Должностная инструкция летчика наблюдателя. Летчик-наблюдательдолжностная инструкция


Уникальные профессии парашютист – пожарный и летчик –наблюдатель появились уже в тридцатые годы двадцатого века, когда появилась авиационная современная охрана. И наша страна удерживает твердое положение лидера по числу профессиональных воздушных работников в этой сфере. Профессия «летающего менеджера» по контролю процессов пожаротушения или летчика – наблюдателя вообще в мире не имеет аналогов.

Начальная подготовка летчиков-наблюдателей, десантников-пожарных и инструкторов парашютистов для подразделений Авиалесоохраны проводится в учебном авиационном центре ФБУ «Авиалесоохрана» в городе Пушкино. На курсы летчиков-наблюдателей могут зачислить лица со средним и высшим лесохозяйственным образованием, годные к летной работе по состоянию здоровья и уже проработавшие на момент поступления в системе охраны лесов от одного до двух лет. В период семимесячного обучения профессионалы будущего изучают авиационные и лесопожарные дисциплины (пожарная охрана лесов, тактика, технологии и стратегия, применяемые для тушения пожаров, радиосвязь, лесозащита, парашютно-десантное обучение, взрывное дело, геоинформационные системы, воздушная навигация, аэродинамика, авиационная метеорология, психология, устройство самолетов, и многое другое).

Также на этапе подготовки в теории будущие парашютисты - пожарные и летчики-наблюдатели проходят тренировку на комплексном специализированном тренажере вертолета Ми-8МТВ с программно-аппаратным уникальным оборудованием, которое моделирует в режиме реального времени различные сценарии развития лесных пожаров, что дает возможность будущим специалистам на этапе еще теоретической подготовки иметь разнообразный опыт приближенный максимально к реальным задачам профессиональной работы летчика-наблюдателя. Финалом процесса обучения являются десантные и парашютные воздушные тренировки, и летняя практика на вертолетах и самолетах в течении двух месяцев.

После обучения теории, двухмесячной летной практики и успешной сдачи госэкзаменов курсантам дают квалификацию летчика-наблюдателя гражданской авиации третьего класса.

После завершения курсов повышения квалификации и с накоплением производственного опыта им могут присваивать второй и первый классы. Летчик-наблюдатель первого класса - это самый опытный специалист, выполняющий квалифицированно большинство работ: авиационное патрулирование, десант парашютистов-пожарных, работу на вертолете с высадкой пожарных десантников и с ВСУ на внешней подвеске, работу на авиационных танкерах, оперативное управление тушением пожаров в лесуи координирование различных пожарных служб.

Десантников-пожарных и парашютистов готовят в региональных авиационных базах по специальным программам. При приготовлении главное внимание уделяют физической подготовке, стратегии, технике безопасности, технике и тактике тушения пожаров, практике по работе бензопилами, ручным инструментом, ориентированию в лесу, мотопомпами, технике выполнения с парашютом прыжков на небольшие площадки и на спусковых устройствах спуски с вертолетов и так далее.

Десантники-пожарные и парашютисты перед каждым пожаровероятным сезоном проходят тестовые проверки по физической подготовке, тренировочные спуски на спусковых устройствах и прыжки с парашютом, практические работы по технике и тактике тушения пожаров. Один раз в два года они проходят комплексное подтверждение своего уровня квалификации (третьего, второго или первого класса).

Показавшие организаторские способности опытные пожарные, направляются на курсы длительностью два месяца по обучению инструкторов авиационных пожарных групп, где они приобретают знания и навыки управления по пожаротушению, использованию инновационных технологий.

На базе учебного авиационного центра в настоящее время реализуется целый ряд учебных программ для экспертов лесного хозяйства, подразделений чрезвычайных ситуаций.

Летчик-наблюдатель , знаток лесного хозяйства, окончивший особые курсы, получивший квалификацию летчика-наблюдателя гражданской авиатики и выполняющий в составе лётного экипажа воздушного судна самолетовождение в целях авиационной охраны лесов. Впервые подготовка летчиков-наблюдателей была организована в 1936 г. при Всесоюзном государственном тресте лесной авиатики «Лесавиа» в целях подготовки знатоков для его отрядов, а с 1949 г. - для авиационных баз охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.

Подготовка проводилась при тренировочном отряде «Лесавиа» из числа лиц, имевших лётную или штурманскую подготовку и прошедших в течение 1,0-1,5 мес теоретический курс по применению авиатики в лесном хозяйстве и лётную тренировку. С 1950 по 1956 г. Летчиков-наблюдателей готовили на стабильно действующих курсах при Северной базе авиационной охраны лесов (с. Красноборск Архангельской обл.). С 1957 до 1974 г. подготовка летчиков-наблюдателей исполнялась при Высших лесных курсах СССР в г. Пушкино Московской обл. Длительность обучения составляла 7 мес. В программу подготовки входили: аэронавигация (самолетовождение), авиаприборы, концепция полета, материальная часть авиалайнеров и геликоптеров, метеорология и служба прогноза, изыскание и оборудование аэродромов, аэросев, авиахимборьба с вредителями леса, парашютное дело, воздушный кодекс, поучение по производству полетов и аэродромной службе, авиационные способы борьбы с лесными пожарами, основы аэротаксации и рабочие правила по технике аэровизуальных работ, основы лесоводства и наземной таксации лесов, радиосвязь, лётная подготовка (полеты). СМ СССР распоряжением от 1 декабря 1961 г. № 3483-р «Об организации курсов по повышению квалификации тружеников лесного хозяйства Главлесхоза РСФСР по профессии летчик-наблюдатель авиационной охраны лесов» установил число слушателей 50 чел. со сроком обучения 7 мес, а с марта 1969 г. численность слушателей была увеличена до 100 чел. в год. В 1975 г. подготовка Л. -н. была передана во вновь организованный Всесоюзный (с 1991 г. Всероссийский) институт увеличения квалификации руководящих тружеников и знатоков лесного хозяйства (ВИПКЛХ). Курсы по подготовке летчиков-наблюдателей - единственный академический центр в б. СССР, а теперь в Рф-ии, готовит таких знатоков не только для авиалесоохраны Рф-ии, но и заграничных стран (Украина, Белоруссия, Грузия, Китай, Монголия и др.). Набор кандидатов на курсы проводится на основе заявок баз авиационной охраны лесов и органов управления лесным хозяйством из числа лиц, как правило, мужского пола в возрасте до 30 лет, пригодных по состоянию здравия к лётной работе, имеющих лесное образование (инженер, техник), стаж работы в авиационной охране лесов не менее одного пожароопасного сезона и обладающего организаторскими способностями. Отбор кандидатов осуществляет приемная комиссия Центральной базы авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана». В обязанности летчика-наблюдателя входит: осуществление в составе лётного экипажа воздушного судна полетов по авиационному патрулированию лесов с целью выявления лесных пожаров, доставке сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров, непосредственное тушение пожаров с воздуха, а также ведение всеобщего и др. видов лесопатологического присмотра; передача информации о пожарах, очагах массового размножения вредоносных лесных насекомых в пункт диспетчерского управления, лесхозы и др. организации; выполнение контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и принятие мер по привлечению нарушителей к ответственности; организация доставки взрывчатых веществ к местам работ и на склады, а также охраны их при транспортировке на лёгких судах; контроль за осуществлением заданий парашютно-пожарными (десантно-пожарными) командами (группами) по тушению пожаров; участие в подборе и подготовке кадров тружеников, проведение технической учебы с своим составом и др. Л. -н. , в зависимости от опыта и стажа лётной работы, присваивается квалификация Л. -н. III, II и I класса.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[Об условиях труда летчиков-наблюдателей]

Федеральная служба лесного хозяйства России, в связи с передачей Центральной базой авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" и принятием в состав управлений лесами в соответствии с приказом Рослесхоза от 28.01.97 N 11 "О дополнительных мерах по повышению эффективности охраны лесов от пожаров" Марийского авиаотделения Нижегородского авиазвена и оперативных точек, выполняющих авиапатрулирование лесов без активных сил и средств пожаротушения, сообщает следующее об условиях труда летчиков-наблюдателей.

Условия оплаты труда летчиков-наблюдателей, действовавшие в Центральной базе авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", в том числе должностные оклады, оплату за налет часов, систему премирования, установленных надбавок за классность, выслугу лет, за высокие достижения в труде и пр. можно сохранить через коллективный договор лесхоза, в штат которого они вводятся. Основанием для этого является постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и Отраслевое (тарифное) соглашение между профсоюзом работников лесных отраслей России, Федеральной службой лесного хозяйства России и Министерством труда Российской Федерации на 1996-1997 годы, которые одинаково распространяются и на работников лесхозов, и на работников авиалесоохраны.

Если летчики-наблюдатели вводятся в штат управления лесами как руководители или специалисты по охране лесов от пожаров, то оплата их труда должна производиться в строгом соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1992 года N 4249-1/1042 "Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти".

Учитывая, что лесхозы и управления лесами не входят в состав авиационно-спасательных подразделений постоянной готовности, исчисление сроков выслуги лет для назначения пенсии летчикам-наблюдателям должно производиться по пункту "б" "Порядка исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам летного состава", т.е. каждые 12 часов налета - за один месяц выслуги. До перевода летчиков-наблюдателей в состав лесхозов или управлений лесами срок их выслуги лет исчислялся по пункту "в", указанного Порядка, т.е. один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных подразделениях - за полтора года выслуги.

Заместитель руководителя
Федеральной службы М.Ю.Клинов

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст.1131; 2001, N 26, ст.2685; 2011, N 26, ст.3803); статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2013, N 14, ст.1666).

Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362) и от 16 сентября 2015 г. N 276 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2015 г., регистрационный N 39387).

Приказ Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" (зарегистрирован Минюстом России 7 октября 2015 г. N 39163), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 20 сентября 2016 г. N 271 (зарегистрирован Минюстом России 22 сентября 2016 г., регистрационный N 43756), от 19 сентября 2017 г. N 363 (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2017 г., регистрационный N 48523) и от 27 октября 2017 г. N 465 (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2017 г., регистрационный N 48979).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2415; 2014, N 9, ст.906, N 26, ст.3577; 2015, N 11, ст.1607, N 46, ст.6397; 2016, N 15, ст.2105, N 35, ст.5327, N 40, ст.5733; 2017, N 13, ст.1941, N 41, ст.5954, N 48, ст.7219; 2018, N 3, ст.553).

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 28-11-2003 78 О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО... Актуально в 2018 году

Летчик-наблюдатель (включая старшего)

11 - 14 разряды

Должностные обязанности. В составе экипажа воздушного судна выполняет авиапатрулирование лесов, доставку парашютно-пожарных (десантно-пожарных) команд и средств пожаротушения к местам лесных пожаров, непосредственное тушение пожаров с воздуха. В полете ведет детальную ориентировку по маршруту с использованием навигационных средств, определяет место пожара, необходимое количество парашютно-пожарных (десантно-пожарных) команд авиационной базы охраны лесов и средств для ликвидации пожара. Проводит необходимые подготовительные работы к пожароопасному сезону в соответствии с планами и заданиями региональной авиационной базы охраны лесов. Осуществляет контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, составляет протоколы на виновных в их нарушении и принимают меры по привлечению нарушителей к ответственности. Проверяет подготовку к пожароопасному сезону организаций. Организует доставку взрывчатых веществ к местам работ, а также их охрану при перевозке на воздушных судах. Контролирует соблюдение установленного порядка приема и передачи взрывчатых веществ, выполнение заданий парашютно-пожарными (десантно-пожарными) командами (группами) по тушению пожаров. Обеспечивает и принимает участие в общем надзоре за санитарным состоянием лесов во время авиапатрулирования, в детальном лесопатологическом надзоре, аэровизуальном лесопатологическом обследовании и других работах по авиационному обслуживанию лесного хозяйства. Проводит разъяснительную работу по вопросам охраны лесов, содействует органам МВД России в проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению виновников возникновения лесных пожаров. Обеспечивает своевременное представление информации о лесных пожарах в авиационное звено (авиационную базу), обслуживаемым предприятиям лесного хозяйства, местным органам самоуправления. Проводит техническую учебу работников авиационных пожарных команд и пожарных формирований предприятий. Обеспечивает своевременное выполнение производственных заданий по авиационной охране лесов от пожаров, от болезней и вредителей леса. Организует и проводит авиационное и наземное патрулирование и тушение лесных пожаров силами работников авиационного отделения и непосредственно с воздушного судна с помощью специальной аппаратуры. Оказывает помощь работникам наземной лесной охраны в организации тушения пожаров. Контролирует сохранность и правильную эксплуатацию средств транспорта, связи, противопожарного оборудования, полевого снаряжения, парашютного и десантного имущества, закрепляемого за работниками авиационной пожарной службы. Осуществляет подбор кандидатур на допуск к авиалесоохранным работам, в том числе и с взрывчатыми веществами. Представляет ежемесячные отчеты авиационным базам охраны лесов о количестве и площади пожаров, налете часов, расходовании денежных средств и горюче-смазочных материалов. Осуществляет регулярный контроль за использованием взрывчатых веществ, их учетом, состоянием складов взрывчатых материалов и за работой обслуживающего их персонала и охраны.

Должен знать: законодательство Российской Федерации о труде; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие авиационную охрану и защиту лесов, эксплуатацию воздушных судов, выполнение полетов и обеспечение их безопасности; федеральную целевую программу по охране лесов от пожаров; положение о государственной лесной охране; программу подготовки летчиков-наблюдателей; порядок заключения и выполнения договоров; технологию авиалесоохранных работ; рекомендации по обнаружению и тушению лесных пожаров; инструкцию по авиационной охране лесов; Единые правила безопасности при ведении взрывных работ; инструкции по перевозке опасных грузов воздушным транспортом; инструкции по надзору за появлением и распространением вредителей, экспедиционному лесопатологическому обследованию лесов; технологии авиационно-химической защиты лесов; правила по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (лесохозяйственное) образование:

11 разряд - стаж работы на летных должностях не менее 1 года, наличие действующего свидетельства летчика-наблюдателя III класса;

12 разряд (старший летчик-наблюдатель) - стаж работы на летных должностях не менее 2 лет при работе на оперативной точке или в авиационной группе авиационной базы охраны лесов численностью до 20 человек, наличие действующего свидетельства летчика-наблюдателя III класса;

13 разряд (старший летчик-наблюдатель) - стаж работы на летных должностях не менее 3 лет при работе на оперативной точке или в авиационной группе авиационной базы охраны лесов численностью более 20 человек, наличие действующего свидетельства летчика-наблюдателя II класса;

14 разряд (старший летчик-наблюдатель) - стаж работы на должности старшего летчика-наблюдателя 13 разряда не менее 5 лет при работе в авиационном отделении численностью более 30 человек, наличие действующего свидетельство летчика-наблюдателя I класса.