Особняк сан галли на лиговке. Особняк сан-галли на лиговке


Фото - Mary , 2011.

Особняк Ф. К. Сан-Галли

Пам. арх. (регион.)

1869-1870 - арх. Рахау Карл Карлович

В 1869-1872 гг. для владельца Чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан-Галли и его семьи арх. К. К. Рахау был выстроен в стилизованных формах ренессанса двухэтажный, на высоких подвалах, особняк рядом со зданием главной конторы , от которого он отделялся лишь въездными воротами на «малый» двор завода. Ворота довольно просты, лишь их чугунные столбы украшают крупные шишки.

Рахау использовал в отделке особняка Сан-Галли мотивы флорентийской архитектуры. Внутренняя архитектурная отделка, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены в Петербурге, за исключением драконов из цинка над водосточными трубами, изготовленных в Берлине.

Весь металлический декор в составе здания: балконы, крыша, козырьки над подъездами (парадным и дворовым), лестницы, металлическая конструкция зимнего сада и т. д., а также устройство отопления, водопровода, канализации, ванной, кухни, туалетов, гладильной, прачечной, конюшни и других вспомогательных служб были выполнены хозяином особняка на собственном заводе.

Парадный вход в особняк оформлен небольшим двухколонным портиком. Фронтон поддерживается двумя чугунными колоннами с каннелюрами и капителью коринфского ордера. Раньше к нему примыкал двускатный навес, перекрывающий весь тротуар, чтобы можно было в непогоду прямо с мостовой, выйдя из экипажа попасть в его укрытие. На полу тамбура выложена камнем дата окончания строительства - 1872.

Здание во всех его частях, вся внутренняя архитектурная и художественная отделка, все специальные хозяйственные устройства, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены здесь, в Петербурге, исключая драконов из цинка над водосточными трубами, исполненных по рисунку в Берлине, и живописи на стекле в столовой - произведение художника Сверчкова в Мюнхене. Все металлические части, вошедшие в состав здания, балконов, крыши, подъезда, лестницы, железная конструкция зимнего сада, а также устройство отопления, вентиляции, водопроводов и водоотводов, ватерклозетов, ванной, кухни, гладильной, прачечной, конюшни и друг. исполнены на собственном механическом заводе. Из них замечательны: a) Устройство отопления и вентиляции. Отопление здания и зимнего сада водяное, низкого давления, производится одним центральным водогрейным котлом, посредством ведущих от него по отдельным помещениям нагревательных чугунных и железных труб с батарейными аппаратами. Вентиляция производится с искусственным нагреванием и увлажнением, в 2-х камерах, приводимого из сада свежего воздуха. Свежий, нагретый воздух входит во все господские комнаты чрез душники каналов, ведущих из вентиляционных камер. Вытягивание испорченного воздуха в обыкновенные дни происходит днём чрез душники вытяжных каналов в кухне, ватерклозетах, ванной, гладильной, прачечной и людских, а ночью - из спален. Для экстренных случаев на время балов или многочисленных собраний, действуют особые сильные вытяжки из зала над люстрой, в столовой, в кабинете и друг., которые обыкновенно закрыты, по излишеству. Нагревание достигается весьма равномерное, а воздух повсеместно чист и достаточно влажен. b) Зимний сад замечателен железною конструкцией стеклянной крыши; верх, т. е. собственно крыша, устроен из двойных рам, для воспрепятствования примерзания к стеклу снега, а бока - из одиночных рам. Несмотря на большую охлаждающую поверхность, температура достаточно поддерживается отоплением от того же котла; температура при сильных морозах даже ночью не бывает ниже 18°. c) Кухня с большой чугунной плитой, К которой приспособлена пекарная печь, котлетная печь, водогрейный прибор, духовые печи и проч.; также имеется механический вертел. Рядом с кухней гладильная с гладильною печью. d) Прачечная с сильной вентиляцией. В ней очаг с бутильниками, центробежная выжимная машина, американский каток, сушильный шкаф с выдвижными вешалками, водопровод ко всем лоханям и аппаратам, водопровод с трапом и проч. e) Конюшня с чугунными яслями, с кормушкой и водопоем с проводом к ним воды; грязная вода из конюшни отводится чугунными желобами с трапом, а для вентиляции устроен приток свежего и вытягивание испорченного воздуха. Стоимость здания не определена в точности, так как здание строилось без сметы. Застраховано: собственно здание в 186,000 руб., движимое имущество в 84000 руб. Приблизительная стоимость здания, включая движимое имущество, 300 тысяч рублей.

(«Зодчий», 1877, Вып. 8, С. 74-75, добавил miraru1)

До 2006 г. в особняке находилось заводоуправление ОАО «Санкт-Петерургского завода бумагоделательного машиностроения» (ОАО «Буммаш СПб»). В конце 2005 г. заводоуправление несуществующего предприятия, превратившегося в фирму по сдаче офисов в аренду, перебралось во флигель дома № 58 по Лиговскому пр ., в то помещение, где в советское время находился партком НПО «Ленбуммаш».

Ф. К. Сан-Галли в 1850-х гг. приобрел доходный дом на Невском пр., 8 , в котором во флигеле держал свой магазин. Второй магазин был на Невском, 60 .

В 1875-1876 гг. с другой стороны Главной конторы архитектором К. К. Рахау был возведен доходный жилой дом в стиле эклектики для служащих завода Сан-Галли.

В 1880-1881 гг. арх. Д. Д. Зайцевым был возведен большой дом (Лиговский пр., 64) для родственников фабриканта, служащих завода.

В 1879-1880-х гг. при заводе Сан-Галли была построена колония жилых домов для рабочих, проект которой разработал арх. Д. Д. Зайцев. Колония состояла из 22 построек: восемнадцати двухэтажных деревянных домов, школы, служебного здания с магазином, погреба и беседки. Все жилые дома располагались симметрично вдоль широкой улицы - аллеи, проходящей по главной оси комплекса построек, которая замыкалась беседкой, расположенной в небольшом парке. Жилые здания были двух типов: 16 домов с 8-ю двухкомнатными квартирами и два дома с 12-ю однокомнатными квартирами, снабженными водопроводом

Здание школы колонии сохранилось в перестроенном виде. Двухэтажную постройку в советское время надстроили третьим этажом. Два парадных входа, располагавшихся по краям ее, были превращены в окна, вход остался лишь со стороны двора. После революции здесь размещался детский сад, затем общежитие для рабочих, потом инженерные службы завода «Буммаш».На рубеже 1960-1970-х гг. его соединили с двухэтажным домом магазина и служб колонии корпусом такой же высоты.(1*)

В 1918 г. имущество семьи Сан-Галли было национализировано. Как и раньше завод снабжал весами продовольственные организации Петрограда и провинции, изготавливалось кухонное оборудование, дезинфекационные камеры Завод был универсальным, поэтому в июле 1921 г. название "Универсаль", а в октябре 1922 г. стал называться "Кооператор". Завод внес большой вклад в дело внедрения метрической системы весов в Советском Союзе. После некоторой полемики в октябре 1930 г. Совнархоз РСФСР решил перепрофилировать завод "Кооператор" для производства бумагоделательного оборудования. К началу 2-ой пятилетки новый профиль завода окончательно определился, и его переименовали в "Завод бумагоделательного машиностроения имени 2-ой пятилетки". До Великой Отечественной войны был выпущен ряд машин для производства различных видов бумаги.

В годы войны завод был переключен на выпуск оборонной продукции: снарядов, мин и т.п.В 1943 г. началось возвращение к мирному труду. В 1949 г. была изготовлена очередная бумагоделательная машина. До начала 1960-х гг. завод оставался единственным в стране специализированным предприятием по выпуску бумагоделательного оборудования.

В 1966 г. завод был переименован в Опытный завод бумагоделательного машиностроения, затем вошел в образованное НПО "Ленбуммаш" имени 2-ой Пятилетки.

В середине 1970-х гг. на заводе был организован специальный участок по ремонту решеток и металлического декора Ленинграда. В 1975-1978 гг. была проведена реставрация Воронихинской ограды у Казанского собора (2*)

Фонтан "Рождение Афродиты" был установлен в 1870-е гг. перед особняком Сан-Галли. Автор проекта - арх. Иван Горностаев. В последнее время воды в нем не было, а в начале XXI века скульптуру убрали и в 2006 г. засыпали чашу.

Сама скульптура отреставрирована в 2004 г. и отдана на хранение Комитету гос. инспекции по охране памятников: в Сангальском саду установят копию.

1965: Завод им. 2-й пятилетки бумагоделательного оборудования - Лиговский пр., 60/62 ( С. 57)

1965: Институт "Буммаш" ЦНИИ по проектированию оборуд. для целлюлозно-бумажной промышленности

Госкомитета химич. и нефтяного машиностроения при Госплане СССР (так в оригинале) - Дворцовая пл., 6/8 С. 62

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга №109-ра от 29.01.2003 г. (7802498003).

Уникальный комплекс, включающий в себя особняк, жилые дома, сад, здание заводоуправления, контору, сам завод разместился между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги по воле замечательного человека, много сделавшего для города, Франца Карловича Сан-Галли.

История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в большой завод. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д. Кроме частных заказов, на заводе изготавливались металлические конструкции оранжерей и павильонов, мосты и подъемные машины для Гатчины и Царского Села, паровые машины для электрического освещения Зимнего дворца и многое другое. Все металлические конструкции и декоративные элементы зданий завода изготавливались здесь же, а их было немало: конструкции особняка и зимнего сада при нем, отопительные приборы и печи, металлическая ограда со скульптурами, чугунные львы у конторы владельца, козырек, флагштоки и великолепная ограда сада. В 1882 году за свои фабричные изделия фирма получила Государственный герб. Среди изделий завода Сан-Галли были знаменитые ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, железные решетки для Павильонного зала в Эрмитаже, удивительной красоты детали интерьера, фонарные столбы, вазы, флагодержатели, фонтаны... Множество чугунных балконных решеток, изготовленных на заводе Сан-Галли, до сих пор украшают наш город. Ввел их в повседневный строительный обиход именно Франц Карлович. Его решетки прекрасно смотрятся вблизи и на просвет и до сих пор, сохраняя прочность, надежно ограждают балконы. Стоит сходить полюбоваться балконами домов, скажем, на Караванной, 24, Миллионной, 29 и 15, или Малой Морской,6.

Застройка территории заводского комплекса продолжалась чуть ли не 50 лет, ею занимались несколько петербургских архитекторов, работавших в разной стилистической манере. В 1860-1880-е годы здесь работали Н.А. Газельмейер, И.И. Горностаев, А.А. Докушевский, Д.Д. Зайцев, К.К. Рахау и К.Ф. Фейерейзен. В 1890-1910-е годы строительство продолжили Г.Г. Гансон, В.Р. Курзанов, Ф.К. Миритц, К.Г. Резцов. Каждый из архитекторов решал творческие задачи по-своему в соответствии со временем, собственными установками и назначением построек. Поэтому архитектура построек представляет широкий спектр разных направлений конца XIX - начала ХХ века. В основном архитектурно-пространственная среда сложилась окончательно в 1910-е годы.

В 1872 году выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк для семьи Сан-Галли. Он же построил
контору, жилой дом и несколько производственных корпусов. Проект особняка разрабатывался при непосредственном участии самого заказчика. Особняк является замечательным образцом зрелой эклектики. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом. Великолепие разнообразных по стилистике интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый металлический декор, а также оригинальное инженерное решение делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца XIX века. Здание, окрашенное в голубой цвет, парадным крыльцом выходит в сад. Крыльцо украшали два бронзовых льва, отлитых на заводе Сан-Галли. Сейчас эти львы украшают Парк Победы на Московском проспекте. В дворовой части особняка на Лиговке, жили инженеры и мастера завода. Перед крыльцом дома был устроен фонтан, украшенный скульптурной группой чугунного литья, изображающей рождение Афродиты, стоящей на морской раковине и окруженной морскими существами, из пастей которых били струи фонтана. Скульптура была отлита на заводе Сан-Галли в начале 1890-х годов по модели неизвестного французского скульптора. Первоначально фонтан украшал интерьеры особняка Сан-Галли. В 1930-х годах, во время очередной реконструкции, «Афродита» была перенесена в сад, где стала стремительно разрушаться. Сейчас скульптура находится на реставрации в мастерских ООО «Интарсия».

Дом был наполнен картинами известных русских художников, мраморной и бронзовой скульптурой. Кое-что из тех интерьеров особняка уцелело до наших дней: вестибюль с атлантами и кариатидами, хозяйский кабинет с большим камином, курительная комната «в восточном вкусе» и расписные витражи в приемной. Снаружи особняк украшен узорочьем чугунных решеток, фонарями и флагштоками, которые были изготовлены здесь же на заводе. Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше можно увидеть граненую деревянную башенку, откуда хозяин мог наблюдать за всей территорией завода.

Здание конторы решено более лаконично - с большими прямоугольными окнами-витражами. Лишь чугунные львы у
входа и простой карниз с сухариками да романские капители колонн в интерьере смягчают его утилитарность.

Так же просто выполнены фасады проходной и заводоуправления, оформившие лицевую застройку. Архитектор А.А. Докушевский придал им характер торгово-деловых зданий. Композиция главного фасада заводоуправления симметричная. Главный мотив, предвосхищавший будущий модерн - аркада. Три большие трехцентровые арки, обрамленные архивольтами, заключают внутри себя зеркальные окна-витрины.

В той же манере архитектором Д.Д. Зайцевым в глубине заводской территории была построена одна из первых рабочих жилых колоний, состоящая из 18 деревянных домов со службами, ледником и небольшим садом с беседкой. Дома были выполнены в духе русской народной архитектуры, с узорочьем. Комплекс имел водовод и газовое освещение.

К сожалению, большая часть этого замечательного городка не сохранилась, остались лишь каменные здания училища и служб. Не дошли до нас в первоначальном виде и производственные корпуса, построенные по проекту архитектора К.ф. Фейерейзена в характере рациональной архитектуры, предвосхищающей будущей конструктивизм. После 1917 года большинство корпусов было перестроено, часть снесена.

Более или менее сохранились здания, расположенные вблизи Лиговского проспекта, - особняк, заводоуправление, контора и проходная. Эти здания, а также сад состоят под государственной охраной. Сад, по сию пору сохранивший свое название - Сангальский, был разбит на месте капустных огородов и был вытянут в длину от Лиговского проспекта до Николаевской железной дороги. Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен сохранившейся великолепной решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева.

Интересы Франца Карловича были широки и многообразны. В 1872 году его избрали гласным Городской Думы. За 20 лет его работы в Думе при его активном участии в Петербурге были разработаны, введены в строй, и прочно вошли в обиход водопровод, конно-железная дорога, скотобойни, Сенной и другие рынки, электрическое освещение, больницы и батареи водяного отопления, изобретателем которых был сам Франц Карлович. Даже само слово «батарея» было введено в обиход Ф. К. Сан-Галли. На фотографии, которую мы приводим, видно, какого качества было литье на заводе Сан-Галли.

К одним из многочисленных нововведений, которые с легкой руки Франца Карловича прочно вошли в жизнь города, принадлежит и основание и устройство общественных туалетов. С этим нововведением связана курьезная история, которая каждый раз рассказывается по-разному, но суть ее сводится к следующему. В Петербурге жила одна дама, отличавшаяся легкостью мысли и поведения необычайной. Она скончалась, оставив большой капитал. Когда встал вопрос о том, как им распорядиться, Государь велел передать капитал Городской Думе на нужды сирот. Но думцы, среди которых было немало тех, кто лично знал почившую, отказались принять «непотребные деньги». Тогда Сан-Галли, возмущенный ханжеством заседателей, предложил употребить эти деньги на создание первых общественных туалетов в Петербурге.

Франц Карлович Сан-Галли умер в 1908 году. Но до самой революции 1917 года завод на Лиговке пользовался такой же доброй славой, как и при жизни его основателя.

В советское время завод Сан-Галли стал «Буммашем». Потом территория завода, парка и прилегающих зданий пришла в упадок. Чуть более года назад особняк Сан-Галли выкупили и отреставрировали, привели в порядок парк, разбили аллеи, клумбы, построили новую детскую площадку.

Завод Сан-Галли

Эта передача практически целиком вошла в мою первую книгу о Петербурге, к которой Виктор Михайлович написал небольшое предисловие. Тогда же с его легкой руки возник термин «краеведение с человеческим лицом».

Сначала о самой Лиговке. Это одна из старейших дорог Петербурга – она фактически старше самого города. Еще до основания Петербурга она была частью Новгородской дороги, связывавшей Новгород и Москву со старинными русскими селами, расположенными на Неве. В 1718 году, через пятнадцать лет после основания Петербурга, по проекту инженера Г. Г. Скорнякова-Писарева началась прокладка канала от реки Лиги, вытекавшей из Дудергофского озера до специального бассейна, вырытого на том месте, где сейчас Некрасовский сквер. (Если помните, до 1918 года улица Некрасова называлась Бассейной. И в известном стихотворении Самуила Маршака «Жил человек рассеянный на улице Бассейной» имеется в виду именно улица Некрасова.) Отсюда вода по трубам через Фонтанку подавалась в водовзводную башню у Летнего сада и использовалась для питания фонтанов. Канал назвали Лиговским, и с него собственно началась история водопровода в Петербурге.

Лиговский канал нес свою службу до 1777 года, когда наводнение уничтожило фонтаны Летнего сада, и их решили не восстанавливать. Позднее канал использовали для подпитки водой прудов Таврического сада. Но уже в то время санитарное состояние канала вызывало опасения, вода его становилась источником эпидемий, и, видимо, именно тогда появилось мрачноватое выражение «лиговский букет». В конце XIX века начались работы по заключению в трубу участка Лиговского канала до набережной Обводного канала. На плане 1912 года он еще продолжается после Обводного, но к началу Первой мировой войны его засыпали до Московских ворот. И только в 1969 году городская часть канала была окончательно похоронена под землей и возле Автова сделан отвод в речку Красненькую. Но… Беру я атлас Санкт-Петербурга от 1987 года и вижу, как идет себе голубая ленточка Лиговского канала вдоль Балтийской железной дороги и только у станции Дачное сворачивает куда-то в поля. Значит, канал все-таки еще жив, но, надеюсь, что «лиговский букет» не цветет в наше время столь же пышно, как в XIX веке.

Да, а по засыпанному каналу проложили Лиговскую улицу, которая стала проспектом только в 1956 году.

Лиговка, как сразу стали называть ее, была улицей привокзальной, выходила к Обводному каналу, поэтому и застраивалась не только доходными домами, но и промышленными предприятиями. В частности, по адресу Лиговский пр., 60–62, в 1835 году появился «Чугунолитейный и механический завод Сан-Галли». Территория завода вытянута в сторону Октябрьской железной дороги, и на Лиговку выходят только несколько домов с воротами, да прилегающий к ним садик, который так и называют «садик Сан-Галли». Дом № 60, собственно заводское здание, строил архитектор А. А. Докушевский. Заглянем во двор. Слева – здание конторы, перед ней сохранились фигуры чугунных львов. Заметим, что одно время в Петербурге была просто мода на львов, и многие из них отлиты здесь на заводе Сан-Галли. Я знаю, что на территории завода сохранилось еще и оригинальное шестигранное здание модельной. Но вот дом рядом, № 62, явно не заводское сооружение, и, я думаю, пора поговорить о его владельце, то есть о Франце Сан-Галли.

Завод и особняк Сан-Галли на Лиговском проспекте. 1900-е годы

Ф. К. Сан-Галли

Предки Франца Фридриха Вильгельма Сан-Галли были, видимо, итальянцами, но родился он в Пруссии в семье главного инспектора таможенных магазинов в Штетине. Двадцати лет он приехал в Петербург и поступил на завод Берда (того самого, о котором говорили, «как у Берда», то есть – «лучше не бывает»). Отработав восемь лет, он решил начать собственное дело и, заняв у знакомых 5000 руб., открыл на Лиговке мастерскую с 12 слесарями. Постепенно мастерская превратилась в большой завод, внедрялись передовые для того времени технологии и даже кое-какие заказы перехватывались у самого Чарльза Берда. Все это было результатом упорного труда самого Сан-Галли (которого на русский манер стали именовать Францем Карловичем). Он каждый год выезжал за границу, знакомился с новейшими способами обработки металлов, энергично внедрял их на своем заводе. Когда в 1891 году на завод пришла экскурсия выпускников Института гражданских инженеров, Франц Карлович мог с гордостью заявить: «Когда я пришел сюда, здесь росла капуста; теперь вы видите на том месте благоустроенный завод, девизом которого всегда было слово „вперед“».

Завод выпускал и массовые изделия, и уникальные. До недавнего времени можно было отыскать крышку водосточного люка с маркой «Сан-Галли». Среди изделий завода – ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, особняка Кшесинской, железные решетки для Павильонного зала в Эрмитаже, световые фонари, металлические перекрытия зданий, детали кронштадтских маяков, ворота, шлюзы, металлические мосты для Царского Села и Гатчины. Сейфы, решетки для балконов, могильные памятники, чугунные сантехнические изделия, наконец. С последними связана забавная легенда.

В прошлом веке умерла богатая молодая женщина, заработавшая свое состояние не совсем благопристойным путем. Сейчас ее назвали бы «путаной», но тогда язык не был столь утончен. Наследников не оказалось, и государь император распорядился передать деньги Городской думе. Дума собралась на заседание и решила, что не может принять денег, заработанных столь непотребным путем. Государь император весьма разгневался, но встал купец Сан-Галли и сказал: «Отдайте эти деньги мне, Ваше Величество. Я на непотребные деньги построю весьма потребные заведения». Так и получилось – на деньги «путаны» были открыты первые в городе общественные туалеты. Правда здесь, видимо, только то, что сантехнику для них поставлял завод Сан-Галли.

Особняк Сан-Галли на Лиговском проспекте. 2013 год

Франц Сан-Галли занимался не только общественными делами, но и заботился о своих рабочих и служащих. За территорией завода, на участке, примыкающем к Николаевской железной дороге, он построил школу и 22 дома для рабочих и их семейств, снабдив дома водопроводом и керосиновым освещением. Когда министр князь Святополк-Мирский, пригласив Сан-Галли к себе, спросил: почему его рабочие не волнуются, когда на других заводах беспорядки, тот мог ответить, что его, как он называл, «колония» действует, как бочка с маслом, вылитая на бушующее море. Сан-Галли построил также и дом № 58 рядом с заводом, для инженеров и техников, дом для своего брата – это дом № 64 и, наконец, особняк для себя и своей семьи, окружив его садом. Особняк выходил и на улицу, и в сад, и на территорию завода. Строил его архитектор К. Рахау – автор решетки Литейного моста, фонарей у Александровской колонны, вестибюля и зимнего сада Аничкова дворца. Франц Сан-Галли самолично начертал общий план здания, справедливо полагая, что строит дом для себя, и общая идея должна принадлежать ему. Современники отмечали роскошь интерьеров, какой-то особенный камин. Вроде бы все до последней дверной ручки в доме было изготовлено по рисункам Рахау.

Франц Сан-Галли пишет в своих воспоминаниях: «Так как я был на 8 лет старше жены, то думал, что умру раньше ее, и что она не захочет жить одна в таком большом доме, и потому устроил для нее маленький особняк среди парка у завода. Но… моя жена уже давно умерла, а я еще жив и здоров и теперь живу в этом, для жены устроенном доме, с одним из моих внуков».

Кстати, о внуках. Над воротами завода стоят две чугунные фигурки мальчиков – один в костюме Меркурия, другой – в костюмчике кузнеца. 2 февраля 1903 года фирма справляла свое пятидесятилетие. В своем жизнеописании Франц Карлович пишет: «… в день праздника в 8 часов утра сын, невестка и близкие друзья, доставили мне удовольствие, общим хором пропев приветствие. Семилетний внук (в костюме кузнеца) и маленькая внучка выразили мне в стихах свои сердечные пожелания». Так не фигурка ли внука Сан-Галли в костюме кузнеца украшает собой въездные ворота завода?

Осталось упомянуть о садике Сан-Галли. Его ограждает прекрасная чугунная решетка, так сказать, реклама продукции завода, созданная по проекту арх. И. И. Горностаева. В саду сохранился фонтан с чугунной женской статуей, старинные деревья – вот, пожалуй, и всё. Для меня это – садик детства, сюда меня водила гулять бабушка. У каждого ленинградца – свой садик детства. Юсупов, «Россия», Покровский… У меня есть два хороших друга – поэты Алексей Давыденков и Борис Григорин, тоже ленинградцы, и я когда-то написала о нас троих стихотворение.

Садик у Греческой церкви и садик Сан-Галли,

Садик «Россия»… Мы в садиках этих гуляли

Розовым детством, которое было да сплыло,

Но все-таки розовым, розовым, розовым было.

Три островка зеленели весной горделиво,

И ленинградские дети, в чулочках, пристегнутых криво,

Тыча совками в песочные серые кучи

Строили замки, тоннели, дороги… И было бы лучше

Это и знать друг о друге: название садика детства,

Пару десятков стихов, телефоны… Куда же нам деться

В нашем подробном, бесстыдном, бессмысленном знаньи

Всех подноготных… Как саги ирландий, исландий,

Тянутся – не оборвать, так и нас триединая сага

Намертво соединила… На горе?.. На благо?..

Фигурки мальчиков над воротами завода Сан-Галли. 2013 год

Сад Сан-Галли. Решетка. 2013 год

Жаль, что не смогли мы с Виктором Михайловичем тогда пройтись по комнатам особняка Сан-Галли. Уже позднее мне удалось побывать внутри, увидеть пышный вестибюль с кариатидами, рабочий кабинет Франца Карловича, курительную комнату в мавританском стиле… Надеюсь, что новые владельцы особняка сохранят все это. Пока что из сада исчезла чугунная статуя Афродиты, украшавшая фонтан. Исчезла – и объявилась в вестибюле КГИОПа. Вообще-то это целая скульптурная композиция, где богиню Афродиту, стоящую на раковине, окружают амуры, а вокруг раковины разместились дельфины, рыбы и черепахи. Композиция отлита из чугуна в 1870-е годы и покрыта медью. Сначала она украшала фонтан в оранжерее, потом ее выставили на улицу. Питерская погода сделала свое дело, и Афродиту пришлось отправить на реставрацию. Затем Афродита и компания временно прописались в вестибюле КГИОПа. А на фонтане в саду Сан-Галли собираются установить копию. Но что-то уж слишком долго собираются. Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД Впервые - журнал «30 дней», 1927, № 1. Печатается по тексту кн.: Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве, т. 2, с. 197-199. Луначарскому принадлежит еще одна статья на ту же тему - «Государственный фарфоровый завод в Петрограде» («Красная

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Общество–община–завод Ведущий характер вечевого идеала, его соборной формы не означал, что партия и рабочий класс, который рассматривался как носитель ограниченной модернизации, потеряли свое место в идеологическом схематизме. Сохранилось внутреннее нравственное,

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Музей истории «Пролетарского завода» (бывший Санкт-Петербургский Александровский завод) Проспект Обуховской Обороны, 125.Тел.: 600-12-80; добавочный: 1510.Станции метро: «Елизаровская», «Ломоносовская».Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не

Из книги Такая удивительная Лиговка автора Векслер Аркадий Файвишевич

Особняк Сан-Галли смело можно назвать одним из самых неординарных, поскольку его архитектура несет в себе не только визуальную красоту, но и некоторую ноту философии. Каждая жизнь представляет собой открытую книгу, в которой люди самостоятельно пишут собственную историю. Представленное здание, спроектированное архитектором К. К. Рахау, полностью олицетворяет собой данную мысль. Остановимся на этом чуть подробнее.

Визуальные особенности

Особняк Сан-Галли на Лиговке воплощен в духе прекрасной эпохи Ренессанса, и стиль флорентийского палаццо полностью передает настроение тех времен. Ренессанс славен тем, что каждый его элемент абсолютно уникален, как и человеческая жизнь, история. Франц Карлович Сан-Галли, потомок популярного итальянского скульптора, решил увековечить данную мысль на века, построив столь необычный дом, который по сей день радует взор каждого человека, проходящего мимо.

Особняк Сан-Галли на Лиговском, 62 строился при глубоком внедрении самого владельца, благодаря чему общий вид строения получил огромное количество элементов, которые и сформировали неповторимый вид. Чугунные решетки, флагштоки, фонари – все это дополняет друг друга, выглядит целостно и монолитно, из-за чего здание можно смело приписывать к разряду настоящих произведений искусства.

Многие посетители говорят о том, что душа создателя по-прежнему живет внутри здания. И пусть вас не пугает подобное заявление, поскольку обитание души выражается в ночных шумах и призрачных завываниях, а в роскоши внутренней отделки, потрясающих залах, многочисленность интерьеров. Это настоящая визитная карточка, которая воплотила в себе проявления мировых творческих стилей.

Функции здания

Особняк Сан-Галли в СПб – это не просто исторический памятник архитектуры, а по-прежнему действующее место, внутри которого проводится множество различных мероприятий. К примеру, здесь можно заказать фотосессию, либо организовать роскошный стилизованный фуршет, пригласив всех дорогих гостей. Также нередко здесь проводятся разнообразные презентации, выставки, и даже игровые квесты, которые в атмосфере старинного здания выглядят еще более захватывающими.

Двери дома всегда открыты для сотрудничества, поэтому, если вы захотите провести праздник или встречу особенно – можете смело связаться с администрацией, и обсудить все вопросы.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Не люблю я Лиговский проспект.С самого детства казался он мне каким то серым и мрачным,не заслуживающим внимания.А ведь он находится в самом центре Питера,он пересекает Невский и Площадь Восстания, приютив БКЗ "Октябрьский"и ТЦ "Галерея",около Московского вокзала.И вот среди серых стен доходных домов вдруг увидела я это чудо и не смогла не остановиться!

Уникальный комплекс, включающий в себя особняк, жилые дома, сад, здание заводоуправления, контору, сам завод разместился между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги по воле замечательного человека, много сделавшего для города, Франца Карловича Сан-Галли.
в ближайшее время расскажу о владельце этого особняка-человеке неординарном,много сделавшим для нашего города.он прошел путь от основателя кузнечной мастерской до владельца огромного и процветающего чугунно-литейного завода.
А сейчас о его особняке:
В 1872 году выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк для семьи Сан-Галли.дальше вы увидите много красивых фотографий: Он же построил Особняк Сан-Галли контору, жилой дом и несколько производственных корпусов. Проект особняка разрабатывался при непосредственном участии самого заказчика. Особняк является замечательным образцом зрелой эклектики.
Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом.



Парадный вход в особняк оформлен небольшим двухколонным портиком.


Фронтон поддерживается двумя чугунными колоннами с каннелюрами и капителью коринфского ордера. Раньше к нему примыкал двускатный навес, перекрывающий весь тротуар, чтобы можно было в непогоду прямо с мостовой, выйдя из экипажа попасть в его укрытие.

На полу тамбура выложена камнем дата окончания строительства - 1872.
Если всмотреться в здание, то можно заметить, что его неповторимый облик создают многочисленные украшения из чугуна : затейливые чугунные решётки, изящные фонари и флагштоки.

Душа первого владельца живет в каждой детали особняка и поныне. Чтобы почувствовать это, достаточно пройтись по просторным залам, поражаясь разнообразию многочисленных интерьеров. Тут и великолепие итальянского барокко, и роскошь ампира, и чопорность арт-деко, и многозначная недосказанность модерна. Кажется, во всем городе не найдется более подходящего места, способного стать визитной карточкой самых разных эпох и стилей.







Более или менее сохранились здания, расположенные вблизи Лиговского проспекта, - особняк, заводоуправление, контора и проходная. Эти здания, а также сад состоят под государственной охраной. Сад, по сию пору сохранивший свое название - Сангальский, был разбит на месте капустных огородов и был вытянут в длину от Лиговского проспекта до Николаевской железной дороги. Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен сохранившейся великолепной решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева.

до недавнего времени в саду находился этот фонтан

Скульптура фонтана называется "Рождение Афродиты"
Скульптура, по одной легенде, была посвящена возлюбленной Франца Сан-Галли, утонувшей в Финском заливе. По другой - дочери Сан-Галли, которая утонула, катаясь на лодке. Семья Сан-Галли действительно имела дачу на берегу Финского залива под Ораниенбаумом, но о том, что одна из его дочерей утонула, заводчик в своих мемуарах не сказал ни слова, лишь упомянул, что "старшая дочь и ее муж умерли после четырех лет счастливой жизни".

Скульптура предназначалась для зимнего сада дома Сан-Галли, где в 1870 г. и был установлен фонтан "Рождение Афродиты". В 1930 г. ее выставили в сад и установили посреди бетонной чаши. Из-за ошибки литья вскоре начались процессы ржавления чугуна. Дожди и снег ускорили процесс коррозии: влага стала проникать через поры меди, и чугун внутри быстро проржавел. Позже ржавчина стала отрывать медь со скульптуры, поверхность стала «шелушиться».

Скульптуру фонтана убрали из сада в 2000 г. В 2006 засыпали и чашу и сейчас она представляет собой горку, засаженную газонной травой.

В конце 1990-х гг. скульптура была переведена на баланс Водоканала. Перед реставрацией КГИОП рассматривал возможность лишить скульптурную группу охранного статуса памятника регионального значения - на тот момент утрата авторской поверхности составляла 90%. Группа компаний "Интарсия" в 2000-2002 гг. отреставрировала "Рождение Афродиты". Реставрация обошлось в 1,35 млн рублей.

Попытки восстановления фонтана заявлялись неоднократно. В 2014 г. Водоканал объявлял конкурс на разработку проекта восстановления. Завершена разработка проекта реконструкции фонтана в соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, полученным от КГИОПа. Авторы проекта - специалисты фирмы ООО "Ялта". По словам специалиста, при необходимом бюджетном финансировании фонтан может появится в саду Сан-Галли в ближайшее время. Правда, вместо оригинала скульптуры фонтана будет установлена копия. Восстановленный оригинал уже около семи лет украшает холл в здании КГИОПа.