Анализ лирического произведения зимний вечер. «Зимний вечер»: анализ стихотворения


Тема урока:

«Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Цель: Уметь анализировать лирическое произведение.

Задачи:

    Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;

    Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;

    Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер»;

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушаакина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

II. Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихотворения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)

II I. Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика.

Примерный ответ учеников : «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель - ни зги не видно. В комнатушке тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».

Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).

А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? ( Стихотворение - лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).

Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

6 вопрос. Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).

7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)

8 вопрос. Что такое композиция? (В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части: В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).

9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого стихотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)

10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворение? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» написан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей ).

11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?

А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

( Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).

- Найдем эпитеты. («вихри снежные», «ветхая лачужка», «путник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной ).

-Найдем сравнения. ( Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком, то со спутником).

А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?

(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).

- Найдем олицетворения. ( буря кроет, завоет, заплачет)

Для чего они нужны в стихотворении?(Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

А теперь найдем метафоры : жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)

V. Подведение итогов урока.

1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

VI. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Стихотворение «Зимний вечер» написано в Михайловском, в ссылке. Опальный поэт находился в это время вдали от друзей, разделявших его мысли и чувства. О каждом своём шаге он был обязан сообщать губернскому начальству. Дни поэта были заняты работой и чтением. Особенно трудно давалась долгая и суровая зима. В занесённом снегом Михайловском была лишь одна родная душа — няня Арина Родионовна.

В один из таких зимних вечеров Пушкин и написал стихотворение, обращённое к ней. Начинается оно с очень яркого и образного описания снежной бури, которая словно бы отрезает поэта от всего внешнего мира. Именно так Пушкин чувствовал себя под домашним арестом. Легко представить себе картину, изображённую в стихотворении: поздний зимний вечер, на дворе воет метель, а в комнате потрескивает затопленная няней печка.

Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части (по строфам):

Первая часть целиком посвящена вьюге (или, как называет её автор, буре). Сколько разных оттенков использует для её описания поэт! Он не довольствуется обычными словами: «выла вьюга», — он нашёл яркие зрительные и слуховые образы. Вот какие у него зрительные впечатления: небо покрыто мглою, неистовый ветер крутит в поле снежные вихри. Слух автора различает множество оттенков: то завывание дикого зверя (наверное, волка), то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко заблудившегося Путника.

Вся первая часть наполнена разнообразными движениями вьюги. Это достигнуто использованием многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». В этой части поэт использует звукоподражание: завывание метели имитируют часто встречающиеся звуки у, р: (буря, вихри, зверь). Ударение в словах падает преимущественно на звуки а или о — это тоже прекрасно передаёт завывание вьюги.

Вторая и третья части стихотворения целиком обращены к няне , к «доброй подружке». Они вдвоём в занесённом снегом доме, их душевное состояние очень похоже. Вопрос: «Что же ты, моя старушка, / Приумолкла у окна? » — лирический герой, наверное, мог бы обратить и к себе.
Поэт высказывает различные предположения, почему няне грустно:
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего — мира бушующей стихии и мира «ветхой
лачужки». Образ «ветхой лачужки» или «хижины» был традиционен для русской поэзии 19 — начала 20 века. В творчестве Пушкина образ дома необыкновенно значителен. Дом для поэта — это такое место, где лирический герой защищён от всех ударов судьбы и любых невзгод.

Внешний мир тёмен и холоден, в нём много дисгармонии: буря плачет и завывает, как зверь, наверное, пытаясь проникнуть в дом. Может быть, буря — не только явление природы? Может быть, дерзкое и злобное кружение метели за окном — образ судьбы, обрекающей поэта на одиночество? Но не в характере Пушкина предаваться печали. И хотя дом — всего лишь «ветхая лачужка»,
но есть средство выстоять и не пасть духом:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

«Зимний вечер» Александр Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимний вечер»

Период, к которому относится написание стихотворения «Зимний вечер», является одним из самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что его ждет еще более серьезное испытание. Вместо Москвы и Петербурга Пушкину разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Однако самый страшный удар поджидал поэта тогда, когда выяснилось, что функции надсмотрщика решил взять на себя его отец. Именно Сергей Львович Пушкин проверял всю корреспонденцию своего сына и контролировал каждый его шаг. Боле того, он постоянно провоцировал поэта в надежде, что крупная семейная ссора при свидетелях даст возможность упечь сына в тюрьму. Столь натянутые и сложные взаимоотношения с семьей, которая фактически предала поэта, вынуждали Пушкина несколько раз под различными благовидными предлогами покидать Михайловское и подолгу гостить в соседских имениях.

Ситуация разрядилась лишь ближе к концу осени, когда родители Пушкина все же решили покинуть Михайловское и вернулись в Москву. Спустя несколько месяцев, зимой 1825 года, поэт написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер», в строчках которого можно уловить оттенки безысходности и облегчения, тоски и надежды на лучшую долю одновременно.

Начинается это произведение с очень яркого и образного описания снежной бури, которая «мглою небо кроет», словно бы отрезая поэта от всего внешнего мира . Именно так Пушкин чувствует себя под домашним арестом в Михайловском, которое может покинуть лишь после согласования с надзорным управлением, да и то ненадолго. Однако, доведенный до отчаянья вынужденным заточением и одиночеством, поэт воспринимает бурю как нежданного гостья, который то плачет, словно ребенок, то воет диким зверем, шуршит соломой на крыше и стучится в окно, словно запоздалый путник.

Впрочем, в родовом имении поэт находится не один. С ним рядом – его любимая няня и кормилица Арина Родионовна, которая продолжает заботиться о своем воспитаннике все так же преданно и самоотверженно. Ее общество скрашивает серые зимние дни поэта, который подмечает каждую мелочь в облике своей наперсницы, называя ее «моя старушка». Пушкин понимает, что няня относится к нему, как к собственному сыну, поэтому переживает за его судьбу и пытается помочь поэту мудрыми советами. Ему нравится слушать ее песни и наблюдать за веретеном, ловко скользящим в руках этой уже немолодой женщины. Но унылый зимний пейзаж за окном и снежная буря, так схожая с бурей в душе поэта, не позволяют ему в полной мере наслаждаться этой идиллией, за которую приходится расплачиваться собственной свободой . Чтобы хоть как-то унять душевную боль, автор обращается к няне со словами: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей». Поэт искренне верит, что от этого «сердцу станет веселей» и все житейские невзгоды останутся позади.

Трудно сказать, насколько это утверждение было справедливым, однако известно, что в 1826 году после того, как новый император Николай I пообещал поэту свое покровительство, Пушкин добровольно вернулся в Михайловское, где прожил еще целый месяц, наслаждаясь покоем, тишиной и осенним пейзажем за окном. Сельская жизнь явно пошла поэту пользу, он стал более сдержанным и терпеливым, а также начал более серьезно относиться к собственному творчеству и уделять ему гораздо больше времени. Когда поэт нуждался в уединении, ему не приходилось долго раздумывать над тем, куда поехать. После ссылки Пушкин неоднократно бывал в Михайловском, признавая, что его сердце навсегда осталось в этом ветхом родовом поместье, где он всегда является долгожданным гостем и может рассчитывать на поддержку самого близкого для него человека – няни Арины Родионовны.

Образ зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Изображение природы занимает важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В стихо­творении «Зимний вечер» поэт передаёт образ зим и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер.

Пушкин описывает русскую зиму с её бурей, снежными вихрями, которые стучат в окошко его «ветхо лачужки». Для создания образа зимы он употребляет такие глаголы: «кроет», «завоет», «заплачет», «зашумит», «застучит». Они помогают передать ощущен и холода от зимней бури.

Природу Пушкин олицетворяет:

…То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

«Ветхая лачужка» с обветшалой кровлей «и печаль на, и темна» - это описание тоже проникнуто ощущением холода. И поэт пытается «согреться» тёплым! воспоминаниями о юности.

В этот зимний вечер рядом с поэтом его няня Арин Родионовна. Она тоже поддалась настроению непогоды и разделяет тоску поэта:

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена…

Няню Пушкин ласково называет «старушка», «мой друг», «добрая подружка». Мы видим, что поэту не хва­тает уюта, тепла, понимания. В этот зимний вечер ему гак хочется перенестись обратно в своё детство, и он просит няню:

…Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

Но Пушкин понимает, что детство и юность не вер­нуть, и холодный зимний вечер усиливает его печаль, грусть, переживания, тоску, которые не смогут теперь прогнать даже добрые песни няни, звучащие эхом из далёкого детства. От этого поэту хочется «выпить с горя», забыться:

…Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Эти строки и описание снежной бури Пушкин дважды повторяет в стихотворении. И мы понимаем, что зимний вечер вызывает у Пушкина грусть, вос­поминания о «бедной юности» и, возможно, о лете и счастье.

Здесь искали:

Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня. Все свои дни он читал и работал.

Автор обращается к Арине Радионовне. В начале описывается зимняя вьюга, которая запирает героев в доме. Именно так чувствовал себя в ссылке поэт. Произведение делится на несколько частей. Первая часть состоит из описания движении вьюги.

Пушкин использует множество ярких образов. Он описывает вьюгу не только зрительно, но и применяя слуховые образы. Завывание зверя, плач ребёнка, стук путника, шорох крыши слышит автор. Во второй и третьей части автор обращается к няне. Поэт грустит вместе с ней и ищет причины этой грусти. Внешний мир ветхой лачужки противопоставляется внутреннему. За окном бушует стихия, а в лачужке потрескивает тёплая печь. Дом это место, где автор чувствует себя защищённым.

В четвёртой части мир ветхого дома оказывается сильнее мира вьюги. Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения чтобы передать это. Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой.

Анализ стихотворения Зимний вечер Пушкина

«Зимний вечер» - стихотворение, написанное Александром Пушкиным в 1825 году. Тот год был для него очень трудным. Это было время, когда после ссылки он мог находиться только в имении своего отца в селе Михайловском под его строжайшим надзором. Поэтому зиму он провел в одиночестве. Вместе с ним была его няня, которую звали Арина Родионовна.

В этом же году им и было написано это стихотворение. Опубликовали его только через пять лет в альманахе «Северные цветы».

В стихотворении изображены: зимний вечер, на улице воет метель, в комнате тихо потрескивает затопленная печка, которые легко возникают в нашем воображении.

В первой части стихотворения говорится о буре. Для ее описания Пушкин использует множество эпитетов: она воет как зверь, плачет как маленькое дитя, «то как путник запоздалый вдруг в окошко застучит». Мы легко представляем бурю, описанную в стихотворении: небо, покрытое мглой, буйный ветер, который крутит в поле вихри. И как будто слышим вой зверя (может быть, дикого волка), плач ребенка, шорох крыши из соломы, как стучит в окно путник. Стихия «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Она символизирует душевные переживания поэта, враждебное отношение к нему окружающего мира.

Вторая часть посвящена Арине Родионовне – няне Пушкина. Он называет ее «моя старушка», «мой друг», и мы понимаем, как много значила для него няня. Пушкин будто ищет защиту от бури в этой хрупкой, но такой близкой ему женщине, единственном своем друге. Пушкин спрашивает у няни: «Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?». Конечно, он мог бы задать этот вопрос и себе. Поэт предполагает, почему няне грустно: Возможно, она утомлена завыванием бури, или просто дремлет под жужжанье веретена.
А затем просит ее выпить с ним и спеть народную песню, тем самым показывая, что нет места грусти и унынию.

В этой же части описывается и «лачужка». Она в стихотворении «и печальна, и темна», но, к удивлению, мы представляем себе милый и уютный домик, в котором зажжена свеча. Наверное, потому, что няня и Пушкин – два друга, два задушевных собеседника.

Последнюю часть, после повторного описания бури, так похожей на его душевные переживания, поэт заканчивает строкой: «Сердцу будет веселей». Он как бы говорит, что, несмотря на все трудности, душевные переживания не должно быть места печали, нужно забыть то дурное, что происходит в его жизни.

Анализ стихотворения Зимний вечер по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Если радует утро тебя Фета

    Ни для кого не становится секретом, что поздняя лирика Фета становится достаточно драматичной. Почти все стихотворения посвящены Марии Лазич, как и все мысли поэта. Среди множества произведений, окрашенных в трагичные