Методический план проведения занятий с личным составом дежурных смен на огневой полосе психологической подготовки пожарных. Огневая полоса психологической подготовки Огневая полоса пожарных


Ключевые слова: пожарный, спасатель, огневая психологическая полоса подготовки пожарных, адаптационная мобильность, педагогические условия.

Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о необходимости формирования и развития адаптационной мобильности будущих пожарных и спасателей МЧС России. Дано определение адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии и определено, что успешным формированием и развитием адаптационной мобильности курсантов образовательных учреждений высшего образования ГПС МЧС России является огневая психологическая полоса подготовки пожарных, как одно из главных педагогических условий в образовательном процессе.

Профессиональное образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущих пожарных-спасателей МЧС России, способных самостоятельно и оперативно решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость этой деятельности, нести ответственность за ее результаты.

В силу своей профессиональной направленности сотрудники МЧС, являются руководителями и организаторами, они обязаны быстро адаптироваться к любой нештатной ситуации, оперативно ориентироваться в новых экстремальных условиях, тем самым способствовать развитию собственной социальной адаптации.

В настоящее время среди множества проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на развитие личности и профессиональных компетенций, позволяющая облегчить адаптацию выпускников к профессиональной среде и формирование мобильности курсантов в ней.

В сфере пожаротушения большое внимание уделяется формированию и развитию адаптационной мобильности пожарных-спасателей. Адаптационная мобильность курсантов пожарно-спасательной академии – интегративное, социально обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями па основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность .

Необходимость в адаптационной мобильности возникает при обстоятельствах, когда произошли (происходят) события, которые фактически нарушили (нарушают) привычную последовательность событий для объекта (субъекта) процесса. Огневая психологической полоса подготовки пожарных является одним из главных педагогических условий в образовательном процессе, при котором у курсантов происходит процесс формирования важных для их будущей профессий, профессиональных качеств пожарного, в том числе и адаптационная мобильность.

Огневая психологической полоса подготовки пожарных – это набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных эмоционально-волевую устойчивость, адаптационную мобильность, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость, устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара, профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.

Определение понятия и роли адаптационной мобильности в будущей профессиональной деятельности пожарного и спасателя позволяет подойти к огневой психологической полосе подготовке пожарных как педагогическое условие, подготовки будущих специалистов в сфере пожаротушения и ликвидации последствий ЧС профессиональных взаимодействий на ее основе.

Первую группу условий мы рассматриваем как совокупность объективных и субъективных факторов, обуславливающих успешность протекания процесса подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности.

Данная группа условий реализуется на основе принятия личности курсанта, создания атмосферы доброжелательности и доверительности, взаимной ответственности и др.

Вторая группа условий обеспечивает усвоение курсантами ключевых компетенций, необходимых для реализации адаптационной мобильности при осуществлении профессиональной деятельности пожарного и спасателя. Усвоение курсанта теоретических и практических знаний осуществляется через содержание дисциплин всех блоков подготовки, через все виды практик пожарно-спасательной академии, ее целевую, содержательно-организационную оформленность и др. Реализация этого направления деятельности актуализирует основные профессиональные компетенции курсантов, способствует их пополнению и обобщению посредством построения ситуаций реальной профессиональной деятельности.

Реализация третьей группы условий обеспечивает достижение целей по взаимодействию на всех этапах профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности курсантов (это условия для обмена мнениями, постановки вопросов, согласования позиций, координации действий, коллективного анализа результатов и самого процесса совместной деятельности и др.). Формирование адаптационной мобильности курсанта пожарно-спасательной академии основывается на использовании методов инновационного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких методов, как выездных учений на тренировочные полигоны, пожарно-строевые занятия на огневых полосах.

Профессиональная подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Методы, перечисленные выше, готовят курсантов к их профессиональной деятельности.

Адаптационная мобильность курсантов формируется на протяжении всего обучающего процесса. Отталкиваясь от специфики деятельности пожарных учебный процесс строиться на развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими.

В этой связи, приведенные выше группы условий, представляют собой целостное интегративное образование, задающее логику процесса подготовки курсантов по формированию адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии, а через последовательные этапы педагогической деятельности: подготовительный, основной и заключительный.

Таким образом, формирование адаптационной мобильности курсантов является многокомпонентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет интегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере пожаротушения.

В этой связи, каждому уровню сформированной адаптационной мобильности курсантов, соответствует огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие, стимулирующих переход к более высокому уровню ее состояния. Огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие формирования адаптационной мобильности курсантов заключаются в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентированной профессиональной подготовки курсантов; поэтапном мо- ниторинге уровней сформированное их адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированное адаптационной мобильности курсантов с требованиями работодателей; учебно- производственном партнерстве вуза с различными гарнизонами нашей страны. Реализация заявленных условий предусматривает совершенствование адаптационной мобильности курсантов, ориентированного на формирование готовности выпускников образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Войков Р.А. Профессиональное становление личности./Р.А.Войков// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),2012. №4(12). - С.3-5.

2. Зеер Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90–97.

3. Маринич Е.Е., Баранов К.Г. Теоретический анализ «адаптационная мобильность» пожарных-спасателей в учебных заведениях МЧС России [Текст] //Перспективы развития науки в области педагогики и психологии./Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – №3. г. Челябинск, – С. 104 – 108.

4. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России. Утверждены главным военным экспертом МЧС России генерал- полковником П.В. Плат 30.06.2008, г. Москва.


На сегодняшний день возгорания происходят в таком количестве зданий различных планировок, площадей и высот, что пожарному просто необходимо уметь работать в самых экстремальных условиях и уметь противостоять огню даже в самых тяжелых ситуациях. Тушение огня только кажется простым процессов, в ряде случаев это настоящая война, огонь и его распространение часто сложно спрогнозировать, а пожарные находятся на передовой, в вечно меняющихся условиях, тушение огня иногда переходит в настоящую борьбу за выживание. Усложняют ситуацию экстремальные температуры, дым, большое количество токсических веществ в воздухе, возможные обрушения и взрывы.

По этой причине очень важно изначально наработать определенные навыки в борьбе с огнем, профессиональный пожарный должен обладать не только большими теоретическими знаниями, но и серьезной практикой тушения пожаров, различной степени сложности. Люди, занимающиеся подготовкой кадров это настоящие профессионалы своего дела, они обладают большим опытом, от их профессионализма зависит жизнь и здоровье подготавливаемых курсантов. Одним из основных инструментов качественной подготовки курсантов является огневая полоса психологической подготовки пожарных , прохождение данного испытания является основным при подготовке новых кадров.

Для чего нужна огневая полоса психологической подготовки пожарных

Именно развитие у будущего профессионального пожарного морально-психологических качеств помогает подготовить курсанта к различным экстремальным ситуациям, а их бывает совсем немало в жизни профессионального пожарного. Каждый профессиональный пожарный знает, человек может быть прекрасно подготовлен теоретически, быть физически развитым и обладать всеми необходимыми навыками для тушения пожара. Однако, вся подготовка, навыки и сила, знания могут сойти на нет, стоит только проявиться страху, растерянности и панике при возникновении чрезвычайной ситуации.

Тогда уже не пожарный владеет пожаром, а наоборот, в такой ситуации человек уже не может грамотно бороться с огнем, его жизнь находиться под угрозой, любое действие и бездействие может привести к опасной ситуации. Паника и растерянность ставят под угрозу не только жизнь самого пожарного, но и его напарников, ведь звенья работают в связке, ошибка одного члена команды может привести к ужасным последствиям для других. Именно по этой причине неотъемлемой частью любого обучения являются тактические тренировки в условиях максимально приближенных к реальным. Для грамотной подготовки, отработки определенных навыков и действий до автоматизма, постоянного контроля и была придумана огневая полоса психологической подготовки , широко известная как огневая полоса .

Занятие на огневой полосе психологической подготовки

Это специально подготовленная местность, условия нахождения на которой, максимально приближены к реальной ситуации пожара, причем степень возгорания, типы пожаров, горящие материалы на такой площадке различны. Именно на такой площадке курсанты (будущие пожарные) отрабатывают и оттачивают свои навыки борьбы с огнем, проходят практическое обучение и применяют свои теоретические навыки в деле. На сегодняшний день существует определенный список правил, которым должен соответствовать учебных полигон, к ним относятся:

    На учебной площадке обязательно должен присутствовать медик, отвечающий за здоровье пожарных.

    Перед началом самой подготовки каждый курсант проходит специальный инструктаж, по итогам которого он расписывается за инструктаж по охране труда и соглашает на участие в тренировке.

    Курсанты проходят такую подготовку за счет академических часов только в начале обучения (на первом курсе).

    На площадке в обязательно порядке располагается пункт командующего, именно из этого пункта подаются распоряжения, и только эти распоряжения выполняют курсанты.

    Площадка для тренировки должна быть не менее 150 по длине и 50 метров по ширине. Пожарный должен привыкнуть к этой дистанции ведь именно 150м составляет средний путь пожарного на тушение огня. Площадки могут быть и короче, в таком случае препятствия ставятся не на прямой линии, а устраиваются П-ой и Г-ой формы.

    Сама огневая полоса должна быть максимально удалена от жилых построек. Она никоим образом не должна повредить близлежащие промышленные и гражданские здания.

Из чего состоит огневая психологическая полоса

В обязательный список препятствий, которые необходимо преодолеть курсанту входят:

    Имитация трехэтажного здания.

    Лабиринт с имеющимися внутри препятствиями.

    Специальный трап над горящими объектами (курсанту необходимо пройти над пожаром по трапу).

    Люк кабельный.

    Особая мишень, на которой отрабатывается процесс тушения пожара.

Все курсанты, поступившие в учебные заведения МЧС, проходят такую практику, при этом сам процесс тренировок и обучения осуществляется согласно составленному ректором плану. Количество часов такой практики наращивают плавно в течение года, такие тренировки способствуют закалке характера курсанта, подготавливают будущего пожарного к самым неожиданным ситуациям, все максимально приближено к реальной ситуации. Именно такие мероприятия позволяют руководителю занятий на огневой полосе психологической подготовки точно определить, насколько кадры подготовлены, если курсанты недостаточно наработали навыки, плохо подготовились, им назначаются дополнительные испытания. это мощный и серьезный инструмент оттачивания мастерства, укрепления характера и сплочённой работы будущих пожарных.

Психологическая подготовка тре­бует довольно развитой учебно-мате­риальной базы, которая может вклю­чать в себя:

комплекс различных средств наг-


лядности: альбомы, диафильмы, слай­ды, видеофильмы, магнитофонные за­писи, схемы, плакаты и т. п.;

специальные тренажеры для пси­хологической подготовки в аудитор­ных условиях;

учебно-тренировочный комплекс специальной психологической подго­товки (огневые) полосы, тренировоч­ные городки, площадка для эмоцио­нально-волевых упражнений;

учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объек­ты, их модели или фрагменты.

В настоящее время эта база в гар­низонах пожарной охраны развита в разной степени. В малых гарнизо­нах, как правило, сооружаются не­большие психологические полосы эмоционально-волевых упражнений. Учебно-испытательные полигоны соз­даются в гарнизонах при наличии значительного числа объектов, на ко­торых могут возникать крупные и сложные по обстановке пожары (по­жары на объектах добычи, транспор­тировки, переработки и хранения га­зов, нефтепродуктов, пожары на су­дах, складах лесоматериалов, на объектах химической промышлен­ности и т. д.). Необходимо дальней­шее развитие учебно-материальной базы по психологической подготовке в каждом гарнизоне и даже пожарной части с учетом требований методики и необходимости в проведении раз­личных видов занятий.

Основными формами специальной психологической подготовки являются занятия: по основам психологии, по психологии боевых действий с исполь­зованием различных средств нагляд-лости, на психологической полосе, на площадках для эмоционально-волевых упражнений, на учебно-испы­тательных полигонах.

Занятия по основам психологии проводятся для вооружения личного состава подразделений основами зна­ний по психологии, для начального ознакомления с опасными факторами пожара, а также формирования уме­ния управлять собой. Психологи­ческие знания позволяют пожарному


разобраться в себе, в причинах достижения личной психологической подготовленности к действиям в бое­вых условиях.

При изучении основ психологии у личного состава начинают формиро­ваться и некоторые умения:

управлять собой.

Задачи психологической подготов­ки в ходе проведения занятий по основам психологии будут решены, когда на них отводится достаточно времени (для новичков - отдельный курс, для всего личного состава 8- 10 часов ежегодно: две-три лекции и один двух-четырехчасовой семинар).

Занятия по психологии боевых действий с использованием средств наглядности пока не получили того распространения, которого они заслу­живают. Создание психологических полос, площадок и полигонов - дело долгое, трудное, дорогое и связано с немалыми расходами материальных и финансовых средств. Наконец, дале­ко не все виды пожаров и ситуаций можно смоделировать, ограничиться же только рассказом о них - мало. Все эти трудности могут быть в опре­деленной степени преодолены исполь­зованием возможностей учебного ки­но, видеофильмов, макетов, звукоза­писей, фотоальбомов и других тех­нических средств обучения. Их дос­тоинство и в том, что, будучи однажды изготовленными, они могут быть ис­пользованы многократно. При центра­лизованном их изготовлении они могут быть высокого качества и приобрести значительную психологическую эф­фективность.


С помощью кино (прежде всего цветного) и видеозаписей можно пред­ставить возможность личному составу увидеть, услышать, а порой и глубоко пережить многие опасные факторы и ситуации тушения пожаров. В резуль­тате у него формируются зрительные


и слуховые представления об этих факторах, условиях, обстановке, а вместе с этим снижается психологи­ческий эффект их новизны, неожидан­ности, силы воздействия, когда пожар­ные столкнутся с ними на самостоя­тельной работе. С помощью кино и видеофильмов можно ознакомить лич­ный состав с редкими и трудно под­дающимися моделированию фактора­ми и ситуациями (например, пожары в высотных зданиях," сопровождаю­щиеся паникой людей и т. п.).

Для психологической подготовки используются игровые и доку­ментальные фильмы. Продол­жительность их может быть от 5- 10 мин до 1 ч и более. Но во всех случаях к ним предъявляются высокие требования:

показ реальных факторов и усло­вий без их упрощения;

максимально возможное достиже­ние «эффекта присутствия», силы пси­хологического воздействия (что может быть усилено стереоэффектом, цветной пленкой, документальной за­писью шумов, сопровождающих кад­ры, дикторским текстом и т. д.);

формирование правильных пред­ставлений о факторах, трудностях с одновременным утверждением уверен­ности в возможности эффективных действий;

показ некоторых устрашающих элементов реальности (трупов, крови, гибели и страданий людей и пр.) без «моделирования» их, готовя лю­дей к встрече с ними, не вызвать отвращение к своей профессии.

Фильмы можно демонстрировать целиком и частями, с остановками для объяснений и с повторением фрагментов. В перспективе целесооб­разно создать централизованно мно­гократные компоненты фильмов для решения задач психологической под­готовки с привлечением специалистов.

На занятиях с успехом могут ис­пользоваться и магнитофонные записи (фонограммы) доку­ментального характера, они класси­фицируются по видам звуков. Их можно сделать в каждом гарнизоне


и централизованно, создав целую фо­нотеку. Записи звуков пожара исполь­зуются не только для прослушива­ния и запоминания, но и для развития слуховой чувствительности путем сравнения и различия сходных звуков и определения по ним того или иного события на пожаре. Известно, что опытные пожарные могут по характер­ному треску и шипению горящих пред­метов определить место пожара.

Возможности, которые нельзя не­дооценивать, содержат учебные фото­альбомы. По своему назначению и способам изготовления их можно раз­бить на две группы: ознакомитель­ные и тренирующие.

Ознакомительные учебные фото­альбомы знакомят обучаемых с раз­личными ситуациями, факторами, обстоятельствами и способами дей­ствий личного состава. Фотографии предпочтительнее документальные и цветные. Размещать их в фотоальбо­мах следует сериями, в определенной логической последовательности, соот­ветствующей развитию какого-то реального процесса. Например, «Рас­пространение огня по помещениям и этажам в зданиях», «Последователь­ность разрушения конструкций зда­ния, охваченного огнем», «Порядок проведения разведки на пожаре», «Действия подразделения по прибы­тии к месту пожара», «Действия по локализации распространения горения в подземных галереях» и т. п. Целе­сообразно создавать комплексы учеб­ных фотоальбомов, централизованно рассылать наборы фотоснимков по гарнизонам с сопроводительными над­писями и методическими рекоменда­циями по их использованию в целях психологической подготовки.

Тренирующие учебные фотоальбо­мы представляют собой наборы фото­графий, подобранных с целью раз­вития у пожарных профессиональ­ности, памяти и мышления. Основной способ размещения фотографий в них: группировка по сходству. В альбоме в определенном порядке размещаются схожие фотографии объектов, их де­талей, ситуаций, действий, отличаю-


щиеся друг от друга, а иногда и полностью идентичные. Например, мо­гут быть помещены серии снимков одного и того же пожара, сделанных через короткие интервалы (например, через 30 с, через 1-2 мин и др.), снимков горения разных веществ. Число сравниваемых в серии фотогра­фий может размещаться на одном и разных листах.

Обучаемым предлагают рассмат­ривать и сравнивать снимки, при этом решая: одинаковы они или нет, если различаются, то чем, сколько разли­чий в этих снимках, чем характерен вид горения такого-то вещества, какое значение для действий пожарного имеет различие ситуаций, запечатлен­ных на снимках, и др. Ответы на все вопросы должны содержаться в конце альбома или в отдельном при­ложении. Усложнение заданий может осуществляться постоянным ограниче­нием времени на решение зада­чи. Отдельные фотографии могут предъявляться на срок 30, 15, 5 с для оперативного запоминания с после­дующим требованием словесно опи­сать увиденное или нарисовать по памяти.

С такими же целями могут быть изготовлены наборы диафиль­мов, слайдов, а для их демон­страции использованы эпидиаскопы, диапроекторы, кодоскопы, аудиторные телевизионные установки.

Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получи­ли сейчас занятия на психологичес­кой полосе. Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведе­ние психологической подготовки толь­ко к этим занятиям ошибочно, а пере­оценка психологического значения их недопустима.

Психологические полосы представ­ляют собой комплексы различных объектов, препятствий и учебно-слу­жебных ситуаций,связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью решать сложные пси­хологические задачи в процессе вы­полнения некоторых профессиональ­ных действий. В ходе регулярных за-


нятий на психологической полосе у обучаемых формируются:

качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, реши­тельности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданнос­тям, выносливости, находчивости, рас­четливости;

устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различ­ным помехам;

быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на возможных боевых позициях и участках ш работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров;

наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях;

некоторые профессиональные на­выки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.

Формирование этих компонентов психологической подготовленности мо­жет быть обеспечено путем набора различных учебно-тренировочных по­зиций (различных снарядов, препят­ствий и учебно-служебных ситуаций), включенных в комплекс психологи­ческой полосы. При создании полос необходимо учитывать общие правила их сооружения, к основным из кото­рых относятся:

воспроизведение наиболее специ­фичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной дея­тельности;

обеспечение максимально психоло­гической эффективности, психологи­ческой «закалки»;

возможность варьирования после­довательности преодоления препятст­вий и конкретных ситуаций, устране­ния их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повтор­ных прохождениях полосы одним и тем же обучаемым;

возможность последующего раз­бора действий обучаемых на полосе;

максимальная дешевизна изготов­ления и многократное использование психологических полос, их унифика­ция.

Вышеперечисленные требования к


психологическим полосам не затраги­вают конкретных сторон их плани­ровочных и инженерно-строительных решений. Необходимо проведение дополнительных исследований по научному обоснованию многих поло­жений: каково оптимальное количест­во позиций психологической полосы, какие снаряды (объекты) необходимо сооружать на полосе, из каких мате­риалов и конструкций, какие препят­ствия и ситуации наиболее эффектив­ны в психологическом отношении, какой должна быть строгая последо­вательность их расположения на поло­се и др. Анализ имеющихся психо­логических полос в гарнизонах пожар­ной охраны показывает, что в отдель­ных случаях допускались некоторые ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число по­зиций полосы; включение в ее струк­туру объектов и препятствий, имею­щих значение преимущественно для повышения физической, а не психоло­гической подготовленности обуча­емых; увлечение внешними эффекта­ми; недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обуча­емых.

Исходя из опыта и его анализа, в настоящее время можно сформу­лировать такие рекомендации по обо­рудованию психологических полос.

Основными учебно-планировочны­ми позициями (объектами, препят­ствиями, моделируемыми ситуация­ми), заслуживающими включения в состав психологической полосы, явля­ются: горящий и задымленный лаби­ринт (с меняющимся маршрутом про­хождения), мостик над открытой ем­костью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость (приямок) с горящей жидкостью, высотная эста­када с горящими оконными проема­ми на уровне первого и второго этажей, фрагмент жилого дома, кол­лекторы разного диаметра, задымлен­ный подвал с очагом пожара. Один из вариантов психологической полосы показан на рис. 9.1.

Возможно включение в состав пси­хологической полосы и других учеб-

Работа пожарных осуществляется в разных условиях: аномально высокие температуры, задымленность, токсичность горящих веществ. К тушению огня допускаются только профессионалы, которые имеют не только теоретические, но и практические познания.

Развитие у сотрудников МЧС морально-психологических качеств помогает в дальнейшем определить степень готовности пожарного к экстремальным ситуациям. Тактические тренировки - неотъемлемая часть обучения. Для этого была придумана полоса препятствий психологической подготовки, больше известная, как огневая.

Так на днях на территории полигона Московского учебного центра подготовки пожарных и спасателей прошли занятия с личным составом 22 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы по г. Москве по преодолению огневой полосы психологической подготовки. При прохождении полосы пожарные в боевой одежде и снаряжении выполняли ряд упражнений на снарядах.

Для прохождения огневой полосы психологической подготовки применяется набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных морально-психологических и волевых качеств, способности оперативно мыслить, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.

При прохождении первого снаряда огневой полосы, представляющего собой фрагмент трехэтажного дома, необходимо было отработать приемы и способы подъема с пожарным оборудованием на высоту 8 м.

Затем пожарным предстояло преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости, после чего в задачу отделения входило: прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости в приямке.

При выполнении упражнений на четвертом снаряде требовалось подняться на фрагмент эстакады и, преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии.

В ходе прохождения следующих снарядов, после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба, пожарным предстояло преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях.

Проходя последний этап огневой полосы в условиях, приближенных к аварийной ситуации в технологических установках, сотрудники отработали приемы и способы работы на наклонных плоскостях на высоте, а также подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара, т.е. мишень.

Подобные тренировки максимально приближены к реальным условиям и необходимы сотрудникам федеральной противопожарной службы для отработки быстрой реакции и психологической устойчивости в случае экстремальных ситуаций», – пояснил заместитель начальника 22 пожарно-спасательного отряда ФПС по г. Москве Андрей Комиссаров. – Занятия проводятся регулярно, что помогает бойцам психологически адаптироваться к работе с огнем, на высоте, а также обучаться слаженности и взаимопомощи.

Пресс-служба Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве

Валентина Жукова

Необходимым условием успеха подготовки пожарных на огневой полосе является строгое соблюдение последовательности прохождения снарядов, включаемых в маршрут тренировочного занятия. Соблюдение периодичности тренировок позволит в оптимально короткий срок освоить программу психологической подготовки, предупредить детренированность пожарных с большим сроком службы, а также поддержать их заинтересованность в проведении занятий на огневой полосе.

Для пожарных со сроком службы до шести месяцев тренировки рекомендуется проводить на следующих снарядах огневой полосы:

  • - металлический фрагмент трехэтажного дома;
  • - лабиринт;
  • - подземная открытая емкость с горящей жидкостью;
  • - кабельный коллектор.

Интервал между двумя первыми занятиями (теоретическим и первым практическим) не должен превышать двух недель, между остальными - одного месяца. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к тем или иным факторам, моделируемым на отдельных снарядах огневой полосы.

Первое занятие (теоретическое) должно быть посвящено вопросам первоначальной подготовки пожарных в области психологии, разъяснению значимости психологической подготовки в деле совершенствования их мастерства и выработке положительного настроения у обучающихся к проведению практических занятий на снарядах огневой полосы.

Второе и третье занятия проводятся на снарядах № 1 и № 2. Цель занятий - первоначальная адаптация к факторам, моделируемым данными снарядами.

Четвертое и пятое занятие включают в себя выполнение упражнений на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6.

Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым снарядами № 1 и № 2, а также первоначальная отработка навыков работы на снарядах № 3 и № 6.

Шестое и седьмое занятия аналогичны четвертому и пятому. Отличие состоит в изменении маршрута прохождения на снаряде № 2. При выполнении упражнений на снарядах без учета времени прохождения этапов допускается изменение схемы маршрута на снаряде № 2 без предварительного ознакомления с ней личного состава пожарной охраны. Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.

Восьмое и девятое занятия являются контрольными в решении вопроса об уровне адаптации к факторам, моделируемым на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6. Контроль за уровнем адаптации осуществляется с помощью методики пульсометрии.

Второе, четвертое и шестое занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Третье, пятое, седьмое, восьмое и девятое занятия проводятся при воздействии опасных факторов пожара и с прокладкой рукавных линий.

Это позволит руководителю занятий по объективным данным судить о степени готовности отдельных пожарных и корректировать число занятий для наиболее подготовленных из них.

В период службы от шести месяцев до двух лет на занятиях рекомендуется выполнять упражнения на перечисленных в п. 6.1 снарядах с дополнительным включением в состав полосы снарядов № 5, № 7 и теплодымокамеры (при ее наличии на огневой полосе).

Интервалы между тренировочными занятиями в первые шесть месяцев не должны превышать одного месяца, затем тренировки проводятся один раз в три месяца.

В состав огневой полосы для первого занятия включаются снаряды № 1, № 2, № 3, № 5 и № 6. Цель первого занятия - адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.

Второе занятие проводится аналогично первому с дополнительным включением в состав огневой полосы снаряда № 7. Цель занятия - дальнейшая адаптация и тренировка пожарных к осуществлению функций распределения внимания, а также правильности принятия решений при воздействии факторов, моделируемых на снаряде № 7.

Третье, четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся аналогично второму с дополнительным усложнением задачи на отдельных снарядах по усмотрению руководителя занятий. Цель занятий - дальнейшая адаптация к моделируемым опасным факторам и совершенствование функций распределения внимания. Особое внимание в этот период подготовки рекомендуется обращать на выработку пожарными способности к осуществлению зрительного и слухового восприятия и интеллектуального контроля (приема правильных решений) одновременно за несколькими факторами моделируемой на снарядах ситуации.

Седьмое и девятое занятия проводятся в теплодымокамере с личным составом пожарной охраны, имеющим изолирующие противогазы. При отсутствии изолирующих противогазов занятия проводятся на огневой полосе аналогично шестому и восьмому. Цель занятий -- дальнейшая тренировка пожарных по совершенствованию функций распределения внимания, умения ориентироваться в сложной незнакомой обстановке и принимать правильные решения.

Контроль за достигнутым уровнем адаптации должен проводиться (по возможности) на каждом занятии. При отсутствии такой возможности целесообразно выбрать восьмое и девятое тренировочные занятия.

Для, пожарных со сроком службы свыше двух лет занятия проводятся на всех снарядах огневой полосы с прокладкой рукавных линий и воздействием опасных факторов пожара.

Основной целью тренировок в этот период времени является предотвращение детренированности и снижения уровня адаптации к факторам ситуаций, моделируемых на снарядах огневой полосы. Занятия должны проводиться один раз в 4 месяца.

Первое занятие должно быть теоретическим. Руководитель информирует слушателей об итогах занятий на огневой полосе в течение предшествующих двух лет, приводит конкретные данные о достигнутых результатах в повышении уровня адаптации, быстроте и правильности принятия решений на тренировках и в резальных условиях тушения пожаров.

Руководителю занятий рекомендуется включать лиц из данного состава пожарных в звенья с меньшим сроком службы в качестве замыкающих. В этом случае для них ставится дополнительная цель - контроль за действиями остальных членов звена.

Первое, второе и третье занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся при воздействии опасных факторов ^пожара и с прокладкой рукавных линий.