Каждый имеет право на индивидуальность. Каждый ребенок имеет право на индивидуальность (фамилию, имя, гражданство)


Каждый ребенок имеет право на жизнь!
Каждый ребенок имеет право на индивидуальность!
Каждый ребенок имеет право на достойную, счастливую жизнь!
Каждый ребенок имеет право на дом и семью!

1. Каждый ребенок имеет право на жизнь

Дар любви

Ребенок – это дар любви.
Храни его и с ним живи
В единстве и созвучье тонком.
Ты отвечаешь за ребенка.

За дар родившейся души,
В твоих руках начавшей жить,
За свет ее и за полет,
За счастье, что она найдет.

За веру, за ее мечту,
За внутреннюю красоту,
За взмах волшебного крыла,
За звездные ее дела.

Как Светик появилась на свет

Раним весенним утром, когда все на земле еще спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку.

Почему ты такая бледная? – спросил солнечный луч.

Потому что я не настоящая девочка, а мечта, – ответила малышка.

Чья мечта? – удивился солнечный лучик.

Мама и папа мечтают о дочке во сне, – объяснила девочка.

Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч.

Я исчезну, когда мама и папа проснуться, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, – заплакала малышка.

Не плачь, – попросил солнечный луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.

Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала розовая крохотная девочка и громко плакала: «Мама! Мама!»

Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на ручки, крепко прижала к себе и воскликнула:

Я слышу, как стучит ее сердечко!

Дай и мне послушать, – попросил папа.

Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал:
- Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко!

Дай мне подержать мою дочурку, – попросил папа у мамы.

Только осторожнее, – ласково сказала мама и отдала дочку папе.

Не бойся, – усмехнулся папа, – у меня сильные руки.

Да, у тебя большие и сильные руки, – согласилась мама, – а у нашей дочурки крохотные ручки.

Мама наклонились над дочкой, чтобы посчитать ее пальчики.
- Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики.

Вдруг к ней пришла тревожная мысль.
- Чья это чудесная малышка? Как она здесь появилась?

Может, аист ее принес? – задумчиво произнес папа.

Не говори глупостей, мы живем в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли, - объяснила мама.

Неважно, откуда появилась эта малышка, главное - это новая жизнь. Каждый ребенок имеет право на жизнь , - торжественно произнес папа, и мама с ним согласилась.

  • Почему лучик превратил «мечту» мамы и папы в настоящую девочку?
  • Почему мама и папа решили, что маленькая девочка – их дочка?
  • Расспроси своих родителей, что они чувствовали, когда ты родился.


Нарисуй маленькую девочку из сказки.


Рассмотри внимательно части своего тела. Затем расскажи и покажи, как ты их используешь. Расспроси папу и маму, какие черты лица ты унаследовал от них или от бабушки с дедушкой.

2.
Каждый ребенок имеет право на индивидуальность
(имя, фамилию, гражданство)

Как Светик получила свою фамилию и имя

Родители долго любовались дочкой, наконец, мама сказала:
- Пора дочурку купать и кормить.

Да, надо нам о ней заботиться, раз эта девочка ничья, - согласился папа.

Ребенок не может быть ничьим, - рассердилась мама, прижимая малышку к себе. - Это наша дочурка. Посмотри, у нее глазки, как у меня, а рот и нос похожи на твои.

У нее пушистые, золотистые кудряшки, а у нас с тобой темные волосы, - задумчиво произнес папа.

Это ничего не значит. Она наша, как ты не понимаешь!?

Папа ласково обнял маму с дочкой и мягко сказал:
- Не волнуйся, я все понимаю. Каждый ребенок имеет право на семью, имя и фамилию. Девочка будет носить нашу фамилию. Давай дадим ей имя и отпразднуем ее рождение! Предлагаю назвать дочку Александра, что значит – защитница людей. Она будет нас защищать.

Нет, защищать нас будешь ты, а доченьку лучше назвать Любушка, чтоб в ее жизни всегда была любовь, - предложила мама.

В это мгновение, солнышко поднялось повыше, и целый сноп солнечных лучей влетел в комнату. Лучи окутали малышку. Ее золотистые волосы, розовая кожица, голубые глазки наполнились нежным свечением и теплотой. Маленький смешной ротик заулыбался, а крохотные пальчики попытались ухватиться за солнечные лучи.

Я поняла! - воскликнула мама. - Нам дочурку солнышко послало.

Назовем ее Светик. Светочка Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится.

Здравствуй, Светик, с Днем рождения тебя, – обрадовался папа и погладил дочку по головке.

  • Как ты думаешь, почему у каждого ребенка обязательно должны быть имя и фамилия?
  • Как тебя ласково называют в семье?
  • Как бы ты назвал своих будущих детей – мальчика или девочку, и почему?

  • Попроси маму написать твое имя большими печатными буквами.
  • Нарисуй возле каждой буквы все, что ты любишь.

  • Придумай ласковые имена для мамы, папы.
  • Попроси родителей отгадать, почему ты их так назвал.

3.
Каждый ребенок имеет право на достойную,
счастливую жизнь.

Как Светик росла

С появлением дочурки дни мамы и папы наполнились хлопотами. Однажды ночью у девочки что-то болело, и она горько плакала. Родители по очереди носили ее на руках и пели колыбельные песенки. Светик затихала, но стоило ее положить в кроватку, как плач начинался снова. Рано утром измученная мама снова положила дочку в кроватку. Светик хотела заплакать, но в этот момент первый солнечный луч скользнул по лицу девочки и разгладил наморщенный лобик. За первым лучом прилетел второй, третий, четвертый. Маленькие розовые ручки потянулись к ярким лучам. Мама с изумлением смотрела, как дочка сжала ручки в кулачки, и они изнутри засветились, словно там спрятались солнечные зайчики. Потом кулачки разжались, солнечные зайчики выпрыгнули на стенку, и девочка звонко засмеялась.

Тогда мама поставила кроватку дочки возле окошка. Светик лежала в кроватке и смотрела на небо, ждала, скоро ли придет солнышко. Стоило солнечному лучу коснуться ее, щечки девочки розовели, и она смеялась:
- Здравствуй солнышко, хорошо, что ты пришло.

Мой свет долго не мог пройти сквозь серые тучи над городом, - объясняло солнышко. - Только самые горячие и острые лучи сделали, наконец, в тучах дырку, чтоб навестить тебя.

Почему в небе так много серых туч? – спрашивала девочка.

В этом городе слишком много заводов, а от них в небо поднимается серая пелена, - объясняло солнышко.

Что такое заводы? Почему они мешают? – интересовалась Светик.

Давай лучше играть, - предлагало солнышко вместо ответа и бросало Светику охапку солнечных зайчиков.

Конечно, никто из взрослых не понимал беседу девочки и солнышка, но мама однажды сказала папе:
- Знаешь, наша дочка как будто разговаривает с солнышком. Когда оно освещает Светика, она гукает, смеется и машет ручками.

Ничего удивительного, нам же ее солнце подарило, - ответил папа.

Прошел год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но никак не могла сама сделать первый шаг. Однажды Светик сидела на ковре и играла. Вдруг солнечный луч проскользнул в комнату и дотянулся до малышки. Светик ухватилась за него ручкой, поднялась и пошла, держась за светлую струночку, пронзившую воздух комнаты.

Представляешь, она сделала сама целых пять шагов. Ей солнечный луч помог, - с гордостью рассказала мама папе вечером.

Нам же ее солнышко подарило. Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь , и солнышко старается, чтобы жизнь нашей дочки была счастливой, - серьезно заявил папа.

4.
Каждый ребенок имеет право на дом и семью

Как Светик нашла котенка Рыжика

Прошло время. Светик научилась бегать по травке, играть в песочек, качаться на качелях и еще тысяче других вещей. Самое главное, она научилась говорить так, что теперь ее понимали все люди, а не только солнышко. Мама каждый день гуляла в парке с дочкой. Однажды они слышали, как в кустах кто-то без остановки пищит: «мяу-мяу-мяу».

Светик тут же залезла в кусты и вытащила мокрого рыжего котенка.

Не трогай его, дочка, у бродячих котят бывают разные болезни, - попросила мама.

Мама, ему нужен дом, - умоляюще сказала Светик. - Ему плохо одному, без мамы и папы.

В этот момент солнечные лучи коснулись шерстки котенка, и она распушилась и засверкала, словно темное золото.

Солнышко поцеловало моего котенка. Оно поцеловало Рыжика! – радостно закричала девочка.

Дочка, должна тебя огорчить, - грустно произнесла мама, - мы не можем взять котенка, у нас слишком маленькая квартира.

Но у нас все-таки есть дом, а у этого котенка нет. Как же он такой маленький будет жить без дома и без мамы, - рассудительно произнесла девочка и бережно положила котенка в карман платья.

Рыжая мордочка тут же выглянула из кармана и запищала: «ма-ма».

Видишь, он понял, что я его мама, - гордо сказала Светик, а мама подумала: «Ладно, возьмем пока котенка домой, чтобы не расстраивать дочку, а потом я отдам его кому-нибудь».

Дома мама вымыла котенка и накормила его теплым молочком, а Светик устроила Рыжику уютный домик возле своей кроватки.

Вечером девочка рассказала папе:
- Папа, солнышко подарило мне котенка. Солнышко его покрасило, и он стал такой рыжий, просто золотой. Он называет меня мамой.

Замечательно! Солнышко подарило нам тебя, а тебе оно подарило котенка. Вот какие чудесные подарки умеет делать солнышко, чтобы каждый ребенок имел дом и семью , - сделал вывод папа, и мама не нашла, что возразить.

Естественные права человека - вопрос не новый для истории цивилизации. Более того, проблема естественных прав возникла задолго до появления государственной организации общества и, несомненно, она переживет историю государства. Во всяком случае, историю классовой трактовки государства естественное право пережило.

Установлена закономерность, которая состоит в том, что интерес к естественным правам человека всегда возникал на переломных этапах развития человеческого общества. Несмотря на солидный возраст проблемы, она до сих пор остается непознанной до конца. Уровень ее познания зависит от степени подготовленности человека к ее восприятию.

Человек познает принадлежащие ему с рождения права и обязанности. И чем более высока ступень цивилизации, тем глубже и шире познание этих прав и обязанностей. Полнота закрепления естественных прав и обязанностей в законодательстве, конституции характеризует уровень цивилизованности государства, его правовой характер.

До недавнего времени мы понятия не имели о том, что существует право на личную жизнь, право на свободу убеждений и их распространение, и при этом считали, что строим «высший исторический тип государства». До сих пор у нас не гарантированы до конца такие права, как право на вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное человека существование, право на собственность, право на общественный порядок. Мы до сих пор имеем слабое представление о таких естественных правах человека, как право на частную жизнь, свобода брачного выбора, право на индивидуальность. Эти моменты характеризуют недостаточный уровень правосознания общества.

Сегодня мы являемся очевидцами крушения старых мифов о человеке и праве. Все более очевидной становится мысль о том, что основные законы социального развития нами до конца не познаны. Человек, утративший чувство реальности, единственно достоверной реальностью самоуверенно признал самого себя. В соответствии с этим он пожелал не обрести смысл жизни, а сконструировать его.

Все те закономерности, которые нас окружают и влияют на поведение, не связанные с нашим сознанием, отвергались. А те индивидуальности, которые смели лишь догадываться о существовании этих закономерностей, изгонялись и уничтожались. Само понятие «право на индивидуальность» было под запретом ибо оно буквально означает «право на неравенство».

Известный немецкий философ А. Шопенгауэр писал, что «общество возлагает на нас обязанность бесконечного терпения к глупости, извращенности и безумию; напротив, личные достоинства должны вымаливать себе пощаду или же прятаться, ибо умственное превосходство оскорбительно уже в силу своего существования... Поэтому умные речи и замечания имеют смысл лишь в умном обществе; в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы понравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным... нужно сравняться с другими».

Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят нас в такое общество. Беспросветное однообразие собственной личности невыносимо. Известно, что несчастья легче переносятся сообща; к несчастьям же люди причисляют и скуку, а потому они и сходятся, чтобы скучать вместе. Никто не может изменить свою индивидуальность - свой характер, ум, темперамент, внешний облик. Живя с людьми, необходимо признавать каждого, считаться с его индивидуальностью, какова бы она ни была.

Таким образом, индивидуальность - это антипод одинаковости, которая неестественна для всего живого и тем более для человека. В условиях одинаковости может быть воспитан лишь духовный раб. Естественным же правом человека является его право на индивидуальность.

ПРАВА РЕБЕНКА НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
А.М. РАБЕЦ
Рабец А.М., доктор юридических наук, профессор Российского государственного социального университета, зав. кафедрой семейного и ювенального права.
Несмотря на то что специфические права ребенка в действующей Конституции РФ, в том числе его право на индивидуальность, прямо не закреплены, следует констатировать, что право ребенка на индивидуальность представляет собой его статусное право и является составным элементом специального конституционно-правового статуса личности ребенка. В обоснование этого вывода уместно привести следующие доказательства.
Во-первых, в соответствии со ст. 15 Конституции в правовую систему РФ включаются общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международно-правовых актах, участницей которых является РФ, а также международные договоры РФ. Более того, указанные акты международного права имеют приоритетное значение, что закреплено не только в Конституции, но и в текущем законодательстве, в частности в ст. 6 СК РФ. Право ребенка на индивидуальность предусмотрено Конвенцией ООН "О правах ребенка", участницей которой, как известно, является Россия. Во-вторых, в ст. 7 и 38 Конституции в качестве одного из основополагающих отраслевых принципов семейного права РФ закреплен принцип государственной охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Понятие "детство" представляется многозначным. Это не только особое биологическое, психическое и социальное состояние, обусловленное возрастом человеческой личности, но и особое правовое состояние, связанное с начальным периодом формирования правового статуса личности. В этот период ребенок должен быть наделен особыми правами, обусловленными спецификой возраста, и особыми средствами их реализации и защиты. В-третьих, закрепляя в главе 2 основные права и свободы человека и гражданина, Конституция отнюдь не отрицает существования иных прав и свобод, а следовательно, косвенно признает право ребенка на индивидуальность.
Право ребенка на индивидуальность включает в себя целый ряд более простых правомочий, в частности право знать (насколько это возможно) своих кровных родственников, включая кровных родителей, свое этническое происхождение, родной язык, свою религию, культуру и т.п. Это право самым тесным образом связано с другими личными правами, входящими в специальный правовой статус ребенка, с такими, как право жить и воспитываться в семье, которая наилучшим образом по сравнению с детскими воспитательными учреждениями способна сохранить индивидуальность ребенка. Право на индивидуальность также тесно связано с правом на имя и на его изменение, с правом выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы (хотя это последнее является скорее составным элементом права ребенка на защиту).
Представляется излишним доказывать значимость признания, соблюдения, охраны и защиты этого права не только для формирования личности конкретного ребенка, но и для общества в целом, для сохранения разнообразия этнической среды в таком многонациональном государстве, каким является РФ, ее уникального генофонда, который в настоящее время находится под разрушительным влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов. Понятно, что само по себе право не может обеспечить сохранение индивидуальности каждого конкретного ребенка и генофонда России в целом. Для этого необходимы радикальные экономические и организационные меры государства на всех уровнях власти, бережное отношение к личности каждого ребенка, к каждой этнической среде, к каждому культурному феномену и т.п., что далеко не всегда имеет место на практике, несмотря на наличие целого ряда федеральных целевых программ, в том числе президентского уровня, какой является программа "Дети России" со всеми ее подпрограммами. В то же время не следует недооценивать роль права в решении указанных задач, специфического воздействия на государственную политику в отношении детей как правотворческой, прежде всего нормотворческой, так и правоприменительной деятельности.
Особая роль в обеспечении реализации и защиты права ребенка на индивидуальность принадлежит суду как органу, деятельность которого как раз и связана с осуществлением охраны и защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов детей. Обычно не принято связывать деятельность суда с реализацией каких-либо прав. Однако в данном случае, вынося, к примеру, решение об усыновлении (удочерении) ребенка, суд, по существу, выполняет главную роль в реализации целого комплекса его прав: права жить и воспитываться в семье, права на индивидуальность, на защиту и др. Право на индивидуальность реализуется с помощью суда и в тех случаях, когда суд выслушивает мнение ребенка по вопросам, касающимся его положения в семье: о его согласии или несогласии на усыновление, на восстановление родителей в родительских правах, об изменении его фамилии, имени и отчества, если он достиг возраста 10 лет, мнение о том, с кем из родителей он хотел бы проживать в случае раздельного проживания последних, и т.п.
К сожалению, эта деятельность суда далеко не всегда оправдывает надежды общества, не столь эффективна, как этого хотелось бы всем тем, кто напрямую заинтересован в реализации и защите прав и интересов детей, включая самих детей, их родителей и заменяющих их лиц. Можно назвать несколько причин, объясняющих весьма невысокую эффективность этого направления судебной деятельности. Во-первых, проблемы заключаются в несовершенстве норм материального права, применяемых судами при рассмотрении этой наиболее сложной категории дел. Во-вторых, высшие судебные инстанции, прежде всего Пленум Верховного Суда РФ, призванные обеспечивать на всей территории РФ точное и единообразное толкование и применение законов, не всегда улавливают требования времени и дают судам четкую и своевременную ориентацию. В-третьих, много проблем возникает ввиду несовершенства механизма самой судебной системы, а также определения подведомственности споров о детях. Целесообразно дать хотя бы краткий анализ действия каждой из этих причин.
Вполне понятно, что право ребенка на индивидуальность в максимальной степени реализуется тогда, когда он живет и воспитывается в своей семье, в которой он родился, так как именно в семье сохраняются и передаются от поколения к поколению все национальные, культурные, религиозные и иные традиции; именно там ребенок практически с младенческого возраста усваивает родной язык, родную религию и культуру. Поэтому изъятие ребенка из собственной семьи, помещение его в другую семью должно быть не на словах (поскольку это прямо указано в законе и в актах его толкования), а на деле крайней мерой, когда у суда имеются все доказательства того, что никакие другие меры, принятые органами по охране прав детей, не дали должных результатов. Однако, как показывает статистика, лишение родителей родительских прав стало явлением массовым. В значительной части судебных решений даже не содержится ссылок на то, что с родителями ребенка проводилась какая-либо работа, например выяснялись причины неблагополучия в семье, причины отказа от ребенка, им оказывалась психологическая помощь и т.п. В настоящее время такая помощь крайне необходима многим родителям, испытывающим растерянность оттого, что они оказались за чертой бедности, что нередко приводит к срывам. Предельная лаконичность, куцая мотивировка в решениях судов по изученным мною делам о лишении родительских прав наводит на мысль, что эта процедура проходит исключительно формально, для того чтобы как можно скорее усыновить ребенка, что по крайней мере в половине рассмотренных дел об усыновлении заканчивается вывозом детей за пределы РФ. Необходимо особо обратить внимание на то, что при таком подходе к рассмотрению дела по "заботе" о ребенке нарушается не только его право жить и воспитываться в собственной семье, но и право на индивидуальность. Получается, что закрепленный в ч. 1 ст. 123 СК РФ принцип сохранения индивидуальности ребенка, оставшегося без попечения родителей, при его устройстве остается лишь декларативной нормой и на практике во многих случаях не работает.
Решение этой проблемы видится в том, что настало время внести дополнения в действующие Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. и от 4 июля 1997 г., в которых ориентировать суды на то, чтобы по делам о лишении родительских прав судами были собраны, проверены и оценены доказательства того, что с родителями, поведение которых в отношении своих детей является противоправным, проводилась работа по оказанию им помощи и поддержки, если это необходимо, либо принимались меры предупреждения перед тем, как были предъявлены иски о лишении их родительских прав. При рассмотрении дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами суды должны истребовать объективные данные, свидетельствующие о невозможности устроить ребенка в семью в пределах РФ.
Представляется, что с учетом предусмотренных законом весьма неблагоприятных последствий ограничения родителей в родительских правах эти дела следует изъять из компетенции мировых судей и передать федеральным судам общей юрисдикции, поскольку во многих случаях мировые судьи не имеют необходимого уровня правовой и психологической подготовки и не обладают достаточным опытом для рассмотрения столь сложной категории дел. Необходимо также исключить из ст. 69 СК РФ такое основание лишения родительских прав, как хронический алкоголизм или хроническая наркомания родителей, так как это дает возможность судам до предела формализовать процесс рассмотрения дел о лишении таких родителей родительских прав, не обсуждать вопрос о том, имеются ли в действиях родителей признаки противоправного поведения, и выносить решения, влияющие на судьбу людей роковым образом, исключительно на основании заключения врача-нарколога, раздобыть которое заинтересованным лицам в условиях процветания коррупции в современном российском обществе не представляет особого труда. Следует также внести дополнения в главу 19 СК РФ и в соответствующую главу ГПК РФ, в которых предусмотреть обязательность извещения о дне слушания дела родственников ребенка, в отношении которого рассматривается дело об усыновлении его иностранными гражданами, истребовав сведения о наличии родственников из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Наконец, необходимо расширить искусственно суженный круг российских граждан, которые могут быть кандидатами в усыновители или в иной форме могут принять ребенка на воспитание в свою семью. Речь идет о том, что в Перечне заболеваний, при которых лицо не может взять ребенка на воспитание в свою семью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г., значатся травмы или заболевания, приведшие к инвалидности. Таким образом, лица, признанные инвалидами, не могут быть воспитателями чужих детей независимо от того, представляют ли они опасность для них, и от того, что весьма успешно воспитывают или воспитали собственных детей либо являются воспитателями в силу своей профессии: психологами, педагогами и т.п. Действующее семейное законодательство РФ предпочитает отправлять детей за пределы РФ, но запрещает передавать их лицам, страдающим заболеваниями, хотя и приведшими к инвалидности, но не представляющими никакой опасности для ребенка. В законе следовало бы предусмотреть, что в подобных случаях суды при рассмотрении дел об усыновлении или органы опеки и попечительства при передаче ребенка под опеку или в приемную семью могут индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела решать вопрос о возможности передачи детей таким лицам на воспитание.
В заключение следует особо подчеркнуть, что совместными усилиями законодателя и высших судебных инстанций необходимо прекратить массовый вывоз детей из России и принять все меры, имеющиеся в арсенале законодательной и судебной власти, для обеспечения практической реализации права ребенка на сохранение своей индивидуальности, что наряду с другими мерами в немалой степени будет способствовать приостановлению процесса депопуляции российского народа и воспитанию из российских детей либо Иванов, не помнящих родства, либо граждан и патриотов других стран.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
"СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.05.1996 N 542
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА, ПРИНЯТЬ ЕГО ПОД ОПЕКУ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО), ВЗЯТЬ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10
"О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 9
"О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УСЫНОВЛЕНИЯ"
"КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА"
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Семейное и жилищное право, 2005, N 2

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО

НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

(Фамилию, имя, гражданство)

Дать малышу имя, фамилию и Родину - значит, озаглавить его роль и судьбу на земле. Имя ребенка - это самый первый ответ на самый первый вопрос малыша: «Кто я?» Имя позволит малышу осознать свою личность.

САМОЕ ЛУЧШЕЕ ИМЯ

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена

Среди сотен самых разных,

Удивительных, прекрасных.

Головы одни ломают,

А другие называют,

Без раздумий, в тот же миг,

Малыша услышав крик.

В каждом имени есть свет,

В каждом - солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Саши, Игорьки, Иваны,

Ксюши, Кати и Татьяны

Взрослым дарят море света,

Этим светом все согрето.


Родители долго любовались дочкой, и, наконец, мама сказала:

Надо дочурку выкупать и накормить.

Да, будем о ней заботиться, раз эта девочка ничья, - согласился папа.

Как ничья? - рассердилась мама, прижимая малышку к себе. - Это наша дочурка. Посмотри, у нее глазки, как у меня, а носик похож на твой.

У нее пушистые золотистые кудряшки, а у нас тобой темные волосы, - произнес папа.

Это ничего не значит. Она наша, как ты не понимаешь?!

Папа ласково обнял маму с дочкой и мягко сказал:

Не волнуйся, я все понимаю. Каждый ребенок и меет право на имя и фамилию. Девочка будет носить нашу фамилию. Давай дадим ей имя и отпразднуем ее рождение! Я предлагаю назвать дочку Александрой, что значит - защитница людей. Она будет нас защищать.


Нет, защищать нас будешь ты, а доченьку лучше назовем Любушкой, чтобы в ее жизни всегда была любовь, - ласково сказала мама.

В это мгновение солнышко поднялось повыше, и целый сноп солнечных лучей влетел в комнату. Лучи окутали малышку. Ее золотистые волосы, розовая кожица, голубые глазки наполнились нежным свечением и теплотой. Маленький смешной ротик заулыбался, а крохотные пальчики попытались ухватиться за солнечные лучи.

Я поняла! - воскликнула мама.- Нам дочурку солнышко послало.

Назовем ее Светик, Светочка, Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится.

Здравствуй, Светик, с Днем рождения, голубоглазка, - обрадовался папа и погладил дочку по головке.

Когда малышку выкупали и накормили теплым молочком, она уснула.

Мама с папой положили Светика на диван и побежали в магазин за новой кроваткой, коляской и всем необходимым для дочки.

https://pandia.ru/text/80/147/images/image001_164.gif" alt="*" width="19" height="19 src="> Попроси маму написать твое имя большими печатными буквами. Нарисуй возле каждой буквы все, что ты любишь.

Придумай ласковые имена для себя, мамы, папы. Попроси родителей отгадать, почему ты их так назвал.

Как ты думаешь, почему у каждого ребенка обязательно должны быть имя и фамилия?

Расспроси у своих родителей, почему они дали тебе такое имя.

Как тебя ласково называют в семье?

Что ты чувствуешь, когда родители называют тебя ласковыми именами?

Как бы ты назвал своих будущих детей - мальчика или девочку, и почему?

Что приходит с малышом в каждый дом?


Солнечный луч заглянул в комнату и устроился прямо на розовой щечке спящей малышки. Девочка чихнула и открыла голубые глазки.


Здравствуй, сестричка, - заискрился лучик.

Здравствуй, ты откуда прилетел? - улыбнулась малышка.

Забыла? Я подарил тебе утром искорку, и ты превратилась из мечты в настоящую девочку.

Да, меня зовут Светик, потому что ты подарил не свой свет, - вспомнила малютка.

А меня зовут Искорка. Давай с тобой дружить? - предложил лучик.

Зато я могу летать. Я буду рассказывать тебе все, что увижу.

Хорошо, - снова заулыбалась малютка.

А почему ты светишь?

У каждого солнечного луча есть искорка света. Поэтому мы все такие светлые, - просиял в ответ лучик и рассказал Светику одну историю: «Как-то раз я увидел в саду маленькую девочку. Я превратился в солнечного зайчика и прыгнул на скамейку рядом с ней, но девочка не пошевельнулась. Я поскакал от нее по дорожке, но она даже не посмотрела в мою сторону. Изо всех сил я старался привлечь внимание девочки, но она не реагировала на меня. Я устал и присел отдохнуть на ладошке у девочки. Вдруг она улыбнулась, погладила меня другой ладошкой и сказала:

Здравствуй, солнышко, спасибо, что пришло. Я не могу увидеть тебя, но я всегда чувствую твое тепло и свет.

Так я понял, что девочка ничего не видит. Я очень жалел малышку и прилетал к ней в сад при любой возможности. Она всегда была одна и часто грустила. Но, когда я прилетал и весело прыгал по ее ладошкам, щечкам и плечам, девочка улыбалась. Однажды малышка сказала мне: «Как я мечтаю увидеть хотя бы искорку света!» Меня словно молния пронзила мысль: «Я же могу подарить ей свою искорку».

Я собрался с духом и влетел прямо в серые глазки девочки, осветив их изнутри.

Ой, что-то сверкнуло! Мама, мама, свет! - услышал я крик малышки и потерял сознание.

Очнулся я от того, что солнышко гладит меня и говорит:

Мой храбрый лучик. Молодец, я дарю тебе другую искорку за то, что ты не побоялся отдать свое сокровище девочке. С сегодняшнего дня тебя будут звать Искоркой. Так я получил имя и научился отдавать свет».

Конечно, мне бывает страшно. Каждый раз, отдавая свой свет, я исчезаю. Но солнышко дарит мне новую искорку, и я появляюсь опять. Так случилось и сегодня. А теперь прощай, сестричка, солнышко зовет меня, - закончил свой рассказ солнечный лучик.

Прощай, братик, - улыбнулась Светик.

В это мгновение вошли родители, и папа обрадованно сказал:

Смотри, наша дочурка не спит, но не плачет, а улыбается.

Она вся светится, словно маленькое солнышко, - с нежностью произнесла мама.

https://pandia.ru/text/80/147/images/image001_164.gif" alt="*" width="17" height="17 src="> Что общего между лучиками и детьми?

https://pandia.ru/text/80/147/images/image001_164.gif" alt="*" width="17" height="17 src="> Какие болезни может прогнать солнечная искорка?

https://pandia.ru/text/80/147/images/image006_31.jpg" alt="http://www.dobrieskazki.ru/dobroe/svetik_draw.jpg" width="154" height="80">

https://pandia.ru/text/80/147/images/image007_26.jpg" alt="http://www.dobrieskazki.ru/dobroe/svetik_game.jpg" width="149" height="77">

Попросите ребенка сделать с закрытыми глазками несколько дел: что-либо надеть на себя; найти одну игрушку из нескольких на столе; съесть несколько ложек каши и т. д. Обсудите с ребенком, что дарит человеку умение видеть свет.

Право на место жительства

Право физического лица на место проживания закреплено в ст. 310 ГК. Такое право имеет, несомненно, и ребенок. Признание за каждым ребенком права приобрело сейчас особую актуальность в связи с тем, что много детей по разным причинам оказались на улице.

Место жительства ребенка определяется по месту жительства ее родителей. Из этого правила можно сделать вывод о том, что ребенок, оставленный в родильном доме, имеет сервітутне право на проживание в их доме, независимо от того, что не была поселена в нем. Это право у ребенка возникает из факта кровного родства, а не по факту поселения. Ведь, согласно абзацу 3 ч. 2 ст. С СК, ребенок принадлежит к семье родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает.

С целью защиты права ребенка, которая была оставлена в роддоме, к родителям можно предъявить требование об уплате денежного эквивалента за невозможности проживания ребенка в квартире родителей, то есть своеобразного отступного, по аналогии со ст. 600 ГК. Следует однако признать, что реальное взыскание такой денежной компенсации будет иметь немало препятствий.

Право на выбор места жительства

Право самостоятельно выбирать себе место проживания предоставлено ребенку, которому исполнилось 14 лет. Это связано со многими обстоятельствами, а именно: вступлением в неполной гражданской дееспособности и гражданской процессуальной дееспособности, возможностью (при определенных условиях) регистрации с ней брака. Ребенок в этом возрасте, если она перешла, например, жить к бабушки, деда, других родственников или посторонних лиц, не может быть принудительно возвращен к родителям.

Право на собственное мнение

В статье 13 Конвенции о правах ребенка ребенку предоставлено право свободно выражать свои мысли. В статье 171 УК конкретизирована эта общая норма: ребенку предоставлено право на высказывание перед родителями, другими родственниками, должностными лицами собственного мнения по вопросам, которые касаются ее личной жизни, а также жизни семьи. Следовательно, ЕЕ мнение должно быть выслушано и услышано. Но это еще не значит, что решения старших должно быть обязательно согласовано с ней. Уважение к ребенку требует предоставления ребенку объяснений в случае неподдержания ее мысли.

Согласно части 2 ст. 171 СК ребенок, который может высказать свое мнение относительно спора, который решается судом, должен быть выслушан, в частности тогда, когда речь идет об определении места ее жительства, лишения в отношении него родительских прав, возобновление родительских прав или относительно управления ее имуществом.

Однако процессуальное положение ребенка в судебном процессе не определено. Привлечь ребенка к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований можно, но только после достижения 14-летнего возраста. До этого времени ребенок может быть разве что свидетелем.

Право на индивидуальность

"Ребенок - это поле, вспаханное предыдущими поколениями" - писал Януш Корчак.

Это значит, что немало индивидуальных черт ребенка не зависят от ее воли: она с ними родилась и часто, даже при большом желании и настойчивости, до конца жизни не сможет избавиться.

Право ребенка на индивидуальность и сохранение этой индивидуальности закреплено в ст. 8 Конвенции о правах ребенка. В Семейном кодексе оно отдельно не оговорено, но, поскольку эта Конвеція является частью нашего национального законодательства, пробелы относительно признания в Украине этого права ребенка нет.

Конвенцией, элементами этого права являются имя и гражданство ребенка. Сохранение за ребенком имени, которым она была названа, обусловливается возможностью его изменения по воле ребенка. Усыновление ребенка иностранцем не является основанием для изменения ее гражданства: она останется гражданином Украины до совершеннолетия.

Индивидуальность определяется и другими признаками: внешним чертам, особенностью характера, природными склонностями и предпочтениями.

Ребенок имеет право быть таким, какой он есть. "Зрикаймося ложной тоски за совершенными детьми", - призывает нас Януш Корчак. А сколько, к сожалению, есть еще родители, которые наказывают ребенка за плохие оценки по математике, за невнимательность, за неумение сосредоточиться, как будто эти черты они сами выбрали для себя, а не родились с ними.

В последнее десятилетие в Украине наконец признано право на индивидуальность детей - лівачків, которых уже сейчас никто не заставляет писать правой рукой.

"Я играю на арфе, но музыку не люблю с детства". Эти слова одного из персонажей кинофильма "В бой идут одни старики" является укором многим родителям, которые, не заметив индивидуальности своего ребенка, давили ее в сторону собственных желаний.

Элементом права на индивидуальность есть право быть некоторое время в одиночестве. Его осуществление возможно лишь тогда, когда ребенок имеет свой уголок, в котором могла бы уединиться.

Ребенок имеет право на формирование своей внешности: прически, одежды, манер поведения, что так же является проявлением ее права на индивидуальность.

Относительно родителей, то они должны собственным примером воспитывать у ребенка чувство меры, при ваты ей высокую эстетику внешнего вида и поведения. Насильственное подавляння проявлений индивидуальности ребенка не дает желаемого для родителей результата, а лишь усугубляет противостояние между ними.