Как узнать, нужна ли виза, если рейс с пересадкой. Транзитные визы при пересадке в аэропорту: боль, мучение и как их избежать Оформление транзитной визы


Наверняка многим из вас доводилось сталкиваться с ситуацией, когда нужно было купить авиабилеты в безвизовую страну, но как назло, самые дешевые продавались со стыковкой в европейском аэропорту, а для этого необходима шенгенская виза. Но мало кто знает, что при транзите через Шенген можно вполне обойтись без виз. Как говорится, места знать надо!

Когда вы планируете поездку заграницу, случается так, что вам нужно пересечь территорию одного или даже нескольких государств, прежде чем вы доберетесь до конечного пункта. И даже если страна, в которую вы собираетесь, является безвизовой, ее соседи, через которых вы будете добираться, могут потребовать от вас право на въезд – то есть визу.

Если вы гражданин России, Украины или Беларуси, то для посещения Черногории вам виза не нужна, но если вы планируете добираться в эту балканскую страну на машине, как ни крути, вы будете пересекать границы стран Евросоюза, для посещения которых нужна национальная, шенгенская или транзитная виза. Последняя означает разрешение на проезд в «третью» страну без остановок.

Транзитная виза и ее особенности

Транзитная виза имеет ограничение по времени. Кроме того, если мы говорим о Европе, то в зависимости от обстоятельств, проще оформить шенгенскую визу, чем транзитную, так как между странами Евросоюза и странами Шенгенской зоны есть существенные различия. На практике это означает, что оформив шенгенскую визу, вы можете свободно посещать все страны шенгенской зоны, но далеко не все страны Евросоюза. Например, Венгрия входит в шенген, а Румыния – нет. Но при этом обе эти страны входят в Евросоюз. И до 2014 года при наличии шенгенской визы вы не могли свободно въехать на территорию Румынии – для этого нужно было оформлять национальную румынскую визу. И наоборот, имея на руках национальную визу Румынии и направляясь на машине в эту страну через соседнюю Венгрию, вам нужно было дополнительно оформлять шенгенскую транзитную визу. Та же история была и с Хорватией, которая в том же 2014-м по примеру других стран ЕС, не входящих в Шенген, прировняла шенгенскую визу к национальной. Теперь и в Румынию, и Хорватию можно въезжать по шенгенской визе.

Что такое транзитная зона?

Совершенно иным образом обстоят дела с авиаперелетами. Предположим, вы решили из безвизовой Сербии отправиться в безвизовую Турцию на самолете. Но, как это часто бывает, прямой рейс стоит намного дороже, чем стыковочный. И вот вы, решив сэкономить, покупаете билеты с посадкой самолета в римском аэропорту Фьюмичино. Но ведь это Италия – страна Шенгенской зоны, а соответствующей визы у вас нет, да и оформлять не хочется? И вот тут приходит на помощь транзитная зона.

Все дело в том, что многие аэропорты разрешают свободное пребывание на своей территории тем иностранным пассажирам без виз, у которых на руках билеты в «третью» страну и данный аэропорт им нужен исключительно для того, чтобы дождаться своего рейса. Такой рейс называется стыковочным.

Важная ремарка: если это аэропорт страны, входящей в Шенген, то пребывание в транзитной зоне разрешается при условии, что вы летите из нешенгенской страны в такую же нешенгенскую, и при этом ваш самолет совершает в Шенгенской зоне всего одну посадку.

Время пребывания в аэропорту может быть ограничено несколькими часами или даже сутками. При этом вы должны находиться в специально отведенной транзитной зоне, покидать которую запрещено. Все что вам понадобится при выходе из самолета, это следовать указателям в сторону транзитной зоны и на контроле безопасности предъявить следующий авиабилет с паспортом.

В чем разница между стыковкой и пересадкой?

Раз уж мы заговорили о стыковочных рейсах, следует внести некоторую ясность. Многие туристы полагают, что между словами «стыковка» и «пересадка» нет никакой разницы. На самом деле, это не так.

Стыковка или лейовер подразумевает, что пассажир приобрел у одной авиакомпании билет с разными рейсами – то есть, с посадкой самолета в одном или нескольких аэропортах, и при этом регистрация на такой рейс оформлялась только в самом первом аэропорту, из которого вылетал пассажир. Это значит, что при смене самолета такому пассажиру не нужно заново проходить регистрацию, а его багаж автоматически будет перенесен сотрудниками авиакомпании. Лейовером называют стыковку длительностью до 24 часов.

В свою очередь пересадка или стоповер означает, что при планировании поездки, скажем, из Киева в Париж, вы купили отдельно билеты из Киева в Ригу, а из Риги в Париж, да еще и у разных авиакомпаний. Таким образом, в Риге вам придется самостоятельно забирать и заново сдавать свой багаж, проходить регистрацию на рейс и пограничный контроль. Стоповером называют пересадку длительностью более 24 часов.

Возникает резонный вопрос: а почему нельзя было купить прямой рейс? Ответ прост: прямые рейсы частенько выходят дороже, чем с пересадкой. Это связано с маркетинговым ходом авиакомпаний, которые заманивают, таким образом, пассажиров из промежуточных стран. Один из плюсов пересадки – вы можете подогнать время следующего рейса под себя, и выйти погулять в транзитный город, особенно если он рядом с аэропортом.

Некоторые опытные путешественники сознательно выбирают максимальное количество пересадок, желательно длительных, так как в некоторых городах практикуется безвизовый транзит – то есть, вы сможете выйти на ограниченное время за пределы аэропорта, а не только находиться в транзитной зоне. Кроме того, в отдельных случаях можно приобрести транзитную визу непосредственно в аэропорту, чтобы скоротать время и посетить город. Имейте в виду, что у всех свои правила и требования, которые нужно учитывать перед поездкой.

И вот тут мы подошли к самому интересному вопросу: где можно узнать обо всех визовых нюансах во время авиаперелетов?

Тиматик – кладезь визовой премудрости

Существует база данных, которой пользуются сотрудники авиакомпаний и даже пограничники. Называется она Тиматик (англ. Timatic). Информация, заложенная в ней, является определяющим фактором в спорных визовых вопросах. Здесь вы узнаете о том, нужна вам виза или нет, сколько времени вы можете находиться в стране, в каких аэропортах есть транзитная зона и многом другом, вплоть до медицинских справок. Тиматик принадлежит Международной ассоциации воздушного транспорта (англ. International Air Transport Association) и постоянно обновляется, поэтому сомневаться в компетентности представленных данных не приходится.

Стоит отметить, что Тиматик – довольно закрытая программа, предназначенная в основном для глаз обслуживающего персонала. Однако некоторые компании и организации предоставляют на своих сайтах доступ к базе Тиматика, чтобы пассажиры могли проверить визовые требования. Одна из таких организаций – альянс авиакомпаний SkyTeam. База на английском языке доступна .

Давайте разберемся, как ею пользоваться.

«Origin» – аэропорт, из которого вы планируете вылетать.

«Destination» – аэропорт прибытия.

«Departure Date» – дата прибытия.

«Return Date» – дата возвращения.

«Nationality/Region» – национальность.

«Expiry» – здесь указываем срок окончания действия загранпаспорта.

Жмем «Submit», не забыв отметить галочку рядом.

В зависимости от направления, система может запросить дополнительно, какой вид паспорта у вас, а также есть ли в наличии другие документы или визы.

Как видите, при наличии минимальных знаний английского языка или онлайн-переводчика разобраться в представленной информации Тиматика несложно.

Однако помните, что всецело полагаться на Тиматик не стоит. Пограничник пограничнику рознь. Особенно это касается экзотических стран. Советуем перед поездкой дополнительно подстраховаться информацией из посольства. И все распечатать. Чтобы наверняка.

Все больше недорогих билетов продаются с пересадками в Европе и все чаще возникает вопрос — «нужна ли транзитная виза той страны, где происходит пересадка?» или «обязательно ли нужен Шенген, если у меня там только пересадка?»

Давайте разберемся на примере Германии и Франции.

Транзитная пересадка в Европе, нужна ли Шенгенская виза?

Это в первую очередь зависит от того, есть ли в аэропорту, где будет происходить пересадка, транзитная зона . В этой зоне пассажир может находиться некоторое время, не проходя паспортный контроль.

Если вы вылетаете, скажем, в Мексику, с пересадкой в Париже, то выходить в Шенгенскую зону вам не нужно. Вы можете остаться в международной транзитной зоне, соответственно Шенгенская виза не нужна. По прилету в аэропорт, где планируется пересадка, необходимо пройти по указателям «Connections», «Connecting Flight», «Transfer Connections», «Transit», «Transit Passengers» или «Flight Connections», а при любых сомнениях, найти сотрудника аэропорта и, сказав ему это заветное слово «Transit», проследовать за ним.

Но есть ряд ограничений, как индивидуальных, для каждой конкретной страны, так и общих, для всех стран.

Как пример, рассмотрю Германию и Францию а так же расскажу, где найти нужную информацию по остальным странам.

Транзит без визы в Германии

В Германии только следующие аэропорты имеют зону международного транзита , в которой можно находиться без визы:

  1. Мюнхен (круглосуточно, но не более 24 часов)
  2. Дюссельдорф (строго 6:00 — 21:00 только если перевозчик организовывает транзит, по запросу)
  3. Франкфурт на Майне (круглосуточно, но не более 24 часов)
  4. Гамбург (строго 4:30 — 23:30)
  5. Кёльн/Бонн (4:30 — 23:00)
  6. Берлин (06:00 — 23:00 только в Berlin-Tegel для Air Berlin, которая организовывает трансфер своих пассажиров) — пересадка должна быть минимум 75 минут

Ночной транзит в Германии возможен только в аэропортах Франкфурта и в Мюнхена! В других аэропортах она закрывается на ночь, поэтому если Ваш самолет прилетает ночью, вам нужна будет Шенгенская виза, иначе вас на него даже не посадят.

Путь для транзитных пассажиров с посадочным талоном

Транзит без визы во Франции:

  1. Париж Шарль-де-Голь — максимум 24 часа
  2. Ницца — максимум 24 часа, при этом невозможен транзит между терминалами 1 и 2
  3. Тулуза — максимум 24 часа
  4. Париж Орли — можно находиться в транзитной зоне только между 6:00 и 23:30. Транзит не возможен между южным и западным терминалами.
  5. Лион — максимальное время транзита 3 часа. Транзит между терминалами 1, 2, 3 не возможен.

При этом, международный транзит без визы не возможен в случаях, если:

  1. Вам необходимо получать багаж и вновь сдавать его, например если вы летите двумя разными авиакомпаниями .
  2. Вы путешествуете через два или больше аэропорта в странах Шенгена — в этом случае один из вылетов будет внутренним рейсом, для попадания на который вам придется пройти паспортный контроль, а соответственно иметь шенгенскую визу.
  3. У вас билет с отрытой датой.
  4. Время транзита превышает 24 часа .

Ограничение в правилах транзита, связанное только с Францией.

Предположим, у вас российский паспорт и вы летите в Марокко или в Южную Америку с пересадкой в Париже. Но вылет у вас при этом из Украины или Белоруссии…
И вот тут выясняется, что при вылете из некоторых стран, гражданам России требуется транзитная или обычная Шенгенская виза для пересадки во Франции. Даже если вы не собираетесь покидать транзитную зону.

Гражданам Российской Федерации, прилетающим из Армении, Азербайджана, Беларуси, Египта, Грузии, Молдовы, Турции или Украины необходима виза для транзита во Франции! При этом, безвизовый транзит в любую не-Шенгенскую страну возможен, если в вашем паспорте есть действующая виза Болгарии, Канады, Хорватии, Кипра, Ирландии, Японии, Лихтенштейна, Румынии, США или Великобритании. Во всех остальных случаях, придется оформить Шенген…

Transiting without a visa is possible for:
Nationals of Russian Fed. arriving directly from Armenia, Azerbaijan, Belarus, Egypt, Georgia, Moldova (Rep.), Turkey or Ukraine and holding onward tickets in transit:
applicable to holders of normal passports, holding a valid visa issued by Bulgaria, Canada, Croatia, Cyprus, Ireland (Rep.), Japan, Liechtenstein, Romania, USA or United Kingdom, traveling to any non-Schengen Member State

Где узнать все это?

Проще всего — у представителя авиакомпании, которой вы собираетесь лететь. Как альтернатива — в транзитном аэропорту.

Самостоятельно можно узнать на английском языке в системе Timatic , которую используют все авиакомпании, аэропорты и агенты, например, на сайте альянса авиакомпаний Skyteam

Введите ваше гражданство, страну, куда вы летите, а так же страну, в которой планируется осуществить транзит, после чего внимательно изучите результаты. То, что нас интересует, находится в разделе TWOV — Transit WithOut Visa.

Внимание !

Есть еще одна потенциальная «засада». Путешествия транзитом в страны, которые входит в Европейский Союз, но не являются странами-участниками Шенгенского соглашения, вы не сможете въехать в другие страны Шенгенской зоны по национальной визе этих стран.

К таким странам относятся, например, Кипр, Болгария, Румыния, Хорватия и некоторые другие. При этом, в эти страны можно попасть как имея на руках многократную Шенгенскую визы, так и из собственную национальную визу/разрешение. Засада в том, что авиакомпании, летающие туда из России с пересадкой в Европе, часто используют терминалы аэропорта для внутренних рейсов, то есть предназначенные для полетов внутри Шенгенской зоны. Поэтому совершить пересадку через международную зону может оказаться невозможно. Перед покупкой билетов в эти страны, обязательно уточняйте у авиакомпаний, возможен ли транзит без Шенгенской визы.

В некоторых, крайне редких случаях, представители авиакомпании могут обеспечить персональный трансфер между терминалами через летное поле.

Расскажу про один случай из жизни : я летел в Лондон с пересадкой в аэропорту Копенгагена. Выйдя из самолета, вместо привычной надписи «Transit», впереди был паспортный контроль на вход в Шенгенскую зону.

Шенгенской визы у меня не было, была только виза Великобритании. После того, как я объяснил ситуацию на паспортном контроле, меня отвезли через летное поле сразу на посадку в нужный гейт. Посадочный талон у меня, естественно, уже был на руках и багаж получать было не надо, поэтому такой маневр был возможен силами представителей авиакомпании совместно со службой безопасности и пограничного контроля. Такое — очень большая редкость, но все еще иногда случается.

Для транзита через Шенген потребуется оформление транзитной визы А или визы С. В каждом конкретном случае требуется оформление своего документа.

Также, отправляясь в путешествие, нужно знать, в посольстве какой страны открывать транзитную визу. А в каких-то случаях можно и вовсе обойтись без нее.

Образец транзитной визы в шенген

В 2019 году туристам для транзитных целей выдаются визы категории А и С. Оформление транзитной визы категории В, которая предназначалась для путешественников, пересекающих территорию стран Европы не на самолете, пока приостановлено.

Транзитная виза категории А выдается туристам, совершающим авиаперелет до третьей страны с пересадкой в аэропортах шенгенских стран. Ее еще называют аэропортовой. При этом она позволяет находиться только в транзитной зоне, покидать ее и выходить в город запрещено. Оформлять или нет россиянам такой проездной документ – зависит от ситуации.

Так выглядит транзитная зона в аэропорту

Ее выдают тем туристам, которые планируют пересечь страны Шенгена на наземном транспорте, для чего может понадобиться значительно больше времени, чем 24 часа (именно столько длится действие визы категории А).

В самом бланке делают пометку - транзит - и указывают количество дней, которые отведено просителю на проезд от границы до границы, а также сколько раз можно повторить эту процедуру.

Пересадки в аэропорту без оформления визы

Есть несколько случаев, когда лететь через Европу можно и без оформления транзитной визы. Перед поездкой стоит посмотреть на сайте посольства страны, в которой планируется пересадка, для граждан каких стран транзитная виза требуется.

Например, Чехия разрешает пересадки только по транзитной визе для граждан Киргизии и Туркменистана.

По умолчанию все путешественники, имеющие российский гражданский паспорт и осуществляющие перелет в третью страну через страны Шенгенского соглашения непосредственно из России, освобождены от оформления такой визы. Но пересаживаться в аэропорту без оформления визы можно только в том случае, если выполняются все следующие условия:

  1. Время пересадки — до 24 часов.
  2. Пересадка осуществляется только в одной стране Европейского союза. Без визы например можно лететь в таком случае: Россия-Германия-США. А вот при пересадке в двух и более странах (например, Россия-Германия-Швеция-США).
  3. Куплен единый билет, и багаж зарегистрирован до третьей страны назначения (или нет багажа совсем). Если багаж необходимо получать и потом регистрироваться на следующий рейс, виза нужна.
  4. Пересадка осуществляется в одном и том же аэропорту.
  5. В аэропорту есть транзитная зона и он будет открыт на время пересадки. Например, в Германии не во всех аэропортах есть транзит и некоторые из них не работают круглосуточно. Этот момент необходимо узнать заранее.

Ну и конечно же, транзитная виза не нужна, если у путешественника уже есть шенгенская виза или вид на жительство, а также если гражданам страны разрешен безвизовый въезд в ЕС (как, например, гражданам Украины).

Транзитная виза категории А

Такая виза может быть выдана на максимальный срок 24 часа.
Оформление транзитной визы требуется в случае:

  1. Пересадок в двух странах Шенгена.
  2. Турист — гражданин страны, которой разрешаются пересадки в ЕС только по визе.
  3. Прием багажа и отдельная регистрация на следующий рейс.

Наличие транзитной визы не говорит о том, что из транзитной зоны можно выйти. Даже при наличии визы А находиться можно только в аэропорту.

Если турист планирует выйти в город или пересадка осуществляется в разных аэропортах, потребуется оформление краткосрочной визы С.

Оформление транзитной визы

>Из документов для оформления транзитной визы категории А потребуется:

  1. Заполненная анкета.
  2. Цветные фотографии (размер 35*45 мм).
  3. Загранпаспорт (необходимо наличие двух чистых страниц).
  4. Билеты на рейс.
  5. Виза, если третья страна требует наличие визы.

Консульский сбор для оформления транзитной визы составляет 35 евро. Столько же стоит и туристическая виза С, поэтому путешественники иногда предпочитают задержаться в стране на несколько дней.

Шенгенская виза категории С

Подойдет авиапутешественникам, которые вынуждены провести больше времени на стыковке рейсов или пересадка осуществляется в разных аэропортах; а также тем, кто планирует погулять по городу во время ожидания.

Также получить такой документ совершенно необходимо туристам, которые предпочли наземный транспорт воздушному: пересекать территорию шенгенских стран на поезде или автомобиле можно только с краткосрочной транзитной визой на руках.

Шенгенская транзитная виза оформляется в посольстве одного государства и действует на территории всех стран, которые вы планируете проехать. Она может быть однократной, позволяющей пересечь шенгенскую зону только один раз, то есть въехать через одну страну, а выехать через нее же или любую другую.

Двукратная виза актуальна, когда маршрут туда-обратно полностью совпадает: она позволяет дважды проехать по территории стран, входящих в шенгенскую зону. Существует и многократная транзитная виза, которая может быть выдана на срок до пяти лет.

Она позволяет пересекать границу неограниченное количество раз, при этом находиться на территории шенгенской зоны в общей сложности можно не более 90 дней за каждые полгода.

В посольстве какой страны нужно получать транзитную визу

Транзит подразумевает, что вы не собираетесь задерживаться в какой-либо стране, будете пересекать их территорию именно из-за необходимости. Однако это вовсе не запрещает вам прогуляться по городам и посмотреть попутные достопримечательности.

Срок, на который выдается транзитная виза, рассчитывается исходя из расстояния, которое вам нужно проехать.

Это значит, что запрашивать транзитную визу нужно в посольстве того государства, через которое будет осуществлен въезд в транзитную зону. Правило преимущественного нахождения в этом случае не действует.

Но на самом деле туристам не всегда бывает удобно получить транзитную визу, руководствуясь именно этим правилом из-за, например, нелояльности дипмиссии государства, стоящего первым на пути.

На собеседовании в посольстве

В этом случае оформить транзитную визу можно в посольстве любого государства, находящегося по пути следования. Главное, для дальнейшей благоприятной визовой истории, сохранить подтверждения вашего пребывания в стране, которая открыла визу - предоставить чеки из магазинов, счета из гостиниц, транспортные билеты.

Выдают транзитные шенгенские визы двух типов – А и С. Одна из них является краткосрочной. Также отличия между визами А и С заключаются в том, сколько раз можно пересекать границу в страны шенгена.

Вне зависимости от того, какой тип визы желает получить гражданин, ему необходимо подготовить все документы и пройти собеседование в Консульском отделе Посольства той страны, через которую будет осуществлен транзит. Лишь в некоторых странах возможен проезд без предъявления документа. Узнать, нужен документ или нет, рекомендуется заранее. Средний срок оформления визы составляет 5 – 10 дней.

Когда нужна

Транзитная шенгенская виза оформляется в следующих случаях:

  1. Осуществляется проезд наземным транспортном через третью страну.
  2. Были куплены авиабилеты, на которых существенно отличается время рейса, а посадка происходит в другом терминале. Транзитная виза требуется для того, чтобы выйти из самолета, получить свой багаж и пересесть на другой самолет.
  3. Транзит оформляется, если осуществляется переход из одного терминала в другой, или переезд в другой аэропорт.
  4. Гражданин не покидает терминал прибытия, но находится в нем в ожидании следующего рейса длительное время – около суток.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если пребывание в аэропорту не затягивается, а пассажир самолета не покидает транзитную зону в терминале аэропорта, оформлять визу не нужно. Также она не оформляется в случаях, если между странами был установлен безвизовый режим.

Когда нужно и не нужно оформлять визу:

  1. Осуществляется перелет в страну шенгена, попасть в которую можно только с пересадкой в другом аэропорту. Визу не спросят даже в том случае, если нет транзитного документа. Достаточно иметь общую визу категории Д или С.
  2. Гражданин решил добраться в зону шенгена на личном автомобиле, автобусе или поезде. Дорога может проходить через страну шенгена, например, Польшу. В том государстве, в посольстве которого была выдана виза, необходимо пробыть несколько больше, чем в других странах. Если въезд в Германию осуществляется через Польшу, необходимо сохранить документальные доказательства, такие, как чеки с оплаты гостиницы, подтверждающие, что гражданин все же посетил Германию, не останавливаясь в Польше. Если этого не сделать, при очередном получении визы могут возникнуть проблемы.
  3. Осуществляется перелет в Соединенные Штаты или Доминикану, при этом необходима пересадка в Европейской стране. Оформлять шенген не нужно, если в аэропорту пересадки имеется транзитная зона. Данное правило действительно лишь в случае, если стыковка происходит в течение суток. При отсутствии в аэропорту транзитной зоны, нужно получить визу С, где будет сделана пометка «транзит». Имея на руках данный документ, можно находиться в стране пересадки около пяти суток.
  4. Обязательно оформление транзита в том случае, если гражданин летит в неевропейскую страну, при этом делаются как минимум две пересадки в Европе.
  5. Также виза оформляется, если перелет не в европейскую страну осуществляется двумя рейсами. При этом, гражданину нужно пройти в другой терминал или перебраться в другой аэропорт.

Многих беспокоит вопрос об оформлении транзитной визы для полета в Калининград через Литву. Оформлять транзит в данном случае не обязательно, лишь при соблюдении некоторых условий, например, если человек живет в Калининграде более 6 месяцев.

Ранее оформлялось 4 типа шенгенских транзитных виз, однако сегодня их всего три:

  • А – была упразднена для россиян в большинстве случаев. Выдавалась россиянам, которые летели в другую страну и осуществляли пересадку в транзитных зонах аэропорта. Она не нужна россиянам, которые летят из Египта, Молдавии, Турции, при этом у них имеется действующая шенгенская виза. Чтобы осуществить пересадку в Берлине, потребуется виза другого типа;
  • С – оформляется на краткий период времени, и дает право на один или несколько заездов в страну. Чаще всего данную визу выдают сегодня и она является основным транзитным шенгенским документом;
  • Д – национальная транзитная виза на более длительный срок.

Существует еще один тип виз – LTV. Их выдают для пересадки в аэропорту одной из стран шенгена, но лишь в некоторых случаях. При этом, устанавливается ограничение по времени пребывания в стране. В документах на выдачу LTV перечислено, въезд в какие страны доступен по данной визе.

Необходимые документы

Перечень документов, которые необходимо собрать для оформления транзита через европейскую или иную визовую страну:

  1. Выданная виза, дающая право на въезд в основную страну, в которую направляется гражданин.
  2. Действующий заграничный паспорт. У него не должен истекать срок годности.
  3. Распечатка, подтверждающая, что были забронированы билеты на стыковочный рейс, а также на проживание в отеле в стране, куда осуществляется отправление.
  4. Фотографии в требуемом формате – 1-3 штуки. В каждой стране действуют определенные требования, их необходимо узнавать на сайте посольства.
  5. Распечатка визовой анкеты.

В последнее время все больше недорогих билетов продаются с пересадками в Европе. Через страны зачастую удобней добираться, например, до Африки или Америки. При бронировании таких перелетов у туристов часто возникает вопрос, нужна ли для поездки транзитная виза или «шенген» той страны, где происходит пересадка. Специально для эксперт по бюджетным путешествиям, автор блога TripSchool.ru разобрался в вопросе.

Как устроен безвизовый транзит

В первую очередь надобность в получении той или иной визы зависит от того, есть ли в аэропорту, где будет происходить пересадка, транзитная зона, в которой пассажир может находиться некоторое время, не проходя паспортный контроль.

Если вы вылетаете, скажем, в Мексику с пересадкой в Париже, можно обойтись без «шенгена». Можно остаться в международной транзитной зоне - соответственно, виза не понадобится. По прилете в аэропорт, где планируется пересадка, необходимо пройти по указателям Connections, Connecting Flight, Transfer Connections, Transit, Transit Passengers или Flight Connections, а при любых сомнениях - найти сотрудника аэропорта и, сказав ему волшебное слово Transit, последовать его дальнейшим указаниям.

При транзите существует ряд ограничений, индивидуальных для каждой конкретной страны и общих для всех стран Евросоюза.

Для примера рассмотрим Германию. В этой стране зоны международного транзита есть далеко не во всех аэропортах. Более того, в каждом из них действуют свои ограничения на время пребывания.

Например, в авиагаванях Гамбурга и Кельна/Бонна транзит возможен строго с 4:30 до 23:00. В Берлине - с 06:00 до 23:00 только в аэропорту Берлин-Тегель и только для пассажиров Air Berlin, при этом время между стыковочными рейсами должно составлять не менее 75 минут. Похожая система действует и в аэропорту Дюссельдорфа, где безвизовый транзит возможен с 6:00 до 21:00 и также организуется перевозчиками лишь по запросу.

Ночной безвизовый транзит в Германии возможен лишь в аэропортах Франкфурта-на-Майне и Мюнхена. Время пребывания в этих авиагаванях ограничено 24 часами.

В других аэропортах зона международного транзита закрывается, поэтому если ваш самолет прилетает ночью, то без шенгенской визы обойтись уже не получится: без разрешения на въезд в ЕС вас просто не посадят на рейс.

Похожая ситуация и в аэропортах Франции - правда, здесь круглосуточная пересадка без визы возможна в трех крупных аэропортах: в парижском Шарль-де-Голле, в Тулузе и в Ницце (за исключением транзита между первым и вторым терминалами). В столичном Орли без «шенгена» можно находиться строго с 6:00 до 23:30, а пересадки между южным и западным терминалами невозможны. То же в Лионе: нельзя осуществить стыковку между терминалами один, два и три. Кроме того, максимальное время транзита не должно превышать трех часов.

Это ограничения частные, однако бывают еще и общие. Так, безвизовый транзит невозможен, если вам нужно получать багаж и вновь сдавать его (например, если полет осуществляется двумя разными авиакомпаниями).

Отдельный разговор - пересадки в Лондоне. При стыковках внутри одного аэропорта действуют примерно те же правила, что и в остальной Европе. Пересадка без визы возможна, однако вам нужно покинуть страну не позднее, чем в 23:59 дня прилета. При этом в британской столице возможен транзит даже в том случае, если ваши рейсы осуществляются из разных аэропортов (например, Хитроу и Гэтвик). В этом случае окончательное решение о возможности безвизовой пересадки остается на усмотрение иммиграционного офицера. В целом же чаще всего работает правило, что при полетах в Америку или Австралию организовать стыковку с двумя аэропортами, но без английской визы можно, а вот при перелете в Берлин или Вену могут возникнуть сложности. Еще один плюс при такой пересадке - наличие билетов на автобус до соседнего аэропорта или подтверждение брони трансфера.

Нельзя делать пересадку в ЕС без визы, если вы путешествуете через два аэропорта или более в странах Шенгена. В этом случае один из вылетов будет внутренним рейсом, на который вам придется пройти паспортный контроль, а соответственно - иметь шенгенскую визу.

Такой транзит невозможен, если у вас приобретен билет с открытой датой вылета или время стыковки превышает 24 часа.

Где все это узнать

Проще всего - у представителя авиакомпании, которой вы собираетесь лететь. Как альтернатива - по прилете в аэропорт пересадки.

Если владеете английским языком, поиск нужной информации немного упрощается: все сведения о безвизовых пересадках доступны в системе Timatic, которую используют все авиакомпании, аэропорты и агенты. Воспользоваться базой можно, например, на сайте .

Чтобы узнать о возможности безвизовой пересадки, укажите данные о гражданстве, конечном пункте путешествия и стране в которой планируется осуществить транзит. Результаты ищите в разделе TWOV - Transit Without Visa.

Что нужно учитывать при планировании пересадки в ЕС

Есть еще одна потенциальная проблема, с которой можно столкнуться при пересадке в Европе. Она касается путешествий в страны ЕС, которые не являются участниками Шенгенского соглашения. Например, при перелете на Кипр, в Болгарию, Румынию или Хорватию с пересадкой через другие страны ЕС вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что второй рейс будет отправляться не из международного терминала, а из обслуживающего рейсы внутри Европы. Таким образом, для перемещения между терминалами вам все равно понадобится виза. Перед покупкой билетов в эти страны обязательно уточняйте у авиакомпаний, возможен ли транзит без «шенгена».

В некоторых крайне редких случаях представители авиакомпании могут обеспечить персональный трансфер между терминалами через летное поле. Например, однажды при полете в Лондон с пересадкой в Копенгагене я, выйдя из самолета, вместо привычной надписи Transit обнаружил паспортный контроль на вход в Шенгенскую зону.

Шенгенской визы у меня не было, однако после того, как я объяснил ситуацию пограничникам, меня отвезли через летное поле сразу на посадку к нужному выходу. Посадочный талон у меня был на руках, багаж получать мне тоже было не нужно. Именно поэтому такой маневр был возможен силами представителей авиакомпании совместно со службой безопасности и пограничного контроля. Однако так бывает крайне редко, и надеяться, что вам пойдут навстречу, как минимум самонадеянно.