О грехе и покаянии. Надо только захотеть


Переписка Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Письма к мирянам

... ...

Непростительных грехов нет. - О покаянии. Об отчаянии. - Смертные грехи. - Грехи несмертные. - Страсти. - Грехи словом, мыслью. - Исповедь

Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческаго, котораго бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз ни повторился грех человеческий, – Кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат пред всесвятою Кровию вочеловечившагося Господа, пролитою за нас. “Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы, человеки, исцелехом” (Исаии 53, 5). Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение. Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз может быть изглажен покаянием человека (Житие пр. Марии Египетской. Четьи Минеи, апреля 1). Покаяние – вера, покаяние – признание искупления и Искупителя! покаяние – усвоение себе заслуг Искупителя верою в Искупителя! покаяние – самоотвержение! покаяние – признание падения и погибели, объявших весь род человеческий! покаяние – отречение от всякой добродетели человеческой! Всю надежду возлагает покаяние на Искупителя! Одне заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! без цены, без малейшей цены добродетели человеческия! Оне заимствуют цену от веры в Искупителя, когда оне – выражение этой веры, – исполнение воли Искупителя! Покаяние восполняет собою недостаток добродетелей человеческих, присваивает человеку добродетели Искупителя! Бог дал нам покаяние в помощь нашей немощи. Ах, как многообразна и велика немощь наша! Иной человек ненавидит грех свой, но так привык ко греху, так безсилен для борьбы против него, что не престает впадать в ненавидимый, мерзостный грех, увлекаясь насилием преобладающаго навыка. Несчастному рабу греха пристанище – покаяние! Сколько бы раз ни случалось ему подвергнуться нравственному бедствию, – он может войти в это пристанище, починить в нем сокрушенную ладью душевную. Церковная история сохранила следующую беседу между некоторым страдавшим от греха иноком и одним из величайших угодников Божиих, обиловавших духовными дарованиями, по причине этого обилия, получившаго наименование Великаго: брат спросил преподобнаго Сисоя Великаго: “Отец! что мне делать? я пал”. Старец отвечал “возстань”. Брат сказал ему: “Я возстал, и опять пал”. – Старец отвечал: “опять возстань”. – Брат сказал: “доколе же мне будет возставать и падать?” – Великий отвечал: “доколе не будешь взят из этой жизни”. – Эту повесть вы найдете в книге “Достопамятныя сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов”; также она помещена в Четьих-Минеях, в житии преподобнаго Сисоя Великаго, 6 июля. Должно предполагать, что угодник Божий дал такой ответ человеку, имевшему несчастный навык ко греху, навык как бы непреодолимый. Встречаются люди, подвергшиеся этому бедствию. Слово “пал” изображает, что грех брата был тяжкий, смертельный.

Однакож надо знать, что Бог дал покаяние единственно в помощь немощи нашей, – отнюдь не для потачки греху. Дар Божий не должно употреблять во зло, должно обходиться с ним очень благоговейно, благоразумно, осторожно. “Кто в надежде на покаяние, повторяет “свои грехопадения”, сказал св. Исаак Сирский, – тот ведет себя лукаво по отношению к Богу, таковаго постигает нечаянная смерть” (Сл. 90). Должно со всею тщательностию храниться от впадения вообще во все грехи, великие и малые, как от выражения вражды на Бога.

Самый тяжкий грех – “отчаяние”. Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от дикаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние – злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями тождественными самоубийству. Самоубийство – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище.

За самоубийством следуют по тяжести своей грехи смертные, каковы: убийство, прелюбодеяние, ересь и другие, подобные им. Эти грехи, хотя и менее пагубны нежели самоубийство, и ведущее к самоубийству отчаяние, хотя совершившему их остается возможность покаяния и спасения, но называются смертными. Пребывающий в них признается умершим душею; пребывающий в них не допускается правилами святой Церкви к приобщению Святых Христовых Тайн, к участию в Богослужении. Если смерть постигнет его непокаявшимся в этих грехах, то вечная гибель его несомненна. Покаяние человека, пребывающаго в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит смертный грех свой. Тогда он только может быть допущен к соединению со Христом чрез приобщение Святых Тайн! И потому после главнаго греха – отчаяния и самоубийства, надо с особенною тщательностию охраняться от смертных грехов, с твердым и решительным намерением в душе – не впадать в них. Еслиж случится несчастие впасть в какой смертный грех, то надо оставить его немедленно, исцелиться покаянием, и всячески храниться, чтоб снова не впасть в него. Если же, по какому-нибудь несчастному стечению обстоятельств, случится снова впасть в смертный грех, не должно предаваться отчаянию, – должно снова прибегать к Богом дарованному врачевству душевному, покаянию, сохраняющему всю силу и действительность свою до самаго конца жизни нашей.

Есть грехи не смертные: одни из них тяжелее, другие легче. Надо сперва отучаться от грехов тяжелых, а потом и от легких. Например: грех несмертный – объядение; также грех несмертный – лакомство. Объядение грубее и сопряжено с более вредными следствиями, нежели лакомство: и потому надо сперва отучаться от многоядения, а потом от сластоядения. Впрочем, и несмертные грехи, каковы: объядение, лакомство, роскошь, празднословие, смехословие и другие, выросши и объявши человека, могут очень близко подойти к грехам смертным. Грех, овладевший человеком, называется страстию. Страсть подлежит вечной муке, сказали Отцы (преподобный Нил Сорский. Сл. 1). И потому никак не должно пренебрегать грехами несмертными, особливо должно наблюдать, чтоб какой-нибудь грех не вырос, и не образовалась в навыке к нему страсть. Для очищения от таких грехов и для лучшаго наблюдения за собою, Св. Церковь положила каждому православному христианину никак не менее четырех раз в год (в крайности же непременно однажды) прибегать к святому таинству исповеди. Святая исповедь приносит двоякую пользу: доставляет прощение от Бога в содеянных грехах, и предохраняет от впадения вновь в грехи. “Душа, – говорит св. Иоанн Лествичник, – имеющая обычай исповедывать грехи свои, удерживается от новаго впадения в них воспоминанием об исповеди, как бы уздою. Грехи же неисповеданные удобно повторяются, – как бы совершенные во мраке” (Леств. Сл. 4).

Есть грехи, совершаемые словом. Их никак не должно считать маловажными! От слова шуточнаго до слова преступнаго – самое краткое разстояние! “От словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися” (Матф. 12, 37), – сказал Спаситель. Язык совершил великия преступления: произнес отречения от Бога, хулы, ложныя клятвы, клеветы на ближняго. Отречение от Христа и Бога хульство причисляются к тягчайшим смертным грехам.

Есть грехи, совершаемые мыслию, ощущениями сердечными, движениями тела. Все они не малы, все вражда на Бога! Но когда мысль и сердце наслаждаются грехом, любят как бы осуществлять его мечтанием испещренным, украшенным и продолжительным, – таковый тайный душевный грех близок к греху, совершаемому самым делом.

Человек должен избегать со всею тщательностию всех вообще грехов. В тех же грехах, в которые по немощи впадает делом, словом, помышлением и всеми чувствами, должен ежедневно приносить раскаяние пред Богом, – что всего лучше делать по совершении правила, отходя ко сну. Сверх того должен ежегодно очищать совесть свою четыре раза св. таинством исповеди. Еслиж случится впасть в смертный грех, нисколько не медля надо исповедать его пред отцем духовным. Господь да сохранит вас от великаго душевнаго бедствия – смертнаго греха, да дарует вам силу удаляться и от прочих грехов, больших и малых. Аминь.

...

ГРЕХ - религиозно-понятое моральное зло; нарушение воли Божьей, выраженной в Откровении или постигаемой как непреложный закон нравственного миропорядка. В обыденной русской речи слово “грех” употребляется и для обозначения проступка, вины, распутства вне прямой связи с законом и волей Творца мира. В христианской религии и богословии, а также и в христианской философии “грехе-центральное понятие, органически связанное с идеей спасения и искупления. Грех-выражение зла. Природа и причины зла, способы его преодоления-одна из ключевых проблем всей философской мысли вплоть до настоящего времени.

По христианскому учению, “грех есть беззаконие” (1 Ин 3:4). Он совершается и тогда, когда поступают вопреки тому, что сказано в законе, и тогда, когда не исполняют предписанных законом положительных действий. Ветхий Завет требует неукоснительного выполнения закона. В Новом же Завете исполнение закона считается недостаточным для спасения-помимо внешних дел необходимо определенное духовное состояние: “...Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа” (Гал 2:16). На языке философской этики это означает, что важно не только действие само по себе, но и то, что побудило к этому действию. По Канту, нравственная ценность поступка определяется мотивом. Грех может быть “мысленным”, не выразившимся в действиях. Наши мысли и чувства побуждают нас к словам и поступкам. Грех может быть “словесным”, когда греховная мысль получает выражение в словах. И наконец, есть “греховные дела”, поступки, Греховные дела одних людей становятся образцом подражания для других. По своему существу грех противоположен любви - главной христианской добродетели. В основе греха лежит эгоизм и самолюбие. Грех, порождаемый соблазном блаженства и счастья, на деле - путь к духовной и физической смерти.

Бог сотворил человека совершенным, безгрешным по естеству и свободным по воле. Грехопадение Адама, соблазненного дьяволом, состояло в нарушении единственного данного ему Богом запрета-не есть плодов с древа познания добра и зла. Оно оказалось возможным именно потому, что Адам, созданный по образу и подобию Божию, обладал свободой воли, но не выдержал испытания свободой, сознательно, из гордыни, из желания стать наравне с Богом удалился от Бога. Он дал место злу, потерял внутреннюю гармонию и исказил в себе образ Божий. Последствием первородного греха явилось и осквернение природы - “мир во зле лежит”. Хотя потомки Адама и не участвовали в его грешном деянии, первородный грех передается по наследству в силу порочного состояния, в котором находится природа и рождаются люди. Безгрешных людей нет. “Если говорим, что не имеем греха,-обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Ин 1:8). Тот, кто считает себя праведным и не нуждающимся в прощении грехов, а молится только за других, по 115 (129) правилу Карфагенского собора (419), подлежит анафеме.

Христианские конфессии расходятся в определении того, насколько поврежден образ Божий в человеке. Более всего настаивают на полной извращенности человеческой природы протестантские церкви: человек потерял не только подобие Бога, но и сам образ Бога, он утратил и свободу воли, попав в рабство греха. Согласно католическому учению, природа человека осталась неповрежденной, он лишился лишь благодати, православие учит тому, что падение повлекло за собой не только потерю благодати, но и порчу природы, свобода сохраняется в природе человека, но потому и от усилий его воли зависит спасение. “Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Свое творение именно для того,-говорит православный богослов,-чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии-в способности стать Богом-человек способен к падению; но без этой способности пасть нет и величия. Поэтому, как утверждают отцы, человек должен пройти через испытание, πείρα, чтобы обрести сознание своей свободы, сознание той свободы любви, которой ждет от него Бог” {Лосскии В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, с. 243).

Согласно Новому Завету, Христос принял на себя грехи людей и открыл им дорогу к спасению. Православие учит, что человек очищается от греха посредством участия в “подвиге Христовом”, что вера без дел мертва. Протестантские церкви настаивают на том, что спасает только вера, получение которой зависит целиком от Бога, человек греховен настолько, что не способен ни к каким добрым делам.

Христианские богословы и философы расходятся в трактовке греха и в вопросе о том, имеет ли зло, выражением которого является грех, онтологическое существование, самостоятельную сущность, или же оно только уклонение от добра, состояние природы тех существ, которые отпадают от Бога. Отцы церкви считали зло и грех лишь болезненным искажением того, что создано Творцом мира. Повторение греха создает привычку и укрепляет греховные страсти, порождает порок. Христианство различает виды греха по содержанию, форме, степени тяжести. Все грехи могут быть прощены человеку, кроме одного: “Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Матф 12:32).

Имеет ли понятие греха какой-либо реальный смысл с позиций нерелигиозной философии? Основные направления философской мысли искали смысл существования, единственно правильный путь жизни и, следовательно, признавали совершающиеся всегда и повсюду уклонения от единственно правильного пути. Все религии держались этого взгляда, независимо от того, что конкретно они считали праведным или неправедным. Уже древнейшие запреты (табу) генетически связаны с идеей греха, вольного или невольного отступления от должного. Речь, по существу, всегда шла о том, есть ли высший смысл существования и если есть, то в чем он состоит. Кант утверждает существование безусловного, не выводимого эмпирически нравственного закона, наличие которого делает необходимыми выводы о существовании Бога и бессмертии души. Путь борьбы с грехом лежит через познание всех наших обязанностей как божественных заповедей. Для Гегеля очищение от грехов и ошибок достигается посредством познания человеком своей принадлежности к абсолютному духу. У Фихте исцеление духа осуществляется через уяснение высших вопросов бытия. Материалистическая и атеистическая мысль часто объявляли понятие греха фикцией. Однако, напр., марксистская философия не отрицала понятия истинной жизни, напротив, достижение материального благополучия и равенства считала условием подлинно человеческой жизни и началом подлинной человеческой истории. Атеистические направления в экзистенциализме в качестве важнейшей категории рассматривают аутентичность, подлинность существования, а, стало быть, признают неравноценность способов, каким оно осуществляется. В современной западной цивилизации усиливаются, однако, настроения, отрицающие понятия праведного и неправедного (греховного). Требуя эмпирических подтверждений любых высказываний, ссылаясь на “здравый смысл”, человек отказывается обсуждать вопросы о высшем смысле жизни и подлинном существовании, видя цель в достижении благополучия, успехов в делах, поддержании здоровья, долголетия и т. п. Греховность, как и святость, утрачивает в его глазах сколь-либо серьезное значение, кажется изжившим себя понятием.

Инструкция

Прелюбодеяние

Полезный совет

Источники:

  • Что такое прелюбодеяние?

Грех – это нарушение заповедей, данных Богом. По словам диакона Андрея Кураева, грех – рана, которую человек наносит своей душе. Человек несет ответственность за свои грехи, и лишь дети до семи лет считаются безгрешными, так как не могут полностью осознавать свои поступки.

Инструкция

Уверовать - возложить всю свою надежду на Господа Иисуса Христа. Необходимо помнить, что Иисус Христос умер на Кресте за все наши грехи и приобрел для нас дар вечного спасения. Милосердие Божие бесконечно: «призови Меня в день и Я избавлю тебя» (Псалом 49:15).

Исповедь – это великое Таинство, в котором кающийся очищается от грехов самим Господом Иисусом Христом. Как учит Святое Писание: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1-е послание Иоанна, гл.1, стих 8). Необходимо знать, что упоминания своих грехов в домашней молитве недостаточно, так как право разрешать грехи людей Господь дал только апостолам и их преемникам – епископам, священнослужителям.
К Исповеди необходимо подготовиться заранее: необходимо помириться с ближними, попросив прощения у тех, кого обидели. Желательно прочесть литературу о Таинстве Исповеди и Причащения и вспомнить все свои грехи (иногда, чтобы не забыть, их выписывают на отдельный листок). Вечером дома три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу . Можно пользоваться молитвословами, где есть эти три канона.

Исполнить епитимию, назначенную священником. Иногда священник может наложить на кающегося епитимию как в борьбе с . В качестве епитимии может выступать усиление молитвенного правила, запрет на Причащение в течение определенного времени, пост, паломничество к Святым местам, милостыня и т.д. К этому нужно отнестись как к воле Божией, предназначенной для врачевания души. Епитимия требует обязательного исполнения. В случае, если по каким-либо причинам выполнить епитимию невозможно, необходимо обратиться к , который ее наложил.

Полезный совет

Чтобы исповедоваться, необходимо обратиться в храм и узнать, в какое время совершается Таинство Исповеди.

Грех прелюбодеяния – один из смертных грехов и нарушение седьмой заповеди. Однако, как писали святые Отцы, «нет непрощенных грехов – есть нераскаянные». Раскаяние должно быть искренним и деятельным – нужно не только осознать свою вину перед Господом и людьми, но и сделать все, чтобы не впадать повторно в грех.

Вам понадобится

Инструкция

Важно понимать, что сами мы не можем искупить никакой свой грех. У нас есть Искупитель, принявший на Себя все наши грехи. Мы можем только просить Его милости, чтобы он простил нас, в очередной раз нарушивших Его заповеди и Его волю. Прощение мы получаем через раскаяние и своих грехов. Прелюбодеяние – один из смертных грехов. Святой Иоанн Златоуст считал, что прелюбодеяние – более тяжелый грех, чем всякой разбойничество, потому что прелюбодей не только оскверняет свое тело и душу, но и крадет у других то, что дороже всякого сокровища – любовь и супружество. Поставьте себя на место , узнавшего супруга, поймите его боль и душевную муку. Это необходимо для того, чтобы впредь удерживаться от подобного греха.

Чтобы получить прощение, нужно обратиться к и исповедаться ему не только в грехе прелюбодеяния, но и в остальных грехах, которые накопились у вас, как и у любого человека. Подумайте хорошо, в чем вы еще грешны, составьте ваших прегрешений, вольных или невольных. Если вы хотите очиститься, то после исповеди очень хорошо принять Причастие. До Причастия нужно поститься, как минимум, три дня.

Утром и перед сном читайте молитвенные . Если есть возможность, лучше идти , накануне Причастия, чтобы во время утренней Божественной службы не отвлекаться от молитвы. Очень трудно будет рассказывать священнику о своих грехах, но сделать это необходимо, потому что нераскаянный грех останется непрощенным. Не нужно в подробностях рассказывать о своих похождениях, если только вам не нужен совет в какой-то конкретной ситуации. Достаточно сообщить, что вы прелюбодействовали, обманывали супруга и вовлекли в обман и других людей. Если у священника будут вопросы, отвечайте на них максимально честно – помните, что ложь и утаивание на исповеди добавят тяжести к вашим уже совершенным грехам.

После получения разрешения от грехов запомните момент стыда, когда вы рассказывали в рясе о своем падении, и представьте, насколько мучительнее будет стоять перед Господом и Ему отвечать за свои деяния. Старайтесь избегать в дальнейшем любой ситуации, которая может привести вас к новому падению.

Полезный совет

Помните, что не только физическая измена, но и попытка совратить несвободного человека - грех перед Господом и людьми.

Источники:

  • Что такое прелюбодеяние?

Христианство признает две формы организации личной жизни: брак и безбрачие (целибат). Если случился такой грех, искать ответа как искупить - неверно. Господь сказал: покайтесь. Не сказал: искупите.

Инструкция

Покайтесь в душе и осознайте греховность блуда. Покайтесь любимому человеку, ели вы совершили грех блуда по отношению к нему. Честно расскажите ему о причинах, приведших к блуду, о ваших чувствах, переживаниях, эмоциональном состоянии. Извинитесь перед ним и всячески пытайтесь вновь завоевать доверие и любовь того, от кого вы блудили. Не поддерживайте никакой связи с человеком, с которым вы согрешили и старайтесь не допускать даже намека на то, что вы можете еще раз совершить этот грех. Ведите себя достойно, прилично, не давайте даже малейшего повода вашему любимому человеку усомниться в искренности вашего раскаяния. Но при этом никогда не позволяйте себя унижать, не терпите издевок моральных или физических наказаний.

Постарайтесь объяснить, что вы полностью осознаете совершенный вами и грех и готовы искупить его. Акцентируйте внимание на том, что вы честно признались в блуде и теперь раскаиваетесь в совершении такого поступка. Напомните своему любимому человеку, что вас постоянно наказывает ваша совесть, что она не дает вам ни на секунду забыть о совершенном вами грехе.

Сходите в церковь, если вы хотите искупить грех блуда перед Богом. Исповедуйтесь священнику, не утаивайте ничего, расскажите все, как было, не приукрашайте свой рассказ и не пытайтесь добиться его понимания. Покайтесь священнику всей душой и осознайте всю греховность блуда. Никогда впредь не блудите, воздерживайтесь от искушений и совершения греховных поступков. Начните жить правильной человеческой и христианской жизнью, чаще исповедуйтесь и живите по церковным законам. Не допускайте отчаяния, которое также является очень большим грехом, у источников которого стоит человеческая гордость. Узнайте у священника порядок причащения и обязательно начните постоянно причащаться.

Грех - понятие в современном мире растяжимое и в некотором роде даже привлекательное. В религиозном контексте грех понимается как преступление не только против совести, но и против Бога.

Отпусти мне, батюшка, грехи

Таинство исповеди предусмотрено в христианских религиях именно для того, чтобы отпускать совершенные против божьих заветов деяния. Основной элемент исповеди - покаяние. Просто рассказать о грехе человеку, который является лишь свидетелем, недостаточно. Трудно искупить грех, сердечно в нем не раскаиваясь, не сожалея о содеянном. Очищая душу исповедью человек должен всей своей жизнью стремиться больше не совершать подобного. Хорошо, если исповедь будет искренней. Тогда грех будет отпущен.

Молитва и пост

В исламе такого действия, как исповедь, не существует. Здесь считается, что между Богом и человеком не должно быть посредников. И просят отпущения грехов мусульмане в своих молитвах перед Аллахом. Если должным образом провести главный мусульманский пост - месяц Рамадан - все грехи будут отпущены.

В пост и молитва являются только помощниками в искуплении грехов. Однако из любых правил, как известно, бывают исключения. Например, при невозможности получать исповедь, монахи- искупали грехи молитвой и строгим постом.

Дело

Если есть возможность исправить, то нужно это сделать. Хотя бы попытаться. Одна добрая притча рассказывает, как к старцу пришел человек, желающий избавиться от порока недоброго на слово языка. На вопрос "как?" старец повелел сначала распотрошить перьевую перину с крыши дома. Человек выполнил, обрадованным вернулся к старцу, узнать, искупил ли он этим свои деяния. На что получил ответ: "А теперь собери".

Лучше не доводить свои дела до такого масштаба, но если уж случилось, то для искупления придется приложить максимум сил. Украденное иногда можно вернуть. Перед обиженным извиниться. Убил - помоги кому-то жить или выжить. В общем и целом, совершая дела доброты во имя веры, можно в грядущее время склонить чашу судных весов в свою сторону, получить отпущение грехов.

В зависимости от тяжести совершенного греха и доброделание бывает разным. Некоторые привыкнут справляться в миру, у некоторых душа требует монастырского уединения. Но суть не в этом. Главным все же в искуплении греха остается чувство сожаления о сделанном, раскаяние.

Все и сразу

Всякой хорошей хозяйке понятно, что одной свежей воды для борща явно маловато. Туда нужно добавить овощи, поджарку, мясо и т.п. Что-то забыла - и борщ уже не борщ. Сравнение, может, и слабовато, но очевидно - для того чтобы искупить грехи, нужно делать все возможное: исповедоваться и причащаться, молиться и , творить добрые дела. И стремиться не повторять впредь совершенной ошибки.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Отвечаем на вопрос Дмитрия Куделина:

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Является ли вожделение к жене страстью?

5.27. Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй».

5.28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

5.29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

5.30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Это слова Спасителя из Нагорной проповеди. Господь много говорит о законе, в то же время Его обвиняют в нарушении закона. Он не омывает рук перед приемом пищи, позволяет Себе совершать исцеления в субботний день.

Что же тогда понимал Иисус под законом? Он сказал, что пришел не для того, чтобы нарушить закон, а чтобы его исполнить . Другими словами, Он пришел, чтобы придать закону его истинное значение. Каково же истинное значение закона? Даже за устным законом и за законами книжников стоял один великий принцип, который книжники и фарисеи, однако, не смогли правильно понять. Человек должен во всем искать волю Божью, а когда он узнает ее, то должен посвятить всю свою жизнь исполнению этой воли.

Об одном из таких пунктов закона мы поговорим сегодня.

В законе сказано: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Иудейские учителя так строго смотрели на прелюбодеяние, что виновные подлежали смертной казни (Лев. 20, 10), но Иисус заявляет, что не только запретное деяние, но и запретная мысль влечет за собой суд Божий.

Необходимо понять, что говорит здесь Иисус. Он говорит не о естественном, обычном желании, которое является частью природы и инстинктов человека. Из буквального смысла греческого текста вытекает, что осуждению Божию предается человек, который смотрит на женщину для того, чтобы вызвать у себя желание, использующий свои глаза для того, чтобы возбудить свое вожделение, чтобы возбудить страсть и умышленно разжечь желание.

Иудейские раввины хорошо понимали, как люди могут использовать свои глаза для возбуждения порочного желания. У них были поговорки: «Глаза и руки - вот кто преступает закон» или «Глаз и сердце - два пособника греха».

Святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Поскольку прелюбодеяние - тяжкий грех, и чтобы вырвать корень самого греха, чтобы не запятнать нашу совесть, Он запретил даже вожделение, которое есть начало прелюбодеяния, как говорит блаженный Иаков, брат Господень, в своем послании: Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15)».

В мире, полном соблазнов, многое создано специально для возбуждения желания: книги, картины, пьесы, даже реклама, хоть в средствах массовой информации, хоть на уличных плакатах. Спаситель осуждает здесь человека, умышленно использующего свои глаза для того, чтобы возбудить свои желания; человека, находящего странное наслаждение в вещах, которые будят желание запретного. Непорочному все кажется непорочным, а человек с развращенным сердцем может в любой сцене найти что-то для возбуждения порочных желаний.

Господь указывает нам, насколько важно контролировать свои желания плоти, хранить чистоту и честность, и делать это настойчиво и жестко. Он требует безжалостно бороться с первыми же признаками похоти. Конечно же, вырывание глаз или отсечение рук - это гипербола, которая призвана акцентировать наше внимание на самом главном.

Аполлинарий Лаодикийский указывает: «Господь образно говорит о членах тела, не потому, что их в буквальном смысле следует отсечь, но как бы умертвить и упразднить для греха, по слову апостола Павла, что значит: не стоит заботиться даже о самом необходимом, если в нем кроется опасность какого-либо дурного деяния».

Повторюсь, что Господь не требует от нас невозможного. Как мужчинам, так и женщинам свойственно испытывать влечения к красивым людям противоположного пола. Он требует от нас, чтобы мы боролись со своим воображением, избегая пристальных взглядов с вожделением.

Стоит отметить, что грех прелюбодеяния - это измена в супружеских отношениях. По Евангелию это единственный грех, который оправдывал развод между супругами. Но даже чувственное желание измены Господом осуждается неимоверно строго. Ложь и похоть, накапливающиеся в семье, приводят к разрушению брака.

Поэтому многие из духовников советуют супругам быть готовыми честно и прямо говорить друг другу правду. Правда всегда помогает преодолевать многие трудности брака.

Что же касается внутренних взаимоотношений супругов, то логично вспомнить слова апостола Павла: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместe, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Никто из внешних не может ограничивать супружеское общение людей, состоящих в браке. Только взаимным уважением, пониманием и стремлением к воздержанию на время можно руководствоваться в семейной жизни. И если у супругов есть вожделение друг ко другу, в этом нет ничего зазорного. Главное, чтобы это желание приводило к единению, когда двое становятся одной плотью, являя миру плоды своей любви в чадорождении.

В своем вопросе Дмитрий спрашивает о том, является ли вожделение к жене страстью? Если это желание взаимно, если оно не ущемляет желание супруги и не приводит к понуждению - то нет, не является. Но необходимо помнить, что брак, семья есть прообраз Церкви Христовой, а значит призван к духовному воспитанию каждого из участников этого союза. А значит, каждый из супругов должен стремиться преобразить в себе вожделение плоти в духовную заботу.

Иными словами, как писал протопресвитер Василий Зеньковский: перевести половую энергию в энергию пола, дополняющую друг друга. И самый простой способ - это воздержание для упражнения в молитве и посте, когда на первое место становится не плоть, а дух человека.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Смертные грехи в православии - тяжелые преступления перед лицом Господа. Искупление достигается только при помощи искреннего покаяния. Человек, совершающий небогоугодные деяния, ограждает собственной душе путь в райские обители.

Постоянно повторяющиеся смертные грехи приводят личность к гибели и низвержению в адские чертоги. Преступные деяния находят первые отголоски в древних текстах богословов.

Характеристика смертных грехов

В духовном, как и материальном, мире существуют законы, нарушение которых влечет небольшие разрушения или колоссальные катастрофы. Большая часть нравственных принципов заключена в главных заповедях христианской религии. Они имеют силу уберегать верующего от беды.

Если человек обращает внимание на предупреждающие знаки в материальном мире, он действует разумно, обеспечивая себе безопасный путь к истинному дому. Преступник же, упиваясь смертными страстями, обрекает себя на продолжительную болезнь с тяжелыми последствиями.

По словам святых отцов Церкви , за каждой особенной страстью стоит определенное исчадие преисподней (бес). Этот нечистый делает душу зависимой к определенному виду греха, делая ее пленником.

Страсти - это извращение чистой природы человеческих качеств. Грех являются искажением всего лучшего, что есть в изначальном состоянии. Он может произрастать один из другого: из обжорства происходит похоть, а из нее жажда денег и гнев.

Победа над ними заключается в связывании каждой страсти по отдельности.

Православие утверждает, что непобежденные грехи никуда не исчезают после смерти. Они продолжают терзать душу после того, как она закономерно покинула тело. В Преисподней, по словам священнослужителей, грехи мучают намного сильнее, не давая отдыха и времени на сон. Там они будут постоянно терзать тонкое тело, и не смогут удовлетвориться.

Однако Раем считается особое место присутствия Святого Знания, и Бог не стремится насильно избавить человека от страстей. Он всегда ждет того, кто сумел побороть влечение к преступлениям против тела и духа.

Важно! Единственным православным грехом, который не прощается Создателем, является хуление Святого Духа. Отступнику никто не окажет поддержки, потому что он от нее самолично отказывается.

Перечень грехов для исповеди

Богословская наука, отвечающая на вопросы о грехах, называется аскетикой. Она дает определение преступных страстей и способы избавления от них, а также рассказывает, как обрести любовь к Богу и ближнему.

Аскетика похожа на социальную психологию, так как первая учит побеждать смертные грехи, а вторая помогает справляться с дурными наклонностями в обществе и побеждать апатию. Цели наук фактически не отличаются. Главная задача всей христианской религии - умение полюбить Бога и ближнего своего, а отречение от страстей - средство достижения истины.

Верующий не добьется ее, если будет подвержен греху. Совершающий преступление видит только свое Я и собственную страсть.

Православная Церковь определяет восемь основным видов страстей, ниже приведен их список:

  1. Чревоугодие, или обжорство - неумеренное потребление пищи, унижающее человеческое достоинство. В католической традиции сюда относят и распутство.
  2. Блудное любодеяние , которое привносит в душу похотливые ощущения, нечистые помыслы и удовлетворение от них.
  3. Сребролюбие, или своекорыстие - страсть наживы, ведущая человека к притуплению ума и веры.
  4. Гнев - страсть, которая направляется против кажущейся несправедливости. В христианстве этот грех есть сильное побуждение против своего ближнего.
  5. Печаль (тоска) - страсть, отсекающая всякие надежды на обретение Бога, а также неблагодарность за предыдущие и настоящие дары.
  6. Уныние - психологическое состояние , при котором человек расслабляется и начинает жалеть самого себя. Тоска является смертным грехом в православии оттого, что это депрессивное состояние сопровождается ленью.
  7. Тщеславие - страстное стремление к обретению известности среди людей.
  8. Гордость - грех , функция которого в принижении ближнего и дерзостном выставлении себя в центр всего мира.
На заметку! Термин «страсть» в церковнославянском языке переводится «страдание». Греховные деяния мучают людей сильнее, чем тяжелые болезни. Преступный человек вскоре становится рабом дьявольских страстей.

Как бороться с грехами

Словосочетание «семь смертных грехов» в православии не демонстрирует определенное количество преступлений, а только численно указывает на условное подразделение их в семь фундаментальных групп.

Однако церковь иногда говорит и о восьми грехах. Если рассматривать этот вопрос подробнее, список может быть увеличен до десяти-двадцати.

Важно! Ежедневная борьба с грехами - важнейшее дело каждого православного человека, а не только монаха. Солдаты принимают присягу, чтобы защищать отечество, христиане же дают обещание отречься от дьявольских деяний (преступлений).

После совершения первородного греха, то есть ослушания Воли Господа, человечество обрекло себя на продолжительное пребывание в узах труднопреодолимых страстей. Рассмотрим их по порядку.

Исповедь в грехах

Гордыня

Это первый грех и самый страшных грех в православии, который был известен еще до сотворения человечества. Он презирает ближнего, омрачает ум и делает собственное «Я» самым главным. Гордость завышает самооценку и искажает рациональное видение окружения. Для победы над грехом Сатаны необходимо научиться любить Создателя и каждую тварь. Сперва на это потребуется приложение больших сил, но постепенное очищение сердца смягчит ум в отношении всего окружения.

Чревоугодие

Потребность в питье и еде - естественна, любая пища является даром Небес. Принимая ее, мы подкрепляем силы и получаем удовольствие. Грань, отделяющая меру от переизбытка, находится внутри души верующего. Каждому необходимо уметь жить как в бедности, так и в изобилии, не беря сверх положенного.

Важно! Грех не в самой пище, а в несправедливом и жадном к ней отношении.

Чревоугодие подразделяют на два вида. К первому относят стремление наполнить желудок колоссальным количеством еды, второй - желание усладить языковые рецепторы вкуснейшими блюдами, не зная меры. Пресыщенные животы не позволяют их хозяевам размышлять о возвышенном и одухотворенном.

Обжорство снижает качество молитвы и приводит к осквернению тела и духа.

Бес чревоугодия побеждается только молитвою и соблюдением поста, который служит колоссальным воспитательным орудием. Блаженным становится тот, кто сумеет развить в себе навык духовного и телесного воздержания, а также неукоснительное следование церковным заветам.

О духовной жизни:

Любодеяние

Священное Писание называют сексуальные связи вне брака тяжелым грехом. Господь благословил только супружескую близость, где муж и жена становятся одной плотью. Действие, благословленное в браке, будет преступлением, если выходит за моральные рамки.

Любодеяние позволяет телам соединиться, но в беззаконии и несправедливости. Каждая такая плотская связь оставляет глубокие раны на сердце верующего.

Важно! Только божественный брак создает правильную душевную близость, духовное единение, настоящую любовь и доверительное отношение.

Беспорядочный блуд этого не дает и разрушает моральный фундамент. Прелюбодействующие люди крадут у самих себя, пытаясь обрести радости нечестным путем.

Чтобы избавиться от страсти, необходимо свести источники соблазна к минимуму, не привязываться к раздражающим внимание объектам.

Сребролюбие

Это есть неописуемая любовь к финансам и материальным приобретениям. Общество сегодня создало культ потребления. Такой образ мыслей отводит личность от духовного самосовершенствования.

Богатство не является пороком, но жадное отношение к собственности порождает страсть сребролюбия.

Чтобы избавиться от греховности, человеку необходимо смягчать собственное сердце и помнить, что ближним твоим бывает тяжелее. Господь, Властелин Вселенной, никогда не оставит в беде милосердного и щедрого верующего.

Счастье не зависит от финансового богатства, а достигается через смягчение собственного сердца.

Гнев

Эта страсть является причиною большинства конфликтов, убивая любовь, дружбу и человеческие симпатии. В гневе перед личностью предстает искаженное изображение того, на кого мы сердимся.

Проявление страсти, которая чаще возникает от самолюбия и зависти, травмирует душу и влечет огромные неприятности.

Избавиться от нее можно с помощью чтения Священных Писаний. Работа и юмор также отвлекают от воздействия гневного образа мыслей.

Печаль

У нее множество синонимов: меланхолия, депрессия, тоска, горе. Она способна довести до самоубийства, если эмоции берут верх над здравым рассудком.

Продолжительная печаль начинает обладать душою и вести к разрушению. Этот грех усугубляет понимание настоящего, делая его тяжелее, чем оно есть на самом деле.

Чтобы побороть неприятную депрессию, человек должен обратиться за помощью к Всевышнему и обрести вкус к жизни.

Уныние

Эта страсть связана с телесной расслабленностью и ленью. Она отвлекает от дневной работы и молитвы. В унынии всякое дело кажется неинтересным и возникает желание его бросить. Каждому следует понимать: нельзя добиться успеха в делах, если подвергаться скуке.

Для борьбы подходит воспитание собственной воли, которая переломит всякую леность. Каждое важное дело, особенно в честь окружения, требует обстоятельного принуждения от личности.

Тщеславие

Страсть является стремлением к суетной славе, не дающей каких-либо преимуществ и богатств. Любой почет недолговечен в материальном мире, поэтому стремление к нему отвлекает от действительно верного размышления.

Тщеславие бывает:

  • скрытым, обитает в сердцах обычных людей;
  • выставленным напоказ, стимулирует на приобретение высочайших должностей.

Чтобы поделить стремление к пустой славе, следует учиться противоположному - смирению . Необходимо спокойно выслушивать критику других и соглашаться с очевидными мыслями.

Избавление через покаяние

Грехи очень мешают вести спокойную жизнь, однако человек не спешит от них избавляться, так как скован силой привычки.

Верующий понимает все неудобство своего положения, но не порождает желания исправить сложившиеся обстоятельства.

  • Чтобы начать процесс очищения от греховности необходимо восстать против самой страсти, возненавидеть и изгнать ее силою воли. Человек обязан возбудить борьбу и отдать собственную душу в распоряжение Всемогущего Бога.
  • Начавший сопротивление находит спасение в покаянии - единственном пути победы над всякой страстью. Без этого нет возможности одержать верх над греховными стремлениями.
  • Священник имеет законную власть избавлять от психологических преступных пристрастий, если человек искренне ему исповедался.
  • Христианин, пошедший по пути очищения, обязан уничтожить свое греховное прошлое и никогда к нему не возвращаться.
  • Господь знает о наших страстях, дает свободу ими насладиться и испить горькую чашу. Бог ждет от человека искреннего признания в совершенных проступках, тогда душа становится ближе к райской обители.
  • Путь избавления нередко сопровождается стыдом и трудностью. Верующий обязан вырывать греховные наклонности, словно сорняки.
  • Духовно больные люди не видят своих смертельных страстей, поэтому остаются в неведении. Рассмотреть собственные нравственные слабости можно, только приблизившись к источнику истинного света, то есть Богу.
  • Борьба с греховными помыслами тяжела и продолжительна, но нашедший умиротворение в служении Господу перестает быть рабом страстей. Духовная работа принуждает верующего превозмогать и очищаться от суетного, которое только разрушает и не дает ничего взамен.

    Посмотрите видео о восьми смертных грехах