Какие квадрокоптеры разрешены. Беспилотники против закона: что надо знать, покупая дрон


Рассказываем о правовой базе использования квадрокоптеров. Прочитайте это до того, как запускать их в небо. Штрафы за несоблюдение правил в российских городах уже выписывают.

1. Я хочу использовать квадрокоптер для фото- и видеосъемки. Нужно ли для этого получать какие-то разрешения?

3 февраля 2020 года Правительство РФ приняло новое Постановление , в соответствии с которым владельцы квадрокоптеров и других беспилотных летательных аппаратов массой от 0,25 до 30 килограмм теперь могут запускать их без получения разрешения на полет при соблюдении таких условий:

  • беспилотник от 0,25 до 30 килограмм должен быть зарегистрирован в Росавиации;
  • полет происходит в светлое время суток, в пределах прямой видимости оператора и на высоте не более 150 метров;
  • полет происходит вне диспетческих зон аэродромов, запретных и специальных зон, зон ограничения полетов и посадочных площадок (актуальные зоны можно отслеживать );
  • полет происходит вне массовых мероприятий.

При полете над населенным пунктом по-прежнему нужно получать разрешение от органов местного самоуправления. Если дрон весит менее 250 граммов, (например, дрон Mavic Mini весит всего 249 граммов), то регистрировать его не надо.

Начнем с правовых оснований полетов беспилотников вообще. Вам необходимо для начала зарегистрировать свой беспилотник.

С 27 сентября 2019 г. вступили в силу поправки в Воздушный кодекс РФ . Согласно им, летающие аппараты весом от 250 граммов до 30 килограммов должны быть поставлены на учет. Их реестр ведет Росавиация.

Компании и граждане, ввозящие или производящие на территории РФ беспилотники тяжелее 30 кг, должны их зарегистрировать и получить справку об их постановке на учет в ФСБ. Получение разрешения на использование предполагает предоставление имени, телефона, адреса и ИНН владельца. Также нужно указать технические характеристики и дополнительную информацию о квадрокоптере.

  • год изготовления;
  • мощность;
  • максимальную взлетную массу;
  • тип и число двигателей;
  • компанию-изготовителя;
  • назначение модели;
  • серийный номер летающего судна.

В соответствии с п. 9 ст. 37 Воздушного кодекса РФ для беспилотников массой более 30 кг необходима сертификация. Сертификат выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

Для допуска к эксплуатации беспилотников весом до 30 килограммов не требуется сертификата летной годности и свидетельства авиационного персонала гражданской авиации.

Для того, чтобы осуществлять фото- или видеосъемку с помощью квадрокоптера, также понадобятся:

1. Разрешение на выполнение полета над населенным пунктом.

Полеты беспилотников регламентируются Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации . Пункт 49 данных Правил гласит:

«Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов».

То есть, даже для полетов во дворе нужно разрешение от владельца придомовой территории, а в Москве – разрешение от органов исполнительной власти города Москвы;

2. Разрешение на съемку.

Необходимо обратиться с заявлением в региональное управление ФСБ, указать цель и место полётов, номер беспилотника и информацию о пилоте. В случае положительного ответа (до 10 дней) нужно согласовать маршрут с местным управлением воздушных движений и получить разрешение. Если полет планируется в населенном пункте, разрешение может дать орган самоуправления или орган исполнительной власти (в который вы изначально обращаетесь, чтобы получить разрешение на выполнение полета);

3. Представление на установление местного/временного режима (подается в зональный центр Госкорпорации по организации воздушного движения).

«Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве … осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом»;

4. План полета.

Он направляется в зональный центр Единой системы по организации воздушного движения. Оговоримся, что нельзя летать над людьми во избежание несчастных случаев при падении беспилотника. Запрещается совершать полёты над охраняемыми зонами (военные и административные объекты), вблизи аэропортов и на высоте свыше 150 метров;

5. Разрешение на использование воздушного пространства.

За ним необходимо обращаться в местный зональный центр за несколько часов до полета (разрешение выдается на основании установления местного / временного режима и плана полета). Подробно о том, какие документы понадобятся и куда за ними обращаться, можно прочитать и .

2. А если у меня не очень большой квадрокоптер для любительской съемки? Может быть, с ним немного проще?

В соответствии с Постановлением Правительства № 138 от 11.03.2010 г. , беспилотный летательный аппарат – это «летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов ». То есть, даже очень маленькие беспилотники должны использоваться в соответствии с общими нормами. Проще только правила допуска к эксплуатации.

3. Хорошо. А если я не буду собирать все вышеперечисленные документы - их слишком много для меня. Что мне за это грозит?

За отсутствие разрешения на использование воздушного пространства и разрешения на съемку предусмотрена административная ответственность.

В июле 2019 года штрафы за полеты дронов над запрещенными территориями были увеличены.

  • Для гражданами штраф теперь составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
  • Для должностных лиц - от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
  • Для юридических - от 250 тыс. до 300 тыс. руб.
  • Для юридических лиц также предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если вдруг использование беспилотника без соответствующего разрешения повлекло причинение здоровью или смерть человека – в этом случае будет грозить уголовная ответственность .

4. А были ли случаи, когда за использование квадрокоптеров в России уже выносили наказания? Может быть, в моём случае обойдётся.

Возможно, что и обойдется, очень часто так и бывает. А вообще могут оштрафовать. Например, год назад житель Челябинска был оштрафован на три тысячи рублей за то, что запускал квадрокоптер в городе без соответствующих разрешений . Если же при использовании беспилотника по вашей вине произойдет несчастный случай, то легко отделаться не получится.

5. И как тогда быть? На что ссылаться, если такую съемку всё-таки требует, например, заказчик?

Лучше всего оформить необходимые документы, потому что за безопасность полета ответственность будет нести владелец квадрокоптера. Воздушный кодекс ввел специальный термин для обозначения человека, оперирующего квадрокоптером, – «внешний пилот». Он имеет права на квадрокоптер как командир воздушного судна. В случае аварии все он же будет отвечать за ее последствия как владелец судна.

6. Над чем точно нельзя летать квадрокоптеру?

По новым правилам нельзя совершать полеты над людьми во избежание несчастных случаев при падении квадрокоптера или дрона. Также запрещено совершать полёты над охраняемыми зонами (военными и административными объектами), летать вблизи аэропортов, а также на высоте свыше 150 метров.

7. Можно ли запускать дроны над Москвой или хотя бы за периметром МКАД?

Не так давно на сайте mos.ru были опубликованы подробные ответы на вопросы, связанные с использованием дронов над территорией Москвы. Также там разъясняется, как получить разрешение на запуск квадрокоптера и как его зарегистрировать.

Согласно постановлению Российской Федерации от 25 мая 2019 года, подписанного председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, с 27 сентября 2019 года все владельцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 кг обязаны зарегистрировать их в Росавиации. Это постановление касается всех БПЛА, купленных на территории Российской Федерации или привезенных из-за границы (за исключением случаев, когда беспилотник ввозится на короткий срок для участия в соревнованиях).

Согласно новому закону, регистрации не подлежат дроны, масса которых менее 249 граммов. В принципе, это означает одно - на учет нужно ставить практически «всё», ведь вес даже самого миниатюрного DJI Spark составляет 300 граммов. Конечно, если мы не имеем в виду совсем уж «малышей», вроде Syma X12 или Hubsan X4 H107C.

Что касается летательных аппаратов весом более 30 кг, то они регистрируются в том же порядке, что и пилотируемые воздушные суда. Сохраняется и порядок их эксплуатации, т.е. за сутки до полета необходимо согласовывать план передвижения, за 2 часа до полета - сообщить о готовности. Также необходимо оповещать о начале и завершении полета.

Сроки регистрации

Если беспилотник был приобретен до фактического вступления закона в силу, т.е. до 27 сентября, то он должен быть зарегистрирован в течение месяца - до 27 октября.

  • Если беспилотник был приобретен на территории России, то на регистрацию отводится 10 рабочих дней с момента покупки.
  • Если дрон был ввезен на территорию России, то его нужно зарегистрировать в течение 10 рабочих дней с момента ввоза.
  • Если беспилотник изготавливался собственноручно, то необходимо подать заявление до его эксплуатации.

Порядок учета БПЛА

Для постановки беспилотника на учет, необходимо подать заявление в Федеральное агентство воздушного транспорта. К заявлению нужно приложить фотографию летательного аппарата.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • Тип беспилотника (название, присвоенное производителем).
  • Идентификационный номер БПЛА (при наличии).
  • Количество двигателей на дроне и их тип (ДВС, газотурбинный или электрический двигатель).
  • Вес беспилотника.
  • Сведения о производителе.
  • Контактные данные владельца БПЛА.
  • Если владелец является обычным физическим лицом, то в заявлении необходимо указать ФИО, дату и место рождения, паспортные данные, адрес фактического проживания и СНИЛС.
  • Если владелец является индивидуальным предпринимателем, то в заявлении необходимо указать ФИО, адрес фактического проживания, основной государственный регистрационный номер записи о госрегистрации ИП.
  • Если владелец БПЛА - юридическое лицо, то необходимо полное наименование организации, ИНН, адрес юр. лица и ОГРН.

В ответ на заявление придет уведомление о постановке на учет или отказе. Примерный срок рассмотрения заявки - 3 недели. В случае одобрения, беспилотнику будет присвоен индивидуальный учетный номер, который нужно нанести на дрон до того, как он начнет эксплуатироваться.

Как отправить заявление для постановки на учет?

За выдачу разрешений отвечает Росавиация, поэтому есть несколько способов отправки заявления. Первый - это почтовое отправление в экспедицию Росавиации по адресу: Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корпус 2 (с пометкой «учет БВС»). Обратите внимание, что заявления, поданные через общественную приемную Росавиации или по электронной почте, не рассматриваются.

Изначально предполагалась возможность подачи заявления через портал Госуслуг и специальный портал учета беспилотных воздушных судов, но пока все это находится в стадии реализации. Предполагается, что возможность постановки на учет через электронные сервисы будет осуществлена в 2020 году.

Изменения учетных данных

Если зарегистрированный дрон был утерян, продан или каким-либо образом было проведено изменение его технических характеристик, то обо всем этом нужно также сообщать в Росавиацию. Соответственно, если аппарат был украден, то к заявлению нужно приложить справку из полиции, а если продан или передан кому-то - договор купли-продажи или дарения.

Важное уточнение - при смене владельца (в случае продажи или передачи), прежний и новый собственники подают совместное заявление. Пока непонятно, как именно это будет реализовываться, ведь в заявлении есть поле только для одной подписи. Поэтому лучше заранее обратиться в Росавиацию с вопросом о том, как быть прежнему и новому собственнику дрона.

Штрафы за несоблюдение закона


Несоблюдение правил использования воздушного пространства влечет за собой штрафные санкции. Для обычных владельцев беспилотников это нужно знать в обязательном порядке, ведь с 26 июля 2019 года штрафы выросли аж в 10 раз!

Если были нарушены правила полетов, но есть право на запуск БПЛА (аппарат был поставлен на учет), то размер штрафа составляет от 20 до 50 тысяч рублей (для физических лиц) и от 250 до 300 тысяч рублей (для юридических лиц). Если же кроме нарушения правил полета, владелец дрона не поставил его на учет, т.е. фактически он не имеет права запускать беспилотник, то штрафы будут выше - от 30 до 50 тысяч рублей (для физических лиц) и от 300 до 500 тысяч рублей (для юридических лиц).

Для чего нужен этот закон?

По заверениям законотворцев, обязательная процедура постановки на учет всех беспилотников массой более 250 граммов (и «внезапное» увеличение штрафов в 10 раз) была введена из-за отсутствия ответственности за несчастные случаи, которые были связаны с использованием беспилотников. Если дрон нанесет травму человека или станет причиной аварийной посадки самолета, то его владельца можно будет идентифицировать.

Казалось бы, весьма логичное и нужное решение, призванное повысить безопасность в воздухе и снизить количество возможных несчастных случаев. Но если начать смотреть немного вглубь проблемы, то все становится не таким очевидным. Почему это сделано именно сейчас, когда вовсю обсуждаются резонансные расследования (важной частью которых, в том числе, является съемка с квадрокоптеров), связанные с имуществом очередного «внезапно» разбогатевшего чиновника, остается только догадываться.

Лицензия на квадрокоптер – один из основных документов, который должен иметь абсолютно каждый владелец беспилотного летательного устройства. Как и в большинстве случаев, сталкиваясь с законом и правовыми актами, человек не понимает, какое наказание может последовать за нарушение, да и в каких случаях это самое нарушение наступает.

Нужна ли лицензия на мини-квадрокоптеры, да и легитимно ли это увлечение радиотехникой – попробуем разобраться.

Начнем с сути – увлечение это является запрещённым. По своей сути квадрокоптеры являются не игрушками, каковыми их принято считать, а дронами-беспилотниками. А полёты таких устройств без наличия надлежащей документации в Российской Федерации запрещены. Хоть и изначально законодательство распространялось только на беспилотные аппараты, которые запускались военными организациями, отсутствие особенного закона для дронов вынуждает физическим лицам подчиняться именно ему. Основу правовой базы составляет постановление правительства РФ №138 от 11.03.10. Согласно его второму параграфу, беспилотник – это любой аппарат, управление которым производит оператор с земли или оно налажено автоматически. Сложности добавляет и то, что беспилотник – это воздушное судно, а значит, на него налагаются обязательства, предписанные и в Воздушном кодексе РФ. Обращаемся к Воздушному кодексу: в нём абсолютно конкретно сказано, что воздушное пространство Российской Федерации — это всё пространство над землями, принадлежащими РФ. Определение дано максимально четкое, так что лазейку для радиолюбителей не найти. То есть запускать дрон где-то за пределами своего дома — хначит просто нарушать закон.


Итак, мы определились с тем, что для управления абсолютно всеми дронами-беспилотниками вне зависимости от их размеров и функционала требуется лицензия. Значит необходимо разбираться, какие документы нужны для того, чтобы её получить. За источник опять-таки мы будем брать основной документ – Воздушный кодекс. Итак, он гласит, что для получения разрешения на управление беспилотным летательным аппаратом необходим следующий пакет документов:

  • Удостоверение летной годности
  • Свидетельство о допуске к управлению воздушным средством
  • Разрешение на использование воздушного пространства

И это минимум! Если вы вдруг решили совершать полёты в Москве или Санкт-Петербурге, будьте готовы получать разрешение на полёт в запретной зоне и доказывать, что каналы управления квадрокоптером защищены. Не об этом задумываешься, покупая ребенку в подарок квадрокоптер, верно?


Как в случае и с остальными законами, использование беспилотного летательного устройства без лицензии карается наказанием. Итак, если вы частное лицо, – вам придется заплатить от 2 до 5 тысяч рублей, если должностное – от 30 до 50, а если вы — юридическое лицо, лучше и не смотрите даже в сторону квадрокоптеров, иначе вас ждет штраф в 250 тысяч рублей минимум. Делаем выводы – получить разрешение на управление беспилотником в РФ обычному человеку просто невозможно. Особенно смешным это становится от того, что на легкомоторные самолёты, поднимающиеся не выше 300 метров, разрешение не нужно вообще. Не думаю, что каждый, кто прочел эту статью, спрячет свой коптер в дальний угол кладовки. Именно поэтому вот еще одна выдержка из закона: если риск причинить вред минимален или вовсе невозможен, управление дроном не признается административным нарушением.