2 функции административного права понятие виды. Функции и принципы административного права


АП – ч публ права и в странах ром-герм правовой семьи. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Характерной особенностью А.п. РФ является регулирование им одновременно материальных и процессуальных отношений.

Особенности АП в правовой сис-ме РФ:

1. АП – отрасль одновременно регулятивная и охранительная

2. АП – отрасль и мат и процесс

3. АПП (как ч АП) обслуживает и иные отрасли права (налоговое, экологическое, земельное, фин, ГП…)

4. АП вкл в себя зак-во РФ и субъектов РФ, т.к. согл п.К ч.1 ст. 72 КРФ нах в совм ведении

5. АП охватывает как деят-ть ИВ, так и деят-ть суд власти (в ч разрешения споров, вытекающих из деят-ти Г администрации – адм отв-ть). !!! защита прав гр-н и орг-ций в их взаимоотношениях с публ властью

6. АП – право и законодательное и подзаконное!

7. АП – фундаментальная отрасль рос права

Место АП в системе др отраслей росс права:

Наиболее тесно АП взаимоно с КП. И задача АП – обеспечить реализацию Конст норм и принципов в отношениях, связанных с взаимодействием граждан и орг-ий с Испол Властью. Задача АП – обеспечить, чтобы Конст нормы не превратились в фикцию на уровне их реального исполнения. С иными фунд отраслями мат права АП вз-ет опосредованно. УП – разгр У и А отв-ти. ГП – обеспечение предпр деят-ти, част возмещения вреда и закупки д\Г и муницип нужд. Судебный процесс — вз-ие плотное. УПП – не вз-ет. ГПП и Арб.процесс- АП вз-ет,когда соотв суды рассм споры, связанные с защитой прав и зак инт гр-ан и орг-ций от незак действий и решений + рассматривая споры, связ с прим адм отв-ти. С комплексными отраслями АП вз-ет предоставляя им инструментарий принятия решений в соотв сфере деят-ти.

Принципы АП:

1. Общеправовые принципы

Обеспечение публичного интереса

3. Подзаконный хар-р деят-ти субъектов АП:

a. Субъекты АП д действовать в соотв с з-ном

b. Субъекты АП В своей деят-ти к.п. руководствуются подзак актами

4. Иерархичность и подотчётность (ОИВ образуют иерархич сис-му)

5. Специализация. В отличие от парламента и суд сис-мы ОИВ узко специализированы и решают т те задачи,кот прямо отнесены к их предметам ведения.

6. Оперативность. С учётом кол-ва решаемых задач ОИВ д действовать не т качественно, но и быстро. Д искать баланс м\у качеством и скоростью.

7. Процедурная гарантированность объективного анализа и решения управленческих дел.

Особенности АП:

1. У АП нет 1-го основополагающего акта

2. Некодифицированная отрасль

3. АП некодифицируемо в принципе (по отд элементам м)

4. Фундаментальная отрасль

5. АП – право правоприменителей без юр образования

6. Его нельзя изменить, просто поменяв нормативную основу – нельзя приняв новый акт коренным образом изменить отношения

7. АП обслуживает деят-ть исполнит власти – самой большой и самой сложно организованной → на особенности АП оказывает влияние специфика исполнит власти.

Функции АП : 1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

1.2. Функции и принципы административного права

Функция, т.е. направление, роль, назначение деятельности, - категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права, позволяющая определить внешние свойства данной отрасли права.

Рассматривая функции административного права, следует обратить внимание на соотношение функций государственного управления и государственного регулирования.

По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий.

Функции и принципы административного права

А ведь именно это же характеризует и государственное управление.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

Управляя, государство регулирует, а регулируя - управляет.

Выделяют следующие функции административного права:

1)правоисполнителъная, следующая из того, что административное право - это юридическая форма реализации исполнительной власти;

2)правотворческая, выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3)организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

4)координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5) правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

Принципы административного права - это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права.

К числу основных принципов относятся.

1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни об щества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер адми нистративного принуждения в связи с административным правонарушением , установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

5.Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Функции административного права

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 64Следующая ⇒

Подфункциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Функции административного права нельзя отождествлять с функциями государственного управления или функциями исполнительной власти . Ведь система административно-правового регулирования направлена на регламентацию порядков и процедур , действующих в сфере государственного управления.

Лекция 1. Административное право как отрасль права

Административное право устанавливает также правовой статус всех участников отношений в сфере публичного управления, а также способы защиты прав, свобод и законных интересов субъектов административно-правовых правоотношений. Следовательно, административное право включает перечень специальных способов регламентации как материальных, так и административно-процедурных правоотношений, возникающих в сфере публичного управления, а также организации и функционирования исполнительной власти. Цели административно-правового регулирования и цели осуществления функций публичного управления и исполнительной власти принципиально различаются, хотя и между ними можно найти определенное сходство.

Функции административного права дают ответ на вопрос: какие нормативно установленные возможности предоставляются субъектам административно-правовых отношений для реализации их правового статуса и каковы пределы свободы , возможностей и ограничений у соответствующих участников административно-правовых отношений.

В теории административного права рассматриваются также организационно-структурная (иногда её называют функционально-регулятивная) и конфликтно-охранительная (иногда её называют публично-охранительная) функции административного права. Ю.А. Тихомиров считает, что в современных условиях административное право призвано выполнять следующие функции: 1) организация и осуществление государственного управления; 2) государственное регулирование; 3) защита публичных интересов; 4) самореализация прав граждан в сфере государственного управления. Указанные функции в большей мере раскрывают задачи и практическое назначение административного права: установить порядок государственного управления, обеспечить удовлетворение публичных интересов, дать возможность осуществлению прав граждан в области государственного управления, создать механизм государственного регулирования.

С учетом основной структуры Общего административного права (т.е. организация и функционирование государственного управления, процесс управления (управленческий процесс), различные формы управленческих действий, административно-правовые акты, судебная защита прав и свобод человека, административно-юрисдикционный процесс) можно выделить две основные функции административного права:регулятивную и охранительную. Таким образом, в этих функциях административного права проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется с целью решения задач исполнительной власти.

1. Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется не только в сфере установления материально-правовых отношений, но и в области процессуального регулирования отношений, возникающих по поводу управления и его главнейших элементов. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.

Потенциал регулятивной функции административного права наиболее полно реализуется посредством таких её видовых функций, как организационная, исполнительная, разрешительная, нормотворческая (правоустановительная), контрольно-надзорная.

Организационная функция административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.

Исполнительная функция способствует реализации субъектами административно-правовых отношений установленного за ними правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.

Разрешительная функция административного права проявляется в системе устанавливаемых им разрешительных административно-правовых режимов , т.е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществляться в должном объеме такой функции государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определения соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.

Нормотворческая функция административного права производна от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основывается на положения законодательных актов. Этим достигается цель правомерного, т.е. соответствующего принципу законности , нормативного правового регулирования в сфере осуществления исполнительной власти.

Контрольно-надзорная функция административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующим региональными органами государственной исполнительной власти.

2. Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

3. Обеспечивающая функция административного права выражается в деятельности административных органов и судов по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной исполнительной власти, действия или бездействия государственных государственных или муниципальных служащих, а также должностных лиц (административное судопроизводство ). Реализация этой функции основывается на содержащихся в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ процессуальных механизмах и производствах, а также на определенных правовыми актами административных процедурах осуществления государственных функций, взаимодействия государственных органов, урегулирования административно-правовых споров.

§ 4. Наука административного права и учебная дисциплина

Создание основ административного права является исключительной заслугой административно-правовой науки, которая на определенном историческом отрезке выделилась из науки об управлении в самостоятельную дисциплину.Наука административного права это теоретические положения и методологические основы, обеспечивающие процесс изучения, исследования, анализа и разработки предложений, рекомендаций и концепций по вопросам правового регулирования отношений в области организации и функционирования публичного управления.

Наука административного права, являющаяся частью науки публичного права, — одна из самых молодых наук. Как самостоятельная область научного познания она берет свое начало в теории разделения властей и в теории правового государства. Наука об управлении в XVII в. развивалась прежде всего каккамеральная иполицейская наука.

Наука об управлении — это систематическое учение об организации и деятельности публичного управления. Самостоятельной частью управленческой науки является система научных взглядов и представлений о правовом аспекте публичного управления.

Пересечение с правовой наукой — особенно с административно-правовой — допускается, когда речь идет о правовых нормах, которые придают общему предмету науки об управлении юридическую оболочку и устанавливают ее правовое содержание. Теоретические положения науки об управлении служат основой административно-правовой науки. Вместе с тем и наука административного права, выделившаяся с течением времени из структуры науки управления, заметно воздействует на последнюю. Наука об управлении, имея собственный арсенал в познании составляющих ее предмет средств, учитывает также методы познания других научных дисциплин, например, науки об организации производства, техники, психологии, социологии, политологии.

В предмет науки управления входит изучение:

вопросов исторического развития управления;

значения, положения и роли управления в современном государстве;

форм и методов управления;

установления новых задач и целей управления;

организации управления в материальном и личностном (анализ проблем публичной службы) аспектах;

сущности управленческих отношений;

реформы и модернизации управления.

В последние годы актуализировались следующие вопросы науки управления реформа публичной службы (качества, необходимые занятым в публичном управлении людям; подготовка и переподготовка административного персонала; формирование руководителей), административная статистика (подготовка, принятие, практическая реализация и правовое оформление управленческих решений), методы управления (особенно координация и повышение политики согласования в системе управления, при принятии решений). Обсуждение этих и многих других вопросов является движущим фактором дальнейшего развития науки управления.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Позитивно (илидогматически )административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право.

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права, а именно его Общей и Особенной части. В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на Общую (правовые источники, место, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и Особенную (публичная служба, полицейское право, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное, финансовое и налоговое право, право зашиты окружающей природной среды) части.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.

Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности и пр.) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия «административно-правовых» законодательных актов, «правотворчество» самих органов государственного управления.

Теоретической основой науки административного права служат как другие науки (философия; наука социального и государственного управления; общая теория государства и права; политология и социология), так и научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и «административного правотворчества» органов исполнительной власти (например, постановления о системе органов исполнительной власти и их структуре). Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного права способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изученияпрактической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.

Система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм, правовых институтов и подотраслей административного права и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Административное право важнейший университетский учебный курс . Административное право РФ как учебный курс включается в себя основные темы, которые изучаются студентами в определенной последовательности, которая обеспечивает познание не только содержания административно-правовых институтов, но и познание взаимодействия и взаимозависимости административно-правовых норм. Административное право изучается в высших учебных заведения не только в единого учебного курса «Административное право», но посредством специальных учебных курсов, например: «Государственная служба (служебное право)», «Правовые акты управления», «Административная ответственность», «Административная юстиция», «Административный процесс», «Организация деятельности органов внутренних дел (полицейское право)», «Административно-правовые основы государственного управления». Административное право как учебная дисциплина требует в настоящее время разработки новых подходов к её преподаванию в вузах главным образом из-за существенного увеличения объема административно-правового регулирования, и как следствие этого, изменения и укрупнения административно-правового учебного материала.

В западноевропейских государствах в общем объеме правовых знаний административному праву принадлежит ведущее место. Эта отрасль права разрослась до таких масштабов, что перестала укладываться в краткие учебники — потребовалось издание курсов и многотомных справочников. Административное право западноевропейских государств (например, Германии или Франции) – «действенное средство поддержания национального единства и сплоченности», которое подчиняет единым нормам поведения и контроля все структурные единицы общества.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Несмотря на масштабную разработку базовых теоретических понятий в науке административного права, учёные до сих пор не пришли к единому мнению относительно функций этой отрасли. Функции административного права можно определить как приоритетные направления воздействия норм отрасли на общественные отношения. Понимание этих направлений даст представление о месте административного права в системе общественных отношений в целом. Также стоит обратить своё внимание на то, что собой представляет

Регулятивная функция административного права

Такая конкретизация порождает массу вопросов. Например, основы правового статуса высших государственных органов регулируются конституционным правом. В Основном законе РФ можно найти основные права и обязанности Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ. Следовательно, функция организации государственного управления присуща административному праву лишь отчасти.

Правильнее будет говорить о наличии определённых видов деятельности субъектов административного права, в рамках которых раскрывается регулятивная функция этой отрасли . Так, наряду с государственным регулированием и организацией государственного управления, можно выделить нормотворческую деятельность, которая заключается в издании административно-правовых актов органами исполнительной власти на различных уровнях в рамках их компетенции.

Возможно вас также сможет заинтересовать информация о том, что собой представляет и каково соотношение понятий.

Кратко про охранительную

Её можно определить как побуждение граждан, юридических лиц, работников государственных органов соблюдать правовые предписания, воздерживаться от нарушения норм законодательства. Реализация рассматриваемой функции достигается через закрепление в нормативных актах негативных последствий для нарушителей.

Наиболее мягкое проявление охранительной функции – принуждение субъектов к определённым действиям. Например, гражданин, который приобрёл автомобиль, обязан поставить его на учёт. Государство предписывает человеку совершить определённый перечень действий, чтобы в будущем было проще контролировать соблюдение им требований закона.

Отдельно следует упомянуть межотраслевой институт административной ответственности. Именно посредством санкций статей КоАП РФ, предусматривающих негативные последствия для нарушителей, защищаются нормы практически всех отраслей права. Только гражданское право и уголовное имеют собственные виды ответственности. а вот что собой представляет принцип законности в административном праве, можно прочесть

Например, если собственник квартиры произвёл самовольную перепланировку, то к нему будет применена статья 7.21 КоАП РФ, которая предусматривает штраф за подобные действия. Хотя правила переустройства жилых объектов недвижимости относятся к жилищному праву.
Охранительная функция реализуется через контрольно-надзорную деятельность уполномоченных государственных органов, которые следят за соблюдением требований законодательства в различных сферах.

А вот какие бывают виды норм административного права и что собой представляет та или иная норма, можно прочесть

Для исполнения своих обязанностей должностные лица наделены полномочиями по привлечению к ответственности виновных лиц и изданию управленческих актов для пресечения противоправной деятельности.

В качестве примера можно привести работу ГИБДД. Если инспектор обнаруживает нарушение правил дорожного движения, то он не только начинает административный процесс с целью наложения взыскания на водителя, но и требует от участника дорожного движения впредь действовать в рамках закона.

Также стоит остановиться на таком вопросе, как

Понятие обеспечивающей функции и какие задачи она выполняет

Старилов Ю.Н. и Россинский Б.В. склоняются к тому, что в административном праве выделилась обеспечивающая функция. Она заключается в деятельности заинтересованных лиц, которые обращаются в суды или в вышестоящие инстанции для того, чтобы:

  • обжаловать правовые акты органов исполнительной власти.
  • опротестовать действие или бездействие должностного лица
  • оспорить законность принятого нормативного акта

То есть, по мнению авторов, административно-правовые споры являются одним из механизмов достижения целей данной отрасли права, то есть выполняют важную задачу.

Батычко В.Т. придерживается другой позиции при определении функций административного права. Он выделяет следующие:

  • Правоисполнительная , так как основное предназначение рассматриваемой отрасли права – юридическое обеспечение органов исполнительной ветви власти.
  • Правотворческая . Она выражается в том, что государственным исполнительным структурам даны полномочия по изданию нормативных правовых актов.
  • Организационная , которая определяется организационно-правовым характером государственно-управленческой деятельности.
  • Координационная . Она подразумевает согласование деятельности всех субъектов административного права.
  • Правоохранительная – обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

А вот какие существуют виды юридических фактов в административном праве, можно увидеть

Данный подход не получил достаточной разработки в науке административного права. Так, правоисполнительная функция сливается с правотворческой. Например, основным результатом работы любого министерства является издание нормативного правового акта. В данном случае, невозможно отличить первую функцию от второй.

Также не представляется возможным вычленить нормы, направленные на реализацию организационной функции. Сам характер права как формы организации жизни общества подразумевает наличие определённой системы.

Больше полезной информации касательно функций и особенностей административного права смотрите на видео.

Основные функции административного права

Таким образом, если сказать кратко, в административном праве традиционно выделяют 2 функции – охранительную и регулятивную. Выделение иных направлений воздействия норм административного права не получило должного теоретического обоснования. О функциях и понятии права узнайте в .

Функция административного права представляет собой основное направление административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, через которое проявляются его важнейшие внешние свойства как самостоятельной отрасли российского права.

Обычно выделяют две основные правовые функции: организационно-структурную и конфликтно-охранительную.

Под организационно-структурной функцией предлагается понимать определение с помощью правовых норм организационной структуры и порядка деятельности, распределения компетенции и организации работы государственных органов, порядка функционирования иных государственных и негосударственных формирований.

По существу речь идет об организационной функции права. Однако, как представляется, в данном случае несколько смещены акценты, т.е. общеправовая регулятивная функция, определяемая сущностью права как регулятора общественных отношений, «урезана» и сведена до уровня организационной функции управления. Регулятивный же характер вообще при этом не выдвинут на первые позиции.

Конфликтно-охранительная функция административного права связывается с установлением правил рассмотрения и разрешения конфликтов между участниками управленческих общественных отношений, а также с охраной общества от правонарушений.

Таким образом, получается, что право влияет лишь на организацию государственных органов и общественных формирований и ни охрану общественных отношений в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Что касается видовой классификации функций административного права, то наиболее часто выделяют такие: организация и осуществление государственного управления; государственное регулирование; защита публичных интересов; «самореализация» нрав граждан в сфере государственного управления.

Все это объединяется в качестве «мощного императивно-регулирующего потенциала» административного права.

Встречаются и иные варианты классификации функций административного права, но и в них наблюдается отсутствие методологической определенности: функции административного права «перемешиваются» с функциями исполнительной власти (регулятивно-управленческие функции исполнительной власти).

Итак, в полном соответствии с целями и содержанием процесса реализации исполнительной власти в ходе практической государственно-управленческой деятельности роль административного права как регулятора управленческих общественных отношений проявляется в:

а) правоисполнительной функции, соответствующей назначению административного права как юридической формы реализации исполнительной власти; административное право обеспечивает свойственными ему юридическими средствами (методами) проведение в жизнь (исполнение) требований действующего российского законодательства;

б) правотворческой (правоустановительной) функции. Субъекты исполнительной власти соответственно наделяются полномочиями самостоятельно, но на подзаконной основе, «творить» административно-правовые нормы. Главное, что необходимо при этом учитывать: административное нормотворчество производно от правоисполнительной функции административного права и служит ее интересам.

Так, Правительство РФ -- высший орган исполнительной власти -- издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

в) организационной функции, полностью соответствующей организационному (организующему) характеру государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.

В данном случае внимание акцентируется на организационно-структурных и организационно-функциональных аспектах административно-правового регулирования (нормативное обеспечение структуры и системы механизма реализации исполнительной власти и т.п.);

г) координационной функции, имеющей своим назначением обеспечение эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного Управления;

д)правоохранительной функции, обеспечивающей соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима и защиту законных прав и интересов участников регулируемых общественных отношений.

В этих целях регламентируют контрольно-надзорные полномочия, а также применение в интересах правозащиты мер административного принуждения.

В месте с тем, данная функция административного права служит интересам правовой защиты многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями российского права.

Свою роль, находящую выражение в функциях, административное право выполняет, руководствуясь основными принципами, которые, во-первых, являются проявлением общеправовых принципов, свойственных российской правовой системе, и, во-вторых, учитывают специфику правового регулирования процесса практической реализации исполнительной власти. Естественно, что основополагающее значение при этом имеют принципы конституционного характера. Итак, основные принципы административного права.

Важнейшее значение при их вычленении и характеристике имеют соответствующие конституционные установления. И на первый план закономерно выдвигаются закрепленные в Конституции РФ 1993 г. общедемократические начала, органически связанные с провозглашением России правовым государством (ст. 1). В числе подобных принципов тот, который закреплен в ст. 2 Конституции РФ, утвердившей, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Будет вполне обоснованным вывод о том, что эта обязанность в равной мере относится и к праву как важнейшему средству реализации государственной власти.

Принцип законности предполагает, что субъекты исполнительной власти (органы и должностные лица) при применении норм административного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Соответственно административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страны и ее законодательству (ст. 15).

Применительно к административному праву принцип законности означает также и определенный порядок взаимоотношений между субъектами исполнительной власти и гражданами и иными участниками регулируемых управленческих отношений. Соответственно требования этого принципа распространяются на совершаемые в сфере реализации исполнительной власти действия граждан, государственных и негосударственных формирований (например, общественных объединений, коммерческих структур и т.п.).

Принципу законности не соответствуют многие явления, имеющие, к сожалению, место в практической государственно-управленческой деятельности и не изжитые до сих пор, несмотря на обширную систему контроля и надзора. Наиболее показательны в этом смысле не всегда соответствующие действующему законодательству ведомственные нормативные правовые акты, а также установленные на уровне субъектов РФ административно-правовые нормы, противоречащие федеральным нормативным правовым актам, включая федеральные законы.

В определенной мере подобные негативные явления имеют своим основанием неполное законодательное урегулирование ряда жизненно важных общефедеральных проблем, что особенно проявляется в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), действие необновленных нормативных правовых актов, принятых еще в советский период, а потому и не учитывающих существенные изменения в общественных отношениях пореформенного периода жизни российского общества и т.д.

Принцип разделения властей применительно к административному праву получает выражение в обеспечении установленных Конституцией РФ паритетов в процессе правотворчества. Это, в частности, означает недопущение подмены законодательных актов подзаконными нормативными правовыми актами субъектов исполнительной власти, что практически ведет к вторжению исполнительной власти в сферу законодательной власти.

Принцип разделения властей предполагает, как представляется обеспечение разумной по оперативности реакции законодательных органов на законодательную инициативу Правительства РФ. Известны случаи (не однозначные), когда необходимые для эффективной правотворческой деятельности Правительства РФ (и иных федеральных органов исполнительной власти) нормативные правовые акты годами не стимулируют должной законодательной активности (наиболее показательный пример -- история, связанная с обновлением Кодекса РФ об административных правонарушениях 1985 г.).

Из принципа разделения властей вытекает также усиление контроля за законностью управленческих актов нормативного характера со стороны судебной власти. И еще один момент заслуживает внимания. Решения (определения) Конституционного Суда РФ в ряде случаев начинают играть роль источников административного права (при решении спорных вопросов, связанных с установлением соответствия нормативных правовых актов органов исполнительной власти Конституции РФ, а также при толковании Конституции РФ).

Принцип федерализма имеет отношение к административному праву, прежде всего в аспекте соотношения административно-правовых норм федерального и регионального уровня. Решение проблемы связано с разграничением не только предметов ведения (формально они разграничены ст. 72 Конституции РФ). Более принципиальное значение имеет разграничение компетенции, т.е. полномочий в области административного правотворчества в сферах совместного ведения РФ и ее субъектов. Необходимость в »том очевидна, ибо административное и административно-процессуальное право отнесены к совместному ведению, равно как и многие другие области применения норм административного права.

Однако до сих пор отсутствует федеральный закон о разграничении названных полномочий, что приводит к значительным негативным воздействиям на процесс административного правотворчества. В частности, многие субъекты РФ нередко принимают нормативные акты, находящиеся в противоречии с федеральными. Почти постоянно в силу этого не только звучат призывы, но и принимаются решения о необходимости приведения регионального массива административно-правовых норм в соответствие с федеральным законодательством.

Принцип гласности означает, что применяемые в порядке административно-правового регулирования общественных отношений нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, не подлежат применению, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. Так, акты Правительства РФ при необходимости широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. В процессе формирования норм административного права создаются необходимые возможности для выражения и учета мнения граждан и общественных объединений.

Таким образом, обеспечивается открытость деятельности субъектов исполнительной власти по административному правотворчеству, доступность информации общественного звучания, а также затрагивающей субъективные интересы граждан (ст. 15, 29 Конституции РФ).

Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает, что любое нарушение требований административно-правовых норм влечет за собой реальное наступление негативных последствий в виде применения к виновным соответствующих мер юридической ответственности.

Ответственность взаимна, отвечает не только гражданин, юридическое лицо, должностное лиц, совершившее административное правонарушение, но и государство в лице органов исполнительной власти (должностных лиц) за неисполнение своих обязанностей перед гражданами (дисциплинарная ответственность государственных служащих). Фактически с наибольшей полнотой урегулирована административная ответственность физических и юридических лиц и, касается ответственности исполнительных органов, то она предполагается в качестве «позитивной».

Это означает, что ответственность подразумевается не в качестве наказания за совершение правонарушения («негативная», или «ретроспективная» ответственность). Основания ее иные: общая установка, суть которой состоит в том, что на данный орган законом возложено осуществление тех или иных функций по руководству в той или иной сфере государственной деятельности, за состояние чего он отвечает.

Как отрасль права административное право обладает рядом функций. Эти функции определяются назначением административного права как регулятора общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Правоисполнителъная функция определяется тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти. Правотворческая функция определяется наделением субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. Правоохранительная функция обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления как правопорядка, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, базируется на определенных принципах, определяемых его предметом. Основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции. Важнейшим принципом административного права является приоритет личности и ее интересов в жизни общества (ст. 2 Конституции). Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности.

Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяется деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями.

Механизм административно-правового регулирования строится и с учетом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции). Соответственно, важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов РФ в соответствии с нормами федерального законодательства.

К принципам административного права относится и принцип законности. Этот принцип предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать законодательство РФ.

Принципом административного права является и принцип гласности. Этот принцип означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм.

Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

Административное право, как и другие отрасли права, представляет собой систему, состоящую из институтов и норм административного права.

Общая часть административного права устанавливает общие институты административного права, определяющие административное право в системе российского права. К ним относятся предмет и метод административного права, административно-правовые нормы и отношения, субъекты административного права, административно-правовые формы и методы деятельности субъектов государственного управления, административную ответственность, административно-процессуальное право.

Особенная часть административного права определяет организацию государственного управления в различных сферах государственной деятельности - в сферах экономики, социально-культурной, административно-политической.

В рамках указанных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности - промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции и ряда других.

Таким образом, административное право является базисной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества. От эффективности ее осуществления (организации государственного управления) в решающей степени зависит жизнедеятельность государства, гарантированность реализации гражданами прав и свобод.

Соответственно, на системе административного права строится и система учебной дисциплины "Административное право".

Функции административного права

Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Исходя из основной структуры административного права, выделяют две функции: 1) регулятивная; 2) охранительная.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения через установление прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется: 1) в сфере установления материально-правовых отношений; 2) в процессуальном регулировании отношений в управлении. К примеру, правовые нормы устанавливают понятие и виды государственных должностей, права и обязанности госслужащих и т. д.

Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государство административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции может быть применено правовое государственное административное принуждение, меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т. д. Охранительная функция реализуется через соответствующие виды деятельности госорганов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права.

К примеру, госслужащий вправе обратиться в соответствующие госорганы или в суд для разрешения споров, связанных с госслужбой (по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты госслужащего и т. д.).

В литературе выделяют также другие функции административного права:

1) организация и осуществление госуправления;

2) государственное регулирование;

3) защита публичных интересов;

4) самореализация прав граждан в сфере госуправления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 4. Функции инвестиционного права

§ 1.3. Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают,

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

4. Функции уголовного права Социальные ценности, созданные многовековой деятельностью людей, уголовное право (в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами) охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Такова охранительная

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Взаимодействие административного права с другими отраслями права Административное право тесно связано со смежными отраслями права.Разграничение норм конституционного и административного права проводят по их субъектам: первые регулируют организацию и деятельность

Источники и функции административного права Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если содержит административно-правовые нормы

Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права Права граждан в сфере государственного управления делятся на:в зависимости от механизмов реализации: абсолютные права (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их

§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,

§ 6. Социальная ценность и функции права Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его

1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового

4. Функции и цели корпоративного права Каждая отрасль права выполняет в обществе и государстве определенные функции. Функции отрасли права очень важны, поскольку позволяют выявить и изучить направления правового регулирования конкретной отрасли. Функции отрасли тесно

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

10.3 Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить