Желтый билет в 19 веке. Жёлтый билет


Совместно с серией экскурсий от местных для местных «Открытая карта» и проектом «Знай город» мы составили краткий учебник по проституции в Петербурге : как ее появление связано с Петропавловской крепостью, почему она была легализована и сколько борделей было рядом с Сенной площадью. Появление проституции в Петербурге

Как гласят статистика и история, проституция всегда появляется там, где люди много работают - что сейчас, что 300 лет назад. В Петербург древнейшую профессию привезли голландки сразу после заложения Петром I Петропавловской крепости в 1703 году. Они быстро сообразили, что здесь началось масштабное строительство и на этом можно сделать деньги. Но когда уже к середине-второй половине XVIII века оно закончилось, центр недорогой проституции перенесся на Сенную площадь, потому что здесь было много провинциалов, которые приезжали работать из маленьких городов.

Как приходили в профессию

Стандартный путь в проститутки выглядел так: крестьянка приезжала из деревни, устраивалась, например, работать прислугой, а хозяин постепенно склонял ее к этой деятельности. Или девушка приезжала искать работу, находила в газете объявление о поиске служанки, а уже при встрече ей предлагали лучшую оплату, но и другие условия труда.

Легализация проституции

Петр I отправлял проституток на каторгу, но только тех, которые оказывали услуги солдатам - чтобы венерологические заболевания не распространились в армии, и она не вымерла. Позже Екатерина II издала указ, по которому сутенеров сажали за решетку. А Павел I, отец Николая I, всех причастных к такой деятельности - как работниц, так и организаторов - отправлял в Сибирь, преимущественно в Иркутск .

В 1840 году Николай I в первый и последний раз в истории нашей страны легализовал проституцию. Он решился на этот шаг, потому что посмотрел на статистику венерологических больниц. Пенициллин еще не изобрели, сифилис был настоящим бичом, не говоря уже о других заболеваниях. Некоторых проституток отлавливали, их дело полицейские заносили в архив и, судя по нему, большая часть женщин была заражена.

Конечно, Николая это не устраивало, поэтому он решил хотя бы подчинить деятельность собственному контролю, потому что побороть ее невозможно. Через три года, в 1843 открывается врачебно-полицейский комитет, который ставил эскортниц на учет. Если женщина выбирала для себя такой карьерный путь, то у нее изымали паспорт, чтобы она не подделала или не потеряла его. Главный полицейский района выдавал заменительный билет желтого цвета, а вместе с ним медицинскую книжку - тоже желтую. В ней записывалось, сколько раз женщина проходила медицинский осмотр - она была обязана посещать врача каждое воскресенье.

Также правила, созданные Николаем I, гласили, что официально заниматься проституцией не могла девочка до 16 лет, хотя это мало кого останавливало. Кроме того, была создана отдельная инструкция для организации публичных домов. Ими могли управлять только женщины строго от 30 до 60, мужчинам это было запрещено, чтобы минимизировать жестокое отношение. Хозяйка борделя занималась юридическими вопросами, контролировала гигиену, сопровождала работниц на осмотр. Но часто они давали врачам взятки, так что, несмотря на все усилия, очень многие девушек были заражены. Держательницы борделей по закону забирали себе три четверти дохода, остальное получали проститутки. Главные места проституции в Петербурге

Конечно, Квартала красных фонарей у нас не было, но к XIX веку сформировалась «улица красных фонарей» - в небольшом переулочке рядом с Сенной площадью - Таировом, с 1950-х он называется Бринько. В нем всего четыре дома, подвалы трех из них занимали бордели, а в четвертом располагалась холерная больница. Так его описывал Достоевский: «Около Сенной, в Таировом переулке, помещаются три дома терпимости в подвальном этаже дома с дверьми прямо на улицу. У этих дверей, начиная с 10 часов, каждую ночь стоят дежурные проститутки и громко с нескромными жестами зазывают в свой приют. Приюты в Таировом переулке до того плохи и до того грязны, что кислый и отвратительный запах разит прохожего в летнее время даже через переулок на противоположном тротуаре. Несчастные жертвы, высылаемые хозяйками на дежурство, стоят на холоде и дожде, покрытые каким-то отрепьем. Женщины почти всегда пьяные, одетые нестерпимо грязно, непричесанные и ведут себя с крайним цинизмом».

Также сеть борделей была на Рожественских (сейчас Советских) улицах, но они были немного дороже и располагались на последних этажах зданий, так как там была недорогая аренда. Самые фешенебельные публичные дома были в больших квартирах на вторых этажах в элитных или даже отдельных строениях, преимущественно за городом.

Но сейчас мы говорим о проституции дешевой, которая находилась в подвальных помещениях. Обычно рядом с борделем открывали кабак или трактир - рабочие приходили выпить, а за баром их ждали экортницы. Все остальное здание занимали обычные квартиры, в которых снимали комнаты или располагались учреждения. В доме номер 4 в Таировом переулке находилась редакция журнала «Репертуар и пантеон», где впервые опубликовался Достоевский - это был авторский перевод романа Бальзака «Евгения Гранде». Видимо, для Федора Михайловича это место было памятным, так как здесь гулял Раскольников и, скорее всего, работала Соня Мармеладова - точного адреса он не называет, но по описаниям можно сделать такой вывод.

Напротив нынешней станции метро «Сенная» находился самый большой бордель в городе «Малинник». Вот описание этого места: «Проектировка дома была следующей: верхний этаж над трактиром и три остальных надворных флигеля - все это было разделено на четырнадцать квартир, и занято тринадцатью притонами самого мрачного, ужасающего разврата. Смрад, удушливая опрелость, отсутствие света и убийственная сырость наполняют эти норы. Зеленая плесень, бурые грибы и водянистые подтеки препятствуют всякой возможности жить человеку в этой норе. А между тем в ней по ночам гнездится не один десяток бродячего народу, который заводят сюда разврат и непросыхное пьянство». На первом этаже был трактир. Квартирки делились на комнаты, те - на клетушки, разделенные фанерой или занавеской углы, в которых, как правило, не было кроватей - на полу лежал матрас или просто картонка. Ремонтом здесь никто не занимался, однажды пол настолько прогнил, что когда на втором этаже начал кто-то танцевать, он обвалился. Цены

Существовала градация борделей и, соответственно, цен. В фешенебельных они начинались от 10 рублей (это 10 000 на современные деньги), от 5 до 10 рублей стоил час работы в дорогом публичном доме, там можно было найти проституток дворянских корней, иностранок, и только там предлагали какие-то извращения: например, маленьких мальчиков и девочек.

В борделях средней руки - таких, как в Таировом - брали от 1 до 3 рублей в час. Самый дешевый вариант: индивидуалки, с ними можно было расплатиться 30-50 копейками или даже едой. Стоимость зависела от возраста девушки: чем моложе, тем дороже. Поэтому молодая Сонечка Мармеладова, если бы была более предприимчивая, могла пойти хотя бы на Рождественские улицы и там получала бы больше. Но если девушка, несмотря на возраст и навыки, начинала карьеру в дешевом месте, то выше подняться уже не могла - она была «запачканная». С возрастом проституток могли продавать из фешенебельных в дешевые дома. По статистике на 1869 год женщин от 17 до 20 лет в сфере было 17%, 20 - 25 - 30%, а остальные старше - они и работали у Сенной, если не были такими глупыми, как героиня Достоевского.

Приживалки и индивидуалки

Также были проститутки, работавшие индивидуально, этот мир интересен и разнообразен - в царской России существовали принципиально отличные друг от друга виды.

Были так называемые Камелии - это как в наше время есть женщины, которые увеличивают грудь, надувают губы, наращивают ногти, чтобы найти папика. Камелии охотились за князьями или купцами, часто это были обедневшие дворянки. Истории таких девушек похожи: она влюблялась в мужчину, он ей говорил, что тоже ее любит, что обязательно заключит брак, но не сейчас: «Маменька меня наследства лишит, давай пока подождем, но начнем прямо сейчас, ты мне будешь как бы женой, но поженимся потом». Девушке 17, она читала Тургенева и, конечно же, соглашалась. Ей покупалась отдельная квартира, если это богатый мужчина, он ее обеспечивал. Примерно через год она ему надоедала, он ее выгонял, семья в то время могла от нее отказаться. Профессии у нее нет, не идти же в служанки - приходилось заниматься этим до старости.

Второй тип: бедные женщины из трущоб. Они могли оказывать услуги за тарелку супа или водку. Еще один вид: девушки, у которых была работа –белошвейки, булочницы. Продает такая проститутка носки на Сенной площади, но все знают, что к ней можно подойти и спросить: «Люсь, ну, сколько у тебя там носочки? Может быть, за угол?» Это было удобно, они могли не регистрироваться, ведь если у них спросят: «Откуда деньги?», то источник дохода есть.

Проститутки на фрилансе тоже по закону должны были регистрироваться во врачебно-полицейском комитете, только им выдавали не Желтый билет, а специальный бланк, поэтому их называли «бланковыми».

Работать индивидуально было гораздо опаснее, чем в борделе - могли и побить, и обмануть, и убить. Поэтому иногда бланковые обращались к мужчинам - взамен на защиту они делились с ними доходом. Таких нелегальных сутенеров называли «котами».

Индивидуалки работали по всему городу, но на шести улицах им появляться было запрещено: Невский проспект, Большая Конюшенная, Большая Морская и еще несколько улиц в центре. Оттуда их выгоняли полицейские. Самая большая концентрация была возле Вяземской лавры - рядом с Сенной площадью, сейчас там ТЦ «Сенная». Это был доходный дом, только он делился не на квартиры с комнатами, а на большие помещения, в которых лежали матрасы. Койко-место можно было снять за пять копеек, это были жуткие трущобы, здесь жили многие клиенты дешевых проституток. Снесли ее в 1913 году.

Мужская проституция

Мужская проституция тоже существовала, но только в дорогих борделях. Попадали туда обычно беспризорники, сироты, начавшие заниматься этим в детстве. В 19-20 лет был пик их карьеры, а до 30 они, как правило, не доживали: либо спивались, либо умирали от венерических заболеваний. Женщины такими услугами не пользовались, это была проституция гомосексуальная.

Запрет проституции

По статистике 1869 года в Петербурге работало 155 борделей (из них примерно треть находилась в окрестностях Сенной площади) при населении 668 000 человек. Сейчас у нас их около 500, плюс несколько тысяч индивидуалок на пять миллионов жителей.

Запрещена проституция была в 1917 году - во-первых, потому что коммунистическая доктрина не предполагала товарно-денежных отношений и, во-вторых, это оскорбляет достоинство женщины.

В произведениях русских литераторов конца XIX - начала XX веков иногда упоминается словосочетание «желтый билет». Это что? Сегодняшнему читателю о том нетрудно догадаться из контекста, а во времена написания рассказов, повестей и романов Достоевского, Бунина и Толстого всем взрослым людям (детишек, как правило, оберегали от непотребных сведений о порочных сторонах жизни) было известно, что это непременный атрибут женщины, торгующей собственным телом.

Заменительный документ

Получить желтый билет в Российской империи могла любая женщина репродуктивного возраста, вынужденная к тому жизненными обстоятельствами или по иным соображениям. Для этого требовалось выразить такое желание, написать соответствующее прошение и сдать свой паспорт в полицейский участок по месту проживания. С этого момента паспорт был более не нужен, его заменяла книжица, состоящая из восьми страниц с обложкой лимонного цвета. Помимо добровольного «обилечивания», существовал и принудительный порядок, действовавший в случае уличения в занятии древнейшей профессией, хоть даже и единократном. Такое могло произойти во время облавы, по доносу квартирной хозяйки, ревнивой жены или иного лица, указавшего данные женщины, занимающейся непотребным делом без регистрации.

Желтый билет на своих четырех разворотах содержал следующую информацию:

  • Обложка - надписи «Заменительный документ» и «Смотровой билет».
  • Разворот первый - фото паспортного формата, имя, фамилия, место и дата рождения.
  • Затем печатались утвержденные правила по надзору за публичными женщинами, состоящие из тринадцати пунктов.
  • На страницах с пятой по седьмую перечислялись шестнадцать абзацев «Правил поведения», обязательных для исполнения.
  • Последняя, восьмая, служила для отметок врачебного контроля, удостоверявшего здоровье проститутки и отсутствие у нее венерических болезней. За регулярностью проведения осмотров осуществляла надзор полиция. Делалось это из соображений государственных, для недопущения эпидемий.

Билет в одну сторону

В России торговля своим телом всегда считалось занятием позорным, и, обменивая паспорт на «желтый билет», женщина понимала, что, хотя обратный ход теоретически возможен, хоть и связан с длительной бюрократической волокитой, но на практике этого осуществить почти нельзя. Несмотря на довольно высокий уровень законопослушания, находились некоторые дамы легкого поведения, пытавшиеся заниматься этим промыслом нелегально, оставляя себе шанс бросить его и вновь стать «честной». От полицейского преследования некоторых из них могло уберечь сотрудничество с правоохранительными органами. Уголовный сыск и другие жандармские подразделения пользовались услугами сексотов (секретных сотрудников), в том числе и проституток, бывших очень ценными источниками информации. Клиенты часто, выпив лишку, выбалтывали подружкам на одну ночь разные актуальные сведения из жизни уголовного мира или запрещенных организаций, в том числе и террористических.

Работа под тайным надзором позволяла некоторым из проституток скрывать свое позорное занятие даже от родных. Таким обладательницам паспорта «желтый билет» был не нужен, а заботиться о своем здоровье им надлежало самостоятельно.

Заменительный билет , из-за своего жёлтого цвета имевший в народе неофициальное название жёлтый билет - являлся альтернативным паспорту документом, который в Российской империи не давал право легально заниматься проституцией без печати царя.

Введенные правила требовали выдавать работницам борделей “Заменительный билет” взамен паспорта. Из-за своего цвета в народе документ получил название “Желтый билет”, а его носительницы были обязаны регулярно проходить медицинский осмотр и посещать баню.

Первоначально проституция в России была под запретом. Ситуацию поправил царь Николай I, сменивший 1843 году наказания и учредив “Врачебно-полицейский комитет”, который уже законно ставил проституток на государственный учет, а также обеспечивал строгий полицейский контроль публичных домов.

История

Российская империя

В 1649 году Алексей Михайлович запретил сводничество. Запрет был повторён Петром II 12 сентября 1728 года и Анной Иоанновной в 1736 году.

Сама проституция была криминализована в России 20 мая 1763 года, сенатский указ грозил «непотребным» женщинам ссылкой в Сибирь. Устав благочиния 1782 года карал как проституцию, так и сводничество заключением в смирительный дом сроком на полгода.

Легализация (1843-1917) В Российской империи первоначально была запрещена (кроме карачаевцев). По инициативе императора Николая I, ввиду бесполезности наказания и других карательных мер, а также увеличения роста венерологических заболеваний, специальным указом императора проституция в России была легализована, с установлением за ней строгого врачебно-полицейского контроля.

6 октября 1843 года был учреждён «Врачебно-полицейский комитет», который ставил проституток на государственный учёт. На основании утвержденных 19 мая 1844 года Министерством внутренних дел в лице графа Л. А Перовского особых правил для публичных женщин и содержательниц борделей, комитет изымал ранее выданный паспорт и вместо него выдавался «Заменительный билет» (получивший в народе неофициальное название «Жёлтый билет»), на последней странице (?) которого были напечатаны правила для содержания домов терпимости, возрастные ограничения для проституток - только с 16 лет, для содержательниц публичных домов - только с 35 до 60 лет, а также регламент мест размещения борделей - не ближе 300 метров от церквей, училищ, школ. Далее страниц следовал вложенный «Медицинский билет», содержащий отметки врача, а также отметки об уплате госпошлины. Уже в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых работало свыше 15000 женщин.

6 апреля 1853 года Государственный Совет постановил, что проститутки, подчиняющиеся правилам врачебно-полицейского надзора, освобождаются от ответственности за непотребство, предусмотренной статьёй 1287 Уложения о наказаниях. Данное решение не было опубликовано, однако было доведено до сведения губернаторов, которые своей властью освобождали женщин, привлечённых по этой статье, от наказания. Окончательно легализация проституции была закреплена ст.44 Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, исключавшей наказание за проституцию на условиях подчинения врачебно-полицейскому контролю.

8 октября 1903 года товарищ министра внутренних дел Н. А. Зиновьев повысил минимальный возраст занятия проституцией с 16 до 21 года.

Смотровая книжка так называемого «заменительного билета» состояла из 8 страниц (4 разворотов), на последней из которых ставились медицинские пометки («Отметка врача» ), а на первой помещалась фотография женщины, на втором развороте помещались «Правила по надзору» (13 пунктов), а страницы 5, 6 и 7 занимали «Правила для публичных женщин» (16 пунктов).

Любая женщина при Министерстве внутренних дел в Российской Империи имела право на этот документ, то есть на добровольный выбор профессии проститутки:

Хочешь заниматься древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учёт в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «жёлтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», и что полиция не только может, но даже обязана организовывать регулярные медицинские осмотры. Стать жертвой этого порядка можно было очень легко - для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто, по доносу квартирохозяина. Имея на руках жёлтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было сложно, да и незачем - кому нужна была бывшая «гулящая».

Впрочем, в России все поднадзорные проститутки подразделялись на явных и секретных. И лишь первые получали пресловутый «жёлтый билет». Вторая категория дореволюционных «ночных бабочек» подчинялась секретному надзору, и их деятельность «оставалась тайной даже для родственников».

Женщины в современной России обязаны купить личную медицинскую книжку и должны указать свою настоящую профессию, которая соответствует полученному ими образованию, в личной медицинской книжке. Без личной медицинской книжки женщинам сложно найти подходящую работу в центре занятости населения.

По данным anews.com

Однако уличная проституция по-прежнему была неискоренима. Попасть в бордель считалось более престижным, а работать “на улице” шли либо начинающие жрицы любви, либо те, кто, напротив, “вышел в тираж”. Такие не были защищены ни от обмана, ни от венерических заболеваний. К 1910 году 50% всех зарегистрированных проституток было заражено сифилисом.

Работать в бордели шли как девушки невысокого социального происхождения (крестьянки, мещанки, прислуга), так и более дорогие содержанки и женщины с театральных подмостков, хористки. Кстати, в предреволюционной России слово “хористка” часто обозначало и род занятий, и репутацию.

К 1901 году в России было официально зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых трудилось более 15 тысяч женщин.

Лишь к 1866 году появился закон, по которому попавшийся на однополой любви лишался всех прав, состояния и ссылался в Сибирь. В 1900 году ссылку заменили тюремным заключением на срок до пяти лет. До этого действовал лишь официальный запрет. Женщин этот запрет не касался вовсе. В высших кругах это являение было очень распространенным, поэтому приговоры за однополую связь между мужчинами практически не выносились.

Состоятельных мужчин, испытывающих сексуальный интерес к людям своего пола, называли тетками. К концу века так называли уже всех гомосексуалистов, а в начале ХХ в употреблении уже встречается понятие “голубой”. Женщин-лезбиянок именовали кошками, но интерес к ним в обществе был гораздо слабее.

В Петербурге существовал даже свой список мест для поиска однополых связей, одним из которых был, например, Таврический сад, где можно было встретить гомосексуалиста или просто мужчину-проститута. Другим излюбленным местом для встреч геев были городские бани, где можно было уединиться в отдельных номерах или воспользоваться сексуальными услугами банщика. Мужчины, ищущие сексуальных приключений, подавали соответствующий знак, надевая красный галстук или кладя в карман красный платок.

А в конце XIX-начале ХХ века в Москве и Петербурге возникла особая гомосексуальная культура. В настоящее время это стало не только "привилегией" богемы, но политическим инструментом для вляния на процессы в т.н. Западном мире или цивилизации.

Идиома

«Жёлтобилетница» - оскорбительное высказывание о женщине.

У Льва Толстого («Так что же нам делать?» ) героиня упоминает документ:

Она усмехнулась и сказала: «Да кто же меня возьмёт с жёлтым билетом?»

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского:

Дочь моя по жёлтому билету живёт-с… - прибавил Мармеладов в скобках.

Вячеслав Шпаковский Анастасия Стежка, 28.05.2019 в 20:00

Первая древнейшая профессия - это падение нравов или социальный заказ? В последние годы активность проституции связывают с проникновением западной масс-культуры и приоритетами гедонизма на культе денег. Но не стоит забывать, что еще на рубеже XIX - XX веков в России складывалась система, отрицающая христианскую трактовку отношений мужчины и женщины.

Спрос и предложение по науке

В эпоху всеобщей капитализации, наемного труда и рыночных отношений все стороны общественной жизни начинает регулировать механизм спроса и предложения. Система действует в данном случае прямо: спрос со стороны мужчин, предложение - со стороны женщин. К феномену "рынка любви" в литературе существует два подхода. Первый из них говорит о том, что женщина изначально склонна к оказанию соответствующих услуг и настаивали на существование женщин, генетически обреченных на проституцию. Марксисты и феминисты же напротив, считали, что в основе проституции лежат именно товарно-денежные отношения и указывали на вездесущий рыночный обмен - обмен без разбора. В целом же ученые сходятся в одном, видя корень зла в противоречии между относительно равномерно растущими потребностями членов общества и неравными возможностями их удовлетворения.

На рубеже XIX-XX вв. на фоне перенаселения российской деревни и ухудшившегося материального положения крестьянских семей стало набирать темпы женское отходничество. Причем, чем больше проявлялась пролетаризация деревни в той или иной местности, тем больше "жертв разврата" она поставляла в центр. Проститутками становились тысячи крестьянок, боровшихся в городе за выживание. Естественно, женщина не начинала торговать собой с вокзала, по некоторым данным в сети разветвленной агентуры публичных домов попадали лишь чуть больше одного процента жриц любви. Как правило, основная часть ступала на скользкую тропу в условиях местного рынка труда: в качестве швей, домашней прислуги, будучи занятыми в сфере обслуживания.

Скудность заработка, постоянные искушения городской цивилизации были главными причинами того, что вчерашняя крестьянка, попадая в город в поисках счастья, делалась билетной девицей, бланковой девицей (проституткой-одиночкой) или начинала заниматься проституцией время от времени, пополняя свой бюджет.

Проститутки из-за лени

По данным официальной статистики, в Российской империи в 1889 году более 85 процентов надзорных проституток Санкт-Петербурга были выходцами из бедных семей, из зажиточных - 8, из богатых - только один процент. В общероссийском масштабе: 70 процентов, 13,7 и 0,7 соответственно.

Статистика авторитетно фиксирует и прямую зависимость проституции от экономических факторов: проституция падала с сокращением безработицы, увеличением нормы заработной платы и удешевлением предметов первой необходимости. Наблюдалась и ситуация, когда крестьянки, во время отходов на ярмарки в город, подрабатывали себе и детям на обновки. Таким образом, к проституции стали обращаться, так же как и к промыслу, гарантирующему периодический, но стабильный доход.

Интересно в данном отношении наблюдение П. Е. Обозненко (член Российского Теософического общества,1908). В конце XIX века в проститутки из-за нужды шли около 40 процентов девиц, официально промышлявших развратом, 18 - сознательно, "по желанию", 8 процентов - из-за "лени", 7 - следовали примеру своих подруг. Анкетные опросы, проведенные в 1910 г. среди представительниц древнейшей из профессий, попавших в Санкт-Петербургский Дом милосердия дали следующие результаты: проститутками из-за лени стали 40 процентов опрошенных, 19 - посчитали это занятие более легким, чем любой другой труд, еще 20 ответили, что такая жизнь им просто нравится и лишь 10 процентов пришли в профессию по нужде.

Интересны и данные канцелярии Пензенского дома губернатора, которые пестрят прошениями несчастных сельских обывателей о содействии в возвращении блудных жен, которые с первого же года замужества начинали изменять своим мужьям, а потом и вовсе уходили жить в публичные дома, хотя у их супругов имелось достаточно денег для достойного содержания семьи. Таким образом, второй корень зла заключается в личности самой женщины.

Проституция вследствие войн и революций

Традиционная модель семейно-брачных отношений в России к началу ХХ века сильно трансформировалась в сторону уменьшения уровня брачности, особенно среди городского населения. В конце ХХ века вне брака оставались 11 процентов мужчин и 12 процентов женщин, живших в городах. В столице этот показатель соответственно был ещё выше: 13-15 и 19-20 процентов.

Ученые отметили и еще один любопытный факт: во время великих исторических поворотов и социальных бедствий уровень проституции резко возрастает. Показательны в этом отношении годы Русско-японской, Первой мировой войны и революции 1905-1907 гг. В эти годы царствовала тайная проституция - бесконтрольная и нерегистрируемая. Однако факт есть факт: мобилизация и концентрация огромного числа мужчин, вырванных из дома, атмосфера всеобщей истерии и разнузданности делали свое дело.

Вместе с ростом "черного рынка" любви росло и число венерических больных. Страшную статистику приводит М. Шиперович: в 1910 г. среди 666 (даже число дьявольское!) поднадзорных проституток столицы 33,7 процентов были больны сифилисом, а в 1914 году этот показатель составил уже 50 процентов.

Свободный и тайный "рынок любви"

В царской России существовали две формы проституции: официально признанная (легальная, поднадзорная) и тайная, т. е. безнадзорная или "гражданская". Первая находилась под контролем государства и подлежала учету, вторая носила творческий и самодеятельный характер. Однако "рынок черной любви" закрывал своими масштабами все легальные "дома любви". По уровню дохода и статуса в обществе также как и во всем соблюдалась иерархия: высшая (аристократическая), средняя (мещанская) и низшая (панельная). Сами же проститутки делились на "билетных" (пребывающие в домах терпимости, отбирая паспорт, и выдавали свидетельство "желтый билет") и "бланковых" или одиночек - бродячие, квартирные, в общем строившие свой бизнес самостоятельно.

Начало государственному признанию и регламентации деятельности публичных домов было положено в 1843 г. министром внутренних дел графом Перовским, который хотел со временем сосредоточить всех проституток в борделях. К этому административный аппарат стремился вплоть до 1917 года. А в 1844 году были изданы даже "Правила для содержания борделей", регламентировавшие вплоть до мельчайших деталей порядок организации и правила работы последних, поведение их обитательниц в общественных местах и т. д.

В частности, было в 1861 году было регламентировано место размещения борделей - не ближе чем 150 саженей (около 300 м) от церквей, училищ и школ.

Из "Правил содержательницам борделей", утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Цена платы "за любовь"

В конце XIX - начале XX вв. существовало три типа публичных домов: дорогие бордели с модной мебелью, паркетными полами, зеркальными стенами и потолками (интерьеру соответствовали и женщины, рассчитанные на состоятельных клиентов), многочисленные и вариабельные по убранству и цене дома для потребителей среднего класса (мелкие чиновники, студенты, купечество средней руки, кадеты и младшие офицеры) и убогие, дешевые дома для бедного люда (солдаты, бродяги, рабочие и проч.).

Плата за сексуслуги в подобных легальных притонах разврата существенно разнилась в зависимости от ранга заведения. К примеру, в фешенебельных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга с посетителя взимались 3-5 рублей за сеанс, 5-15 руб. за ночь и 10-25 руб. за обслуживание клиента на дому, тогда как в провинции соответствующие показатели равнялись 1-3 руб., 1-5 руб., 3-10 руб.

Гораздо скромнее была плата в "средних" домах терпимости: от 1-2 руб. "за время" до 3-7 руб. за выезд на дом, в провинции: от 0,5 руб. до 5 руб. В дешевых публичных домах мегаполисов и периферии за разовое посещение проститутки брали от 20 до 50 коп. Здесь заработок шел уже не от качества, а от количества: проституткам приходилось обслуживать за ночь до 50 человек, причем в предпраздничные и праздничные дни наплыв клиентов требовал "двойного удара". Инфляции на перечисленные услуги не было, начиная с 70-х гг. ХIХ вв.

Вплоть до начала XVIII века куртизанки в России были на вольных хлебах. Первым самодержцем, который ввел закон

Дамы в желтом. Легализованная проституция в Российской империи

 13:15 26 мая 2017

Вплоть до начала XVIII века куртизанки в России были на вольных хлебах. Первым самодержцем, который ввел законодательные ограничения, стал Петр I. Он повелел закрыть все публичные дома, расположенные на расстоянии пушечного выстрела от войсковых казарм, а девок, которых застали в компании солдат, отправлять на каторгу. Позднее по распоряжению Екатерины Великой держателей борделей стали сажать за решетку, а при Павле I проституток из Москвы и Петербурга ссылали в Иркутск.

Впрочем, все эти драконовские меры, по сути, не имели никакого эффекта. На смену репрессированным жрицам любви прибывали новые провинциалки, подпольные притоны пользовались бешеной популярностью, а французская болезнь оставалась главной заботой военных лекарей. Тогда император Николай I, отчаявшись искоренить эту напасть, в 1840 году легализовал проституцию, установив над представительницами древнейшей профессии строгий надзор.

Осенью 1843 года был учрежден Врачебно-полицейский комитет, ведавший делами по контролю за гулящими. Женщины сдавали паспорт, а взамен получали так называемый заменительный билет, в народе - желтый билет. Он представлял собой книжечку из восьми страниц, на которых были напечатаны правила поведения для публичных женщин, а также указания для содержательниц домов терпимости. Обладательницы желтого билета не имели права заниматься другим ремеслом, а вернуть паспорт было крайне затруднительно.

Из «Правил содержательницам»:

«2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.
8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…
10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними борделя…
20. Содержательница подвергается строгой ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением…
22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.
23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели».

Все бордели делились на три категории. В наиболее «престижных» максимальная плата за ночь составляла около 12 рублей и каждая работница не могла обслуживать более семи человек в сутки. Такие места утопали в шелках, а девушки носили дорогие кольца и браслеты. В домах терпимости средней руки клиенты платили порядка шести рублей. А для бурной ночи в самых низкопробных борделях хватало и 50 копеек. Правда, вместо кроватей были соломенные настилы. Вне зависимости от категории все увеселительные заведения такого рода запрещено было украшать портретами царственных особ.

В дополнение к заменительному билету выдавали медицинский билет. С ним проститутки регулярно приходили на осмотр к врачу. В нем же ставили отметки об уплате госпошлины.

В 1903 году минимальный возраст для занятия проституцией подняли до 21 года. К тому моменту в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, притом что в 1889 году их было вдвое меньше. На каждую тысячу жителей Петербурга приходилось более трех куртизанок, в Москве - почти в пять раз больше. Это официальные данные, каковы были реальные цифры, остается только догадываться.

К тому же далеко не все женщины, которые зарабатывали на жизнь собственным телом, имели статус проститутки. «Безбилетные» девки - чаще всего крестьянского происхождения - предлагали свои услуги через объявления в газетах. Они же тысячами приезжали на крупные ярмарки, чтобы развлекать богатых купцов.

Куда более серьезную конкуренцию штатным куртизанкам составляли девушки, работавшие в театре. Зачастую в их контрактах прописывалась обязанность «ужинать» с гостями по окончании спектакля. Для проведения таких ужинов во многих кабаре сооружали уединенные кабинеты.

Наконец, особую касту составляли содержанки. Их за глаза называли камелиями, ассоциируя с героиней романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Кокотки, как правило, были иностранками и вели буржуазный образ жизни. «Встают они поздно, - отмечал анонимный автор «Очерка проституции в Петербурге», - катаются по Невскому в каретах и выставляют себя напоказ во французском театре».

В целом общество относилось к проституткам хоть и высокомерно, но не уничижительно. Многие понимали, что женщины продают свое тело не от хорошей жизни. Некоторые писатели, такие как Горький, Куприн, Андреев, в известной степени даже романтизировали эту профессию. Все изменилось после Октябрьской революции, когда советская власть запретила проституцию.