Американская трагедия краткое. Засурский Я


Год издания книги: 1925

Роман Драйзера «Американская трагедия» увидел свет в ноябре 1925 года. Сюжет произведения отчасти основан на реальных событиях и быстро завоевал популярность среди читателей. По мотивам книги было снято несколько художественных фильмов. Самая известная картина с сюжетом романа Драйзера «Американская трагедия» – фильм «Место под солнцем» 1951 года. А последней экранизацией стал отечественный сериал «Жизнь которой не было», который вышел в 2008 году.

Романа «Американская трагедия» краткое содержание

В Канзас-Сити стоял теплый летний вечер. Кто-то спешил с работы домой, кто-то прогуливался, наслаждаясь спокойствием города. Как вот из-за угла на одну из центральных улиц повернула одна семья. Во главе шел, конечно же, глава семейства по имени Эйса Грифитс. Рядом с ним уверенно шагала его супруга, которая вела за руку семилетнего сына. За ними плелись еще три ребенка – две девочки, пятнадцати и девяти лет и двенадцатилетний мальчик. Последнего звали Клайд. Его абсолютно не нравилось то, что устроили его родители, и его лицо выдавало его огромное нежелание находиться сейчас в этом месте. Тем временем миссис Грифитс напомнила всем, ради чего они пришли – целью семьи было раздать как можно больше религиозных листовок. В последнее время они так увлеклись служению Богу, что превратили это в свою работу, которая, увы, не приносила доход. Часто Грифитсов можно было увидеть раздающими различные листовки на улицах города. Они призывали прохожих посещать церковь, спасая тем самым свои грешные души.

И только двенадцатилетний Клайд испытывал от всей этой затеи огромное смущение. Он никому не признавался, но ему часто становилось стыдно за то, чем занимаются его родители – в школе и во дворе мальчишки часто дразнили юного Грифитса. Даже сегодня некоторые прохожие заметили, что мальчик испытывает огромный дискомфорт от подобной ситуации. Он не хотел принимать участие в религиозных акциях – мальчик мечтал найти дело своей жизни, выбиться в люди и заработать побольше денег. С самого раннего возраста Клайд отличался сообразительностью и пытливостью. Но ему в корне не нравилось «призвание» родителей. Единственное, что, по его мнению, было положительным в его родовом дереве – богатый дядя Сэмюэл, проживающий на Востоке штата.

В возрасте пятнадцати лет Клайд решил найти работу. Уже тогда он понимал, что в жизни ему необходимо рассчитывать исключительно на себя. Однако заниматься простым физическим трудом юноша не желал. Он считал это ниже своего достоинства. Все, чем занимался Клайд все это время, – это лишь рассуждения о том, как ему не повезло родиться в бедной семье и как тяжело ему теперь будет добиться чего-то в жизни.

Если роман Драйзера «Американская трагедия» скачать, то узнаем, что как-то раз, вернувшись домой семья Грифитсов заметила, что Эстер, старшая сестра Клайда не явилась к ужину. Прошло несколько часов перед тем, как Эйса вышел на поиски дочери. Которые, впрочем, оказались безрезультатными. Спустя несколько часов Грифитсам удалось найти записку от Эстер. Из нее стало ясно, что девушка сбежала из отчего дома с каким-то актером. Семья решила скрыть эту новость от всех знакомых и продолжать жить, будто ничего не случилось. Но Клайд, вдохновившись смелым поступком сестры, решил также начать менять свою жизнь. Он устроился на работу в аптеке, где помогал продавцу содовой, а через какое-то время стал рассыльным в одной из местных гостиниц. Зарплата там была небольшая, однако юноша мог неплохо заработать, получая щедрые чаевые.

Клайд гордился собой. Благодаря своей работе он не только мог покупать себе хорошую новую одежду, но и делал вклад в общий бюджет семьи. К тому же ему удавалось еще и откладывать определенную сумму на будущее. Его мечты становились все более смелыми, ежедневно юноша заводил новые знакомства с интересными людьми и, казалось, теперь весь мир открыт перед ним. Уже в первые дни работы Клайд знал все сплетни о постояльцах – богатых мужчинах и их привлекательных спутницах. Сотрудники гостиницы отнеслись к молодому человеку дружелюбно, и он наконец почувствовал себя на своем месте. Коллеги часто собирались вместе и устраивали вечеринки с громкой музыкой и алкоголем. Какое-то врем Клайд противился такому образу жизни, однако, когда друзья позвали его на ужин к Фрисселу, он решил согласиться. Молодой человек побаивался того, как могут отреагировать родители на то, что он поздно вернется домой, но уходить раньше времени и расстраивать компанию ему не хотелось. Именно в тот вечер Клайд впервые попробовал алкоголь и провел ночь с девушкой.

Позже он познакомился с одной прекрасной особой по имени Грета. Она заинтересовала главного героя своей задорностью и веселым нравом еще с первых минут общения. Но тут внезапно в разговор вмешалась приятельница Греты – Гортензия. Она во что бы то ни стало хотела отбить молодого человека у своей подруги и к концу вечера ей это удалось. Клайд и Гортензия договорились встретиться на следующий день. Молодой человек повел избранницу в шикарный дорогой ресторан, а после они отправились в театр. Все это время юноша гордился тем, что смог организовать такое свидание. И с каждой секундой он все больше и больше увлекался Гортензией, в то время как девушка, казалось, абсолютно не испытывала к нему интереса. Чтобы добиться ее расположения, Грифитс дарил девушке все, что она пожелает: украшения, духи, красивые дорогие наряды. Но это никак не трогало сердце юной Гортензии.

Как-то раз мать Клайда попросила у него помочь ей собрать сто долларов. Молодой человек сильно удивился такой просьбе, потому как знал, что для его семьи это огромные деньги. Он попытался узнать, зачем ей такая сумма, однако миссис Грифитс не желала отвечать. Сдав некоторые драгоценности в ломбард и одолжив у знакомых немного денег, семье удалось собрать нужную сумму. Клайду было очень интересно, для чего же матери нужны деньги. Однажды он увидел, как она заходит в один из домов, чтобы посмотреть там комнату для аренды. Вечером Клайд пытается выяснить, кому миссис Грифитс хочет снять жилье, однако женщина по-прежнему не признается. Проследив за матерью, юноша выясняет, что в том доме поселилась его сестра Эстер. Мужчина, с которым она сбежала из дома, бросил ее, когда узнал о беременности девушки. А религиозность родителей не позволила им впустить ее обратно в свой дом. Поэтому она вынуждена скрываться по съемным квартирам, в поисках которых ей помогала мама.

Далее в романе «Американская трагедия» Теодор Драйзер читать можем, как Клайд отправился кататься на машине вместе со своими новыми друзьями. После бурного вечера и большого количества выпитого алкоголя молодые люди понимают, что им нужно как можно скорее оказаться в отеле. Но тут погода резко меняется, начинается сильный снегопад, и ехать быстрее не получается. В отчаянных попытках доставить своих друзей вовремя на работу, водитель по имени Спарсер не справляется с управлением и сбивает насмерть маленькую девочку. Клайду и еще нескольким людям удается скрыться еще до приезда полиции. Опасаясь наказания, молодой Грифитс решает полностью сменить место жительства и работу и отправляется прочь из Канзас-Сити.

Проходит не больше трех лет, на протяжении которых Клайд работает под чужим именем и живет довольно непримечательной жизнью. Как-то раз он случайно замечает своего старого знакомого Ретерера. Он также был в той машине несколько лет назад и так же, как и Клайд, скрылся с места преступления. Ретерер говорит, что может устроить друга на знакомую ему должность – ему придется работать рассыльным в одном из клубов. Там в один из вечеров Клайд знакомиться со своим далеким родственником – тем самым богатым дядей, который имеет собственную фабрику. Как в книге эта встреча в корне меняет жизнь главного героя. Сэмюэл проявляет искреннюю доброжелательность к племяннику и говорит, что сможет подыскать ему место в своем бизнесе. И, хотя Клайд не хотел бросать свою новую работу, он понимал, что тесное общение с дядей подарит ему много связей с влиятельными людьми.

Единственным, кто не был рад такой затее, был сын Сэмюэла. С самого начала Гилберт видел в своем двоюродном брате то, что не хотел замечать его отец – желание разбогатеть любым путем. Не имея желания перечить отцу, он устраивает Клайда на одну из самых тяжелых работ, которая к тому же не приносит большого дохода. Однако юный Грифитс хватается за любую возможность. Он настолько безупречно выполняет свою работу, что уже через пару месяцев Сэмюэл подумывает повысить его в должности.

Постепенно из романа «Американская трагедия» Теодора Драйзера становиться известно, что Клайд начинает проводить время в кругу общения своего дяди. Его часто приглашают на званые обеды, где знакомят с другими довольно обеспеченными родственниками и друзьями. В один из таких вечеров молодой человек знакомиться с очаровательной Сондрой, которая, к слову, еще и очень богата. Девушка заинтересовалась Клайдом, однако их общение не продлилось долго.

Проходит время и Гилберт, поддавшись на уговоры отца, находит Грифитсу работу попрестижнее. Из маленькой подвальной комнаты его переводят в офис. Там он знакомиться с молодой и красивой девушкой по имени Роберта. Их общение долго не выходит за рамки дружбы, поскольку любые любовные связи между сотрудниками сразу же наказываются увольнением. Но молодых людей тянет друг к другу. Клайд понимает, что Роберта не принадлежит к тому кругу людей, с которыми ему хотелось бы общаться – она не имеет огромных сбережений или богатых родственников. В то время, как Сондра, относящаяся к представителям «золотой молодежи», также проявляет симпатию к юноше.

Клайду приходиться нелегко, однако он понимает, что должен принять окончательное решение. Желание проводить время в кругу состоятельных людей побеждает, и молодой человек выбирает связать свою жизнь с Сондрой. Но тут неожиданно Роберта признается, что беременна от него. Грифитс в растерянности. Он не знает, как ему поступить в этой ситуации и не понимает, что ответить Роберте. Тогда он решает предложить девушке избавиться от еще не рождённого ребенка. Вместе они посещают разнообразных врачей, действия которых, впрочем, не приносят результатов.

Далее в произведении Драйзера «Американская трагедия» читать можем о том, что Клайд осознает, что единственным выходом из сложившейся ситуации является свадьба. Но сам он категорически против такого исхода. Как главный герой романа он понимает, что сейчас на кон поставлена либо любовь, либо карьера. Роберта пребывает в отчаянии. Любовь к молодому человеку толкает ее на шантаж – она говорит Клайду, что расскажет обо всем случившемся старику Сэмюэлу в случае, если свадьба не состоится. Тогда Грифитс просит девушку дать ему две недели, чтобы найти доктора, который согласиться сделать аборт. Если и эта затея провалиться, он обещает Роберте, что жениться на ней и поможет заботиться о ребенке.

Девушка едет к своим родителям, а Клайд растерянно гуляет по городу в надежде найти выход. Тут его взгляд привлекает газетная статья. В ней говориться о том, что на прошлых выходных произошло ужасное событие – перевернулась лодка. В ней находилось двое людей – мужчина и женщина. Спустя несколько дней женщину нашли бездыханной на дне реки, а вот ее спутника так и не удалось найти. В голове у Клайда созревает ужасный и коварный план.

Он приглашает Роберту отправиться с ним на озеро. Уже с самого начала девушка подмечает странное поведение Клайда, однако его слова о том, что после прогулки они наконец смогут обвенчаться, обнадеживают ее. В лодке посреди озера молодой человек оглушает Роберту ударом и скидывает в воду. На все ее крики о спасении он никак не реагирует. В конце концов девушка перестает сопротивляться стихии и идет ко дну.

Однако, не все так гладко было в этой задумке. Местная полиция быстро обнаружила пропажу Роберты, отследила ее местонахождение и нашла тело. И хотя поиски убийцы немного затянулись, следователям все-таки удалось выйти на Клайда. Молодой человек уже имел в своем арсенале много отговорок, способных послужить алиби, но его вину удается доказать. Сэмюэл приходит в ужас. Он не ожидал, что его племянник способен на такой. Желая всеми силами помочь молодому человеку, он нанимает известных адвокатов. После затяжных судебных заседаний Грифитса приговаривают к смертной казни на электрическом стуле. Его родители до последнего пытаются помочь, однако их связей и средств недостаточно для этого.

    Оценил книгу

    Пока koshka_u_okna продолжает фыркать и страдать дочитывает этот роман, я все-таки напишу пару строк, пока мысли еще не собрались в кучку и не устроили митинг.
    Как-то так складывается, что в книжном клубе нам на чтение почти постоянно попадают произведения о выборе, о внутренней борьбе и противоречивости человеческой натуры. Вот и в этот раз первое прочитанное мною у Драйзера произведение дало пищу для размышлений, сравнений и пары непростых вопросов. Не хочу и не буду спойлерить привет вам, Федор Михайлович Достоевский - лишь мысли вслух.

    Можно долго рассуждать о том, что же такое американская трагедия, об обществе, которое само по себе словно яд, о пустом и пропащем поколении молодежи и его ценностях. Но для меня трагедия - это прежде всего безликость и бесчувственность, "тихое зло", жестокость и безразличие, а порой и беспомощность. За весь роман я не встретила ни одного персонажа, который бы понравился, которому бы ты сопереживал и мысленно помогал и советовал. Каждый из представленных нам лиц или могут похвастаться такими "скелетами в шкафу", что мама дорогая, или сражают наповал своей неприветливостью, жестокостью или глупостью. Это трагедия, трагедия человека в обществе - ты можешь нуждаться в помощи, истово ее желать - но она так и не придет. Потому что окружающие слепы.

    Вот перед нами Клайд Грифитс - молодой человек, который ради своей мечты готов был пойти на все. Его можно осуждать, трудно ему сопереживать, но можно попробовать понять, что же именно сыграло роковую роль в жизни этого наивного и пропащего паренька.

    Во-первых, это несомненно его семья и детство, проведенное в атмосфере нищеты, набожности и борьбы со всем мирским. Это та атмосфера, которая сразу заставила Клайда запомнить одну простую истину, которая впиталась в его кровь - "я сделаю что угодно, но только никогда более не буду так жить". Набожная мать, отец-неудачник, сестра, не оправдавшая надежд - все это основа будушего падения.

    Во-вторых, Клайд более чем хочет оказаться среди "золотой молодежи" - модно одеваться, танцевать дни напролет и говорить ни о чем. Роковую власть имеют над ним девушки - пустые, но красивые и богатые, а если есть и умная, но бедная, так это можно совместить. Ему хочется добиться той или иной девушки, носить ее благосклонность словно орден или сапфировые запонки, между тем убивая и ее, и себя, своей страстью и небрежностью в отношениях. При этом Клайдом внезапно так легко играть, так легко купить его "любовь до гроба" за красоту и положение девушки в обществе, что в определенные моменты я начинала яростно скрипеть зубами, тихо ругаться и кричать "Клайд, ты тряпка!".

    И вот в простом и вроде бы по-своему милом пареньке легко уживаются жестокость, самоуверенность, бездна эгоизма и - как ни странно - слабость, трусость и наивность. Появились ли все эти качества в результате отравления обществом "золотой" молодежи или же жили в его душе изначально? Да и есть ли у такого человека душа? Очень сложно судить и очень сложно понять - времена уже совсем не те, равно как и идеалы. Но у каждого из нас есть свои ангелы и демоны, и очень сложно самому себе ответить на вопрос: "Сумеешь ли ты противостоять соблазну пойти самым легким путем?" Я много думала и рассуждала, так и эдак вертела ситуации и эпизоды, но так и не смогла до конца понять, где та самая точка кульминации развития личность, после которой уже не было спасения. Так ли она очевидна?..

    Это роман о трагедии. Трагедии человека и общества, где ценят не личность, а достаток. Где материальные ценности выше ценностей духовных. Это болото, о котором постоянно необходимо помнить и не забывать. Иначе тебя уже не спасет ни религия, ни семья, которая готова отдать за тебя все, ни случай.

    grigorenko19121980

    Оценил книгу

    "Американская трагедия" - мой любимый роман у гениального Драйзера. Читала книгу несколько раз и каждый раз открывала для себя что-то новое. Роман правдивый, откровенный, до боли реалистичный. Несмотря на внушительный объем, книга читается легко и быстро.
    Как же ярко и до боли правдиво в книге показан путь от Американской мечты до Американской трагедии. И путь этот показан через жизнь обыкновенного, можно даже сказать заурядного среднестатистического молодого человека Клайда Грифитса. Клайд, юноша из бедной многодетной семьи уличных проповедников, не чуждый тщеславия, гордости, но лишенный образования, попадает в Ликург, где получает должность на фабрике богатых родственников. Здесь он знакомится и сближается с работницей Робертой Олден, милой скромной девушкой. Однако дочь одного из богачей Ликурга, Сондра Финчли, более чем расположена к Клайду. Еще с детства Клайд стремился к лучшей жизни, мечтал выбиться в люди, подняться по социальной лестнице. И поэтому, естественно, Клайд, не задумываясь, отдает предпочтение Сондре, так как прекрасно понимает, что женитьба на ней - вот он путь к мечте. Но судьба не дремлет - Роберта оказывается беременной от Клайда и всеми правдами и неправдами хочет выйти за него замуж.
    Клайд не собирался жениться на Роберте с начала их знакомства. Встреча же с богатой Сондрой внушила Клайду мысль о возможности вступить в другой, более лучший мир и заставила искать пути отделаться от мешавшей ему Роберты. Их отношения заканчиваются трагически для обоих.

    Уже позже, после того, как я прочитала книгу, я узнала, все, что описано в книге, не плод богатого воображения гениального автора. Драйзер описал преступление, которое действительно произошло в Америке в 1906 году. В процессе работы над книгой Драйзер тщательно изучил все материалы судебного процесса, посетил места, фигурирующие в деле. Он даже побывал в тюрьме для смертников, где общался с осужденными. Наверно, именно поэтому, роман кажется таким чудовищно реалистичным, страшным в своей правдивости и откровенности. Драйзер настолько подробно и тщательно описал в книге обстоятельства трагедии на озере и последующий за этим процесс, что ты сам словно становишься непосредственным наблюдателем и просто не можешь остаться равнодушным.
    Позже Драйзер написал:

    «Я долго раздумывал над этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает все стороны нашей национальной жизни - политику, общество, религию, бизнес, секс,- это была история, столь обычная для любого парня, выросшего в небольшом городе Америки. Это была исключительно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность перед ней».

    Признаюсь, мне было жалко Клайда. Еще в самом начале книги я очень хотела, чтобы у него получилось выбиться в люди, чего-то добиться в жизни. Особенно остро я почувствовала к Клайду жалость после описания показушного судебного процесса над ним. Суд присяжных, признавший Клайда виновным, даже не задумался над тем, что именно сделало его убийцей (пусть в мыслях, но он им был). Судье перед выборами был нужен громкий процесс, где можно блеснуть перед избирателями. Вот почему судья Мейсон придал ему сенсационность, играл на эмоциях толпы, зачитывал интимные письма погибшей, забыв о ее добром имени.

    А ведь этот роман был написан в тот период американской истории, когда все американские журналы и газеты прославляли американский образ жизни, частное предпринимательство, писали, что "Америка - страна равных возможностей для всех", наилучший в мире американский государственных строй.
    Может поэтому "американская трагедия" Драйзера вызвала множество откликов в сердцах рядовых американцев. Как потом писал Драйзер, после выхода романа в свет, он получил множество писем, авторы которых писали "Я мог бы оказаться на месте Клайда Грифитса".

    Если вы еще не читали эту книгу, обязательно прочитайте. Ведь почти век, прошедший после написания книги, ничего не изменил ни в Америке, ни в других странах.

    Америка. Начало двадцатого века. Капитализм. Социальное неравенство. Трагедия... Вам не кажется, что если Америку заменить на Россию, а век двадцатый на двадцать первый, это отразит нынешнюю действительность?
    Наверно, именно поэтому, классика вечна.

    Оценил книгу

    "Пацан к успеху шёл, не получилось, не фартануло или крах американской мечты"

    Одновременно очень простая и очень сложная книга. Вроде бы сюжет - вот он, как на ладони, да и особых стилистических вывертов не наблюдается, но пищи для размышлений предостаточно. Глубина здесь идёт от морально-этической проблематики, нам предлагается оценить героя и его поступки, и здесь всё совсем не очевидно. Попробую вкратце рассказать, как мне видится образ Клайда, его короткая, но яркая жизнь и как он вообще до жизни такой дошёл.

    Во-первых, Клайд, конечно, трус, в этом адвокаты правы. Он просто физически не способен действовать в по-настоящему трудной ситуации из разряда "дерись или беги". Это такой человек, с которым вещи не происходят, а случаются вне зависимости от его на то желания. Клайд плывёт по течению, даже смерть Роберты случилась спонтанно, на его долю оставалось лишь недеяние. Как раз то, что и является пределом для такого слабого и трусливого человека. Это, однако, вовсе не освобождает его от ответственности. Но вот что интересно: будь Клайд более сильной личностью, как бы сложилась история? Тут нужно ещё задуматься об этике, потому как именно соображения этического толка определили бы, куда этот гипотетический "сильный" Клайд приложил бы свои старания. Спланировал бы убийство по-настоящему тщательно? Нашёл бы сговорчивого доктора для аборта? Порвал бы с Робертой сразу же после первого аванса Сондры? А может и вовсе не обратил бы на неё внимания, руководствуясь правилами фирмы?

    В моей системе координат идеальный вариант - попытка стать человеком, который сделал себя сам, подлинная реализация американской мечты. Увлечённый красивой жизнью, Клайд завидует богатым наследникам и как-то забывает, что в начале каждой династии миллионеров стоит простой парень из народа, который сколотил состояние с нуля. В конце концов, это же Америка, страна возможностей, где нет потомственной аристократии, а есть только люди, не упустившие свой шанс. Герой презирает родителей, которые из-за бедности не могли дать ему образования. Но почему бы не начать учиться самому, это же никогда не поздно. Клайд даже мог бы попросить дядю устроить его на какие-нибудь курсы по инженерному делу или бухучёту. Но мечта героя не богатство упорным трудом, а состояние, свалившееся с неба по мановению ока. Делать для этого он ничего не хочет. И ему даже в голову не приходит мысль, что нужно ещё быть достойным образованной и богатой девушки из общества. Честное слово, Джей Гэтсби, которого я раньше считал жалким, в тысячу раз больше мужик, чем Клайд Грифитс.

    И уж тем более этому сопляку не приходит в голову, что существует такая штука, как любовь. В отношениях с женщинами герой руководствовался сначала чисто плотским влечением, что в принципе простительно в его-то возрасте, а потом и вовсе перешёл на вожделение к деньгам, что и вовсе ни в какие ворота не лезет. Я, может быть, старомоден, но считаю, что в отношениях каждый участник должен что-то отдавать другому. Тот же Дик Дайвер, герой ещё одного романа Фицджеральда, с творчеством которого мне всё хочется сравнить этот роман Драйзера, был тоже беден, но зато вытащил жену из мрака безумия. А вот Клайд по сути ничтожество, просто красавчик с хорошими манерами, умеющий держать себя в свете. Но в нём нет внутреннего стержня, силы, которая иногда заставляет уважать даже самых отпетых негодяев. Вот правда, даже если бы он был беспринципным негодяем, по головам идущим к вожделенному богатству, и то выглядел бы достойнее.

    С другой стороны, трусость не преступление. И даже бегство от ответственности за свои поступки не преступление. Так виноват ли Клайд? По справедливости, безусловно, виноват. Я даже склонен вовсе снять с Роберты всякую ответственность за случившееся. Клайд - моральный урод, который даже не может решить, что именно ему нужно, а что только помешает достижению цели. Чёрт его знает, что он сделал бы, когда заполучил наконец деньги. Да и по закону он кругом виноват: по нынешним законам его поступок можно классифицировать минимум как оставление в опасности, а то даже и как убийство по неосторожности. Словом, на электрический стул Клайду прямая дорога и мне его ни капельки не жаль.

    Интересно ещё и отношение автора к религии. С одной стороны, Драйзер не устаёт ссылаться на косность, догматичность религиозных людей. Складывается ощущение, что бедность и религиозность идут рука об руку и характеризуют ограниченных, тупых людей, ведущих совершенно скотское существование. Дилемма тут вот в чём: по уровню мышления и развитию личности Клайд несомненно выше своих родителей, родителей Роберты, присяжных, что судили его. С другой стороны, комплекс моральных императивов, диктуемых религией, мог бы уберечь героя, а то и придать ему сил, как это случилось с его матерью. С этими догматами веры воообще странная штука: то ли ограниченность влечёт за собой повышенную религиозность, то ли наоборот. Получается, что интеллектуальность означает отказ от фундаментализма - Клайд вот ненавидит религию всеми фибрами души. С другой стороны, независимость мышления ещё не гарантирует то, что человек сможет сам сформировать систему ценностей, которая будет этически корректна. В конце вера не помогает Клайду очиститься и стать лучше, она всего-то даёт ему возможность умереть без страха. Был безвольной тряпкой, стал обречённым на убой скотом. В любом случае, религия гарантирует своему адепту всё в некой посмертной реальности и ничего сейчас. Вот, скажем, Роберта, не отступи она от канона веры, осталась бы жива и с незапятнанной репутацией. Но и из нищеты бы так и не выбралась. По-моему, всё упирается в какое-то неуловимое чувство истинности, которое позволит человеку направить свои усилия на достойную цель. Мечта Клайда обернулась трагедией не потому, что он пошёл против господа в сердце своём, а потому, что он и сам не представлял себе, о чём она, его мечта. Даже не так, представлять-то он представлял и даже мечтать умел, но так и не смог понять, что до всякой мечты нужно дорасти. Клайд перепутал мечту с целью, и цель себе выбрал не по росту. И вот сейчас мне кажется, что я сумел наконец сформулировать, как я вижу тот самый критерий, что отделяет личность от скота. Не религия, не законопослушность и даже не таланты и черты характера. Мечты. Не мечтайте о достижимом, и всё будет хорошо.

Краткое содержание «Американской трагедии» довольно нетрудно пересказать, так как произведение отличается несложным сюжетом. Тем не менее глубина наблюдений автора над жизнью современного ему общества одновременно делает пересказ подобного рода непростой задачей. Ведь в своем сочинении писатель поднял сложные вопросы, которые остаются актуальными и для нашего времени, поэтому очень важно при анализе сюжета обозначить хотя бы некоторые из них.

Биография автора

Краткое содержание «Американской трагедии» показывает, что в этом романе отразились события из жизни писателя. Т. Драйзер родился в 1871 году в в простой бедной семье. Из-за нужды он был вынужден постоянно работать, чтобы хоть как-то и прокормить семью. Сложные жизненные обстоятельства, постоянная нужда так и не дали ему возможности получить полноценное образование. Будущий знаменитый романист (как и герой рассматриваемого произведения) перепробовал множество профессий, причем обычно он выполнял черную работу. Тем не менее он сумел год проучиться в университете, где всерьез увлекся литературой. В 1890-х годах он работах репортером в ряде газет, что во многом и определило его литературную карьеру. В 1900 году он дебютировал с романом «Сестра Керри», в котором наметился основной творческий принцип автора: жесткая критика современного В том же духе была написана и знаменитая «Трилогия желания», в которой он охарактеризовал культурную и финансовую жизнь Америки.

Первая часть

Произведение состоит из трех книг, каждая из которых посвящена определенному этапу жизни ее главного героя Клайда Грифитса, молодого, честолюбивого, амбициозного, однако нерешительного и робкого человека, который мечтает выбиться в люди и разбогатеть. Краткое содержание «Американской трагедии» следует начать с описания его жизни в родном городе, которой он недоволен. Юноша мечтал сделать карьеру любыми средствами и для этого он готов на временные неудобства и скромную работу. Так, вначале он устраивается на работу в аптеку, а потом становится низшим служащим в одном из отелей.

Здесь он с головой погружается в новую жизнь. У него заводятся друзья, с которыми герой весело проводит свободное время, развлекаясь в ночных клубах и ресторанах. Юноша неплохо зарабатывает, заводит интрижки с девушками, словом, позволяет себе все то, что было запрещено дома и о чем он так мечтал. Книга «Американская трагедия» довольно точно воспроизводит пуританский быт его семьи, во многом напоминающий те условия, в которых вырос сам писатель. Однако чрезмерное увлечение новой жизнью окончилось трагедией. Во время одной из очередной увеселительной прогулки автомобиль, в котором он находился вместе со своими друзьями, насмерть сбил девочку, и это вынудило Клайда искать иное пристанище.

Работа на фабрике

Краткое содержание «Американской трагедии» отражает особенности сюжета самого произведения: лаконичность повествования, простой язык, подробное воспроизведение реалий современного ему общества. Следующая книга, пожалуй, является кульминацией произведения. Клайд переезжает к своему дяде, который устраивает его на работу в своей фабрике. Этот богатый предприниматель в целом относился к нему благожелательно, однако его семья смотрела на бедного родственника свысока. Так, сын Сэмюэля Грифитса-старшего всячески притесняет своего двоюродного брата, нелестно о нем отзывается, не считает его способным сделать успешную карьеру. Однако дядя симпатизирует племяннику и делает его руководителем цеха, где работают молодые девушки. Одна из них, Роберта Олден, понравилась главному герою, и молодые люди начали встречаться. Однако ситуация изменилась после того, как Клайд оказался вхож в общество «золотой молодежи» благодаря знакомству с дочерью одного богатого предпринимателя Сондрой Финчли.

Светское общество

Пожалуй, ни одно произведение не описывает так подробно и правдиво жизнь в Соединенных Штатах 1920 годов как «Американская трагедия». Роман очень детально и вместе с тем эффектно описывает представителей высшего общества того времени. Сондра - воплощение золотой мечты для главного героя: она богата, молода, красива, избалована. Будучи гордой и самовлюбленной девушкой, она поначалу решила использовать Клайда для того, чтобы досадить одному из своих незадачливых ухажеров, однако постепенно легкомысленное заигрывание сменилось искренним чувством. Грифитс стал проводить с ней много времени и, наконец, понял, что у него есть все шансы жениться на ней и стать полноправным членом того самого высшего светского общества, к которому он так стремился. Но ситуация осложнилась из-за того, что его бывшая возлюбленная оказалась беременной и требовала жениться на ней, угрожая оглаской, которая бы лишила его шансов выбиться в люди.

Роковое решение

Точной психологической зарисовкой персонажей отличается «Американская трагедия». Теодор Драйзер несложным и очень доступным языком передал внутренний мир своего героя, который не сразу решился на убийство своей подруги. Автор мастерски передал его душевные колебания, сомнения, переживания, показывая, что молодой человек оказался неготовым к таким жизненным испытаниям. В самом деле, когда над ним нависла угроза разоблачения, он так и не смог найти другого выхода, кроме как убить мать своего ребенка. Таким образом, писатель показал, как мечта об обеспеченной жизни испортила моральный облик этого поначалу самого обычного неплохого человека.

Последствия

Описанием суда над главным героем завершается последняя часть романа «Американская трагедия». Теодор Драйзер подробно воспроизвел судебный процесс, основываясь на хрониках и документах своего времени, отчего его повествование отличается страшной правдивостью и достоверностью. Читатель узнает, что Клайд после долгих колебаний так и не решился убить Роберту, однако случайная газетная статья о том, как во время речной прогулки одной молодой пары лодка перевернулась, в результате чего женщина погибла, а мужчина исчез, натолкнула его на мысль точно так же поступить с девушкой. На озере, однако, он никак не мог решиться окончательно и лишь случайно столкнул ее в воду. Однако Клайд был точно виноват в том, что не мог девушке выбраться и допустил ее смерть. Он рассчитывал, что обстоятельства этого дела останутся тайной, однако очень амбициозны и активный местный следователь Мейсон, добиваясь своего назначения на пост окружного судьи, очень энергично повел следствие и добился того, что юноша был изобличен и приговорен к смертной казни.

Характеристика Клайда

«Американская трагедия», анализ которой является предметом настоящего обзора, интересна достоверными и правдивыми образами действующих лиц. Главный герой честолюбив не в меру и явно переоценил свои силы, достоинства и возможности. Он никогда не мог удовлетворить среднестатистическим положением обычного служащего, ему все время хотело бо́льшего, отсюда все его беды. Вместе с тем совершенно очевидно, что молодой человек не обладает в достаточной степени ни умом, ни способностями, чтобы за счет личных заслуг и дарований пробиться в жизни. Клайд - самый обычный американец, он неглуп, учтив, у него приятная внешность и привлекательные манеры, но всего этого явно недостаточно для успешной карьеры. Юноша не обладает твердым волевым характером, который бы помог ему в испытаниях, напротив, в критическую минуту он впадает в панку и теряется. Итак, роман «Американская трагедия», главный герой которого стал жертвой собственных честолюбивых устремлений, показал оборотную сторону так называемой золотой мечты поколений того времени.

Другие персонажи

Остальные действующие лица также получились очень правдивыми и достоверными, поскольку сам автор часто сталкивался по жизни с представителями самых разных сословий и профессий, что нашло отражение в его произведении. Он вывел типичные образы богатых преуспевающих фабрикантов и предпринимателей, представителей «золотой молодежи», простых рабочих и бедных служащих. Роман «Американская трагедия», отзывы о котором в целом очень положительны, в художественной форме воспроизвел картину общества второго десятилетия 20 века. Последнее обстоятельство пользователи отмечают как несомненное достоинство произведения, однако вместе с тем оговариваются, что в нем нет ни одного героя, которого можно было назвать безусловно положительным, которому можно было бы переживать и сочувствовать. Многие называют это недостатком романа.

Фильмы

Произведение «Американская трагедия», экранизация которого является заметным явлением в кинематографе, при видимой простоте сюжета является сложной социально-психологической драмой что, к сожалению, не всегда учитывалось создателями кинолент. Первый фильм был снят в 1931 году. Сценарий первоначально написал отечественный режиссер С. Эйзенштейн, и его работа удовлетворила Драйзера. Однако впоследствии, по идеологическим соображениям, текст был написан другим автором, но картина не понравилась самому автору. Наиболее известный фильм, снятый по мотивам произведения, называется «Место под солнцем» (1951 год), который получил несколько премий "Оскар". Итак, одним из наиболее известных произведений и в наши дни остается "Американская трагедия". Роман по-прежнему актуален благодаря тщательному анализу человеческой природы.

Роман “Американская трагедия” был впервые опубликован в 1925 г. За основу сюжета были взяты два похожих убийства девушек в 1906 г.

История начинается в Канзас-Сити, где проживает семья уличного проповедника, воспитывающего своих детей в строгости и вере. Но один из сыновей, Клайд, мечтает вырваться из этой нищеты и унылого существования, жить в роскоши и богатстве. Он бросает учебу и устраивается на работу посыльным в отель «Грин-Дэвидсон», где попадает в мир развлечений, роскоши, доступных женщин.

Жизнь Клайда нарушает один случай: водитель машины, в которой он с друзьями ездил отдыхать, насмерть сбивает девочку. Струсив, юноша бросает все и бежит из родного города.

Вскоре Клайд встречается со своим дядей Сэмюэлом Грифитсом, владеющим крупной фабрикой по производству воротничков. Несмотря на то, что он уже давно не общается с семьей брата, дядя предлагает Клайду самую низкооплачиваемую должность на своей фабрике. Через какое-то время юношу переводят на другую работу, где он знакомится с Робертой Олден, которую соблазняет.

Случайно Клайд знакомится с Сондрой Финчли, дочерью состоятельного промышленника. Девушка вводит его в свой круг общения и очень скоро влюбляется в Клайда и даже подумывает о браке с ним, невзирая на запреты родителей и разницу в социальном статусе.

Неожиданно выясняется, что Роберта, с которой юноша все еще поддерживал отношения, беременна. Нелегальный аборт сделать не удается, и девушка добивается от Клайда обещания жениться на ней.

Клайд попадает в сложную ситуацию. В газете юноша читает о случае с перевернувшейся лодкой, в которой были мужчина и девушка; ее тело нашли, а тело спутника - нет. Клайд долго колеблется, но в итоге, продумав план, приглашает Роберту покататься на лодке. Уже на месте он не смог убить, но, когда девушка хотела сесть к нему поближе, он оттолкнул ее штативом фотоаппарата. Лодка перевернулась. Роберта не умела плавать, но Клайд не помог ей.

Юноша отправляется к Сондре и ее друзьям, где вскоре его арестовывает полиция.

Суд присяжных приговаривает Клайда к казни на электрическом стуле.

Книга “Американская трагедия” - это история не одного человека, а общества в целом, общества, где в первую очередь ценится не личность, духовность, а материальное благосостояние, ради которого можно пойти на многое, даже на преступление.

Картинка или рисунок Драйзер - Американская трагедия

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Приключения Незнайки и его друзей Носова

    Сказка Николая Носова повествует о маленьком чудесном городке, который населяют крохотные человечки. Из-за своего маленького роста они получили ласковое название - коротышки

  • Краткое содержание Айтматов Плаха

    Авдий - был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей

  • Краткое содержание Шварц Дракон

    Произведение написано в форме пьесы. В основном диалоги и немного описания сцен. Начинается сказка с того, что в комнату, где находится кот, заходит случайный прохожий Ланцелот. Беседуя с котом Ланцелот

  • Краткое содержание Платонов Еще мама

    В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике - семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью - Евдокией Алексеевной.

  • Краткое содержание Паустовский Сказочник

Роман «Американская трагедия» был опубликован в 1925-м году. В основу его был положен реальный случай убийства Честером Джиллетом своей девушки Грейс Браун, произошедший девятнадцатью годами ранее. С идейной точки зрения, «Американская трагедия» явилась художественным откликом на выпускавшиеся в начале XX века в США бульварные романы, прививавшие населению страны мысль о том, что одним из путей реализации знаменитой «американской мечты» может быть «путь Золушки»: когда бедный молодой человек встречает девушку из состоятельной семьи, женится на ней, получает богатое приданое и занимает высокое положение в обществе. Своим романом Драйзер попытался развенчать этот миф, указав на его несостоятельность в условиях обычных американских реалий.

Главный герой романа – Клайд Грифитс – «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь» . С самого детства он стремится к «полному сходству» и «стандарту» с большинством своих сограждан, ставящих материальные ценности выше духовных. Получив работу посыльного в отеле «Грин-Дэвидсон», выросший в исключительно религиозной, проповеднической семье молодой человек с радостью погружается в новый, притягательный для него мир, в котором есть и высокий заработок (на основе хороших чаевых), и верные друзья (которых он так боялся не найти в детстве из-за специфической деятельности родителей), и красивые девушки, согласные проводить с ним время, и недозволенные прежним образом жизни или существующей общественной моралью развлечения – пиршества в ресторанах и посещения публичных домов. Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает сразу же: став случайным виновником гибели девочки на дороге, семнадцатилетний юноша бросает всё (любящих родителей, попавшую в беду старшую сестру, работу) и бежит прочь из Канзас-Сити. Так заканчивается первая книга, знакомящая читателя с основами характера главного героя – любящего деньги и развлечения, сходящего с ума от женской красоты, совершенно не разбирающегося в жизни и не умеющего постоять за себя.

Вторая часть (она же – книга) «Американской трагедии» рассказывает подлинную историю взаимоотношений Клайда Грифитса и Роберты Олден – простой работницы с ликургской «Фабрики воротничков», принадлежащей богатому промышленнику и дяде юноши – Сэмюэлю Грифитсу. Третья часть является юридической трансформацией и нравственным продолжением второй – в ней подробно разбирается состав преступления, преподносится вымышленная история убийства девушки и показывается, как после вынесения обвинительного приговора совершается некоторый духовный перелом в сознании Клайда.

Основная черта характера главного героя, приведшая его к трагедии, жестоко и беспощадно выносится на всеобщий суд его же адвокатами – Белнепом и Джефсоном, строящими свою защиту на том, что их подопечный – «умственный и нравственный трус» . Прямо об этом в книге не говорится, но читатель может и сам догадаться, что будь Клайд чуть более умён, нравственен и смел, он бы не загнал сам себя в угол: на любом этапе развития отношений с Робертой молодой человек мог обратиться за помощью всё к тому же дяде, но страх потерять доверие богатого родственника и навсегда распрощаться с мыслями о прекрасной и богатой Сондре Финчли помешал ему это сделать.

Произошедшая с Клайдом трагедия, основывается на целом ряде как случайных, так и неизбежных факторов, обусловленных его воспитанием (строгим), молодостью (наивной и необузданной в своих желаниях), положением (бедный член богатой семьи, отвергаемый высшим светом и не имеющий возможности общаться с низшими слоями ликургского общества). Клайд тянется к Роберте как из-за внутреннего одиночества, так и потребности в телесной близости с женщиной, разбуженной в Канзас-Сити обаятельной кокеткой Гортензией Бригс. Не встретив достойного сопротивления, молодой человек охладевает к простой работнице сразу же, как только встречает девушку из богатой семьи и понимает, что может рассчитывать на её руку и сердце.

Воспитанная в соответствии со строгими моральными ценностями Роберта, вопреки своему доброму и любящему сердцу, перед лицом постигшего её несчастья становится упрямой и жестокой. Будь она более гибкой – она либо согласилась бы с предложением Клайда родить ребёнка на стороне и получать от него деньги, либо попыталась бы воздействовать на него другими способами – например, через своих или его родственников. Трагедия Роберты Олден в том, что она, как и её ветреный возлюбленный, чувствовала огромный страх перед родителями и обществом и боялась признать в согрешении, чтобы не быть отвергнутой.

Ослеплённый любовью к Сондре Клайд приходит к мысли об убийстве, благодаря газетной заметке, но... совершает ли он преступление или нет – ни он, ни окружающие, ни читатель не могут понять до самого конца романа, пока сиракузский проповедник Мак-Миллан не ставит окончательную точку в этой страшной истории. По мнению священника, юноша виновен уже хотя бы потому, что он совершил убийство в своём сердце.

Все внутренние метания Клайда ничто перед чередой простых фактов: он хотел избавиться от Роберты; он, пусть и случайно, но от злобы и ненависти, ударил её; он не помог ей спастись, так как понял, что для него это будет чрезвычайно удобно.

Перед казнью главный герой «Американской трагедии» под влиянием страха и одиночества переживает духовный переворот, позволяющий рассказать подлинную историю произошедшего на озере Большой Выпи, но к Господу так и не приходит. Для него он остаётся «этим их богом», которому молится никогда не понимавшая Клайда мать, и молодой, обуздавший свои страсти преподобный Мак-Миллан.

В своём романе Драйзер выступил не только прекрасным психологом, раскрывшим внутренние чувства преступника и осуждённого на смерть человека, но и отменным документалистом, рассказавшим об устройстве американского общества – его верхушке (богатые промышленники и их не знающие нужды дети) и социальном низе (бедная семья проповедников, юные посыльные гостиниц, работники фабрики), его политической (активное развитие дела Клайда прокурором Мейсоном ради получения должности судьи) и судебной (подробное описание процесса) составляющей, его рабочей (описание рабочих обязанностей людей разных специальностей) и развлекательной (танцы, выезды на природу, посещение церковных собраний) стороне жизни.