Что такое дуальная система профессионального образования. Дуальное образование в россии


Доклад на тему:

Дуальное образование в Германии

План доклада:

  1. Вступительное слово о дуальном высшем образовании. Цели дуального высшего образования в Германии
  2. Ценности (принципы), на которых строится дуальное высшее образование
  3. Содержание и структура дуального высшего образования
  4. Организация высшего дуального образования
  5. Преимущества дуального образования.

1. Вступительное слово о дуальном высшем образовании. Цели дуального высшего образования в Германии.

Отличительной чертой в системе образования Германии является широкое распространение дуального образования. Дуальная система в соответствии со своим названием (от слова «дуэт») основана на тесном взаимодействии образовательных учреждений и предприятий, при этом первые отвечают за теоретическую подготовку обучающихся, а вторые - за практическую составляющую учебного процесса.

Дуальная модель - это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства.

К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:

1. Обеспечивает высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.

2. Достигается высокая мотивация в получении знаний. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано.

3. Работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.

4. Оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней студент большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

В последнее время классическая система дуального профессионального образования дополняется за счет создания мест для практического образования на уровне высшей школы. Дуальное высшее образование сочетает в себе классическое высшее образование с профессиональным образованием или с практической профессиональной деятельностью на предприятии. С одной стороны, такое обучение дорого обходится предприятию, так как кроме выплат учащемуся и социальных налоговых отчислений предприятие берет на себя оплату взносов за обучение в высшей школе. Однако в Германии все-таки делаются ставки на образованных практиков. Выпускники дуального высшего образования могут претендовать на замещение руководящих должностей.

2. Ценности (принципы), на которых строится дуальное высшее образование

Главный принцип такого образования - это сочетание теории и практики в учебном процессе. Будущий специалист учится в двух организациях: получает теоретические знания в ВУЗе и практические на обучающем предприятии. Студент совмещает учебный процесс с научными исследованиями и инновационными разработками.

Педагогическое образование в Германии связывает обучение педагогов с наукой и практикой. Студенты становятся участниками процесса обучения наравне с преподавателям. Ценность дуального образования в том, что студент получает необходимые знания и навыки, реально применяемые на практике. Это позволит ему в будущем построить успешную карьеру.

Для государства ценность в том, что реально подготовленный специалист принесёт большую пользу своему государству, он будет работать по специальности, его не надо переучивать и тратить дополнительные средства. Человек сможет реализоваться в своей стране.

Программа обычно рассчитана на два - три с половиной года:

  • 70-80% обучения проходит на производстве
  • 3-4 дня студент учится и работает на предприятии
  • 1-2 дня проводит в Вузе.

Учебные программы:

1/3 – учебные дисциплины

2/3 – специальные дисциплины

Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 2-3 дня в неделю в учреждении образования, остальные время – на предприятии.

В учреждении образования обучающиеся получают теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные. Мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии. Количество часов, отведенных на учёбу и работу, не должно быть больше сорока.

Программа завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, учреждения образования и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.

Структура дуального высшего образования:

1. Интегрированное в обучение объединяет в себе классическое вузовское образование с практическим профессиональным образованием по какой-либо специальности (перечень образовательных специальностей сертифицирован/ стандартизирован).

Условием приема на данное направление является наличие аттестата о среднем или среднем специальном образовании, а также наличие договора-согласия на обучение с каким-либо предприятием.

По окончании выпускник получает диплом как о высшем, так и профессиональном, специальном образовании.

2. Интегрированное в профессиональную деятельность: данный тип рассчитан в первую очередь на тех, кто имеет законченное профессиональное образование или многолетний опыт работы по какой-либо специальности. Данная форма обучения служит, прежде всего, повышению квалификации. Обучение предполагает продолжение профессиональной деятельности, если она содержательно связана с направлением обучения. Данное обучение возможно и без аттестата о среднем или среднем специальном образовании. Перед началом обучения заключается трехсторонний договор между вузом, обучающимся и предприятием, в котором стороны договариваются о тех днях, какие будут отданы для посещения высшей школы и какие для работы на предприятии.

3. Интегрированное в практику - это тип комбинированного обучения, в рамках которого предусмотрено прохождение продолжительной практики на каком либо предприятии. Данное направление не предполагает по окончании получения двух дипломов, в отличие от описанного выше дуального образования, интегрированного в обучение. Условием поступления на данное направление является наличие аттестата о среднем и о среднем специальном образовании.

При любом виде дуального высшего образования выпускники получают диплом о высшем образовании, подкрепленный долговременной производственной практикой.

4. Организация высшего дуального образования.

Начинается это образование не с поиска учебного заведения, в котором можно обучиться той или иной специальности, а с поиска предприятия, которое возьмет абитуриентов на дуальное обучение. Абитуриенты обязаны предоставить свои школьные аттестаты и пройти собеседования, на котором работодатель оценит их пригодность обучаться той или иной профессии. Между обучающимися и работодателем заключается договор, и получающий образование фактически получает зарплату от работодателя, т.к. часть времени действительно работает на предприятии.

Дуальную систему наглядно можно описать так: согласно специальному расписанию, студенты посещают занятия в вузе и параллельно по утвержденным дням работают на фирме или предприятии, участвуют в производственных проектах, получают заработную плату (от 600 до 1000 евро) и имеют право на отпуск, как и остальные сотрудники. Поэтому руководству фирмы проще добавить практиканта после получения диплома в штат сотрудников, нежели искать и заново обучать нового кандидата.
Однако стоит помнить, что вам предстоит собеседование перед потенциальным руководителем практики и начальником, которые решают, отвечаете ли вы поставленным требованиям.

5. Преимущества дуального образования.

Для молодых людей Германии дуальное обучение - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

Немного статистики: исследование Федерального института профессиональной подготовки (Bundesinstituts für Berufsbildung – BIBB) говорят о том, что: 76 % опрошенных предприятий ценят в своих выпускниках отличные знания о ходе производственных и экономических процессов. Каждая вторая фирма (45,6 %) принимает на работу своего практиканта после окончания дуального обучения. Почти 64 % компаний убеждены, что дуальных студентов отличает от других высокая мотивация и самостоятельность в работе . Многие хвалят также профессиональные навыки (46,5 Prozent) и умение работать в команде (45,9%). И в завершение, три четверти опрошенных компаний (74 %) признают дуальную систему образования наиболее качественной и эффективной по сравнению с классической формой обучения.

«Вакантные рабочие места пользуются бешеным спросом, - говорит Хельмут Кляйн (Helmut Klein) из Института немецкой экономики в Кёльне, - и это стратегически выгодный шаг для фирмы – принять человека на дуальное обучение и поставить его через несколько лет на руководящую должность» .


В Послании Федеральному собранию в декабре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу: к 2020 году обеспечить обучение по 50-ти самым востребованным профессиям на основе мировых стандартов и на современном оборудовании.

На открытии заседания Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию в рамках Деловой программы III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, которое состоялось 21 мая 2015 г., Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации сказала: «В настоящее время разработан комплекс мер по развитию практико-ориентированного обучения, и все регионы, региональные торгово-промышленные палаты, ключевые российские предприятия приступили к его реализации».

Быстро развивающийся научный прогресс заставляет быстрее двигаться и экономические машины государства, и более инертные «помогающие части» - образование и юридическое обеспечение. Объективный вопрос остается неизменным: образование работает само на себя, на индивидуальное развитие личности молодого человека или в помощь экономике страны?

Ответ на этот вопрос меняется в зависимости от приоритетов в экономической политике государства. Если в начале XXI века главным было индивидуальное развитие личности каждого молодого человека, то сейчас доминирует необходимость экономики в квалифицированных кадрах для технологического обновления многих отраслей.

Решение кадровых вопросов является жизненно важным для реального сектора российской экономики. Этому уделяется большое значение в работе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Екатерина Лошкарева, руководитель департамента мониторинга Национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» АСИ, сообщила, что в настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными министерствами и объединениями работодателей обсуждается вопрос разработки регионального стандарта кадрового обеспечения экономического развития.

Инновативные преобразования российской экономики предусматривают создание максимально привлекательного климата для инвестиций – отечественных, а особенно зарубежных. Вопрос привлечения зарубежного капитала в экономику страны особенно остро стоит в период выхода из экономического кризиса.

Справка. По данным ИА REGNUM , рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, составленный Агентством стратегических инициатив на июль 2015 года, возглавили следующие регионы: республика Татарстан, Калужская, Тульская, Белгородская, Тамбовская, Ульяновская, Костромская, Ростовская области, Краснодарский край, Чувашская республика, которые вошли в первую десятку рейтинга.

Но серьезнейший прорыв, по итогам первого года рейтинга, наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Владимирской области – регионах, имеющих рейтинг инвестиционной привлекательности 1А, что означает «высокий потенциал – минимальный риск». А кадровая составляющая является одним из ключевых критериев рейтинга инвестиционной привлекательности.

Наиболее привлекательными для инвесторов, по-прежнему, остаются сырьевой сектор, сфера промышленного производства и транспорт. В качестве драйверов будущего роста инвесторы также отмечают тяжелую промышленность, автомобилестроение, производство потребительских товаров и инфраструктуру.

При опросе германских экспертов, которые курируют инвестиции в российские предприятия, существует несколько причин, которые осложняют международные инвестиции. Одна из них - недостаточность квалифицированных кадров инженерного и среднего технического звена. Первое, на что смотрит инвестор - предложение на рынке труда и динамика этого предложения.

На некоторых предприятиях распространилась практика закрытия дефицита рабочих рук с помощью мигрантов. Выход из ситуации сомнительный: рабочие из-за рубежа редко обладают необходимой квалификацией, а у работодателей пропадает заинтересованность в улучшении технологического процесса и условий труда. Власти призывают бизнес не нанимать иностранцев, а активнее сотрудничать с местными учебными заведениями, развивать их материальную базу и активнее сотрудничать со студенческой молодежью.

Дуальное образование

В Европе разработана и успешно действует система «дуального образования», которая совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучения на предприятии. Эта система отлична от привычной производственной практики, потому что она встроена в систему обучения: три дня в неделю - учеба в техникуме (практической академии) или вузе, два дня - на предприятии или наоборот. Германия является несомненным лидером в решении кадровых проблем в производстве, на государственном уровне эти задачи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

Нельзя сказать, чтобы эта тема для России была совсем новая. Так, например, медицинские вузы уже давно имеют учебные аудитории в клиниках, а клинические дисциплины преподаются прямо в больницах и госпиталях, не разделяя теорию и практику.

Участие предприятий в судьбе студентов (место для практики и создания дипломной работы, а далее вакантное место работы) тоже не революционное нечто, так работает целевое обучение, когда абитуриент сначала заключает договор с предприятием, а потом с любыми баллами поступает на техническую специальность и получает стипендию от предприятия и прочие преференции.

Уместно вспомнить советский период российского образования. Уже начиная с 1920 г., в России была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и индустрии. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенной поры.

Не прекращаются споры о возврате в высшее образование института распределения и трехлетнего статуса «молодого специалиста», которые были характерны для образования советского времени.

Образование в России реформируется в соответствие с Болонской системой уже много лет, и многое достигнуто, но полезность усилий системы образования для экономического развития страны сомнительна – пополнение производственных предприятий молодыми квалифицированными кадрами остается проблематичным.

Сейчас, в период технологического преобразования и переоборудования производственных мощностей, на предприятиях на вес золота ценятся высококвалифицированные специалисты, которые могут работать на новейшем зарубежном оборудовании.

К сожалению, при трудоустройстве в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника вуза нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности.

Может быть, вопрос не в правильной профориентации и практико-ориентированном обучении, а в финансировании начинающего работника? Как известно, в первый год работы зарплата врачей в районных клиниках едва дотягивает до прожиточного уровня. У молодого инженера нагрузка по освоению нового оборудования и технологических процессов огромна, а зарплата совсем небольшая. Поэтому, видимо, мы и теряем армию выпускников, которые уходят «за рублем» в коммерческие структуры, а поработав года три по другой специальности, теряют те теоретические знания, что получили в университетах, и хотели бы, но уже не могут вернуться в профессию. Да и технологии за три года так сильно изменяются, что не догнать…

Российско-германский эксперимент

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

О запуске в России программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП). Это поможет создать оптимальную модель подготовки кадров по техническим специальностям, уверены инициаторы проекта.

Эксперимент, в котором участвуют 12 российских регионов, 106 учебных заведений и 114 предприятий, успешно реализуется в поле среднего профессионального образования и должен быть завершен к 2016 году.

Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Наталия Золотарева отметила: «Это не означает, что завершится наша деятельность по внедрению элементов дуального обучения в Российской Федерации. Разработанный Департаментом комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы, в качестве одного из направлений работы определяет последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. Методические рекомендации 2015 года – это только отправная точка дальнейшей работы. Интерес к дуальной системе в российских регионах велик, и мы будем продолжать работу в рамках других инициатив. В частности, при модернизации региональных программ развития профессионального образования».

«Точное копирование германской системы не получится, – считает председатель правления Российско-Германской внешней торговой палаты Михаэль Хармс, - разные традиции и культура, но основные принципы построения системы можно взять за основу».

На практике и в Германии это осуществляется так: на солидной фирме предлагается два-три места для дуального обучения, на эти места фирма получает до трехсот резюме-запросов, (конкуренция, как видите, огромная - больше, чем в самых престижных российских вузах). Претендент должен иметь высокие оценки по выпускным экзаменам, приветствуется свободное владение несколькими языками. Фирма полностью оплачивает обучение и платит стипендию прошедшему отбор кандидату во время учебы.

Учась дуально, претендент сразу получает и среднее профессиональное образование, а затем высшее образование, обучаясь на производстве.

Длительность дуального обучения составляет три года. По завершении учебы студенты получают диплом бакалавра. Студенты-дуальщики учатся шесть дней: три рабочих дня они работают на фирме, два рабочих дня и субботу – учатся в вузе. В конце обучения они имеют великолепные шансы сразу получить рабочее место, что в странах Европы, которая хорошо знакома с безработицей, очень важно. Выпускников берут на данное предприятие, но строго в тот отдел, где они обучались. Инженер вряд ли попадет в экономический отдел предприятия. Так что речи о трех-четырех различных карьерах на протяжении жизни не идет. Универсальность такого обучения относительна. Но эта система не предусматривает варианты: «а вдруг я передумаю» или «вдруг я решу, что это не мое», тем не менее, работает эффективно.

Какая модель лучше

В мире существует несколько моделей дуального образования, и какая из них больше подходит российскому образованию – вопрос дискуссионный. Коллектив авторов во главе с Газалиевым А.М., в своей статье «Дуальное обучение на базе корпоративного университета («Высшее образование», N 4, 2015), выделяет как наиболее перспективную форму реализации дуального высшего технического образования, модель на основе корпоративного консорциума. В основе этого метода лежит распределенный учебный процесс: теоретическое обучение на основе интернет-технологий, который следует проводить в вечерней форме параллельно с получением практических навыков и умений на производстве днем. Такой подход позволяет сократить время обучения инженерного работника, разработан он в Карагандинском государственном Техническом университете, на базе которого создан инновационно-образовательный консорциум, объединяющий университет и 55 крупных промышленных предприятий.

Предложенная образовательная технология в качестве одного из возможных вариантов реализации дуального обучения, сочетает изучение теории с ее практическим применением на производстве. Возможность получения полноценного технического образования без увеличения сроков обучения имеет много плюсов, но есть в ней и свои минусы. Во-первых, это потребует изменения нормативных документов в сфере высшего образования. А во-вторых, такая программа рассчитана на супермотивированных студентов с высоким самосознанием, которые уже со школьной скамейки мечтают попасть на завод и в ускоренные сроки.

Техническое образование и в нормальном режиме очень сложно - одна высшая математика и сопромат чего стоят, а грызть эти дисциплины вечером после рабочего дня, даже при возможности использовать виртуальные лабораторно-практические комплексы столичных университетов, мало кто из студентов сможет или захочет, имея в перспективе очень скромную зарплату в первые годы работы. Вероятно, оценить объективно предложенный метод можно лишь при получении первого выпуска «ускоренных инженеров».

Санкт-Петербург – один из наиболее привлекательных для зарубежных инвесторов регион, экономика которого успешно «кластеризуется», то есть формируются объединения производственных предприятий, научных и образовательных учреждений, но не вокруг университета, как инновационно-образовательный консорциум в Карагандинской области, а вокруг определяющей экономику региона отрасли.

Будет ли внедряться дуальное образование в инженерно- технических вузах Санкт-Петербурга? Если будет, то в какой форме? Какие изменения законодательства в образовании это повлечет? Будет ли это востребовано абитуриентами?

Эти вопросы, несомненно, требуют активной дискуссии представителей образовательных учреждений, промышленных предприятий, представителей Правительства региона, а также экономических и юридических экспертов.

Елена Загальская

При котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте.
Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы . Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников .

Зарубежный опыт

Родоначальником системы дуального образования считается Германия . Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза . Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

Российский опыт

Ярким примером дуального образования является система, заложенная в при его создании: с третьего-четвертого курса студенты привлекаются к исследовательской работе в научных организациях. Система хорошо зарекомендовала себя и позже была распространена на Новосибирский государственный университет .

Региональные проекты, направленные на развитие дуального образования

Некоторые регионы России уже начали реализовывать проекты, направленные на развитие системы дуального образования, до появления федеральной инициативы.
Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область . В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе.

Чтобы понять, чем отличается дуальное профобразование от дуального профессионального обучения, надо уточнить, что же значит загадочное, но модное ныне слово «дуальный». Попробуем понять его смысл через подбор синонимов. Например, таких как «двусторонний», «двойной».

Говоря о дуальном профессиональном образовании, подразумевают наличие двух сторон: учебные учреждения, дающие современные теоретические профессиональные знания своим подопечным, и предприятия, где получают неоценимые конкретные практические навыки, умения.

Такое образование уже практикуется в Московской области, Пермском, Красноярском краях, Нижегородской, Вологодской и других областях.

Опыт очень интересный, перспективный. Профессиональные учебные заведения обучают воспитанников в соответствии с определенными запросами работодателей. Теоретические знания обучающиеся получают в стенах учебных учреждений, а вот практические навыки – на предприятиях заинтересованных работодателей. Причем на практику отводится намного большевремени (примерно две трети), чем на изучение теории.

Чем же привлекателен такой опыт? Конкретностью. Теория сразу же подкрепляется практикой. Готовят специалистом на определенные должности, практика проходится ими на будущем рабочем месте.

Какие же еще плюсы дуального образования?

Предприятие активно участвует в подготовке для себя нужных кадров в соответствии со своими требованиями. Государство не тратит время и деньги на обучение обезличенных специалистов. Учащиеся обучаются сразу в двух местах: в учебном профессиональном учреждении и на реальном предприятии, что укрепляет в них желание заниматься выбранным делом.

К концу обучения молодой работник профессионально компетентен,вовлечен в определенное производство, будущее место работы для него родное, знакомое, понятное. Он знает, что, как и когда нужно делать, мотивирован на успешную, качественную работу. Рабочий график не будет для него в новинку. Ему понятна инфраструктура предприятия, знаком с корпоративной культурой. Коллектив известен, все его знают, потому стрессовых ситуаций, конфликтов не боится. Вход в должность тоже не требует времени. Наставник – сотрудник предприятия — всегда поможет, подскажет.

Теория уже не оторвана от практики и не превалирует в процессе обучения, как раньше.

Дуальное профессиональное образование позволяет избежать выпуска обезличенных специалистов, которых потом необходимо доучивать на рабочем месте, теряя на это драгоценное время, что в результате негативно сказывается на эффективности работы предприятия в целом. То есть время для адаптации им не требуется.

Не пополняются ряды молодых специалистов либо безработных, так как не могут трудоустроиться, либо работающих не по профессии.

Обучаемый чувствует ответственность перед предприятием, ощущает заинтересованность, заботу будущего работодателя. Отсюда появляется и мотивация к качественному обучению, верность, преданность предприятию, профессии.

Во время реальной, взрослой работы на настоящем производстве формируетсясильная, уверенная, целеустремленная личность.

В результате из выпускника школы вырастает настоящий увлеченный своим делом специалист, который не только профессионально обучен, но и профессионально образован.

Нельзя подменять дуальное профессиональное образование на профессиональное обучение. Обучить («натаскать», натренировать) можно кого угодно и чему угодно, нужно только время, наличие у наставников педагогических навыков и терпение.

Профессиональное образование – понятие более емкое. Это не только механическое обучение определенным навыкам, умениям, но и формирование убеждений, взглядов, умения творчески использовать полученный багаж знаний, стремление непрерывно повышать квалификацию, видеть профессиональные перспективы.

Это и воспитание разносторонней личности с развитым, широким кругозором.

Образованный человек – это человек, не только механически усвоивший определенный опыт, знания, умения, которые ему постарались передать, то есть обученный, но и думающий, самостоятельный, творческий, не останавливающийся на достигнутом.

Обученный– это исполнитель, а образованный – новатор, созидатель, идущий в ногу со временем.

Дуальное профессиональное образование позволяет готовить образованные (а не только обученные) креативные, квалифицированные профессионально-технические кадры, приступающие к работе в полую силу сразу после обучения.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарипова Лилия Фасилевна

Преподаватель спец. дисциплин

ГАПОУ «Актанышский технологический техникум»

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования - пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами - вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно - сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Оказывается, можно. Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в образовательном учреждении, остальные время - на предприятии.

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебного заведения и предприятия за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, обучающихся, государства:

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию;

Для обучающихся - это отличный шанс раньше приобрести самостоятельность, легче адаптироваться к взрослой жизни, к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения;

Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для экономики страны.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения

Разрыв между теорией и практикой;

Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

Заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника; - учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно среднее профессиональное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

В образовательных учреждениях должна быть разработана нормативно- правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения, рассмотрены вопросы обучения персонала предприятия основам педагогического мастерства, а также прохождение производственных стажировок преподавателями колледжа на предприятиях в целях повышения квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.