Безопасность во время пожара детям. Что делать при пожаре: памятка для детей


Пожары в общественных местах представляют собой одну из самых больших опасностей, ведь в них всегда гибнет много людей, в том числе и детей. Как избежать излишних жертв? Каким правилам безопасности родители должны обучить своих малышей, чтобы они не пострадали во время пожара?

Источник: Рixabay

Каждый ребенок должен с самого раннего возраста понимать, какую опасность представляет собой огонь, и знать, как правильно себя вести в случае возникновения пожара. В школах и детских садах проводятся специальные занятия, на которых сотрудники МЧС и преподаватели рассказывают детям, что можно и что нельзя делать во время пожара.

С самыми маленькими родители могут посмотреть дома обучающий мультфильм, в котором наглядно описано, как кроха должен вести себя при пожаре.

Вот 8 важных правил, которым родители должны обязательно обучить своего малыша:

  1. Ребенок обязательно должен знать наизусть телефон экстренной службы 101 и уметь подать сигнал тревоги другим людям, если он станет свидетелем возгорания. Помещение, в котором начался пожар нужно покинуть как можно скорее.
  2. Во время пожара часто начинается паника. Обучите ребенка правилам поведения в большой толпе людей.
  3. Идти нужно только по направлению движения, ни в коем случае не останавливаясь. Малыш должен знать, что если в толпе он потерял маму и папу, нужно продолжать двигаться вперед, к выходу. Мама и папа обязательно найдет его на улице.
  4. Если малыш падает, он должен встать любой ценой. Расскажите ребенку, что он может цепляться за одежду других взрослых и даже хватать их за ноги. Потренируйтесь с малышом дома, пусть он попробует взобраться на маму или папу, цепляясь за ноги или одежду как обезьянка. Такая тренировка в игровой форме облегчит малышу задачу в опасной ситуации.
  5. Расскажите ребенку, что встречные преграды нужно обходить, чтобы не пораниться. Для этого нужно сложить руки на груди, выставив руки немного вперед и положив их на плечи. Так, если ребенка сдавят, у него будет возможность свободно дышать.
  6. Приучайте детей к игре: найди выход. Если научить малыша ориентироваться в пространстве, для него это может войти в привычку и очень поможет в критической ситуации. Потому в течение 2-3 недель, приходя в любое помещение, будь то больница, торговый центр, бассейн, школа или детский сад, смотрим, куда бы мы побежали в случае пожара. Направление движения ребенок сам может уточнять у сотрудников.
  7. Если выйти из помещения ребенок не может, расскажите ему, что он должен добраться до туалета, при этом оставив на ручке двери при входе любой предмет своей одежды, который будет знаком для пожарных. Объясните малышу, что нужно открыть все краны в умывальниках, намочить всю свободную одежду и обложить ею дверь, тщательно заткнув все щели.
  8. Не всегда вода бывает у нас под рукой, а погибают дети в основном наглотавшись дыма. Спасти жизнь ребенка может описанный шарфик или любой другой предмет одежды. Берем любую одежду (желательно такую, которую можно обмотать вокруг лица, это может быть шарф, колготки, футболка), писаем и дышим через описанную ткань. Моча гораздо лучше фильтрует и дым и ядовитые вещества, чем вода. Объясните ребенку, что это не стыдно, а в экстренной ситуации может спасти ему жизнь.

Правила поведения в торговом центре при пожаре: инструкция

Пожар – одно из самых опасных явлений , страшное не только таким последствием как материальный ущерб. Он часто приводит к потере здоровья и даже жизни. Самое печальное, если пострадавшими оказываются дети. Поэтому основной задачей взрослых, воспитателей и родителей является донести до ребят правила поведения при пожаре. Каждый ребенок еще в дошкольном учреждении должен усвоить эти важные знания.

Работа с малышами и школьниками должна затрагивать такие аспекты:

  • Правила безопасности, чтобы шалости и невнимательность не привели к возникновению пожара.
  • Алгоритм действий, если опасная ситуация все-таки возникла.
  • Памятку о том, как правильно обращаться с электроприборами, отработка навыков по тушению небольших очагов пожара, пользования огнетушителем и подручными средствами.

Правила пожарной безопасности для детей в ДОУ

В большинстве детских учреждений уделяют внимание вопросам безопасности. Лишний раз привлечь к ним внимание детей будет как раз не лишним. Для качественного усвоения материала и понимания детьми всей серьезности проблемы проводятся конкурсы, соревнования, викторины на пожарную тематику. В детском саду на видном месте обязательно нужно расположить уголок безопасности с яркими наглядными картинками .

Все эти мероприятия должны способствовать привитию детям следующих правил:

  • Малыши не должны играть спичками или зажигалкой, самостоятельно зажигать свечи. Это не игрушки, беспечность может привести к пожару.
  • Жечь бенгальские огни и разряжать хлопушки можно только на открытом воздухе и только в присутствии кого-то из взрослых.
  • Бытовые приборы детям включать нельзя. К утюгу или компьютеру могут подходить только старшие.
  • Газовые приборы тоже трогать нельзя, это прерогатива взрослых.
  • Будучи на природе, не нужно близко подходить к костру. До него должно оставаться не меньше 2 м.
  • Дошкольники должны усвоить, что бросать в костер различные посторонние предметы опасно. Дверцу печи, если таковая имеется в доме, тоже открывать нельзя.
  • Не стоит в пугающей ситуации паниковать и прятаться, боясь наказания. О сложившейся угрозе нужно немедленно сообщить взрослым, уходить из опасного места.

Правила поведения при пожаре в школе

В учебных классах и коридорах во время пожара пламя распространяется очень стремительно. Буквально через 5-10 минут после возгорания мебели и бумаг помещение переполняется оксидом углерода, надышавшись которым многие не выживают. Поэтому школьников важно научить действовать быстро, решительно, не теряя присутствия духа. Учителя должны быть собраны сами , успокоить детей и позаботиться о скорейшей эвакуации подопечных из здания.

Порядок действий в школьном коллективе следующий:

  • Уточнить обстановку. Если очаг пожара не в коридоре, задымления там нет, то учащихся организованно выводят по лестнице.
  • Учитель с журналом впереди, наиболее развитые и сильные мальчики замыкающими. Вещи из класса не забирают, пригодиться могут только носовые платки или марлевые повязки для защиты органов дыхания.
  • Выйдя из школы в безопасное место, необходимо провести перекличку, чтобы убедиться, что все эвакуированы и никто не остался в классе.
  • Если вдруг выход из помещения невозможен, входную дверь плотно закрывают, уплотняют тряпками или одеждой все щели. Если есть вода, их смачивают.
  • Окно можно слегка приоткрыть для доступа свежего воздуха, но не открывать его настежь, т.к. сильный поток воздуха способствует быстрому распространению огня.
  • Детей следует усадить на пол, где дыма меньше, и каждого снабдить мокрым куском ткани, через который следует дышать.
  • Постараться привлечь внимание спасателей к окну, чтобы они постарались быстрее эвакуировать детей через него.
  • Учитель как капитан покидает корабль последним.

Правила поведения при пожаре дома

При всеобщей занятости родителей им не всегда удается осуществлять контроль за детьми круглосуточно. Но их главной обязанностью является научить ребенка, во-первых, не создавать опасные ситуации, а во-вторых, если они уже в ней оказались, не теряться и действовать правильно, по заученному ранее алгоритму.

Находясь с родителями , поднимаясь на свой этаж в лифте, ребенок именно от них должен получить четкие инструкции , как действовать в случае возникновения нештатной ситуации. Можно ли заливать возгорание электропроводки водой, как пользоваться огнетушителем, что предпринять, если его под рукой нет. Отец разожжет костер и научит тушить его, мама объяснит, чем опасно горячее масло на сковороде, как погасить захватившее огонь полотенце или горящий в ведре мусор.

С самыми маленькими родителям нужно почаще проводить викторину с вопросами:

  • Можно ли играть спичками?
  • Разрешается ли трогать электроприборы мокрыми руками?
  • Чем можно потушить пожар?
  • Назови быстро номер пожарной службы.

Как научить ребенка правильному поведению при пожаре

Инструкция примерно такова:

  1. Если в квартире появился запах гари, нужно немедленно определить его источник.
  2. Проходя по всем комнатам, нужно закрывать все окна и двери, создавая препятствие огню.
  3. Если запах более не ощущается, нужно проверить балкон и лестничную клетку.
  4. Если возгорание в доме не получается ликвидировать самостоятельно, нужно покинуть это место, передвигаясь к выходу как можно ближе к полу, прикрыв органы дыхания влажной тканью.
  5. Не стоит терять время на сбор вещей, а электроприборы по пути следования желательно постараться отключить. Двери на выходе плотно закрыть.
  6. Позвонить пожарным, четко указав адрес, ответить на все их вопросы. Предупредить соседей об опасности.
  7. Покинуть пределы дома, не пользуясь лифтом. Находиться неподалеку, ждать приезда помощи.

Безопасность ребенка зависит от окружающих его взрослых. Поэтому важно уделять ему должное внимание и обучить простым правилам безопасного поведения.

Цель:

Задачи:

1.

2.

3.

4.

5.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка д/с №164»

Центрального района г. Воронежа

Конспект занятия в средней группе.

Тема:

«Безопасное поведение детей при пожаре».

Воспитатель: Апанасенко Ольга Ивановна

Воронеж 2017

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развтие.

Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения дома.

Задачи:

1. Обобщить знания детей по теме «Безопасное поведение в доме»

2. Познакомить с пожароопасными предметами и приборами.

3. Научить мерам осторожности при обращении с ними.

4. Предостеречь от самостоятельного пользования электроприборами без взрослых.

5. Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к своему здоровью и безопасности в жизни.

Предварительная работа:

Чтение стихотворения «Кошкин дом» С. Маршак

Наглядный материал: - бытовые электроприборы;

Мяч с номером «01»;

Предметные картинки;

Иллюстрация «горящий дом»

Ход занятия:

Дети сидят полукругом около мольберта на котором представлены перевёрнутые картинки с бытовыми электроприборами.

Воспитатель: Ребята! Я хочу сегодня с вами поиграть в интересную игру «Угадай-ка».

Я буду загадывать загадку, а вы будете отгадывать. Если отгадаете про какой предмет я говорю, то я картинку переверну и вам покажу.

1. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься кусается … \ утюг\

2. Как начнёт говорить- разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать … \ чайник\

3. Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор... \пылесос\

4. Только я, только я

Я на кухне главная.

Без меня как не трудитесь,

Вам обед не получить … \электроплита\

5. А она бельё стирает

В быту очень помогает

Сама воду наливает,

Постирает, выливает.

Прополощет, отожмёт

Время тикает, идёт

Лишь программу ей задай,

Порошка для стирки дай \стиральная машина\

6. Она очень помогает,

Плиту в доме дополняет

Еду быстро разогреет,

Жарить и варить умеет.

Мясо, рыбу разморозит.

И продукты вынуть просит.

Подает звонок - сигнал.

Что же это? Кто узнал? \микроволновая печь\

Воспитатель: Дети! Ни в коем случае не включайте без взрослых эти электрические приборы - это опасно для жизни!

Воспитатель показывает иллюстрацию с горящим домом.

Что это такое?

Дети: пожар

Воспитатель: Совершенно верно - это пожар. Пожар – это страшная беда. Во время пожара горят дома и другие здания, а самое ужасное - гибнут люди.

Пожар может возникнуть в результате неисправности проводки чаще всего.

Пожар также может возникнуть при неумелом и неосторожном обращении с электроприборами.

В деревянном домике проживают гномики.

Уж такие добряки, раздают всем огоньки.

Воспитатель: Отгадайте что у меня в руке.

Дети: спички

Ростом спичка – невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!

Воспитатель: из-за шалости детей со спичками может тоже возникнуть пожар.

Спички это не игрушка. Детям нельзя с ними играть, запомните это ребята и передайте всем своим друзьям.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Доскажи словечко » . У меня в руках мяч с номером «01». Кто из вас ребята знает что этот номер означает?

(ответы детей)

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, выходите в круг, я буду читать стихотворение, и тот, кому брошу мяч, должен его закончить.

Воспитатель :

1. Этот мяч в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь летел сигнальный шар –

Злой, безжалостный …. (передаёт ребёнку – пожар).

Ребенок: Пожар (передаёт мяч другому)

Воспитатель:

2. Раз, два, три, четыре –

У кого пожар … ?

Ребенок: В квартире (передаёт мяч)

Воспитатель:

3. Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил …

Ребенок: Утюг (передаёт мяч)

Воспитатель:

4. Красный отблеск пробегает

Кто со спичками...?

Ребенок: Играет (передаёт мяч)

Воспитатель:

5. Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил бельё над … ?

Ребенок: Газом (передаёт мяч)

Воспитатель:

6. Пламя прыгнуло в траву,

Кто у дома жёг?

Ребенок: Листву (передаёт мяч)

Воспитатель:

7. Дым увидел – не зевай и пожарных … ?

Ребенок: Вызывай (передаёт мяч)

Воспитатель:

8. Помни каждый гражданин этот номер … !

Ребенок: ноль один.

Воспитатель:

9. Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…

Ребенок: Предметы.

Воспитатель:

10. Легче, чем пожар тушить,
Нам его….

Ребенок: Предупредить.

Воспитатель: Вы должны запомнить главное. Если увидели пожар, то надо позвонить по номеру?

Дети хором: 01.

Воспитатель: Вот мы с вами говорили про электроприборы, спички. А сейчас мы с вами поиграем и я проверю, как вы запомнили опасные предметы.

Игра-эстафета «Потуши пожар».

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.

А теперь давайте подойдём к столу и посмотрим на столе лежат картинки-фотографии с изображением огня. (Пожар в лесу, Горит автомобиль, Горит дом, Молния - горящий лес, Огонь в печке, Огонь в камине, Зажжённые свечи и пр.) Возьмите каждый по картинке и объясните, какой огонь изображён на вашей картинке - друг или враг? Почему?

Победит огонь коварный тот, кого зовут….(пожарный).

А каким должен быть пожарный?

(сильный, ловкий, смелый, закалённый)

Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми?

(они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму.)

А теперь вспомним, что нужно пожарным для борьбы с огнём?

Какая техника? (пожарная машина)

Почему пожарная машина красного цвета?

(чтобы все видели машину издалека, уступали дорогу)

А для чего нужна сигнализация?

(чтобы все слышали, что едет пожарная машина, уступали дорогу)

Какие приборы, средства нужны пожарным для тушения пожара?

Чтобы у пожарных было меньше проблем, чтобы люди не страдали, давайте вспомним правила безопасного поведения, правила пользования пожароопасными приборами, предметами.

Кто с огнём неосторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём!

ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН - ПОЖАРНЫЙ НОМЕР …01!

Какие мы с вами знаем сказки про пожар? (Кошкин дом)

А какие пословицы мы знаем про пожар? (От искры пожар рождается. Не шути с огнём - обожжёшься. С огнём не шути, сгореть можно).

Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, какую пользу получают от огня люди? Дети: Люди умеют греться у огня, готовить на огне пищу.

Воспитатель: Но с огнём нельзя шутить и баловаться. К сожалению, часто огонь вырывается на свободу. Тогда беда! Пожар! Огромный вред может принести пожар. Подумайте ребята, какой вред?

Дети: Сгорают дома, посевы, леса, гибнут или остаются без крова и пищи животные и люди.

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину. Что вы видите?

Дети: Это пожарная машина.

Воспитатель. У машины широкая двойная кабина, в которой размещается шофёр и пожарная команда. Позади цистерна, свёрнутый шланг, лестница и т.д.

А теперь давайте присядем за столы и попробуем выложить что-нибудь из спичек.

Воспитатель:

Молодцы, дети. Я хочу, вас поблагодарить за хорошую работу. И я хочу вас и наших гостей угостить конфетами!


Возникновение пожара вызывает тревогу и панику даже у взрослых людей, не говоря уже о детях. Но если взрослый в большинстве случаев знает, как вести себя в опасной ситуации, то ребенок может растеряться и от страха забиться в дальний угол. Поэтому необходимо обсуждать правила безопасности при пожаре для детей, начиная с самого раннего возраста.

Часто причинами пожаров становятся действия малышей, оставшихся без присмотра родителей. Поэтому первые уроки должны начинаться с обсуждения профилактических мер и правил безопасности при пожаре для детей.

Маленьким детям с раннего возраста важно объяснять, почему нельзя трогать провода, розетки, электроприборы, приближаться к зажженной плите или играть с огнем. Незнание элементарных правил приводит к плачевным последствиям.

Ребята старшего возраста, оставаясь дома одни, должны понимать уровень ответственности, возложенный на них. А в задачи родителей входят такие действия:

  • Научить правильно пользоваться электроприборами;
  • рассказать об опасности игр с огнем;
  • провести инструктаж первых действий в случае возгорания.

Важно объяснить, как вести себя во время пожара детям, а также убедиться, что ребенок знает номера спасательной службы и свой домашний адрес. Это поможет в экстренной ситуации сэкономить время на вызов пожарной бригады.

Оставляя детей дома одних, необходимо убрать из зоны досягаемости пожароопасные вещества и предметы.

Сегодня почти все дети умеют пользоваться микроволновкой, компьютером или утюгом. Но ошибки в обращении с техникой часто становятся причиной пожаров.

Не стоит запрещать пользоваться электроприборами, но инструктаж по технике безопасности необходим:

  • Отключать прибор сразу после использования.
  • Не оставлять без присмотра нагревательную технику (утюг, плойку, электропечь).
  • Следить, чтобы рядом с нагревательными элементами не было легковоспламеняющихся материалов.
  • После отключения прибора от сети дать ему полностью остыть, прежде чем убирать из виду.
  • При любом нарушении работы сразу отключать устройство от сети.
  • Нельзя ни в коем случае самостоятельно ремонтировать электрические приборы.
  • Не допускается подключение нескольких приборов к одной розетке.

Правила безопасности при пожаре для детей, как и правила использования бытовых приборов, необходимо прививать с раннего детства.

Как вести себя при пожаре детям, если рядом нет взрослых

Дети должны знать признаки, указывающие на начало пожара. Услышав запах дыма, нельзя его игнорировать. Нужно обойти жилище и найти возможный источник возгорания. Если в квартире ничего не горит, возможно, что запах идет с улицы или от соседей. Поэтому рекомендуется посмотреть в окно и на лестничную площадку.

Ребенок должен знать соседей, чтобы в опасный момент обратиться к ним за помощью.

Если источник огня обнаружен дома, можно приступать к тушению только в том случае, если возгорание небольшое. Для этого использовать воду, плотное одеяло, песок, соду или землю. Тушить водой электрические приборы запрещено!

Зная, как вести себя во время пожара детям, можно адекватно оценить ситуацию и предпринять правильные действия. Возможно, что с небольшим возгоранием ребенок может справиться сам, без обращения в экстренную службу.

  • Если на кухне загорелась прихватка или полотенце, их бросить в раковину и открыть кран с водой.
  • Возгорание в мусорном ведре залить водой.
  • Вспыхнувшее масло на сковороде тушить водой запрещено! От этого оно начнет брызгать во все стороны и оставит серьезные ожоги на коже. В таком случае сковороду накрыть крышкой и выключить конфорку.
  • При возгорании электроприборов или проводки отключить электричество. Для тушения источника использовать плотный натуральный материал, землю или стиральный порошок.
  • Если огонь появился на балконе, тушить его аналогично – при помощи воды, песка, земли или других негорючих материалов.

При быстро разрастающемся пожаре все силы направить на спасение, воспользовавшись следующей памяткой поведения при пожаре.

К сожалению, никто не застрахован от критических ситуаций. Поэтому кроме профилактических бесед, полезно рассказывать о конкретных действиях при наступлении пожара. Памятка правил поведения для детей звучит так:

  • При возгорании позвонить в пожарную службу, назвать свое имя, адрес;
  • быстро покинуть квартиру;
  • обратиться к соседям за помощью;
  • сообщить прибывшим пожарным о месте и источнике возгорания.

Отдельным списком идет перечень действий, которые категорически запрещены при пожаре:

  • Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, или любые другие места. Это затруднит поиски прибывшей пожарной бригаде.
  • Запрещено использовать лифт для покидания здания. Если в доме отключится электричество, лифт застрянет.
  • Загоревшийся электроприбор нельзя тушить при помощи воды.
  • При пожаре нельзя открывать окна, поскольку это только усилит горение.

Если случилось так, что выйти из горящего помещения невозможно, нужно защитить от дыма дыхательные пути тканью, смоченной в воде. При помощи воды, имеющейся в распоряжении, можно создать вокруг себя безопасную зону, выливая жидкость на пол. Это поможет выиграть время в ожидании пожарной службы.

Для лучшего усвоения правил поведения при пожаре, лучше вести диалог в игровой форме, приводя подробные примеры.

Правила эвакуации

Едкий густой дым при пожаре бывает опаснее, чем огонь. Он снижает видимость, затрудняя эвакуацию, к тому же отравляет дыхательные пути. Поэтому инструкция при пожаре для детей учит позаботиться о защите органов дыхания.

Для этого использовать любой подручный материал: шарф, футболку, полотенце. Ткань смочить в воде и приложить к лицу.

Дым поднимается вверх, поэтому для выхода из горящего помещения перемещаться ползком или на четвереньках.

Покинув квартиру, входную дверь плотно закрыть, чтобы не допустить распространение огня по подъезду и не пустить в квартиру кислород.

Главная задача в экстренной ситуации – спасти жизнь. Поэтому не стоит тратить время на поиск и сбор ценных вещей!

Ребята школьного возраста могут выезжать с классом или друзьями на отдых в лес. Но назвать это место безопасным нельзя, ведь лесные пожары считаются разрушительным стихийным бедствием.

Поэтому, отпуская ребенка в лес, важно провести для него инструктаж по технике безопасности.

  • Если огонь из костра перекинулся на сухую траву, тушить ее нужно при помощи веток, песка, одежды или воды. На этом этапе важно не допустить распространения пламени.
  • Если справиться с возгоранием не удалось, и огонь со скоростью распространяется дальше, необходимо покинуть зону пожара, предупреждая встречных людей об опасности.
  • Спасаясь от лесного пожара, стоит учитывать направление ветра, и двигаться ему навстречу.
  • Отойдя на безопасное расстояние, позвонить в МЧС.