Любительские водительские права. Требования к профессиональным водителям


С инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол.

Гильдия автошкол обратилась в Госдуму с предложением разделить водительские удостоверения на профессиональные и любительские. Обучение предложено составить из двух курсов: базового - для обычных шоферов и "продвинутого" - для будущих водителей такси, общественного и грузового транспорта, сообщил сайт m24.ru со ссылкой на председателя организации Сергея Лобарева.

"Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М - мопед, или А - мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - отметил Лобарев.

Кроме того, председатель гильдии пояснил, что в России водитель считается профессионалом с момента получения прав. А, например, в европейской практике для этого нужно соответствовать определенным условиям, а частности, иметь безаварийный стаж.

"За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - подчеркнул Лобарев.

По словам председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, инициативу представителей автошкол рассмотрят в парламенте.

"Он [водитель] обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол", - отметил Нилов.

Сообщается, что по данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, в России работает около одного миллиона таксистов. В Москве их около 30-35 тысяч и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Ранее стало известно, что ученикам автошкол могут запретить тренировочные поездки по Москве в утренние и вечерние "часы пик". Авторы инициативы считают, что появление учеников автошкол на дорогах столицы, вызывает "заторы, усиление аварийности и ухудшение экологической ситуации на улицах городов" в самое напряженное для столичных магистралей время.

Напомним, с 2015 года садиться за руль скутера без прав категории М запрещено как подросткам, так и совершеннолетним водителям автомобилей. Хотя в России программу обучения вождению на транспортных средствах категории М освоили 400 автошкол, пока ни в одну из них не было подано заявки на подобное обучение. Таким образом, даже к началу мотосезона не было выдано ни одного водительского удостоверения категории М. Подробности - в сюжете телеканала "360 Подмосковье".

В будущем возможно разделение водительских прав на профессиональные и любительские. Инициативу проявила Гильдия автошкол, которая и отправила предложение на рассмотрение в парламент. По словам Сергея Лобарева, который занимает пост председателя профессионального сообщества, обучение управлению автомобилем должно включать в себя базовый курс для обычных автомобилистов и продвинутый курс для водителей такси, грузовиков и общественного транспорта.

С 2014 года ученики автошкол, которые успешно сдают экзамены на вождение в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. К ним относятся и те, у кого права категории M - мопед или А - мотоцикл. Но можно ли считать каждого профессионалом? Как отметил Лобарев, в РФ автомобилист признается профессионалом с момента получения прав. Что же касается европейской практики, то для этого водитель должен соответствовать нескольким условиям и, в первую очередь, иметь определенный безаварийный стаж.

В Европе особое внимание уделяется практике, и практический курс обучения вождению составляет от 100 часов с возможностью выезда на скоростные шоссе. В российских автошколах ученики проходят практику в течение 56 часов. Европейским водителям сначала выдается удостоверение на управление автомобилем, но без права работы по найму. Только после 2-3 лет вождения без нарушений можно сдавать экзамены на профессиональный сертификат.

Председатель комитета по делам общественных объединений в Госдуме Ярослав Нилов считает, что водитель, чтобы стать профессионалом, должен окончить специальный курс подготовки и получить особые навыки: управления автомобилем даже в сложных погодных условиях, оказания первой помощи жертвам ДТП, адекватной реакции на любые внештатные ситуации.

Андрей Попков, занимающий пост зампреда профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», считает, что простому автовладельцу достаточно минимума теоретических знаний и навыков для безопасного вождения личного автомобиля. Что касается профессионалов, то им требуется более серьезная подготовка. Согласно информации, полученной Межрегиональным профсоюзом общественного транспорта, только в столице работает 50 тысяч водителей общественного транспорта и 30-35 тысяч водителей такси.

Услуга может понадобиться любому автомобилисту, будь то любитель или профессионал. Если вы находитесь в состоянии, при котором запрещается управление транспортным средством, не стоит полагаться на призрачную уверенность в себе - большинство таких ситуаций имеют крайне трагические последствия. Если вы выпили, устали, испытываете стресс, недосып или недомогание - доверьте управление машиной специалисту нашей компании!

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?

Да Нет

Возможность получить российские водительские права определена национальным законодательством. Соответствующие условия, определяющие правомерность их выдачи, прописаны положениями закона, регламентирующего безопасность движения N 196-ФЗ.

Общие правила получения прав с 16 лет

Желание сдать на права по достижении 16 лет, возникает довольно часто. Однако, получение прав — это процедура, содержащая требования, которые касаются не только выполнения соответствующих экзаменационных нормативов, включающих теоретические знаний и навыки практического вождения необходимой категории ТС. Для ее прохождения существуют и ограничения по возрасту.

На сегодняшний день действующими являются нормы Федерального закона о ПДД с учетом внесенных в него изменений. Ими был установлен новый перечень существующих подкатегорий ТС. Новая редакция статьи 25 данного нормативного акта включает в перечень типов ТС , а также 6 подкатегорий ТС.

В соответствии с требованиями закон о БДД по достижению 16-летнего возраста лицо имеет возможность получить водительское удостоверение и управлять ТС в единственном случае, если оно собирается управлять транспортом, относящимся к и подкатегории «A1.»


Требования к прохождению обучения

Несмотря на жесткие возрастные ограничения и то, что указанная категория — это транспортное средство небольшой мощности, получить водительские права с 16 лет можно только при выполнении требований, которые предъявляются к экзаменующемуся лицу, прошедшему полный курс теории и практики вождения.

Примерная программа проф. обучения водителей ТС действует по утвержденному Минобрнаукой в России приказу N 1408. В соответствии с данным приказом такое обучение делится на базовый курс, который должен изучаться только один раз при получении необходимой подкатегории, а также курс, который нужно изучить для переподготовки водителя на другую категорию ТС Такие требования прописаны в Примерной программе, регламентирующей переподготовку водителей ТС с категории «M» на подкатегорию «A1», утверждённой Минобрнауки в России от 12.05.2015 N 486.

Права с 17 лет

Вопрос можно ли получить права в 17 лет, всегда остается популярным среди молодежи. Однако, те, кто желает до 18 лет сдать экзамены и получить водительские документы, которые относятся к категории «В» и «С» могут это сделать, начиная только с 17 лет.

При этом водительское удостоверение, национального российского образца ему будет выдано только после достижения им 18 лет.

Кандидат в водители, получивший удостоверение, должен был в обязательном порядке учиться в автошколе, поскольку документ о том, что такое обучение пройдено, должен предоставляться при сдаче экзаменов.

Кроме общих требований, которые устанавливает п. 18 Правил, утв. Постановлением N 1097, п.п. 21 —23 Админрегламента, а также закон о БДД, если заявителям является лицо возраст которого составляет от 16 до 18 лет (и при этом такое лицо не состоит в браке и не является полностью дееспособным) необходимо предоставлять письменное согласие его законных представителей для того, чтобы сдать экзамены и получить водительское удостоверение.

При прохождении учебной программы особое внимание уделяется вопросам психологии водителя. При изучении предмета, который касается основ управления ТС, внимание уделяется принципам экологии и экономичного управления транспортом, а также обеспечению безопасности слишком уязвимых участников движения на дорогах, в том числе и безопасности детей-пассажиров.

Рассмотрение законопроекта о перспективе получать права на автомобиль с 16 лет

Не так давно в Госдуму России был внесён на рассмотрение законопроект, предполагающий поправки в закон о БДД, целью которого будет возможность допуска лиц с 16 до 18 лет, имеющих права категории «U», к управлению ТС категории «В». Однако трудности в его реализации касаются необходимости изменить не только Гражданский кодекс, но и нормы, прописанные Конституцией РФ.


На сегодняшний день позиция законодателей по поводу возрастных ограничений, связанных с получением удостоверения на категорию «В» то, есть возможностью водить легковую машину, напрямую коснется необходимости сдвига на законодательном уровне дееспособного возраста с существующих 18 до 16 лет.

Тем, кто интересуется вопросом, как получить права, следует знать, что на сегодняшний день в 16 лет удостоверение на категории «М» и «А1» выдаются лицам, прошедшим полный курс обучения, который, как правило, составляет 1,5-2 месяца либо двухнедельную переподготовку. Такой курс обучения предполагает изучение теории законодательства, а также обучение практическим навыкам вождения ТС.

Профессиональный стандарт для водителей - это новинка в области обеспечения безопасного дорожного движения, которая выстрадана сотнями тысяч жертв на дорогах. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать профессиональным требованиям.

Речь о необходимости разделения обучения на профессионалов и любителей шла давно. Наконец-то мы приближаемся к этому вплотную.

Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 вступает в силу в июне 2016 года. Он регламентирует профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками людей и грузов.

Кто попадает под новые требования?

Под новые требования к профессионализму и квалификации попадают следующие категории водителей:

  • профессиональные водители автомобилей категорий В (в том числе пассажирского такси), ВЕ, С, С1, СЕ, С1Е, D, D1, DE, D1E;
  • водители троллейбусов и трамваев (Tb и Tm);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

Давайте рассмотрим самые основные требования к профессиональным водителям.

Профессиональный водитель легкового автомобиля

Если вы профессиональный водитель категории В и ВЕ, например, таксист, то Вам помимо знаний ПДД необходимо знать:

  • правила и порядок страхования ОСАГО;
  • основы наблюдения за обстановкой на дороге;
  • виды ответственности за нарушение ПДД;
  • основные признаки неисправностей, которые могут возникнуть в ТС;
  • влияние погодных условий на безопасность на дороге;
  • как обеспечить детскую безопасность в автомобиле;
  • как вызвать аварийные и спасательные службы и т.п.

Не стоит забывать о знании состава аптечки, правил ее использования, методике оказания первой помощи пострадавшим.

Конечно же профессиональный водитель должен безопасно управлять автомобилем, уметь обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов на дороге.

Требования к стажу профессиональных водителей легкового автомобиля предъявляется лишь для таксистов. Это три года общего водительского стажа. Если Вы только что окончили автошколу - Вы не имеете права быть таксистом.

Что должен уметь профессиональный водитель?

Знаний для водителя мало, нужны и умения. На одной теории далеко не уедешь. Кроме умения безопасно водить автомобиль и соблюдения ПДД к профессиональному водителю есть еще требования:

  • умение исправлять мелкие неисправности автомобиля, если это не связано с разборкой агрегатов и узлов ТС (поменять колесо, лампочку в фаре и т.п.);
  • уметь безопасно перевозить и размещать багаж, сажать и высаживать пассажиров;
  • прогнозировать опасные ситуации на дороге, предотвращать их, своевременно принимать решение при их возникновении;
  • уметь пользоваться средствами пожаротушения.

К тому же водитель-профессионал обязан совершенствовать свои навыки управления автомобилем. Как это должно подтверждаться: обучением, повышением квалификации или еще как-то? Приказ Минтранса не говорит об этом, будем ждать разъяснений.

Требования к водителю грузовика

Водитель грузовика помимо основ, которые прописаны для водителя легкового автомобиля, должен знать следующее:

В добавление к умениям водителя категорий В, ВЕ водитель грузовика должен уметь безопасно размещать и закреплять грузы, уметь использовать различные виды тахографов. Сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение штраф от 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица 5000-10000 руб.

Требования к опыту работы (стажу) водителя грузовика не предъявляются, главное умения и знания, ну и конечно же российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Профессия водитель опасна и трудна!

Отвечать за жизни пассажиров, за жизни других участников дорожного движения должен каждый водитель, но к профессиональным водителям особенное отношение. Ведь они должны быть действительно профессионалами своего дела, а не любителями. Наконец-то появился на свет для них профессиональный стандарт, значит не за горами и специализированные программы обучения профессиональных водителей.