Наглядный материал по безопасности в доу. «Уголок безопасности в ДОО»


Безопасность детей - это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, которые могут нанести вред, в окружающем мире очень много. Поэтому надо не только усиленно оберегать и защищать ребёнка, но и учить его безопасному поведению в различных ситуациях как в доме, так и вне его. Эта работа целенаправленно проводится во всех образовательных учреждениях начиная с младшего возраста в детском саду и даёт положительный результат. Так как несмотря на сложность организации современного общества, детский травматизм - это чрезвычайная ситуация, ответственность за которую несут все виновные.

Обучение безопасности в детском саду

Научить детей не попадать в опасные ситуации как в домашних условиях, так и во внешнем мире - важнейшая задача для родителей и для воспитателей детских учреждений. Учить детей безопасному поведению необходимо с самых первых шагов жизни. Существует большое количество ситуаций, когда ребёнок может получить травму дома, на прогулке, во время игры, при поездке в транспорте. Главная задача взрослых не только обеспечить контроль за поведением малышей, но и привить им понятие собственной безопасности . Организация в детском саду уголка по безопасному поведению предназначена для решения этой задачи. Используя стенды, макеты, игрушки, дидактические игры, воспитатели обучают дошкольников правилам поведения в наиболее вероятных жизненных ситуациях. Представляемые материалы на стендах, адресуются и родителям, так как значительную часть времени ребёнок находится с ними, а молодые родители не всегда могут правильно создать безопасную обстановку дома.

Таблица: изучение правил ОБЖ в разных возрастных группах детского сада

Возрастная группа Поведение в быту На прогулке в парке На улице
Первая младшая
  • Учить, какие опасные ситуации могут быть во время игр, особенно при использовании песка, земли, воды, острых сучьев и других аналогичных предметов.
  • Объяснять, что пить воду из-под водопроводного крана нельзя.
  • Не приближаться к бродячим животным, не трогать их.
  • Не срывать листья, цветы. Не есть их.
  • Знакомство с разнообразным транспортом.
  • Формировать знания об основных цветах светофора.
Вторая младшая
  • Объяснять, какую опасность представляют мелкие и острые предметы.
  • Развивать навыки безопасного проведения игр.
  • Учить детей тому, где и как они могут найти помощь в сложных обстоятельствах.
  • Рассказывать о действиях, создающих опасность для здоровья: закрывание двери, спуск по ступенькам, выход из транспорта.
  • Опасные предметы дома: утюг, чайник, розетки, электроприборы.
Изучение правил поведения в природе:
  • Не засорять природу.
  • Не рвать растения и не ломать ветки.
  • Не прикасаться к бродячим животным.
  • Закрепления знаний о видах транспорта.
  • Отработать навыки по использовании регулируемого пешеходного перехода.
  • Объяснять разделение улицы на пешеходную и проезжую части.
  • Рассказывать о правилах поведения при использовании общественного транспорта.
Средняя
  • Разъяснять, какие опасные ситуации возможны во время игры.
  • Для чего используются бытовая техника и правила обращения с ней.
  • Закрепление умений использовать острые и режущие предметы в быту.
  • Рассказывать, как себя вести с незнакомыми людьми.
  • Беседовать с детьми о пожарах и причинах возгораний, о работе пожарных, правилах безопасности при использовании огня.
  • Рассказывать, что называется «природными явлениями» и какие из них опасны.
  • Разъяснение, какие растения и плоды называются съедобными, а какие нет. Что такое «лекарственное растение».
  • Дать представление об опасных и ядовитых представителях флоры и фауны.
  • Учить ориентироваться в закрытом помещении, на закреплённой территории детского учреждения.
  • Повышать объём знаний об организации дорожного движения. Дети должны знать названия основных составляющих городских улиц: подземный переход, тротуар и так далее.
  • Закреплять умение пользоваться пешеходными переходами.
  • Формировать представление о работе полицейских, о транспортных средствах для чрезвычайных ситуаций.
  • Закрепление навыков поведения в общественном транспорте и на улице.
Старшая
  • Беседовать о правила безопасности при езде на велосипеде, купании, катании на коньках и санках.
  • Повышать знания о безопасном поведении в быту.
  • Углублять знания о правилах поведения во время пожара.
  • Рассказывать о службе спасение МЧС. Как она вызывается по телефону.
  • Объяснить необходимость знания назвать основные данные о себе: полное имя и адрес проживания.
  • Формировать понятие «экологическая культура».
  • Объяснять, что нужно делать при укусе ядовитого животного.
  • Чем опасны природные явления. Как себя вести во время грозы.
  • Формирования умения переходить улицу, знать дорожные знаки для пешеходов.
Подготовительная
  • Закрепления правил безопасного поведения во время игр в разное время года.
  • Закрепления знаний о безопасном обращении с бытовыми приборами.
  • Формировать умения обращаться за помощью к взрослым и в службу МЧС.
  • Закреплять умение называть сведения о себе в случае необходимости.
  • Подвести детей к понятию собственной безопасности.
Продолжение работы по темам старшей группы.
Рассказывать о необходимости бережного и внимательного отношения к природе, дать представление о деятельности государства, направленной на сохранение окружающей среды.
  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы.
  • Расширить знания о знаках дорожного движения.
  • Дать представление о работе ГИБДД.
  • Подвести детей к необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • По схеме местности учить детей находить дорогу от детского сада к дому.

Оформление уголка безопасности

Значение уголка безопасности в воспитательной деятельности педагогов достаточно велико. Но, чтобы успешно и качественно выполнять обучение детей основам безопасности, необходимо иметь интересный и разнообразный материал по этому направлению работы. Уголок ОБЖ может содержать:

  • Стенды с информацией для родителей о возможных травматических ситуациях.
  • Аналитические справки по чрезвычайным происшествиям с детьми.
  • Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей и взрослых.
  • Дидактические игры («Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» и так далее) фабричного изготовления и созданные своими руками.
  • Макеты пожарной техники, скорой помощи, пожарного щита - для лучшего ознакомления детей со службами по чрезвычайным ситуациям.
  • Макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель, огнетушитель, телефоны службы спасения.
  • Игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения.
  • Напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД.

Как часть предметно-развивающей среды детского сада, уголок безопасности должен соответствовать требованиям: эстетичное и привлекательное для детей и родителей оформление, функциональность и вариативность, периодическое обновление наполнения для поддержания интереса к материалу.

Материал для распечатывания по уголку безопасности можно найти на сайтах :

  • В статье «Уголок безопасности» представлен материал для размещения на стенде по всем направлениям работы.
  • Статья «Безопасность жизнедеятельности детей» содержит много иллюстраций и стихов для уголка безопасности.
  • Вероника Парфёнова в своей работе «Уголок безопасности в младшей группе» рассказывает, как она оформила такой уголок. Есть много фотографий.

Паспорт уголка безопасности в детском саду

Входит в паспорт группы. При его оформлении указываются цели и задачи его создания и перечисляются материалы, входящие в состав этого уголка. К ним относятся:

  • Крупногабаритные макеты и игрушки: светофоры, ростовые куклы, дорожные знаки, макеты городских улиц, разметка пешеходного перехода, пожарный щит и макеты огнетушителей.
  • Экипировка детей.
  • Плакаты и методический материал.
  • Стенды по пожарной безопасности, ПДД и другие.
  • Игрушки, дидактические игры, книги и другое оборудование, имеющееся в наличии.

Оформление паспорта уголка

Пример оформления паспорта уголка взят из статьи «Паспорт подготовительной/средней группы» детского сада «Морошка».

Примеры оформления уголка безопасности

Название уголка безопасности говорит о его назначении. Оно может быть таким:

  • Школа безопасности.
  • Дорожная азбука.
  • Юные спасатели.
  • Островок безопасности.
  • Безопасный детский сад.
  • Расту счастливым.
  • Безопасность каждый день.
  • Формула безопасности.

Как уже было сказано, обучение безопасному поведению детей имеет три составляющие: безопасность в быту, знание и применение правил дорожного движения, безопасное поведение на природе и во время игр. В соответствии с этими направлениями оформляются и стенды уголка.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара!

На работу вы идёте, по делам, иль в магазин.

Постарайтесь, чтоб ребёнок оставался не один!

В доме техники полно, только кнопки нажимайте.

Но ребёнку-дошколёнку

Эти кнопки нажимать самому не позволяйте!

Зажигалки, спички, свечки- чиркнул, щёлкнул-огонёк.

Что беда случится может, малышу ведь невдомёк.

Папа курит на балконе, дым пускает, напевает

И, не думая, окурок он с балкона вниз бросает.

Посмотрела дочка строго и сказала папе так:

- «Надо, папочка, детсадик мой почаще посещать,

Бабушки, дедушки, папы и мамы,

Внимательны будьте везде и всегда.

Правила знайте, их выполняйте

Детям своим пример подавайте,

И вас обойдёт стороною беда!

Стихия огня.

Огонь-стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой-источник опасности при неправильном, неразумном использовании его. Дети-дошкольники должны знать следующие правила безопасности:

  • Нельзя играть со спичками и вообще с огнём;
  • Нельзя трогать газовые краны у плиты, керосиновые лампы;
  • Нельзя включать электроприборы;
  • Если возникнет пожар, беги и позови людей;
  • Если возникнет пожар по твоей вине, то самый разумный и правильный выход-немедленно покинуть помещение, а не прятаться от людей, позвать на помощь;
  • Позвонить в пожарную часть-«01».

Противопожарная безопасность-одна из самых актуальных задач, которая стоит перед взрослыми.

Важно довести до сознания ребёнка понятие, что такое огонь, и насколько необходим огонь людям. И в то же время ребёнку следует знать об опасности огня, которая грозит при небрежном обращении с ним.

Чего не следует делать при пожаре.

При загорании и пожаре не следует:

  • Переоценивать свои силы и возможности;
  • Рисковать своей жизнью, спасая имущество;
  • Заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
  • Тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
  • Прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.;
  • Пытаться выйти через задымлённую лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа);
  • Пользоваться лифтом;
  • Спускаться по верёвкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
  • Открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);
  • Выпрыгивать из окон верхних этажей;
  • Поддаваться панике.

Помощь пострадавшим.

При наличии пострадавших на пожаре главное им не навредить.

Вынести их на свежий воздух, если есть необходимость, сделайте искусственное дыхание.

Ничего не отрывайте от обожженных мест, не пытайтесь вскрыть водяные пузыри-вы занесёте инфекцию в раны. Накройте ожоги и раны чистой тканью, сильно не перетягивайте обожжённые места бинтами, доставьте пострадавшего в медицинское учреждение-чем быстрее, тем лучше.

В случае небольших по площади поверхностных ожогов промойте рану перекисью водорода и смажьте рану растительным маслом, и не надо их перебинтовывать.

Если загорелась одежда на Вас или на другом человеке

Следует чётко знать, что горящая на человеке одежда при его вертикальном положении ведёт к распространению пламени на лицо, загоранию волос и поражению органов дыхания.

  • Нельзя бежать, это лишь усилит горение;
  • Надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.
  • Если загорелась одежда на другом человеке, необходимо повалить пострадавшего на пол (землю) и любым способом сбить пламя, залить водой, засыпать землёй, забросать снегом, накинуть плотную ткань (брезент, одеяло, пальто) и плотно прижать её к горящей одежде. При этом голову пострадавшего оставить открытой во избежание отравления продуктами горения.

Прочитайте детям.

Всем детям это нужно знать:

Опасно спичками играть.

Ещё ребята знать должны:

Опасно разжигать костры.

Петарды тоже злая штука,

Легко они поранят руку.

Нельзя играться утюгом-

Утюг бывает тоже злом.

Все игры детские с огнём

Бедой кончаются потом,

Малыш, со спичкой не шути,

И эти правила учи:

Без старших печь не зажигай,

Огонь и газ опасны! Знай!

Не приключиться чтоб беде,

Утюг нельзя включать тебе.

И свечи не игрушка, дети,

Все малыши должны знать это.

И зажигалка-не игрушка,

Сгорит и скатерть, и подушка.

Не жгите листья! Дым и жар

Ведь превращаются в пожар.

Пожар-беда. Пожар-не шутка.

Пожар невинных обижает

И много боли причиняет.

Загадайте детям загадки.

Если дом горит, тогда

Пригодится нам…

(Вода)

Невелик коробок,

А пожар приволок.

(Коробок спичек)

Он горючий, он летучий,

Для машин необходим,

Но опасным он бывает

И пожары вызывает,

Называется…

(Бензин)

Я не сам по себе,

А сильнее всего

И страшнее всего,

Все любят меня

И все губят меня.

(Огонь)

Красный бык

На земле лежит,

Голубой бык

К небу тянется.

(Огонь и дым)

Если дым валит клубами,

Пламя бьётся языками,

И огонь везде, и жар

Это бедствие- …

(Пожар)

Он красив и ярко-красен

Но он жгуч, горяч, опасен!

(Огонь)

Он даёт тепло и свет,

С ним шутить не надо, нет!

(Огонь)

Маленький конёк,

Вместо гривы-огонёк.

(Спичка)

Накормишь-живёт,

Напоишь-умрёт.

(Огонь)

Родился я в печке,

Завился в колечки.

Сплясал трепака

И ушёл в облака.

(Дым)

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает.

Осенью оживает.

(Огонь)

В печи сидит,

Сердито рычит.

(Огонь)

Наш дед Ермолай

Съест всё, что ни дай.

(Огонь)

Она висит под потолком,

Её подвески из стекла,

Её мы включим вечерком,

И станет комната светла.

(Люстра)

Он сосёт и пыль и сор,

Чистит кресла и ковёр.

В доме мусор соберёт

И ни разу не чихнёт.

(Пылесос)

Красный язык

Дремать не привык.

Раз-два,

Слизал все дрова.

(Огонь)

Летела мошка,

Осиновая ножка.

На стог села, всё сено съела.

(Спичка)

Без хвоста, без рук, без ног

Этот рыженький зверёк.

Согревает, кормит, светит,

Взрослым людям-

Первый друг!

Если с ним играют дети-

Тут же вырвется из рук,

Расшипится, растрещится-

Уничтожит всё вокруг.

(Огонь)

И зимой, и летом

Холод в нём и лёд.

Рыбу, суп, котлеты

Он нам сбережёт.

(Холодильник)

Голубой огонёк

нам обед сварить помог.

(Газ)

Мокрые волосы после мытья.

Быстро сумею им высушить я.

(Фен)

Для приготовления крема

Яйца он взбивает пену.

(Миксер)

Соберу рубашки, майки,

И скажу ей: «Постирай-ка!

В барабане покрути,

Бельё чистым возврати!»

(Стиральная машина)

Она помощница моя,

На ней обед готовлю я.

Я конфорки зажигаю,

Борщ варю, котлеты жарю.

(Плита)

Я огня не боюсь,

Смело на огонь сажусь,

В меня воду наливают

И бульон душистый варят.

(Кастрюля)

Если вода закипит,

Стану очень я сердит.

Заворчу, запыхчу

И в свисток засвищу.

(Чайник со свистком)

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор)

Плывёт электроход

То назад, то вперёд.

(Утюг)

Он один на всём свете

Очень рад пыль встретить.

(Пылесос)

Без рук, без ног,

А на гору быстро ползёт.

(Огонь)

Дрожит свинка, золотая щетинка.

(Огонь)

На столе, в колпаке

Да в стеклянном пузырьке,

Поселился дружок-

Развесёлый огонёк.

(Настольная лампа)

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь.

(Электроплита)

Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок.

Никого он не бьёт,

Но зато всё собьёт.

(Миксер)

Я пузатый и пыхтящий,

Я большущий и блестящий,

Если только захочу,

Кипяточку вскипячу.

(Самовар)

В камне спал,

По железу встал,

По дереву пошёл,

Как сокол пролетел.

(Огонь)

Золотая пчёлка

Села на ёлку.

Если её не прогнать,

Ёлка может запылать.

(Огненная искра)

Прочитайте детям.

Если в комнате у вас

Слёзы катятся из глаз,

Так как дым клубами вьётся

И огонь жуёт палас,

Нужно мужество найти,

К телефону подойти,

Постараться вспомнить цифры

От ноля до девяти.

Смело трубку в руки взять,

«Ноль-один» сумей набрать

И назвать ещё потом

Город, улицу, и дом,

И квартиру, где живёте,

И с каким она замком.

И ещё сказать: «Даю

Вам фамилию свою;

Также номер телефона,

У которого стою».

Игра-загадка «Если возник пожар».

(Дети образуют круг. Игру начинает ведущий. В руках у него воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому участнику. Если участник замедлил с ответом или ответил неправильно, он выбывает из игры.)

Ведущий:

Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,--

Ввысь взмывал сигнальный шар,

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет…

Ребёнок:

Злой пожар. (Передача шара)

1,2,3,4-у кого пожар?…

Ребёнок:

В квартире. (Передача шара)

Ведущий:

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил?…

Ребёнок:

Утюг. (Передача шара)

Ведущий:

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками?…

Ребёнок:

Играл. (Передача шара)

Ведущий:

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над?…

Ребёнок:

Газом. (Передача шара)

Ведущий:

Столб огня чердак обнял,

Кто там спички?…

Ребёнок:

Зажигал. (Передача шара)

Ведущий:

Побежал пожар во двор,

Это кто там жёг?…

Ребёнок:

Костёр. (Передача шара)

Ведущий:

Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жёг?…

Ребёнок:

Траву. (Передача шара)

Ведущий:

Помни, каждый гражданин,

Этот номер…

Ребёнок:

«01». (Передача шара)

Ведущий:

Дым увидел-не зевай

И пожарных…

Ребёнок:

Вызывай. (Передача шара)

Ведущий:

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнём…

Ребёнок:

Опасно! (Передача шара)

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Ребята, после каждого четверостишия, если вы согласны, что нужно поступить именно так, говорите хором: , а если вы не уверены, что действия правильны, молчите.

Воспитатель:

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Дети молчат.

Воспитатель:

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

Дети:

«Это, я, это я, это все мои друзья!»

Воспитатель:

Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушёл!

Дети молчат.

Воспитатель:

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

Дети:

«Это, я, это я, это все мои друзья!»

Детский сад важная часть жизни каждого человека. В дошкольном образовательном учреждении закладываются первые кирпичики знаний, здесь начинается подготовка маленького человека к взрослой жизни.

В детском саду проводят много занятий, рассчитанных на ознакомление ребенка с правилами безопасности. С ранних лет детям объясняют, как вести себя на дороге, как пользоваться техникой, как защитить себя от пожара.

Пожарная безопасность в детском саду

Один из незаменимых инструментов, помогающих познать окружающий мир – уголок пожарной безопасности. Уголок помогает быстрее обучить ребенка основам пожарной безопасности. С помощью пожарного уголка педагоги предлагают разные игровые ситуации, а дети учатся правильно действовать в случае опасности.

Для улучшения восприятия и вовлечения в процесс, многие преподаватели рекомендуют изготавливать пожарный уголок вместе с детьми.

Виды детских уголков

Уголки безопасности делают для самых разных направлений обучения детей. Основным, по праву считается уголок дорожной безопасности. Конечно, дети редко самостоятельно добираются до садика, но ведь почти все живут во дворах с оживленным движением или у дорог.


Вторым, обязательным к наличию в каждом образовательном учреждении, можно назвать уголок правил поведения в случае пожара. Этот наглядный материал поможет познакомить детей с различными опасными ситуациями, расскажет, как действовать при возникновении ЧС и как их избежать.

Для чего нужен пожарный уголок

Ребенок часто не понимает на сколько опасны игры с огнем. Стенд призван в доступной форме объяснить насколько серьезными могут быть последствия пожара, и как предупредить возгорание. Важной задачей уголка является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели.

Смотрите видео: Обучение детей дошкольного возраста пожарной безопасности.

Уголок пожарной безопасности содержит информацию о том, как действовать при возникновении пожара. Наглядный материал поможет ребенку выучить наизусть телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и правильно вести себя при пожаре. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.

Изготовление своими руками

В детском саду уголки по пожарной безопасности изготавливают своими силами. Но в создании уголка принимают участие не только педагоги. К процессу привлекаются дети и даже родители. Уголок должен не просто ознакомить ребенка со списком опасных ситуаций, важно сделать этот процесс простым и интересным. Поэтому особое внимание следует уделить оформлению стенда.


Для привлечения внимания и интереса со стороны детей, при оформлении пожарного стенда используют яркие цвета и красочные изображения. Не стоит злоупотреблять текстом, ведь многие воспитанники детского сада еще не умеют читать. Нужно постараться преподнести текстовую информацию схематически, в виде изображений.


Лучший способ привлечь внимание ребенка к уголку – яркие тематические игрушки. Используйте пожарные машины, пластмассовые огнетушители, костюмы пожарных. Яркие иллюстрации и игрушки несомненно увлекут детей и помогут процессу изучения материала. Хорошим решением станут стихи, подобранные к теме уголка. Уча стихи, малыш может запомнить основные правила безопасности.


Неотъемлемой частью пожарного уголка являются тематические дидактические материалы, наглядные пособия и развивающие игры. Они помогут приобрести умения по поведению в опасных ситуациях и закрепить знания по пожарной безопасности. Список таких материалов огромен и ограничен только воображением педагога. Для уголка пожарной безопасности делают макеты пожарных частей и пожарных щитов, лэпбуки, папки-передвижки, пазлы, настольные игры и многое другое.

Уголок пожарной безопасности в детском саду играет важную роль в воспитании ребенка. Яркий, красиво оформленный уголок привлекает внимание и интерес детей. Такой стенд в игровой форме донесет до малышей основы пожарной безопасности, научит действовать в случае опасной ситуации.

Сохранение здоровья и жизни дошкольников невозможно обеспечить без обучения малышей правилам личной безопасности, которые следует соблюдать не только в группе и групповом участке, но и во время пребывания дома, на природе, в общественных местах. Уголок безопасности в детском саду , который может быть посвящен различным сферам -

  • предупреждению травматизма на дорогах;
  • пожарной безопасности;
  • защите при угрозе проведения террористических актов
  1. Тематические картинки, плакаты, иллюстрирующие характер распространения огня и последствия пожаров.
  2. Пожарный стенд с макетами инструментария, выполненного из подручных материалов.
  3. Книги со стихами, рассказами о пожарах.
  4. Дидактические игры.
  5. Игрушечные пожарные машины.
  6. Наборы для сюжетно-ролевых игр.
  7. Материалы для родителей (статистические данные о пожарах, списки вопросов, на которые должен знать ответы ребенок).

Ввиду необходимости привития знаний о правилах поведения при пожаре воспитанникам всех возрастных групп оформление и содержание информационных стендов в младшей, средней, старшей, подготовительной группах должно отличаться. Это позволяет обеспечить осознание малышами уровня потенциальной опасности и поступательное расширение знаний о рисках контактов с огнем.

Соблюдение возрастного фактора при составлении уголков пожарной безопасности

Группа Особенности оформления информационных стендов
Младшая Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с понятием «пожар», узнают об источниках опасности, локализованных в бытовых помещениях (горячая плита, утюг), средствах оповещения о пожаре.
Тематический уголок в младшей группе следует укомплектовать такими материалами:
  • картинками, плакатами с изображением пожара;
  • наглядно-иллюстрационными карточками;
  • печатными играми, игрушками.
Средняя В этом возрасте воспитанники должны познакомиться с правилами использования бытовых электроприборов, получить знания о причинах возникновения пожаров и работе пожарных.
Для этого информационный стенд следует расширить:
  • новыми информационными и раздаточными материалами; изображениями пожарных;
  • игрушечными пожарными машинами;
  • материалами для сюжетно-ролевых игр.
Старшая На данном этапе возрастного развития дети расширяют знания об источниках пожарной опасности, существующих в бытовых условиях, причинах возгорания, вызванных природными явлениями (грозы, аномальное повышение температуры), взаимосвязи действий человека со стихийными пожарами. С целью формирования навыков обращения за помощью в пожарную службу при возникновении пожароопасных ситуаций следует дополнить тематический уголок:
  • картинками, плакатами с указанием номера пожарной службы - «01»;
  • игрушечным телефоном;
  • новыми раздаточными материалами, игрушками.
Подготовительная Со старшими дошкольниками следует закреплять навыки обращения с бытовыми предметами, оценки потенциальных рисков. Важно расширять знания детей об особенностях работы пожарной службы, правилах поведения при пожаре путем обновления, дополнения всех групп раздаточных и информационных материалов на тематическом стенде.

Уголок безопасности дорожного движения в детском саду

Предупреждение дорожного травматизма - еще один важный аспект обеспечения личной безопасности воспитанников детского сада. Тематический стенд, посвященный правилам дорожного движения, следует укомплектовать:

  1. Актуальной информацией для родителей о состоянии дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, стране.
  2. Плакатами, демонстрирующими наиболее частые причины возникновения аварий с участием детей.
  3. Перечнем игр, помогающим в увлекательной форме изучить с малышами ПДД.
  4. Материалами для сюжетно-ролевых развлечений, макетами дороги.

Уголок безопасности дорожного движения для детей в детском саду должен быть красочным и привлекательным - тогда воспитанники с удовольствием будут участвовать в занятиях, которые проводятся с использованием стенда. Наполнение уголка должно отвечать возрасту малышей, требованиям времени и актуальным правилам поведения на дороге.

Особенности наполнения уголков безопасности дорожного движения

Группа Рекомендации по подбору содержания стенда
Младшая

Самым маленьким воспитанникам очень важно усвоить понятие «можно», «нельзя», «опасно» относительно ситуаций на дороге. В этом возрасте дети знакомятся с разными транспортными средствами, учатся различать цвета светофора, выделять пешеходную и проезжую часть дороги.

Для облегчения работы с понятиями в состав тематического стенда следует включить:

  • наборы игрушечных транспортных средств разного типа: грузовые и легковые машины, спецтранспорт;
  • наглядный и раздаточный материал: макет пешеходного перехода, светофора, простейший макет улицы с проезжей частью и тротуаром;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Гараж», «Транспорт», «Автомобили и пешеходы»;
  • дидактические игры;
  • обучающие плакаты;
  • литературу в соответствии с возрастом.
Средняя

В средней группе воспитанники продолжают знакомство с новыми понятиями (перекресток, остановка транспорта, регулировщик), повторяют элементарные правила поведения на дороге и в общественном транспорте.

  • усложнить макет улицы (добавить зебру, «островок безопасности», фигурки пешеходов);
  • обновить атрибуты для игр «Автобус», «Парковка», «Пожарные», досуговых развлечений с родителями;
  • добавить наглядный материал по классификации транспорта;
  • развесить фотографии улиц, расположенных рядом с ДОУ.
Старшая

Данный возрастной период следует посвятить изучению наиболее распространенных дорожных знаков, число которых не должно превышать 10-12, а также знакомству с работой инструкторов ДПС.

В состав информационного стенда включить:

  • наглядные и раздаточные материалы, на которых изображены дорожные знаки;
  • обучающие игры на знание знаков;
  • схемы жестов регулировщика, жезл и фуражку инспектора ДПС;
  • макет части города, включающий несколько улиц;
  • раздаточные карточки со стихами и пословицами о безопасности на дорогах.
Подготовительная Старшим дошкольникам важно донести систематизированную информацию, расширяющую знания о правилах поведения на проезжей части, в общественном транспорте, в случае возникновения аварийных ситуаций. Для этого уголок, посвященный профилактике дорожного травматизма, рекомендуется дополнить:
  • атрибутами для постановки тематических спектаклей;
  • сборными моделями транспорта;
  • новым иллюстративным материалом;
  • макетами реальной местности (дорога от садика до школы);
  • картами-схемами районов.

Как оформить уголок безопасности в детском саду

Оформление групповых тематических стендов не подчинено строгим правилам, но некоторые особенности соблюдать следует. Очень важен выбор места: для расположения всех необходимых элементов рекомендуется установить легкий переносной стол, в отделения которого можно поместить раздаточный материал, атрибуты для игр, а на стене развесить информационные плакаты. Но в целом решение о том, как оформить уголок безопасности для малышей в детском саду , принимает воспитатель на основании имеющейся материальной базы.

Уголок безопасности может представлять собой:

  1. Единый стенд, размеры которого определяются свободным пространством.
  2. Книжку-раскладушку.
  3. Сборную конструкцию, элементы которой объединены тематикой материалов.

Воспитателям следует обратить внимание на тот факт, что привлекательность и эффективность стенда зависит не только от оформительских решений, но и от названий. Лозунги «Осторожно, огонь!», «Внимание, опасность на дорогах», сопровождаемые яркими иллюстрациями, позволяют привлечь внимание родителей к вопросам личной безопасности воспитанников, сделать мам и пап главными союзниками в вопросах профилактики детского травматизма.