Гражданское общество не рождается на улице. Вопросы для самоконтроля


Продолжительность семинарского занятия – 2 часа

Цель занятия

Уяснить сущность и ценность правового государства, природу гражданского общества и основные линии их взаимосвязи. Показать, что правовое государство – своеобразный результат, итог функционирования всех элементов механизма правового регулирования.

К семинарскому занятию одному из студентов предлагается подготовить научное сообщение на тему «Система ответственности правового государства перед гражданином» .

План занятия

1. Становление и развитие идей о правовом государстве.

2. Понятие и принципы правового государства.

3. Понятие и элементы гражданского общества.

4. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении.

5. Проблемы формирования в России правового государства и гражданского общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие мыслители разрабатывали в своих трудах идею правового государства?

2. Дайте краткую характеристику идеи правового государства, разработанную И. Кантом и Г. Гегелем.

3. Назовите основные критерии правового государства. Дайте их краткую характеристику.

4. Что входит в понятие «гражданское общество»?

5. Назовите основные элементы и условия формирования гражданского общества.

6. Определите взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и выучить определения понятий: «правовое государство» , «верховенство правового закона» , «гражданское общество» .

Проблемные вопросы:

Проанализируйте текст Конституции Российской Федерации под углом зрения проблематики правовой государственности и ответьте на следующие вопросы:

1. Обеспечен ли в Конституции РФ баланс властных полномочий между ветвями государственной власти?

2. Какие элементы системы «сдержек и противовесов» получили закрепление в Конституции РФ?

3. Можно ли истолковать ст. 1 Конституции РФ таким образом, что в России уже построено правовое государство?

4. Какие факторы общественной и государственной жизни в современной России препятствуют построению правового государства? Какие факторы, напротив, способствуют формированию правового государства в России?

Материалы для размышлений

1. Из статьи «Право и власть» д.ю.н. профессора Ю.Х. Калмыкова, опубликованной незадолго до референдума по Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 25 ноября):

«Мы ни на йоту не приблизились к тому, что называют правовым государством, наоборот – удалились от этого идеала, суть которого чрезвычайно проста: в нем, в таком государстве, выше всего, над всеми: и гражданами, и различными ассоциациями, и высшими должностными лицами, и органами власти – стоит право».

2. После референдума по принятию Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 15 декабря. – С. 1) было опубликовано следующее высказывание Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина: «Мы хотели, мы шли к правовому государству. Мы его получили. Теперь давайте учиться жить по Конституции».

3. Массовые нарушения прав человека в России // Независимая газета. – 1994. – 22 июля. – № 138; 26 июля. – № 139. Отрывки из доклада Комиссии по правам человека «О соблюдении прав человека и гражданина в РФ за 1993 г.»:

«В стране происходят серьезные, порой широкомасштабные нарушения гражданских, политических и особенно социальных и экономических прав и свобод человека, что создает социальную напряженность в обществе, питает антидемократические настроения, создает для России внешнеполитические проблемы…

…Продолжают распространяться явления дискриминации по национальным, религиозным и другим признакам…

…Складывается неблагоприятная обстановка в области трудовых правоотношений

…Издаются нормативные акты, ограничивающие права личности» (Независимая газета. – 1994. – 22 июля.).

Практическое занятие

«ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО».

Продолжительность практического занятия 2 часа.

Практическое задание:

1. Составить анкету для опроса населения с целью выявления реального понимания им определения правового государства, отношения населения к данному понятию, установления реальной картины действия принципов правового государства в современной России. Кроме анкетирования возможно проведение интерактивного опроса. Проведение обеих форм возможно в рамках интернета.

2. Проанализировать полученные результаты, составить их соответствующее графическое изображение, выработать рекомендации по улучшению данной ситуации.

3. Итоги анкетирования, интер-опросов, анализа и предлагаемые рекомендации обсудить в ходе занятия. Возможно представление презентации.

Базовый учебник:

1. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С.118-142.

Основная:

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2004. С.377-406.

Дополнительная :

Учебная :

3. Иванов А.А. Теория государства и права. М.,2009. С.312-332.

4. Кожевников С.Н. Теория государства. Курс лекций. Н.Новгород, 2010. С.129-139.

5. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2002. С.297-311.

6. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2004.С.508-525, 555-569.

7. Сырых В.М. Теория государства и права. М.,2005. С.464-547.

8. Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С.461-482.

9. Чашин А.Н. Теория государства и права. М., 2008. С.568-584.

Научная:

10. Бляхман Б.Я. Гражданское общество – основа демократизации государства. – Кемерово. 2000.

11. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития.- М., 2001.

12. Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол) / Н. С. Серегин, Н.Н. Шульгин // Государство и право. 2002. № 1.

13. Гражданское общество: истоки и современность/ И.И.Кальной и др.- СПб., 2002.

14. Григонис Э.П. Правовое государство: реальность, мечты, будущее/ под общ. ред. В.П. Сальникова.- СПб., 1999.

Государство и гражданское общество. Политические партии, партийные системы

Формирование и ведение личных дел работников

ОТВЕТ

22. Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни, т.е. где взаимосвязь и взаимодействие экономического, политического, социального и духовного обеспечивают и обусловливают прогресс в развитии человеческого общества, его поступательное движение вперед, к высшим формам общественной организации. Гражданское общество – это одна из форм общности людей в их неполитическом бытии, напрямую зависящая от сферы политической власти и тесно с ней соприкасающаяся, но и огражденная от ее прямого вмешательства необходимыми нормативными актами. три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид и власть. Становление гражданского общества – цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизируются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, индивидом и обществом. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех составляющих гражданское общество – человека, общества и государства, индивидуальности личности и коллективно, совместной жизни людей, организованной в общество. Демократия любого уровня предполагает наличие управляемых и управляющих. В качестве управляемых, прежде всего, выступают представители неполитической сферы – собственники, занятые в сфере производства; управляющие – это постоянные профессиональные политики. Одной из особенностей взаимоотношений между политическим и неполитическим в нашей стране было – и в глубоком прошлом, и в последние семьдесят лет – абсолютное преобладание, превосходство политического, властного над всем другим. У нас это давно уже стало в определенной мере способом общественного мышления, общественной идеологией, которая, выдвигая государство на первое место, пытается “научно” обосновать – и преимущественную защиту интересов государства, а не гражданина; и безусловное подчинение личности государству; и отожествление общества и государства; и приоритет социально-экономических прав человека перед правами гражданскими.

Политическая партия (часть, группа) – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть гос. властью или решающим образом влиять на ее осуществление. Политические партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении гос. власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. Функции политических партий зависят как от конкретных условий, так и от характера политического режима: определение цели, формирование общественного мнения, отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов (участие партии в формировании и контроле за деятельностью органов власти).


Партийные системы : многопартийная, двухпартийная и однопартийная.

Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объеме: от 12 партий в Нидерландах до четырех (страны Скандинавии) или трех партий (Бельгия, ФРГ, Австрия).

Двухпартийная система. Суть ее заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда оппозиционной.

В однопартийных системах высшая политическая власть, за исключением вопросов, входящих в компетенцию прочих организаций, осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствующих системах. Она превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.

По мнению большинства современных авторов (в частности, А. Ховарда), общество может быть названо гражданским лишь с того момента, когда за человеком как за личностью признаются неотъемлемые права на жизнь, свободу, частную собственность и когда эти права становятся основанием всего общественного устройства. При этом, сам индивид будет являться членом гражданского общества только в том случае, если он является обладателем «атрибута гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам» (И. Кант).

Автономия и обособленность гражданского общества (по существу его свобода) от публично-правовых институтов государственной власти основывается, прежде всего, на его экономической самостоятельности (неслучайно сам факт создания гражданского общества большинством ученых связывается с выходом на политическую арену третьего сословия и законодательным закреплением паритета государственной и частной форм собственности) (Гаджиев К.С.). Вместе с тем, говорить о противопоставлении гражданского общества и государства нельзя. Гражданское общество функционирует на территории государства и представлено его гражданами; в своей деятельности наряду с нормами частного права оно руководствуется нормативно-правовыми предписаниями публичного характера. Таким образом, наиболее предпочтительной является такая система взаимодействия гражданского общества и правового государства, в рамках которой государственный механизм обеспечивает гражданскому обществу незыблемость определенных прав и свобод (в первую очередь права на частную собственность), последнее же проникает в сферу деятельности государства, участвуя в формировании институтов государственной власти и управления, осуществляя контроль за их деятельностью. Суть складывающихся отношений состоит в том, что государство выстраивает предполагаемую правовую модель гражданского общества, которая затем наполняется конкретным содержанием, причем само гражданское общество представляет собой комплексное явление, регламентированное не только нормами права, но и моральными, религиозными, корпоративными установками, содержание которых определяется историческим опытом, национальными традициями, уровнем развития демократии и культуры.

23 Понятие и виды социальных норм

Соц. нормы - это правила совместной человеческой деятельности, определяющая общие правила и образцы поведения людей.

Виды соц. норм:

1. обычаи - это правила поведения людей сложившиеся в результате длительного повторения определенных действий.

2. моральные нормы - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствие с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и не справедливости и т.д.

3. политические нормы - это правила поведения регулирующие отношения между классами социальных групп, и связанные с осуществлением власти.

4. корпоративные нормы - это правила поведения, регулирующие общественное отношения внутри отдельных организаций.

5. религиозные нормы - это правила содержащиеся в различных священных книгах.

6. правовые нормы - общеобязательные правила поведения установленные и охраняемые законом.

Сейчас нам часто приходится слышать понятия правовое государство и гражданское общество. Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве. Изучение данного вопроса в статье представлено по плану: рассмотрение понятия правового государства, а затем гражданского общества.

Правовое государство

Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.

Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.

Признаки правового государства:

  • в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
  • социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества;
  • связь с гражданским обществом.

Трудности формирования правового государства в России:

Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.

Например:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • реализован принцип разделения властей

Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.

Гражданское общество

Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти.

Признаки гражданского общества:

  • свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
  • возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации;
  • активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов

Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.

Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.

Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.

Цели создания Общественной палаты:

  • привлечение граждан к политике;
  • помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
  • получение независимой оценки законопроектов.

Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:

  • с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
  • с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.