты оспариваемых актов – заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии – мне выданы не были. Я обратился к председателю призывной комиссии МО «________» с заявлением о выдаче мне копии оспариваемых решений. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней. Кроме того, я получил повестку военного комиссариата, из текста которой следует, что я призван на военную службу. Повестка является доказательством вынесения оспариваемого решения.

На основании изложенного

ХОДАТАЙСТВУЮ:

  1. Вынести определение об обеспечении настоящего заявления путём запрещения реализовывать решение о моём призыве на военную службу до вступления в законную силу решения суда;
  2. Истребовать от отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга по ______________скому району (Санкт-Петербург, _________________) личное дело призывника ____________;
  3. Истребовать от врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ______________, диплом о медицинском образовании, сертификат специалиста, лицензию на осуществление медицинской деятельности, документ, подтверждающий наличие у него специального звания, а также сведения о том, занимал ли он должность врача-специалиста на момент назначения на должность врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  4. Назначить судебную военно-врачебную экспертизу проучив её проведение __________________ (Санкт-Петербург, _______________________), представив на экспертизу _______________________________. Прошу поставить перед экспертами следующие вопросы: 1) Какие заболевания были обнаружены у __________________ по результатам обследования в _______________? 2) Какие из этих заболеваний являются основаниями для признания __________________ ограниченно годным и не годным к военной службе (категории годности «В» и «Д» соответственно) по первой графе Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года)?
  1. Признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» _______________ 20___ года о признании меня годным к военной службе с незначительными ограничениями;
  2. Признать незаконным решение призывной комиссии МО «__________________» от «___» ______________ 20___ года о призыве меня на военную службу.

Приложение:

  • Копия настоящего заявления – 2 экз.;
  • Квитанция оплаты госпошлины;
  • Копия медицинской справки _______________ - 3 экз.;
  • Копия заявления о выдаче копии оспариваемых актов – 3 экз.;
  • Копия описи вложения в ценное письмо – 3 экз.;
  • Копия повестки военного комиссариата – 3 экз.

«___» ___________ 20___ года________________/_______________

Важно заметить, что призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врача. Именно заключение о категории годности «В» или «Д», а отнюдь не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. Поэтому суд не может признать незаконным решение о призыве, если выявлено заболевание, соответствующее категории годности «В» или «Д», но заключение о годности по категории «А» или «Б» призывник не оспаривает. Решение призывной комиссии должно признаваться законным, поскольку законность основания, на котором базируется это решение, не опровергнута. Именно поэтому оспаривание решений призывной комиссии, несогласие с которыми лежит в медицинской плоскости, должно быть сопряжено с оспариванием заключения врачей.

Справедливости ради надо отметить, что судебная практика по данному кругу споров складывается иначе. Решение призывной комиссии отменяется по выявлении заболевания, соответствующего категориям годности «В» или «Д», даже если заключение о годности не оспорено и не признано незаконным. Стабильность и обоснованность такой практики очень сомнительны.

Прокурорский надзор за законностью проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Полномочия и структура прокуратуры определены ФЗ от 17 января 2002 года № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». Этот закон определяет трёхзвенную структуру органов прокуратуры, соотносящихся в порядке подчинённости: Генеральная Прокуратура РФ – прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры – прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры.

В рамках осуществления надзорной функции прокуратуры прокурор проверяет исполнение закона органами управления, в том числе призывными комиссиями. Важным для темы нашего обсуждения является такое полномочие прокурора, как внесение представления об устранении нарушений закона. По факту выявления нарушений закона в деятельности призывной комиссии или военного комиссариата прокурор или его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Практика показывает эффективность обращения призывника, в отношении которого вынесено незаконное решение призывной комиссией или совершены незаконные действия со стороны её членов или работников военкомата, с заявлением на имя прокурора соответствующего района или гарнизона о внесении представлений об устранении нарушений закона. Обращение в прокуратуру не приостанавливает выполнение обжалуемых решений призывной комиссии. Следовательно, рекомендуем призывникам параллельно с обращением в прокуратуру подавать в суд заявление об оспаривании решения призывной комиссии.

  • Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения
  • Обжалование решений призывной комиссии

    ​Не редко встречаются случаи, когда призывная комиссия признает юношу годным к службе по призыву вопреки медицинским показателям или без учета семейных обстоятельств призывника, в соответствии с которыми ему может быть предоставлена отсрочка от службы или освобождение. Молодым людям, оказавшимся в подобных ситуациях, не нужно падать духом, так как решение районной комиссии не является окончательным. Согласно закону любое решение призывной комиссии призывник имеет право обжаловать , а о способах и порядке мы расскажем ниже. Итак, что же делать, если признали годным к военной службе?

    Внесудебный (досудебный) порядок обжалования решения призывной комиссии

    Молодой человек, достигший призывного возраста, вправе направить в вышестоящую призывную комиссию субъекта (например, республики, края, области и т.д.) жалобу на противоречащие закону действия районной комиссии. Законодательством не предусмотрены жесткие требования к порядку оформления данного обращения, призывнику необходимо лишь:

    1. указать наименование должностного лица либо органа, которому адресован документ;
    2. указать свои личные данные (фамилию, имя и отчество), иначе анонимное послание рассмотрено не будет;
    3. указать адрес своего постоянного места проживания, по которому будет направлено письмо с ответом на обращение;
    4. изложить все обстоятельства дела, побудившие обжаловать решение должностных лиц военного комиссариата;
    5. поставить подпись;
    6. указать дату составления обращения.

    Если вам требуется помощь в составлении данного документа, то вы можете обратиться к нашему дежурному юристу онлайн.

    Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

    или по телефону:

    Молодому человеку следует приложить к жалобе все задокументированные материалы, доказывающие обоснованность его требований (медицинские заключения, свидетельства о рождении детей и т.д.), а также копию (или выписку) оспариваемого решения, получить которую призывник может после заседания комиссии, заявив такое требование председателю.

    Подписанная председателем и всеми членами комиссии выписка также должна содержать следующую информацию:

    • наименование призывной комиссии;
    • фактическую дату принятия решения;
    • личные данные призывника (фамилию, имя, отчество);
    • суть самого решения.

    Так как в законе для подобного вида обращений не установлен срок исковой давности, призывник может обратиться в призывную комиссию субъекта в любое время. По общему правилу, направление подобной жалобы приостанавливает реализацию оспариваемого решения районной комиссии до момента разрешения спорной ситуации. Таким образом, любые действия, предпринимаемые военным комиссариатом (или даже полицией) для принудительного отправления призывника к месту службы, противоречат законодательству.

    Законом на рассмотрение обращения отводится пять дней , данный срок является максимальным, он отсчитывается с момента получения (и регистрации) жалобы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. При этом в ходе проверки обстоятельств дела призывник может быть направлен на дополнительное медицинское обследование (в случае необходимости).

    Как показывает практика, юноше, призываемому на службу, следует подавать жалобу в призывную комиссию субъекта в том случае, если он желает на законных основаниях отсрочить свой призыв на службу, например, пожаловаться на нарушение представителями военного комиссариата порядка проведения процедуры призыва (отсутствие кворума на заседании комиссии и т.д.). Это связано с тем, что вышестоящие комиссии достаточно редко отменяют решения районных призывных комиссий. Когда возникает действительно спорная ситуация, самым эффективным для призывника способом защиты своих интересов является направление жалобы в районный суд .

    Судебный порядок обжалования решения призывной комиссии

    Сразу же после получения копии (или выписки) решения призывной комиссии или после получения ответа вышестоящей призывной комиссии юноша для защиты своих прав вправе подать заявление в суд. Направление такого заявления автоматически приостанавливает действие оспариваемого решения до окончания рассмотрения дела по существу. Для подтверждения факта обращения в судебные органы призывник предоставляет в военный комиссариат копию заявления, содержащую отметку о регистрации в канцелярии суда, или копию квитанции об отправлении жалобы в суд письмом, воспользовавшись услугами почтовой связи.

    Согласно действующему законодательству составляется заявление в трех экземплярах, так как одна копия необходима для суда, вторая - направляется ответчику, а третья - остается у заявителя.

    В заявлении указываются:

    1. официальное название суда, в котором будет рассматриваться заявление;
    2. личные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, адрес фактического места проживания) или его представителя;
    3. официальное наименование призывной комиссии, являющейся ответчиком по делу, и адрес ее нахождения;
    4. суть нарушения, допущенного (по мнению заявителя) призывной комиссией, например, отказ в предоставлении отсрочки от службы, если для этого были основания;
    5. обстоятельства, в соответствии с которыми призывник должен был получить льготу (заболевание, семейные причины и т.д.);
    6. требования заявителя, например, об отмене принятого призывной комиссией решения.

    Наш дежурный юрист онлайн готов оперативно помочь вам подготовить ходатайство в суд.

    Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

    или по телефону:

    Подобная жалоба должна быть подписана лично заявителем или лицом, обладающим такими полномочиями.

    Заявитель обязан приложить к жалобе:

    • документы, подтверждающие все те обстоятельства, на которые он ссылается;
    • копию доверенности (если призывник обжалует решение призывной комиссии через представителя);
    • оригинал квитанции об оплате пошлины в необходимом для этой категории дел размере.

    Заявитель должен изготовить дополнительный комплект вышеуказанных документов и для ответчика, но при условии, что эти материалы дела у него отсутствуют.

    Юноше, призываемому на службы, может направить вышеуказанное заявление в суд в течение трех месяцев. Отсчет начинается с даты, когда призывник узнал о нарушении своих прав.

    Порядок обращения в прокуратуру

    Осуществляя надзорную функцию, прокуратура проверяет законность принятых различными должностными лицами, включая председателя и членов призывной комиссии, решений, а также их обоснованность. Если прокурором (или его заместителем) будут выявлены какие-либо нарушения закона, то он уполномочен внести требующее безотлагательного рассмотрения представление для их устранения. В пределах одного месяца (со дня поступления в военный комиссариат акта прокурорского реагирования) должны быть организованы мероприятия для устранения всех нарушений.

    Подобные обращения призывников достаточно эффективны, единственным недостатком прокурорского надзора является то, что проверка законности принятого призывной комиссией решения не приостанавливает выполнение этого решения. Поэтому молодым людям, считающим действия представителей военного комиссариата незаконными, следует направлять жалобу в прокуратуру одновременно с обращением суд или в призывную комиссию субъекта.

    Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе . В случае невозможности дать медзаключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медучреждение, после которого ему назначается явка на повторное медосвидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания комиссии, подписываемый председателем и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

    Обжалование решения призывной комиссии производится гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации либо в суд. Зачастую гражданам, которые имеют право на получение военного билета на законных основаниях приходится защищать его в вышестоящих призывных комиссиях и суде.

    Сроки для обжалования решения

    Согласно п.7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. В соответствии со статьей 219 КАС РФ призывник может подать заявление в суд в течение 3-х месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Таким моментом может стать оглашение решения, с которым молодой человек не согласен или с момента ознакомления с личным делом призывника, получения ответа и т.д. Если срок для подачи заявления в суд пропущен, то он может быть восстановлен по заявлению призывника, но только в том случае, если суд признает, что причины для пропуска срока были уважительными.

    Административный порядок обжалования решения призывной комиссии

    Решение призывной комиссии может быть обжаловано в течение
    трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения призывной комиссии выполнение его приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.

    После поступления жалобы гражданина на решение призывной комиссии, призывная комиссия субъекта РФ обязана организовать контрольное медицинское освидетельствование призывника и вызвать его для прохождения этой процедуры. По результатам прохождения призывником КМО призывная комиссия субъекта РФ выносит свое решение и может отменить решение районного военкомата. Срок рассмотрения составляет 5 дней со дня обращения и предусмотрено законодательством.

    Оспорить решение призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию могут также граждане, получившие справку вместо военного билета после 27 лет . В этом случае призывная комиссия субъекта РФ будет анализировать все личное дело призывника, начиная с 18 лет.

    В какой суд обратиться, чтобы обжаловать решение призывной комиссии

    Одной из особенностей главы 22 КАС РФ является альтернативная подсудность дел, то есть на основании статьи ст. 24 КАС РФ гражданин имеет право подать заявление:

    • в районный суд по месту жительства административного истца (призывника);
    • в суд по месту нахождения административного ответчика (призывной комиссии, военного комиссариата и пр.)

    Если административных ответчиков несколько, то заявление может быть подано по месту нахождения одного из них. Таким образом, у призывника иногда есть возможность выбрать суд, в котором будет рассматриваться дело.

    Судебный порядок обжалования решения призывной комиссии

    Обжалование решения призывной комиссии также возможно
    сразу в суд. В суд также может быть обжаловано и решение вышестоящей призывной комиссии.

    Оспаривание решения призывной комиссии (призывной комиссии субъекта Федерации) предусмотрено как 46 статьей Конституции РФ (право на судебную защиту), так и пунктом 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

    Несмотря на то, что согласно закону сам факт подачи заявления в суд приостанавливает действие обжалуемого решения призывной комиссии, сотрудники отдела военного комиссариата могут игнорировать это обстоятельство.

    Чтобы обеспечить дополнительную защиту прав призывника, в просительной части Вашего заявления в суд указываются: «На основании ч. 2 ст. 85 КАС РФ прошу приостановить действие оспариваемого решения ПК до вступления в законную силу решения суда». Это необходимо делать, если у вас на руках повестка для отправки в войска.

    Также отдельно следует написать ходатайство о принятии мер предварительной защиты. Подавать ходатайство о принятии мер предварительной защиты нужно вместе с заявлением об обжаловании решения. Если судья примет ходатайство, то он вынесет определение о принятии мер предварительной защиты и один экземпляр направит письмом в отдел военного комиссариата. Следует отметить, что согласно статье ч. 3 ст. 87 КАС РФ Ваше ходатайство о принятии предварительной защиты должно быть рассмотрено не позднее следующего дня с момента подачи соответствующей просьбы.

    Решения, которые можно обжаловать

    В порядке главы 22 КАС РФ могут обжаловаться - решения, действия (бездействия):

    • федеральных органов государственной власти;
    • органов государственной власти субъектов РФ;
    • органов местного самоуправления;
    • должностных лиц постоянно, временно или по специальному полномочию выступающих от имени вышеназванных органов власти, в том числе и Вооруженных сил России и иных воинских формирований РФ и должностных лиц органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях; структур, которые не являются органами государственной власти и местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены;
    • иные правоотношения, проистекающие из публичных правоотношений.

    Призывник может обжаловать также и действия (бездействие) ВВК, военкомата, его сотрудников. Это могут быть:

    • действия или бездействия врача-специалиста ВВК;
    • отказ в предоставлении информации;
    • ненадлежащее ведение личного дела призывника;
    • решение призывной комиссии муниципального образования или субъекта РФ;
    • бездействие сотрудников военкомата;
    • бездействие Призывной комиссии субъекта РФ.

    Действия или бездействие врача ВВК

    Поскольку решение призывной комиссии выносится
    на основании категории годности, установленной врачом-специалистом, полномочия врача в отношении призывника должны быть признаны распорядительными. Таким образом, и врач-специалист, и врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, являются должностными лицами. В полномочия врача-специалиста входит изучение медицинских документов, предоставленных призывником, осмотр призывника и вынесение заключения о категории годности к военной службе, то есть экспертная оценка состояния здоровья. При этом свое экспертное мнение врач-специалист, осуществляющий медицинское освидетельствование призывников, обязан отразить в листе медицинского освидетельствования. Однако, очень часто врачи военкомата допускают нарушения в своей работе. Наиболее частые из них:

    • установление или изменение диагноза молодому человеку на призывном пункте;
    • выдача призывнику направления на повторное обследование единолично (без решения призывной комиссии);
    • не определение категории годности призывника по имеющимся у него заболеваниям;
    • не заполнение листа медицинского освидетельствования;
    • отказ в оформлении жалоб призывника;
    • привлечение к медицинскому освидетельствованию врачей, не входящих в состав комиссии;
    • описание рентгеновских снимков прямо на призывном пункте;
    • отсутствие лицензии на проведение медицинского освидетельствования.

    Случается, что врач-специалист, вынося заключение о годности призывника к военной службе, намеренно исключает из списка заболеваний то, что является основным заболеванием и, как следствие, дает право на освобождение от призыва в армию . При этом он делает свое заключение по сопутствующему диагнозу. Несогласие с установленным диагнозом может послужить поводом для оспаривания в суд.

    Отказ в предоставлении информации

    Отказ в предоставлении информации нарушение, которое можно обжаловать как незаконное действие должностных лиц. Призывник имеет право запросить предоставить ему любую информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы. Для ознакомления с личным делом необходимо направить по почте или подать лично начальнику отдела военного комиссариата письменное заявление. Одной из разновидностей отказа в предоставлении информации является отказ гражданину в проведении фотофиксации личного дела призывника. Часто основанием для отказа в предоставлении информации является ссылка должностных лиц на то, что в материалах личного дела призывника находится какая либо тайна, например врачебная. Однако, врачебная тайна распространяется на сведения о здоровье иных лиц, любые же сведения, затрагивающие ваше состояние здоровья, для вас должны быть открыты и доступны.

    Ненадлежащее ведение личного дела призывника

    Личное дело призывника формируется при первоначальной постановке на воинский учет
    и является документом воинского учета. Личное дело должно содержать все документы, содержащие сведения по воинскому учету. Статья 8 пункт 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

    • дата рождения;
    • место жительства;
    • семейное положение;
    • образование;
    • место работы;
    • годность к военной службе по состоянию здоровья.

    Необходимо следить, чтобы в личное дело приобщались те копии медицинских документов, которые вы предоставляете. Неаккуратное ведение личных дел призывников дает недобросовестным должностным лицам возможность манипулировать содержанием личных дел в своих целях. Приказ № 400 Министра обороны предусматривает, что в личное дело подшиваются копии медицинских документов, которые представляет призывник. Однако здесь есть один нюанс - копии приобщаемых документов должны быть заверены. Существует 3 варианта заверения документов: нотариально, в учреждении, выдавшем документ, и заверение начальником отдела военного комиссариата. Также можно получить заверенную копию медицинских документов в учреждении, где вы проходили обследование (лечение). Копии медицинских документов, предоставляемых призывником, должен заверить начальник отдела военного комиссариата или его заместитель (п. 26 Инструкции, утвержденной Приказом № 400 МО).

    Решение призывной комиссии

    Наиболее распространенными решениями,
    которые подлежат обжалованию, являются:

    • об отказе замены военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу ;
    • о призыве на военную службу;
    • о направлении на дополнительное или повторное обследование;
    • о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу .

    Оспаривание каждого из этих действий имеет свою специфику, в которой разбираются лишь квалифицированные юристы в области военного права. В случае, если у вас возникла необходимость в оспаривании решения военкомата, вы можете обратиться в нашу Службу помощи призывникам в Ижевске.

    Само решение военкомата об отказе следует запросить письменно, подав заявление еще до заседания призывной комиссии. По закону выписка из протокола заседания выдается в 3-дневный срок со дня принятия решения. Подлежит оспариванию решение о направлении гражданина на дополнительное или повторное обследование в случаях, когда, по мнению призывника, он предоставил всю необходимую информацию о состоянии своего здоровья. При этом врач не устанавливает категорию годности, и по решению призывной комиссии гражданин направляется на дополнительное или повторное обследование. Иногда призывнику неоднократно выдают направления на обследования по одному и тому же заболеванию, что абсолютно недопустимо.

    Бездействие сотрудников военкомата

    В соответствии с требованиями Приказов Министра обороны до призыва на военную службу начальник отдела военного комиссариата ежегодно до 15 марта (15 сентября) истребует:

    Таким образом, в случае если призывник проходил исследования в различных учреждениях здравоохранения, то необходимо самостоятельно приложить заверенные копии медицинских документов или потребовать, чтобы начальник отдела военкомата в соответствии с требованиями закона истребовал из указанных молодым человеком медицинских учреждений документы. Кроме того до начала медицинского освидетельствования призывнику должны выдаваться направления на обязательные клинико-инструментальные исследования, а именно общий анализ мочи и крови, ЭКГ, флюорограмму, а также анализы крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C". В случае если при ознакомлении с материалами личного дела выяснится, что данные запросы не направлялись или до медицинского освидетельствования направления на обязательные клинико-инструментальные исследования не выдавались, вы вправе обжаловать в суде бездействия начальника отдела военного комиссариата.

    Бездействие призывной комиссии субъекта РФ

    Призывная комиссия субъекта Федерации в соответствии с законом проверяет правильность и обоснованность решений об отсрочке и освобождении от призыва, вынесенных на муниципальном уровне, а также рассматривает жалобы граждан на решения нижестоящих комиссий. Для выполнения возложенных на нее функций в состав призывной комиссии решением высшего должного лица субъекта Федерации включаются врачи-специалисты из состава штатной военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Федерации, а также врачи-специалисты медицинских учреждений. Нередко имеет место нарушение со стороны призывной комиссии субъекта Федерации, когда в отведенный ей период, то есть до конца текущей призыва она не рассматривает и не принимает решения в отношении призывника об освобождении от призыва. Это, в свою очередь, накладывает на гражданина обязанность по повторному прохождению ВВК в период последующего призыва.