Как православные относятся к хэллоуину. Праздник Хэллоуин – нужно ли запрещать? (Опрос)


Тем, кто хочет поиграть в древних кельтов

Следует помнить, что у них это был вполне мирный и безмятежный вечер в канун дня Всех святых. Вплоть до начала ХХ века мы не встретим в нём ничего крамольного. У нас, православных христиан, тоже есть такой праздник, он отмечается в первое воскресенье после Дня Святой Троицы.

До того, как кельты стали христианами, на эти дни у них приходился праздник осени, завершения сбора урожая и начала нового года. Хотя за язычниками обычно числятся всякие мерзости вроде колдовских ритуалов и человеческих жертвоприношений, ничем таким кельтский Самэйн не отличался, хотя языческих богов в этот день и чествовали и, безусловно, приносили им жертвы. Когда же кельты обратились в христианство, они просто продолжили отмечать Новый год, который теперь практически совпадал с днём Всех святых и стал так и называться - All Hallows’ Eve - «канун дня Всех святых», которое в разговорной речи трансформировалось в Halloween.

Овощные и другие традиции

В течение столетий у кельтов-христиан сохранялись народные традиции и атрибуты праздника - обычай выставлять на видном месте около дома репу или брюкву с вырезанным на ней человеческим лицом, которая в представлении древних должна была отгонять злых духов от дома, где находился собранный урожай. Позже брюкву стали заменять на тыкву - на ней было очень удобно вырезать рожицы. Высушенные тыквы использовали как светильники, поставив внутрь свечу, и так появился обычай украшать дом тыквой. Прочно ассоциироваться с тыквой праздник стал лишь в 1850-х годах.

Помимо овощных традиций, в канун кельтского Нового года, точно так же, как в канун Рождества, бедняки и дети ходили по домам и выпрашивали сладости. В день Всех святых был обычай поминать усопших. Бедняки стучали в дома и собирали списки тех, о ком нужно помолиться. За поминание им давали сладости или какую-то другую еду.

Среди других традиций Нового года, дошедших из дремучих языческих времён, были гадания: шотландские девушки срезали кожуру с яблок и кидали через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии суженого. О похожей традиции у нас пишет поэт Василий Жуковский в своей поэме: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали. За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».

Вот, пожалуй, все традиции Хэллоуина - пока не пришёл двадцатый век с его всеобщей коммерциализацией, секуляризацией и отрицанием всего святого. Тогда же в западном обществе возник непонятный интерес к нечистой силе, всему потустороннему и оккультному. Интерес тут же поставили на коммерческий поток.

Что страшного в страшном празднике?

Именно в ХХ веке древний, языческий Хэллоуин возродили сатанисты, и не просто возродили, а придали ему уже открытый характер поклонения нечистой силе. «Страшный праздник» стал завоёвывать популярность.

Появились новые атрибуты переосмысленного Хэллоуина - решено было его встречать в костюмах ведьм и вампиров, а дом тоже украшать соответственно. Естественно, в таких клыкастых нарядах дети стали выпрашивать сладости с соответствующими шутками: «Конфетка или жизнь». О сборе имён для молитвы в процессе этого речь уже не шла.

Коммерческий размах способствовал популяризации Хэллоуина. После того, как к делу подключились представители киноиндустрии и производители музыки, он стал известен далеко за пределами Европы и США.

История Хэллоуина ещё раз подтверждает: праздник - это смысл, который в него вкладывают. Если кто-то хочет устраивать торжество в честь чертей и вампиров - в добрый путь, вернее, в совсем не добрый.

Ну, а просто понаряжаться-то можно?

Насколько опасны демонические атрибуты «светского» праздника для тех, кто не стремится вкладывать в них какой-то серьёзный смысл, - комментирует священник.

Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма в Зайцево г. Горловка:

Когда мы празднуем какой-то праздник, мы должны представлять его историю. Когда детям предлагают нарядиться в такие «безобидные» костюмы, для начала им нужно объяснить, что именно мы празднуем.

Хэллоуин - праздник древних кельтов. Они делили год на две части - зиму и лето. Когда наступал период зимы - 31 октября - отмечался Новый год. Начало зимы, темноты, гибели, как считали древние кельты. В эту ночь зажигались большие костры и кельты поклонялись языческому богу Самхэйну. Они считали, что в эту ночь открываются двери из мира мёртвых в мир живых и тёмные силы приходят в наш мир. Чтобы задобрить их, чтобы тёмные силы были благосклонны к людям, живущим на земле, им приносились всевозможные жертвы и угощения.

Когда православный ребёнок, ходящий в храм, причащающийся, живущий христианской жизнью, одевается в наряды бесов, ведьм, вампиров, он отождествляет себя с нечистым духом - тем, с чем Церковь ведёт непримиримую борьбу. Мы одеваем своего ребёнка в этого нечистого духа, смеёмся, хлопаем в ладоши и говорим: «Ах, как это весело», - но весело ли это? По-моему, это большая трагедия.

Святые отцы говорят о том, что можно быть либо с Богом, либо против Бога, «нейтрального пути» нет. Если мы своего ребёнка одеваем таким образом либо позволяем ему праздновать Хэллоуин, то с Богом ли этот ребёнок? По-моему, этот ребёнок оказывается не с Богом, а совсем с другой стороной.

Для примера приведу одну фразу. Её сказал Антон ЛаВей, основатель «церкви сатаны» и автор «сатанинской библии»: «Я рад, что родители христиан позволили своим детям поклоняться дьяволу хотя бы одну ночь в году. Добро пожаловать в Хэллоуин».

О каких безобидных нарядах, о каких безобидных празднествах мы можем говорить, когда есть прямое поклонение сатане, когда отмечающие этот праздник напрямую смеются над христианами и христианскими ценностями? Сегодня Хэллоуин существует не в шутку, совершенно всерьёз как праздник поклонения бесам.

Дьявола называют отцом лжи. То, что Хэллоуин - шутка и весёлый праздник, обман. На первый взгляд - ничего не значащий антураж, тыква со свечкой, но это ложь. Дьявол так и действует - методом лжи. Он обманывает людей: «Да оденься, да повеселись, ничего страшного не произойдёт», а страшное происходит, потому что такими действиями, по сути, мы предаём Христа, христианскую веру. Мы предаём то, во что мы верим.

Как отмечал бывший сатанист Джон Рамирес в своей книге «На свободу из дьявольского котла», «мы думаем, что мы не совершаем каких-либо демонических ритуалов или человеческих жертвоприношений, но знаете ли вы, что как только вы нарядитесь, вы тут же принадлежите врагу? Потому что, сделав это, вы передали свои законные права, и вы посвятили себя и своих детей празднованию праздника дьявола. Вы только что заключили пакт с противником и уже пожертвовали своими детьми духовно, наряжая их в соответствующие костюмы».

Протоиерей Николай Марковский:

Тем не менее, православному христианину не нужно как-то особо выделять этот день - вооружаться против нечистой силы, носить святую воду в бутылочке. Если человек по воскресеньям приходит в храм, молится, исповедуется, причащается Святых Христовых Таин, живёт христианской жизнью, это достаточная защита против любых нечистых сил. Ему не надо бояться нечистой силы, пускай она сама его боится. Если ты утром встал, прочитал утренние молитвы, чего тебе бояться?

Хэллоуин в школе: как вести себя родителям?

Православные родители должны быть в курсе того, что такое Хэллоуин, и объяснить своим детям, что он символизирует, чтобы ребёнок не относился к этому как к какой-то игре или ничего не значащему празднеству. Настоятель храма на проповеди должен объяснить взрослым прихожанам и детям историю этого праздника и отношение Православной Церкви к празднованию Хэллоуина.

Если такие «торжества» происходят в детском саду, школе, училище, православный ребёнок должен отстраняться от этого, ясно и правдиво сказать преподавателю: «Я православный христианин, и этот сатанинский праздник я отмечать не буду». Я не думаю, что какой-то учитель будет сегодня настаивать, чтобы ребёнок принимал участие в этом празднике.

У меня трое детей-школьников. Мои дети прекрасно знают, что такое Хэллоуин, у нас были беседы на эту тему, и они не стесняются в школе сказать, если проходят такие мероприятия: «Мы в этом принимать участие не будем». В этом нет ничего ни зазорного, ни постыдного. Это чёткое отстаивание своей веры, своих христианских взглядов.

А с тыквой что делать?

Предложим несколько рецептов. Надеемся, вам понравится!

Тыквенный пирог

тыква - 300 г
яблоки - 1 шт.
сливочное масло - 100 г
сахар - 150 г
яйца куриные - 2 шт.
мука - 200 г
разрыхлитель - 1 ч. л.
подсолнечное масло - 1 ч. л.
корица молотая - 1 ч. л.
мёд - 1 ч. л.

Время приготовления: 1 час 30 минут.

Тыкву и яблоки натереть на крупной тёрке и смешать в одной ёмкости, добавить 50 г сахара, корицу и мёд. Также можно добавить немного размоченного изюма и мускатного ореха. Все перемешать и подогреть, пока тыква не даст сок, а сахар хорошо растворится.

Растереть предварительно подогретое сливочное масло с остальным сахаром, добавить яйца и перемешать до однородной массы.

Соединить две смеси: тыкву с яблоком и масло с яйцами. Хорошо перемешать.

Добавить муку. Если тыква дала много сока, муки нужно больше. Если сока мало, наоборот, меньше. Муку смешать с разрыхлителем. Добавлять маленькими порциями, каждый раз хорошо вымешивая. Тесто должно получиться очень густое.

Вылить тесто в смазанную маслом форму и выпекать в духовке при температуре 180°С. Среднее время выпекания - 40 - 45 минут. Поглядывайте за тестом, проверяйте готовность спичкой. Если тыква даст очень много сока, пирог будет готовиться дольше.

Тыквенное печенье

Тыква - 250 г
Яйцо - 1 шт.
Масло сливочное (комнатной температуры) - 200 г
Сахар - 200 г
Мука - от 300 г (до 3-4 стаканов)
Корица - 1 ч. л.
Мускатный орех - 0,5 ч. л.(не обязательно)
Сода - 0,5 ч. л.
Соль - 1 щепотка

1. Тыкву нарезать кусочками и сварить в чуть подсоленной воде до мягкости (минут 20). Затем слить воду и размять тыкву.
2. Взбить размягченное масло с сахаром, добавить яйцо, пряности.
3. Добавить тыкву, перемешать.
4. Добавляя просеянную муку и соду (при желании можно погасить соду лимонным соком или уксусом), замесить мягкое тесто - такое, чтобы из него можно было сделать печенье.
5. Тесто раскатать в пласт, вырезать печенье любой формы (у меня получилось 13 штук). Выложить его на противень (можно покрыть противень пергаментом).
6. Разогреть духовку до 190-200 градусов, поместить тыквенное печенье в разогретую духовку и выпекать минут 20-25, до румяности.

Тыквенное печенье получается очень мягким и вкусным.

Цукаты из тыквы

Тыква очищенная - 1 кг
Сахар - 1 кг
Вода - 200 мл

Возьмите 1 кг сахара и стакан воды - из них мы будем варить сироп.
Берём вкусную, сладкую тыкву. Нарезанной тыквы должно быть 1 кг.
В большую кастрюлю кладём сахар и выливаем стакан воды. Ставим вариться сахарный сироп. Когда сироп закипит, ставим его на маленький огонь и варим до загустения.
Тыкву нарезаем мелкими кубиками.
Когда сироп загустеет, выкладываем в него кусочки тыквы и перемешиваем.
Тыкву в сиропе варим 10 минут.
После того, как тыква сварилась, выдерживаем ее в сиропе сутки.
Затем нужно процедить сироп через дуршлаг. (В оставшимся сиропе можно сварить, например, яблоки. Получится яблочно-тыквенное варенье.)
Кусочки цукатов из тыквы разложим на пергаментной бумаге - они должны высыхать около 2-х суток.
По истечении двух суток тыквенные цукаты подсохли и выглядят как конфетки.
Цукаты обсыпаем сахарной пудрой.
Хранить их можно в стеклянной банке.
Приятного чаепития!

Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром?»
(2 Кор. 6:14-15)


К ак известно, приближается этот мерзкий праздник, навязанный нам западом. Хочется предупредить всех православных, чтобы их не затянули случайно на это мракобесие. Ведь Хэллоуин был запрещён Православной церковью ещё во времена Российской империи. Долгое время праздник был под запретом, так как он имеет языческое происхождение. Самое ужасное, что после распада СССР этот праздник сейчас все активнее культивируется в России. Несомненно, что подобная тенденция свидетельствует о все возрастающей повсеместно пропаганде сатанизма. Посмотрим, откуда идут корни этого «праздника».
«П раздник Хеллоуин» ведёт начало от кельтского ритуального празднества Самхаина, усвоенного переселившимися в Британию германскими племенами (англы, саксы и юты) после VI века нашей эры. Хеллоуин стал одним из основных народных праздников в Британской Ирландии. В XIX веке волны ирландской эмиграции принесли праздник в США, где он отмечается с 1846 года. В США праздник получил особое распространение благодаря гей-сообществу. В 1970-х годах в Сан-Франциско стало популярным шоу трансвеститов в гей-кварталах города. Они надевали яркие театральные костюмы и проводили парад по улице района. Со временем подобные мероприятия стали проводиться повсеместно, с участием детей, или подростков. Традиция костюмирования была стилизована под существующие образы монстров и персонажей детских страшилок.
Х эллоуин имеет очень богатую атрибутику, интерес к которой активно эксплуатируется современными компаниями-производителями товаров для детей (костюмы, маски, конфеты, украшения и т. д.). Стремлением различных компаний (преимущественно американских) повысить свою прибыльность во многом объясняется распространение Хэллоуина за пределами США, поскольку в этой стране рынок товаров для Хэллоуин уже перенасыщен.
О дним из основных атрибутов «праздника» является «светильник Джека» в виде головы вырезанной из тыквы с подсветкой. Карнизы, балконы и входы домов обычно украшаются искусственной паутиной, пауками, летучими мышами, ведьмами, совами, котами, ведьмиными мётлами и т. д.
К остюмы для Хэллоуина основаны также на темах колдовства и его образов в кинематографе и литературе. Дети, одетые в костюмы и маски, отправляются клянчить сладости у домовладельцев, произнося при этом традиционную фразу «Trick or Treat!» - «конфеты или жизнь!». Особенно популярны наряды ведьм, магов, колдунов, вампиров, покойников, оборотней, привидений, русалок, фей, эльфов, различных ночных животных (кошка, летучая мышь, волк и др.) Проводятся вечеринки, карнавалы, сопровождаемые зловещей, кладбищенской музыкой, завываниями волков, уханьем сов и другими звуками, записанными в аудио или видеоформате. Популярны развешанные плакаты и разложенные книги с изображением Дракулы, ведьм, вампиров и их символикой (осиновый кол, чёрные чётки и др.).
П олучается, наступила новая эра адской пропаганды. Пропаганды социального оккультизма! Если раньше прикоснуться к тайнам магии могла лишь небольшая часть общества, то теперь дверная ручка в мир бесов сделана достаточно низко, чтобы даже ребенок, без особых усилий, мог ее открыть.
О ккультизм начинается с конфет, ярких маскарадных костюмов, оранжевых огней и «безобидных» касперов, беспомощно болтающихся на деревьях. Детская мечта перемазаться сажой и попугать кого-либо, стала необыкновенно доступна! Ребенок уже не пугается зла! Кладбища, скелеты, окровавленные зомби уже не вызывают естественное чувство отторжения. Все, что годами воспринималось, как исчадие ада теперь вызывает веселие. Оказывается, зло может быть добрым, и даже необходимым. Это называется, выпустить адреналин в кровь. Вы обратили внимание, что дети любят играть в прятки и при этом пугать друг друга выкриками? Большинство аттракционов предлагают «рискнуть здоровьем». Вас скинут головой вниз, перекрутят, спустят с крутых горок, провезут по темной пещере с таинственными шорохами и внезапными выкриками египетских мумий, вы подвергнитесь нападению кладбищенских мертвецов. Крик, визг настолько естественны при этом, ведь именно за такое «удовольствие» вы и заплатили!
И лишь подрастая, мы понимаем, что не существует Деда Мороза, и Кащей Бессмертный не такой уж бессмертный. Подростку становиться скучно! Поиск такого адреналина еще более усиливается и вот здесь, как волшебная палочка-выручалочка приходит «добрый праздник» Хеллоин. Он приносит легкую ностальгию по детству и при этом дает возможность провести это время совсем не по-детски.
Р усская Православная Церковь не благословляет своим чадам участие в языческом празднике Хэллоуин в любой форме по ряду причин:
1. Происхождение, форма и сущность этого «праздника смерти» - языческие и несовместимы с верой в Воскресшего Христа - Победителя ада и смерти. Истоки его относят к поверьям древних кельтов, которые считали, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир и обитатели ада проникали на землю. Прославляя языческого бога Самхаина (Повелителя Смерти), древние кельты приносили ему жертвоприношения, уповая на то, что «задобренный» Самхаин разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы привидений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.
2. Хэллоуин является кощунственным глумлением над днем Всех Святых и над самими святыми: в день, когда воспоминаются святые, христиане одевают на себя костюмы бесов, что в соответствии с церковными канонами является тяжким грехом.
3. Кроме того, само празднование дня Всех Святых 1 ноября для православных христиан является неприемлемым, ибо Православная Церковь отмечает день Всех Святых не 1 ноября (в этот день память всех святых с 835 г. празднует Западная Церковь), а в воскресенье, следующее за праздником Пятидесятницы, т. е. в начале лета.
4. Вся символика этого праздника неприемлема для православного христианина, ибо являет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: гадания, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, языческие обряды принесения жертв злым духам, обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей, служащей образом мёртвых, а также розыгрыши сомнительного характера. Ассоциативная связь между дикими «обрядами» Хэллоуина и сатанистскими культами настолько очевидна, что даже в самих США многие считают Хэллоуин праздником сатанистов.
5. Хэллоуин является средством дегуманизации и демонизации детского сознания, вводя моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии, поэтизируя жестокость. Игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью - это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. Снятие естественных для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, на использование даже в игровой форме крови жертв в качестве лакомства, актов вандализма и пр. приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.
П ри этом все убеждения в том, что Хэллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым традиционные духовные устои. Если по какой-либо причине православный христианин был втянут в кощунственные обряды этого праздника, ему необходимо принести пред Богом искреннее покаяние на исповеди.
О ффициально зарегистрированная американская церковь сатаны открыто провозгласила Хэллоуин своим основным праздником. Для них целью празднования, завершающегося самой главной черной мессой года, ставится демонстрация своего поклонения и преданности дьяволу. Помимо сатанистов, его избрали своим главным праздником и те, кто в наши дни сознательно предает себя на служению злу - колдуны, ведьмы, всеразличные реставраторы древних языческих культов. Ночь Хэллоуина для них - время одного из четырех основных шабашей.
Н е смотря на все это, Хэллоуин потихоньку начинает становиться всенародным праздником. (Почему бы это?) Социологи считают принятие обществом подобных праздников самой тревожной приметой нашего времени. По их мнению, празднование Хэллоуина и подобных ему мероприятий говорит о кризисе культуры. Люди просто перестают различать добро и зло.
Т радиции этого праздника, представляемые безобидным весельем, на самом деле являются древними обрядами имитации мертвых, приношением жертв духам, напрямую связанным с сатаной. В этот «шуточный праздник» Вам представляется «редкая возможность» почувствовать себя демоном, поступать как демон...
П равда, интересная перспектива?
Д ля верующих такие слова звучат как предательство. Это предательство Бога, измена собственной культуре. Есть поступки, которые даже играючи делать нельзя. Например, играть в террористов, захвативших заложников... Также и игра в Хэллоуин с обязательным жертвоприношением демонам - есть духовное предательство. Вспомните, почему детям запрещено играть со спичками - можно устроить пожар, с электричеством - потому что может ударить током, с ножом - чтобы ненароком не порезаться.

Ника Кравчук

Почему Церковь запрещает праздновать Хэллоуин?

Что общего имеет сатанинский подтекст праздника Хэллоуин с Днем всех святых? Какой опасности подвергаются подростки и молодежь, переодевающиеся в костюмы ведьм и чертей? Отпускать детей на хэллоуинскую вечеринку или лучше убедить не идти?

Что 31 октября отмечали кельты?

История праздника Хэллоуин — яркий пример борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра. Он берет начало с кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии), со времен язычества.

В ночь с 31 октября кельты праздновали Самайн — начало нового года. В этот день не существовало границ между земным и потусторонним мирами: боги спокойно входили в человеческую жизнь. Вот только все эти божества имели скверный характер: жестокие, они вечно противостояли друг другу и воевали. У людей был только один вариант временно откупиться: принести жертву.

Кельтские жрецы — друиды — тушили свет во всех его проявлениях (костры, светильники). Вечером следующего дня они разжигали огромнейший огонь, на котором и приносили жертвы Самхаину — богу смерти и тьмы. Если говорить откровенно, то сатане как князю тьмы.

Если Самхаин останется довольным, то умершие смогут побывать в гостях у живых — верили кельты. Кроме этого, считалось, что души усопших были ужасно голодными. Их надо было обязательно накормить, иначе бог смерти разгневается и обязательно накажет людей. Поэтому готовили всевозможные угощения.

Не видите ли параллелей с современным празднованием Хэллоуина?

  • Люди переодеваются в привидений, ведьм и разных духов, символизирующих души усопших.
  • Бродят целую ночь.
  • Выпрашивают сладости (trick-or-treating) — неслучайно это выражение буквально переводится как «неприятность или угощение». Казалось бы безобидное угощение детей на самом деле берет свое начало в умилостивлении голодных душ умерших родственников.

Отношение Церкви к Хэллоуину, или Между праздником тьмы и Днем всех святых

Но как с таким днем тьмы, смерти и страха мог увязаться светлый праздник всех святых, отмечаемый Западной Церковью? Это связано с приходом в Ирландию христианства. Важнейшую роль в этом сыграл всем известный святой Патрик.

В праздник Белтейн, отмечаемый 1 мая, было запрещено зажигать огонь, пока друиды не приготовят костер для сожжения жертвоприношений. Но святой Патрик ослушался и разжег костер, что символизировал Божественный Свет. Именно он противостоял тьме, страху и смерти.

Через каких-то полгода Ирландия очень поменялась. И там, где раньше царил страх, теперь проповедовалась любовь. Праздник, который раньше ассоциировался со страхом и смертью, стал Днем всех святых, которые остановили силы Самайна и духов тьмы.

А уже в IX столетии Папа Григорий IV объявил этот праздник общим для всех католиков. Даже само название Halloween — это сокращенный вариант от Аll Hallows" Eve — канун всех святых.

Чем опасен праздник Хэллоуин?

Современное отмечание 31 октября — возвращение к языческим корням. Под, казалось бы, яркой и запоминающейся забавой на самом деле прячутся жуткие вещи. Если быть полностью откровенными, то сатанинские. Почему?

Во-первых, участниками их становятся обычно подростки и молодежь, которые:

  • часто не имеют окрепшего собственного мнения и легко поддаются влиянию авторитетов и настроению массы;
  • желают выделяться на фоне других;
  • активные, хотят все попробовать;
  • вступили в период заострения греховности.

Они попросту не понимают, в чем кроется опасность.

Во-вторых, уже само наследование темных сил опасно для человека. Именно поэтому отношение Церкви к Хэллоуину имеет негативный характер.

Наверняка вам приходилось слышать рассказы актеров, которые играли роли темных сил или людей, увязших в каком-то грехе. Когда ты пытаешься изобразить это, то уже сам невольно наследуешь такие повадки.

А что будет, если молодая девушка оденется в костюм ведьмы, начнет громко хохотать, привлекать внимание парней своим неприличным поведением? Или юноша оденется в какого-то духа злобы? Ведь мало просто примерить костюм, нужно еще как-то вжиться в роль для лучшего эффекта, чтобы все друзья поняли, как мне это идет!

Все события так или иначе влияют на человека. Ничего не проходит бесследно. К сожалению, и бурное отмечание Хэллоуина, костюмы, лицедейство и всеобщее настроение также.

Часто такие вечеринки могут заканчиваться алкогольным опьянением и блудом. Может быть еще хуже. Некоторое время в Америке молодежь даже начинала хулиганить, например, разбивать стекла. Чтобы это остановить, бойскауты придумали движение с лозунгом «Sane Halloween!».

В Швеции в связи с возгоранием помещения пострадало более 200 школьников, отмечавших 31 октября.

Не так давно американская Церковь Сатаны решила «попиариться», назвав этот праздник «своим». Это никто не посчитал угрозой, но разве после таких фактов может измениться негативное отношение Церкви к Хэллоуину?

Специально не хотелось бы противопоставлять нашу культуру американской и говорить о том, что чужие праздники пришли к нам, нам что-то навязывают. Мы сами выбираем, принимать это или нет.

Хотелось бы заострить внимание на другом — на извращении понимания добра и зла. Праздник Хэллоуин вместе с костюмами вурдалаков, томатным соком вместо крови, мелкими проявлениями насилия (якобы «для забавы)», печеньками в виде гробов и черепов уже негативно влияет на ребенка. Ему начинает казаться, что все это нормально и даже хорошо.

Детские психологи, психотерапевты, священники сталкиваются с разными последствиями: неврозы, кошмары, постоянные страхи, боязнь пребывать наедине.

Известны даже истории, когда вот такое «невинное» переодевание в лукавых духов могло привести к беснованию, когда в человека реально вселялся злой дух. Человек один раз решил «по приколу» изобразить действие зла, вляпался в грязь. Кому-то получается легко отчистить ее, а другому даже дорогие пятновыводители и химчистки не помогут. Поэтому лучше изначально не пачкаться.

Кому выгодно массовое беснование?

Кому же все-таки выгоден современный праздник Хэллоуин как возвращение к язычеству? Можно ответить одним словом: дьяволу. А действует он через людей.

С одной стороны, искушает молодежь, частично развращает ее, провоцирует на неприличное поведение, блуд и разврат. Конечно, многое зависит от компании. Для кого-то Хэллоуин превратится в веселую вечеринку, с тыквами, костюмами и хорошим настроением — вроде бы все прилично. А для других — это ночь испытания всевозможными пороками.

С другой стороны, лукавый искушает и организаторов таких мероприятий, людей, которые устанавливают нереальные цены за костюмы ведьм и вампиров. Например, в этом году американцы планируют потратить $6,9 млрд. на отмечание и костюмы. Кстати, о последних.

Лукавый еще имеет один способ поискушать людей — потянуть за крючок зависти и гордости. Мол, у твоего соседа такой дорогой костюм, а как же ты? Разве не купишь себе что-то не хуже? Или даже лучше? Ты ведь должен выглядеть достойнее всех! И насколько проще, если во всем этом не участвовать.

Ищем альтернативы

Если в школе готовится костюмированная вечеринка и вы понимаете, что от участия в ней ребенку будет только хуже, поговорите с классным руководителем и подумайте об альтернативе.

Дети хотят праздника — так устройте им это в семейном кругу. Пусть мама испечет пирог, дети ей в этом помогут, папа постарается прийти с работы пораньше. Можно провести это время вместе, не спеша поговорить об учебе, планах на лето, книгах, идеях для совместного путешествия и… истории праздника Хэллоуин.

Можно даже собраться вместе с другими семьями, которые не одобряют современную символику Halloween и устроить свой праздник. Светлый и добрый. Ведь именно победу над тьмой он символизировал тогда, когда в Западной Церкви стал Днем всех святых.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Протоиерей Димитрий Смирнов: Слово о хэллоуине


- Отец Дмитрий, скажите, пожалуйста, как Церковь относится к празднику Хэллоуин?

В той форме, которую мы видим на улицах, в каких-то учреждениях – по-моему, это отвратительное беснование.

- А какую форму вы видите?

Люди надевают маски бесов, всяческое кривляние, отвратительное поведение – это скорее похоже на всякие ужастики, нежели на праздник Всех Святых. Это совершенно выхолощенная европейская традиция. У нас в России совершенно другая традиция. У нас даже, когда в некоторых районах России ходили ряженые – на Рождество, это носило более милые формы, и то, Церковь всегда говорила о том, что совершенно неприемлемо всякое паясничанье в высокоторжественный и святой день, когда Христос пришел на землю.

А это иначе, как чужебесие, никак нельзя назвать. Почему тогда мы не прославляем индийского бога Ганешу? Ходил бы слон украшенный, согласно басне Ивана Андреевича Крылова – слона водили напоказ. Взять этот праздник у Индии, он бы ходил по улице… Есть такое выражение замечательное – с какого мороза? У нас что – недостаточно праздников что ли? Почему именно этот?

Я понимаю коммерческую подоплеку этого. Люди думают, что, если срабатывает на Западе, на этом можно заработать, как на святом Валентине, давайте и мы сюда. Раз это беснование нравится западным европейцам, пусть это проглотят и восточные. Но совершенно не все надо обезьянничать.

- Страшно, что в этом бесновании принимают не только взрослые люди, но и маленькие дети привлекаются.

Вот именно. Более того, было замечено, что многие дети впадают после этого праздника в такие состояния душевные, психические, когда они нуждаются в медицинской помощи. Насколько я знаю, в Москве это запретили специальным указом министерства образования.

- Вы думаете, в других регионах тоже стоит запретить?

Конечно, зачем ждать по всей Руси великой, по-моему, это вполне могло бы сделать министерство образования, или кто в данном вопросе компетентен. Но у нас, как всегда – сначала все попробуем, напьемся из лужи, будем лечиться от дизентерии, а потом уже запретим пить из лужи. По-моему, это вещь очевидная. Такое ощущение, что те люди, которым доверили детей, потеряли вообще здравый смысл. Что печально.

О празднике тыквы Halloween


Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween (Хэллоуин). Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31 октября на 1 ноября , когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти.

В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.


Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O"Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows" Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E"En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Святые Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.


Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Епископ Александр (Милеант)

Шамиль (Павел) ЗАРИПОВ

Приближается 31 октября, когда множество людей внезапно начинает готовиться к так называемому хэллоуину (Halloween) — «Дню всех святых». Причём тут тыква, зачем молодёжь наряжается в демонов и чудовищ, и причём тут святые? Информация бралась из самых разных источников, отдельное спасибо сайту Русской Православной Церкви в Лондоне (РПЦЗ) за публикацию интересной проповеди .

Кельтский праздник урожая… и смерти

Праздник Хеллоуин появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. Есть распространённая среди католиков, православных и протестантов точка зрения, что кельты почитали бога смерти по имени Самайн, умилостивляя его жертвами, а другие источники говорят, что «Самайн» (Саман, Сауин и так далее) следует переводить с ряда языков кельтского происхождения как «конец лета».

Кельты считали, что в этот день бог умирает, чтобы позже родиться вновь. Потому в ирландском Samhain — это ноябрь, и в этот день начинается новый год. Также в этот день завершали складирование зерна, резали скот, делая запасы на зиму. Люди прыгали через костры. По преданию, в этот день умирали люди, нарушавшие обрядовые табу.

И в современных северных областях Ирландии и Шотландии проводятся всевозможные ритуалы умилостивления духов и в канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти.

Друиды верили, что если бог смерти (или просто духи) останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хеллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat (кошелёк или жизнь), представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Видно, что праздник, в конечном итоге, выходит довольно-таки грустным и имеет мало отношения к христианству. Но почему же он сохранился в христианском мире?

Миссионерская дипломатия

Со дня Пятидесятницы (дня создания Церкви), служителям Христовым было необходимо вести миссионерскую деятельность в языческой среде. И порой вступали в смертельную конфронтацию, когда проповедников убивали. Но следом приходили новые люди, рассказывали о Христе, и в конце концов, Церковь победила. Почти трёхсотлетний опыт борьбы церкви с римским синкретизмом показал, что христианство победило не административной и не военной силой, а чем-то другим. Сверхъественной силой Святого Духа, который вдохновлял сотни и тысячи мучеников на их подвиг во имя Христа.

Также неправомочно считать, что христианство навязал Римской империи Константин Великий. Христиан в то время было не более десяти процентов, но просвещённый Святым Духом неглупый правитель понимал, что разрозненное противоречивое язычество не в состоянии что-либо противопоставить таинственной Силе, которая в ночь перед решающей битвой явила ему крест и сообщила «этим победишь!». Показать римлянину крест (орудие казни!) как оружие победы – это по-настоящему сильно. Но Константин поверил и вошёл и в историю и в святцы.

В Восточной Римской империи христианство стало государственной религией со всеми плюсами и минусами этого положения. У Церкви появился тот самый административный ресурс, и порой это поворачивалось и против неё самой – и снова оказывалась в позиции, казалось бы, безнадёжно гонимой. А иногда христианские правители силой или указами подавляли деятельность еретиков. Всё это было. Но Церковь всегда могла показать, чем она победила на самом деле.

В 7 веке в Англии бенедиктианский учёный монах Беда Достопочтенный составил «Церковная история народа Англов», где приводит историю миссионерской деятельности Церкви среди островных народов. И приводит интересное письмо самого святителя Григория Великого к посланному им аббату Меллиту.

«Когда Бог Всемогущий приведет вас к нашему преподобнейшему брату епископу Августину, сообщите ему мое решение, принятое после долгих раздумий относительно народа англов. Я решил, что храмы идолов этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находящихся в них идолов, возьмите святую воду, и окропите эти капища, и воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Ибо если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой Истинному Богу. Когда эти люди увидят, что святилища их не разрушены, они изгонят заблуждения из своих сердец и с большей охотой придут в знакомые им места, чтобы признать Истинного Бога и молиться Ему.

Также можно заменить каким-либо праздником присущий им обычай закладывать быков в жертву демонам. Так, в день освящения даров или в праздники святых мучеников, чьи реликвии помещены в храме, следует позволить им возводить вокруг храма шалаши из веток и праздновать там. Не давайте им приносить животных в жертву дьяволу, но пускай они сами употребляют их в пищу, благодаря Творца всех созданий за Его щедрые дары. Так через внешние радости им легче будет прийти к радостям внутренним; ведь невозможно в один миг лишить всего их неподатливые умы.

Человек, намеревающийся взойти на вершину, карабкается по уступам вместо того, чтобы перепрыгивать через них. Так и Господь, явив себя израильтянам в Египте, повелел им служить Ему теми же жертвами, что до того они приносили дьяволу, и приказал им закладывать животных в жертву Ему. Уже с иными чувствами они откладывали часть жертвы и оставляли прочее, и хотя они закладывали тех же самых животных, но приносили их в жертву Истинному Богу, а не идолам, и, значит, это была уже иная жертва. Это вы и должны передать нашему брату, дабы он в своем положении рассудил, как лучше это сделать».

И именно эта методика миссионерства, которая привела к наибольшей эффективности и во многом сформировала наш богослужебный круг. Так, у нас сегодня есть праздники, заместившие когда-то языческие. Например, доподлинно неизвестно когда именно родился младенец Иисус Христос. Но 25 декабря в Римской империи праздновали день Непобедимого Солнца (по разным версиям, Митры или Сола).

И вот, в 4 веке священноначалие принимает решение установить празднование Рождества Христова – с целью рассказать людям о праздновании рождения «Истинного Солнца Правды». В Писании и песнопениях Господь Иисус Христос называется Незаходимым Светом (Откровение, главы 21-22), и Солнцем правды (Малахия 4:2). В праздник заложена радость о том, что Господь пришёл в мир, чтобы принести нам спасение, в песнопения заложено догматическое поучение об учении Церкви. Сравните это с рекомендациями святителя Григория Великого, и вы будете смеяться над «разоблачениями», в которых утверждается, что православные празднуют языческие праздники.

Хеллоуин — дипломатический провал… или реакция?

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и примерно в 5 веке установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье по Пятидесятнице, то пятидесятый день после Пасхи плюс неделя).

От праздника Всех Святых и происходит слово Хеллоуин — т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых,» которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Хеллоуин.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заманить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество.

Общество, убеждая нас в том, что Хеллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

Как в случае со многими неоязыческими культами (в том числе славянским), христианству удалось побороть сущность религиозной системы кельтов. Люди забыли страшную суть некоторых праздников, обрядов. Но Церковь, в рамках своей миссионерской дипломатии, попыталась взять от неё важное и достойное, чтобы дать людям старое содержание на новый лад – то есть память предков и почитание умерших.

Насколько успешно это получилось – можно судить по тому, что 31 октября в Западной Церкви память всех святых всё же чтится – там, где есть такое почитание. Люди вспоминают именно святых и молятся об усопших. Но параллельно существует некое остаточное явление от языческого праздника – со всеми известными атрибутами.

Отдельные участники хэллоуина зачастую считаются христианами и совершенно спокойно в этот день рисуют и вырезают тыквенные рожицы, одеваются в страшные костюмы и идут на тематические мероприятия, не осознавая несовместимости демонского обличия со званием христианина. Тогда как большая часть вообще отрицает религиозную подоплёку происходящего и даже могут быть атеистами. Но это особенно страшно, ведь человек вступает в праздное общение с тёмными силами, отвергая Бога. И становится игрушкой в руках этих сил.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, люди наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий.

Фонарь Джека

Посмотрим в википедии, что из себя представляет фонарь Джека (он же зловеще улыбающаяся тыква). «Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю. Согласно ирландской легенде (очевидно, что созданной уже после принятия христианства) жадный до денег кузнец-выпивоха Джек предложил как-то властителю преисподней пропустить с ним пару стаканчиков в трактире.

Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил дьявола обратиться монеткой. После чего Джек, не мудрствуя лукаво, быстро положил её к себе в карман, где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке - «у Христа за пазухой». И, как ни старался, он не мог принять первоначальное обличье. В конце концов, дьявол добился своего освобождения, пообещав взамен год не строить Джеку козни, а также после его смерти не претендовать на его душу.

Во второй раз хитрый кузнец обвел вокруг пальца доверчивого Сатану, попросив его залезть на дерево за фруктами. Как только нечистый взгромоздился на раскидистую крону, Джек нацарапал на стволе крест. Так он выторговал себе ещё десять лет беззаботной жизни. Воспользоваться полученными привилегиями выпивоха Джек не смог, потому что в скором времени умер. После смерти грешника не допустили в рай. Ни Богу, ни дьяволу Джек оказался не нужен.

Неприкаянный ирландец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил лукавый. Джек положил тлеющий огонек в пустую репу и пустился в странствование. Отсюда и название фонаря - англ. Jack-o-lantern, сокращённое англ. Jack of the Lantern».

История интересная и даже в чём-то поучительная, но опять же, имеющая мало отношения к Православию. Но она отвечает на вопрос о том, кого же показывает нам светящаяся тыквенная голова. Точнее, изначально репы. Там же мы читаем интересное дополнение о распространении хеллоуинской резьбы по тыкве:

«Впервые «светильники Джека» появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США (благодаря шотландским и ирландским мигрантам), светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых. Впервые создание тыкв-светильников в Северной Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия».

Подобная история есть и в текстах для чтения наших школьных учебников английского языка. Итак, мы узнаём из открытых источников (которые легко проверить другими), что традиция использования тыквы чрезвычайно поздняя. Но даже более древняя традиция изготовления подобных светильников исходит из легенды о падшей неприкаянной душе. В Православии нет учения о призраках людей. Неприкаянно бродят по земле, причиняя людям неприятности, только бесы.

Колядки или Кошелёк-или-Жизнь?

Я вырос в маленьком военном городке, и помню, что на рождественские святки по домам ходили всем известные детишки из неблагополучных семей. С некоторыми из них я учился в параллельном классе, и нам никогда не было жалко для них конфет, печенья и мелких денег.

В биографии отца реформации Мартина Лютера я встречал момент, что в юности, учась на юридическом факультете, он едва сводил концы с концами и зарабатывал на пропитание пением под окнами псалмов и других песнопений. По всей видимости, это была нормальная практика в католических странах. Получается, что эту традицию церковный народ также вполне успешно воцерковил.

Но если воцерковлённая молодежь сегодня поёт «Слава Богу родился Христос», тропари и кондаки, то народные колядочные песенки довольно жёсткие – кто не подаст, тому что-то будет («Кто даст, Тот - князь, Кто не даст - Того в грязь!»). Но что остаётся петь человеку, для которого не существует радости о родившемся Господе? А как мы уже знаем, с похожей мотивацией ходила по домам кельтская молодёжь. Кто не подаст (не принесёт жертву) – на того прогневаются духи, предки и так далее.

В самих колядках нет ничего языческого, если человек приходит попросить, неся в ответ светлую радость христианского праздника.

Ночь нечистой силы или о свободе быть человеком

В том, как отмечает хэллоуин современный секулярный мир, нет ничего христианского. Это очередной разнузданный праздник, спекулирующий на его якобы целиком христианском происхождении. Ясно об этом и говорит стремление приодеться пострашнее. Люди одевают костюмы скелетов, бесов, вампиров, зомби, красят лица страшным гримом и собираются на вполне разгульные действия, где часто рекой льётся алкоголь.

Люди приравнивают себя к нечисти забывая о высоком достоинстве человека. Светские гуманисты много говорят об этом, при этом отношение к религии выражают через категории свободы. Но Библия и Православная Церковь говорит о высшем предназначении человека. Человек свободен, он волен выбрать и путь полного порабощения себя стихиям мира сего, но при этом, как не парадоксально, потеряет свободу. Свободу быть человеком.