Что л н гумилев назвал пассионарностью. Пассионарная теория этногенеза


Лев Николаевич Гумилев (18.09.1912 - 15.06.1992) занимался различного рода деятельностью: он был и историком-этнологом, и археологом, и писателем, и переводчиком, и т. д. Но запомнился Лев Николаевич в Советском Союзе как автор пассионарной теории этногенеза. Гумилев с помощью нее смог ответить на многие вопросы, задаваемые этнологами и философами.

Биография

Л. Н. Гумилев родился в семье известных поэтов, что повлияло на выбор его рода деятельности в молодости: в 30-40-е годы он писал прозу и сочинял стихи. Но в юности будущий автор известной теории почувствовал тягу к исторической науке. Лев Николаевич стал принимать участие в различных геологических экспедициях и археологических раскопках.

В 1934 году известный этнолог закончил Ленинградский государственный институт с дипломом по исторической специальности. В 1948 году он получил степень кандидата наук.

Историк-этнолог был 4 раза арестован советскими властями за речи, направленные против существовавшей в тот момент политики государства.

В 1961 году Л. Н. Гумилеву удалось защитить диссертацию, и он получил степень доктора исторических наук, а в 1974 году представил работу по географии, но ВАК не принял ее.

В 60-х он начал усиленно трудиться над пассионарной теорией этногенеза. С помощью данной гипотезы философ пытался объяснить устройство исторического процесса. Но взгляды Гумилева были необычны для научных представлений того времени. Поэтому они вызывали порицание среди многих историков и ученых.

Пассионарная теория этногенеза Гумилева

Данная теория представляет собой подробное описание исторических процессов, которое раскрывает структуру совершающихся событий. Она поясняет, в чем заключается зависимость эпох от взаимодействия разных этносов между собой и с окружающим их ландшафтом.

Данная теория была представлена в различных статьях, опубликованных в научных журналах. На основе этой работы Лев Николаевич пытался получить степень доктора наук по географии, но, к сожалению, ВАК так и не утвердил ее. Историку в своей диссертации удалось охарактеризовать большое количество понятий, а также дать подробные определения явлениям в области исторических процессов.

Пассионарная теория этногенеза Гумилева так и не встретила поддержки у советских и зарубежных ученых, которые считали, что данная гипотеза выходит за рамки установившихся научных представлений. В настоящее время эта работа входит в основной курс преподавания в высших школах России и стран бывшего Советского Союза.

Чтобы постичь идеи, описанные Л. Н. Гумилевым, следует ознакомиться с основными понятиями пассионарной теории этногенеза.

Этнические системы

Лев Николаевич определил данный термин с помощью ряда характеристик. Итак, этнические системы - это:

  • биологические сообщества людей, подобные родственным группам животных;
  • способ приспособления человечества к окружающему миру;
  • объединенные группы людей, которые связаны осознанием своего единства и которые отличают себя от других этнических систем;
  • совокупность индивидов, отличительной чертой которых становятся общие стереотипы поведения;
  • люди, которые имеют общее происхождение и, соответственно, одну историю;
  • системы, подверженные постоянному эволюционированию;
  • структура, сложенная по системе иерархии.

По мнению Л. Н. Гумилева, существует три вида этнических систем:

  1. Суперэтнос - это самый крупный вид, который состоит из совокупности этносов. Деятельностью его членов движет мировосприятие, которое является стереотипом их поведения и определяет отношение этих людей к жизни в ее главных вопросах.
  2. Этнос - это система, которая в иерархии находится ниже уровнем, чем суперэтнос. В повседневной жизни она имеет название "народ". Ее члены имеют стереотипное поведение, которое основывается на связи с местом развития данной группы, в это понятие входят: религия, язык, экономическое и политическое устройство.
  3. Консорция - это один из видов этноса, который имеет сильную связь с местом своего обитания, люди из этой группы находятся в тесных взаимоотношениях благодаря общему быту или судьбе.

Как правило, чем выше в иерархии находится этническая система, тем дольше период ее существования. Так, консорция очень часто распадается еще при жизни своих основателей.

Пассионарность

Пассионарность - это избыток энергии живого вещества, который имеет биохимическую природу. Она является толчком, порождающим жертвенность, которая чаще всего направляется на достижение высоких целей. Этот термин также обозначает внутреннее стремление к совершению какого-либо рода деятельности, направленной на изменение своей судьбы или на улучшение окружающего мира. Эта цель представителями пассионарности воспринимается важнее, чем собственные счастье и жизнь, а также данная деятельность представляет для них большую ценность, чем интересы своих соотечественников и современников. Особе данной группы чуждо понятие равнодушия, но следует понимать, что доминант не обязательно действует с благими целями. Так, под влиянием биохимической энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления, а также стремления могут быть направлены и на благо, и на разрушения. Благодаря пассионарности человек не становится героем и предводителем толпы, а лишь входит в ее состав. Таким образом определяется возбуждение коллектива в какой-либо эпохе этноса.

По мнению Льва Николаевича, пассионарность - это еще и наследуемые особенности человека, которые отвечают за его способность к сверхусилиям или же к сверхнапряжению. Автор теории считал, что данный феномен имеет психологическое объяснение и что на степень пассионарности влияет космическое излучение.

Рассуждения Л. Н. Гумилева по данной теме в работе " Конец и вновь начало":

Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых.

В своих работах Л. Н. Гумилев говорит о том, что социально-историческому явлению можно дать характеристику с помощью появления в ограниченной сфере большого количества пассионариев (людей с повышенной активностью). Также существует мера данной биохимической энергии, которая вычисляется благодаря отношению пассионариев к обществу.

Комплиментарность

Лев Николаевич определяет термин "комплиментарность" как неподвластное индивиду впечатление о другом человеке, которое является основой дальнейших неосознанных симпатии или антипатии. По мнению автора теории, данный феномен является главной причиной установления дружеского или враждебного контакта между представителями любых расовых принадлежностей, которые могут иметь различные уровень развития и культурные связи.

Уровни пассионарности

В пассионарной теории этногенеза существует базовая и подробная классификации избытка энергии живого вещества.

Подробная классификация пассионарности

Переходный

Уровень Название Пояснение Описание
6 Жертвенный Высший уровень Носитель способен, не задумываясь, пожертвовать собственной жизнью ради достижения поставленной цели, которая совпадает с интересами идеалов
5 Носитель испытывает большее стремление к идеалу победы, которое выражается в его способности идти на большой риск ради достижения поставленной цели (в данном случае это превосходство над другими пассионариями), но жертвовать собственной жизнью такой человек не способен
4 Переходный Характеристики носителя совпадают с пятым уровнем, но они имеют не такой большой масштаб (стремление не к победе, а к идеалу успеха)
3 Надломный Носитель стремится к идеалу знания, красоты и т. д.
2 Внутреннее стремление носителя основывается на постоянном поиске счастья или удачи
1 Носители, которые стремятся к благоустройству без риска для жизни
0 Обыватель Нулевой уровень Пассионарий является тихим по темпераменту человеком, который полностью приспособлен к ландшафту
-1 Субпассионарии Такие носители способны к самым незначительным действиям; они приспособлены к ландшафту
-2 Субпассионарии Пассионарии, которые не способны ни на какие действия или изменения; постепенно они уничтожаются или заменяются обывателями

Л. Н. Гумилев неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и называл пассионариев «люди длинной воли». Может быть умный обыватель и довольно глупый «ученый», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это все не исключает и не предполагает друг друга.

Формы этнических контактов

Это способы, с помощью которых взаимодействуют этносы. Они определяют уровень пассионарности и комплиментарности. Их существует три вида, подробнее о них будет говориться ниже.

Симбиоз

Это такая система, при которой каждый этнос занимает свои определенные территорию и ландшафт. Симбиоз предполагает, что пассионарии каждой группы обособлены друг от друга, благодаря этому они сохраняют свои национальные особенности. При данной форме этнических контактов нации взаимодействуют друг с другом, обогащаясь при этом.

Ксения

Это так называемый "гость". Тот, который живет не в своей этнической системе. Главным условием для получения носителем такого статуса является изолированность от "хозяев".

Химера

Это "гость", не имеющий изолированности от "хозяина". Чаще всего участниками химеры оказываются два суперэтноса, которые имеют отрицательную комплиментарность по отношению друг к другу. Это ведет к кровопролитию и разрушениям, которые приведут к гибели одного из этносов или сразу к уничтожению двух систем.

Этнические антисистемы

Если описывать пассионарную теорию этногенеза простым языком, то следует сказать, что существует этническая антисистема, которая определяется группой людей, связанных между собой своим негативным мировоззрением. Они по-особенному относятся к окружающему миру, стремясь упростить системы и их связи.

Пассионарные толчки

Лев Николаевич считал, что в мире периодически происходят массовые мутации, вызываемые космическими силами, которые влекут за собой повышение уровня пассионарности. Он вводит для этого феномена термин "пассионарные толчки".

Историк-этнолог предполагает, что их продолжительность составляет несколько лет. Происходят массовые мутации, по его мнению, вдоль геодезических линий, которые имеют протяженность в пару тысяч километров.

Л. Н. Гумилев пишет, что вызывает данный процесс одновременное появление новых пассионарных популяций в разных уголках Земли. Располагаются эпицентры пассионарных толчков в местах, которые можно определить с помощью натянутой нити на глобусе, если она находится в плоскости, проходящей через центр нашей планеты. Лев Николаевич считал возможной связь массовых мутаций с периодическим сильным излучением от образований, находящихся по краю солнечного диска.

Критика пассионарной теории этногенеза

После того как теория Льва Николаевича была опубликована в серии научных журналов, она подверглась критике научной общественности. Его коллеги, известные ученые и историки, посчитали, что она заслуживает сильного порицания, так как не основывается, по их мнению, на достаточном количестве аргументов. Они пришли к решению, что делать частные выводы, отталкиваясь от необоснованных идей, это признак некомпетентности и непрофессионализма автора. Так, А. Л. Янов открыто заявил:

Отсутствие объективного критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит ее за пределы науки, превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма.

Критики указывают на главные слабые места Льва Николаевича Гумилева в пассионарной теории этногенеза в журнале "Скептик". Они высказываются о том, что он не подкрепляет свои идеи фактами, опираясь лишь на "наблюдения этнологов", при этом отказываясь привести пример конкретных эмпирических заключений, сделанных ими.

Некоторые общественные деятели обвиняют Льва Николаевича в завуалированных антисемитских взглядах, подкрепляя свои подозрения словами Гумилева о евреях:

Проникая в чуждую им этническую среду, {они} начинают ее деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря - жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают ее аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство.

Л. Н. Гумилева сейчас называют одним из предшественников фолк-хистори. Данный термин определяет литературные публицистические работы и идейные теоретические концепции, написанные на историческую тему, которые претендуют на звание "научные", но по сути не являются ими; обычно их пишут непрофессионалы.

В этой статье рассмотрена кратко пассионарная теория этногенеза. Как относиться к данной работе, верить ли ей или же подвергнуть сомнению - решать каждому самостоятельно.

Лев Николаевич Гумилёв хорошо известен в широких кругах читателей, для ученого-историка даже очень известен, даже и знаменит, благодаря сделанному им исследованию принципов развития этносов и выдвинутой на этой почве гипотезе пассионарности.

Простейшее определение, которое дает там пассионарности Л. Н. Гумилёв, состоит в том, что «это признак… образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию». То есть, можно сказать - пассионарность есть повышенная тяга к действиям, да еще, опять-таки по Гумилёву, «повышенная способность к напряжениям». Второе уточнение определяет, что у Гумилёва стоит за уровнями «пассионарного напряжения суперэтнической системы». В настоящем случае достаточным будет указать на то, что они образуют шесть фаз этногенеза: подъема, акматическую (от «акмэ» - расцвет), надлома, инерционную, обскурации и мемориальную.

Концепцию пассионарности Л. Н. Гумилёв наиболее развернуто и полно изложил в своей работе «Этногенез и биосфера земли». Здесь в изобилии представлены разнообразные аргументы автора в пользу своей концепции: и претендующие на философичность, и естественнонаучные, и опирающиеся на культурно-исторические реалии.

Самую бурную и резкую критику вызывает теория пассионарных этногенетических скачков как по поводу своей сущности, так и адрес лично её автора, что часто случается с творениями неординарных людей.

Основной термин созданной Гумилёвым теории – «Пассионарность», не совсем понятное, новое слово. «Это слово с его внутренним и многообещающим содержанием в марте 1939 года проникло в мозг… как удар молнии, - писал Л. Н. Гумилёв. – Откуда оно взялось – неизвестно, но для чего оно, как им пользоваться и что оно может дать для исторических работ, было вполне понятно». Изобретённый учёным термин указывает на стремление и способность человека изменять окружающий мир. Пассионарность может усиливаться и ослабевать, что лежит в основе универсального развития любого этноса

Пассионарность в буквальном переводе на русский язык означает «страстность» или «одержимость страстями». Очевидно, что это не то, что понимается под страстями в быту. По введённому автором понятию, сами пассионарии, носители пассионарной энергии, - это отдельные индивиды, способные аккумулировать колоссальное количество психической энергии и через особое (хотя и гипотетическое поле) передавать её своим ближним, вдохновив их либо на жертвенный подвиг (таковы Александр Невский, Жанна д"Арк), либо на великое общее дело (Ганнибал, Готфрид Бульонский и первые крестоносцы), либо на удовлетворение безмерного честолюбия (Корнелий Сулла, Наполеон), либо, наконец, на разбойничье завоевание и грабежи (викинги, испанские конквистадоры).

Нужно лишь, чтобы в этносе было достаточно людей, готовых вдохновляться идеей, подверженных некой «пассионарной болезни», если, восприняв терминологию Гумилёва, чуть расширить созданный им понятийный аппарат.

«Этногенез, - по приведённому учёным определению, - это инерционный процесс, где первичный заряд энергии… расходуются вследствие сопротивления среды, что ведёт к гомеостазу… Именно благодаря высокому накалу пассионарности происходит взаимодейст- вие между общественной и природной формами матери».

Итак, этногенез обусловлен «пассионарным толчком», то есть накоплением в населении, занимающем некий ландшафт, пассионарных личностей. При этом автор теории подробно говорит о том, какие ландшафты более, а какие менее благоприятны для возникновения сильных этносов. Причём «этнос», как пишет Л. Н. Гумилёв, - не нация, не конфессия, не класс и не государство. Это та общность, которая на уровне самоощущения определяет противопоставление «наши – не наши»; с другой стороны, этнос есть неотъемлемая часть породившего ландшафта, и то, что называется «менталитет», формируется средой обитания этноса; таким образом, есть этносы равнинные, есть городские, есть островные (хотя создаётся такое ощущение, что в этом тезисе немного более чем следовало бы, ставится ударение на географический фактор расположения этносов, потому как можно сделать вывод о том, что все «равнинные» или, например, «островные» этносы Земли имеют схожий менталитет, располагаясь в противоположных частях планеты, в зонах иных климатов и географических широт, в окружении носителей разных культур, что не может сформировать схожее мироощущение этноса, а также всё то, что входит в понятие «менталитет». Итак, если ничего не помешает, этнос проходит различные стадии, зависящие именно от уровня пассионарности.

Они, по мнению автора, у всех народов одинаковы и весь цикл занимает примерно одинаковое время: 1200-1500 лет. За этот период история любого этноса характеризуется сменой его энергетических состояний: толчок (вспышка пассионарной энергии) – подъём – перегрев – упадок - затухание (рассеяние энергии), адекватно отвечающим фазам этногенеза в собственном историческом времени этноса: рождение – взлёт (акматическая фаза) – спад (резкий надлом) – инерционная или мемориальная фаза (происходит всплеск науки и культуры) – обскурация – смерть (вовсе не значит, что умирают все носители этноса – одни могут стать частью соседнего, набирающего пассионарность, этноса (здесь Гумилёв делает попытку выяснения закономерных взаимоотношений между различными этносами; приняв этнические единицы за замкнутые системы, можно предположить различные формы взаимоотношения – от конфликтов до сосуществования на основе разделения труда), другие же живут в гармонии с окружающей средой - это будет гомеостаз. Важным моральным критерием для оценки деятельности этносов Л. Н. Гумилёв считал взаимодействие человека и природы, или, по его терминологии, этноса и ландшафта. Завоевание этносом энергетической ниши в биосфере происходит иногда с большими потерями для природы, иногда – органично. Утвердив как аксиому положение «У народов есть родины!», Л. Н. Гумилёв делает логичный вывод, что даже в случае крупной миграции этносы выбирают условия, близкие к тем, которые они покинули.

«Фазы жизни» народа, подобные обозначенным Гумилёвым, до него называл Тойнби, о смертности этносов писал Данилевский и Шпенглер, но никто не назвал движущую силу этногенеза. По мнению Л. Н. Гумилёва, движение этносов определяет пассионарный толчок. Возникает закономерный вопрос: откуда же берётся этот пассионарный толчок? В своей работе «Этногенез и биосфера Земли» учёный утверждает, что время от времени «Ближний Космос» посылает в биосферу Земли очистительные пассионарные толчки. Хотя надо отметить, что в последних своих работах Гумилёв не уделяет особого внимания этому самому «Ближнему Космосу».

Важно то, что цепь причинно–следственных явлений обрывается Гумилёвым именно в том месте, где она уходит за пределы Земного шара. Пассионарный толчок – это такой разрыв естественной причинности, который закрыт для научного познания. Причина возникновения этносов вынесена Гумилёвым в Космос. Это равнозначно признанию, что теория не претендует на познание, поскольку условия, создающие в Космосе причину пассионарных толчков, невоспроизводимы. Не случайно «космос» - не научное понятие.

Для учёного нашего времени создать научную теорию, но не поддающуюся научному обоснованному доказательству, основанную почти лишь только на авторской эрудиции и интуиции, было неслыханной дерзостью. Хотя Колумб, открывший новый континент, вообще не понял, что же он открыл, Гумилёв же, гениально угадав, что этногенный фактор – энергетический, так и не понял, что такое значит энергия его пассионарных толчков.

Можно предположить, что гумилёвская пассионарность ближе всего к физическому действию, введённому в XVIII веке П. Мопертюи как характеристики перехода кинетической энергии в потенциальную и обратно. Строгое определение таково: действие есть интеграл по времени разности между кинетической и потенциальной энергиями.

Гумилёв нашёл метод изучения этногенеза в открытой В. Вернадским биохимической энергии, привносимой в организмы из Космоса. Обнаружил способ действия этой силы – пассионарный толчок. Рождение этноса сопровождается повышением энергии, биологически трансформированных через микромутации у отдельных индивидов - пассионариев.

До открытия Гумилева предполагалось, что этнос, точнее народ, национальность, нация - это сообщество, членов которого объединяет что-то одно: язык, государственная власть, инерция истории, жизнь в одном обществе. Но это не более чем поверхностное суждение и как наблюдение над фактами является иллюзией, свойствен-ной наблюдателям. Этнос, по Гумилеву, - это реальная категория, которая позволяет выделить по ряду признаков группу людей, выступающую в истории как большая замкнутая система с определенным динамическим стереотипом поведения, именно поведения, и оригинальной внутренней структурой, меняющейся в зависимости от времени жизни этноса - от фаз этногенеза. Этнос, движущийся во времени, постоянно стремится путем выработки своего поведения и утверждения его в потомках к расширению ареала присутствия на исторической арене, и вся нацеленная энергия этноса, если ее суммировать, зависит, во-первых, от лимитирования определенной окружающей среды, где этнос добывает свои средства жизнеобеспечения, и, во-вторых, направленности его действий по созданию все большего для себя социального пространства.

По мере движения во времени этнос испытывает сопротивление среды, которая начинает оказывать отрицательное воздействие на его жизнестойкость, и с растратой пассионарной заряженности первоначального импульса это в конце концов приводит любой этнос в состояние равновесия между собой, соседями и природной средой, к исчерпанности ресурсостойкости этноса. Он теряет резистентность, сопротивляемость. Жизнь этноса, определенная Гумилевым опытно-историческим путем на материале Всемирной истории, фиксированной хронологией событий, длится в пределах от 1200 до 1500 лет, и в течение этого жизненного цикла наблюдается постепенная растрата жизненных, энергетических сил, биосферной заряженности этноса. Вопрос в том, откуда, из каких источников возникает, берется эта "запасливость" этноса, но об этом и говорит теория пассионарности.

Каждый этнос при своем рождении, появлении на свет обладает инерцией первоначального толчка. Можно не спрашивать, как это происходит, стоит лишь рассмотреть, как это происходило в истории. Так, от толчка - мутации возникли все народы на Земле.

Лев Гумилев про пассионарность

Как бы из "ничто", из неизвестности, из оболочки каких-то событий, зачастую под чужим именем - проявляют себя группы людей, являющиеся первоначальным ядром будущей этнической организации или организма, работающим в определенном ландшафте и совершенствующимся в дальнейшем - в превращениях этноса движениями, скачками, прерывистыми фазами, не эволюционно, а через войны, кризисы, самоуничтожение и приступы переустройства этногенеза. Новорожденный этнос живет не плавной растратой своих биосферных запасов, но скачкообразно, некими пусками - фазами, которые имеют определенные ритмы.

Основной единицей измерения истории выступает этнос. Он может быть малым и большим, как китайцы, русские, бенгальцы, арабы. Элементом структуры этноса выступает субэтнос, на которым вначале может покоиться образование этноса, а потом большая система все-таки снова разбивается, распадается на ряд субэтнических единиц. Так, в русском этносе субэтносами являются поморы Севера, казаки южных областей, сибиряки - потомки первопроходцев (чалдоны) в Сибири, разнообразные метисные образования, интеллигенция XIX века, старообрядцы, русско-горские общины на Кавказе, молокане, русские евреи, туркестанстанцы-русские, родившиеся в Средней Азии, москвичи в середине XX века и другие.

Еще меньшей единицей этноса являются консорции- группы людей, объединенные одной исторической судьбой, не мировоззрением, но поведением. Это нестойкие объединения, связанные одними интересами или делами, и они могут быть разного рода и "жанра": секты и тайные культы, партии, банды и нелегальные образования, кружки, воинственные или отреченные от жизни сообщества: скальды в Скандинавии или суфии в Персии, викинги, нестяжатели на Волге, трапперы в США, беглые в Новороссии в XVIII веке или борцы за веру, газии в средние века на Ближнем Востоке. От них могут рождаться новые этносы и возникать затем новые государства, но в основном консорции - это первичная ячейка "формообразования" этногенеза, из ста образований лишь одно-два при благоприятных обстоятельствах могут создать этнос. Как правило, этнос стремится к реализации себя в чем-то значительном - в военной державе, империи, королевстве, сверхсистеме - суперэтносе, в какой-то огромной исторической задаче: в стремлении Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона к мировому господству или Николая I в России - к созданию неовизантийской империи.

Выполнив свою роль, суперэтнос "утяжеляется", становится перегруженным, разбитым на составные части по общежитейским разнородным интересам и с разными внутренними запасами прочности жизни. Собрать его на очередную историческую задачу бывает невозможно, как, например, невозможно на этой стадии пассионарности воссоздание господства российского суперэтноса под видом СССР в Евразии, и тогда на первый план выступает желание этноса упорядочить отношения внутри себя. Другая стадия формирования этноса - конвиксия. Это общность людей, объединенных уже на фазе упадка этноса, на фазе инерционного развития - обыкновенным семейным или частным укладом, культурными связями. Конвиксии возникают уже как общежитейские общины, говорящие на господствующем в государстве языке, не "высовываются" из ниши, стремятся реализовать свою "малую" судьбу внутри большой судьбы и потому чаще всего встречают либо поддержку, либо равнодушие соседей. Так, советские-российские немцы становятся сегодня конвиксий для целей сохранения своей исторической фазы существования и желают вернуться на родину в Поволжье, чтобы создать там некий социальный организм, который непонятен окружающему населению. Аналогичные процессы происходят и в Европе, и особенно остро на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии, да и везде.

Виды понятий и отношение между ними

1. Понятие

В истории логики при решении вопроса о понятии допускались, прежде всего, две крайности.

Одна — это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение увидеть органическую связь с ней…

Европейский экзистенциализм

2. Понятие экзистенциализма

бытие экзистенциализм религиозный атеистический Экзистенциализм — направление философской мысли, выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. Оно возникло в начале ХХ в. в России…

Закон взаимоперехода количества и качества

1. понятие «качество»

В повседневной жизни мы познаем в ощущениях предметы материального мира, их качества. В свое время Гегель определял качество «как тождественную с бытием определенность». Это подчеркивает, что предмет и качество неотделимы друг от друга…

1.1 Понятие

Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, поддерживающие учение о самобытности и национальной исключительности русского народа…

Исторический спор западников и славянофилов

2.1 Понятие

Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Оно было представлено "обеими столицами" — Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился в спорах со славянофилами в 1841—1842 гг…

Марксистско-ленинский материализм как философия и наука

4.5 Понятие закона

Общая характеристика суждений

1. Понятие

Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе (но не по логике!): 1.1 примеры: а) обобщение понятия Обобщение понятия (англ. Concept gneralisation) — логическая операция, которая заключается в том…

Основы логики

1. Понятие «гипотеза». Гипотеза как форма развития знаний. Логическая природа гипотез. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и опытных данных при построении гипотез. Способы подтв

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала…

Предмет философии

1. Понятие философии

Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия — любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т…

Предмет философии. Герменевтика. Проблема оптимизма и пессимизма в гносеологии

7. Понятие общество

Социальная философия начинается с уяснения общих характеристик общественной реальности и общественного человека (человека в его социальных качествах)…

Природа и общество (концепция географического детерминизма Ш. Монтескье, концепция пассионарности Л. Гумилева, концепция золотого миллиарда)

3. Теория пассионарности Л. Гумилева

Прежде, чем описывать теорию пассионарности Льва Гумилева, необходимо дать определение этносу. По определению Гумилева, этнос — это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей…

Проблема бессознательного в философии. Психоанализ

1. Понятие бессознательного

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за порогом сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание…

Сущность логики

2. Понятие

Понятие — логическая форма, которая определяет круг объектов по схожим, существенным признакам. Каждое понятие имеет своё содержание и объем. Содержание понятия — существенные признаки объекта. Объем понятия — количество объектов…

Учение о пассионарности Л.Н. Гумелева

4. Теория о пассионарности Л.Н.

Пассионарная теория этногенеза

Гумилева

Пассионарная теория этногенеза — гипотеза Льва Гумилева, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Этногенез (от греч. «этос» — «племя…

Чувственное и логическое познание

4.1. Понятие

Законы, сущность явлений человек познает на абстрактно-логической ступени познания, посредством мышления. «Мышление — это опосредованное, обобщенное познание действительности…

Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва

ВВЕДЕНИЕ

Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них как по значимости в культуре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке народами, а в научной литературе – этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этнологической литературе уже довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло, по существу, лишь в последние десятилетия. В современной этнологии это понятие неразрывно связано с понятием этничности. В 60 – 90-е годы в мире появилось огромное количество научных публикаций по этой проблеме. Благодаря им понятие «этничность» прочно закрепилось в категориальном аппарате политологии, истории, этнологии, социологии и других социальных наук .

В отечественной этнологии с самого начала употребления термина «этнос» за ним утвердилось значение «народ». Вместе с тем для обозначения различных форм этнических общностей и отношений в научной литературе употребляются и производные от этого слова термины. Среди них часто используется понятие «этничность» как некая категория, обозначающая существование отличительных черт этнических групп или идентичностей. Этот термин акцентирует внимание, прежде всего, на полиэтническом характере большинства современных обществ.

Характерной чертой отечественной этнологической науки является то, что в ней всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которым свойственно, как и любым биосоциокультурным системам, строго последовательное поэтапное развитие: рождение, функционирование, взаимодействие, эволюция, смерть или трансформация .

Исследование процесса этногенеза – происхождения и развития этносов – учёные-этнологи относят к одному из самых сложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других факторов.

Исходным пунктом исследования этногенеза является вопрос о понимании и употреблении самого термина «генезис» по отношению к этносам и этническим группам. В мировой и отечественной литературе по этнологии, культурной и социальной антропологии под этногенезом, как правило, понимается процесс исторического происхождения этнических групп в периоды плейстоцена (от 2 млн. до 20 тыс. лет назад) и начала голоцена (от 20 тыс. до 3 тыс. лет до н.э.), когда согласно данным археологии и палеонтологии, протекали процессы антропогенеза, развития вида Homosapiens, социогенеза ранних форм человеческих обществ, зарождение основных форм труда, языка, религии, искусства и т.п. В силу большого числа факторов, оказавших влияние на группы людей, участвовавших в этногенезе, не имеет смысла говорить как о конкретной точке отсчёта этого процесса, так и о какой-либо дате его завершения. Ведь и за последние 5 тыс. лет человечество не сохранило свою первичную этническую морфологию. Совершенно очевидно, что в течение всего этого времени порождение новых этнических образований не прекращалось, как продолжается оно и в наши дни .

1. Характерные черты этноса

Выдающийся русский учёный Л.Н. Гумилёв рассматривает этнос как биофизическую реальность, всегда облачённую в ту или иную оболочку. Для Гумилёва этнос не социальная группа, так как напрямую с производительными силами он не связан. Этнос не раса, так как это не форма общежития, а биологическая характеристика. Этнос не популяция (сумма особей, живущих в одном ареале и беспорядочно скрещивающихся между собой). Этнос – явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его ландшафтом.

При этом становится понятной и очевидной мысль о том, что человек – это не только социальное существо, хранящее в себе в определённом смысле весь опыт исторического развития человечества. Мы не должны забывать, что человек – это ещё и часть биосферы нашей планеты, закономерный итог её длительного, продолжающегося миллионы и миллиарды лет развития. В.И. Вернадский, создатель учения о биосфере – ноосфере, утверждал, что биосфера Земли – это совокупность живого вещества (всех живых организмов нашей планеты) и преобразованной им окружающей среды. Человек, как часть живого вещества Земли, не может не принимать участия в биогеохимических процессах, обеспечивающих функционирование биосферы. Как же человек входит в биосферу, становится её составной частью? Гумилёв считал, что это происходит в виде этносов, которые в совокупности становятся антропосферой, или этносферой . Поэтому понятна роль ландшафта для существования этноса – это необходимый элемент антропосферы. Но этносы отличаются от растений и животных, также неразрывно связанных с окружающей средой, но не способных к осознанной деятельности, тем, что человек может сознательно и целенаправленно изменять условия своего существования. Эта способность человека может стать как величайшим благом, так и величайшим злом. Ведь своей деятельностью человек нарушает тщательно отлаженные механизмы саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого улучшения условий своей жизни может столкнуться с экологической катастрофой.

Другой сущностной характеристикой этноса является его тесная связь с энергией. Как часть биосферы Земли, этносы должны участвовать во всех биосферных процессах. Чтобы представить себе масштаб этих процессов, достаточно упомянуть, что важнейшей функцией является средообразующая, и её результат – современный облик нашей планеты. Такие мощнейшие процессы, как извержения вулканов, землятрясения, требуют гигантских энергетических затрат. Природа этой энергии также была открыта В.И. Вернадским, назвавшим её биогеохимической энергией живого вещества. Для функционирования биосферы в целом важнее всего энергия Солнца, излучения которого буквально пронизывают всю биосферу. Для объяснения же сущности этноса и этничности большее значение имеют космические излучения, изредка достигающие поверхности Земли и оказывающие своё молниеносное энергетическое воздействие.

Гипотеза Гумилёва заключается в том, что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается воздействию какого-то специфического вида космического излучения, которое вызывает мутации, способствующие появлению у некоторой части людей повышенной тяги к действию. Это свойство Гумилёв назвал пассионарностью, а людей – носителей этого свойства – пассионариями. Собираясь вместе, такие люди ставят общие цели и добиваются их осуществления. Они вырабатывают единые стереотипы поведения и единое самосознание, образуя таким образом новый этнос.

Существенно важным для характеристики этноса Гумилёв также считал системный подход, в соответствии с которым весь мир рассматривается как совокупность систем – множества внешне и внутренне упорядоченных элементов. Гумилёв считал, что этнос – закрытая система дискретного типа. Он получает заряд энергии в момент пассионарного толчка (уже упоминавшейся вспышки космической энергии, приводящей к мутациям) и, растратив его, либо переходит к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части. Именно так существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения (этот признак Гумилёв считал самым главным для этноса) и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющей себя всем другим подобным коллективам на основе дихотомии «мы – они». Это явление противопоставления и есть тот механизм, с помощью которого человек влияет на природу, воспринимает её составляющие и кристаллизует их в свою культуру .

При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают, либо дисгармония. В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором – нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта. Так Гумилёв подводит объективную основу под чувство комплиментарности – деления на «своих – чужих», являющегося важнейшей характеристикой этноса .

2. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва

Создавая свою теорию этногенеза, Гумилёв положил в её основу в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что оно является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определённых географических и климатических условиях. Гумилёв определяет этнос как биофизическую реальность, а потому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться её законам, участвуя в тех процессах, которые протекают в ней. А это гигантские по своим масштабам процессы, в значительной мере сформировавшие весь современный облик нашей планеты, сравнимые по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами. В.И. Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы.

41. Сущность пассионарной теории этногенеза л.Н. Гумилева

Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие там. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов популяций – стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы бросится в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на уровне этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза .

Теория Пассионарности Гумилёва.

Теория пассионарности

Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).

Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:

– подъем;

– акматическая фаза;

– надлом;

– инерционная фаза;

– обскурация.

Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.

Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.

Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.

Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.

Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

По Гумилеву, имеются три категории людей:

– пассионарии;

– гармоничные особи;

– субпассионарии.

У пассионариев энергетика избыточна.

Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.

В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.

Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.

При одном условии – если за это платят.

Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Субпассионарий же ни на что полезное не способен.

Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.

Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.

Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.

Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов

(цивилизаций).

Вот как это выглядит относительно западного мира.

В IX веке нашей эры пассионарный

толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).

После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.

В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.

В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.

В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.

В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.

Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.

Особое место среди культурологических трудов второй половины ХХ столетия занимают работы историка, географа и этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912-1992), являющиеся ярким примером оплодотворения культурологии данными физической географии, биологии (теории мутаций) и новыми знаниями о космосе, и,посвященные выявлению связей между биосферой Земли и возникновением этносов народов. В официальной науке его многочисленные труды – «Этногенез и биосфера Земли» (1990), «От Руси к России» (1992), «Этносфера. История людей и история природы» (1993) и многие другие – сознательно и долго замалчивались, а их автор представлялся как ученый-фантазер.

Л.Н. Гумилев является автором глубоко новаторских исследований по истории и культуре кочевников Средней и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н. э., исторической географии, создателем теории этногенеза и других. Начало формирования теории этногенеза относится к довоенному периоду творчества ученого и связано с идеей пассионарности, понимаемой как феномен энергоизбыточности, которая, по словам самого Л.Н. Гумилева, «в марте 1939 г. проникла в мозг… как удар молнии».

Несколько упрощая оригинальную культурологическую теорию Л.Н. Гумилева, обогащенную множеством новых терминов и понятий, можно свести к следующему: история человечества есть история антропосферы, т.е. позднейшего и высоко организованного слоя биосферы. Главным действующим лицом «человеческой оболочки» Земли выступает «этнос» общность людей, связанная не столько генетически, сколько взаимным тяготением, «комплиментарностью», чувством «мы» и «они», общей культурой, обусловленной, в первую очередь, общей историей и общим «кормящим» ландшафтом той территории, на которой эта общность зародилась и развивалась. Этнос, объединяющий несколько близких по духу и культуре народов, образует «суперэтнос»; остальные, входящие в него народы, народности и племена, могут рассматриваться как «субэтносы».

Опираясь на выводы В.И. Вернадского о биохимической энергии живого вещества биосферы, Л.Н. Гумилев рассматривает этносы как природные явления и доказывает, что неравномерность распределения этой энергии создает определенный эффект в виде свойств характера людей, который он называет пассионарностью. Л.Н. Гумилев определяет пассионарность как «характерологическую доминанту», как осознанное или неосознанное непреодолимое внутреннее стремление индивида к деятельности, направленной на осуществление какой-либо, пусть даже иллюзорной, цели, которая представляется «пассионарной особи» зачастую ценнее не только собственной жизни, но и жизни и счастья своих соплеменников и современников. Новые этносы, по мысли Л.Н. Гумилева, возникают как следствие взаимодействия разных этносов на границах ландшафтных территорий, в результате чего возникает не только интенсивная метисизация людей, но и сочетание различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Этногенез, или процесс становления новых народов, – это явление природное, в то время как процесс пассионарного подъема, во время которого этносы создают свой особый тип культуры, является творением разума и рук человека. Для всех пассионариев, по мнению ученого, характерно посвящение себя той или иной железной цели. Любая культура не только формирует новый, своеобразный тип мышления и стереотип поведения, но обязательно генетически связана с прежними культурными традициями и исходными элементами. Каждый этнос за время своего существования (приблизительно 1200 – 1500 лет) проходит стадии зарождения, подъема, надлома, инерционности и разложения, в ходе которых создает и развивает свою культурную традицию, а затем в нем возникают новые пассионарии, которые возвещают о становлении нового этноса. Причиной возникновения нового жизнеспособного этноса (обычно на базе умирающих этнических единств) становится так называемый пассионарный толчок, когда в той или иной географической точке появляются большие группы сверхактивных людей – так называемых пассионариев, устремляющихся на новые человеческие подвиги и творящие историю и культуру. Их внезапная активность объясняется притоком в их организм особого вида энергии – энергии живого вещества, образующего биосферу и антропосферу. Эти люди переживают естественную психобиологическую мутацию, вызванную, по наиболее вероятной гипотезе, какими-то излучениями из космоса.


После пассионарного толчка наступает фаза подъема –стабильного роста пассионарного напряжения, которая продолжается 200 – 300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и способных для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен, и активно отстаивающих свои интересы, часто за счет соседей.

Затем наступает акматическая фаза –максимального пассионарного напряжения этноса, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, при котором избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет и являющаяся периодом гражданских войн и культурных потерь, – одна из самых тяжелых в жизни этноса. В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. Наступает фаза надлома – раскола этнического поля, кризисная фаза, продолжающаяся 200 лет.

После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Это говорит о том, что этнос переходит в следующую – инерционную – фазу. Для нее характерно некоторое повышение, а затем плановое снижение уровня пассионарного напряжения. Происходит укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» – законопослушного, работоспособного человека. Культура и порядок в этот период столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения неуклонно снижается, что влечет за собой неизбежный упадок, скрытый в начале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.

Наступает фаза обскурации – снижения пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатического, старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение опускается до отрицательных величин, что, в свою очередь, делает невозможным любую конструктивную деятельность. Этнос продолжает существовать за счет прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей. Данная фаза предшествует гибели этнической системы или переходу в состояние гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.

Иногда возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала обитания этноса пассионарности. Но в любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза – перехода к этническому гомеостазу. В этой фазе этническая система уже полностью теряет свою пассионарность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков продолжает жить в фольклоре и легендах.

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза имеет постепенный, плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей – достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем необходимым себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни. В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только он не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован. В таком состоянии живут аборигены Австралии, народы Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.

Новый цикл развития может быть вызван лишь новым пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но это не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза – процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли. В полном объеме свою теорию ученый применяет к объяснению этнических ритмов Евразии, поскольку является последователем историософии евразийцев, и к исторической интерпретации русского суперэтноса и его культуры.

Таким образом, Л.Н. Гумилев вслед за В.И. Вернадским приходит к выводу, что культурно-исторический процесс обусловлен не только особой «духовной» природой человека, но и в не меньшей степени зависит от все еще недостаточно познанных сил нашей Земли и космического пространства.

Концепция пассионарности, выдвинутая Л.Н. Гумилевым, позволяет понять и объяснить существование на земле разнообразных этносов, поскольку народы, находящиеся на разных стадиях пассионарности, обладают различным энергетическим потенциалом. Данная концепция дает возможность соединить воедино космические, геологические, гелиологические и социокультурные процессы, понять процессы возникновения и развития народов в направлении, которое обеспечивает существование и адаптацию к среде обитания, затрачивая при этом минимум биохимической энергии.

Русские историко-философские традиции анализа культурного процесса, сложившиеся на протяжении многих десятилетий изучения этого сложного явления жизни, дали возможность культурологам последующих поколений создать эффективные теории совершенствования социокультурных процессов в современных обществах и государствах, а также сформировать ряд принципиально новых подходов к разработке прогнозов о будущем развитии человечества.

Теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций исторического процесса. Гумилевский термин «пассионарность» стало модным цитировать по поводу и без повода, причем бросается в глаза, что большинство «толкователей» толком не знакомы с работами Льва Николаевича (на этом фоне и появляются верноподданнические рассуждения типа: «пассионарии Москвы – от Юрия Долгорукого до Юрия Лужкова»).

Итак, вкратце – у теории Гумилева имеются несколько аспектов: пассионарность; понятие этноса; его периоды развития; системность и антисистемность. Для нашей темы важно следующее.

Согласно историку (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским) народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»: подьем, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы» - борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» - золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь является Западный мир 18 – 20 веков.

Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

Надо добавить, что (по Гумилеву) имеются три категории людей: пассионарии, гармоничные особи, субпассионарии. У пассионариев энергетика избыточна. Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики. В любом случае, пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга. Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д. При одном условии - если за это платят. Если нет – он займется каким либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Субпассионарий же ни на что полезное не способен. Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику. Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки. Хотя, разумеется, они могут проявлять свои таланты и в иных сферах. Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества, как в России, так и на Западе. Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов (цивилизаций). Вот как это выглядит относительно западного мира.

В 9 веке нашей эры пассионарный толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»). После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа. В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.

В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.

В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война 17 века, с разгулом субпассионарного бандитизма.

На протяжении многих веков человек пытается найти ответы на вопросы: почему люди так похожи во многих сферах жизни, но одновременно так разнятся; от чего зависит формирование конкретной личности; что заложено в человеке на генном уровне, а что появляется под воздействием среды обитания и общения.

Многие ученые в процессе своей деятельности выдвигали гипотезы о формировании человека с его неповторимым внутренним миром. В вопросе о том, что наследуется, а что приобретается в процессе жизни, выдвигали свои идеи Бенедикт Огюстен Морель, Зигмунд Фрейд, Абрахам Маслоу, Бехтерев Владимир Михайлович и многие другие специалисты. Естественно, каждый из них доказывал свои гипотезы, опираясь на профессиональную практику, наблюдения, эксперименты.

Известен выдвижением гипотезы о структуре и механизмах развития этногенеза и пассионарности как важной его составляющей. В чем же отличие этой гипотезы от современных ей научных теорий?

Подоплека возникновения нового мнения о природе этногенеза

Будучи ребенком двух поэтов, которого вырастила бабушка и отвергло общество как сына «предателя Родины», Лев Гумилев не мог обойти вниманием вопрос, почему все происходит так, а не иначе в его окружении и возможны ли иные варианты развития сценария жизни. Свою гипотезу мыслитель выстраивал на анализе исторических и географических факторов возникновения и развития этносов.

Согласно теории Гумилева, формирование и последующую целостность этноса обеспечивают геохимические энергии биосферы. Каждый народ вырабатывает свои правила взаимодействия с окружающим миром. Основным фактором возникновения разных народностей считается приспособление к рельефу и характеру местности. С легкой руки Гумилева пассионарность отвечает за судьбы конкретного человека и целого этноса. Какую смысловую нагрузку несет этот термин?

Что такое пассионарность

Происхождение слова латинское (passio - претерпевание, но и страсть, аффект). В ареале европейских языков однокоренные слова имеют некоторые нюансы. В Испании pasion трактуется так же, как и на латинском. В Италии passione - это страстная любовь. Во Франции и Румынии passione - описание чувственных пристрастий. В Англии passion - обозначение вспышки гнева. В Польше термин обозначает ярость. В Голландии, Германии, Швеции, Дании passion - это увлечение.

Русский эквивалент латинского слова - старинное слово страсть. Много лет назад оно имело иное значение, нежели сегодня (по В. И. Далю) - это и маета, мученье, душевный порыв к чему-либо, нравственная жажда, безотчетное влеченье и неразумное хотение. Согласно со старорусскими понятиями пассионарность нации представлялась в лице страстников или страстотерпцев.

Однако многие старинные слова русского языка либо вышли из обихода, либо потеряли былую смысловую нагрузку, и сегодня «страсть - это сильная любовь, сильное чувственное влечение (по И. С. Ожегову). Налицо упрощение значения слова. Поэтому Гумилев говорит не о страстности, а о пассионарности.

Что такое пассионарность? Определение описывает общее утверждение В.И. Вернадского о неоднородности распространения биохимической энергии в продолжительный исторический период. Результаты неравномерности распределения энергий выливаются в пассионарность (по Гумилеву). А моменты наивысшего выделения биохимической энергии в пространство обозначаются как пассионарные толчки.

Утверждается, что пассионарность вызывается микромутацией на генном уровне, однако этот факт практически недоказуем. И дело даже не в том, что не проводились соответствующие исследования, а в том, что отклонение генного набора (в виде мутации) даже на десятые доли процента от нормы вызывает тяжелую патологию, а на 1-2 % - изменение вида (можно стать дельфином или крокодилом).

Утверждения Гумилева о пассионарности как наследственном признаке правдивы постольку, поскольку наследуются типы темперамента, свойства нервной системы. Но подобными исследованиями занимается психогенетика, в которой достаточно терминов для описания подобных явлений. При помощи методов исследования учеными доказано, что пресловутое желание «учиться и познавать новое и неизведанное» закодировано в определенной группе генов и передается по наследству. Этот факт подтвержден лабораторными исследованиями, многолетними наблюдениями и экспериментами.

Множественность определений термина

По Гумилеву, пассионарность - это «характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)» (книга «География этноса в исторический период»). Существуют и другие определения. Некоторые психологи утверждают, что автор создал новую психодинамическую теорию личности, однако в «классической» типологии характеров описаны все особенности, приписываемые Гумилевым пассионариям, только в другой классификации.

Особенность научного знания, в отличие от гипотетических предположений, - в том, что оно доказуемо, наблюдаемо, повторяемо в сходных условиях, с его помощью можно составить точный сценарий будущих событий. Теория пассионарности и этногенеза - это попытка взглянуть на историю народов с иной точки наблюдения (минуя экономические и политические закономерности). Поскольку известно, что в человеке только 50 % наследуемых характеристик, а оставшиеся приходятся на воздействие социума и окружающей среды, Лев Гумилев описывал возможное воздействие последней (влияние ландшафтов и их энергетической насыщенности).

Опубликована теория Гумилева о пассионарности в книге «Этногенез и биосфера Земли». Это нестандартный подход к изучению истории и географии этносов и закономерностей их развития. Однако в ней нетрудно заметить так называемое неоевразийство. Евразийство было национальным постулатом в 1920 - 30-х годах. Теория Гумилева о пассионарности основана на идеях таких известных евразийцев, как Трубецкой, Красавин, Савицкий, Вернадский. Лев Николаевич является продолжателем многих идей этой культурологической концепции. Прослеживается это и в описании малочисленных этносов (закрытых и самобытных), их религиозных и типологических особенностях, а также роли личностей с особой психикой в исторически напряженных моментах развития этноса.

Взгляды Гумилева на взаимодействие цивилизации и этноса

Лев Николаевич был одним из тех, кому теория прогресса была противна. Именно в цивилизации он видел признаки разрушения этнических систем, что, по мнению Гумилева, приводит к деградации земель и ухудшению экологического состояния среды обитания. Основным губительным фактором в данном случае является «противоестественная миграция» и возникновение городов («искусственные ландшафты»). Можно утверждать, что эта идея заимствована и продолжена некоторыми последователями Льва Николаевича из концепции Вернера Зомбарта.

Роль пассионариев в развитии этносов

Поскольку на возникновение пассионарности среди населения Земли влияет «некая космическая сила», то и удельная доля получения данного признака будет разной. Для описания этой особенности Гумилевым были разработаны уровни пассионарности. Всего в классификации 9 уровней, расположившихся по шкале координат в рамках значений от -2 до 6. Условно все уровни делятся на три группы (классическая модель деления):

  • Пассионарии выше нормы.
  • Пассионарность в норме.
  • Пассионарии ниже нормы.

Как расположились уровни пассионарности по Гумилеву (кратко) в перечисленных группах:

  1. В группе «ниже нормы» расположены представители человечества, относящиеся, по мнению Гумилева, к рейтингу -2 и -1 (субпассионарии). Это люди, которые не проявляют какой-либо деятельностной активности, направленной на изменения, и те, кто в состоянии приспособиться к ландшафту (соответственно).
  2. Интересно, что «норма пассионарности» расположена на отметке 0 (обыватель). Представители этой группы считаются самыми многочисленными и описываются как «тихие» люди, полностью приспособленные к окружающему ландшафту. Примечательно, что Лев Николаевич не утруждает себя в данном случае приведением примеров подобных личностей из истории.
  3. Группа «выше нормы» более разнообразна:
  • Уровень 1 характеризуется стремлением к достижению целей без риска для жизни.
  • Уровень 2 (под названием «поиск удачи с риском для жизни») отличается изрядной долей авантюризма и характеризуется как «джентльмен удачи».
  • Уровень 3 (называемый «фаза надлома») описывается стремлением к «вечным» идеалам: красоте и знаниям. В эту группу Гумилев относит людей творческих профессий, ученых.
  • Уровень 4 (обозначается как «уровень перегрева, акматической фазы, переходный») очерчивается способность стремиться к «идеальной» цели и достижению превалирования в обществе.
  • Уровень 5 отличается способностью к достижению цели любой ценой, кроме собственной жизни.
  • Уровень 6 (называется «жертвенным» или «высшим уровнем») отмечен способностью человека идти на самопожертвование.

Довольно противоречиво утверждение Гумилева о независимости его концепции от учения о темпераменте. Этот факт хорошо заметен при изучении выше изложенной классификации.

Сосуществование этносов

В вопросе взаимодействия этнических групп, согласно теории пассионарности, ключевое значение имеют размеры взаимодействующих этносов и комплиментарность (эмоциональное отношение этносов друг к другу). Выражаются такие отношения в разных способах взаимодействия:

  1. Симбиоз - подразумевает отношения этносов, занимающих свой ландшафт, но взаимодействующих по разным причинам. Такая форма считается оптимальной для благосостояния каждого этноса.
  2. Ксения - (очень редкая форма взаимодействия) подразумевает присутствие на территории ландшафта многочисленного этноса малочисленных представителей другого этноса, существующих изолированно и не нарушающих систему, в которой присутствуют.
  3. Химера - возникает в случае смешения представителей двух суперэтносов на территории одного ландшафта. Отрицательная комплиментарность в данном случае приводит к конфликтам и распаду этносов.

Стереотипы поведения в теории Гумилева

Важной составляющей этноса как единого организма определяется стереотип поведения представителей группы. По Л. Н. Гумилеву, данная характеристика представляется структурно упорядоченными поведенческими навыками, характерными для определенного этноса. Высказывается мнение, что данный фактор относится к категории наследуемых (на биологическом уровне). Структурно выделяются четыре типа отношений:

  • отношения между группой и личностью;
  • межличностные отношения;
  • отношения внутриэтнических групп;
  • отношения этноса и внутриэтнических групп.

В стереотипы поведения Гумилев также включает правила отношений этнической группы к инородцам.

Классификация этапов развития этносов

Согласно теории Льва Николаевича, стереотипы поведения претерпевают изменения на протяжении всей жизни этноса до его «старения» (состояние гомеостаза). Выделяются девять этапов (или фаз развития) этногенеза:

  1. Толчок или дрейф - этап зарождения пассионарности в этносе, появления представителей с яркой характеристикой.
  2. Инкубационный период - этап накопления энергии пассионарности с ее проявлениями, запечатленными в истории.
  3. Подъем - этап кипучего наростания пассионарности со всеми вытекающими последствиями (например, захват новых территорий).
  4. Акматическая фаза - этап наивысшего расцвета пассионарности во всех сферах жизни этноса.
  5. Надлом - этап «пресыщения» и резкого убывания пассионарности.
  6. Инерционная фаза - этап процветания этноса без проявления пассионарности.
  7. Обскурация - этап развития этноса, характеризуемый деградацией.
  8. Гомеостаз - этап существования этноса в согласии с окружающим ландшафтом.
  9. Агония - этап распада этноса.

Классификация этносферы

В основании данной пирамиды расположены конвикции и консорции. Далее, по возрастающей, - субэтносы, этносы и суперэтносы.

Зарождение и развитие этноса, по мнению Гумилева, начинается с консорций и конвикций. Первое - группа лиц с общим историческим прошлым, а второе - группа с однохарактерными бытовыми и семейными укладами. Взаимодействие этих групп и поддерживает единство этноса.

Критика теории Л. Н. Гумилева

Самым веским аргументом в пользу псевдонаучности теории Гумилева является описание и объяснение явлений с позиции «патриотизма» (научное знание свободно от «эмоциональных» теорий, не опирающихся на прочную фактологическую базу). Данное обстоятельство, как замечено критиками, мешает историку видеть суть происходивших исторических явлений. По утверждению самого Гумилева, «эмоции в науке - порождают ошибки», однако все работы автора наполнены противоречиями (происходит это благодаря отказу от некоторых методов исследования в пользу «патриотизма»).

Справедливо оспаривается и постулат об «отсутствии категории вины и ответственности» при развитии этногенеза. Критики усматривают в нем оправдание любого вида агрессии под прикрытием «жерновов истории» (настоятельной необходимости). Иллюстрацией может служить использование концепции Гумилева радикальными русскими националистами с целью оправдания своих действий.

Евразийская концепция преследовала цель оправдать русскую революцию (и все связанные с ней последствия) без отвлечения на этические оценки. Центральной идеей являлась целостность России. А методы и приемы взаимодействия с этносами в неоевразийстве (теории Гумилева) списывались на превалирующую пассионарность русского народа.

У концепции есть сторонники и противники, но одно осталось неизменным - работа так и не стала научным трудом (именно поэтому диссертация Гумилева не была утверждена ВАКом, поскольку критерии оценивания научности и псевдонаучности у комиссии одни для всех). К сожалению, противоречия, которыми наполнены книги Гумилева, никем не устранены, а заниматься "огранкой" данного "алмаза" желающих не оказалось.

Однако данный факт не умаляет значимости проделанной работы, оформленной в Льва Николаевича Гумилева.