Что запрещается наряду при несении службы? Руководствуется ли полиция в своей деятельности законами субъектов Российской Федерации? Запреты прохождении службы в овд.


    МОЛЧАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ. К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЗАПРЕТ НА ПУБЛИЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

    П. СКОБЛИКОВ

    Милиция преобразована в полицию, серьезно повышено денежное содержание сотрудников, существенно изменена законодательная основа работы правоохранительного ведомства. Но несмотря на некоторые позитивные сдвиги, желаемый результат в целом пока не наблюдается, и совершенствование системы МВД России по-прежнему стоит в перечне важнейших государственных задач.
    По-видимому, нужны каждодневные и длительные усилия всех заинтересованных сил без надежды на сиюминутный результат и волшебное действие, которое в одночасье все изменит. Одно из направлений такой черновой работы - мониторинг соответствующего раздела законодательства, выявление и устранение его дефектов, с тем чтобы кадровое наполнение МВД отвечало общественным ожиданиям, чтобы сотрудники правоохранительного ведомства имели правильные ориентиры, были надлежащим образом мотивированы.

    Общий запрет на публичные высказывания

    В п. 5 ч. 1 ст. 13 "Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел" Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе в ОВД) закреплен запрет для сотрудника органов внутренних дел на публичные высказывания, суждения и оценки. В том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан. Исходя из буквального толкования текста закона, запрет носит почти тотальный характер, поскольку распространяется на любые высказывания, суждения и оценки, если только их выражение не входит в его служебные обязанности.
    Сам факт существования приведенной правовой нормы порождает ряд серьезных вопросов:
    - в чем заключаются основания ее включения в действующее законодательство (декларируемые и фактические - если они различаются);
    - как соотносится данная норма с другими правовыми нормами, национальными и международными, насколько удачно (или неудачно) вплетается она в российскую правовую систему;
    - какие санкции определены за нарушение содержащегося в норме запрета;
    - какое влияние оказывает данная норма на поведение сотрудников органов внутренних дел и, опосредованно, на правопорядок, который они должны поддерживать;
    - какова практика применения предусмотренных в законе санкций за нарушение запрета;
    Каковы возможные в будущем последствия существования и применения рассматриваемой нормы?
    У меня нет ответов на все поставленные вопросы, по крайней мере ответов исчерпывающих. Однако важный этап любого исследования - сама постановка проблемы и детализация научных задач, которые ею предопределяются.

    Коллизии с Законом о полиции

    1. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) содержится норма, которая вступает в коллизию с нормой, установленной Законом о службе в ОВД, и эту коллизию целесообразно разрешить. В противном случае создаются предпосылки к необоснованному привлечению к ответственности добросовестных и профессиональных сотрудников полиции. Суть противоречия вот в чем.
    В п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на полицию возложена обязанность участвовать в пропаганде правовых знаний. Этот пункт добросовестными сотрудниками понимается так, что при каждом удобном случае полицейский должен разъяснять гражданам требования соответствующих законодательных актов, причем как в служебное, так и во внеслужебное время, и для этого не следует каждый раз запрашивать согласия руководства.
    При этом правовая пропаганда предполагает публичное высказывание сотрудником суждений и оценок о деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов. В частности, изложение обязанностей, правомочий и запретов для тех или иных органов и должностных лиц, приведение для доходчивости реальных примеров из практики сотрудника, его коллег или использование тех показательных случаев, что доведены до сведения общества через СМИ, интернет-ресурсы и т.д.
    Для наглядности предположим, что к полицейскому (имеющему высшее юридическое образование и богатый профессиональный опыт) обратились учителя, члены родительского комитета школы, где учится ребенок полицейского, с просьбой выступить перед детьми и (или) родителями. Тема: предупреждение, пресечение и ответственность за хулиганство, жестокие расправы, которые все чаще учиняют школьники над своими сверстниками, а затем цинично выкладывают видеозаписи издевательств в Интернете.
    Предположим также, что полицейский откликнулся на поступившую к нему просьбу, подготовился и в свое личное время выступил перед соответствующей аудиторией. Такие действия одобряются Законом о полиции, но запрещаются Законом о службе в ОВД. По крайней мере, они могут быть расценены как нарушающие указанный выше запрет - ведь поручения от руководства о публичном выступлении полицейский не получал, и в его функциональных обязанностях выполнение такой работы не зафиксировано.
    2. В Законе о полиции закреплено право сотрудника полиции на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции (п. 5 ч. 1 ст. 28). Причем это право определено как одно из основных.
    Подобную норму не содержал Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", и по этому признаку, на мой взгляд, Закон о полиции в лучшую сторону отличается от своего предшественника. Создана правовая предпосылка для мобилизации профессионального потенциала небезразличных к интересам службы, творчески мыслящих и просто грамотных сотрудников, имеющих профессиональный опыт и способных к его анализу.
    Между тем, прежде чем вносить соответствующее предложение субъектам, разумно вынести его на обсуждение, например, на профессиональном форуме в Интернете. Однако, если полицейский поступит так, он нарушит содержащийся в Законе о службе в ОВД запрет на публичные высказывания, суждения и оценки - ведь соответствующее поручение ему не давалось, полицейский действовал инициативно, проработка такого рода предложений для последующего внесения служебной обязанностью полицейского не является.

    Коллизии с Законом о службе в ОВД

    1. Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 2 ст. 26, ч. 1 ст. 44). С учетом этого конституционного положения ч. 4 ст. 34 Закона о службе в ОВД, ограничивая право сотрудника на работу по совместительству, тем не менее разрешает ему любую преподавательскую, научную и иную творческую деятельность. При условии, если она не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел.
    Однако возможно ли преподавать историю, социологию, юриспруденцию, другие гуманитарные дисциплины, не высказываясь о деятельности государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, граждан? И возможно ли при этом не нарушить запрет, содержащийся в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД, если обращение преподавателя к аудитории (учебной группе, потоку, курсу) всегда носит публичный характер?
    2. Важно также отметить, что ведение любой научной деятельности сопряжено с последующим опубликованием полученных результатов - без этого такая деятельность в большинстве своем утрачивает смысл. Опубликование же означает публичное высказывание - как в устной форме (на различных научных форумах, в ходе интервью), так и в письменной (в журналах, научных сборниках, монографиях, на интернет-ресурсах и т.д.). Если исследователь высказывается по вопросам истории, социологии, различных отраслей права, другим гуманитарным отраслям науки, то он неизбежно затрагивает различные аспекты устройства (переустройства) государства, его функций (их изменения, перераспределения), наблюдаемых результатов деятельности государственных органов, их должностных лиц.
    Вот почему сотрудник органов внутренних дел, работающий по совместительству в научных и (или) педагогических учреждениях, не относящихся к системе МВД России, обречен регулярно нарушать запрет.

    Ограничение науки

    По общему правилу должности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников в учебных и научных учреждениях системы МВД России замещаются полицейскими и иными сотрудниками органов внутренних дел.
    Отсюда следует, что носящие погоны исследователи имеют право анализировать и обнародовать результаты анализа лишь тех тем, которые поручены им руководством, если в рамках выбранных тем надо высказываться или оценивать государственные органы и должностные лица, общественные объединения и организации и проч.
    Между тем ученый, если он занимается наукой по призванию, как правило, характеризуется независимостью от мнений окружающих, в своих суждениях и оценках он опирается на объективные данные, а также собственный интеллект, интуицию. Поэтому, выбирая тему для исследования, он руководствуется личными представлениями об актуальности для общества той или иной темы, учитывает личные возможности в ее раскрытии.
    Вот почему, если заглянуть в творческий портфель исследователей, чье имя известно и уважаемо в науке и кто состоит (или состоял) на службе в органах внутренних дел, можно обнаружить, что значительная часть (если не большинство) научных трудов подготовлена не в связи с поручением руководства, а по своей инициативе, исходя из собственных представлений об актуальности соответствующих тем для правоохранительного ведомства, правовой системы в целом, для общества и государства. Иными словами, все эти люди формально-юридически являются (или могли бы стать) нарушителями запрета, содержащегося в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД.

    Повторение запрета - усиление запрета?

    Закон о службе в ОВД в п. 5 ч. 1 ст. 13 содержит бланкетную норму, распространяющую на сотрудников органов внутренних дел запрет, предусмотренный в п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а именно: "В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается... допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности".
    Таким образом, сотруднику органов внутренних дел дважды запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. А вот публичные высказывания, суждения и оценки в отношении должностного лица (не руководителя), а также общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан запрещены сотруднику единожды.

    Европейский подход

    В чем состоит опыт других стран и существуют ли там запреты или ограничения на публичные высказывания государственных служащих?
    Особый интерес представляет практика Европейского суда по правам человека, которая базируется на положениях Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950 года. Из постановлений этого суда вытекает, что определенное ограничение государственных служащих в публичных высказываниях допустимо, но именно ограничение, а не полный запрет. Такие лица имеют право на свободу выражения своего мнения, но обязаны проявлять по отношению к своему государству (государственным органам и должностным лицам) лояльность и сдержанность (см. Постановление Большой палаты Европейского суда по правам человека от 26.09.1995 по делу "Фогт (Vogt) против Германии", Постановления Европейского суда по правам человека от 02.09.1998 по делу "Ахмед (Ahmed) и другие против Соединенного Королевства" и от 14.03.2002 по делу "Де Диего Нафриа (De Diego Nafria) против Испании").
    Российский законодатель не попытался воспользоваться этим критерием (проявление лояльности и сдержанности в публичных выступлениях), а пошел по "простому" пути - полностью запретил сотрудникам органов внутренних дел любые публичные высказывания, если они не обусловлены выполнением служебных обязанностей.
    Например, сотрудник уголовного розыска в день своего профессионального праздника (5 октября) позвонит в эфир какой-либо радиостанции или телеканала, представится и поздравит коллег. При этом он выразит свою точку зрения о том, что уголовный розыск - ведущая служба МВД, ее сотрудники несут на своих плечах основную тяжесть борьбы с преступностью. И таким образом он публично выскажется о деятельности государственных органов, в то время как подобное высказывание не входит в его служебные обязанности. Следовательно, будет иметь место нарушение приведенных выше законодательных норм. А вот в соответствии с положениями упомянутой Европейской конвенции и позицией Европейского суда по правам человека никакого нарушения нет. Ведь сотрудник угрозыска не проявил нелояльность и несдержанность по отношению к своему государству.

    Последствия настоящие и будущие

    1. Анализируемый запрет не ограничен историческими рамками и государственными границами. При его буквальном толковании сотрудник органов внутренних дел не вправе высказываться не только о современных российских государственных органах (исполнительных, законодательных, судебных) и их должностных лицах, но и о субъектах иной государственной принадлежности. А также об органах, общественных объединениях, организациях любой направленности (помимо прочего, нельзя, видимо, осуждать фашистские партии и экстремистские организации) и о лицах, давно ушедших в историю.
    2. Несоблюдение запрета в Законе о службе в ОВД расценивается как грубое нарушение служебной дисциплины (см. п. 15 ч. 2 ст. 49), что дает основание на применение к сотруднику дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность либо на расторжение контракта с таким сотрудником и его увольнение со службы в органах внутренних дел (см. п. 6 ч. 2 ст. 82).
    3. Информации о том, сколько сотрудников было привлечено к ответственности за нарушение запретительной нормы, содержащейся в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД, в чем конкретно выразилось нарушение и какое взыскание наложено на виновных, в открытых источниках обнаружить не удалось. Можно с уверенностью предположить, что привлеченных к ответственности нарушителей пока насчитывается немного, но ситуация в любой момент может измениться. Рассматриваемая норма - "дремлющая", она может не применяться вообще, может применяться избирательно, а если в правовой политике по каким-то причинам появится соответствующий тренд - будет применяться массово.
    Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующий вывод: анализируемый запрет неразумен и вреден, при этом он почти безграничен, а санкция за его нарушение в рамках дисциплинарной ответственности максимально суровая. При желании на основе этого запрета можно вменить дисциплинарное нарушение очень многим добросовестным сотрудникам, если стоит задача избавиться от неугодных по тем или иным соображениям лиц. Если запрет станет последовательно и неуклонно проводиться в жизнь, то инициативные, самостоятельно мыслящие и интеллектуально развитые сотрудники будут чаще увольняться из органов внутренних дел. Наряду с этим важно отметить, что даже в отсутствие широкой практики привлечения к ответственности за нарушения рассматриваемого запрета он оказывает негативное влияние, поскольку сотрудники органов внутренних дел, ориентируясь на запрет, воздерживаются от высказывания конструктивной критики и выстроенных на опыте (а где-то и выстраданных) предложений об улучшении работы правоохранительной и судебной системы.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное .

2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

9. Курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции.

Проверка документов полицией — обычное дело на улицах нашей страны. Наверняка, каждому приходилось сталкиваться с проверкой. Далеко не всегда такие встречи проходят гладко, напоминаю об истории с «арбатским...

Проверка документов полицией — обычное дело на улицах нашей страны. Наверняка, каждому приходилось сталкиваться с проверкой. Далеко не всегда такие встречи проходят гладко, напоминаю об истории с «арбатским мальчиком».

Anews собрал воедино ответы юристов о том, как себя вести и что делать, если полицейский вдруг остановил вас на улице или в метро, потребовал предъявить паспорт, показать содержимое сумки или карманов.

Полицейский подошел на улице и потребовал документы

Что можно и нужно делать

Стоит помнить, что ни одним законом произвольная проверка документов не предусмотрена. Впрочем, это не мешает стражам правопорядка выборочно выхватывать из толпы «подозрительных лиц» и заглядывать к ним в паспорта. Чаще всего полицейские ссылаются на проверку паспорта с целью выяснить, есть ли у человека регистрация. Еще один популярный аргумент — ориентировка.

Если вы оказались именно в такой ситуации, в первую очередь следует вежливо попросить сотрудника представиться, показать удостоверение, а также переписать или сфотографировать номер его значка и узнать о причине проверки. Если полицейский отказывается показать свои документы, стоит напомнить ему о существовании части 4 статьи 5 закона «О полиции».

Если страж правопорядка, говоря о причине проверки документов, ссылается на ориентировку, можно попросить его детально описать разыскиваемое лицо.

В случае, когда законный повод все же нашелся или был притянут за уши, а полицейский представился и позволил переписать данные его нагрудного значка, можно показать паспорт.

Если вы уверены, что требование полицейского показать паспорт не имеет под собой законных оснований (вы не похожи на человека с ориентировки, трезвы, не совершали никаких правонарушений), следует напомнить сотруднику, что его действия неправомерны. Если увещевания не помогают, самым благоразумным решением будет показать паспорт из своих рук, а после позвонить по телефону 112 и составить жалобу на действия полицейского.

Чего нельзя делать

Отдавать паспорт полицейскому в руки.

Для проверки достаточно показать его из ваших рук. Если сотрудник настаивает на обратном, можно открыть последнюю страницу паспорта и зачитать строчку о том, что вы обязаны бережно относиться к документу, хранить его у себя и никому не передавать. Не лишним будет напомнить, что когда полицейский показывал вам свое удостоверение, вы не брали его в руки.

Важный момент: даже если вы правы на 100%, ни в коем случае нельзя просто уходить от полицейского, так как это может быть расценено как «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» (ст.19.3 КоАп РФ).

Вышел за хлебом без паспорта, подошел полицейский и потребовал документ

Что можно и нужно делать

Хоть паспорт полицейские склонны требовать едва ли не на каждом шагу, согласно закону, граждане не обязаны постоянно носить этот документ с собой. При этом отсутствие документа, удостоверяющего личность, как правило, становится основанием для поездки в отдел.

Если вас остановили на улице без документа и заставляют проехать в отделение для установления личности, можно предложить сотруднику пройти к вам домой (если дом рядом) и показать паспорт там, либо позвонить родственникам и попросить принести вам документ. Увы, принимать этот вариант или нет, каждый сотрудник решает для себя сам.


Чего нельзя делать

Впадать в панику, начинать спорить и ругаться.

Если полицейский не согласен идти к вам домой за документом, а собирается препроводить вас в отделение в административном порядке, не стоит затевать скандал и отказываться идти – это снова может быть повернуто против вас (как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Требование полицейского в данном случае законно, так как увезти гражданина в отделение сотрудник может, в частности, в ситуации, когда есть подозрение, что человек находится в розыске (п. 4 ст. 14 закона «О полиции»). Отсутствие паспорта, как нетрудно догадаться, как раз наводит стража правопорядка на мысли о розыске.

Особенно важный момент – ни в коем случае нельзя трогать полицейского руками. Даже если вы настолько разнервничались, что захотели «отодвинуть» сотрудника подальше от себя, не прикасайтесь к нему. Любой физический контакт, как показывает практика последних лет, может быть воспринят как «применение насилия в отношении представителя власти», что отсылает нас уже к уголовному кодексу, статье 318.

Перед поездкой в отделение, если такая ситуация все же приключилась, стоит выяснить, в какой именно отдел вы едете и сообщить об этом родственникам по телефону. Следует помнить, что в случае отсутствия паспорта сотрудник вправе задержать вас не более чем на 3 часа. Время отсчитывается с момента прибытия в отдел, поэтому крайне важно по приезду удостовериться, что время вашего прибытия было зафиксировано в журнале.


Полицейский подошел на улице и захотел провести досмотр вещей/карманов

Что можно и нужно делать

В первую очередь поинтересоваться, на каком основании полицейский хочет провести личный досмотр.

Стоит иметь в виду, что рыться в вещах граждан сотрудники полиции имеют право лишь в том, случае, если есть достаточные основания полагать, что человек носит с собой запрещенные вещества, оружие, боеприпасы, взрывчатку или ядовитые вещества (п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, ст. 27.6 КоАП РФ). Если полицейский не может внятно ответить на вопрос о причинах досмотра, нужно обязательно напомнить ему, что его действия неправомерны, а также заметить, что если он будет стоять на своем, вы направите жалобу в прокуратуру.

В случае если полицейский продолжает настаивать на досмотре, нужно обязательно потребовать двоих понятых одного с вами пола (ст.27.7 КоАП РФ) и составления протокола. Крайне важно получить копию протокола, а во время подписания документа занести в него все, что вам показалось неправомерным (например, что полицейский не сообщил причину досмотра) и, что немаловажно, не оставлять свободного места после написанного вашей рукой.

Чего нельзя делать

Оказывать физического сопротивления и убегать. Ни к чему хорошему это не приведет, а лишь сделает из вас преступника сразу по двум упомянутым ранее статьям: «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» и «применение насилия в отношении представителя власти».

  • Президент Российской Федерации д. Медведев
  • Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции

    1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

    1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

    2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

    3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

    4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

    5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;

    6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    7) выход из гражданства Российской Федерации;

    8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

    9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

    2. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности.

    Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

    1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

    2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

    3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

    4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

    "
  • 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ УВЕЧИЙ (РАНЕНИЙ, ТРАВМ, КОНТУЗИЙ), ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК, ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ ВО ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА, ГРАЖДАН, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ИЛИ ВОЕННЫЕ СБОРЫ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  • Приложения
    • ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ПОСТУПАЮЩИХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПОСТУПАЮЩИХ В СРЕДНИЕ УЧИЛИЩА И МИЛИЦЕЙСКИЕ КОЛЛЕДЖИ, УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • КАРТА МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПОСТУПАЮЩЕГО НА УЧЕБУ
    • СПРАВКА ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ НА ВЫПЛАТУ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ
    • КАРТА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛОВИЙ ТРУДА И РАБОЧЕГО МЕСТА СПЕЦИАЛИСТА
    • ПЕРЕЧЕНЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЛИЦАМИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПРОЖИВАНИЯ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
    • ПЕРЕЧЕНЬ МЕСТНОСТЕЙ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЛИЦАМИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПРОЖИВАНИЯ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
    • ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ПРОХОЖДЕНИЮ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЛИЦАМИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПРОЖИВАНИЮ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, ВЫСОКОГОРНЫХ РАЙОНАХ, ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ
    • ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ЛИЦАМИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА (ДЛЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ЛИЦА НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ - К ПРОЖИВАНИЮ) В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ЖАРКИМ КЛИМАТОМ
    • СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАНИНА, ВЫЕЗЖАЮЩЕГО В ИНОСТРАННОЕ ГОСУДАРСТВО С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ЖАРКИМ КЛИМАТОМ
    • СПИСОК КАНДИДАТОВ, ПРИЗНАННЫХ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИЕЙ УЧЕБНОГО И ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    • МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТАРИЯ, МЕДИЦИНСКОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ
  • ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МВД СССР, НЕ ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • отменен/утратил силу Редакция от 02.10.1995

    Наименование документ ПРИКАЗ МВД РФ от 02.10.95 N 370 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ"
    Вид документа приказ, инструкция, перечень
    Принявший орган мвд рф
    Номер документа 370
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 02.10.1995
    Номер регистрации в Минюсте 969
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус отменен/утратил силу
    Публикация
    • "Российские вести", N 233, 07.12.95, N 242, 21.12.95, N 10, 18.01.96, N 25, 08.02.96, N 30, 15.02.96, N 35, 22.02.96, N 40, 29.02.96, N 48, 14.03.96, N 53, 21.03.96, N 58, 28.03.96, N 67, 10.04.96, N 68, 11.04.96, N 71, 16.04.96, N 78, 25.04.96, N 87, 14.05.96
    Навигатор Примечания

    ПРИКАЗ МВД РФ от 02.10.95 N 370 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ"

    ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЛИЦАМИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПРОЖИВАНИЯ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО РИСКА РАДИАЦИОННОГО УЩЕРБА, ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ (РАБОТЫ) НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

    1. Противопоказаниями для прохождения службы гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, лицами рядового и начальствующего состава (работы) в условиях повышенного риска радиационного ущерба (зона отчуждения, зона отселения) являются:

    1.1. Заболевания, при которых в соответствии с Расписанием болезней (Приложение 1 к настоящей Инструкции) для лиц рядового и начальствующего состава предусмотрены заключения о категории годности к военной службе следующего содержания: "В" - ограниченно годен к военной службе", "Д" - негоден к военной службе".

    1.2. Острые заболевания до клинического излечения.

    1.3. Состояния после перенесенного вирусного гепатита, тифопаратифозных заболеваний с исходом в полное выздоровление в течение 12 месяцев после стационарного лечения.

    1.4. Туберкулез любой локализации - активный затихающий.

    1.5. Психические расстройства независимо от степени тяжести и характера течения.

    1.6. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга при умеренных нарушениях функции, а также с преходящими расстройствами мозгового кровообращения.

    1.8. Последствия травм головного и спинного мозга, органические заболевания центральной нервной системы при умеренном или незначительном нарушении функций.

    1.9. Последствия травм и болезней периферических нервов при стойких умеренно выраженных расстройствах функций.

    1.10. Заболевания эндокринной системы среднетяжелой и легкой формы, ожирение II - III степени, пониженное питание.

    1.11. Системные заболевания крови и кроветворных органов независимо от характера течения и степени тяжести.

    1.12. Стойкие изменения состава периферической крови (количество лейкоцитов менее 4,0 x 10 9/л или более 9,0 x 10 9/л, количество тромбоцитов менее 180,0 x 10 9/л, гемоглобин менее 12 г/л).

    1.13. Стойкие врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния с клиническими проявлениями и подтвержденные стационарным обследованием в специализированных отделениях учреждений здравоохранения или ведомственных медицинских и военно-медицинских учреждениях, инфицирование ВИЧ.

    1.14. Острая лучевая болезнь любой степени тяжести в анамнезе, а также полученная ранее при аварии или случайном облучении доза излучения, превышающая годовую предельно допустимую дозу в пять раз (в соответствии с нормами радиационной безопасности (НРБ) - 76/87).

    1.15. Хронические заболевания бронхо-легочного аппарата с дыхательной недостаточностью II степени или с частыми обострениями (два и более раз в год), бронхиальная астма, поллинозы.

    1.16. Заболевания миокарда, пороки сердца, хроническая ишемическая болезнь сердца (с коронарной недостаточностью II степени) с недостаточностью кровообращения II стадии или со стойкими нарушениями сердечного ритма и проводимости.

    1.17. Гипертоническая болезнь II стадии.

    1.18. Диффузные заболевания соединительной ткани.

    1.19. Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки и другие заболевания органов брюшной полости, последствия повреждений или оперативных вмешательств на них при умеренном нарушении функции или с частыми обострениями (два и более раз в год).

    1.20. Хронические воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей при умеренном нарушении функции, мочекаменная болезнь с частыми почечными коликами и (или) с частыми обострениями (два и более раз в год).

    1.21. Хронические заболевания (последствия повреждений) суставов, мышц, сухожилий, позвоночника, костей таза при умеренном нарушении функций или с частыми обострениями (два и более раз в год).

    1.22. Застарелые или привычные вывихи в крупных суставах, возникающие при незначительных физических нагрузках.

    1.23. Дефекты пальцев рук или ног с нарушением функции в значительной степени.

    1.24. Отсутствие верхней или нижней конечности на любом уровне.

    1.25. Злокачественные новообразования независимо от стадии заболевания и результатов лечения, предопухолевые заболевания.

    1.26. Доброкачественные новообразования, затрудняющие ношение одежды (снаряжения) или нарушающие функцию органов в умеренной степени.

    1.27. Варикозное расширение вен семенного канатика при значительном нарушении кровообращения с болевым синдромом.

    1.28. Болезни и последствия повреждений аорты, магистральных, периферических артерий и вен, лимфатических сосудов с умеренным и незначительным нарушением крвообращения и функций.

    1.29. Водянка оболочек яичка и семенного канатика, резко выраженная.

    1.30. Распространенные субатрофические и атрофические изменения всех отделов верхних дыхательных путей, гиперпластический ринит, склерома верхних дыхательных путей.

    1.31. Двухсторонний или односторонний средний отит с полипами, грануляциями в барабанной полости, кариесом кости или сопровождающийся хроническими заболеваниями носа или околоносовых пазух и стойкими нарушениями носового дыхания.

    1.32. Хронический гнойный или полипозный синуит.

    1.33. Вестибулярно-вегетативные расстройства, сопровождающиеся симптомами Меньеровского заболевания.

    1.34. Понижение слуха - шепотная речь воспринимается на расстоянии менее 5 м на оба уха.

    1.35. Лейкоплакия и облигатные преканцерозы (абразивный хейлит Манганатти, болезнь Брауна и др.).

    1.36. Острота зрения с коррекцией для дали менее 0,5 на один глаз и 0,2 на другой глаз, близорукость более 10,0 диоптрий на оба глаза, дальнозоркость более 8,0 диоптрий на оба глаза, астигматизм более 3,0 диоптрий на оба глаза, дихромазия.

    1.37. Хронические заболевания воспалительного или дегенеративного характера роговой и других оболочек глаза, резко выраженные, прогрессирующие, нарушающие функцию зрения, по крайней мере, одного глаза, катаракта.

    1.38. Распространенные хронические рецидивирующие заболевания кожи, а также их ограниченные формы, препятствующие ношению форменной одежды и туалету кожных покровов.

    1.39. Распространенные и тотальные формы гнездной плешивости и витилиго.

    1.40. Беременность.

    1.41. Опухоли матки, яичников, молочной железы, а также их фоновые заболевания.

    1.42. Стойкие нарушения овариально-менструального цикла.

    1.43. Привычное невынашивание и аномалии плода.

    1.44. Хронические воспалительные заболевания женских половых органов, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению.

    2. Противопоказаниями к прохождению службы гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, лицами рядового и начальствующего состава, к проживанию членов семей лиц рядового и начальствующего состава на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом), являются:

    2.1. Заболевания щитовидной железы.

    2.2. Диффузные заболевания соединительной ткани.

    2.3. Системные заболевания крови и кроветворных органов независимо от тяжести и течения заболевания.

    2.4. Стойкие изменения состава периферической крови (количество лейкоцитов менее 4,0 x 10 9/л или более 9,0 x 10 9/л, количество тромбоцитов менее 180,0 x 10 9/л, гемоглобин менее 12 г/л).

    2.5. Стойкие врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния при клинических проявлениях и подтвержденные стационарным обследованием в специализированных отделениях медицинских (ведомственных медицинских и военно-медицинских) учреждений, инфицирование ВИЧ и заболевание СПИД.

    2.6. Злокачественные новообразования независимо от тяжести и стадии заболевания, результатов лечения, предопухолевые заболевания с признаками малигнизации.

    2.7. Хронические неспецифические заболевания легких с дыхательной недостаточностью II - III степени, бронхиальная астма, среднетяжелая и тяжелая формы.

    2.8. Беременность (при направлении в указанные зоны).

    2.9. Опухоли матки, яичников, молочной железы, а также их фоновые заболевания.

    2.10. Стойкие нарушения овариально-менструальной функции.

    2.11. Привычное невынашивание и аномалии плода.

    2.12. Хронические воспалительные заболевания женских половых органов, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению с частыми обострениями (два и более раз в год).

    Кроме того, для детей противопоказаниями являются:

    2.13. Выраженные формы респираторных аллергозов, атопический дерматит, экзема.

    2.14. Частые респираторно-вирусные заболевания (не менее пяти раз в год) с изменениями в иммунном статусе организма, подтвержденными при обследовании в специализированных отделениях учреждений здравоохранения или ведомственных медицинских и военно-медицинских учреждений.

    Приложение 17
    к Инструкции