О соблазне «перекрещивания. О крещении


Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? На все эти вопросы Вы найдёте исчерпывающие ответы в данной статье, подготовленной редакцией Правмира.

Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Сегодня хотел бы рассказать читателю о таинстве Крещения и о крестных.

Для удобства восприятия предложу читателю статью в виде вопросов, наиболее часто задаваемых людьми по поводу Крещения и ответов на них. Итак, первый вопрос:

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством?

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей. Итак:

Крещение младенцев: можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Этих обоснований вполне достаточно, чтобы читатель осознал всю важность крещения младенцев. Вполне закономерным после этого будет вопрос:

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное – не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У любознательного читателя может возникнуть вопросы относительно дней крещения. К примеру, в преддверии многодневных постов наиболее часто приходится слышать вопрос:

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Я уже упомянул, что у каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников. Возникает вопрос:

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум – два восприемника.

Разобравшись с количеством крестных, читатель, скорее всего, захочет узнать:

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом – исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

К некоторым подробностям крещения можно отнести и следующий вопрос:

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Возможно, кто-то из читающих эту статью сам в скором будущем станет крестным. Осознавая всю важность принимаемого решения, им будет интересно:

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Иногда приходится слышать чисто технический вопрос, связанный с крещением:

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос:

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи – не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же – только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын – Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Да, могут. Вопреки расхожему мнению, не существует канонического запрета супругам или собирающимся вступить в брак, быть крестными у одного ребенка. Существует лишь каноническое правило, которое запрещает крестному отцу вступать в брак с родной матерью ребенка. Духовное родство, устанавливаемое между ними через таинство крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Но это правило никак не влияет на возможность вступления в брак крестных родителей или на возможность супругам стать крестными.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником – крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник – такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все – сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и – мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду – тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

Епископ или пресвитер, Аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или Аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников .

Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным ее членом . Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) , и только такое крещение называется по этому правилу истинным (κατά άλήθειαν ). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершенное крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом . От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила «от нечестивых оскверненного» (τόν μεμολυσμένον παρά τών άσεβών ). Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещен, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным. Главным основанием этого, по правилу, является то, что духовное лицо, повторившее правильно совершенное крещение или же признавшее правильным ложное крещение, поглумилось над крестом и Господа, потому что, по словам ап. Павла, все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (), и что сам крест, по словам Иоанна Златоустого, называется крещением, которым и Он крестился (), и что и Он будет креститься крещением, о котором ученики Его не знают () .

Поводом к изданию этого правила послужили на первом месте существовавшие во времена Апостолов ереси (николаитов, симониан, Менандра, Керинфа и Евиона) , искажавшие основные о Св. Троице, о Лицах Божества, и особенно о воплощении Сына Божия и об искуплении. У таких еретиков, конечно, не могло быть ни истинного крещения, как таинства, возрождающего человека в новую жизнь и просвещающего его божественной благодатью, хотя бы относительно формы таинство это было совершено правильно, потому что самые понятия их о Боге и об истинной вере Христовой были совершенно ложны. Другим поводом к изданию этого правила послужили также и споры, возникавшие в первые времена церкви относительно крещения еретиков. По мнению одних, никоим образом нельзя было признавать крещения, совершенного у еретиков, и, следовательно, необходимо было снова крестить каждого без различия, переходившего из ереси в православную церковь. По мнению других, снова крестить необходимо было только переходящих из той ереси, в которой искажено было крещение; если же крещение известных еретиков не было повреждено, но по своей сущности соответствовало православному крещению и, следовательно, могло считаться церковью по существу правильным, то переходивших из таковых ересей (где сущность крещения не была повреждена) не было надобности вторично крестить. Первого мнения держались епископы африканской церкви и некоторые восточной; другое мнение защищалось западными епископами и вместе с ними большинством остальных епископов . Это последнее мнение принято и настоящим Ап. правилом и ясно выражено в нем, как общая церковная норма, а именно: крещение по своему существу, как тайна благодати, не может вообще повторяться и, следовательно, если оно правильно совершено и по своей сущности и по внешней форме, другими словами, если оно совершено сообразно его евангельскому установлению, то оно не повторяется даже и над теми, которые переходят в церковь из какой-либо ереси. Особенно это должно относиться к лицам, крещенным первоначально в православной церкви и затем перешедшим в какую-либо ересь. Если же крещение совершено противно его евангельскому установлению и людьми нечестивыми (άσεβών ), как говорит это Ап. правило, т.е. таким еретическим священником, который извращенно исповедует основные христианской веры, вследствие чего совершенное им крещение не есть истинное (ού χατά άλήθειαν ) и считается недействительным, то данное лицо необходимо крестить снова, как бы еще не крещенное.

Правила определяют точным образом, какое крещение, совершенное не в православной церкви и не православным священником, должно считаться недействительным и должно быть повторено. Предписания этих правил должны строго соблюдаться и малейшее отступление от них должно подлежать каноническому наказанию. Предписания этих правил имеют значение исключительно при обсуждении действительности крещения, совершенного вне православной церкви. Среди теперешних неправославных вероисповеданий, с которыми нам приходится сталкиваться, главнейшим является римско-католическое. Ни одно из соборных правил с общеобязательным значением не провозгласило недействительность крещения, совершенного по предписаниям этого вероисповедания, вследствие чего переходящие из этого вероисповедания в православную церковь принимаются по известному чину, точно прописанному в требнике, но крещение их признается и, следовательно, таковых не крестят снова. Вследствие исключительных условий, наступивших в отношениях греческой и латинской церквей, издано было на Константинопольском Соборе 1756 г. предписание крестить снова каждого римо-католика, желающего перейти в православную церковь . Подобно этому, было издано и в России на одном из московских соборов еще в 1620 г. такое же предписание и также в силу тех же условий, что и в греческой церкви . Но эти предписания, расходясь с общей многовековой практикой восточной церкви и считаясь только исключительной мерой строгости, неизбежно вызванной неблагоприятными обстоятельствами времени, не имеют и не могут иметь общего значения .

В данном Ап. правиле важно то, что, помимо вышеприведенного основания к извержению епископа или пресвитера, повторившего правильно совершенное крещение или признавшего правильным ложное крещение, таковым основанием считается и то, что эти духовные лица не делают разницы между настоящими и ложными священниками (ψευδιερέων ). Чтобы судить о том, должно ли священство того или другого иноверного общества считаться законным и, следовательно, признаваться или не признаваться со стороны православной церкви, необходимо убедиться главным образом в том, отступает ли известное иноверное общество от православной церкви только в некоторых отдельных пунктах веры и в некоторых своих отдельных обрядах, или оно погрешает в основных истинах церкви и имеет искаженное учение, как в отношении вопросов веры, так и в отношении церковной дисциплины; в последнем случае священство такого общества не может признаваться православною церковью. Далее, нужно принять во внимание, смотрит ли данное религиозное общество на священство, как на божественное установление и на иерархическую власть, как на власть, проистекающую из божественного права, или же оно смотрит на священство, как на служение, получаемое подобно всякой другой мирской службе без участия божественной благодати и нужной только для того, чтобы сохранить известный порядок при исполнении каких-либо религиозных обязанностей. В последнем случае нет истинного священства, потому оно и не может признаваться церковью. Наконец, так как основу законного священства составляет непрерывное преемство иерархической власти от Апостолов и до настоящего времени, то при суждении об иноверном священстве необходимо обращать особенное внимание на то, сохранено ли в данном религиозном обществе это апостольское преемство или нет. Священство религиозных обществ, сохранивших это непрерывное преемство, считается, несмотря на существующие в них различные мнения, канонически правильным, если только в остальном они не затрагивают самых основ христианской веры, и сущности и силы таинств; если же это апостольское преемство прервано в том или ином религиозном обществе, которое, отделившись от церковного общения, имеет свою особую иерархию, независимо от апостольского преемства, то священство подобного общества не может быть признано канонически правильным (

Младенцев крестят при рождении, а взрослые могут пройти процедуру крещения в любом возрасте. Крещение должно быть единожды за всю жизнь человека, но в некоторых случаях церковь допускает второе крещение.

Прежде всего, следует сказать, что же такое крещение. По своей сути это христианское таинство. Считается, что только через крещение человек может стать членом церкви. Сам процесс крещения состоит из погружения младенца в воду, или в обливании водой взрослого человека, принимающего крещение. Все это сопровождается молитвами священника. Молитва называется Символ Веры, также она является основой православия. В этой молитве говорится о едином крещении, что если человек рождается единожды, значит, и принимает крещение один раз в жизни. А во время совершения этого процесса у человека отмываются все грехи, среди которых и первородный грех. Таким образом, духовное рождение возможно один раз, но бывают случаи, когда необходимо второе крещение. Рассмотрим их подробнее.

Существуют люди, которые осквернили свою совесть, или взяли грех на душу, и для того, чтобы очиститься, люди считают, что правильно будет креститься второй раз. Для второго крещения в православной вере существует Таинство Покаяния или Исповеди. Процедура такого крещения заключается в молитве, которую произносят верующие люди, обращаясь к Господу с просьбой очистить душу. Безусловно, повторное крещение должно быть согласовано со священником, как с официальным представителем церкви. От результата повторного крещения зависит жизнь людей, которые верят, что Церковь им поможет в сложной ситуации.

Кроме того, на практике встречаются люди, которые не знают крещенные они или нет, либо просто не помнят, а спросить уже не у кого. И тогда священник, несколько меняя слова молитвы, имеет право произвести крещение. Кроме того, бывают люди, которые часто меняют свою религию. И в случаях возврата к первоначальной вере, человеку следует раскаяться и пройти крещение второй раз. Это редкие случаи, решать которые нужно со священником. Также вопросом, можно ли креститься второй раз, задаются люди, желающие поменять свое имя. Кроме того, второй раз крестятся люди, которые вели греховный образ жизни, а сейчас пришли к вере в Бога.

Главное помнить, что желание повторного крещения должно исходить от человека лично, человек должен быть на сто процентов уверен в своем желании, а не по тому, что кто-то сказал это сделать. Если человек для себя точно решил, что нужна повторная процедура крещения, то важно это желание грамотно мотивировать перед церковью, приведя все свои аргументы. А церковь всегда примет в свои ряды человека, желающего очистить душу или совесть. Все вопросы такого характера имеют индивидуальный подход, необходимо все продумать, и заранее обговорить все действия со священником, который будет проводить повторное крещение.

Мотивы второго крещения у каждого человека могут быть свои, но главное в этом деле — это вера в правильность и необходимость данного решения, которое может повлиять на будущую жизнь человека.

Для христиан крещение иногда "действительно", а иногда говорят - "крещение недействительно", и крестят заново. Что за оригинальное представление о действительности? Об этом говорят христиане трёх конфессий: пастор Павел Бегичев, Иван Лупандин, древлеправославный Дмитрий Урушев.

Яков Кротов : Сегодня наша программа посвящена крещению. У нас в гостях Иван Владимирович Лупандин из редакции "Католическая энциклопедия", Павел Александрович Бегичев, пастор Церкви на Шелепихе, и старообрядец Дмитрий Александрович Урушев.
Тема крещения совершенно безгранична - тут и история, и догматика, и богословие. Я бы предложил сосредоточиться на такой маленькой детали как действительность крещения. В конце концов, все верующие люди приходят к Богу, потому что они вдруг понимают, что Бог действительно есть. Он действительность! Можно сказать высшего порядка, можно сказать еще как-то, но он действительность, он действует. И надо отвечать каким-то действиям на это действие.
Что значит действительность крещения? Что может помешать таинству крещения быть действительным?

Иван Лупандин : Эта проблема стоит - действительность не только крещения, но и всех семи таинств. Во-первых, что такое вообще таинство? И сколько их? Допустим, таинство брака тоже не менее значительное, что таинство крещения. Тоже можно говорить о действительности брака. Есть таинство священства. Это тоже важно. Все-таки священник рукоположен правильно, по чину или все-таки неправильно рукоположен. Здесь тоже бывают проблемы.

Яков Кротов : Но крещение все-таки бесконечно выше.

Иван Лупандин : В каком-то смысле оно выше. Оно первое в списке таинств, но все-таки не единственное. Таинств семь. Насколько я могу судить, таково учение Католической церкви.

Яков Кротов : Почему крещение? Потому что после 70 лет большевизма у очень многих людей бывают большие сомнения - крещены они, в конце концов, или не очень.

Иван Лупандин : Я думаю, что Бог не бюрократ. Путь к Богу - это не путь в посольство. Бог взирает на сердце человека. Я не думаю, что Бог будет внимательно проверять при входе в Рай справку о крещении. Тем не менее, во избежание хаоса, церковь вводит некоторые правила. Они введены были, конечно, не немедленно. Понятно, что все это создавалось постепенно под воздействием Святого Духа. Действительно собирались соборы.
Допустим, в III веке нашей эры был знаменитый Карфагенский собор, где впервые встал вопрос о действительности таинства Крещения. Эпизод со святым Киприаном Карфагенским очень знаковый в истории церкви, когда действительно встал вопрос - имеют ли право еретики крестить? Действительно ли еретическое крещение? Если человек крещен у еретиков, можно ли его считать крещенным, если он возвращается в истинную церковь, или надо его перекрещивать? Здесь возник спор. Тем не менее, Киприан занял неправильную точку зрения, мнению католиков, в вопросе действительности крещения. Он посчитал, что крещение еретиков недействительно. За что папа Стефан I поправил Киприана. С тех пор в Католической церкви если крещение совершено правильно, но не надо перекрещивать.
Что значит правильно совершено крещение? Крещение совершается либо тремя погружениями, либо тремя обливаниями. Этот момент является предметом пререканий со Старообрядческой церковью, прежде всего. Если католик пожелает принять старообрядчество, то если он крещен обливательным крещением, даже если его крестил лично папа Римский, все равно ему придется перекрещиваться. Только в три погружения признается в православной церкви. Здесь есть некая проблема.

Яков Кротов : Действительно будут перекрещивать?

Дмитрий Урушев : Когда мы с вами говорим о существующей практике перекрещивания, надо заметить, что ни один старообрядец никогда не скажет, что он кого-то перекрещивает. Он скажет - я крестил. Потому что всевозможные ныне существующие практики через обливание, через поглаживание мокрой рукой по темечку, конечно же, с точки зрения Старообрядческой церкви не являются действительными. Но надо заметить, что это не выдумка старообрядцев. С одной стороны, крещение это некая граница, которая отделяет церковь от мира, но с другой стороны, это как раз то, что и делает христианина членом церкви. Возвращаясь к старообрядческой практике, надо заметить, что перекрещивают заново, естественно, только тех, кто крещен каким-то нетрадиционным способом.

Яков Кротов : Мне это напоминает католическое отношение к разводу. У католиков разводов нет, вторых браков нет, а при этом у человека вторая жена.

Иван Лупандин : Это проблема, которая возникает в связи с действительностью таинства брака. Как и таинство крещения, таинство брака может быть недействительным. Например, когда человек был уже женат и скрыл это от своей невесты, от священника. Это абсурд считать такой брак действительным, если человек был уже женат.

Яков Кротов : Все-таки в бытовом сознании таинство брака определяется значительно проще по совсем другому критерию. Есть дети - значит брак действителен. Дожили до смерти в мире и согласии - значит брак действителен. А вот в крещении, получается, что действительность определяется последовательностью обряда. Но ведь у крещения тоже должны быть какие-то плоды. Если у брака действительность обнаруживается в любви и детях, то у крещения... Если к Вам в общину придет человек и скажете: "Я крещен у старообрядцев, но мне у вас хочется быть членом церкви", Вы его будете перекрещивать?

Павел Бегичев : Я задам ему один вопрос: "Приняли ли Вы Святого Духа уверовав?" Обычно люди говорят: "Что?!" И тут уже надо поступать как апостол Павел, то есть благовествовать об Иисусе, рассказывать.

Яков Кротов : А Дух откуда?

Павел Бегичев : Мы начинаем с азов. Потому что человек, скорее всего, не христианин. Он не знает, что Бог стал человеком. Он не знает, что Бог возлюбил его. Он чувствует интуитивно, что он грешен. Он не знает, в чем состоит суть прощения грехов. Он не знает смысла крестной жертвы. Он ничего не слышал о воскресении. Вернее, слышал на Пасху, даже сам говорил, а что это значит - не понимает. Конечно, у него не было ни покаяния, ни сознательного доверия Богу. Чаще всего он даже не читал Библию. Это все мы начинаем человеку излагать.

Яков Кротов : А Дух Святой, как плод крещения, это что?

Павел Бегичев : А я бы не стал говорить, что это плод крещения. С точки зрения апостола Павла это плод уверования. А крещение следует за уверованием и получением Святого Духа. С моей точки зрения, все происходит примерно так. Человек встречается с Богом. Это не зависит от конфессиональных рамок, от каких-то манипуляций, совершаемых священниками и т. д. Действительность крещения - это оксюморон. Потому что крещение само по себе не может быть действительным. Действительным может быть действие Бога, а не действие человека. Действия человека всегда либо соответствуют божьему действию либо нет. Если у человека появились отношения с Богом, если в нем возникла вера, если в нем возникли перемены, Духом Святым вызванные, по косвенным признакам я сужу о том, что в нем зародилась жизнь с Богом, и тогда есть заповедь Господня - крещение. Ее надо исполнить как знак того, что с тобой уже сотворил Господь. Для протестанта крещение - это, скорее, штамп в паспорте, свидетельство перед Богом, перед людьми, перед ангельским миром о том, что Господь уже сотворил свое таинство в человеке.

Дмитрий Урушев : Я бы хотел добавить, если мы обратим внимание на текст Нового Завета, разрешение проблемы со Святым Духом, когда выясняется, что кто-то где-то после крещения Святого Духа не получил. Туда отправляются ученики Христовы и Святой Дух преподают этим людям.

Яков Кротов : Нормой считается все-таки погружательное крещение?

Иван Лупандин : Нет, там не сказано, что нормой является погружательное крещение, а сказано или/или.

Яков Кротов : Хороший римско-католический священник будет стараться, чтобы при храме был баптистерий, то есть крещальня?

Иван Лупандин : Не думаю.

Яков Кротов : А почему он не будет стараться, чтобы было погружение?

Иван Лупандин : По-видимому, потому что каноническое право не говорит, что погружение, в крайнем случае обливание. А эти два пункта приравнены друг к другу через запятую.

Яков Кротов : Символика погружения, в чем заключается?

Дмитрий Урушев : Она заключается в том, что изображается трехдневное схождение вместе со Христом во гроб и последующее воскресение.

Яков Кротов : Человек как бы тонет и умирает.

Дмитрий Урушев : Да, трижды спускается с Христом во гроб и восстает новым человеком.

Яков Кротов : Для католиков такая символика близка? У любого обряда должна быть символика, какое-то значение, иначе это просто пустое...

Иван Лупандин : Насколько мне известно, все-таки тройное погружение и тройное обливание...

Яков Кротов : Но какая-то символика все-таки есть?

Иван Лупандин : Ну, конечно. Не может не быть символики. Церковь имеет большую историю.

Яков Кротов : Но православный чин молитв и старообрядческий, новообрядческий, древний чин крещальных молитв действительно говорит о потопе, говорит о пучине, в которую погружается человек. Мне кажется, что троекратность - это отдельный символ. Интуитивно человек, приходя в Православную церковь, принимая крещение, действительно важно, чтобы целиком, полностью.

Иван Лупандин : Есть иконописный канон что ли, где Христос стоит по колено в воде, а Иоанн Креститель возливает ему на голову воду.

Яков Кротов : Символика смерти присутствует в таинстве крещения и у католиков в молитвах?

Иван Лупандин : Безусловно. Символика смерти присутствует, но смерть можно символизировать разными способами. Конечно, погружение может быть лучше символизирует смерть, чем обливание. В пасторских целях можно прибегнуть и к менее ярким символам.

Дмитрий Урушев : Говоря о символике смерти, имею в виду символику самого погружения человека в воду. Те слова, которые при этом произносятся "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", это богословская мысль. Это отсылка к Евангелию, к Новому Завету. Вода должна быть естественной теплоты.

Яков Кротов : В Иордане наверняка теплая вода.

Павел Бегичев : Там естественная теплота, а у нас естественная холоднота.

Яков Кротов : Павел Александрович, Вы себя воспринимаете как исключение в христианстве?

Павел Бегичев : Мне кажется, что нет. Конечно, у протестанта комплекс неполноценности в этом смысле. Он всегда должен произнести сакральную мантру - нет, мы за возвращение к истокам, к первым христианам. Да, символизм присутствует. Главное ведь не это, а главное - что происходит в сердце у человека с Богом. Действительность крещения не в том, насколько правильные манипуляции ты произвел в этот момент, какие слова сказал.

Яков Кротов : Но ведь тогда встает другой вопрос. А как далеко можно зайти в тезисе, что мы умные и ко всему придумаем символику, что все это условность? Тогда может быть, вообще, не нужно крещение?

Павел Бегичев : Это как в споре, как увеличивать броню у пехотинца. На каком-то этапе получается танк.

Яков Кротов : А здесь обратный вопрос - насколько можно лишать?

Павел Бегичев : Господь сказал, что это должно быть явно для людей, некий минимум должен присутствовать.

Яков Кротов : Где это он сказал?

Павел Бегичев : Это про евхаристию. Есть некий установленный Богом символизм. В данном случае присутствует вода. Присутствуют явно прописанные в Писании образы погребения, воскресения. Явно прописаны образы связи с теми духовными происшествиями, которые в тебе случаются. В данном случае прописана связь с тем минимумом, который каждый человек может найти.

Яков Кротов : Так что такое действительность крещения? Мы символику разобрали - человек умер и воскрес. Позвольте, а воскресшие люди будут продолжать прежнюю жизнь? Или какой-то шок, пережитый от смерти, даст о себе знать? В этом смысле, Иван Владимирович, действительность и действенность крещения совпадающие понятия?

Иван Лупандин : Надо все-таки смотреть на церковь и ее историю, обратиться к отцам. Мы должны понять, что сейчас XXI век. Но был, допустим, III век нашей эры, тоже были христиане. Это были христиане, жившие в обстановке гонений. И тогда стать христианином значило поставить на карту и свою собственность, и свою жизнь, и свое реноме. Потому что к христианам относились как к каким-то опасным сектантам, которые чуть ли не детей пожирают. Бросали вызов обществу. И всем было понятно, что такое христианин. В этой ситуации, конечно, было просто и ясно - я христианин, это все равно что я вышел на демонстрацию на Красную площадь за вашу и нашу свободу. Ясно, что побегут, оторвут, вырвут лозунги и по зубам еще дадут. Этот момент очень сближал людей. Люди понимали, на что они идут. Сейчас непонятно, зачем крестят.

Яков Кротов : А если человек понимает, идет, а потом как-то рассасывается.

Иван Лупандин : Еще такой момент - чеченец крестится. Я думаю, что он очень хорошо понимает, на что он идет, когда он крестится, и его проклинают все его родственники, а еще могут и убить. А есть формально - вот я русский, я православный. У нас так принято. Это, конечно, проблема. Но как тут быть я, честно говоря, не могу сказать. Вернуть обстановку гонений?

Яков Кротов : Упаси Господи! Это был бы терроризм!
Дмитрий Александрович, на Ваш взгляд, действительность и действенность? Я думаю, что у современных старообрядцев нет той 20-миллионной массы крестьянской, что до революции. Эта среда уничтожена большевиками в 1929 году. Мне кажется, что большинство современных старообрядцев в Москве - это люди, пришедшие в старообрядчество. Это не потомственные старообрядцы. Высохла вода крещения и не оставила никаких следов.

Дмитрий Урушев : Естественно, очень много людей, пришедших в церковь. В Москве их достаточно много. Мы живем в ужасную эпоху. Мы живем в эпоху, когда религия превратилась в индивидуальное дело каждого. Вот я хочу креститься в три погружения, я буду искать старообрядческий храм, старообрядческого священника. Я хочу слушать мессу, я буду искать католический храм, католического священника. Вопрос крещения, кто как крещен - это вопрос какой-то узкой школы, узкой методики. Тот, кто хочет найти эту методику и школу, он ее найдет. 99% населения совершенно к этим вопросам безразлично. Никто после этой передачи не начнет задумываться о том, а где есть истинная вера, а какой истинный способ крещения и т. д. Мы можем говорить о чем угодно, но, в конце концов, это все превратится в личное дело каждого. Сейчас мы говорим о каком-то индивидуальном выборе, который делает какой-то мизерный процент наших сограждан.

Яков Кротов : А во времена Евангелия, когда Господь говорит: "Уши ваши заплыли жиром. Имеете уши слышать и не слышите". Но ведь он же тоже обращается к единицам. Это ведь не массовый диспут. В этом смысле, может быть, и хорошо, что мы вернулись к тому, с чего начинались - от масс один Господь Иисус, 12 апостолов. Потому что уши не у 20 млн., а у единичного индивидуума.
Человек ищет действительности, он ищет действенности. Если вы ему скажете, что действительность она и действенность в его жизни, то он задумается. Уши у людей растут не только для того, чтобы слушать айпады и прочие устройства. Вы можете объяснить, почему действительность крещения связана с действенностью Божьей благодати в жизни?

Дмитрий Урушев : Действенность Божьей благодати все-таки будет выяснена несколько другими способами и, наверное, не в наше личное время. Мы говорим с вами о традиционном вопросе, который понятен всем - крещение, батюшка, купель, свечи, ладонь. Эти вещи всем понятны. А есть какие-то вещи очень тонкие, которые находятся за гранью моего понимания. Я тут только могу умолчать и преклонить главу перед Господом Богом.

Павел Бегичев : Я думаю, что не действительность определяет действенность, а наоборот - действенность определяет действительность крещения. То крещение действительно, которое действенно. Когда Бог начал свое действо, вот тогда человек и придет к нормальному крещению. В конечном итоге, он будет искать истину. Если человек начал искать истину, он ее находит, потому что так обещано.

Яков Кротов : А если это произойдет за 5 минут до кончины, когда уже некого позвать, сил нет даже собственную руку поднять и перекрестить лоб?

Павел Бегичев : Разбойник благоразумный услышал слова Христа: "Отныне же будешь со мной в Раю". И как-то ему этого было достаточно.