Что считается остановкой. Остановка и стоянка (ПДД)


Действующая редакция правил дорожного движения утверждена .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В соответствии с данным документом регламентируются такие аспекты, как обязанности водителей и пешеходов, правила проведения учебной езды, правила маневрирования, а так же правила выполнения остановки и стоянки.

Где можно, а где запрещено стоять и останавливаться, как правильно совершать данные маневры, какая ответственность предусмотрена за несоблюдение правил, читайте далее.

Определение

Введение терминов «остановка» и «стоянка» производится в главе 1 статьей 1.2 ПДД. Согласно данному документу:

  • остановкой называется намеренное прекращение дальнейшего движения на период до 5 минут и более, если увеличение временного интервала необходимо для проведения посадки/высадки пассажиров или погрузочно-разгрузочных работ. То есть остановка производится исключительно для ведения определенных действий;
  • стоянкой так же называется намеренное прекращение движения на период времени более 5 минут. Причем прекращение движения в данной ситуации никаким образом не связано с проведением погрузки/разгрузки автотранспортного средства или посадкой/высадкой пассажиров.

Чем отличается остановка от стоянки в ПДД

Многие, особенно начинающие водители, постоянно путают эти два понятия, что приводит к неправильной трактовке правил движения, и как следствие, возникновению множества аварийных ситуаций.

Чтобы четко разграничивать остановку и стоянку требуется знать основные отличия двух понятий:

  • первое отличие – это время проведения маневра. Остановка производится на короткий период времени (до 5 минут), а стоянка – это более длительный маневр. Однако и остановка может быть совершена на более длительный интервал, если в ограниченный промежуток времени не успевают совершить все действия, предусмотренные правилами;
  • второе отличие – назначение маневра. Стоянка может быть совершена в любой целью (поход в магазин, оставление автотранспорта на ночное или рабочее время, посещение врача и так далее). Остановка же совершается только с двумя целями: 1 цель – это посадка или высадка пассажиров в пункте назначения и 2 цель — погрузка или разгрузка товаров.

Следует учитывать, что любая стоянка на первой стадии является остановкой. По этой причине для двух рассматриваемых маневров и установлены одинаковые правила.

Знаки и зона их действия

При выполнении любого вида маневрирования, в том числе остановки и/или стоянки следует в первую очередь руководствоваться знаками дорожного движения. Подробное описание знаков указывается в Приложении 1 к ПДД.

Все знаки подразделяются на несколько групп:

  • запрещающие знаки, то есть знаки, которыми категорически запрещается выполнение какого-либо действия;
  • предупреждающие знаки (знаки, которыми водитель предупреждается о возможной опасности);
  • знаки приоритета используются для определения преимущественного движения;
  • предписывающие знаки, информационные таблички так далее.

Для рассмотрения вопроса о правилах выполнения стоянки и остановки автомототранспортных средств все знаки можно условно разделить на запрещающие и разрешающие.

Разрешающие

К знакам, разрешающим выполнение остановки и/или стоянки относится:

Парковка (номер знака 6.4)

Данный дорожный знак устанавливается перед въездом на специальную площадку, которая в соответствии со схемой населенного пункта отведена для стоянки автомобильного транспорта.

Зона действия данного знака ограничивается периметром парковочной площадки. Парковки могут быть как платными, так и бесплатными. Перед въездом на платную парковку, как правило, устанавливается турникет.

Следует учитывать, что в зоне действия данного знака территория, как правило, разбивается на отдельные парковочные боксы, ограничивающиеся сплошными линиями разметки.

В некоторых боксах или при подъезде к линии боксов (на столбе) может быть установлен знак «Инвалид».

Это означает, что данные парковочные места могут занимать исключительно водители, являющиеся инвалидами и имеющими подтверждающие медицинские документы.

Если такой бокс будет занят иным водителем, то это повлечет наложение административного штрафа.

Зона регулируемой стоянки (5.29)

Данным знаком отмечается участок на проезжей части, на котором можно останавливаться, в том числе и на длительный отрезок времени.

Знак действует до знака конец зоны регулируемой парковки (5.30), не зависимости от наличия/отсутствия перекрестков. Дополнительно рассматриваемые знаки могут быть дополнены табличками, на которых указывается правильное расположение автомобиля на проезжей части в зоне действия.

Если авто припарковано не так, как указано на табличке, то водитель подвергается административному наказанию.

Место отдыха (7.1)

Знак устанавливается вне пределов населенного пункта и обозначает зоны, которые предназначаются для отдыха водителей (пассажиров).

Запрещающие

Где запрещена остановка и стоянка транспортных средств по ПДД? К запрещающим знакам относятся:

  • остановка запрещена (3.27). Данным знаком запрещается как остановка, так и стоянка. Действие знака не распространяется на маршрутные автотранспортные средства и автомобили, используемые водителем в качестве пассажирского такси. Зона действия в пределах населенного пункта ограничивается ближайшим перекрестком, а вне населенного пункта – перекрестком (при его наличии) или совместно с окончанием границ селения. Второй вариант окончания зоны действия дорожного знака 3.27 – это знак отмены запрета всех ограничений (3.31);

  • стоянка запрещена (3.28). Требования данного знака могут быть нарушены водителями, являющимися инвалидами I или II групп, такси, при условии работы таксометра, определяющего размер платы, автомобилей, принадлежащих Почте России (авто должно иметь белую полосу, расположенную по диагонали на синем фоне). Действие знака распространяется на территорию до ближайшего перекрестка (вне населенного пункта), до конца населенного пункта (в селении), до знака отмены ограничений (3.31) или до окончания расстояния, указанного на табличке, расположенной ниже основного запрещающего знака;

  • стоянка запрещается по нечетным числам месяца (3.29). Как и предыдущем случае, действие знака не распространяется на водителей – инвалидов, такси и авто почтовых служб. Зона действия – до перекрестка или конца населенного пункта, до знака отмены или истечения указанного расстояния;

  • остановка запрещается по четным числам (3.30). Зона действия знака и существующие исключения полностью аналогичны знакам 3.28 и 3.29.
  • Дополнительно необходимо представить:

    • знак 3.31, отменяющий все ограничения, наложенные иными дорожными знаками;

    • Правила

      Подробные правила выполнения таких маневров, как остановка и стоянка, рассмотрены в главе 12 правил движения.

      В городе

      Ставить автомобиль в городе, если отсутствуют запрещающие знаки и иные ограничения не предусмотрены правилами движения разрешается на правой стороне дороги и на левой стороне проезжей части, если соблюдаются следующие условия:

      • дорога имеет по одной полосе для движения в каждом из направлений;
      • проезжую часть не разделяют трамвайные пути;
      • при одностороннем движении.

      Следует помнить, что данные правила распространяются исключительно на легковой автотранспорт и грузовой автотранспорт, массой до 3,5 т.

      Автомашины с большей массой имеют право останавливаться на левой стороне только для проведения разгрузки и/или погрузки.

      Способы постановки авто определяются следующими правилами:

      • автомобильный транспорт разрешается ставить в один ряд параллельно проезжей части, если отсутствуют знаки, указывающие на правильное размещение транспорта и соответствующая разметка дороги;

      • двухколесный автотранспорт можно ставить в два ряда;
      • легковые авто, мопеды, велосипеды и мотоциклы могут быть поставлены на край тротуара, если он граничит с территорией проезжей части.
      • Следует помнить, что существуют отдельные зоны, на которых выполнением маневром «остановка» и «стоянка» ограничиваются не зависимо от наличия/отсутствия запрещающих знаков.

        На мосту

        Остановка и, соответственно стоянка, запрещаются на мостах, если в каждом направлении движения имеется менее 3 отдельных полос.

        Аналогичные правила распространяются на такие участки дороги, как:

        • эстакады;
        • путепроводы;
        • тоннели.

        Дополнительно ограничения вводятся на остановки и стоянки под указанными сооружениями, так как недостаточная зона видимости может стать причиной аварийной ситуации.

        На остановке общественного транспорта или перед ней

        Остановка/стоянка запрещаются в местах остановки маршрутного транспорта, включая легковые такси, а так же на расстоянии в 15 м до указанных зон или в местах, обозначенных указателем наличия остановочного комплекса.

        Исключением является посадка/высадка пассажиров, при условии, что данный маневр не создаст помех для маршрутных такси и иного транспорта.

        На тротуаре

        Стоянка и остановка не допустимы на тротуарах, если это создаст помехи для свободного движения пешеходов.

        В крайних случаях допускается остановка на краю тротуара и то только для определенного вида транспортных средств (двухколесный транспорт без боковых прицепов и легковые автомашины).

        На перекрестке

        Еще одной зоной запрета является перекресток автомобильных дорог. Рассматриваемые маневры не допускается выполнять как на самом перекрестке, так и на расстоянии в 5 м до него.

        Исключением является противоположная боковая сторона проезжей части, при условии наличия более трех поло для движения и/или разделительной полосы.

        Дополнительные ограничения вводятся на остановку на трамвайных путях и вблизи данных объектов, если стоящий автомобиль будет мешать проезду трамваев и закрывать знаки, светофор и иные важные факторы для оценки дорожной ситуации.

        Пешеходный переход

        Для беспрепятственного движения пешеходов правилами введено ограничение на стоянку/остановку на пешеходных переходах и расстоянии в 5 м до них.

        Данные правила позволяют снизить количество аварийных ситуаций с участием пешеходов, так как достаточная зона видимости и для водителя и для человека, переходящего проезжую часть являются дополнительной гарантией защиты.

        Вне населенного пункта

        Вне пределов населенного пункта остановка/стоянка запрещаются во всех указанных ранее местах, а так же на краю проезжей части.

        Длительная стоянка, например, с целью ночлега, разрешается только в специально оборудованных местах (зона действия знака «Место отдыха) или за пределами проезжей части.

        Остановка (стоянка) вне границ какого-либо населенного пункта так же запрещены на опасных участках дороги, при условии видимости менее 100 м. Как правило, такие участки обозначаются знаками, указывающими направление опасных поворотов.

        Отдельные требования предъявляются к остановке (стоянке), которая производится на автомагистралях. Поскольку на данных участках дороги увеличена максимальная скорость движения (до 110 км/ч), то и увеличивается уровень опасности.

        В связи с этим остановка и стоянка на автомагистралях разрешаются только в специально отведенных местах, обозначенных разрешающими знаками.

        На обочине

        Возможность остановки и/или стоянки на обочине проезжей части определяется иными правилами, рассмотренными ранее в данной статье.

        Все зависит от определенной зоны (населенный пункт или иной участок трассы) и дополнительных условий (наличие/отсутствие знаков, указательных табличек и так далее).

        У ЖД переездов

        Еще одной зоной повышенной опасности являются железнодорожные переезды. По статистическим данным около трети всех дорожных аварий случаются именно на этих участках дороги.

        Для сокращения количества было принято решение ввести запрет на остановку/стоянку транспортных средств в следующих зонах:

        • непосредственно на железнодорожном переезде;
        • на расстоянии в 50 м до и после переезда (запрещается только стоянка.

        Кратковременная остановка с целью высадки или посадки пассажиров правилами допускается).

        Определение зона железнодорожного переезда осуществляется:

        • по знакам (однопутная и многопутная железная дорога);

        • по шлагбаумам (при их наличии).
        • Для инвалидов

          Ввиду сложной жизненной ситуации, а именно проблем со здоровьем, некоторые категории водителей, являющиеся инвалидами 1 и 2 группы, имеют некоторые послабления в правилах.

          Водители указанных категорий имеет право останавливаться и совершать длительные стоянки в зоне действия дорожных знаков 3.28, 3.29., 3.30 (стоянка запрещена, стоянка запрещена по нечетным числам, стоянка запрещена по четным числам соответственно).

          Кроме этого на парковках выделяются специальные места для водителей – инвалидов. Такие места могут отмечаться:

          • разметкой на дороге;

          • знаком, установленным вблизи данной зоны.
          • В некоторых крупных городах, вблизи социально значимых объектов располагаются парковки, которые предназначены исключительно для водителей с ограниченными возможностями. Такие парковочные зоны обозначаются специальными знаками.

            Следует помнить, что указанными привилегиями могут воспользоваться только те водители, которые имеют соответствующее медицинское заключение.

            Для грузовых автомобилей

            Для грузового автотранспорта действуют те же правила остановки и стоянки, что и для легковых автомобилей. Автомобильному транспорту данного вида нельзя осуществлять остановку и/или стоянку на пешеходных переходах, в тоннелях, на автобусной стоянке и так далее.

            Исключением является левая сторона дороги, которая может быть использована грузовым автотранспортом для остановки исключительно для проведения погрузочно-разгрузочных работ в короткий период времени.

            Штрафы за нарушение правил

            На сколько можно остановиться, если знак остановка запрещена без нарушения правил? Сколько придется заплатить за данные нарушения?

            Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с административными правонарушениями можно получить, ознакомившись со следующей таблицей:

            Описание правонарушения Статья КоАП Размер наказания
            Штраф, руб. Срок лишения водительских прав, месяцев
            Остановка (стоянка) на железнодорожном переезде 12.10 часть 1 1 000 3 – 6
            Повторное нарушение правил стоянки (остановки) на ж/д переезде 12.10 часть 3 12
            Остановка на автомагистрали вне специальной зоны 12.11 часть 1 1 000
            Отсутствие сигнала об остановке перед выполнением маневра 12.14 часть 1 500
            Несоблюдение правил выполнения остановки или стоянки, предусмотренных установленными дорожными знаками или разметкой, нанесенной на проезжую часть 12.16 часть 4,5 1 500
            3 000 рублей, если правонарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге
            Остановка (стоянка) на полосе, которая предназначается исключительно для движения маршрутного автотранспорта 12.17 часть 1.1 1 500
            3 00- рублей для водителей в Москве и Санкт-Петербурге
            Нарушение требований ПДД, предъявляемых к остановке и стоянке 12.19 часть 1 500
            В городах федерального значения сумма штрафа составит 2 500 рублей
            Нарушение правил постановки авто в специально отведенных местах 12.19 часть 2 500
            Остановка (стоянка) на пешеходном переходе и на расстоянии 5 м до него (за исключением вынужденной остановки) 12.19 часть 3 1 000
            Остановка/стоянка в зоне остановки маршрутного транспорта и на расстоянии в 15 м до указанной зоны (исключение краткосрочная посадка/высадка пассажиров) 12.19 часть 3.1 1 000
            В городах федерального значения – 3 000
            Остановка/стоянка на трамвайных путях и при создании помех движению данного вида транспорта 12.19 часть 3.2 1 500
            Стоянка в тоннеле или месте, где ограничивается видимость другим водителям или создаются помехи для свободного передвижения автотранспорта 12.19 часть 4 2 000
            В Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 рублей

            Как и всякий Закон, Правила любой свой раздел начинают с общих принципов , а за ними обязательно следуют продиктованные жизнью исключения.

            Первый общий принцип.

            Прежде всего, Правила потребовали, чтобы водители парковались только на правой стороне дороги . Причём при наличии обочины остановка и стоянка разрешены только на обочине (остановка на проезжей части при наличии обочины – нарушение Правил).

            На любой дороге вне населённого пункта это требование категорично и не содержит никаких исключений.

            И такие вопросы в Билетах есть:


            1. Только автомобиля Б.

            2. Автомобилей Б и В.

            3. Всех автомобилей.

            Комментарий к задаче

            Нарушают водители автомобилей Б и В. При наличии обочины остановка разрешена только на обочине!

            Примечание. Тут я должен вам напомнить, что на высококлассных дорогах обочину покрывают тем же асфальтом, что и проезжую часть, и отделяют её от проезжей части широкой сплошной линией разметки. И эту сплошную не просто можно, а именно дОлжно пересекать, если водитель намерен припарковаться.

            В Правилах этот общий принцип сформулирован следующим образом:

            Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине , а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края.

            Отсюда следует, что если обочина узкая, можно парковаться частично на проезжей части.

            Если обочины совсем нет, тогда паркуемся полностью на проезжей части, но только именно на краю проезжей части. В Билетах вопросов по этому поводу нет, а вот экзамен по практическому вождению автомобиля всегда заканчивается одним и тем же – инспектор предлагает вам остановиться. И если, останавливаясь, ударитесь о бордюр тротуара – это ошибка. А если остановитесь более чем в 30 см от бордюра это тоже ошибка – вы остановились не на краю проезжей части!

            Итак, вне населённых пунктов всегда и везде остановка разрешена только на правой стороне дороги!

            Что же касается населённых пунктов, то здесь Правила были вынуждены сделать целых два исключения.

            Исключение №1 (действительно только в населённых пунктах).

            Для того чтобы левая сторона стала правой, необходимо развернуться.

            Но на дорогах с односторонним движением разворот невозможен!

            Такое деяние квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав сроком до полугода!

            Закономерно, что Правила разрешили на таких дорогах парковаться как на правой стороне, так и на левой. И сейчас никто из водителей Правила не нарушает, остановившись на разных сторонах дороги с односторонним движением.

            Исключение №2 (действительно только в населённых пунктах).

            На дорогах с двусторонним движением разворот не запрещён. Но если всего две полосы (по одной в каждом направлении), то на такой дороге разворот порой трудно выполнить из-за стеснённых условий.

            Правила сочли, что на такой дороге из соображений безопасности лучше разрешить водителям парковаться на любой стороне.

            Так что сейчас на этой дороге Правила тоже никто не нарушает.

            При этом следует помнить – такой демократичный порядок установлен Правилами только в населённых пунктах и только на двухполосных дорогах, и только без трамвайных путей посередине.

            В Правилах об этом сказано в том же пункте 12.1:

            Правила. Раздел 12. Пункт 12.1, второй абзац. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением.

            И об этом на экзамене спросят обязательно:


            В каком месте и направлении Вам разрешено остановиться?

            1. Только В.

            2. Только Б и В.

            3. В любом из указанных.

            Комментарий к задаче

            На двухполосной дороге без трамвайных путей и с прерывистой осевой линией в населённом пункте разрешено парковаться на любой стороне и в любом направлении.

            Второй общий принцип.

            Везде и всюду парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части .

            В Правилах это выглядит так:

            Правила. Раздел 12. Пункт 12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

            Это требование Правил распространяется на все случаи. И в населённом пункте (даже в «кармане»), и вне населённого пункта (даже если обочина широкая) парковаться разрешается только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

            И по этому поводу в Билетах есть одна задачка:


            Можно ли водителю поставить автомобиль на стоянку указанным способом?

            1. Можно.

            2. Можно, если при этом не будут созданы помехи для движения других транспортных средств.

            3. Нельзя.

            Особо хочу обратить ваше внимание! – даже в «кармане» (местное уширение проезжей части) парковаться надлежит только в один ряд и только параллельно краю проезжей части.

            Но это, конечно же, не всё. Далее опять идут исключения.

            Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, второй абзац. Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 – 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

            По сути, для начала они ещё раз напомнили водителям – даже в «карманах», если нет никаких дополнительных указаний, ставить транспортное средство разрешается только параллельно краю проезжей части!

            Однако если есть табличка, тогда надо выполнять требование таблички.

            Если есть разметка, тогда надо выполнять требование разметки.

            И уж тем более, надо выполнять указания данные одновременно и табличкой, и разметкой.

            Казалось бы, полный порядок наведён, и на этом можно успокоиться. Но авторы Правил сочли необходимым включить в пункт 12.2 ещё одно требование:

            Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, третий абзац. Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также с линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

            Таблички 8.6.4 – 8.6.9 это вот что:

            Как видим на этих табличках во всех случаях предлагается ставить машину строго перпендикулярно краю проезжей части. А таблички «под углом к краю проезжей части» в Правилах нет. Как быть? Как организовать ещё и стоянку «под углом к краю проезжей части». Остаётся только призвать на помощь разметку, что Правила и сделали.

            Стоянка под углом к краю проезжей части допускается только при соблюдении следующих обязательных условий:

            а). Есть знак 6.4 «Парковка»;

            б). Есть одна из табличек 8.6.4 – 8.6.9;

            в). Есть «косая» разметка.

            Если разметка прямая…

            … или разметки вообще нет, тогда стоянка под углом к краю проезжей части это нарушение Правил.

            В обоих последних случаях машину могут эвакуировать!

            Но и это ещё не всё. Правила пошли на ещё одно исключение из общих принципов. Причём исключение кардинальное – разрешили стоянку на тротуаре!

            Правила. Раздел 12. Пункт 12.2, четвёртый абзац. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

            Вот они эти таблички:

            Табличка 8.4.7 называется «Вид транспортного средства» , то есть стоянка разрешена только велосипедам.

            Остальные шесть табличек называются «Способ постановки транспортного средства на стоянку».

            Как это нужно понимать? Правила сделали исключение – разрешили стоять полностью или частично на тротуаре.

            Но одновременно ввели жёсткие ограничения. Во-первых, показали (на примере легкового автомобиля) как следует ставить транспортные средства на стоянку. Только так и никак иначе!

            А, во-вторых, разрешили так стоять не всем подряд, а только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам.

            И об этом мы уже говорили в теме 3.8 «Знаки дополнительной информации (таблички)». Подавляющее большинство требований Правил одинаково распространяется на всех представителей категории «В», как на легковые автомобили, так и на малые и средние грузовики (не более 3,5 т).

            Но только не стоянка на тротуаре!

            Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой,

            ни одним колесом, ни под какими знаками

            не имеет права стоять на тротуаре!

            И об этом надо помнить и в жизни, и на экзамене:

            До сих пор речь шла только про стоянку . А что про остановку ? Неужели, чтобы высадить пассажира, надо обязательно громоздиться на тротуар?

            Нет, ничего подобного! Правила про остановку в зоне действия табличек «Способ постановки транспортного средства на стоянку» вообще ничего не сказали. А что не запрещено, то разрешено! То есть в зоне действия любой из этих табличек останавливаться можно на краю проезжей части (соблюдая общий принцип), и останавливаться может кто угодно.

            Об этом на экзамене тоже спрашивают, правда, только всего один раз:


            Разрешено ли водителю грузового автомобиля остановиться в этом месте?

            1. Разрешено.

            2. Разрешено,если разрешённая максимальная масса автомобиля не более 3,5 т.

            3. Запрещено.

            Комментарий к задаче

            Перечитайте внимательно вопрос – вас спрашивают не про стоянку, а про остановку! А про остановку в зоне действия этих табличек Правила ничего не сказали, и, значит остановиться здесь можно. Причём останавливаться могут любые транспортные средства .

            Что не запрещено, то разрешено.

            Вот, собственно, и всё про общие принципы и исключения из них. Хотя виноват, остался ещё один общий принцип:

            Правила. Раздел 12. Пункт 12.3. Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населённого пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

            Правила не дали никакого ориентира, какой отдых считать ДЛИТЕЛЬНЫМ. Но по большому счёту это и не требуется. Здравый смысл подсказывает любому водителю – перекусить можно и на обочине, сидя в машине. Но если собрались всерьёз «накрыть поляну» и поваляться на травке, тогда машину, конечно же, надо убрать за пределы дороги. А если собрались поспать (неважно сколько), тогда в ваших же интересах остановиться на специально предусмотренной для этого площадке.

            Теперь о том, где остановка запрещена.

            Прежде всего, остановка может быть запрещена знаками или разметкой.

            Напоминаю вам, что вот такая жёлтая сплошная линия, проведённая по краю проезжей части (или прямо по бордюру), на всём своём протяжении запрещает остановку транспортных средств.

            Здесь остановка запрещена от знака и до ближайшего перекрёстка.

            Надеюсь, вы ещё не забыли – знак действует только на ту сторону дороги, на которой он установлен.

            Помимо этого Правила содержат целый перечень мест, где остановка запрещена Правилами.

            Просто запрещена (без всяких знаков или разметки).

            1. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них , если это создаст помехи движению трамваев.

            В данной ситуации водитель остановился не на трамвайных путях, но настолько близко от них, что точно создаёт помехи движению трамваев.

            И, следовательно, остановка в этом месте запрещена!

            В данной ситуации у водителя есть все основания полагать, что он не создаёт помех движению трамваев.

            И, следовательно, так останавливаться разрешено.

            2. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на железнодорожных переездах и в тоннелях.

            Не думаю, что у кого-то из вас возникнет желание припарковаться в тоннеле или, тем более, на железнодорожном переезде. Так что оставим это положение Правил без комментария.

            3. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трёх полос) и под ними.

            Вы уже знаете, что на всех мостах, эстакадах, путепроводах и под ними категорически запрещены разворот, движение задним ходом и обгон. Что же касается остановки, то здесь Правила сделали уточнение:

            – если мост, эстакада, путепровод узкие (в данном направлении одна или две полосы), остановка запрещена;

            – если мост, эстакада, путепровод широкие (в данном направлении три или более полос), остановка разрешена.

            И это надо знать – и в жизни пригодится, и на экзамене потребуется:


            Разрешено ли Вам остановиться на мосту в указанном месте?

            1. Разрешено.

            2. Разрешено только для высадки пассажиров.

            3. Запрещено.

            Комментарий к задаче

            Если мост широкий (три полосы и более в данном направлении), остановка на таком мосту не запрещена. Можете просто останавливаться и даже стоять сколько угодно, Правила не возражают.

            4. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними.

            Автомобиль, даже легковой, остановившись таким образом, закрывает обзор пешеходного перехода. А это, как вы понимаете, небезопасно.

            А вот это совсем другое дело – сейчас у водителей есть возможность своевременно увидеть пешехода на проезжей части.

            Обратите внимание! – автомобиль, стоящий сразу за переходом, никоим образом не мешает контролировать ситуацию. Поэтому Правила и содержат такое требование:

            Остановка запрещена на самом пешеходном переходе и ближе 5 метров до него !

            Непосредственно после пешеходного перехода остановка не запрещена!

            А теперь давайте вспомним, что на двухполосной дороге можно парковаться на любой стороне. И кто из них сейчас стоит до , а кто после пешеходного перехода?

            Тому, кто припарковался на левой стороне, кажется, что он стоит после пешеходного перехода. Но так совсем не кажется водителю встречного автомобиля – обзор пешеходного перехода закрыт! И ситуация назревает крайне опасная.

            С точки зрения Правил, сейчас оба белых автомобиля стоят перед пешеходным переходом (и 5-ти метров нет!) и, следовательно, оба стоят с нарушением.

            А вот сейчас оба стоят после пешеходного перехода, и потому Правила не нарушают.

            И обратите внимание – как хорошо виден пешеходный переход водителям обоих направлений!

            Остаётся только напомнить вам, что на дорогах с односторонним движением тоже разрешается парковаться на любой стороне.

            Понятно, что сейчас все двигаются только в данном направлении, и, следовательно, вот так парковаться нельзя.

            Уж если останавливаться перед пешеходным переходом, то не ближе 5-ти метров.

            А вот так можно. Причём можно сразу после пешеходного перехода.

            На эту тему в сборнике ГИБДД имеется пара задачек. Я надеюсь, что, вооружившись полученными знаниями, вы не наделаете здесь ошибок. Хотя задачки, прямо скажем, не из простых:


            Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

            1. Только автомобиля В.

            2. Автомобилей А и В.

            3. Автомобилей Б и В.

            4. Всех перечисленных автомобилей.

            Комментарий к задаче

            Это населённый пункт и это дорога с односторонним движением (знак видите?). Автомобили А и В остановились непосредственно перед пешеходным переходом (5-ти метров нет) и потому нарушают Правила.


            Водители каких автомобилей нарушили правила остановки?

            1. Только автомобиля А.

            2. Автомобилей А и Б.

            3. Автомобилей А и В.

            4. Всех автомобилей.

            Комментарий к задаче

            Дорога с двусторонним движением. Но всего лишь двухполосная и без трамвайных путей посередине. На такой дороге (в населённом пункте) можно останавливаться на любой стороне. Осталось только разобраться с пешеходным переходом.

            Автомобили А и В стоят до пешеходного перехода и 5-ти метров нет, потому и нарушают.

            5. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки и остановившимся транспортным средством менее 3 метров.

            Правила справедливо считают, что если расстояниеL меньше 3-х метров, то остановившееся транспортное средство заблокирует движение.

            В данной ситуации, чтобы объехать препятствие, придётся выезжать на встречку в нарушение Правил, пересекая сплошную линию разметки!

            Если осевая линия прерывистая, то заботиться о 3-х метрах нет необходимости. В данном случае водители объедут препятствие без всяких проблем.

            Так что стойте спокойно, вы ничего не нарушаете.

            И сейчас можете спокойно останавливаться и стоять. Такая разметка тоже позволяет водителям объехать вас без нарушения.

            А вот теперь слева от вас сплошная линия, и трёх метров до неё явно нет. Так что остановка в этом месте запрещена!

            И никакого знака, запрещающего остановку, в данной ситуации не требуется. Остановка в данном месте запрещена Правилами, а именно пунктом 12.4.

            И об этом на экзамене спрашивают.

            Правда, спрашивают не про остановку, а про стоянку. Ну, что же, включайте элементарную логику:

            – если слева сплошная линия и до неё нет трёх метров, запрещена и остановка, и, тем более, стоянка;

            – если слева прерывистая линия, тогда здесь ничего не запрещено.


            Нарушил ли водитель грузового автомобиля правила стоянки?

            1. Нарушил.

            2. Нарушил, если разрешённая максимальная масса автомобиля более 2,5т.

            3. Не нарушил.

            Комментарий к задаче

            Совершенно неважно, какая у него разрешённая максимальная масса. Ни один грузовой автомобиль, ни с какой разрешённой максимальной массой, ни одним колесом не должен стоять на тротуаре.

            Но сейчас даже не это главное. На данном участке дороги остановка запрещена вообще всем транспортным средствам. На проезжей части остановка запрещена потому, что не будет 3-х метров до сплошной, а на тротуаре даже велосипед можно ставить только при наличии разрешающего знака.


            Кто из водителей нарушил правила стоянки?

            1. Оба.

            2. Только водитель автомобиля.

            3. Только водитель мотоцикла.

            4. Никто не нарушил.

            Комментарий к задаче

            Нарушил только водитель автомобиля – стоянка на краю тротуара может быть разрешена соответствующими знаками, но здесь их нет.

            И, главное, не было никакой необходимости лезть на тротуар, мог бы спокойно остановиться и стоять на краю проезжей части. Осевая линия не сплошная линия, а комбинированная.

            Такая разметка позволяет объехать его без всякого нарушения.

            6. Правила. Раздел 12. Пункт 12.4. Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

            Речь идёт вот об этих углах на перекрёстках. Правила вполне закономерно требуют, чтобы водители, паркуясь, оставляли свободными эти пятиметровые зоны.

            Обращаю ваше внимание! – в Правилах не сказано, что остановка запрещается на перекрёстке . В Правилах сказано, что остановка запрещается и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

            И это принципиально важно! И вот почему:


            В каком месте Вам следует поставить автомобиль на стоянку с правой стороны дороги?

            1. Непосредственно перед пересечением проезжих частей.

            2. Непосредственно после пересечения проезжих частей.

            3. Не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

            Комментарий к задаче

            Выезд из двора по Правилам не считается перекрёстком. Но нигде в Правилах не сказано, что это не пересечение проезжих частей.

            А раз это пересечение проезжих частей, тогда паркуясь, необходимо выполнять требование пункта 12.4 Правил, а именно:

            Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.


            Разрешается ли Вам остановиться в указанном месте?

            1. Разрешается.

            2. Разрешается, если автомобиль будет находиться не ближе 5-ти метров от края пересекаемой проезжей части.

            3. Запрещается.

            Комментарий к задаче

            И ещё раз обращаю ваше внимание! – в пункте 12.4 не сказано, что остановка запрещается на перекрёстках .

            Сказано, что остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 метров от края пересекаемой проезжей части.

            Так что, если на экзамене вам попадётся эта задачка, имейте в виду – на перекрёстке с круговым движением парковаться можно (Правила не запрещают), надо только отъехать от края пересекаемой проезжей части на 5 м.


            В каком случае водителю разрешается поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?

            1. Только если расстояние до сплошной линии разметки не менее 3-х метров.

            2. Только если расстояние до края пересекаемой проезжей части не менее 5-ти метров.

            3. При соблюдении обоих перечисленных условий.

            Как ни странно, вопрос, чем отличается стоянка от остановки, на протяжении многих лет являлся существенной проблемой.

            Различение этих понятий нередко ставили в затруднительное положение многих автолюбителей, хоть они и подробно описаны в правилах дорожного движения.

            Тем не менее, водители часто вступают в конфликты с сотрудниками дорожной полиции.

            Проблема существует и для ее решения каждому водителю следует четко понимать, чем отличается стоянка от остановки с позиции ПДД.

            Для того, чтобы выявить различия между этими понятиями, нужно знать, что такое остановка и что такое стоянка, определение каждого маневра по отдельности.

            Если говорить простым языком, эти термины отличаются по своей длительности. Остановка – короткий маневр. Стоянка — длинный. Но существуют и другие различия.

            Остановка представляет собой преднамеренное прекращение движения автомобильного средства, на время до 5 минут, но правила дорожного движения допускают и превышение этого срока.

            Обязательным условием остановки является необходимость погрузки или выгрузки товаров, или посадки и высадки пассажиров.

            Стоянка — это тоже намеренное прекращение движение автомашин, но на время больше 5 минут по причинам не связанным с обязательными для остановки условиями.

            Если стоянка длилась не более 5 минут, то такое действие считается остановкой. В данном случае не имеет значения, чем занимаются в это время пассажиры и водитель.

            Если движение было прекращено намеренно для посадки или высадки пассажиров, либо для разгрузки или загрузки транспортного средства — такой маневр считается остановкой. При этом длительность маневра значения не имеет.

            Все остальное предумышленное прекращение движения длительностью 5 минут и более и не связанное с обязательным условием остановки, являются стоянкой.

            Таким образом, разница между стоянкой и остановкой заключается в следующем:

            1. Стоянка подразумевает длительность, а остановка — краткосрочный маневр.
            2. Остановка не всегда запрещена там, где нельзя ставить машину на стоянку.
            3. Стоянка всегда будет нарушением в тех местах, где запрещена остановка.

            Чтобы различать данные маневры, нужно понимать, чем отличаются знаки «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена».

            При наличии знака «Остановка запрещена» — 3.27 (в старой версии ПДД 3.34), запрещается осуществлять и остановку, и стоянку.

            Данный знак имеет форму круга синего цвета с двумя скрещенными красными полосами.

            А знак «Стоянка запрещена» — 3.28, разрешает сделать остановку при потребности.

            Знак круглой формы с одной красной полосой на синем фоне.

            Видео: Остановка и стоянка

            В главе 12 правил дорожного движения описываются правила остановки и стоянки транспорта. В соответствии с ними транспортное средство можно ставить в таких местах:

            1. Остановки и стоянка транспортных средств разрешена на правой стороне дороги на обочине.
            2. При ее отсутствии — у края проезжей части.
            3. В определенных случаях, установленных ПДД — на тротуаре.

            Прежде всего, транспортное средство следует ставить на обочине . Другие варианты допускаются только в случае ее отсутствия.

            При этом важно учитывать, что если обочина занята другими автомобилями или еще чем-то, то ставить машину на проезжей части не разрешается.

            Ставить автомобильные средства на проезжей части у ее края можно лишь тогда, когда обочина отсутствует.

            Довольно часто возникают ситуации, когда водитель, не умеющий выполнять парковку задним ходом между автомобилями, ставит свою машину в метре от края проезжей части. Это считается нарушением правил дорожного движения, так делать не нужно.

            На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в таких случаях:

            1. На двухполосных дорогах по одной стороне в каждом направлении, но при отсутствии трамвайных путей посредине. Если трамвайные пути расположены справа или слева, то это не запрещает остановки на левой стороне дороги. Но в таких участках часто нанесена сплошная линия разметки, не позволяющая выполнить стоянку или остановку на левой стороне дороги.
            2. На участках с односторонним движением. В таком случае наличие или отсутствие трамвайных путей не играет никакой роли. Но грузовые автомобили могут останавливаться на левой стороне дорог с односторонним движением только для загрузки или разгрузки работ. Это значит, что в данной ситуации грузовой автомобиль не может выполнить стоянку, остановиться на время менее 5 минут, остановиться для посадки или высадки пассажиров.

            В главе 12.2 ПДД описано, как нужно правильно ставить транспорт. Ставить автомобили разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части и максимально близко к этому краю.

            Таким образом, если водитель не умеет выполнить параллельную парковку и пытается парковаться передом на маленьком расстоянии, то скорее всего, он поставит машину под углом. Такое действие считается нарушением ПДД и за него предусмотрен штраф.

            Двухколесные автомобильные средства без бокового прицепа можно ставить в два ряда . Это значит, что один из мотоциклов может стоять не у края проезжей части.

            Ставить автомобили под углом к проезжей части разрешается только там, где имеется местное уширение проезжей части. Кроме того, на это должны указывать дорожные знаки и разметка одновременно.

            Стоянка на краю тротуара, что граничит с проезжей частью, разрешается только автомобилям легкового типа, мотоциклам, мопедам, велосипедам в тех местах, которые обозначены знаком 6.4 вместе с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

            Данные знаки и таблички обозначают следующее:

            1. «Место стоянки» — 6.4.
            2. «Вид транспортного средства» — 8.4.1 — 8.4.8, обозначают вид ТС, на которые распространяется действие знака.
            3. «Способ постановки машин на стоянку» — 8.6.1 — 8.6.9.

            Следует учитывать, что на тротуаре имеют право стоять исключительно легковые авто, мотоциклы, мопеды и велосипеды. А грузовую газель поставить на тротуар уже нельзя.

            В соответствии с правилами, при отсутствии определенной таблички, остановка легкового транспорта на тротуаре будет считаться нарушением. А остановка грузового автомобиля на тротуаре – в любом случае.

            За нарушение правил остановки и стоянки в 2020 году законом предусмотрены штрафные санкции:

            Понятие стоянки и остановки по ПДД, а также различия между ними, следует знать каждому водителю . Остановка — это короткий маневр, а стоянка подразумевает длительность намеренного прекращения движения.

            Стоянка не обязывает водителя иметь конкретные причины. А остановка, как правило, длится не больше 5 минут и имеет обязательные условия.

            В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

            «Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

            «Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

            «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

            «Велосипедист» - лицо, управляющее велосипедом.

            «Велосипедная дорожка» - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

            «Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

            «Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

            «Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

            «Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

            «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

            «Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

            «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

            «Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

            «Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

            «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

            «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
            аналогичные технические характеристики.

            «Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного
            типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

            «Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 , 5.23.2 , 5.24.1 , 5.24.2 , 5.25 , 5.26

            «Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

            «Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

            «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

            «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

            «Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

            «Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

            «Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

            «Организованная перевозка группы детей» организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

            «Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

            «Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

            «Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

            «Островок безопасности» - элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

            «Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

            «Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

            «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

            «Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

            «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

            «Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

            «Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

            «Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

            «Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7 .

            «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

            «Полоса для велосипедистов» - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 .

            «Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

            «Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

            «Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

            «Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

            «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

            «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 , разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

            «Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

            «Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

            «Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

            «Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

            «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

            «Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

            «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

            «Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

            «Школьный автобус» - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

            Остановка и стоянка автомобилей - одни из регулярных состояний транспортных средств, при которых требуется соблюдать определенные правила остановки и стоянки, оговоренные в пункте 12 ПДД. За несоблюдение предписаний нарушителям полагается штраф.

            Правила остановки и стоянки транспортных средств

            12.1 Остановка разрешена транспортных средств на обочине по правой стороне дорожной полос либо на краю проезжей части, если устройством дороги обочина не предусмотрена. Если ситуация подходит под случай 12.2, то разрешается стоянка и остановка на тротуаре . При наличии обочины остановка не на этом участке, а на краю проезжей части будет считаться нарушением ПДД.

            Стоянка по левой стороне дороги разрешена только тогда, когда проезжая часть находится в населенном пункте на дороге с единственной полосой для обоих направлений или при осуществлении по ней одностороннего движения . В этом случае должны присутствовать знаки 5.23.1 или 5.23.2, отсутствовать сплошная разметка и трамвайные пути. Разрешается только для двухполосных дорог. На дороге с тремя полосами остановка по левой стороне запрещена.

            12.2 ТС допустимо выставлять параллельно краю проезжей части одним рядом, а если у транспорта два колеса, то допускается использование двух рядов . Для определения способа установки ТС на стоянке используется специальный знак 6.4 плюс табличка 8.6.1 - 8.6.9. Дополнительно может присутствовать соответствующая разметка.

            На краю тротуара, граница которого находится рядом с проезжей частью, могут стоять только велосипеды, мопеды, мотоциклы, легковые автомобили. Это правило действует при наличии знака 6.4 и таблички из списка:

            • 8.4.7;
            • 8.6.2;
            • 8.6.3;
            • 8.6.6 - 8.6.9.

            На грузовые авто разрешение на остановку не распространяется. Отсутствие знака 6.4 автоматически снимает все разрешения, указанные в настоящем пункте.

            12.3 Для остановки на ночлег или отдых за чертой населенного пункта предусматриваются специальные площадки, которые находятся в зоне действия знаков 6.4 и 7.11.

            12.4 В каких местах остановка запрещена:

            • на территории ж/д переездов, на мостах, эстакадах, путепроводах при наличии меньше трех полос для движения в одном направлении, под указанными объектами;
            • в зоне трамвайных путей, как на самих рельсах, так и поблизости, если это помешает нормальной работе трамвая;
            • в тех местах, где свободное расстояние между разделяющей сплошной линией разметки, противоположным краем дорожного полотна или разделительной полосой и ТС, совершившим остановку, остается менее трех метров;
            • на велосипедной дорожке;
            • в месте пересечения проезжих частей, а также ближе чем 5 метров от края пересекаемой проезжей части, за вычитанием стороны напротив бокового проезда перекрестков трех сторон, у которых имеется разделительная полоса или сплошная линия разметки;
            • в зоне проезжей части дорожного полотна рядом с опасными поворотами, выпуклыми переломами продольного профиля дороги, если видимость на ней хотя бы в одну сторону меньше 100 м;
            • в таких местах, где расположение остановившегося ТС будет загораживать водителям обзор на светофоры, дорожные знаки либо затруднит или прекратит доступ прочих ТС или загородит проход пешеходам;
            • менее, чем на расстоянии 15 м от стоянок маршрутных ТС или места стоянки легкового такси. Исключением становится посадка или высадка пассажиров, при условии, если процесс не создает помех другим участникам движения.

            12.5 Стоянка запрещена, где открыто запрещена остановка и стоянка, в радиусе 50 м от ж/д переездов, а также за пределами населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенной знаком 2.1 . Если запрещена только стоянка, то остановка на короткое время разрешается.

            12.6 Вынужденная остановка транспортных средств, где запрещается остановка транспорта , водителю необходимо предпринять все меры к тому, чтобы его авто было убрано с запрещенной зоны.

            12.7 Открывание дверей запрещается в том случае, когда это может создать помехи прочим участникам движения .

            12.8 Покинуть ТС после остановки можно тогда, когда водитель убедился, что не произойдет самопроизвольного движения транспорта или попытка использовать ТС в отсутствие водителя.

            Действие знаков остановка и стоянка запрещена


            • знак 3.27 - знак остановка и стоянка запрещается;
            • знак стоянка запрещена с информационными знаками
            • знаки 3.29 и 3.30 — знак остановка запрещена (+ по четным и нечетным числам месяца + с информационными знаками)

            Зона действия знака остановка и стоянка запрещена
            Зона действия знака «Остановка запрещена»

            Каждый из этих знаков накладывает собственные ограничения, которые имеют более сложный характер.

            Правила остановка и стоянки транспортных средств: видеокурс