Каждый ребенок имеет право на индивидуальность. Роль суда в обеспечении реализации и защиты права ребенка на индивидуальность Каждый ребенок имеет право на жизнь


«История права» - Свобода слова относится как к гражданским, так и к политическим правам. Ответственность. Александр II (1855-1881). А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. -М., 2002). Екатерина II (1762-1796). Идея «естественных прав»: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Джон Мильтон (John Milton). Насилие и навязывание принципов на телевидении и в рекламе.

Судебный прецедент. Структура правового акта: Правовой акт. Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Таким образом, обычай, применяемый судом, уже является санкционированным государством. Источники права: Значительную роль правовой обычай играет в международном праве.

«Индивид личность индивидуальность» - 1.Темперамент 2.Характер 3.Интеллект. 4.Потребности 5.Способности 6.Интересы. Социальныеотличия. Неделимая основа мира. Латынь. 1.Отношение к собственности 2.Место в соци- ально-классовой структуре и др. Цицерон. Древнегреческий. Индивидуальность. Подходы к изучении личности. Философские отличия. «Атом».

«Нормы права» - Установленные нормы права гарантируются государством. Наличие общей цели – способствовать общественному согласию. Отрасли права. Правовое регулирование невозможно без опоры на мораль. Основные признаки права. Естественное – возникло объективно, принадлежат человеку от рождения. Право в системе социальных норм.

«Личность и индивидуальность» - Декарт. Человек причастен ко всему земному и небесному. Неповторимое своеобразие. Латынь. «Индивид». Человек с точки зрения человека. От общего к частному. Социальныеотличия. Чингачук-большой змей. Новое Время. Индивид и индивидуальность. Общество. Индивидуальность. Кант. От частного к общему. 1.Отношение к собственности 2.Место в соци- ально-классовой структуре и др.

«Право на программу» - «Как корабль назовёте … ». Никаких трудностей с прохождением через казначейство обнаружено не было. Программы для ЭВМ относятся к объектам авторского права. ИНТЕЛСИС (WiseAdvice) (www.legal-support.ru) – от 6,5 до 8,5 тыс. руб. Стандартный срок регистрации – 2 календарных месяца. Портал ©opyright (www.copyright.ru) – от 6 до 12 тыс. руб.


«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» - это высказывание относится к блоку социологии. Асмолов утверждает, что личностью не рождаются, а становятся, и для того, чтобы быть индивидуальностью, нужно бороться за свою уникальную неповторимость, своеобразие психики и особенность. Я согласна с данным утверждением.

Индивид - особь, отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода.

Каждый человек - индивид, но не каждый – личность. Личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Не всякий человек, у которого есть хорошие врожденные качества, вырастая, оправдывает возлагаемые на него надежды, и уж не у каждого развивается индивидуальность. Индивидуальность - это яркие позитивные особенности человека, выделяющие его как личность из массы всех остальных. В мире, где отличие от других, воспринимается как порок, не каждый сможет отстоять свое право на индивидуальность.

В подтверждение данной мысли можно привести пример личность М. Ганди: во времена колонизаторов он возглавлял движения за независимость Индии от Великобритании, но его философия ненасилия отличала его от многих других политических лидеров.

Право на индивидуальность также подтверждается в таком документе как «Всеобщая декларация прав человека», где сказано, что каждый имеет право на индивидуальность.

Таким образом, можно сказать что, личность и индивидуальность – это то, что нужно каждому человеку. Ведь в современном мире глобализации, где люди едят одинаковую пищу, смотрят одинаковые фильмы и т.д. важно не затеряться в массе одинаковых людей.

Обновлено: 2018-02-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме


1. Каждый ребенок имеет право на жизнь Дар любви. Ребенок – это дар любви. Храни его и с ним живи В единстве и созвучье тонком. Ты отвечаешь за ребенка. За дар родившейся души, В твоих руках начавшей жить, За свет ее и за полет, За счастье, что она найдет. За веру, за ее мечту, За внутреннюю красоту, За взмах волшебного крыла, За звездные ее дела.


Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч. Раним весенним утром, когда все на земле еще спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку. - Почему ты такая бледная? – спросил солнечный луч. - Потому что я не настоящая девочка, а мечта, – ответила малышка. - Чья мечта? – удивился солнечный лучик. Как Светик появилась на свет. - Мама и папа мечтают о дочке во сне, – объяснила девочка - Я исчезну, когда мама и папа проснуться, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, – заплакала малышка. - Не плачь, – попросил солнечный луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.


Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала крохотная девочка и громко плакала: «Мама! Мама!» Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на ручки, крепко прижала к себе и воскликнула: - Я слышу, как стучит ее сердечко! - Дай и мне послушать, – попросил папа. Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал: - Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко! - Дай мне подержать мою дочурку, – попросил папа у мамы. - Только осторожнее, – ласково сказала мама и отдала дочку папе. - Не бойся, – усмехнулся папа, – у меня сильные руки. - Да, у тебя большие и сильные руки, – согласилась мама, – а у нашей дочурки крохотные ручки.


Мама наклонились над дочкой, чтобы посчитать ее пальчики. - Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики. Вдруг к ней пришла тревожная мысль. - Чья это чудесная малышка? Как она здесь появилась? - Может, аист ее принес? – задумчиво произнес папа. - Не говори глупостей, мы живем в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли, - объяснила мама. - Неважно, откуда появилась эта малышка, главное - это новая жизнь. Каждый ребенок имеет право на жизнь, - торжественно произнес папа, и мама с ним согласилась.




2. Каждый ребенок имеет право на индивидуальность (имя, фамилию, гражданство) Как Светик получила свою фамилию и имя. Родители долго любовались дочкой, наконец, мама сказала: - Пора дочурку купать и кормить. - Да, надо нам о ней заботиться, раз эта девочка ничья, - согласился папа. - Ребенок не может быть ничьим, - рассердилась мама, прижимая малышку к себе. - Это наша дочурка. Посмотри, у нее глазки, как у меня, а рот и нос похожи на твои. - У нее пушистые, золотистые кудряшки, а у нас с тобой темные волосы, - задумчиво произнес папа. - Это ничего не значит. Она наша, как ты не понимаешь!? Папа ласково обнял маму с дочкой и мягко сказал: - Не волнуйся, я все понимаю. Каждый ребенок имеет право на семью, имя и фамилию. Девочка будет носить нашу фамилию. Давай дадим ей имя и отпразднуем ее рождение! Предлагаю назвать дочку Александра, что значит – защитница людей. Она будет нас защищать.


Нет, защищать нас будешь ты, а доченьку лучше назвать Любушка, чтоб в ее жизни всегда была любовь, - предложила мама. В это мгновение, солнышко поднялось повыше, и целый сноп солнечных лучей влетел в комнату. Лучи окутали малышку. Ее золотистые волосы, розовая кожица, голубые глазки наполнились нежным свечением и теплотой. Маленький смешной ротик заулыбался, а крохотные пальчики попытались ухватиться за солнечные лучи. - Я поняла! - воскликнула мама. - Нам дочурку солнышко послало. Назовем ее Светик. Светочка Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится. - Здравствуй, Светик, с Днем рождения тебя, – обрадовался папа и погладил дочку по головке.


Как ты думаешь, почему у каждого ребенка обязательно должны быть имя и фамилия? Как тебя ласково называют в семье? Как бы ты назвал своих будущих детей – мальчика или девочку, и почему? Попроси маму написать твое имя большими печатными буквами. Нарисуй возле каждой буквы все, что ты любишь. Придумай ласковые имена для мамы, папы. Попроси родителей отгадать, почему ты их так назвал.


3. Каждый ребенок имеет право на дом и семью Как Светик нашла котенка Рыжика Прошло время. Светик научилась бегать по травке, играть в песочек, качаться на качелях и еще тысяче других вещей. Самое главное, она научилась говорить так, что теперь ее понимали все люди, а не только солнышко. Мама каждый день гуляла в парке с дочкой. Однажды они слышали, как в кустах кто-то без остановки пищит: «мяу- мяу-мяу».


Светик тут же залезла в кусты и вытащила мокрого рыжего котенка. - Не трогай его, дочка, у бродячих котят бывают разные болезни, - попросила мама. - Мама, ему нужен дом, - умоляюще сказала Светик. - Ему плохо одному, без мамы и папы. В этот момент солнечные лучи коснулись шерстки котенка, и она распушилась и засверкала, словно темное золото. - Солнышко поцеловало моего котенка. Оно поцеловало Рыжика! – радостно закричала девочка.


Просто золотой. Он называет меня мамой. - Замечательно! Солнышко подарило нам тебя, а тебе оно подарило котенка. Вот какие чудесные подарки умеет делать солнышко, чтобы каждый ребенок имел дом и семью, - сделал вывод папа, и мама не нашла, что возразить.




4. Каждый ребенок имеет право на достойную, счастливую жизнь. Как Светик росла. С появлением дочурки дни мамы и папы наполнились хлопотами. Однажды ночью у девочки что-то болело, и она горько плакала. Родители по очереди носили ее на руках и пели колыбельные песенки. Светик затихала, но стоило ее положить в кроватку, как плач начинался снова. Рано утром измученная мама снова положила дочку в кроватку. Светик хотела заплакать, но в этот момент первый солнечный луч скользнул по лицу девочки и разгладил наморщенный лобик. За первым лучом прилетел второй, третий, четвертый. Маленькие розовые ручки потянулись к ярким лучам. Мама с изумлением смотрела, как дочка сжала ручки в кулачки, и они изнутри засветились, словно там спрятались солнечные зайчики. Потом кулачки разжались, солнечные зайчики выпрыгнули на стенку, и девочка звонко засмеялась.


Тогда мама поставила кроватку дочки возле окошка. Светик лежала в кроватке и смотрела на небо, ждала, скоро ли придет солнышко. Стоило солнечному лучу коснуться ее, щечки девочки розовели, и она смеялась: - Здравствуй солнышко, хорошо, что ты пришло. - Мой свет долго не мог пройти сквозь серые тучи над городом, - объясняло солнышко. - Только самые горячие и острые лучи сделали, наконец, в тучах дырку, чтоб навестить тебя. - Почему в небе так много серых туч? – спрашивала девочка. - В этом городе слишком много заводов, а от них в небо поднимается серая пелена, - объясняло солнышко. - Что такое заводы? Почему они мешают? – интересовалась Светик. - Давай лучше играть, - предлагало солнышко вместо ответа и бросало Светику охапку солнечных зайчиков. Конечно, никто из взрослых не понимал беседу девочки и солнышка, но мама однажды сказала папе: - Знаешь, наша дочка как будто разговаривает с солнышком. Когда оно освещает Светика, она гукает, смеется и машет ручками. - Ничего удивительного, нам же ее солнце подарило, - ответил папа.


Прошел год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но никак не могла сама сделать первый шаг. Однажды Светик сидела на ковре и играла. Вдруг солнечный луч проскользнул в комнату и дотянулся до малышки. Светик ухватилась за него ручкой, поднялась и пошла, держась за светлую струночку, пронзившую воздух комнаты. - Представляешь, она сделала сама целых пять шагов. Ей солнечный луч помог, - с гордостью рассказала мама папе вечером. - Нам же ее солнышко подарило. Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь, и солнышко старается, чтобы жизнь нашей дочки была счастливой, - серьезно заявил папа.


Используемые материалы: Сказки. Сказки Конвенция о правах ребенка. Конституция Р.Ф.

Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 37 "Мастерок" города Абакана",
город Абакан, Республика Хакасия

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цели деятельности педагога: подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка; дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть; закрепить уже знакомые права ребенка; познакомить с новым правом – право на индивидуальность.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога, участвует в разговоре со сказочным персонажем, проявляет интерес к различным видам игр, активен при украшении индивидуальной именной карточке.

Материалы и оборудование: демонстрационные карточки с изображением различных ситуаций общения и правил поведения; символ изучаемого права, кукла Карлсон; аудиозапись песни В.Шаинского «Песенка друзей»; конфеты, цветные карандаши, фломастеры, рабочая тетрадь «Мои права», зеркало.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям всем вместе посмотреть в большое зеркало.
- Кого мы там увидим? Зеркало отражает каждого из нас. (Я вижу себя, друга, воспитателя, и т.д.)
- Согласитесь со мной, что каждый привлекателен по-своему.

2. Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель описывает несколько детей, дети должны узнать, о ком говорит воспитатель.
- Я вижу хрупкую, как мотылек, красивую девочку с карими глазами. Ее темные, волнистые волосы держит красивая заколка. Эта девочка очень добрая, отзывчивая, всегда вежливая в общении со своими друзьями и взрослыми. (Это Катя)
- Катюша, ты узнала себя? (Да, я узнала себя)
- Оставайся всегда такой же доброй.
-Я вижу сильного мальчика. Он добрый, послушный, не обижает наших красивых девочек. Он такой скромный, что его почти не слышно. (Это Артём)
- А ты узнал себя? (Да, я узнал себя)
Воспитатель отмечает индивидуальные качества детей.
- Каждый из вас единственный и неповторимый.
Дети садятся полукругом, чтобы видеть друг друга.
- Подумайте, что в вас особенного, непохожего на других ребят. (Разный цвет волос, глаз, разные по росту, по характеру, мы все разные, похожие на родителей своих и т.д.).
- Еще есть такие как вы? (Нет)
- Нет такого Вани, нет такой Ирины.
Других таких детей не было, и нет на всей Земле.
Все люди разные.
- А что вы знаете о близнецах? (Они очень похожи друг на друга, одинаковые и их очень трудно отличить.)
- Верно, сходства есть, но только внешние, а внутри – по характеру они отличаются. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что все люди разные? (Это хорошо, потому что бывают люди добрые, веселые, злые. Если бы были все одинаковые, было бы не интересно, скучно.)
- Каждый из вас индивидуален, не похож на других, поэтому нам интересно жить и нескучно общаться.

3. Право на индивидуальность.

В конвенции о правах ребенка казано, что каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, то есть оставаться таким, какой он есть.
«Рассматривают символ права»
- Буква «Я» говорит о том, что каждый ребенок имеет право на индивидуальность.

4. Игра - упражнение

Дети начинают игру словами – Я похож на тебя, но отличаюсь … и т.д.
- У нас много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Каждый из нас интересен по – своему.
Сюрпризный момент
Воспитатель подходит к окну.
- Ой, кто это? (кукла Карлсон)
Карлсон: Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
- Да – да, пожалуйста. А что, трудно вот так летать?
Карлсон: Мне – нисколечко! Потому что я - лучший в мире летун!
- А мы знаем, почему ты умеешь лететь, и ребята знают.
Карлсон: Я красивый, умный, и в меру упитанный мужчина, в самом расцвете сил.
- Дети, есть еще один в мире такой сказочный герой как Я?

Дети: -Нет. Ты особенный, и единственный в мире.
Карлсон: Ой, как много вас здесь.
Вы все одинаковые, похожие друг на друга.
Вы что, все братики и сестренки?
Почему вас воспитатели не путают?

Ты приглядись, Карлсон, повнимательнее, познакомься с ребятами поближе, тогда ты увидишь, что каждый ребенок индивидуален по-своему, особенный, неповторимый, отличается от других.
Карлсон: Как тебя зовут Малыш? (Подходит ко всем детям, спрашивает имена, говорит им приятные слова). Какие у вас красивые имена.
Воспитатель: - В народе говорят, что не имя красит человека, а человек имя. Наши ребята дружные, добрые, они делают много добрых, полезных дел. А когда вырастут, обязательно прославят свое имя и фамилию большими добрыми делами.
Карлсон: Как хорошо здесь у вас, весело, я вижу у вас здесь порядок, давайте устроим тарарам.
Воспитатель: - Карлсон, мы знаем, что ты любишь проказничать, но тарарам устраивать не хотим. Уважай, пожалуйста труд наших ребят, лучше поиграй с нами в игру.
Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»
Дети договариваются, что будут делать. Жестами и мимикой показывают – ребенок должен узнать, чем они занимались.
Карлсон: С вами так весело и хорошо играть, даже не хочется больше устраивать тарарам.
Воспитатель: - Конечно, хорошо играть, ведь все дети имеют право на что? (дети отвечают на игру)
- А какие права мы ребята с вами уже знаем? Расскажем Карлсону.
(Право на еду, ученье, леченье, отдых, игру, чтение книг, счастье ходить в детский сад)
Карлсон: Теперь я понял, что мир разнообразен, а человек индивидуален.
Я хочу все рассказать своему другу Малышу.
Вот только я вас всех еще не запомнил. Расскажите мне о себе, отвечая на мои вопросы:

Что ты любишь больше всего делать?
- Чем любишь заниматься?
- Что тебе нравиться?
- Ты любишь носить украшения?
- А какой цвет тебе нравится?

Продуктивная деятельность «Украшение карточки»
- Ребята, чтобы Карлсон нас всех лучше запомнил. Подарим ему свои именные карточки. Тогда он нас не перепутает.
(Дети украшают именные карточки и дарят Карлсону.)
- А еще Карлсон расскажи своему другу Малышу, что у него тоже есть права, как и у всех детей. И чтобы ты ничего не перепутал, дети тебе помогут.
Рассказы детей о правах по иллюстрациям.
- А еще дети знают стихи.

1 ребенок: Ребенок должен быть красивым.
Веселым, сильным, и счастливым.
Потому хочу сказать
Ребенок должен отдыхать.

2 ребенок: Сначала в детсаде, а после и в школе
Все дети обучаются
Это право на ученье у нас называется

3 ребенок: Хоть и маленькая я
У меня есть все права
Права не простые,
Гражданки России!

4 ребенок: Ой, родители, простите,
Я бываю не права
Но физическую силу
Применять ко мне нельзя!

5 ребенок: Мамы, папы, всей страны
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек
Например на чтенье книжек.

6 ребенок: Так же на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире.

5. Рефлексия.

С каким правом мы сегодня познакомились?
- Для кого мы сегодня украшали карточки, зачем и для чего?

ПРАВА РЕБЕНКА НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
А.М. РАБЕЦ
Рабец А.М., доктор юридических наук, профессор Российского государственного социального университета, зав. кафедрой семейного и ювенального права.
Несмотря на то что специфические права ребенка в действующей Конституции РФ, в том числе его право на индивидуальность, прямо не закреплены, следует констатировать, что право ребенка на индивидуальность представляет собой его статусное право и является составным элементом специального конституционно-правового статуса личности ребенка. В обоснование этого вывода уместно привести следующие доказательства.
Во-первых, в соответствии со ст. 15 Конституции в правовую систему РФ включаются общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международно-правовых актах, участницей которых является РФ, а также международные договоры РФ. Более того, указанные акты международного права имеют приоритетное значение, что закреплено не только в Конституции, но и в текущем законодательстве, в частности в ст. 6 СК РФ. Право ребенка на индивидуальность предусмотрено Конвенцией ООН "О правах ребенка", участницей которой, как известно, является Россия. Во-вторых, в ст. 7 и 38 Конституции в качестве одного из основополагающих отраслевых принципов семейного права РФ закреплен принцип государственной охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Понятие "детство" представляется многозначным. Это не только особое биологическое, психическое и социальное состояние, обусловленное возрастом человеческой личности, но и особое правовое состояние, связанное с начальным периодом формирования правового статуса личности. В этот период ребенок должен быть наделен особыми правами, обусловленными спецификой возраста, и особыми средствами их реализации и защиты. В-третьих, закрепляя в главе 2 основные права и свободы человека и гражданина, Конституция отнюдь не отрицает существования иных прав и свобод, а следовательно, косвенно признает право ребенка на индивидуальность.
Право ребенка на индивидуальность включает в себя целый ряд более простых правомочий, в частности право знать (насколько это возможно) своих кровных родственников, включая кровных родителей, свое этническое происхождение, родной язык, свою религию, культуру и т.п. Это право самым тесным образом связано с другими личными правами, входящими в специальный правовой статус ребенка, с такими, как право жить и воспитываться в семье, которая наилучшим образом по сравнению с детскими воспитательными учреждениями способна сохранить индивидуальность ребенка. Право на индивидуальность также тесно связано с правом на имя и на его изменение, с правом выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы (хотя это последнее является скорее составным элементом права ребенка на защиту).
Представляется излишним доказывать значимость признания, соблюдения, охраны и защиты этого права не только для формирования личности конкретного ребенка, но и для общества в целом, для сохранения разнообразия этнической среды в таком многонациональном государстве, каким является РФ, ее уникального генофонда, который в настоящее время находится под разрушительным влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов. Понятно, что само по себе право не может обеспечить сохранение индивидуальности каждого конкретного ребенка и генофонда России в целом. Для этого необходимы радикальные экономические и организационные меры государства на всех уровнях власти, бережное отношение к личности каждого ребенка, к каждой этнической среде, к каждому культурному феномену и т.п., что далеко не всегда имеет место на практике, несмотря на наличие целого ряда федеральных целевых программ, в том числе президентского уровня, какой является программа "Дети России" со всеми ее подпрограммами. В то же время не следует недооценивать роль права в решении указанных задач, специфического воздействия на государственную политику в отношении детей как правотворческой, прежде всего нормотворческой, так и правоприменительной деятельности.
Особая роль в обеспечении реализации и защиты права ребенка на индивидуальность принадлежит суду как органу, деятельность которого как раз и связана с осуществлением охраны и защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов детей. Обычно не принято связывать деятельность суда с реализацией каких-либо прав. Однако в данном случае, вынося, к примеру, решение об усыновлении (удочерении) ребенка, суд, по существу, выполняет главную роль в реализации целого комплекса его прав: права жить и воспитываться в семье, права на индивидуальность, на защиту и др. Право на индивидуальность реализуется с помощью суда и в тех случаях, когда суд выслушивает мнение ребенка по вопросам, касающимся его положения в семье: о его согласии или несогласии на усыновление, на восстановление родителей в родительских правах, об изменении его фамилии, имени и отчества, если он достиг возраста 10 лет, мнение о том, с кем из родителей он хотел бы проживать в случае раздельного проживания последних, и т.п.
К сожалению, эта деятельность суда далеко не всегда оправдывает надежды общества, не столь эффективна, как этого хотелось бы всем тем, кто напрямую заинтересован в реализации и защите прав и интересов детей, включая самих детей, их родителей и заменяющих их лиц. Можно назвать несколько причин, объясняющих весьма невысокую эффективность этого направления судебной деятельности. Во-первых, проблемы заключаются в несовершенстве норм материального права, применяемых судами при рассмотрении этой наиболее сложной категории дел. Во-вторых, высшие судебные инстанции, прежде всего Пленум Верховного Суда РФ, призванные обеспечивать на всей территории РФ точное и единообразное толкование и применение законов, не всегда улавливают требования времени и дают судам четкую и своевременную ориентацию. В-третьих, много проблем возникает ввиду несовершенства механизма самой судебной системы, а также определения подведомственности споров о детях. Целесообразно дать хотя бы краткий анализ действия каждой из этих причин.
Вполне понятно, что право ребенка на индивидуальность в максимальной степени реализуется тогда, когда он живет и воспитывается в своей семье, в которой он родился, так как именно в семье сохраняются и передаются от поколения к поколению все национальные, культурные, религиозные и иные традиции; именно там ребенок практически с младенческого возраста усваивает родной язык, родную религию и культуру. Поэтому изъятие ребенка из собственной семьи, помещение его в другую семью должно быть не на словах (поскольку это прямо указано в законе и в актах его толкования), а на деле крайней мерой, когда у суда имеются все доказательства того, что никакие другие меры, принятые органами по охране прав детей, не дали должных результатов. Однако, как показывает статистика, лишение родителей родительских прав стало явлением массовым. В значительной части судебных решений даже не содержится ссылок на то, что с родителями ребенка проводилась какая-либо работа, например выяснялись причины неблагополучия в семье, причины отказа от ребенка, им оказывалась психологическая помощь и т.п. В настоящее время такая помощь крайне необходима многим родителям, испытывающим растерянность оттого, что они оказались за чертой бедности, что нередко приводит к срывам. Предельная лаконичность, куцая мотивировка в решениях судов по изученным мною делам о лишении родительских прав наводит на мысль, что эта процедура проходит исключительно формально, для того чтобы как можно скорее усыновить ребенка, что по крайней мере в половине рассмотренных дел об усыновлении заканчивается вывозом детей за пределы РФ. Необходимо особо обратить внимание на то, что при таком подходе к рассмотрению дела по "заботе" о ребенке нарушается не только его право жить и воспитываться в собственной семье, но и право на индивидуальность. Получается, что закрепленный в ч. 1 ст. 123 СК РФ принцип сохранения индивидуальности ребенка, оставшегося без попечения родителей, при его устройстве остается лишь декларативной нормой и на практике во многих случаях не работает.
Решение этой проблемы видится в том, что настало время внести дополнения в действующие Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. и от 4 июля 1997 г., в которых ориентировать суды на то, чтобы по делам о лишении родительских прав судами были собраны, проверены и оценены доказательства того, что с родителями, поведение которых в отношении своих детей является противоправным, проводилась работа по оказанию им помощи и поддержки, если это необходимо, либо принимались меры предупреждения перед тем, как были предъявлены иски о лишении их родительских прав. При рассмотрении дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами суды должны истребовать объективные данные, свидетельствующие о невозможности устроить ребенка в семью в пределах РФ.
Представляется, что с учетом предусмотренных законом весьма неблагоприятных последствий ограничения родителей в родительских правах эти дела следует изъять из компетенции мировых судей и передать федеральным судам общей юрисдикции, поскольку во многих случаях мировые судьи не имеют необходимого уровня правовой и психологической подготовки и не обладают достаточным опытом для рассмотрения столь сложной категории дел. Необходимо также исключить из ст. 69 СК РФ такое основание лишения родительских прав, как хронический алкоголизм или хроническая наркомания родителей, так как это дает возможность судам до предела формализовать процесс рассмотрения дел о лишении таких родителей родительских прав, не обсуждать вопрос о том, имеются ли в действиях родителей признаки противоправного поведения, и выносить решения, влияющие на судьбу людей роковым образом, исключительно на основании заключения врача-нарколога, раздобыть которое заинтересованным лицам в условиях процветания коррупции в современном российском обществе не представляет особого труда. Следует также внести дополнения в главу 19 СК РФ и в соответствующую главу ГПК РФ, в которых предусмотреть обязательность извещения о дне слушания дела родственников ребенка, в отношении которого рассматривается дело об усыновлении его иностранными гражданами, истребовав сведения о наличии родственников из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Наконец, необходимо расширить искусственно суженный круг российских граждан, которые могут быть кандидатами в усыновители или в иной форме могут принять ребенка на воспитание в свою семью. Речь идет о том, что в Перечне заболеваний, при которых лицо не может взять ребенка на воспитание в свою семью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г., значатся травмы или заболевания, приведшие к инвалидности. Таким образом, лица, признанные инвалидами, не могут быть воспитателями чужих детей независимо от того, представляют ли они опасность для них, и от того, что весьма успешно воспитывают или воспитали собственных детей либо являются воспитателями в силу своей профессии: психологами, педагогами и т.п. Действующее семейное законодательство РФ предпочитает отправлять детей за пределы РФ, но запрещает передавать их лицам, страдающим заболеваниями, хотя и приведшими к инвалидности, но не представляющими никакой опасности для ребенка. В законе следовало бы предусмотреть, что в подобных случаях суды при рассмотрении дел об усыновлении или органы опеки и попечительства при передаче ребенка под опеку или в приемную семью могут индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела решать вопрос о возможности передачи детей таким лицам на воспитание.
В заключение следует особо подчеркнуть, что совместными усилиями законодателя и высших судебных инстанций необходимо прекратить массовый вывоз детей из России и принять все меры, имеющиеся в арсенале законодательной и судебной власти, для обеспечения практической реализации права ребенка на сохранение своей индивидуальности, что наряду с другими мерами в немалой степени будет способствовать приостановлению процесса депопуляции российского народа и воспитанию из российских детей либо Иванов, не помнящих родства, либо граждан и патриотов других стран.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
"СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.05.1996 N 542
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА, ПРИНЯТЬ ЕГО ПОД ОПЕКУ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО), ВЗЯТЬ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10
"О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 9
"О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УСЫНОВЛЕНИЯ"
"КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА"
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Семейное и жилищное право, 2005, N 2