Как правильно поститься в месяц рамазан. "От жажды можно умыться": что нужно и чего нельзя делать в Рамадан


В этом году Рамадан выпал на самый знойный и жаркий период лета. Учитывая длину светого дня, повышение температуры воздуха более 30 градусов, хотелось бы попытаться помочь верующим в этот благословенный период. Для того чтобы во время поста нам легче было совершать благие поступки, наше тело должно быть здоровым, крепким, устойчивым к трудностям, а мы, в свою очередь, должны всячески стремиться помочь собственному организму справляться с этими трудностями.

Если говорить о правилах гигиены и ухода за телом, то стоит вернуться, хотя бы, к курсу основ безопасности жизнедеятельности и вспомнить основные правила, совпадающие с рекомендациями врачей:

— Очень важным является ношение в жару головных уборов.

— Отказ от одежды из синтетических тканей, от облегающей одежды, которую, впрочем, и так носить воспрещается, особенно женщинам! Необходимо носить свободную одежду из натуральных тканей.

Медицинские работники советуют не носить мужчинам тугие ремни и галстуки.

— Закрывать наглухо окна (днем, при наличии кондиционера, во избежание перегревания помещения).

— При наличии кондиционера важно помнить о том, что температурная разница с улицей не должна превышать 10 градусов, в помещении с кондиционером нельзя находиться в мокрой одежде. И непосредственно стоять или сидеть под прямым воздушным потоком.

— По возможности находиться в помещении, особенно в середине дня, когда солнце особенно жаркое.

— Если вышли на улицу, не находиться длительное время под прямыми солнечными лучами.

— На ночь проветривать помещение.

— Ежедневно проводить влажную уборку помещения.

Как правильно питаться в месяц Рамадан?

Если говорить о питании, то стоит соблюсти также несколько простых правил и пост для вас будет более легко переносим. Самое первое правило для постящихся людей и даже не соблюдающих пост – избегать переедания и полного заполнения желудка!

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) – это его желудок. Человеку достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если сказать больше, то треть (желудка) – для пищи, треть – для питья и треть – для дыхания» (Ахмад ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Второе правило – правильный подбор продуктов на ифтар и на сухур. После продолжительного поста не стоит моментально налегать на еду. Хватает 3 фиников, воды, или хурмы, или даже 2-3 маслин для того, чтобы желудок получил сигнал и начал нормально функционировать. Резкий приём большого объёма пищи может привести к ухудшению состояния здоровья в целом, а не только к подрыву желудочно-кишечного тракта. Организм, как машина, которую нужно завести, прогреть и только потом отправиться в путь.

Продукты питания, содержащие белок, имеют свойство замедлять процесс пищеварения, отсюда появляется долгое чувство сытости. При выборе блюд важно избегать чрезмерно маслянистой, жирной, жаренной пищи, а также чересчур сладкой. Сначала необходимо уменьшить потребность организма в жидкости, для этого прекрасно подойдут суп, айран, компот или молоко, они заполнят пустоту в желудке и на первое время избавят от резкого чувства голода. После такого начала трапезы желательно сделать перерыв, если спустя 10 минут вы не перехотите есть, то можете продолжить. Не забывайте про овощи, орехи, фрукты и хлеб. На сухур лучше всего кушать яйца, варенье, сыр, овсяную кашу, грецкие орехи, хлеб, бананы и другие фрукты.

Ну и, конечно же, третье правило, но не менее важное – вода, а точнее жидкость, норма среднего объёма ежедневного приёма которой у женщин составляет примерно 2,7 литра, у мужчин же это 3,7 литра в жаркое время. Лучше всего пить зелёный чай, слегка подсоленную воду, стараться не пить газированные напитки, избегать очень холодных и сладких жидкостей.

Также одна из важных основ — принимать пищу нужно в строго выдержанных пропорциях, завтрак до зари должен быть плотным, а ужин после заката - легким. Вкусная, полезная, витаминизированная и разнообразная пища будет способствовать хорошему пищеварению и самочувствию на целый день.

Придерживаясь этих простых правил, вы сможете без особых нарушений соблюдать весь период поста. Питайтесь правильно и будьте здоровы.

Кому можно не поститься в Рамадан?

Условий, возлагающих на человека обязанность соблюдения поста в месяце Рамадан, четыре:

— быть правоверным мусульманином,

— умственная полноценность,

— достижение возраста совершеннолетия,

— физическая способность поститься.

Не соблюдать пост разрешается в следующих случаях:

— во время болезни;

— во время путешествия;

Об этих двух категориях людей в Священном Коране говорится (смысл): «Тот, кто из вас болен, и пост может быть вреден при этой болезни, а также тот, кто в пути, имеет право не соблюдать пост. Он должен поститься такое же число дней в другое время (когда вернется из поездки или выздоровеет)» (Сура аль-Бакара, аят 184).

— детям, несовершеннолетним по Шариату;

— потерявшим разум;

— людям в бессознательном состоянии (потерявшим сознание);

— пожилым людям, которые не в состоянии соблюдать пост;

— беременным и кормящим грудью;

— женщинам во время месячных кровотечений и в период послеродового очищения поститься запрещено;

— людям, выполняющим очень тяжёлую работу и не имеющим иного источника пропитания, кроме этой работы.

Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или, что с его здоровьем может произойти что-либо серьезное, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни – обязательно. Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса 4:). В Коране также сказано (смысл): «Не ввергайте самих себя в гибель» (Сура аль-Бакара, аят 195).

При каких заболеваниях дозволено не поститься в Рамадан?

— Выраженное поражение головного мозга. При выраженной энцефалопатии организм просто не сможет адекватно отреагировать на состояние стресса.

— Пожилой возраст - старше 70-80-ти лет, при наличии тяжелых заболеваний и сильной изношенности организма. В этом возрасте люди частенько имеют хронические заболевания, некоторые из которых находятся в состоянии декомпенсации. При таких заболеваниях поститься противопоказано, так как резервы пораженного органа истощены. И дополнительный стресс вроде голодания в течении дня, особенно в жаркое время года, окажется очень опасным.

— Резкое истощение, например, после тяжелой болезни. В этом случае у человека в организме не осталось запасов питательных веществ, энергетических резервов, которые помогли бы ему продержаться в период поста. Голодание приведет к еще большему истощению.

— Обострение серьезных хронических заболеваний - это уже стресс для организма. Он бросает все силы на то, чтобы справиться с болезнью. В этот период организм нуждается в повышенном потреблении витаминов, микроэлементов, белков, жиров, углеводов и жидкости. Если мы лишаем его необходимых веществ - он может взять их из старых запасов, но когда они исчерпаются, организм перед болезнью окажется полностью безоружным.

— Опухоли любого характера и любой локализации. Опухоль «вытягивает» из организма все питательные вещества. Люди, страдающие опухолевыми заболеваниями, выглядят истощенными. Если в этот период держать пост, то опухоль «вытянет» все запасы питательных веществ на себя. Организму нечем будет сдерживать рост опухоли, потому что у нормальных клеток просто не будет питательных веществ.

Сердечно-сосудистые заболевания. При ишемической болезни сердца мышца находится в таком состоянии, что ей не хватает питания для нормальной работы. Коронарные сосуды, кровоснабжающие сердце, плохо выполняют свою функцию. Еще раз повторим, что пост - это стресс. Во время голодания активизируется гормональная система организма. Выбрасываются гормоны щитовидной железы, адреналин, норадреналин. Эти гормоны оказывают влияние на сердечную мышцу, заставляют ее сильнее работать. Поэтому во время голодания часты приступы стенокардии, а при усиленной физической нагрузке можно получить и инфаркт. При нехватке жидкости в организме, кровь сгущается, что может привести: к инфарктам, инсультам и может способствовать формированию тромба.

— Язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта в период обострения. Во время поста при возникновении чувства голода, в желудке вырабатывается большое количество соляной кислоты, которая разъедает слизистую желудка и возможно прободение язвы.

— Сахарный диабет. Длительное голодание при сахарном диабете, особенно первого типа и при тяжелом течении второго типа диабета, возможны гипер и гипогликемические комы, когда сахар в крови или резко понижается, или резко повышается до высоких значений, что может привести при несвоевременном оказании медицинской помощи к летальному исходу.

— Тиреотоксикоз — это такое заболевание, при котором щитовидная железа вырабатывает повышенное количество гормонов. При голодании происходит выброс значительного количества гормонов щитовидной железы, что может спровоцировать развитие тиреотоксического криза.

— Заболевания крови. Эта группа заболеваний весьма обширна. Заболевания крови опухолевые — лейкозы, миелолекозы. При анемиях пищевого происхождения, связанных с недополучением какого-то вещества, например, железа при железодефицитных анемиях, можно только усугубить течение заболевания, не давая организму того вещества, в котором он нуждается.

Если у вас есть одно из выше перечисленных заболеваний и вы намерены соблюдать пост, рекомендуем обязательно проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Месяц Рамадан для всех мусульман – месяц воздержания, благих дел, молитв и чтения Корана. Пост в этом месяце заключается в полном воздержании от еды, питья и супружеских отношений от рассвета до заката. Однако духовный смысл поста заключается не только в простом физическом воздержании. Реальной целью поста является воспитание в человеке силы удерживаться от греха и совершать благие дела. Как сказано в Коране, пост был предписан верующим, чтобы они могли укреплять в себе благочестие — богобоязненность.

Статья разработана врачом высшей категории Рамилей Халитовной ХАБИРОВОЙ при содействии имам-хатыйба Исторической мечети г.Самара Аухадетдин-хазрата КАНЮКАЕВА.

«В месяц Рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185)

Если есть возможность, возьмите отпуск на этот период, чтобы ничто не отвлекало вас от поклонения Всевышнему. Важно проявить усердие в поклонении: читать Священный Коран, больше времени проводить в мечети, с семьей и родственниками, делать добрые дела, раздавать милостыню и пр. "Тому, кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, прощаются все его прошлые грехи" (Аль-Бухари, Фатх, 37). В этот период увеличивается наказание за злословие, ложь, бесполезные споры.

Кто освобождается от поста в Рамадан?

От поста освобождаются престарелые и больные мусульмане, беременные и кормящие женщины, маленькие дети. Старики, которым не под силу соблюдать пост, должны совершить пожертвование (определенное количество продуктов или их стоимость). Детям пост не предписывается, но рекомендован.

Кто временно освобождаются от поста?

Это те верующие, кто не может соблюдать его по объективным причинам (например, паломники, женщины в период менструации и послеродового очищения). Они должны будут возместить пропущенные дни поста или сделать пожертвование в пользу бедных мусульман (фидйа).

Можно ли держать пост, если вы не читаете намаз?

Да, можно, если вы готовы соблюдать все требования поста. Пост в месяц Рамадан – один из пяти столпов Ислама. Просите Аллаха, чтобы Ваш пост был принят. ИншааЛлах

Какие дни поста возмещают в качестве долга?

Только дни, нарушенные непроизвольными действиями, например, в случае приема сухур или ифтар позже или раньше срока, если человек ошибся во времени; из-за проглатывания попавших в рот снежинок и капель дождя или воды при совершении омовения (гусуль, вуду и др.), при попадании в организм лекарств (и т.п.) через рот, нос, уши или в клизме; и др.

Как возмещают сознательное (умышленное) нарушение поста в Рамадан?

Это тяжелый грех. Мусульманин обязан в этом случае не только возместить дни поста в качестве долга (када), но и заплатить искупительную милостыню (каффарат).

Что делать, если перед началом поста в Рамадан не восполнили некоторые дни поста, пропущенные в прошлом Рамадане?

Необходимо покаяться Аллаху за такой поступок, так как не разрешается оттягивать долги с прошлого Рамадана к следующему, не имея причин. И после наступившего Рамадана необходимо восполнить все пропущенные дни.

Известно, что курение нарушает пост. Будет ли нарушен пост, если вы оказались в помещении, где курили, и непреднамеренно вдохнули дым (носом или ртом)?

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост нарушается, если верующий намеренно вдохнул дым благовоний или сигарет (или любой другой дым). При этом не имеет значения, какой именно это был дым. Если дым попал в нос или рот случайно, помимо воли, то пост действителен. Например, если вы оказались в комнате, где курят, закрыли ладонью рот и нос, но дым всё равно попал в горло, пост не нарушается.

Нарушает ли пост вдыхание ароматов цветов, духов или благовоний?

Во время поста дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Пост будет нарушен, если вы преднамеренно вдохнули дым или пар благовоний, сигарет и т.д.

С чего начинать пост? Что нужно говорить перед утренним приемом пищи?

Нужно произнести намерение поста (нийат): «Я намереваюсь держать пост месяца Рамадан ради Всевышнего Аллаха».

Можно ли не поститься в дороге, если предыдущей ночью было сделано намерение поститься?

Допускается не поститься, если расстояние составляет не менее 81 км в один конец и путник покидает город до рассвета.

Может ли путник приостановить пост?

Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении уразы, необходимо восполнить пропущенные дни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха» (Муслим № 1891)

Должны ли держать пост в месяц Рамадан те, кто находится в пути?

Путникам желательно воздерживаться от поста, если он может причинить вред; если же он безвреден, то лучше поститься. Всевышний сказал: «А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Нужно ли продолжать поститься, если в этот день ваш пост по какой-то причине стал недействительным?

Если верующий совершил действия, нарушающие пост, то он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным.

Допускается ли поститься не с начала дня?

Если у вас была уважительная причина не соблюдать пост, но до окончания дня поста эта причина исчезла, то вы обязаны поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Допускается ли прервать пост, если верующий плохо себя чувствует?

Разрешается прервать пост по причине плохого самочувствия. Это может быть даже обязательным, если пост наносит ощутимый вред и/или есть рекомендация врача. Если пост прерывается из-за плохого самочувствия, верующий обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче. Всевышний Аллах не сделал для нас никакого затруднения в религии (Коран 22:78)

Как должны соблюдать пост в месяц рамадан немощные люди?

Те, кто не в состоянии поститься по причине старости или неизлечимой болезни, имеют право не соблюдать пост. Однако они должны за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (Коран 2:184)

Обязательно ли раздать мудды тридцати нуждающимся мусульманам или можно все отдать одному?

Мудд и са – принятые в исламе единицы объема и веса продуктов, которыми немощные верующие возмещают пропущенные дни поста Рамадан. Нет строго правила, кому раздать мудды: можно тридцати мусульманам, можно одному.

Кому нужно выплатить фидью?

Если человеку противопоказано поститься из-за ухудшения физического состояния, то он не постится. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста один к одному. В случае же, когда заболевание стало хроническим и маловероятно, что человек сможет восполнить пропущенный пост, тогда он выплачивает «фидью-садака»: за каждый пропущенный день необходимо насытить одного обездоленного так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, сколько уходит в среднем на обед самого человека.

Как возмещает пост выздоровевший больной или пожилой человек, обретший силы для соблюдения поста?

Эти верующие возмещают пост как долг (када’а). Выплаченная ранее фидья будет засчитана им как садака.

Должен ли поститься в Рамадан верующий, находящийся при смерти?

Будет лучше, если умирающий сможет вести учёт пропущенных дней поста и оставит завещание наследникам выплатить фидью.

Из какого имущества наследники выплачивают фидью за умершего?

Фидья за пропущенные умершим дни поста выплачивается наследниками из его имущества. Наследники покойного могут выплатить фидью от его имени из своих личных сбережений.

Когда совершают ният поста?

Этот ният совершают до рассвета или сразу после захода солнца, произнесение вслух не обязательно. «Я намерен(а) соблюсти пост завтрашнего дня месяца Рамадана этого года в соответствии с верой и искренне ради Аллаха Всевышнего».

Что такое джуз и хизб Корана? Как определить нужный джуз?

Джуз - это одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана, читаемая по одной каждую ночь месяца Рамадан. Каждый джуз состоит из двух хизбов.

Чтобы вычислить страницу, где начинается тот или иной джуз, есть 2 формулы:

1) Сначала надо вычислить (n-1)*2 , где n-номер нужного джуза. А потом к полученному числу прописать справа двойку.

Но есть исключения джузы 7 и 11 вместо 2 прописываем 1.

Например, 14 джуз: (14-1)*2=13*2=26. К 26 добавляем в конце двойку и получаем 262

Таким образом, страница 14 джуза - 282.

2) (n-1)*20+2 , где n-номер нужного джуза.

Например, 8 джуз: (8-1)*20+2=142

Но есть исключения - джузы 7 и 11, вместо 2 прибавляем 1.

Что МОЖНО ДЕЛАТЬ во время поста? Можно ли чистить зубы во время поста?

По сунне для чистки зубов во время поста можно использовать мисвак (сивак): в течение всего дня (ханафиты), только в первой половине дня (шафииты).

Можно ли в период поста чистить зубы пастой, если при этом не глотать слюну?

Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух (нежелательных действий). При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Необходимо тщательно прополоскать рот: попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. По сунне надо пользоваться мисваком.

Можно ли глотать слюну во время поста?

Сглатывание слюны не нарушает пост, однако специально «копить» слюну и сглатывать – нельзя, так как это портит пост.

Можно ли жевать жевательную резинку во время поста?

Нет, нельзя, так как жевательная резинка содержит в себе сахар (либо его заменитель). К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Можно ли полоскать рот и промывать нос во время поста?

Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается, однако важно соблюдать умеренность. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься» (Ат-Тирмизи, 788)

Можно ли закапывать лекарства в нос?

Можно, но если капли попадут в хрящевую перегородку, то пост нарушается.

Может ли женщина пробовать еду, которую готовит для всей семьи во время поста?

Если муж обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, то женщине позволительно пробовать на вкус то, что она готовит. Но она не должна глотать эту пищу. Не макрух пробовать пищу, например, на соль, если рядом нет другой женщины, которая находится в состоянии хайда, то есть не постится. Женщине также дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку.

Можно ли купаться или принимать душ во время поста?

Во время поста разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадисы о том, как во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) полил воду себе на голову, чтобы уменьшить чувство жажды, а Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост, особенно во время жары.

Можно ли во время поста пользоваться духами?

Во время поста не запрещено: вдыхать цветочные и подобные ароматы и запахи, а также использовать духи.

Можно ли использовать во время поста сурьму?

Это не запрещено.

Можно ли использовать крема во время поста?

Да, можно. Главное, не употреблять их внутрь, в том числе – на слизистую губ или носа.

Можно ли сдавать кровь во время поста?

Теоретически, анализ крови пост не нарушает, однако, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, тяжело будет держать пост.

Можно ли во время поста делать кровопускание (хиджаму)?

Теоретически хиджама не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.

Можно ли заниматься спортом во время поста?

Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь избежать перегрузок.

Можно ли справлять свадьбу во время поста?

Да, но в этом случае праздничное угощенье переносят на вечер (после разговения).

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время поста Пророк, мир ему и благословение, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас» (Аль Бухари № 1927)

Можно ли делать обрезание во время поста?

Да, можно.

Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?

Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

У последователи ислама сейчас священный месяц Рамадан, в который каждый верующий придерживается поста. Они живут по лунному календарю, а значит каждый год период духовного очищения начинается в разное время, но непременно на 9 месяц в году. В 2018 году Рамадан начался 15 мая, а закончится 14 июня. Все это время мусульманам запрещено принимать пищу и воду в световой день. И только после захода Солнца начинается привычный образ жизни: семья приступает к трапезе.

Священный месяц создан для духовного и телесного очищения. Рамадан чтят как память о том, что пророку Мухамеду именно в этот период явились первые строки Корана. Считается, что в этот период открыты врата Рая и закрыты двери в ад и даже шайтаны сидят на цепи. Целый месяц те, кто чтят исламские традиции молятся больше обычного и придерживаются строгого поста.

Но за день до наступления Рамадана, нужно подготовиться. Осуществить полное омовение тела и озвучить свое намерение поститься. Потом произнести специальную молитву и на следующее утро забыть о еде в дневное время. Главное делать добрые дела, давать милостыню нуждающимся и кормить голодных.

Сторонники ислама утверждают, что пост помогает осуществлять контроль мусульманам над эмоциями. Так они освобождаются от всего негативного: гнева, зависти, соблазнов. Основной задачей праведных является приближение к Аллаху. Пост способствует этому как нельзя лучше, усмиряя душу и плоть.

Во сколько можно кушать сегодня в пост: кому разрешено не воздерживаться

Есть некоторые исключения для определенных категорий людей, которые по объективным причинам не могут придерживаться традиций. Речь идет о беременных и кормящих женщинах, детях не достигших совершеннолетия, больных и пожилых людях. Им разрешено не соблюдать пост, иначе есть риск ухудшения состояния их здоровья.

Если в силу обстоятельств приходится отступить от поста на несколько дней, то после окончания Рамадана важно компенсировать эти дни, столько же дней следуя воздержанию от пищи и воды днем. Другой вариант - накормить голодного. При этом на ту сумму, которую человек обычно тратит на продукты для себя на один день. За каждый день отступления от поста - один голодный должен.

Таким образом мусульмане в Рамадан едят от заката до рассвета, а днем молятся и на первый взгляд ведут привычный образ жизни. Ночные часы становятся маленьким праздником в такой сложный и ответственный период жизни, как пост. На весь период священного месяца нужно отказаться от вредных привычек и днем ни в коем случае не вести интимную жизнь. Это одно из самых тяжких нарушений.

Вменение в обязанность мусульманского поста

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение) . Всевышний в Коране сказал (смысл): «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран , будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост ... » (сура «Аль-Бакара», аят 185).

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом

Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (где другой часовой пояс) населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов , потому что по Шариату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители. Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост . И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов , ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-Фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.

Тот же, кто в праздничный день (Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост , до наступления времени вечерней молитвы.

Согласно остальным трём мазхабам при видении новолуния поститься обязательно не только жителям близлежащих населённых пунктов, но и всем остальным, даже тем, кто живёт на другом полушарии Земли.

Условия обязательности поста

Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом. Т. е. поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل

Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.

Причин, препятствующих соблюдению поста, две

Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.

Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т. е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.

Причин, разрешающих не соблюдать пост, три

Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни, – такому человеку вменяется в обязанность отпустить пост !

Дальнее путешествие. Дальним путешествием считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост , необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост .

Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Корана , в котором говорится (смысл): «<...> тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка » (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка (одним муддом (600 граммов) основного продукта питания данной местности) («Сахих аль-Бухари», № 4235).

В эту же категорию входят беременные и кормящие матери. Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост .

Условия, необходимые для действительности поста

- Месячные и послеродовые выделения . Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.

- Потеря рассудка или, да убережёт нас от этого Всевышний , вероотступничество тоже нарушают пост.

Каждому постящемуся необходимо остерегаться всех вышеперечисленных семи причин, в противном случае пост нарушится и будет недействительным. Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, – нарушается, но вместе с этим этот человек обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось – нет, его пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com

Как правильно поститься в Рамазан? Все правила. Памятка для постящихся в священный месяц Рамадан 2016. Памятка актуальна не только в 2016 году. Сухур, Ифтар, МОЛИТВА “ТАРАВИХ”, ЗАКЯТУЛЬ-ФИТР И САДАКАТУЛЬ-ФИТР, ВОСПОЛНЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННО НЕ СОБЛЮДЕННОГО ПОСТА. ФИДЬЯ-САДАКА

Пост – это воздержание от приема пищи, питья, курения, а также от половой близости в светлое время суток, то есть со времени рассвета (начиная от утренней зари, которая наступает примерно за 2 часа до восхода солнца) до полного захода солнца, сопровождаемое обязательным намерением (ният).

Мусульманский пост по-арабски именуется словами «сыям» и «савм», означающими воздержание, самоограничение. Пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность правоверным на втором году хиджры после переселения в Медину Пророка Мухаммада в десятый день месяца Ша‘бан. Соблюдение поста месяца Рамадана предписано каждому разумному, совершеннолетнему мусульманину.

Пост в месяц Рамадан является столпом Ислама - религии покорности Творцу в соответствии с ниспосланными Им Законами. И, в связи с этим, если правоверный не соблюдает пост, тем самым он своими руками вырывает один из краеугольных камней здания, на котором основывается Ислам. Естественно, что спорна степень прочности здания, чья основа ущербна. «Вера - единое целое, не приемлющее раскола и расчленения. Если религию уподобим дереву, вопросы, относящиеся к вере и верованию – то это корни дерева, обряды - ветви его, благие дела - цветы, наказания - хранители его, молитвы - элементы, питающие его» . По этой причине каждый, призванный нести Ислам в жизнь, должен возвыситься этим поклонением.

Правила соблюдения поста в месяц Рамадан

Существует два следующих предписания поста:

  1. Намерение (ният) в сердце для соблюдения поста ради Аллаха. Словами оно может быть выражено так: Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля. Что в переводе означает: «Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».
  2. Полное воздержание от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, половых сношений в дневное время суток - от начала времени утренней молитвы (фаджр) до заката солнца.
Условия соблюдения поста
  1. Человек должен быть совершеннолетним (по шариату).
  2. Человек должен быть в здравом рассудке, то есть не душевнобольным.
  3. Человек должен быть в состоянии поститься, не должен быть больным.
От соблюдения поста освобождаются следующие категории людей, но всем им нужно будет восполнить все пропущенные дни поста:
  1. Путники, находящиеся в длительном путешествии. Согласно исламскому праву путником считается человек, отдалившийся от места своего проживания на расстояние 90 км или более и намерившийся оставаться на месте пребывания менее 15-ти дней. Если человек, находящийся в путешествии не затрудняется соблюдать пост, то при желании он может поститься. В Исламе нет предписаний об обязательности несоблюдения поста путниками.
  2. Больные, которые соблюдая пост, могут нанести вред своему здоровью и их состояние может ухудшиться.
  3. Женщины в период менструации и послеродового очищения.
  4. Беременные и кормящие женщины, опасающиеся за здоровье своего ребенка или за себя. Замечание: Люди, находящиеся в престарелом возрасте, которые не в состоянии держать пост или неизлечимо больные, должны вносить пожертвование за каждый пропущенный день поста в размере фидия-садака. Фидия-садака – это пожертвование, величина которого будет достаточна для прокормления одного бедняка два раза в день. Однако, если в будущем появятся силы и возможность соблюсти пост, то следует возместить пропущенные дни, и в этом случае данные пожертвования будут считаться за добровольную (нафиль) садаку.
Обстоятельства, нарушающие пост и требующие искупления - кяффара
  1. Преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению.
  2. Преднамеренная супружеская близость.
Обстоятельства, нарушающие пост и требующие возмещения:
  1. Попадание лекарств внутрь организма через нос и уши.
  2. Использование клизмы
  3. Преднамеренный вызов рвоты.
  4. Начало менструации или послеродового периода.
  5. Попадание воды в носоглотку при совершении омовения (тахарат, гусль).
Обстоятельства, не нарушающие пост:
  1. Если человек, забыв о посте, поел или выпил что-либо. Но, вспомнив о посте, он должен прекратить совершаемое им действие и продолжить пост. В хадисе сказано: «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает (продолжает) пост (в этот день). Поистине, это Всевышний накормил и напоил его» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
  2. Совершение полного омовения, а также принятие душа. Недолгое пребывание в бане.
  3. Опробование пищи на вкус, не проглатывая ее.
  4. Полоскание рта и промывание носа.
  5. После полоскания рта, заглотнуть остаток влаги со слюной.
  6. Закапывание в глаза лекарства, подкрашивание глаз сурьмой.
  7. Проглатывание остатка пищи, оставшегося между зубами, если его величина менее горошины.
  8. Чистить зубы мисваком, щеткой.
  9. Сдача крови, кровопускание.
  10. Вдыхание благовоний.
  11. Непроизвольный выход спермы.
  12. Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота, самостоятельное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости).

Сухур

Сухур – время перед рассветом, предназначенное для принятия пищи до наступления времени поста. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Принимайте пищу перед рассветом! Поистине, в сухуре – благодать!» (аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи).

Надо помнить, что прием пищи необходимо закончить до того, как начнет светать, до первых признаков приближения рассвета. Как и при любом приеме пищи, во время сухура не надо переедать, но в то же время следует поесть достаточно для того, чтобы набраться сил на целый день поста. Благословенности сухура: 1) сухур является действием Сунны; 2) сухур придает нам сил для ибaдата (поклонения); 3) сухур увеличивает нашу искренность в молитве, так как, благодаря раннему подкреплению пищей, мы не так сильно испытываем голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел; 4) сухур помогает нам контролировать самих себя (свой темперамент), так как злость нередко вызывается сильным голодом; 5) сухур - это время, когда ду‘a особенно принимаются; 6) встав на сухур, мы также получаем возможность выполнить нaмaз-тaхaджуд и заняться зикром.

Ифтар

Ифтар – разговение, ежевечерний прием пищи по окончании дневного поста. Верующие, постившиеся в течение всего дня, благодарят Всевышнего за возможность пользоваться Его щедротами в месяц Рамадан и обращаются к Нему с мольбой о принятии Им их поста и прощении ошибок, совершенных ими по знанию и незнанию.
С заходом солнца пост прекращается, и он завершается обращением к Всевышнему: Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва ‘алейкя тавяккяльту ва ‘аляя ризкыкя афтарту фагфирлии йяя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту. Что означает: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя я уверовал, на Тебя я положился. Сделай разговение тем, что Ты мне дал. Прости мне, о Прощающий, те грехи, которые были ранее и будущие». Желательно не откладывать прием пищи на более позднее время. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи (а не под утро, специально вставая до утренней молитвы)»

МОЛИТВА “ТАРАВИХ”

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи”.

Время выполнения молитвы “Таравих” наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз “Витр” в эти дни выполняется после молитвы “Таравих”.

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. “Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома”.

О том, что Пророк и его сподвижники читали в “Таравихе” до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. Совершается молитва “Таравих” после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву “Таравих” до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

ЗАКЯТУЛЬ-ФИТР И САДАКАТУЛЬ-ФИТР

Словосочетания “закятуль-фитр” и “садакатуль-фитр” – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

“Закятуль-фитр” – налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Ид уль-фитр, Ураза Байрам), а точнее – до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения о том, кто должен платить “закятуль-фитр”.

  1. Тот, кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день, и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) “закятуль-фитр”, то он обязан это сделать. Так считало большинство ученых.
  2. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальным обеспечением. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между “закятуль-фитр” и ежегодным обязательным закятом.
Исламские ученые единодушны в том, что “закятуль-фитр” выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят. Обычно верующие передают свой “закятуль-фитр” в местные мечети, которые в последующем распределяют его в соответствии с предписаниями религии. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры.

Начинается время возможной выплаты “закятуль-фитр” с началом месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов. Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).

Самым правильным будет выплата “закятуль-фитр” в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно.

Духовным управлением мусульман Европейской части России установлен размер “фитр-садака” в 2012 году:

  1. 100 руб. для малоимущих;
  2. 200 руб. для людей со средним достатком;
  3. от 300 руб. для состоятельных.

ВОСПОЛНЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННО НЕ СОБЛЮДЕННОГО ПОСТА. ФИДЬЯ-САДАКА

Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнять несовершенный по той или иной причине пост только постом. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что “зима – это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи – молится”. Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т.д.

А вот выплата “фидья-садака” актуальна для тех, кто по наибольшей вероятности больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. “Фидья-садака” – это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше – среднесуточные затраты на питание).

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить “фидья” за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить “фидья” и из своих личных сбережений от его имени.

“Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается “фидья”. Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается “фидья”.