Когда было рождение иисуса христа. Когда родился Иисус Христос? В каком городе родился Иисус Христос


Сколько времени прошло с момента Рождества Христова? Странный вопрос, подумает большинство. Какой сейчас год? Вот столько лет и прошло. Как родился, так и начали заново годы считать. Эх, если бы так всё было просто. Когда он родился (а даже убежденные атеисты сам факт существования Иисуса не отрицают), дату никто фиксировать не посчитал нужным, в книги не вносили и всезнающих баз данных еще не придумали.

Католики, например, считают, что случилось это 25 декабря. Тогда и отмечают эту дату. А православные празднуют 7 января, по старому стилю. В западных странах принято на Рождество устраивать сценические представления с участием девы Марии, новорожденного Иисуса и мудрецов-волхвов, принесших ему дары. В России принято проводить торжественные богослужения.

Согласно Библии, Иисус родился в хлеву. По текстам Евангелия от Луки, Мария, будучи беременной, пришла в город Вифлеем. "И родила Сына Своего первенца, и спеленала его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." Место рождения, таким образом, установлено по крайней мере с точностью до города.

А вот дата Рождества (в смысле - рождения) Христова точно не установлена. В Библии дата не указана, а лишь даются некоторые намеки. Точные число и год начали искать уже в первые столетия нашей эры (однако, уже к тому времени прошло немало лет, живых очевидцев не осталось, а культура ведения документации еще не прижилась). Античные ученые получали весьма разные результаты - от 8 года до н. э., до 6 года н.э. (в пересчете на наше летоисчисление). В итоге всех устроила дата - 1 год н.э. Ее и зафиксировал один из папских архивариусов Дионисий Малый в 525 году.

Откуда взялся день - 25 декабря? Апологетом этой даты был Святой Иоанн Златоуст. Его доводы были таковы: Иоанн Предтеча был зачат 23 сентября, а на шестой месяц после этого произошло Благовещенье Девы Марии - о непорочном зачатии. Которое, в свою очередь, случилось 25 марта. А через девять месяцев 25 декабря родился Иисус Христос.

Этой версии, однако, противоречит тот довод, что только в 354 году появляется первое упоминание о праздновании рождества Христова 25 декабря - в день зимнего солнцестояния, солнцеворота. И напрашивается гипотеза, что праздник 25 декабря был введен церковью для того, чтобы подменить, приходящиеся на то же самое время языческие торжества по поводу рождения непобедимого бога-Солнца.

Однако, и с годом-то не всё до конца ясно!

Из священных текстов известно: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правлении Квириния Сириею (Лука). Собственно, ради постановки на учет Мария и пошла в Вифлеем, где и родила. Матфей подтверждает, что " …Иисус родился в Вифлееме". И добавляет: "…во дни царя Ирода…". Беда в том, что имеющихся источников недостаточно, чтобы определить кто и когда правил, поскольку в те времена была принята система летоисчисления по правящему царю: год такой-то правления Ирода. И все. Кто за кем не всегда можно точно сказать, не говоря уж о точных датах.

По всем имеющимся документам, выходит разброс с 12 года до нашей эры до 4 года нашей. На помощь могут придти астрономы, поскольку волхвы ведь говорили, что "видели звезду Его на востоке…". "И се, звезда… шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Матфей). Это - знаменитая "путеводная звезда", она же - Вифлеемская, символ её и сейчас украшает каждый год рождественские елки.

Предположим, что волхвы наблюдали некое реальное астрономическое событие. Считается, что на роль "путеводной звезды" лучше всего подходит комета Галлея. Кстати, именно в виде кометы изобразил "Вифлеемскую звезду" итальянский художник Джотто в 1301 году на своей картине, посвященной рождению младенца Иисуса. Специалисты и отыскали и более надежные источники - например, наблюдения древне-китайского астронома Ма Туан Лина. Из них следовало: комета Галлея впервые показалась 26 августа 12 года до нашей эры. Получается, что и рождество надо передвинуть назад. Комета Галлея была видна по утрам в созвездие Близнецов. И двигалась к границе созвездий Льва и Девы. На 13-й день комету можно было наблюдать вечерами. Затем она обогнула Млечный Путь и ушла к югу. Видна была, в итоге, 63 дня. Но никак не до декабря.

Волхвы, предположительно, направлялись в Иудейское царство из соседнего - Набатеи. И двигались все время на запад. "Звезда", она же комета, шла как бы перед ними - с севера на юг. Не понятно, правда, как возникла иллюзия, что она остановилась. Но произошло это в Вифлееме Галилейском. Там волхвы и нашли, возможно, единственную семью, в которой имелся новорожденный. Им оказался Иисус. Современные расчеты показывают, что в созвездие Льва комета вошла в первых числах сентября и направилась к звезде Регул - "маленький царь". Тогда-то, по мнению ученых, волхвы и заметили ее в предрассветные часы на восточной стороне неба. А поскольку Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его "колена", то появление тут новой звезды, да еще рядом с Регулом, можно было расценить как знамение о рождении нового "царя иудейского".

Однако 7 сентября комета вышла из созвездия Льва. Стало быть, делают вывод специалисты, Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е. Но на 12 лет раньше, чем принято сейчас считать.

Впрочем, путеводной звездой, возможно была и не комета.

В конце 2010 года британский астроном Марк Томпсон (Mark Thompson) еще раз усомнился в кометной версии. А стало быть и в дате рождения Иисуса. И главный довод ученого состоит в том, что жители Иудеи не заметили на небе ничего особенного. Комета же наверняка привлекла бы их внимание. По этой же причине отвергается взрыв сверхновой, которому тоже иногда отводится роль "путеводной звезды".

Значит, на небе случилось нечто менее значительное, однако заметное для мудрецов-волхвов. Томсон считает, что дело в наложении на звезду Регул (это самая яркая звезда в созвездии Льва) самой яркой планеты Юпитера. В рузельтате образовалась искомая "путеводная звезда". Однако и это явление не дает точную дату. Компьютерное моделирование показывает, что примерно 2 тысячи лет назад Регул и Юпитер соединялись трижды: 14 сентября в 3 году до нашей эры, 17 февраля 2 года до нашей эры и 8 мая 2 года нашей эры.

Австралийский астроном Дэйв Ренеке (Dave Reneke) считает, что Иисус родился 17 июня 2 года до нашей эры. А роль Вифлиемской звезды он отводит слиянию на небе Юпитера и Венеры. К аналогичным выводам пришли и в Университете Индианы (Indiana University) под руководством профессора астрономии Холлиса Джонсона (Hollis Johnson). Тогда вместо 2011 года наступил уже 2013.

Даже церковные иерархи иногда вносят сумбур в умы своей паствы. Недавно отличился Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс во время выступления по телеканалу Би-би-си (ВВС). Тогда он назвал события, связанные с появлением младенца Иисуса на свет, всего-лишь легендой. "Доказательства существования волхвов практически отсутствуют" - заявил Архиепископ. Единственное упоминание о мудрецах с Востока встречается в Евангелии от Матфея, и оно весьма туманное.

Таким образом, по Томпсону вместо 2011 года наступил то ли 2014, то ли 2013, по Уильямсу - 2013. В любом случае, конец света предсказанный календарем майя мы уже проскочили.

Он родился в Вифлееме, в субботу 21 сентября 5 года до «новой эры», но самое удивительное, что «официальные» даты (25 декабря и 7 января) тоже верны! Как это может быть? Оказывается, может!

ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ДАТЕ Р. Х.

Ни тексты Нового Завета, ни апокрифы, ни устное предание не донесли до нас действительную дату и год рождения Иисуса Христа. Почему? Дело в том, что по глубокой традиции, вероятно со времен Моисея, иудеи не праздновали дни рождения. Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если бы даже и захотели, то не смогли бы это сделать из-за принятого также издавна солнечно-лунного календаря с плавающим началом года, определяющимся иногда даже не весенним новолунием, а днем, «когда ячмень заколосится». Празднование дня рождения было для ортодоксальных иудеев признаком «язычества» и могло практиковаться только в среде отступников от веры отцов, в близких и дружественных Риму кругах.

Так было и во времена тетрарха Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н. э., и в правление которого родился в Вифлееме младенец Иисус. Если бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее (поскольку иудеи не любили Ирода), сказано было бы — в 15-й год Обновления Храма. Евангелие Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского храма в Иерусалиме (20-й год до н. э.) являлся для иудеев важнейшей в те времена точкой отсчета лет.

О том, как возникла «официальная» дата Рождества Христова, — ночь с 24 на 25 декабря 1-го года до н. э. (в православии с 1918 г. — 7 января 1-го года н. э.) - об этом можно прочитать в Википедии. Мы же перейдём к уточнению года рождения Иисуса.

В КАКОМ ГОДУ РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?

Верхняя граница определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он ранней весной 4 г. до н. э., вскоре после лунного затмения 13 марта того года (750-го от основания Рима). В этом вопросе практически единодушны почти все современные исследователи. Нижняя граница возможного года Р. Х. также довольно уверенно определяется из совместного рассмотрения канонических Евангелий. В Евангелии Луки о начале служения Христа сказано, что было это «в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее…"(Лк.3:1). Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь, — таково его полное имя, — родился в 712 г. от основания Рима (42г.до н. э.), был объявлен соправителем императора Августа в 765 г.(12г.н.э.), а единодержцем стал в 767 г.(14г.н.э.). В первом случае начало служения Иисуса приходится на 27 г. н.э., во втором — на 29 г. н.э.

Далее в Евангелии Луки сказано, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати."(Лк.3:23). Вероятно евангелист Лука считал началом правления Тиберия 765 год, так как иначе получается, что Христос родился после смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в 27 г. н.э. Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями в храме: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (Ин.2:19,20). Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен первосвященниками в 20 г. до н. э., а затем постоянно достраивался и улучшался, — следовательно, 46 лет его строительства, — это 27 г. н.э. Как видим, свидетельства евангелистов сходятся, если считать началом правления Тиберия 12 г. н.э. и началом служения Иисуса 27 г. н.э.

Теперь мы почти готовы установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая слова Луки «был лет тридцати». Очевидно, более тридцати, так как иначе опять мы выходим за верхнюю границу, за 4 г. до н. э. Если в 27 г. н.э. Спасителю исполнялся 31 год, то год Его рождения — 5 г. до н. э., если 32 года, то получим 6 г. до н. э., если 33 года исполнялось Ему в 27году, то год Рождества Христова получается 7-й до н. э. Большинство исследователей считает, что это и есть нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа. Добавим, что если обнаруженная в расчетах Дионисия Малого ошибка в четыре года единственная, то получается пятый год до новой эры как наиболее вероятный.

Иногда, правда, приходится слышать, со ссылкой на то же Евангелие Иоанна, что в последний год земного служения Спасителю было около пятидесяти лет. Ссылаются при этом на следующие слова из этого Евангелия, относящиеся ко времени последнего, третьего посещения Спасителем Иерусалима: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» (Ин, 8−57). Чтобы правильно понять эти строки, надо вспомнить вышеприведенный эпизод из второй главы того же Евангелия, когда при первом посещении Иерусалима (в 27 г.), иудеи говорят, что храму сорок шесть лет. Эпизод из восьмой главы также связан с возрастом храма, а не Иисуса. Дело опять происходит, как следует из Евангелия, в храме, в последний день праздника Кущей, — теперь, если следовать хронологии Евангелия, в 29 г., и иудеи опять соотносят поведение и слова Иисуса, на этот раз об Аврааме, с возрастом храма. То есть, они опять указывают Назарянину, что Он моложе храма, моложе многих своих оппонентов, — и при этом смеет учить их. Эта «линия храма» в Евангелии Иоанна позволяет, как видим, восстановить хронологию евангельских событий через возраст храма, — вот и все. Впрочем, далеко не все. Мы еще попробуем понять потом, о каком «дне Своем» говорил Иисус Христос в последний день праздника Кущей в 29 г., — но об этом позже. А пока попробуем уточнить год Рождества Христова.

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА.

Еще одно указание на время Рождества Христова — это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Этому рассказу посвящены сотни исследований, поэтому приведем его здесь:

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. » (Мф.2:1−11).

Отцы церкви с самых первых веков христианства занимались толкованием природы этой звезды. Ориген (в третьем веке) и Иоанн Дамаскин (ок.700г.) предполагали, что это была «хвостатая звезда», то есть комета, и эта гипотеза время от времени вновь поддерживается в том или ином виде, даже в наши годы, — в связи с появлением весной 1997 г. кометы Хейла-Боппа. Что касается именно этой кометы, то Вифлеемская звезда никак не могла быть ею хотя бы потому, что прошлый раз она проходила близ Земли около четырех тысяч лет назад, — так показывают современные астрономические расчеты, — а вот в следующий раз она действительно будет видна на небе примерно через 2000 лет, ее орбиту сильно изменяет каждый раз притяжение Юпитера. Кроме того, и это главное, трудно представить, чтобы такая особенность Вифлеемской звезды не была отмечена летописцами тех времен и самим евангелистом Матфеем. Все летописцы всегда особо отмечали явления комет, называя их «хвостатыми звездами», или «подобными копью», — так или иначе всегда отмечая эту особенность комет. Достаточно прочитать, например, «Повесть временных лет» (СПб, 1996) с комментариями академика Д. С.Лихачева, чтобы убедиться в этом. Нет никаких оснований полагать, что евангелист Матфей был хуже, чем другие летописцы, менее внимателен, менее сведущ в таких несложных вещах. Но что же это была за звезда?

В октябре 1604 г. Иоганн Кеплер, наблюдая тройное соединение Юпитера, Сатурна и Марса вблизи вспыхнувшей тогда же и в той же области неба Новой звезды, пришел к мысли, что нечто подобное могло быть в небесах и во времена Рождества Христова. Такое предположение подкреплялось еще и тем, что с древнейших времен Юпитер называли «звездой королей», а Сатурн считали «иудейской звездой», — планетой, связанной с иудаизмом, поэтому соединение Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского, — тем более, что, по преданиям востока, такое соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не только иудеями, но и многими народами величайшим пророком.

Соединения Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно, в 7 г. до н. э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера поддерживалось многими исследователями. Однако современные точные расчеты показывают, что в 7 г. до н. э. Юпитер и Сатурн подходили друг к другу не ближе диаметра Луны, поэтому их соединение никак не могло выделяться в небесах своей яркостью, хотя, конечно, волхвы-зведочеты могли воспринять это как предвестие будущего рождения Царя Иудейского. Ну, а вспыхивала ли в те годы в небесах Новая или Сверхновая звезда?

Астрономы знают, что яркие новые звезды, раз или два в сотни лет вспыхивающие на небе, после нескольких дней или месяцев своего сияния или полностью исчезают, оставляя лишь постепенно увеличивающую свои размеры туманность (такова Крабовидная туманность, оставшаяся на месте вспыхнувшей однажды звезды), или после сброса необыкновенной яркости становятся маленькими звездочками, малой звездной величины. Первые называются Сверхновыми, вторые — Новыми звездами. Из Евангелия Луки можно предположить, что волхвы-маги видели на востоке Новую звезду.

Еще до И. Кеплера другой великий астроном, математик и изобретатель, итальянец Иероним Кардан выдвинул именно такое предположение. И действительно, в конце концов, уже ближе к нашему веку, в китайских, а затем корейских древних летописях- хрониках были найдены астрономические записи, относящиеся по современному счету к 5 г. до н. э., и свидетельствующие о вспышке Новой звезды, о том, что она ярко сияла весной того года в течение семидесяти дней перед восходом солнца на востоке низко над горизонтом. На эти летописи ссылались некоторые исследователи еще в начале нашего века, однако только в 1977 году английские астрономы Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон предприняли серьезное их исследование. Им пришлось столкнуться с немалыми трудностями, потому что необходимо было установить и привести в соответствие с европейской систему деления неба на созвездия, выявить древнюю классификацию небесных объектов для отличия вспышек Новых от наблюдения комет, перевести восточные календарные даты на современную шкалу.

Все это сделали английские астрономы. Они до 1977 г. провели анализ этих китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н. э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой Новой звезды весной 5 г. до н. э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. В пересчете на 1950 г. это был бы 3-й градус зодиакального знака Водолея, а в 5 г. до н. э. эта Вифлеемская звезда находилась примерно в 7-м градусе зодиакального знака Козерога. Астрономические расчеты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии (откуда пришли волхвы-маги) и вообще от Сирии до Китая и Кореи на востоке, низко над горизонтом, перед восходом солнца, — все точно по Евангелию Матфея. Однако во время прихода магов в Иерусалим звезду уже никто не видел, только маги помнили о ней, — значит, это было после семидесяти дней ее сияния весенними ночами, летом или осенью 5 г. до новой эры…

До сих пор мы рассказывали то, что исследователям раннего христианства хорошо известно, да и широкая публика более-менее знакома с изложенным выше, кроме, разве что, исследования английских астрономов (сообщение о нем было опубликовано в журнале «Природа», 1978 г., номер 12). Эти же английские астрономы рассчитали, что Юпитер и Сатурн сближались в 7 г. до н. э. не ближе нескольких видимых с земли диаметров Луны (около градуса дуги), так что их соединение не могло выделяться на небе.

Теперь я изложу свою версию того, как Вифлеемская звезда привела волхвов-магов из Иерусалима в Вифлеем: «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец…» Известны попытки сторонников отождествления Вифлеемской звезды с соединением Юпитера и Сатурна объяснить эту странную фразу тем, что Юпитер во время троекратного соединения проходил точку стояния, и волхвы истолковали это как прибытие на место, — что дальше идти не следует. Однако, даже отвлекаясь от года соединения Юпитера и Сатурна (7г.до н. э.), это объяснение не выдерживает критики, так как для наблюдателя с земли Юпитер стоит в небесах несколько суток, по крайней мере в течение суток его движение в небесах в этой точке стояния для невооруженного мощным телескопом глаза абсолютно неразличимо, а расстояние от Иерусалима до Вифлеема около 6/7 км, — два часа пешего хода.

Вифлеем (в переводе с евр. «Дом хлеба») расположен точно на юг от Иерусалима, в двух часах пешего хода от его древнего центра. Так вот, несложные астрономические расчеты показывают, что та самая Вифлеемская звезда, которая находилась весь 5 г. до н. э. в 6-м градусе знака Козерога, могла быть видна в Иерусалиме на юге сразу после заката Солнца осенью того года, в конце сентября или октябре. Она восходила после заката Солнца, поднималась невысоко над горизонтом точно на юге от Иерусалима и примерно через три часа заходила за горизонт. В ноябре эта звезда восходила над горизонтом уже глубокой ночью и не на юг от Иерусалима, а в декабре она восходила над горизонтом только днем, так что она вообще не могла быть видна в небе Иерусалима и Вифлеема в декабре 5 г. до н. э. и в следующие месяцы.

Значит, если волхвы пришли в Иерусалим в конце сентября или начале октября, то они могли вечером, после захода Солнца, увидеть в небе точно на юге ту самую, отслеживаемую ими уже много месяцев (хотя и неяркую теперь) звезду. Значит, видя звезду на юге перед собою, волхвы могли пойти на юг от Иерусалима, за ней, и она «привела» их в Вифлеем, и зашла за горизонт («остановилась»), когда они были в Вифлееме и, возможно, зашла за горизонт именно над тем домом (местом), где были тем вечером сентября или октября Мария и Младенец, Святое Семейство…

Итак, Вифлеемская звезда, — Новая звезда, — вспыхнула и сияла по ночам на востоке в течение семидесяти дней весной 5 г. до н. э. Уже более года после соединения Юпитера и Сатурна в знаке Рыб маги в Персии, воспринявшие это соединение как знамение будущего рождения Царя Иудейского, предсказанного в их священной книге Авесте Спасителя, ждали нового знака с неба, и дождались его весной. Путь из Персии в Иерусалим занимал пять/шесть месяцев, и они прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н. э., скорее всего в конце сентября или октябре.

В Иерусалиме никто не знал ни о родившемся «Царе Иудейском», ни о Новой звезде, сиявшей весною на востоке. Встревоженный слухами Ирод приглашает магов к себе. Они рассказывают ему о соединении «звезды королей» Юпитера и «звезды иудеев» Сатурна, бывшем два года назад, рассказывают, возможно, и о новом знаке, о сиявшей весною Новой звезде. Маги-волхвы уходят в Вифлеем и не возвращаются к Ироду, уходят на родину по откровению свыше другим путем. Через какое-то время Ирод приказывает перебить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф.2:16). Почему «от двух лет и ниже»? — Теперь понятно, — маги рассказали ему о знамении, бывшем два года назад! Евангелист Матфей точен, — и никакого символизма нет в рассказе о Вифлеемской звезде! Все Евангелисты описывали реальные события и были точны… Только наше незнание или наше неверие мешает нам понять иногда всю мощь и правду Евангелий.

Продолжение следует.

Временной интервал Рождества находится в промежутке с 14:15:29 24 декабря 6 года до н.э. по 01:59:59 (GT+2) 25 декабря 6 года до н.э.

Основная цель и задача

Для полного анализа этих данных явно недостаточно, поэтому основной целью данной главы является ректификация гороскопа Иисуса Христа - максимальное сужение означенного временного промежутка, в пределах которого и находится истинное точное время рождения Иисуса.

Иными словами, цель главы - ответ на вопрос «во сколько родился Иисус? »

День или ночь?

Для начала определим вид предполагаемого гороскопа Иисуса Христа относительно нахождения Солнца: над или под горизонтом.

Так удастся установить не только качество гороскопа - дневной или ночной, но и существенно сузить временной интервал дальнейших поисков.

В этих целях обратимся к каноническим источникам.

Учитывая, что обстоятельства рождения Иисуса Христа рассматриваются исключительно в Евангелиях от Матфея и Луки, сконцентрируемся на них.

Рождество по Матфею

Матфей: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мтф, 2:1, 2).

Опять же следует вывод, уже отражавшийся в главе 1 части 2 : когда волхвы пришли к Иисусу, он уже родился. Но сведений о том, когда именно родился Иисус - днём или ночью - Евангелие от Матфея не содержит.

Рождество по Луке

Обратимся к содержанию Евангелия от Луки. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Рождество!

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

Знамение!

Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Пастухи у Колыбели Младенца

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк, 2:1 - 20).

Когда же родился Иисус?


Можно ли из этого отрывка сделать однозначный вывод о том, что Иисус родился ночью? Безусловно, нет.

О том, что Ангел с воинством явился к пастухам ночью - да, о том, что сами пастухи нашли Младенца в пеленах, лежащего в яслях, в ночное время - частично.

Но вот о том, что Иисус родился ночью - однозначно нет. Ясно одно: по каноническим евангелиям определить время суток Рождества невозможно.

Фирдары - планетарные периоды

Попробуем обратиться к астрологической технике планетных периодов или, так называемых, «фирдаров».

Хотя для начала следует оговориться: означенная техника даёт положительные результаты при большом количестве событийных элементов жизни человека; при этом немаловажную роль играет хотя бы примерное время их наступления.

Но именно эта компонента настолько слабо отражена в канонических евангелиях - нет, сами события, конечно, есть, но именно аспекты их временной привязки оставляют желать лучшего, что некоторые опасения безрезультатности применения этого метода всё-таки присутствуют.

Фирдары для дневного и ночного рождения

И, тем не менее, попробовать стоит. Полученные результаты сведём в следующую таблицу.


И что? Ровным счётом - ничего. Нет, можно, конечно, учитывая обстоятельства именно насильственной смерти Спасителя, что больше соответствует смерти «по Марсу», нежели «по Луне», сделать вывод о ночном гороскопе Иисуса Христа.

Но что-то больно такой аргумент соответствует «наведению тени на плетень», сильно уж умозрителен. А если разбить последний период жизни Спасителя при дневном и ночном рождении на подпериоды?

Дневное рождение Иисуса Христа

При дневном рождении Иисуса Христа таблица подпериодов будет выглядеть так:


Как видно из приведённой таблицы, при дневном рождении смерть наступила в подпериод Луна - Марс, что свидетельствует о важности в гороскопе Иисуса Христа именно этих планет.

Так, например, Марс может являться управителем Асцендента, а Луна - VIII дома.

Ночное рождение Иисуса Христа

При ночном рождении Иисуса Христа таблица подпериодов выглядит следующим образом:


Здесь соответственно смерть наступила в подпериод Марс - Меркурий…

Тупик!

Ерунда это всё. При всём уважении к технике планетных периодов не работает она в конкретном примере: ничтожно мал событийный уровень, а выносить суждение по одному факту смерти, по меньшей мере, дилетантство.

Один из старейших городов мира - Вифлеем. Его история начинается еще в XVII веке до н. э. Особенно эта земля важна для христиан, ведь согласно Евангелия, это место, где родился Иисус Христос.

Долгая дорога к современности

Всего в 6 километрах от великого Иерусалима лежит второе по значимости место паломничества для христиан - Вифлеем. Сегодня эти пункты практически слились.

Вифлеем - это второй после Иерусалима священный для христиан город. Согласно Библии, здесь был рожден и помазан на царство Давид.

По последним подсчетам, в городе насчитывалось более 25 000 жителей. Стоит заметить, что лишь малая доля их - истинные христиане. Такая ситуация сложилась в силу исторических условий. Первые упоминания датируются XV веком до н. э. Долгое время там правили мудрые и добрые цари. С этим периодом также связана архитектура вокруг.

Первыми населяли регион, где родился Иисус Христос, хананеи, которые называли свою страну «Земля обетованная». Во второй половине II тысячелетия до н. э. территорию завоевали иудеи и дали ей имя Палестина. Во времена Византии языческие храмы превращали в христианские. В 600-х годах город сначала захватили персы, а после этого мусульмане.

Христианские святыни под оккупацией

Несколько веков территория была под властью ислама, пока папа Урбан II не организовал крестовый поход и на время вернул город. Далее, вплоть до Первой мировой, Святая земля принадлежала Османской империи. Несмотря на поразительное отличие религиозных убеждений, место, где родился Иисус Христос, могли свободно посещать все паломники. После войны область попала под власть Британии. В 1947 году Вифлеем оказался под Израилем. Год спустя его захватила Иордания и удерживала до 1967 года.

Сейчас пункт - столица одноименной провинции. В связи с неспокойной политической ситуацией, которая часто приводит к военным действиям, произошла массовая иммиграция христиан из города. Сегодня их доля составляет от 10 до 15 %. Тем не менее вера имеет сильное влияние на власть. Так, например, мэром города может стать только последователь Иисуса.

Первый дом

Каждому верующему известна история рождения Спасителя. Нет сомнений и относительно места, где родился Иисус Христос. Город Вифлеем стал первым домом Сына Божьего.

О чести, выпавшей на долю Марии, Деве сообщил архангел Гавриил, который появился перед ней в Назарете. Такая же тайна была открыта Иосифу. По пророчеству, Мессия должен был родиться в городе Вифлееме, откуда пошли его корни. Способствовали этому и исторические обстоятельства. По утверждениям Луки, пара покинула Назарет, где до сих пор проживала, чтобы принять участие в переписи населения. По приказу римского императора, все жители должны были пройти регистрацию на земле их предков. А поскольку Мария и Иосиф были потомками царя Давида, они направились в Вифлеем - город, где родился Иисус Христос.

Там у женщины должен был появиться малыш. На постоялых дворах свободного места найти было невозможно, поэтому семейство остановилось в пещере. К младенцу пришли поклониться пастухи и волхвы.

Царь Ирод знал о пророчестве и о приходе справедливого правителя, поэтому приказал убить всех детей. Но ангел посоветовал Иосифу бежать в Египет.

Главный храм человечества

Хорошо развит туризм в регионе. Но, в отличие от других населенных пунктов, Вифлеем сохранил атмосферу прошлого. Его архитектура поражает простотой и аскетизмом.

Многим может похвастаться город, но выдающейся его достопримечательностью является Базилика Рождества, построенная на пещере, где родился Иисус Христос. Место обладает колоссальной энергетикой, поэтому его посещают верующие разных направлений. Силу этого сооружения можно сравнить только с Храмом Гроба Господня.

Первые камни заложил Константин Великий еще в 330 годах. Инициатором сооружения стала мать императора Елена, которая ходила по святым местам. Это одна из старейших церквей, что действует уже на протяжении многих веков. Она не изменила своего первозданного вида.

Следует отметить, что именно эту пещеру показывали верующим, хотя никто точно не знал, где родился Иисус Христос. Город имел не одно такое природное ​​углубление. Довольно много подобных мест есть по дороге в Иерусалим. Тем не менее Елена сделала выбор, опираясь на труды Протоевангелия Иакова.

Царь в яслях

Исследователи считают, что отверстие в скале - природного происхождения. Местные жители использовали помещение как хлев, сами жили выше, условно на втором этаже. В середине пещеры были выточены из камня ясли, куда Мария и положила младенца. Было там и кольцо, к которому привязывали животных. Похожие построения использовали вплоть до ХХ века. Именно в такую пещеру судьба завела Деву Марию.

Высота импровизированного хлева - 3 м, прочие параметры - 12,3 × 3,5 м. Святыня освещалась лампадками. Сейчас кроме свечей используют электричество. На стенах иконы.

Сохранились и сами ясли в пещере, где родился Иисус Христос. Место с колыбелью принадлежит католикам, хотя сам природный объект - во владении Иерусалимской Православной Церкви. Рядом - престол "Поклонение волхвов".

Звезда Божьего сына

Ведут в комнату две лестницы, одна из которых принадлежит православным и армянам, вторая - католикам. Паломники спускаются с первой, южной, а поднимаются по северной.

Особого внимания туристов заслуживает серебряная звезда. Символ встроен в пол, позолочен и украшен дорогими камнями. От светила расходится 14 лучей. Надпись внутри свидетельствует, что это именно то место, где родился Иисус Христос. Фото Вифлеемской звезды можно увидеть в материале. Все это находится в нише, над которой висит 16 свечей. Еще две расположены на полу. Здесь проводят литургии.

Эта часть убрана особенно пышно и пользуется большой популярностью у прихожан. Звезда стала символом чистоты и счастья.

Молочный Грот

Святой город называют Бейт-Лехем, что с иврита переводится как «дом хлеба». На арабском языке его произносили как Бейт-Лахм, то есть «обитель мяса». Часто к названию добавляется слово Евфрата, что означает «плодоносящий». Но наиболее известное имя - «Царство Давида». По пророчеству, кровь этого правителя текла в венах Мессии. Город Спасителя имеет много чудотворных мест.

Вифлеем известен не только Храмом Рождества, в котором пещера, где родился Иисус Христос, но и соседними сооружениями. Заслуживает внимания Молочный Грот. Легенды рассказывают, что, скрываясь от Ирода, семья пряталась в расщелине в скале. Мать хотела накормить младенца, и несколько капель молока упало на землю. От этого стены побелели.

Над этим местом расположена икона, где изображена Мария с младенцем. Глина из пещеры спасает от различных недугов.

Праздник Рождения Христа

С Вифлеема начинается новая страница нашей истории, ведется новый отсчет времени. Посетить город должен каждый верующий. Он открывает горизонты, расширяет знания о Вселенной и человеке. Ежегодно проводятся литургии на месте, где родился Иисус Христос. Страна готовится к празднику с особым трепетом. Вся планета наблюдает за действом.

Несмотря на то что торжество приходится на разные числа, Вифлеем одинаково праздничный как 25 декабря, так и 7 января. Устраиваются действа, на улицах показывают сценки вертепа. Масса туристов и паломников отмечают Рождение Сына Божьего вместе.

Сейчас жители города пытаются подзаработать на приезжих, но Вифлеем еще не утратил трепетного духа величия.

До сих пор для очень многих людей день празднования Рождества Христова остаётся просто традицией, не наполненной почти никаким смыслом, кроме желания поддержать культурную принадлежность и общность. Сегодня многие традиционные и нетрадиционное верующие, считающие себя христианами, просто празднуют этот день 25 декабря или 7 января по новому (григорианскому календарю) без того, чтобы исследовать происхождение этой даты. Что де мы действительно знаем о дне рождения Иисуса Христа? Какого числа это произошло?
Существует мнение, поддерживаемое, например, официальным католичеством, что изначально Рождество не праздновалось первыми христианами. Ни Иереней, ни Тертулиан не говорили о таком праздничном дней.
Известно, например, что английское слово «Christmas» — рождество —
произошло от слова, обозначающего дословно «месса Христу». Считается, что до третьего столетия нашей эры этот день не отмечался как праздник.
Резонно задаться, в этом случае, вопросом, почему же Рождество празднуется 25 декабря или 7 января? Можно ли как-то определить, хотя бы примерно, когда родился Иисус Христос? Необходимо ли христианину знать день рождения Спасителя мира?
Существует целый ряд доводов, которые говорят, что, на самом деле, Иисус Христос не мог родиться зимой, а произошло это событие осенью.

Рождение зимой?

Обратимся к Библии. Согласно Евангелию от Луки (2:8), в Иудее в то время «….на поле пастухи, …...содержали ночную стражу у стада своего.»
Известно, что в то время в конце декабря погода достаточно холодная, а порою даже выпадает снег. Следовательно, пастухи никак не могли в это время выпасать свои стада в окрестностях Вифлеема.
Также известно, что во время, когда родился еврейский Мессия, его земные родители — Мария и Иосиф — отправились на перепись в Вифлеем (Евангелие от Луки.2:1-5):

«1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.»

Неизвестны факты, подтверждающие то, что перепись населения, вынудившая Иосифа и Марию отправится в город происхождения, произошла именно в зимний период. В то же время, представляется маловероятным, чтобы римские власти затеяли бы такое мероприятие весною или летом. Наверняка более целесообразным было бы провести перепись осенью, после сбора урожая. Передвижение, в том числе торговое, в зимний период было затруднено климатическими условиями (Деян.27:12). Весною проводился посев. Его срыв был чреват голодом, недостаточным сбором налогов и народными недовольствами. В летний период перепись также была затруднена сезонными сельскохозяйственными работами по сбору урожая, что также имело важнейшее значение для всех жителей империи. Бесспорно, наиболее удобным временем для переписи была осень – после сбора урожая, а он на территории Израиля завершался в октябре (Левит 23:39).
Есть предположение, что невозможность для Иосифа и Марии найти места остановки в Вифлееме было вызвано не только переписью, но и празднованием Праздника кущей — Суккота. В Иерусалиме тогда собиралось около нескольких миллионов человек, тогда, как в обычное время их проживало всего около 120 тыс. Предполагается, что именно этим можно объяснить, почему Иосиф и Мария не могли найти места в Вифлееме, который находился в полдесятке километров от города Иерусалима. Однако аргумент о перегруженности гостиниц из-за Суккота кажется сомнительным, потому что, во время этого праздника евреи должны были выходить из домов и жить в шатре (сукке, куще), вспоминая, таким образом, о блуждании еврейского народа по Синайской пустыне.

Так, всё же, Рождество произошло осенью?

Для оценки «осенней теории» происхождения Рождества, давайте прочитаем Евангелие от Луки 1:35-42 (начнём с обращения Ангела к матери Иисуса Христа):

«35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»

Из прочитанных строк можно понять, что Мария, не долго думая, пошла к своей родственнице Елисавете. И мы читаем об Елисавете, которая находится на шестом месяце.
Потом Елисавета говорит в Луки 1:43 – 44:

«43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.»

Что интересно: Марию, деву, которая не знала мужа, её родственница Елисавета назвала Матерью. Исходя из этого, можно предположить, что Мария при их встрече была уже беременна. В этом смысле важно изучить время встречи двух родственниц.
Из первой главы Евангелия от Луки, а именно из стихов 24 – 40 видно, что Елисавета забеременела сразу после поучения её мужем откровения о рождении их — Иоанна Крестителя. А когда Мария посетила Елисавету, та была уже примерно на шестом месяце беременности: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц…» — сказал Марии Ангел Божий. (Евангелие от Луки 1: 36).
Принимая во внимание сказанное выше, давайте поразмыслим. Известно, что муж Елисаветы – Захария — священник Авиевой череды (Луки 1: 5) – восьмой при отсчёте (1-Паралипоменон 24:7,10). Царь Давид, в своё время, установил очередность служения в храме. Существовала 24 череды – то есть по два раза (две череды) в месяц. Таким образом, Захария начал службу во второй половине 4-го месяца согласно еврейскому календарю. Именно во время прохождения службы отец Иоанна Крестителя и встретился с Ангелом и получил от него пророческое слово. В связи с этим, проведём отсчёт: первый месяц Нисан (месяцы март—апрель), второй месяц Ияр (месяцы апрель — май), третий месяц Сиван (месяцы май — июнь), четвёртый месяц Таммуз (месяцы июнь—июль).
Черёд отца Иоанна Крестителя – Захарии — служить в Храме приходился на июнь — первую часть июля. Итак, производим простой отсчёт: начиная от первого августа отсчитать 6 месяцев (беременности) – выходит январь. Итак, встреча Елисаветы с Марией могла быть в декабре — январе. Так вычисляем 9-й месяц Марии: это — сентябрь—октябрь. Значит, Рождение Иисуса Христа могло быть в октябре.
Конечно, можно предположить, что Елизавета при встрече с Марией просто пророчествовала, и Мария еще не была беременна. Но в контексте других обстоятельств, описанных выше, это кажется сомнительным.
К тому же, нетрудно посчитать, что Иисус Христос находился в служении в течение трёх с половиной лет. Мы знаем, что Он был зверски убит перед Пасхою (Иоанн.19:14) – в апреле месяце, а начинал Он Своё грандиозное служение, когда Ему исполнилось около 30 лет (Лук.3:23). Если от апреля отнять шесть месяцев — выходит октябрь. Выходим на предположение, что Иисус Христос родился в октябре месяце.

В чём причина того, что весь западный мир празднует Рождество 25 декабря?

Объясняется это тем, что до Рождения Иисуса Христа существовал языческий праздник в честь богини неба («царицы небесной»), который праздновался именно 25 декабря – в сутки с самой длинной ночью в году. Поклонение этой богине известно было намного раньше Рождения Иисуса Христа. Этот культ был распространён в Ассирии (Иштар), в Сирии (Атар), в Израиле (Асторет, Аштарот), в Финикии (Астарта), в Абиссинии (Астар), в Вавилоне.
Данный праздник считался днём рождения бога солнца (младенца на руках у женщины). Этот праздник называли сатурналиями. Но если быть более точным, сатурналии сопровождались чередой различных календарных дат чествования различных языческих божеств. Так, римляне отмечали день зимнего солнцестояния, приуроченного к 25 декабря. Череда празднований длилась около семи дней: начиная с 17 декабря и вплоть до 23 декабря.
Празднование можно условно разделить на три части:
I. Непосредственно сатурналия – праздновалась с 17 декабря и посвящалась Сатурну.
II. Опали – отмечалась, начиная с 19 декабря. Второй этап посвящался Опис – «богине» земли и супруге Сатурна.
III. Сигиллария – праздновалась 22 – 23 декабря (в 6-ой и 7-ой день сатурналии). Известно, что на этом этапе продавались и покупались игрушки из глины. Есть мнение, что отсюда появился обычай дарить подарки детям в канун Рождества.

Праздник знаменовался деревянным истуканом, изображавшим богиню неба, который ставился также и в домах людей. Его наряжали.
Лишь в 354 году нашей эры появляется первое упоминание о праздновании Рождества в один из дней солнцестояния, а именно 25 декабря, когда, как упоминалось, наблюдается «поворот» Солнца «с зимы на лето».
Предполагается, что, в более поздние века нашей эры, формальное «христианство» насаждалось насильственно, стало выгодным из-за политической конъюнктуры и существовало стремление его распространить. Вот, именно поэтому языческий праздник стал «христианским». Есть, как минимум, предположение, что Рождество было установлено 25 декабря с целью внедрить, со сравнительной лёгкостью, в людские умы обычай праздновать Рождество вместо языческих сатурналий.

Почему православные верующие празднуют этот день 7 января?
До октябрьского переворота Россия жила по юлианскому календарю. В 1918 году, после захвата большевиками власти, по указанию Ленина, Россия перешла на европейский (григорианский) календарь. Православная церковь к тому времени была уже отделена от государства.
После перехода на новый календарь, русское православие продолжало придерживаться юлианского календаря. Если прибавить к 25 декабря около 14 дней – разницу между григорианским и юлианским календарями – получится 7-ое января — этот же праздник, только отмечаемый на пару недель позже из-за реформы, проведённой Лениным.

Правильно ли праздновать Рождество 25 декабря или 7 января?

Считаю, что на вопрос о правильности празднования Рождества 25 декабря или 7 января, принимая во внимание возможные языческие предпосылки этих дат, с точки зрения христианской морали нельзя ответить однозначно. В Послании к Римлянам (14 глава) Господь, через апостола Павла объясняет, что всё, что бы не делал христианин, должно происходить с его уверенностью в правильности такого поведения, а иначе Бог расценивает это, в качестве греха. Апостол Павел отлично раскрывает эту проблему, используя как повод, тему употребления пищи, хотя Божье установление явно носит более широкий характер применения. Согласно Божьему взгляду, всё, что имеет место без веры, а в контексте Первого Коринфянам 10:23 – без пользы, считается грехом.
Истинное – библейское — христианство, зиждущееся на Божьем водительстве, а не на бесплодном стремлении сохранить те или иные традиции и ритуалы, без того, чтобы вникнуть в суть своей веры и полностью без остатка посвятить себя Богу, может бороться за те или иные даты. Однако думается, что следование за Христом и понимание Его характера делает нас полностью свободными от всяких религиозных предрассудков: ведь, зная любовь Небесного Отца, обычно, не так важно знать в какой конкретно день родился Христос. Бог заинтересован в твоём искреннем, добром и преданном Ему сердце. Очень уместно привести в качестве аналогии слова Господа о настоящем посте, который – как оказалось! – не состоит, главным образом в лишении себя пищи, а в поддержании правильного духовного состояния человека (Исайя 58: 6 — 9):

«6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» ….»

Зная образ мыслей Бога, можем с уверенностью сказать, что не чествование календарных дат спасёт нас от Божьего гнева и дарует нам вечную жизнь. Если человек с чистым и искренним сердцем, без сомнения и с верой, празднует рождение Спасителя, без того, чтобы связывать это с теми или иными языческими традициями, которые для него не имеют никакой ценности и даже противны ему, думается, что Господь не станет вменять это в грех. Если же христианин сомневается в правильности празднования Рождества в день, совпадающий с прошлыми праздниками язычества, или опасается соблазнить этим кого-то, то без сомнения не стоит тогда отмечать этот день или делать это на соблазн кому-то. Думается, всё же, что Рождество, как и Пасху, празднуемые также и «традиционными церквями», можно использовать для того, чтобы передать погибающему человечеству Божье послание Любви:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Евангелие от Иоанна 3: 16).

А, что Вы думаете о правильной дате празднования Рождества Господа Иисуса Христа? Поделитесь, пожалуйста, Вашими мыслями и убеждениями. Нам действительно важно знать Ваше мнение по этому теме. Для этого, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий под статьёй.

Вы же, друзья, кому понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими через социальные сети. Заранее благодарим Вас за это. Пусть Господь Вас обильно благословит!