Подробный анализ стихотворения пушкина "зимнее утро". Анализ стихотворения «зимнее утро» (пушкин а


Стихотворение «Зимнее утро» было написано 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском.

«Зимнее утро» Пушкин анализ

Жанр: пейзажная лирика.

Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

Идея : А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Лирический сюжет стиха «Зимнее утро»

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

Композиция стиха «Зимнее утро»

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

Размер стиха «Зимнее утро»: четырехстопный ямб.

Рифмовка стиха «Зимнее утро»: Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

Средства выразительности стиха «Зимнее утро»

Положительно окрашенные эпитеты : «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора : «луна желтела».

Олицетворение : «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение : «Луна, как бледное пятно».

Анафора :

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание : «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение : «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

Аллитерация : в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

Стихотворение «Зимнее утро» является одним из самых известных из всех произведений писателя. Начинается это стихотворение с очень восторженного и эмоционального восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». После этого герой сразу обращается к своей возлюбленной, называя её теплыми и нежными словами «красавица», «друг прелестный», показывая этим своё уважение и трепетное уважение к ней. После этого, с определенной последовательностью, идет описание двух пейзажей. Сначала «вьюга злилась», «мгла носилась», а затем « снег лежит», «речка подо льдом блестит».

С помощью контраста А.С.Пушкин еще более ярко подчеркивает необычайную красоту зимнего утра. Это также передает настроение героя, поэтому это стихотворение можно назвать лирическим. Яркие и восторженные образы утра, о котором пишет автор, очень тесно перекликаются с темой любви. Картину «морозного зимнего утра» можно сравнить с чувствами влюбленного героя.

Это стихотворение интересно и тем, что его можно представить. Это возможно потому, что в стихотворении присутствует много прилагательных, которые очень подробно описывают прелести природы. Пожалуй, это делает стихотворение «Зимнее утро» еще более контрастным. Такой вывод можно сделать также на основе интересного слога стихотворения. А.С.Пушкин также использует немало изобразительных средств языка (метафору, эпитеты, гиперболу, сравнение).

Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» веет какой-то свежестью, прохладой и бодростью. Стихотворение читается на одном дыхании, поскольку все слова здесь достаточно просты и понятны. Правда, последняя, четвертая строфа читается не так легко. Это связано с тем, что А.С.Пушкин завершил данное стихотворение при помощи сложного эпитета.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зимнее утро"

А. С. Пушкин очень тонко чувствовал природу и посвятил много стихов этой теме в своем творчестве. Его описания глубоко индивидуальны и талантливы. Стихотворение «Зимнее утро» - яркий пример особого «пушкинского» восторга и любования сиюминутным мгновением в природе.

В этом стихотворении поэт воспринимает прекрасное зимнее утро, как начало чего-то нового, неизведанного. Интересно, насколько тонко автор чувствует краткость мгновения, ведь зимний день так недолог. И в этом скоротечном моменте особенно трогательно восприятие А.С. Пушкиным всего великолепия природы.

Стихотворение начинается с воспоминания о вьюжной ночи, когда бушевала стихия, и луна выглядела мрачной сквозь тучи. Автор находит уникальные оттеки, мы явственно видим эту суровую картину. Все тревожно, неуютно, слово «злилась» усиливает эффект, ведь и героиня в эти минуты была «печальной». В нескольких словах передана масса эмоций и впечатлений.

И вдруг нашим глазам открывается настоящая сказка: сияет снег, очаровательна речка подо льдом, и ель покрыта инеем. Поэт призывает вместе с ним радоваться увиденному чуду. Он очень ярко передает свои эмоции, от которых загораешься таким же всеобъемлющим упоением и очаровываешься тайным миром природы.

Образ солнца усиливает впечатление, оно не летнее, не греет, но оживляет все вокруг. Солнце оставляет надежду на свершение прекрасного в любое время года, даже в такую стужу. Поэт бесконечно радуется сказочным переменам, они несут надежду на счастливые события, и в этом глубокая философская мысль А.С. Пушкина. Нужно уметь быстро забывать невзгоды и открываться навстречу чудесному дню.

Открывающийся пейзаж настолько жив и лиричен, что его ничто не может омрачить, даже чернеющий лес, как напоминание о том, что не все так радужно в жизни. Но поэт подчеркивает, что лес «один», а все остальное вокруг достойно любования.

Читатель погружается в сияющий мир зимнего великолепия. Этот особый мир богат красками и сказочными видами. Все увиденное и тонко подмеченное поэтом передается читателю и заряжает его необыкновенной энергией.

Пушкин плавно переходит к мироощущению человека, его мыслям в этот момент наслаждения увиденным. Природа не может никого оставить равнодушным, она дарит нескончаемый фейерверк эмоций, и невозможно не соприкоснуться с этим вживую. Конечно же, хочется мчаться на коне туда, где радуется природа и ждет «милый берег».

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение.

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

Среди всех произведений великого русского поэта особую роль играют те, в которых он описывает природные картины. Известно, что с самых ранних лет Александру Сергеевичу была свойственна любовь к родной природе. С течением времени она лишь усиливалась, и была отражена в многочисленных произведениях поэта, например, в «Евгении Онегине». «Зимнее утро» - одно из самых светлых стихотворений А. С. Пушкина. Оно было написано в 1829 году, еще в самом начале его литературной деятельности.

История создания

В анализе стихотворения «Зимнее утро» школьник может упомянуть, что оно было написано не в самый лучший период жизни поэта. В то время А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Однако эти годы были полны не только ощущением одиночества, но и счастливыми чувствами, связанными с искренней дружбой и любовью, приливом творческого вдохновения. Стихотворение стало приятной неожиданностью для друзей великого поэта и критиков. «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, за один день. Произведение можно назвать одним из наиболее удачных стихотворений поэта в жанре пейзажной лирики.

Структура

Стихотворение «Зимнее утро» - одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется - лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

Основная информация о стихотворении

В своем стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема произведения, которую требуется упомянуть в анализе стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и ее природой. Что касается размера, поэт использовал для создания своего произведения четырехстопный ямб. Рифмовка в стихотворении - смешанная. Лирический сюжет в произведении выражен слабо. В его основе лежит созерцание рассказчиком красот природы, которое и стало для него импульсом к действию. Произведение относится к жанру пейзажной лирики и принадлежит к литературному течению под названием романтизм.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану

Иногда требуется не просто написать сочинение, а подготовить структурированный анализ произведения. Приблизительный план, согласно которому школьник проанализирует произведение, может быть таким:

  • История создания стихотворения.
  • Тема и основная мысль.
  • Композиция.
  • Каким представляет поэт лирического героя.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма.
  • Мое мнение о стихотворении «Зимнее утро».

Это приблизительный алгоритм для анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина по плану. Школьник может добавлять в него свои пункты.

Языковые средства выразительности

В стихотворении можно найти немало положительно окрашенных эпитетов. Это выражения «прозрачный лес», «янтарным блеском», «милый друг» и многие другие. Есть и эпитеты с негативной эмоциональной окраской: «мутном небе», «тучи мрачные», «поля пустые». Используется поэтом также и прием метафоры: «луна желтела». Читатель встречает олицетворение: «вьюга злилась». Сравнение в стихотворении: «Луна, как бледное пятно…».

Синтаксические средства

В начале стихотворения читатель обнаруживает повествовательные предложения. Именно с их помощью поэт выражает спокойную интонацию своего произведения. Но постепенно голос лирического героя становится все более беспокойным и взволнованным. Несмотря на то, что в стихотворении практически нет восклицательных предложений, за внешним спокойствием рассказчика скрывается глубина его эмоциональных переживаний. Есть в стихотворении и вопросительное предложение - это риторический вопрос.

Фонетика произведения

Великий русский поэт использует и прием аллитерации, что также нелишне упомянуть школьнику при анализе стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Это проявляется в нагнетании шипящих ж, ч, ш, з. Также используются и звонкие согласные - б, в, р, л, н. Используется в стихотворении и прием ассонанса - нагнетаются гласные звуки а, о, и, е. При помощи данных звуковых средств поэт стремится передать топот лошади, скрип снега на морозе, звон льда.

Лексические особенности первых двух строф

В первой строфе стоит обратить внимание на 4-ю и 6-ю строки. В них читатель может увидеть два примера употребления устаревшей грамматики. Проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», можно рассказать и об этих особенностях. Во-первых, это словосочетание «открой… взоры». В настоящее время последнее слово используется совершенно иначе. Взор можно потупить, отвести или же устремить, однако никак не открывать. Дело в том, что стихотворении оно имеет устаревшее значение - «глаза». И именно в этом смысле оно употребляется во многих стихотворениях поэтов первой половины XIX века.

Также интерес представляет и другое слово - «сомкнуты». Оно является усеченным причастием - его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.

Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки - это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.

Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении - «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

Третья и четвертая строфы

Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это - поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.

Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней - теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.

Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег - скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.

Стихотворение «Зимнее утро» с первой строки погружает чита-
теля в атмосферу чудесного дня: «Мороз и солнце;
день чудесный! » , А дальше — обращение, призыв,
приглашение на прогулку по сверкающим зимним
снегам. Поэт выбирает форму диалога с целью пере-
дачи интонаций непринуждённого разговора.
Всё в этом стихотворении построено на контрастах
и на смене непохожих картин. А каждая картина
насыщена простыми, но вместе с тем очень вырази-
тельными деталями.
Вторая и третья строфы построены на приёме
противопоставления: вторая строфа — это «вчера»,
а третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга,
луна едва виднелась сквозь тучи, и «ты печальная
сидела». А сегодня небо голубое, и снег сверкает на
ярком солнце. За ночь произошла резкая перемена,
и всё вокруг стало неузнаваемым. Но и эти две стро-
фы тоже, в свою очередь, противопоставлены даль-

нейшему изображению. От картины, которая видна
из окна деревенского дома, поэт возвращает нас в
комнату, где тепло и уютно и весело потрескивает
затопленная печка. Хорошо дома! Но не лучше ли
велеть подать сани и «предаться бегу нетерпеливого
коня»? Использованы разнообразные выразитель-
ные средства языка. Рассказывая о вчерашней по-
годе, поэт выбирает такие эпитеты: небо — мутное;
луна — бледное пятно; ты печальная — всё окрашено
в грустный тон. К тому же Пушкин употребляет про-
стую, но говорящую метафору: «вьюга влилась. .
А в третьей строфе уже всё залито ярким светом
погожего утра и видны такие подробности, кото-
рых нельзя было заметить при вчерашней вьюге.
Звучные и яркие эпитеты подчеркивают контраст со
вчерашним днём (небо голубое; ковры снегов велико-
лепные; лес прозрачный), а также передают радость,
которая переполняет поэта (день чудесный; друг пре-
лестный). Он создаёт красивые зрительные образы:
зеленеющая сквозь иней ель, речка, блестящая подо
льдом. В третьей строфе использован повтор — ана-
фора (Н ель — Н речка):
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А в четвёртой строфе читатель не только видит
комнату, озарённую янтарным блеском, но и слы-
шит, как трещит затопленная печь, потому что поэт
использует приём звукописи (аллитерации) — играют
свою роль твёрдые звуки: т, р. Передано ощущение
мира и покоя домашнего очага.
40

в последней строфе Пушкин употребляет интерес-
ный эпитет: «предадимся бегу нетерпеливого коня».
Почему же автор назвал коня нетерпелиеымл
Отвечая на этот простой вопрос, можно представить
реальную живую картину. Наверное, коню не стоится
на месте, потому что его пощипывает мороз, он тоже
охвачен ощущением бодрого зимнего утра и рвётся
вперед. Обо всём этом рассказало одно лишь умело
выбранное автором слово.
Чувство радости поэта в стихотворении всё время
растёт и требует движения — вот ему уже хочется
навестить милые сердцу места.
Поэт соединяет слова разных стилей: высокие,
книжные (Аврора, прелестный, озарена, нега, взор,
явись), разговорные (лежанка, санки, кобылка),
диалектные (вечор, запречь). А сам автор стихо-
творения предстаёт перед нами добрым, простым,
близким народу человеком — это достигнуто и язы-
ком (выбранной поэтом лексикой, употреблением
коротких предложений и обращений), и темой, и
общим ТОНОМ,.
Всё произведение написано светлыми, жизнера-
достными красками, такими характерными для
творчества А. С. Пушкина.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.