Пианист евгений кисин личная жизнь. Вложения для кисин евгений игоревич


В Москве.

В 1985 году Кисин исполнил Первый и Второй фортепианные концерты Шопена в Большом зале Московской консерватории с Симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Дмитрия Китаенко.

Первые выступления Кисина за рубежом состоялись в 1985 году в Восточной Европе, в 1986 году он совершил первый тур по Японии. В 1987 году дебютировал на Берлинском фестивале.

В 1988 году Кисин совершил тур по Европе с "Виртуозами Москвы" под управлением Владимира Спивакова, а также дебютировал в Лондоне с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева. В декабре 1988 года Евгений Кисин выступил с известным дирижером Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра.

В сентябре 1990 года состоялся дебют пианиста в Северной Америке, где он исполнил Первый и Второй концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А через неделю музыкант выступил с сольным концертом в Карнеги Холл.

В феврале 1992 года Кисин принял участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке.

В 1995 году он стал самым молодым человеком, когда-либо названным лучшим инструменталистом года в США. В 1997 году пианист дал сольный концерт на фестивале BBC Proms.

Евгений Кисин выступал в лучших залах мира с известными оркестрами — Берлинским и Нью-Йоркским филармоническими, Чикагским симфоническим, оркестром Метрополитен Опера, оркестром Баварского радио и многими другими под управлением Герберта фон Караяна, Зубина Меты, Даниэля Баренбойма, Джеймса Ливайна, Лорина Маазеля, Сейджи Озавы, Клаудио Аббадо, Карло Марии Джулини, Курта Зандерлинга, Курта Мазура, Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Валерия Гергиева.

Евгений Кисин — почетный доктор Манхэттенской школы музыки (2001) и почетный член Лондонской Королевской академии музыки (2005).

В 1987 году он получил хрустальный премию Symphony Hall в Осаке за лучшее исполнение 1986 года в Японии.

В 1996 году Кисин был удостоен российской премии "Триумф".

Обладатель премии имени Шостаковича (2003), Герберта фон Караяна (2005), Артуро Бенедетти Микеланджели (2007), многочисленных премий в области звукозаписи, включая Echo Klassik (2002, 2006).

Является дважды лауреатом премии "Грэмми". В 2006 году он был отмечен премией в номинации "Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте" за альбом произведений Александра Скрябина, Николая Метнера и Игоря Стравинского. вместе с дирижером и пианистом Владимиром Ашкенази он был удостоен "Грэмми" за лучшее инструментальное исполнение Второго и Третьего концертов Сергея Прокофьева для фортепиано с оркестром.

Свадьба состоялась в Праге, где живет Карина Арзуманова. Известно, что Евгений и Карина знакомы и дружат с детства.

Пианист Евгений Кисин, которого музыкальные критики называют наследником Артура Рубинштейна, Святослава Рихтера, Владимира Горовица, родился 10 октября 1971 года в Москве.

В два года он стал играть и импровизировать на фортепиано. В шесть лет поступил в московскую школу им. Гнесиных, после окончания которой поступил в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (Российскую академию музыки имени Гнесиных), где занимался в классе Анны Кантор.

В 10 лет Кисин впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. В 1984 году исполнил оба концерта Шопена в Большом зале Московской консерватории. В 1985 году он впервые выехал с концертами за рубеж, в 1987 году дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале.

В 1988 году Евгений Кисин выступил с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В 1990 году он уехал за границу, жил в Нью-Йорке. В сентябре 1990 года состоялся его дебют в Северной Америке, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А через неделю музыкант выступил с сольным концертом в Карнеги Холл. В феврале 1992 года Кисин принял участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке.

В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале Proms в лондонском Альберт Холл. В Великобритании от имени королевы ему было предложено гражданство.

Евгений Кисин – один из самых высокооплачиваемых музыкантов нашего времени, он гастролирует по всему миру, ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии. Евгений Кисин выступал с ведущими оркестрами мира под управлением Клаудио Аббадо, Владимира Ашкенази, Даниэля Баренбойма, Валерия Гергиева, Карло Марии Джулини, Сейджи Озава, Мстислава Ростроповича, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Георга Шолти и Мариса Янсонса и др.

Среди его партнеров по камерной музыке – Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие.

В 1996 году в России он был награжден премией “Триумф”, но получать ее приехал только в 1997 году и дал два концерта в Большом зале консерватории.

С тех пор, как в 1990-м году Евгений Кисин уехал из страны и начал свою исключительную карьеру в крупнейших залах мира с выдающимися оркестрами и дирижерами, он крайне редко выступал в России. Поэтому каждый его приезд в нашу страну становится событием сезона.

24 декабря 2000 года в Петербурге состоялся большой концерт Евгения Кисина и оркестра под управлением Юрия Темирканова. 3 февраля 2002 года он выступил в Большом зале консерватории на юбилейном вечере, посвященном 10-летию премии “Триумф”.

16 декабря 2003 года в Большом зале консерватории Евгений Кисин дал сольный концерт из сочинений Шуберта и Листа. Поводом к нему послужила премия имени Шостаковича, врученная ему по итогам 2002 года: всякий ее лауреат обязан выступить в Москве.

В мае 2009 года пианист приехал в Москву с двумя концертами. Евгений Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей, однако является лауреатом множества премий. В мае 2001 года Кисину было присвоено звание почетного доктора музыки Манхеттенской школы музыки, а в июне 2005 года – почетного члена Королевской академии музыки (Лондон). Евгенйи Кисин – лауреат премии “Золотой диапазон”, премии имени Д.Д.Шостаковича (2003).

В 2006 году он был награжден премией Grammy в номинации “Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте” за альбом произведений Скрябина. Евгений Кисин также обладатель премий Герберта фон Караяна (2005), Артуро Бенедетти Микеланджели (2007), многочисленных премий в области звукозаписи, включая Echo Klassik (2002, 2006).

) - пианист, классический музыкант.

Биография

Пожалуй, со времен конкурсного дебюта Вана Клиберна ни одно пианистическое открытие так не взбудоражило советскую музыкальную общественность, как выступления юного Евгения Кисина в середине 80-х годов. Ученик средней специальной школы имени Гнесиных сразу стал любимцем москвичей, потом с триумфом гастролировал в Ленинград е, а потом начались и зарубежные его поездки. Он играл разную музыку, но преимущественно произведения Шопена, всякий раз демонстрируя и свободную виртуозность и, главное, великолепную стилистическую чуткость, подкупающий артистизм.

Вновь заговорили о вундеркиндах на концертной эстраде, о загадочной природе этого явления, о необходимости бережного отношения к таланту. В общем никто не возражал против встреч с искусством одаренного школьника, но определенные нюансы мнений замелькали на страницах специальной печати. С. Мальцев в "Советской музыке" писал: "Концерты Кисина выдвигают проблему детского и юношеского исполнительства. Порой приходится слышать: зачем столь юному музыканту так рано выступать, нет ли в этом чего-то нездорового, ненормального? Но с каких пор достижения в искусстве „мерились" с позиций „нормы"? И где ее искать, эту „норму"? Разве не являются нормой Искусства как раз исключения? И, наконец, самое важное: не недооцениваем ли мы в наших методиках музыкального воспитания действительных музыкальных потенций, которыми обладают наши юные таланты?!"

Также высоко оценивая дар пианиста, Г. Цыпин следующими словами завершал свою рецензию 1985 года на вечер камерного оркестра "Виртуозы Москвы", где прозвучал, в частности, Концерт ля мажор Моцарта: "После выступлений Кисина нередко спрашивают с недоумением в голосе: как, каким образом удается ребенку проникнуть в сокровенную суть таких недетских произведений, как, скажем, фортепианные концерты Моцарта или Шопена? Только интуитивно и никак не иначе. Благодаря своему редкостному, практически безошибочному музыкальному инстинкту. Этим-то и впечатляет более всего его талант. Кисин предвосхищает художественным чутьем, всепроникающей догадкой своей все то, чего, разумеется, нет еще в его собственном опыте - жизненном и творческом. Кстати, это и есть отличительная черта детей, называемых вундеркиндами. Тех, кто далеко и намного обгоняет возможности своего возраста... В прошлом году Женя Кисин выступил на концерте в БЗК вместе с Дмитрием Китаенко. Теперь - с Владимиром Спиваковым. Конечно, приятно видеть внимание прославленных музыкантов к своему юному коллеге по искусству. В то же время, когда присутствуешь на публичных выступлениях мальчика, в голову иной раз закрадывается мысль: а не лучше было бы, если до поры до времени он не был слишком избалован этим вниманием? Наверняка-лучше..."

Так или иначе, но в своих восхищениях оказались единодушны и любители музыки, и самые требовательные профессионалы. Особенно выразительный портрет Кисина дал в журнале "Музыкальная жизнь" Дмитрий Башкиров: "Что больше всего поражает в облике Жени и его игре, что делает его художественным явлением особого порядка? Абсолютное слияние с музыкой, погружение в нее и рождение ее как бы заново под его пальцами, удивительное чувство пропорции, не прерывающееся ни на одно мгновение состояние творчества. Особая гибкость и благородство фразировки, интуитивно безупречное чувство времени дают ему возможность воплотить шопеновское rubato... Фразировка Кисина естественна, как дыхание, выразительна и гуманна, как речь возвышенного поэта... Великолепная пластика пианизма Кисина лишена даже тени усилия или усердия... Редкой красоты звучание рояля никогда не переходит границу эстетически прекрасного. Тончайшая педализация - следствие не только особого слухового, гармонического и интонационного контроля, но и воображения! Все это позволяет Жене выражать себя и музыку с редким мастерством. Как не вспомнить хотя бы Larghetto из Фа-минорного концерта, исполненное в этот вечер прямо-таки с совершенством поразительным!.. Как удается ему выразить с пронзающей душу простотой и глубиной поэзию трагизма поздних мазурок и стремительные легкие видения Вальса ми минор Шопена, юношескую пылкость и духовность "Посвящения" Шумана в обработке Листа. Примечательно, что впечатление не только не ослабевает, но даже усиливается при прослушивании записи выступления Жени. Слушая его и наблюдая, поражаешься несоответствию между детским обликом и глубиной постижения сути исполняемого. Только слушая запись - покоряешься выразительности и мастерству, полностью отрешаясь от мысли, что это играет ребенок..."

В 1985 году Евгений Кисин впервые выехал с концертами за рубеж, в 1987 дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале. В 1988 году выступает с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В сентябре 1990 года состоялся дебют Кисина в Северной Америке, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А неделю спустя музыкант выступает с сольным концертом в Карнеги Холл. В феврале 1992 года Кисин принимает участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке, транслировавшейся по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчётам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей. В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт Холле - первый клавирабенд за более чем 100-летнюю историю фестиваля.

Кисин ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, собирая неизменные аншлаги; выступал с ведущими оркестрами мира под управлением таких дирижёров, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Карло Мария Джулини, Колин Дэвис, Джеймс Ливайн, Лорин Маазель, Рикардо Мути, Сейджи Озава, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Георг Шолти и Марис Янсонс; среди партнёров Кисина по камерной музыке - Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие. Ведущие музыканты нашего времени, равно как и многочисленные слушатели Кисина во всём мире отмечают такие черты его исполнительского искусства, как поэтичность и глубину, романтическую одухотворённость и возвышенность; музыкальные критики называют Кисина наследником Артура Рубинштейна, Святослава Рихтера, Владимира Горовица.

Живёт в Нью-Йорке и Лондоне, в настоящее время - в Париже.

Премии и награды

Е. Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей, однако является лауреатом множества премий, к числу главных можно отнести:

  • Премия Академии музыки «Chigiana» «Лучший пианист года» (Италия, 1991)
  • Премия журнала «Musical America» «Инструменталист года» (1994)
  • Почётная премия «Триумф» (Россия, 1997)
  • Премия имени Шостаковича (Россия, 2003)
  • Премия имени Караяна (Германия, 2005)
  • Премия Грэмми в категории «Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте» за исполнение произведений Скрябина, Метнера и Стравинского (США, 2006)
  • Премия имени Бенедетти Микеланджели (Италия, 2007)
  • Премия Грэмми 2010 год в номинации «лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» за запись второго и третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева.

В мае 2001 года Кисину присвоено звание почётного доктора музыки Манхеттенской школы музыки, в июне 2005 - почётного члена Королевской академии музыки (Лондон), в 2009 году - почетного доктора Гонконгского университета, в 2010 году - почётного доктора Еврейского университета в Иерусалиме.

Евгений Кисин родился в Москве. В 6 лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первый и единственный педагог - Анна Павловна Кантор.

Первоначально, как вундеркинд, выступал под именем Женя Кисин. В 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. Год спустя дал свой первый сольный концерт. В 1984 году (в 12 лет) исполнил 1 и 2 концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

В 1985 году Евгений Кисин впервые выехал с концертами за рубеж, в 1987 дебютировал в Западной Европе на Берлинском фестивале. В 1988 году выступает с Гербертом фон Караяном на Новогоднем концерте Берлинского филармонического оркестра, исполнив 1-й концерт Чайковского.

В сентябре 1990 года, состоялся дебют Кисина в США, где он исполнил 1 и 2 концерты Шопена с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты. А неделю спустя музыкант выступает с сольным концертом в Карнеги Холл. В феврале 1992 года Кисин принимает участие в церемонии Grammy Awards в Нью-Йорке, транслировавшейся по телевидению на аудиторию, состоявшую, согласно подсчётам, из миллиарда шестисот миллионов зрителей. В августе 1997 года дал сольный концерт на фестивале «Proms» в лондонском Альберт Холле - первый фортепианный вечер за более чем 100-летнюю историю фестиваля.

Кисин ведет интенсивную концертную деятельность в Европе, Америке и Азии, собирая неизменные аншлаги; выступал с ведущими оркестрами мира под управлением таких дирижёров, как Клаудио Аббадо, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Карло Мария Джулини, Колин Дэвис, Джеймс Ливайн, Лорин Маазель, Рикардо Мути, Сэйдзи Одзава, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Георг Шолти и Марис Янсонс; среди партнёров Кисина по камерной музыке - Марта Аргерих, Юрий Башмет, Наталья Гутман, Томас Квастхофф, Гидон Кремер, Александр Князев, Джеймс Ливайн, Миша Майский, Исаак Стерн и другие.

Евгений Кисин также выступает с поэтическими вечерами на идише и на русском языке. Компакт-диск с записями произведений современной поэзии на идише в исполнении Е. Кисина «Аф ди клавишн фун йидишер поэзие» (На клавишах еврейской поэзии) вышел в 2010 году. Согласно самому Кисину, он с детства обладает сильным еврейским самосознанием и размещает на своём личном сайте произраильские материалы.

С 1991 года жил в Нью-Йорке и Лондоне, в настоящее время - в Париже.

Премии и награды

Е. Кисин никогда не участвовал в конкурсах исполнителей, однако является лауреатом множества премий, к числу главных можно отнести:

  • Премия Академии музыки «Chigiana» «Лучший пианист года» (Италия, 1991)
  • Премия журнала «Musical America» «Инструменталист года» (1994)
  • Почётная премия «Триумф» (Россия, 1997)
  • Премия имени Шостаковича (Россия, 2003)
  • Премия имени Караяна (Германия, 2005)
  • Премия Грэмми в категории «Лучшее классическое сольное исполнение на музыкальном инструменте» за исполнение произведений Скрябина, Метнера и Стравинского (США, 2006)
  • Премия имени Бенедетти Микеланджели (Италия, 2007)
  • Премия Грэмми 2010 год в номинации «лучшее сольное инструментальное исполнение с оркестром» за запись второго и третьего концертов для фортепиано Сергея Прокофьева.

В мае 2001 года Кисину присвоено звание почётного доктора музыки Манхэттенской школы музыки, в июне 2005 - почётного члена Королевской академии музыки (Лондон), в 2009 году - почетного доктора Гонконгского университета, в 2010 году - почётного доктора Еврейского университета в Иерусалиме.

Записи

  • ??? ?? ???????? ???? ???????? ?????????: ????? ???? ??????? ?????? ????? ??????? ????? (На клавишах еврейской поэзии: стихи еврейских поэтов читает Евгений Кисин, идиш, компакт-диск). Нью-Йорк, Forward Association, 2010.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Материал получился просто огромным, несмотря на многоразовые усекновения по живому. В целях лучшей усвояемости для тех, кто осмелится его асилить, текст разбит на несколько частей. Дополнительные материалы и собственно музыка поначалу были вынесены в последний раздел. Но из-за одного ласкового человека, которому я от души желаю сдохнуть пораньше, всё это будет вставлено в комментарии.

ЧАСТЬ 1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Разбирал я недавно свою музыкальную библиотеку, вернее то, что от неё осталось. В руки попалась книга маститого музыкального критика Г.М.Цыпина «Портреты советских (хе-хе - прим. ВМ) пианистов», издание 2-е, Москва, 1990 год. В течение нескольких заседаний перелистал её, вспомнил усё былоэ. Мимо прошли люди, многих из которых давно нет на этом свете, но которые навсегда останутся для меня живыми. Ещё немного и книга легла бы на полку, а потревоженная память успокоилась, но… Последний портрет в книге - «советский пианист» Евгений Кисин, которому на момент выхода книги шёл 19-й год. И тут попался на глаза пассаж, который, что называется, зацепил.

«Вместе с ним на концертной сцене находилось некоторое время ещё одно удивительно яркое природное дарование - юная Полина Осетинская. Как и Кисин, она также была в центре внимания специалистов и широкой публики; и о ней, и о нём много говорили, в чём-то сравнивая их, проводя параллели и аналогии. Потом разговоры такого рода как-то сами собой прекратились, иссякли. Подтвердилось (в который уже раз!), что признание в профессиональных кругах требует, и со всей категоричностью, соблюдения п р а в и л х о р о ш е г о т о н а в и с к у с с т в е. Требует умения красиво, достойно, корректно держать себя на эстраде. Кисин в этом отношении был безупречен. А потому и остался вне конкуренции среди своих сверстников.

Выдержал он и ещё одно испытание, не менее трудное и ответственное. Ни разу не дал он повода упрекнуть себя в самопоказе, в чрезмерном внимании к собственной персоне, чем часто грешат юные дарования. Да ещё являющиеся любимцами широкой публики. «Когда поднимаешься по лестнице искусства, не стучи каблуками», - остроумно заметила в своё время замечательная советская актриса О.Андровская».

Два имени, волею обстоятельств и по прихоти автора поставленные рядом. Но как же по-разному сложилась их судьба.

ЧАСТЬ 2. ДЕТСТВО.

Оба наших героя получили широкую известность в начале 80-х. Нужно сказать, что так называемые вундеркинды были, есть и будут всегда и во все времена. Причём в количествах, о которых широкая публика даже не подозревает. Почему же именно эти двое буквально взорвали своим появлением музыкальную общественность? Во-первых, благодаря своим талантам, масштаб которых выделял их даже на фоне им подобных. Во-вторых, благодаря некоторым внемузыкальным обстоятельствам, о которых мы поговорим ниже. В-третьих - и это главное, пожалуй - время было такое.

Полина Осетинская: «Страна уже гордилась Евгением Кисиным, на подходе к славе были юные скрипачи Вадим Репин и Максим Венгеров, сочиняла стихи Ника Турбина. Начиналась вундеристерия. Одновременно с ней произрастали различные методики воспитания, грянул настоящий бум прогрессивной педагогики. Друг за другом штамповались передачи о выдающихся достижениях ребят, которых закаливали зимой в проруби, или с годовалого возраста сажали на шведскую стенку, или рожали в воде. Повсеместно родители искали следы гениальности в сыновьях и дочерях, ибо новое веяние гласило: нет бесталанных детей, есть бестолковое раскрытие их способностей».

Женю Кисина (родился 10.10.1971 г.) привели в музыкальную школу имени Гнесиных в шесть лет и он сходу поразил свою учительницу Анну Павловну Кантор музыкальными способностями - великолепным слухом, импровизациями, живостью фантазии и воображения. Благодаря природному таланту ученика и уверенной руке учителя, обучение пошло невероятными темпами. Кисин представлял собой классический пример вундеркинда и с каждым годом всё больше обходил своих сверстников. В 12 лет он дал свой первый сольный концерт в Гнесинке, а в 13 лет состоялось его знаменитое выступление в Большом зале Московской консерватории - с оркестром под управлением Дмитрия Китаенко он сыграл оба фортепианных концерта Шопена. Свежесть музыкального чувства, красивый маленький жыдёнок с широко распахнутыми глазами, вдохновенными кудряшками и пионерским галстуком на шее - это выступление стало настоящей сенсацией. Запись с концерта разошлась на пластинках огромным тиражом, с этого дня Женя Кисин стал знаменитым концертирующим артистом. Концертирующим не только у нас в стране, но и за рубежом, включая самые что ни на есть капстраны. Кто хоть немного знаком с темой выезда советских артистов на зарубежные гастроли, оценят этот факт. В его судьбе принимали горячее участие видные деятели музыкальной культуры, по странному стечению обстоятельств принадлежавшие, так же, как и Женя, к «симпатичному национальному меньшинству» (с).

Несколько иначе начинался творческий путь Полины Осетинской. До пяти лет девочка не обнаруживала ни музыкальных способностей, ни желания учиться музыке. Узнав, что её ведут в музыкальную школу, она встала посреди дороги и решительно заявила, что дальше не сделает ни шагу. Однако очень быстро вошла во вкус, а дальше её музыкальное развитие даже не пошло - понеслось, помчалось, полетело. Будучи младше Кисина на четыре года, Полина получила широкую известность раньше него. Уже в 6 лет она дала свой первый сольный концерт в Вильнюсе, а в девять лет сыграла с оркестром Пятый концерт Бетховена - вещь, с которой нормальные люди заканчивают консерваторию. Поражало ещё одно обстоятельство. Формально Полина училась в Центральной музыкальной школе, но фактически всеми её занятиями руководил отец - известный кинодраматург Олег Осетинский («Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов»). Мечтавший в молодости стать пианистом, но не ставший им по воле несчастного случая, сам не умеющий толком играть, но досконально изучивший это ремесло - от устройства рояля до физиологии и рефлексов - Олег создал целую систему обучения, не похожую ни на одну из существовавших когда-либо, с выразительным названием «дубль-стресс». Она предполагала, помимо музыкального, всестороннее развитие ребёнка на фоне тотальной мобилизации возможностей организма. День Полины был расписан поминутно. Ранний подъем, физические упражнения, минимум пищи, максимум времени за инструментом. Тренировка памяти - к 10 годам репертуар Полины составлял 30 часов музыки, а это более 15 сольных программ - то, что люди обычно копят десятилетиями. Домашние занятия перемежались многочисленными концертами, число которых доходило до четырёх в день и до нескольких сотен в год. Олег Осетинский, имея многочисленные связи и легко заводя новые, по выражению Полины, «пахал непаханное поле музыкального маркетинга». Каждый день приносил новые впечатления - поездки, города, музеи и картинные галереи, встречи с новыми людьми, и концерты, концерты, концерты. И 10 новых стихотворений в день наизусть. И десятикилометровые пробежки. И опять занятия. И снова концерты. И ошеломляющий успех у публики.

ЧАСТЬ 3. ОТРОЧЕСТВО.

Конец 80-х годов подвёл первые итоги в судьбе наших героев.

В 1988-м году Женя Кисин сыграл и записал Первый фортепианный концерт Чайковского со знаменитым дирижёром Гербертом фон Караяном. Слёзы растроганного после выступления Караяна обсуждались не меньше, чем недавние слёзы Путина. Вряд ли кто-нибудь, включая самого Кисина, думал тогда о том, что взятая вершина так и останется самой высокой…

В следующем году должна была впервые выехать за рубеж и Полина - и сразу в США. Её выезд курировала с нашей стороны лично Раиса Максимовна, а с американской - Сьюзенн Эйзенхауэр, жена бывшего Президента.

Любопытно, что примерно в это время, а может чуть раньше, пути наших героев пересеклись. Сменившая по воле отца несколько педагогов в ЦМШ, Полина была представлена учительнице Жени - А.П.Кантор. Женя саккомпанировал Полине на втором рояле концерт Шумана. После этого, пока взрослые вершили судьбы, дети вышли во двор школы. Женя показался Полине совершенно «эфирным существом» и она была немало удивлена, узнав, что он играет в футбол. Под конец прогулки Женя галантно занёс даму в помещение на руках. К тому времени взрослые тоже закончили свой разговор, итог которого легко можно было предвидеть: Анна Павловна отказалась заниматься с Полиной, благоразумно решив, что с неё хватит и одного гения.

В это же время готовится к печати упомянутое в начале второе издание «Портретов советских пианистов» и публикуется строгая рецензия того же автора, Цыпина, на очередной концерт Полины. В этих материалах впервые в адрес наших героев публично высказывается существенная критика.

Кисину предъявляются претензии по части «подгоняющихся» темпов, гулко звучащего рояля, педальных пятен. И очень интересное замечание: «пианизм Кисина сам по себе не представляет пока выдающейся эстетической ценности, что отличает обычно мастеров экстра-класса». И ещё: «Сегодня замечается в первую очередь то, что идёт от его уникального природного дарования. И это прекрасно, конечно, но лишь до поры до времени».

ЧАСТЬ 4. ЮНОСТЬ.

Год 1989.

Евгений Кисин продолжает успешно гастролировать здесь и за рубежом, попутно обдумывая варианты продолжения учёбы. Недавно он признался, что они с Анной Павловной рассматривали вариант продолжения учёбы у… Эмиля Гилельса. Утверждение более чем сомнительное. Во-первых, Эмиль Григорьевич распрощался с консерваторией в далёком 1974-м году, когда Женя делал первые шаги не только в музыке, а вообще в жизни. Во-вторых, с октября 1985-го года Гилельс преподавал исключительно на Новодевичьем, о чём Женя, по идее, должен был знать. С подобного рода несуразицами в исполнении Кисина мы ещё столкнёмся, они характеризуют его не менее ярко, чем выступления в концертах.

После не слишком, по-видимому, мучительных раздумий, Женя и его родные принимают решение продолжать учёбу у А.Кантор. Сам Кисин объяснил его тем обстоятельством, что Анна Павловна фактически стала членом их семьи и он был (и остаётся по сей день) к ней очень привязан. «От добра добра не ищут» - так и сказал.

Кроме того, Женя отвергает поступающие в его адрес предложения об участии в музыкальных конкурсах, в частности - в конкурсе имени Чайковского. Понять его можно: лауреатские звания являются для начинающих артистов билетом, пропуском на эстраду, а у Кисина такой билет уже давно был в кармане. Иное дело учёба в консерватории. Наш видный педагог и выдающаяся пианистка Татьяна Петровна Николаева в конце 70-х и совсем не по поводу Кисина написала следующее: «Особую остроту приобретает проблема продолжения учёбы … молодых исполнителей… Увлекаясь концертной деятельностью, они перестают уделять внимание своему всестороннему образованию, что нарушает гармоничность их развития, отрицательно сказывается на их творческом облике». И ещё: «…Гораздо сложнее бывает удержать завоёванное, укрепить свои творческие позиции, убедить окружающих в своём творческом credo. Именно тут и возникают трудности».

Но родственники нашего героя, да и сам он, придерживались противоположного мнения. В итоге Женя не только ни одного дня не учился в консерватории - чего не позволили себе даже такие титаны, как Рихтер и Гилельс - но даже из-под юбки первой учительницы не вылез.

В это время Полина усиленно готовится к ответственным зарубежным гастролям. Назначена дата «прощального» концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. Согласован гастрольный график в Америке. Более того, согласованы даже суммы гонораров - за каждый из 40 концертов Осетинские должны были получить по 50 тысяч долларов, совершенно фантастические по тем временам деньги. Внезапно, незадолго до концерта в Ленинграде, Полина бесследно исчезает из дома. Исчезает, чтобы несколько дней спустя, когда отец и правоохранительные органы сбились с ног в поисках пропавшего гения, появится в знаменитой программе «600 секунд». Выступление Полины у Александра Невзорова получилось не менее резонансным, чем на сцене. Выяснились шокирующие подробности. Оказалось, неотъемлемой частью системы «дубль-стресс» было ежедневное насилие над ребенком - моральное и физическое. Переполнившим чашу терпения Полины стал эпизод, когда отец её, 14-летнюю девушку, при гостях избил, разорвал на ней платье и заставил играть голой. «При этом присутствовали пятеро мужчин и ни один из них не проронил ни слова. И спустя двадцать лет для меня это остаётся загадкой». Позже Полина признается, что в этот период своей жизни она была очень близка к самоубийству… А тогда, в передаче Невзорова, Полина объявила об отмене концерта в Ленинграде и гастролей в Америке, заявила о желании продолжать обучение музыке и выразила просьбу более не ассоциировать её имя с именем отца, потому что отныне у каждого из них своя дорога в жизни. Некоторое время она вместе с матерью скрывается от преследований отца у своих знакомых, а затем поступает в класс к знаменитому ленинградскому педагогу Марине Вениаминовне Вольф. Юная девочка, поражённая, как многим казалось, звёздной болезнью в неизлечимой форме, сумела - в отличие от клана Кисиных - критически посмотреть на свои исполнительские достижения. Имя Полины исчезает с афиш, для неё наступает новый, но тоже тяжёлый период в жизни - период мучительного переучивания уже сложившегося артиста, осмысления произошедшего и накопления нового жизненного и исполнительского опыта.

ЧАСТЬ 5. ВЕЛИКИЙ ПЕРЕЛОМ.

В начале 90-х «советский пианист» Кисин вместе с дружною семьею покинул пределы этой страны. В лучших ростроповическо-вишневских традициях был разыгран спектакль с гонениями на выдающегося артиста. В этот раз, правда, пришлось изображать из себя не диссидента, а потенциальную жертву призыва на военную службу. Возмущенные защитники гения как-то забыли, что их кумир нигде официально не учился и к тому времени должен был, по идее, не только давно призваться, но и уже вернуться со службы. Почему все эти годы военкомат о нём не вспоминал и вдруг почему-то вспомнил аккурат перед отъездом к новому ПМЖ - загадка. Тем не менее, в очередной раз сработало - Женя прибыл на Запад в ореоле великомученика и начал жить-поживать и добра наживать. В музыкальном аспекте для него ничего не поменялось - концерты, записи. Иногда, для души, всякие там грэмми-шмэмми. Важные перемены произошли в ментальном плане. Внезапно в нашем герое проснулось сильное еврейское чувство, которое, как выяснилось, всегда в нём жило, но не имело возможности выражения в условиях тоталитаризма. Женя выучивает иврит настолько хорошо, что читает с эстрады стихи. Женя с удовольствием комментирует события в Израиле, хотя там и не живёт. С неменьшим удовольствием Женя комментирует события в России, хотя и бывает там исключительно с гастролями, исключительно в Москве и исключительно редко. И вообще, выступает неприемлемо редко для современного артиста - около 40 концертов год. В общем, ведёт размеренный и нравственный образ жизни.

А что же наша героиня? Она учится. Вернее, переучивается, что намного хуже. Она мучительно привыкает к Питеру. У неё есть хорошие и преданные друзья, которые поддерживают её, вводят в высший круг питерской интеллигенции. Тем не менее, несколько лет она живёт в общежитии, без особых удобств и кишащем крысами.

Неоднократно её пытается преследовать отец, который публикует о ней нелицеприятные материалы в прессе, при этом заводит девочек-клонов, которые под именем Полины Осетинской разъезжают по стране, дают концерты и зарабатывают деньги.

Вместе с классом своей учительницы Полина впервые выезжает за рубеж. Даёт концерты, с переменным успехом. Зарабатывает первые самостоятельные деньги. Оканчивает школу, поступает в консерваторию. Получает стипендию, как молодой талант. Снимает более приличное жильё, которое, тем не менее, по разным причинам приходится часто менять. Безуспешно пытается принять участие в Международном конкурсе им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, где члены жюри тащат своих учеников, а её не пропускают даже во второй тур. После чего она получает нервный срыв и даёт себе зарок никогда больше в конкурсах не участвовать. И всё-таки именно выступая на конкурсе, Полина впервые ощущает своё новое рождение как артистки, с принципиально другим не только своим отношением к музыке, но и музыки к ней - очень тонкий и важный момент. Первая профессиональная запись. Первый профессиональный контракт. И ещё один нервный срыв, после которого она попадает в психиатрическую больницу с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз, синдром неживого состояния». К счастью, ненадолго. Нашёлся врач, который сумел убедить её в том, что всё, исключительно всё, находится не в его, а её руках - и голове.

ЧАСТЬ 6. ТОЛЬКО О НЕЙ.

В 1998-м году Полина оканчивает Петербургскую консерваторию. Комиссия во главе с профессором Московской консерватории Михаилом Воскресенским ставит ей пять с плюсом, чего не случалось в Питере более десяти лет. Затем она возвращается в Москву и поступает в аспирантуру к Вере Васильевне Горностаевой - своей любимой учительнице в ЦМШ, с которой много лет назад вынуждена была расстаться из-за отца. В 2000 году учёба закончена. Полина сложившая личность и артистка. К ней возвращаются известность и признание. Признание не только среди публики, которая с большим восторгом принимает её выступления, но и среди коллег. Михаил Плетнёв называет её пианизм «безупречным». Она выступает на известных площадках у нас и за рубежом, с известными коллективами и дирижёрами. Критика отмечает её прекрасный вкус, великолепный звук, масштабность трактовок, сравнивая их с великими именами Гилельса и Рихтера.

В 2008-м году Полина издаёт автобиографическую книгу «Прощай, грусть». Сама она полушутя говорит, что книга не столько автобиографическая, сколько психотерапевтическая. Ей было важно, рассказав свою драматическую историю, сбросить груз прошлого. А сбросив, обратиться к будущему. Вскоре после выхода книги Полина узнала, что ждёт ребёнка…


ЧАСТЬ 7. СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.

Возвращаясь к цитате из книги, приведённой в начале, не так-то просто, убрав имена, понять, кто же из наших героев «стучит каблуками, поднимаясь по лестнице искусств»? Кто из них соблюдает «правила хорошего тона в искусстве», а кто ими пренебрёг и ни разу не пожалел об этом? Или напротив - ответ на этот вопрос лежит на поверхности?

В 2009-м году Женя Кисин побывал в Москве. Раздал несколько интервью на тему «Россия - дикая страна». Дал концерты. Восторг в зале, как всегда, был хорошо организован. Совсем другой градус был в интернете - всякие задроты, неудачники и завистники толанту, вроде автора этих строк, констатировали прискорбный факт - за 20 лет ничего в игре Кисина не поменялось. Как не поменялся и он сам. Не очень умный сорокалетний мальчик. Последнее утверждение, впрочем, под сомнением. Особы, приближённые к гению, тихонько говорят, что «Женя пока не определился, с кем ему лучше». Ну ничего, поживём - увидим.

Полина же решительно обрела своё женское счастье. Её муж - известный спортивный журналист Игорь Порошин, она счастливая мама троих детей (старшая девочка - дочка Игоря от первого брака).

Что ждёт наших героев в будущем? Сильно сомневаюсь, что не повзрослев за последние два десятка лет, Женя вдруг предстанет не мальчиком, но мужем. Да оно ему и не надо. И его преданной публике это не надо - она его любит таким, как есть. Даже непонятка может случиться, если что-то резко поменяется. И уж совсем это не надо организаторам его концертов. Так и будет жить популярным овощем, типа морковки.

Полина - сможет ли она иметь такой же успех, как Кисин? Может да, а может и нет. Мир музыки очень жесток внутри. Закон рынка, закон кассы там действует крайне сурово. К счастью, сама Полина считает, что востребованность намного важнее славы. И это очень правильно с её стороны. Ведь ценность исполнительского искусства определяется внутренним содержанием, а не внешней шумихой. По масштабу и свойствам своего таланта Полина достойна встать в один ряд с самыми выдающимися нашими исполнителями. На её концерт я всегда пойду с удовольствием - если, конечно, достану билет:)

ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.