Как вернуть деньги, незаконно арестованные приставом? Как вернуть деньги, незаконно арестованные и снятые судебными приставами


Чем может помочь юрист?

Определит законность и обоснованность действий пристава при обращении взыскания;

ознакомится с материалами исполнительного производства и установит, совершены ли приставом необходимые действия при обращении взыскания, допущены ли нарушения;

При необходимости составит заявление в суд о признании действий (бездействия) пристава незаконными, заявит необходимые по делу ходатайства об истребовании доказательств, подготовит апелляционную жалобу или возражения на нее;

При отказе вернуть денежные средства на счет добровольно, подготовит иск об их возврате в судебном порядке.

Если по тем или иным причинам было произведено удержание средств из доходов, на которые не может быть обращено взыскание, необходимо составить заявление в простой письменной форме на имя пристава, в чьем производстве находится исполнительный документ. В нем указываются сведения о должнике и взыскателе, о номере исполнительного производства (если известен), о предмете взыскания, и сообщается о том, что денежные средства, на которые было обращено взыскание, включены в перечень, установленный ст. 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Данное заявление будет основанием отмены Постановления об обращении взыскания на денежные средства. К заявлению желательно приложить документы, подтверждающие их назначение.

Правила обращения в Роспотребнадзор за содействием в защите прав потребителей с 1 января 2017 года претерпели изменения. Теперь, чтобы инициировать проверку контрольного органа по заявлению потребителя, необходимо подтвердить факт обращения к предполагаемому нарушителю (продавец, поставщик, исполнитель работ и т.д.) с официальной претензией, которая была проигнорирована или не удовлетворена.

Изменения в порядок обращения в Роспотребнадзор и проведения на их основании проверок юридических лиц и ИП были внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Главное нововведение - это обязательный претензионный порядок разрешения потребительского спора до обращения в Роспотребнадзор. Без его соблюдения контролирующий орган не имеет права проводить внеплановую проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя, которого заявитель обвиняет в нарушении прав потребителя. Основанием для проверки может служить только отказ или игнорирование претензии нарушителем. Обязанность доказать соблюдение претензионного порядка возложена на заявителя - соответствующие документы прикладываются к обращению в Роспотребнадзор и проверяются последним.

Важно знать, что изменения касаются только потребительских споров и не распространяются на обращения и заявления граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании. Таким образом, если гражданин приобрел не соответствующий требованиям безопасности товар, он вправе обращаться непосредственно в Роспотребнадзор, который в установленном порядке организует мероприятия по контролю.

C 01.01.2017 Федеральным законом №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» установлены правила взаимодействия коллекторов с должниками.

Данным законом введен ряд ограничений действий кредитора и (или) действующего в его интересах лица.

Согласно ст.4 Закона, кредитор или лицо, действующее в его интересах вправе непосредственно взаимодействовать с должником (личные встречи и телефонные разговоры), направлять ему телеграфные, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи и почтой. Закон запрещает непосредственное взаимодействие с должником в случае, если он представит документы о том, что: заявление о признании должника банкротом признано обоснованным и введена реструктуризации его долгов или он признан банкротом; он является недееспособным лицом или ограниченным в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 30 ГК РФ; находится на излечении в стационарном лечебном учреждении; является инвалидом I группы; является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

Кроме того, непосредственное взаимодействие не допускается в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника. Личные встречи не должны быть чаще 1 раза в неделю, а телефонные переговоры - более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Для переговоров с должником по телефону можно использовать только абонентские номера, выделенные на основании договора об оказании услуг телефонной связи между кредитором (юрлицом-коллектором) и оператором связи. Запрещается скрывать номера телефонов и адреса электронной почты взыскателей.

Коллекторам запрещено применять силу или угрожать таким применением, уничтожать или повреждать имущества должника, причинять вред должнику, оказывать на должника психологическое давление. Кредитор или лицо, действующее от его имени или в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и любые другие персональные данные должника. Данное согласие должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа. Вне зависимости от наличия согласия должника не допускается раскрытие сведений о нем путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, а также сообщать по месту работы должника.

Добрый день!

В данном случае компенсацию морального вреда приставы платить не будут.

Больше 50 % доходов приставы арестовать не могут в соответствии со статьей 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Вы можете обратиться в ОСП УФССП России Вашего региона с Заявлением (2 экземпляра) на имя старшего судебного пристава начальника ОСП УФССП России наложившего арест, главное чтобы на Вашем экземпляре поставили оттиск печати, вх. № и подпись. Если не поможет, то Вы можете обратиться с Жалобами на действия пристава и старшего судебного пристава начальника ОСП УФССП России Вашего региона в Прокуратуру или сразу в Суд (госпошлиной не облагается).

Статья 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления 1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов 2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Статья 101 ФЗ "Об исполнительном производстве" Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; 2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; 3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами; 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); 7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; 8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; 9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованиюза исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности; 10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; 11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; 12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; 14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников.

Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Разберемся, как защитить денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Исполнительное производство: как осуществляется процедура взыскания долга?

Статья 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, на которые распространяется так называемый «иммунитет от взыскания» по исполнительным документам. Однако до недавнего времени в законе не было указано, каким образом судебный пристав-исполнитель должен установить их наличие. Это порождало множество споров должников с Федеральной службой судебных приставов, поскольку денежные средства со счетов в банках списывались без установления их целевого назначения.
Только 15 марта 2015 года в ст.30 Закона была введена часть 14.1, в соответствии с которой судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства должен обязать должника предоставить документы на имущество и доходы, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе на денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также на имущество, которое является предметом залога.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения направляется должнику. По общему правилу, со дня его получения может быть установлен срок не более 5 дней для добровольного исполнения (ч. 12 ст.30 Закона). Чтобы избежать списания средств, указанных в ст. 101 Закона, в течение этого срока должник обязан предоставить документы об их наличии. Например, если гражданин является получателем пособия на ребенка, ему необходимо представить справку от работодателя или органов соцзащиты о том, что он получает данное пособие и сроки его выплаты, а также документ, подтверждающий, что пособие переводится на банковскую карту (заявление на имя работодателя, приказ и т.п.).

Как вернуть деньги, незаконно арестованные приставом?

Если по тем или иным причинам было произведено удержание средств из доходов, на которые не может быть обращено взыскание, необходимо составить заявление в простой письменной форме на имя пристава, в чьем производстве находится исполнительный документ. В нем указываются сведения о должнике и взыскателе, о номере исполнительного производства (если известен), о предмете взыскания, и сообщается о том, что денежные средства, на которые было обращено взыскание, включены в перечень, установленный ст. 101 Закона. Данное заявление будет основанием отмены Постановления об обращении взыскания на денежные средства. К заявлению желательно приложить документы, подтверждающие их назначение.

В какие сроки будет осуществлен возврат?

Законодательством не установлен порядок и сроки возвращения денежных средств, не подлежащих списанию. Однако по аналогии закона допустимо применение ч. 11 ст. 70 Закона «Об исполнительном производстве», регулирующей возврат средств, полученных в большем размере, чем необходимо для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом, если требования исполнительного документа не выполнялись в добровольном порядке, средства будут возвращены с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом исполнителем в процессе исполнения документа (п.12 Инструкции о порядке учета средств, утв. Приказом Минюста РФ и Минфина РФ от 25.01.2008 г. М 11/15н).
В то же время, пристав выносит Постановление об отмене ранее вынесенного Постановления с указанием на возврат списанных денежных средств и их зачислении на счет должника и сроки такого возврата. В отношении сроков применимы правило ст. 314 ГК РФ: в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения, оно должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.


К ак происходит взыскание?

Перечень доходов, не подлежащих взысканию по исполнительным документам, содержится в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве». Тем не менее, еще совсем недавно судебному приставу-исполнителю приходилось самостоятельно устанавливать их наличие, поскольку в законе не было четко прописано это положение. Бесспорно, это было причиной возникновения большого количества споров, которые возникали между Федеральной службой приставов и должниками, поскольку банк списывал средства со счетов без уточнения их целевого назначения.

В связи с введением части 14.1. в ст. 30 Закона от 15.03.2015, произошли некоторые изменения, в соответствии с которыми обязанностью судебного пристава-исполнителя при возбуждении исполнительного производства является получение с должника документов на имущество и доходы, которые не могут выступать в роли объектов, подлежащих взысканию по документам исполнительного характера, включая денежные средства, которые находятся во вкладах, в банках на хранении, счетах, а также на то имущество, являющееся предметом залога.

Должнику должна быть направлена копия постановления, информирующая о возбуждении исполнительного производства, причем это должно произойти не позднее того дня, который был следующим за днем вынесения. В соответствии с общим правилом, для добровольного исполнения выделяется 5 дней со дня получения постановления (с. 12 ст. 30 Закона). Чтобы средства, указанные в ст. 101 Закона, не были списаны, в течение этого периода должнику необходимо предоставить документы, свидетельствующие об их наличии. Так, к примеру, если гражданин получает пособие на ребенка, то он должен получить от органов соцзащиты или работодателя соответствующую справку, информирующую о получении такого пособия с указанием сроков его выплаты. Также гражданин должен представить документ, который подтверждает факт перевода пособия на банковскую карту.

Процедура возврата денег

Если средства из доходов все же были удержаны по каким-либо причинам, при этом, они не подлежат взысканию, то требуется на имя пристава составить соответствующее заявление, в котором в простой письменной форме необходимо указать сведения о взыскателе и должнике, номер, присвоенный исполнительному производству (но это при условии, что он известен), предмет взыскания, а также сообщить о том, что взыскание было обращено на те денежные средства, которые включены в установленный статьей 101 Закона перечень. Такое заявление должно быть поводом для отмены Постановления, касающегося взыскания денежных средств. Заявление желательно дополнить документами, подтверждающими их назначение.

Сроки возврата незаконно списанных денег

К сожалению, точного порядка и сроков возвращения денег, списание которых является незаконным, Законодательством не предусмотрены. Однако, принимая во внимание аналогию закона, допускается применение ст. 70 ч. 11 Закона «Об исполнительном производстве», который определяет порядок возврата средств при получении их в размере, превышающем необходимую сумму для исполнения всех требований, перечисленных в исполнительном документе. Если такие требования, содержащиеся в исполнительном документе, в добровольном порядке не выполнялись, то средства должны быть возвращены, причем с учетом исполнительных штрафов и сбора, взыскания расходов, связанных с совершением исполнительных действий (Инструкция о порядке учета средств, п. 12, утвержденного Приказом Минфина и Минюста РФ М 11/15н от 25.01.2008.

Приставом должно быть вынесено Постановление, регламентирующее отмену раннего Постановления, причем в первом должны быть указаны действия, свидетельствующие о возврате списанных ранее денежных средств, а также их поступление на счет должника и сроков такого возврата. Что касается сроков, то в отношении их действует правило, изложенное в ст. 314 ГК РФ, а именно: если обязательство не предполагает срок его исполнения, то, если брать за точку отсчета день предъявления кредитором требований об исполнении, то это должно произойти в течение 7 дней.