Образ оливера твиста в романе диккенса "приключения оливера твиста". Сочинение на тему: Главные герои романа «Оливер Твист» Ч


Оливер Твист

ОЛИВЕР ТВИСТ (англ. Oliver Twist), герой романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (1837-1839), мальчик-сирота, незаконнорожденный сын Эдварда Лифорда и Агнес Флеминг. О.Т.- герой комбинации «романа воспитания» и «романа странствий». Типологически этот образ связан с такими героями, как, например, Там Джонс Филдинга или Кон-суэло Жорж Санд, для которых странствие есть форма обретения жизненного опыта. Кроме того, он еще и пример воплощения у Диккенса архетипа «преследуемого ребенка», устойчивого в его романном мире. О.Т. - единственный диккенсовский герой-ребенок, оставшийся ребенком до конца романа, и - что важно - живым и благополучным. Вместе с тем О.Т.- личность психологически достаточно условная. Ситуация «воспитания» (преследования лондонскими подонками в компании со злодеем-родственником) скорее позволяет обнаружить, кем О.Т. в отличие, скажем, от своего ровесника Плута (несомненно, по версии Диккенса, рожденного для своего разбойного ремесла) так и не становится: вором, лгуном и циником. Он по самой своей природе изначально не просто чувствительный и добрый мальчик, какие у Диккенса часто встречаются среди обитателей лондонского дна. Несмотря на то что О. родился и вырос в работном доме, его речь, поведение и, самое существенное, образ мыслей благородны, аристократичны. О.Т. прирожденный джентльмен. Благородная природа, даже порода, не искореняется в нем никаким «воспитанием» и «воспитателями», среди которых один из самых колоритных персонажей Диккенса - старый еврей Феджин, зловещий Карабас-Бара-бас лондонских беспризорников, служащих в его театре - школе воровства. О.Т. испытал множество лишений и страданий, но судьба в целом к нему благосклонна. Преследования и гонения не вечны. Он оказывается богатым наследником. Из-за фамильного внешнего сходства О.Т. узнают разные люди, знавшие его отца или мать, он дважды за время своих «странствий» оказывается под покровительством добрых людей - оба раза это знакомые или родственники его родителей. В итоге О.Т. обретает родную тетку и приемного отца, и его приключения заканчиваются. Знаменательно, что Диккенс не находит места в традиционном для своих романов эпилоге для сколько-нибудь конкретной характеристики жизни О.Т. в новых условиях. Ведь самый яркий, хотя и безусловно трудный, ее период завершился. Как типичный диккенсовский герой-ребенок (если только таковому удается пережить опасный детский возраст), О.Т. легко может затеряться в благополучном мире, лишившись какой-либо примечательности.

Лит.: Магсис С. Dickens: From Pickwick to Dombey. L, 1965. P. 18-19, 54-91; Честертон К. Чарльз Диккенс. М., 1982. С. 76-78; Гениева Е. Великая тайна // Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990. С.15-16.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - -

Сочинение

ОЛИВЕР ТВИСТ (англ. Oliver Twist), герой романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (1837-1839), мальчик-сирота, незаконнорожденный сын Эдварда Лифорда и Агнес Флеминг. О.Т.- герой комбинации «романа воспитания» и «романа странствий». Типологически этот образ связан с такими героями, как, например, Там Джонс Филдинга или Кон-суэло Жорж Санд, для которых странствие есть форма обретения жизненного опыта. Кроме того, он еще и пример воплощения у Диккенса архетипа «преследуемого ребенка», устойчивого в его романном мире. О.Т. - единственный диккенсовский герой-ребенок, оставшийся ребенком до конца романа, и - что важно - живым и благополучным. Вместе с тем О.Т.- личность психологически достаточно условная. Ситуация «воспитания» (преследования лондонскими подонками в компании со злодеем-родственником) скорее позволяет обнаружить, кем О.Т. в отличие, скажем, от своего ровесника Плута (несомненно, по версии Диккенса, рожденного для своего разбойного ремесла) так и не становится: вором, лгуном и циником. Он по самой своей природе изначально не просто чувствительный и добрый мальчик, какие у Диккенса часто встречаются среди обитателей лондонского дна. Несмотря на то что О. родился и вырос в работном доме, его речь, поведение и, самое существенное, образ мыслей благородны, аристократичны. О.Т. прирожденный джентльмен. Благородная природа, даже порода, не искореняется в нем никаким «воспитанием» и «воспитателями», среди которых один из самых колоритных персонажей Диккенса - старый еврей Феджин, зловещий Карабас-Бара-бас лондонских беспризорников, служащих в его театре - школе воровства. О.Т. испытал множество лишений и страданий, но судьба в целом к нему благосклонна. Преследования и гонения не вечны. Он оказывается богатым наследником. Из-за фамильного внешнего сходства О.Т. узнают разные люди, знавшие его отца или мать, он дважды за время своих «странствий» оказывается под покровительством добрых людей - оба раза это знакомые или родственники его родителей. В итоге О.Т. обретает родную тетку и приемного отца, и его приключения заканчиваются. Знаменательно, что Диккенс не находит места в традиционном для своих романов эпилоге для сколько-нибудь конкретной характеристики жизни О.Т. в новых условиях. Ведь самый яркий, хотя и безусловно трудный, ее период завершился. Как типичный диккенсовский герой-ребенок (если только таковому удается пережить опасный детский возраст), О.Т. легко может затеряться в благополучном мире, лишившись какой-либо примечательности.

Лит.: Магсис С. Dickens: From Pickwick to Dombey. L, 1965. P. 18-19, 54-91; Честертон К. Чарльз Диккенс. М., 1982. С. 76-78; Гениева Е. Великая тайна // Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990. С.15-16.

Главным героем романа о приключениях Оливера Твиста является мальчик, чью судьбу нельзя назвать легкой. Выросший без родительской заботы, он сумел не очерстветь душой и не стать отъявленным злодеем. Жизнь в детском доме только закалила главного героя, сделала его мужественным и решительным.

Не менее интересным персонажем является Феджин. Это предводитель воров и мошенников. Он отличается вероломством, жестокостью и жадностью. Феджин, без сомнения, негативно влияет на детей, ведь обучение воровству и мошенничеству еще никому не приносило счастья. Этот герой не терпел непослушания. Самых строптивых учеников он просто выгонял на улицу, обрекая на верную смерть. Но в конечном итоге зло оказалось наказано – Феджина приговорили к смертной казни.

Прямо противоположный образ – мистер Браунлоу. Этот господин самым лучшим образом повлиял на Оливера. Без него судьба мальчика, несомненно, сложилась бы куда более печально. Великодушный мужчина усыновил Твиста и искренне заботился о нем. В пользу Браунлоу говорит тот факт, что его дом был наполнен книгами. Приемный отец помог Оливеру приобщиться к чтению и обогатить душу бесценными сокровищами знаний.

Важную роль в судьбе Оливера сыграли и такие персонажи – миссис Мэйли и Роз, а также Нэнси (несмотря на неблагопристойную профессию, она умела помнить о порядочности и сочувствии). Каждая из них по-своему любила мальчика и старалась помочь ему в тяжелых жизненных ситуациях.

Образ Оливера Твиста

В произведении Ч. Диккенса «Оливер Твист» рассказывается о непростой жизни бедного мальчика. Посредством этого образа автор показал, в каком бедственном положении оказался английский народ, который был вынужден воровать, обманывать и даже убивать, чтобы выжить. Все общество тех времен погрязло в гнусной лжи.

Особую боль вызывает описание детей-бродяг. Эти вечно голодные и необласканные малыши не жили, а только пытались выжить. В такой среде и рос главный герой – Оливер. Его существование в работном доме не оставляло надежд на улучшения в будущем. Среди остальных детей мальчик выделялся своей строптивостью. Например, однажды он осмелился попросить добавки каши, за что чуть не был повешен. Непослушного парнишку в отместку сначала жестоко выпороли, а потом отправили к грозному трубочисту, на совести которого была уже не одна загубленная детская душа. Тем не менее, главный герой не сломался перед лицом таких трудностей.

Однажды Оливеру удалось сбежать от деспотичного трубочиста. Он оказался в не менее губительной среде жуликов. Теперь воспитанием мальчика занялись скупщик краденого, грабитель и женщина легкого поведения. Оливеру несказанно повезло встретить старого добряка – мистера Броунлоу. Он положительно повлиял на мальчика и обогрел беднягу теплом своей заботы.

В образе Оливера Твиста воплотились мысли Диккенса о социальной несправедливости, жестокости по отношению к детям и беззаконии. Таким путем он стремился повысить нравственность читателей.

Характер: скрытный, коварный
Характеристика: Вор. Особо опасен. Имеет преступные наклонности, но никогда на идет на риск сам, используя для криминальных целей молодые, неокрепшие умы. Жаден. Беспринципен. Жесток.
Особые приметы: рыжие волосы, отталкивающая внешность.

«Оливер Твист» направлен против «закона о бедных», против ра­ботных домов, против существующих политэкономических концеп­ций, усыпляющих общественное мнение обещаниями счастья и про­цветания для большинства. Счастья добивается лишь Оливер Твист, да и то благодаря романтическому настроению автора, уверенного в том, что незапятнанность, чистота души Оливера, его стойкость перед жизненными трудностями нуждаются в вознаграждении. Однако было бы ошибкой считать, что роман - это выполнение автором его обще­ственной миссии. «Оливер Твист» был также и своеобразным граж­данским ответом Диккенса на засилье в то время так называемого Ньюгейтского романа, в котором повествование о ворах и преступни­ках велось исключительно в мелодраматических и романтических то­нах, а сами нарушители закона являли собой тип супермена, весьма привлекательный для читателей.

Байронический герой перешел в криминальную среду. Диккенс выступил против идеализации преступления и тех, кто его совершает. Диккенс занят исследованием механизма зла, его воздействия на че­ловека; добро же реализуется у него в образах мистера Браунлоу и са­мого Оливера Твиста, Роз Мейли. Наиболее выпуклыми оказались образы Фейгина, Сайкса, Нэнси. Впрочем, Нэнси обладает некото­рыми привлекательными чертами характера и даже проявляет нежную привязанность к Оливеру, но она же и жестоко расплачивается за это. В предисловии к книге Диккенс ясно изложил суть своего замыс­ла: «Мне казалось, что изобразить реальных членов преступной шай­ки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую их жизнь, показать их такими, каковы они на самом деле, - вечно крадутся они, охваченные тревогой, по самым грязным тропам жизни, и, куда бы они ни взглянули, везде маячит перед ними черная страшная виселица, - мне казалось, что изобразить это - значит попытаться сделать то, что необходимо и что сослужит службу обществу. И я исполнил в меру моих сил». Правда, реалистическое изображение лондонского дна и его обитателей в этом романе часто окрашено романтическими, а иногда мелодраматическими тонами. Оливер Твист, пройдя жизненную школу Фейгина, обучавшего его во­ровскому искусству, остается добродетельным и чистым ребенком. Он ощущает свою непригодность к ремеслу, на которое его толкает ста­рый мошенник, зато легко и свободно чувствует себя в уютной спаль­не мистера Браунлоу, где сразу же обращает внимание на портрет мо­лодой женщины, оказавшейся впоследствии его матерью.

Зло проникает во все уголки Лондона, более всего оно распро­странено среди тех, кого общество обрекло на нищету, рабство и стра­дания. Но, пожалуй, самыми мрачными страницами в романе выгля­дят те, которые посвящены работным домам. Жидкая овсянка три раза в день, две луковицы в неделю и полбулки по воскресеньям - вот тот скудный рацион, который поддерживал жалких, вечно голод­ных мальчиков работного дома, трепавших с шести часов утра пеньку. Когда Оливер, доведенный до отчаяния голодом, робко просит у над­зирателя добавочную порцию каши, мальчика считают бунтовщиком и запирают в холодный чулан. В отличие от предыдущего романа, в этом произведении повествование окрашено мрачным юмором, рассказчик как бы с трудом верит, что происходящие события относятся к циви­лизованной и кичащейся своей демократией и справедливостью Анг­лии. Здесь и другой темп повествования: короткие главы заполнены многочисленными событиями, составляющими суть жанра приключе­ний. В судьбе маленького Оливера приключения оказываются зло­ключениями, когда на сцене появляется зловещая фигура Монкса, брата Оливера, который ради получения наследства старается погу­бить главного героя, вступив в сговор с Фейгином и заставив его сде­лать из Оливера вора. В этом романе Диккенса ощутимы черты детек­тивного повествования, но расследованием тайны Твиста занимаются и профессиональные служители закона, и энтузиасты, полюбившие мальчика и пожелавшие восстановить доброе имя его отца и вернуть законно принадлежащее ему наследство. Характер эпизодов также различен. Иногда в романе звучат мелодраматические ноты. Особенно отчетливо это ощущается в сцене прощания маленького Оливера и Дика, обреченного на смерть друга героя, который мечтает скорее умереть, чтобы избавиться от жестоких мук - голода, наказаний и непосильного труда. Особое значение в «Приключениях Оливера Твиста» приобретают социальные мотивировки поведения людей, обусловившие те или иные черты их характеров.

Отрицательные персонажи романа - это носители зла, ожесто­ченные жизнью, аморальные и циничные. Хищники по природе, всег­да наживающиеся за счет других, они отвратительны, слишком гроте­скны и карикатурны, чтобы быть правдоподобными, хотя и не вызыва­ют у читателя сомнений в том, что они правдивы. Так, глава воровской шайки Фейгин любит наслаждаться видом украденных золотых ве­щей. Он может быть жестоким и беспощадным, если ему не повину­ются или наносят ущерб его делу. Фигура его сообщника Сайкса нари­сована более детально, чем все остальные сообщники Фейгина. Дик­кенс сочетает в его портрете гротеск, карикатуру и нравоучительный юмор. Это «субъект крепкого сложения, детина лет тридцати пяти, в черном вельветовом сюртуке, весьма грязных коротких темных шта­нах, башмаках на шнуровке и серых бумажных чулках, которые обтя­гивали толстые ноги с выпуклыми икрами, - такие ноги при таком костюме всегда производят впечатление чего-то незаконченного, если их не украшают кандалы». Этот «симпатичный» субъект держит для расправы с детьми «песика» по кличке Фонарик, и ему не страшен даже сам Фейгин.

В «Приключениях Оливера Твиста» критические интонации свя­заны в основном с характерами персонажей, охраняющих порядок и законность в государстве. Положительные же герои, такие, как мис­тер Браунлоу, Роз Мейли, Гарри Мейли, Оливер, нарисованы в тра­дициях просветительской литературы, т. е. в них подчеркнуты природ­ная доброта, порядочность, честность.

В повествовательной линии романа сильны дидактические эле­менты, вернее, нравственно-морализаторские, которые в «Посмерт­ных записках Пиквикского клуба» были лишь вставными эпизодами, а в этом романе Диккенса составляют неотъемлемую часть рассказа, явную или подразумеваемую, высказанную в шутливом или грустном тоне, но финал обоих романов одинаков. Счастливый конец венчает развитие интриги. Все злодеи уходят со сцены - их козни разгаданы, поэтому их роль сыграна. Умирает Монкс в Новом Свете, получив­ший-таки часть наследства, предназначенного для Оливера, казнен Фейгин, Клейпоул стал осведомителем, чета Бамблей оказалась в ра­ботном доме, Сайкс погиб, спасаясь от погони. Диккенс-гуманист вознаграждает своих положительных персонажей - Браунлоу усы­новляет Оливера, Роз счастлива с Гарри.

Чарлз Диккенс 1812 - 1870

Открытая книга

РОМАН «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОЛИВЕРА ТВИСТА»

Система образов

Взаимодействие двух жанрово-стилевых струй - «готического» и социально - бытового - интересно проявляется в образах двух злодеев романа - Монкса и Феджіна. Монкс по происхождению джентльмен (однако не за поведением и чувствами), Фэджин - переховувач краденого, но причастность к преступлению их уравнивает. Здесь уместно будет привести саркастический комментарий Диккенса, правда по другому поводу: «Какой богатый материал для философа: он свидетельствует... насколько одинаковыми путями происходит развитие милых свойств в благородного лорда и найбридкішого нищего».

Фэджин предстает перед читателем как фигура сугубо бытового плана, причем стилистически снижена. В его облике явственно проступают черты театральных скряг, что, в частности, ощущается в увиденной Оливером сцене проверки спрятанных драгоценностей. Однако постепенно этот персонаж «демонизируется». Фэджин все больше напоминает «собирателя душ», которые он крадет у безвинных детей, привлекая их к лихих дел. Его роль в конце романа озвучивает Сайкс, выкрикивая: «Дьявол!» И не Фэджин виноват в том, что Сайксові не хватает души, не он ее «забрал», как пытался сделать это с другими своими «питомцами»?

Монкс, наоборот, появляется в ореоле «адского» преступника из готического романа, что подтверждает и его внешность, и его страстность, и таинственность. Однако тем временем, как в ходе повествования фигура Феджіна разрастается до демонических размеров, воплощение метафизического зла и ступает на территорию «готики», Монкс здрібнюється, теряет свою «демоничность» и превращается в довольно жалкого юнца, жадного и злостивого, завистливого и подлого. Мотивация его странного поведения оказывается прагматичной: заграбастать все наследство отца и морально уничтожить своего сводного брата (другой путь «устранения» Оливера угрожал ему столкновением с законом). «Испорченность» Монкса, «демоническая» на первый взгляд, объясняется и воспитанием его не менее злостивої матушки. Монкс и Фэджин движутся навстречу друг другу с разных художественных измерений и, в конце концов, будто меняются местами.

1 Ллюзія - намек, отсылка к определенного художественного текста или жизненного факта, которые должны быть известными читателю.

2Метафізйчний - такой, что находится за пределами физического, материально - чувственного, предметного (в первоначальном, основном значении этого слова).

По Сайкса, то его образ структурирован иначе. Грубая душа разбойника существует в таком же грубом теле, отсутствие нравственного чувства уподобляет его до животного; поэтому не удивительно, что в авторском отношении к нему присутствует пренебрежение. Животное начало в Сайксі подкрепляет его неизменный спутник - белый собака. Озлобленный и недоверчивый, как и его хозяин, пес одновременно демонстрирует жестокость последнего своей постоянно разбитой мордой.

Nota bene . Другая смысловая оппозиция, заложенная в «Приключениях Оливера Твиста», следует из перейнятої Диккенсом у просветителей XVIII в. философии морали, различных ее учений. Как продемонстрировала автор монографии о писателе Т. Сільман, он опирался на два основных типа мировоззрения прошлого века, так сказать, две картины мира: гоббсівський закон животной борьбы всех против всех, “homo homini lupus est ” [“человек человеку - волк”], и просветительско-гуманное учение о любви людей друг к другу... Движущей силой человеческих поступков выступает или эгоизм, частный интерес, стремление к собственности (Мандевиль), или добродетель, доброжелательность, нравственное чувство (Шефтсбери)». Исследовательница делает правильный вывод о том, что отрицательные персонажи Диккенса действуют, будто иллюстрируя положение первой философской системы, тогда как положительные - второй.

Шефтсберіанський «просветительско-гуманный» утопический мир воплощается в своеобраВНОй идиллии, витвореній Диккенсом на страницах романа. Идиллический план «заселяют» благотворители Оливера и их друзья: мистер Броунлоу, миссис Мэйли, Роза и Гарри, доктор Лосберн и другие. Характерно, что топографически свою идиллию Диккенс размещает на достаточном расстоянии от шумных кварталов Лондона, а впоследствии разворачивает в «классическом» виде беззаботного существования на лоне природы. В духе Ж.-Ж. Руссо сельское жизнь противопоставляется урбанизированном, которое затягивает людей, но не является для них органичным: «Кто выяснит, почему картины ласкового жизни природы так глубоко врезаются в душу истощенных жителей тесных многолюдных городов и наполняют своей собственной душистой свежестью их опустошенные сердца!..» - восклицает писатель. Сельскую идиллию Диккенс дополняет семейной идиллией, которую он вводит практически в каждое свое произведение и которая становится вознаграждением добрым героям. В «Приключениях Оливера Твиста» все связанное с домашним уютом выполняет важную функцию, оттеняя убогое и неприкаяно жизни социального «дна».

Смысловые оппозиции в романе воплощено и на сюжетном уровне: в своеобраВНОй борьбе за Оливера Твиста, что идет между двумя группами персонажей - доброжелателями и преступниками. В этой перспективе проясняется необъяснимое с точки зрения логики стремление последних что удержать Оливера в своих тенетах, которое на «поверхности» произведения несколько искусственно вмотивовується интригами Монкса. И если преступники прилагают немалые усилия ради достижения своей цели, то доброжелатели с первого взгляда чувствуют в Оливере «своего» и относятся к нему с доверием. Зря что Оливер родился в приюте и с детства попал в логово разбойников - его законное место в светлой идиллии, к которой он в конце романа и присоединяется.

Nota bene . Жанровую природу «Приключений Оливера Твиста» время определяют как «роман воспитания». И действительно ли это так? Оливер не меняется на протяжении повествования, жизненные обстоятельства не имеют на него влияния. «Я убедился, что приучить его к нашему ремества будет нелегко, он совсем не такой, как другие дети в его положении... Я не мог его ни к чему привести, ничем соблазнить», - жалуется Монксові Фэджин. По замыслу автора, на пути Феджіну становится врожденный «инстинкт добра», чрезвычайно развитый в парня. Этому инстинкту Диккенс придавал особое значение, ведь именно он, в конце концов, ставит точку в развитии соціоморальної концепции произведения. Именно он показывает, что основным стимулом человеческого поведения является все же доброжелательность, стремление к добру, а не эгоизм или частный интерес. Зло, по Діккенсоном, вызванное ненормальным состоянием мира. В этом писатель идет по просвітниками, которые считали, что «неразумный» состояние общества «портит» добрую человеческую природу. Однако тем грунтом, на котором разрастается зло в социуме, есть недостатки человека: ее черствость, жестокость, скупость и подобное, что подкрепляет «бытовой» план романа. А потому в произведении сохраняется внутренняя напряженность, порожденная сосуществованием в одном художественном пространстве социально-бытового, «готического» и идиллического пластов, общества как толпы жестоких и порочных людей и идеализированного героя.

Главный герой в романе предстает живым и симпатичным мальчиком, но в то же время является воплощением умозрительной построения автора: демонстрирует превосходство нравственного начала в человеческой природе, идею естественной доброты. Появившись на страницах романа «ангелочком» - добрым, искренним, благодарным, он таким же уходит из них. Чем же другие мальчики - Плут и Чарли Бэтс, изображены также не без симпатии, отличаются от Оливера? Очевидно, только писательским замыслом. Чаще мы встречаемся с Пронырой, которому бандитская «романтика» совсем задурила голову: он гордится своим «ремеслом», а суд представляет как «звездный час». И что ждет этого ребенка, по-своему наивную и доверчивую, впереди? Чарли Бэтс, острослов и весельчак, в конце произведения достает «помиловании» от автора, который предоставляет ему возможность обратиться к порядочному жизни, что вполне соответствует желанию читателей. «Помилование» получает и подруга несчастной Нанси, смешное лицо, в папильотках и наряде невероятной цветовой гаммы.

Подробности. Следует заметить, что образы «людей бездны» намного интереснее и по смысловому наполнению, и по художественной структуре, чем образы идиллического плана. Это касается и «героинь» романа, - порядочной и добросовестной Розы и «грешницы» Нанси, которые также составляют своеобразную оппозицию. Роза является первой в ряду ангелоподобных женских образов, которые Диккенс выводит ли не в каждом своем романе 40-50-х годов.

Дж. Крукшенк. Иллюстрация к произведению «Приключения Оливера Твиста»

Писатель изображает красоту Розы, через которую передает ее необычайную душевную чистоту и невиданную в ее возрасте мудрость; читатель ею любуется, но в дальнейшем мало интересуется. По Нанси, то ее образ складывается постепенно, из отдельных фрагментов: мы видим ее отражение в подруге, следим за ее поведением, ее позами, движениями, привычками, эмоционально-ментальными состояниями, поступками. Она интригует читателя, заводя в тупик его нравственное чувство, и тем более читателя ранньовікторіанського, ведь Нанси - любовница Сайкса, она нарушила не одно суровое общественное «табу» и не одну христианскую заповедь. Этот образ также свидетельствует о силе добра в человеке, причем гораздо убедительнее, чем образы идеализированных героев. Нанси - бесспорно самый удачный женский образ в раннем творчестве Диккенса и один из самых интересных в целом. Интересно, в частности, что любовь Нанси до твариноподібного Сайкса умиляет читателя больше, чем любовь Розы до разумного и благородного Гарри. Только тогдашней моральной установкой можно объяснить, почему в уже упоминавшемся предисловии Диккенс был вынужден отвечать на упреки относительно невозможности такой любви.

Однако в целом художественная структура образов и их психологическое содержание в «Приключениях Оливера Твиста» еще достаточно простые. Здесь существуют «комические характеры», сконструированные в манере «Пиквика», например, друг мистера мистер Броунлоу Грімвіг, ворчливый добряк, который постоянно клянется съесть собственную голову и ненавидит апельсиновую кожуру. «Комические характеры» такой структуры еще долго будут существовать на периферии романов Диккенса и, похоже, будут создаваться быстрее для утехи публики, чем по собственному желанию, ведь они имеют минимальную смысловую нагрузку. Не отличается особой глубиной и образ главного героя. Крупные открытия в области психологии, в частности детской, писатель сделает впоследствии. До гениальных прозрений относительно сущности детства Диккенс шел постепенно, а произведением, в котором они воплотились в полной мере, стал «Дэвид Копперфилд». Это было первое произведение, что изобразил ребенка во всей своеобразие ее внутреннего мира. В отличие от юных героев предыдущих романов, Дэвид познает мир, а не приходит в него с готовыми знаниями.

Сочетаются в «Приключениях Оливера Твиста» и различные стилистические пласты текста. Диккенс не только меняет объект изображения, переходя от высокого к низкому, но и интонационные реестры, давая волю смеху и сентиментальности, натуралистичности и идеализации, возмущению и восхищению.