План работы экологической тропы в детском саду. Экологическая тропа в детском саду


1 этап. Подготовительный

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

  • вхождение в проблему,
  • вживание в игровую ситуацию,
  • принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.

Ожидается, что город Винсен начнет второй прототип к концу года. Модуль кроватки больше с 110 квадратных метров, потому что он дополнительно оснащен обмоткой и спальней. Этот прототип будет использоваться в районе Штоктен. Вероятно, в среду придут первые 25 мальчиков и девочек. Эта специальная концепция предлагает детям в большой обстановке типичную среду с большим спокойствием.

Специальная концепция дизайна и оборудования должна разрабатываться как внутри, так и снаружи, которая помимо цветового дизайна, качества материалов и выбора игрушек и оборудования также учитывает экологические аспекты, такие как климат в помещении, выбросы загрязняющих веществ, высококачественные производства от европейских ремесленных компаний и экономия ресурсов.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа»

Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире

За неделю до начала проекта

Отдельные дома размещаются вокруг небольшой площади - как деревня. Место, а также маршрут от деревянных полос, которые ведут от дома к дому, обеспечивают сплоченность между собой. Внешняя площадь полностью покрыта песком и пляжем как пейзаж дюн. Дальнейшие впечатления от Киндердорфа можно найти здесь.

Вместе с коллективными художниками дети могут быть творческими. Различные материалы предлагают детям разнообразный сенсорный опыт и обеспечивают пространство для больших выразительных потребностей детей. Дети рисуют, рисуют, рисуют, формируют и экспериментируют с сердцем. Произведения детей можно найти в помещении и на открытом воздухе.

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме

Более мелкие и большие экскурсии составляют неотъемлемую часть недели в дополнение к приготовлению пищи и выпечке вместе. В повседневной жизни внешний мир позволяет разным встречам и месту, где большие и маленькие люди открывают мир каждый день. Естественная среда обучения предлагает детям ежедневные новые открытия и пространство для любопытства, воображения и чувственного опыта. Там мы обнаруживаем изменение в течение года: формирование почек, созревание, листвование и снежные деревья. В Киндердорфе уютная юрта ждет нас днем, а также в «Кита-теге», который предлагает нам убежище и пространство для открытия, игры, творчества и благополучия.

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

2 этап. Содержательный

Таким образом, Киндердорф является третьим дневным центром в стране, который можно назвать этим. В наших детских садах специалисты будут внимательно следить за практическими этапами и готовиться к их будущей деятельности. Было бы замечательно, если бы наши дети могли проводить большую часть времени на траве или на полу, который был в безопасности. Если бы не пол, особенно для города, такой неровный, холодный и опасный, они могли ходить босиком все время, позволяя ноге развиваться наилучшим образом.

Но если это невозможно, мы можем по крайней мере выбрать то, что ребенок будет носить. Выбор должен основываться на обуви, разработанной в соответствии с законами природы, с учетом потребностей каждого этапа развития - ползание, первые шаги и ходьба. С другой стороны, это также должно быть сделано с хорошими материалами - природными и экологическими - чтобы кожа дышала и предотвращала грибы.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

Обувь, которая не воспроизводит в максимально возможной степени настоящую ходячую босиком, только «мятную» ногу, делая ее пассивной. Плоские ножки относительно распространены у маленьких детей, потому что в течение первых 5 лет жизни маленькая нога постепенно развивается, образуя оттуда дуги.

Вначале нелегко надеть наших детей, начиная с классического эпизода сгибания маленьких пальцев. Поэтому понятно, что первые ботинки следует держать широко открытыми, чтобы они могли легко положить ноги. На этом первом этапе ребенок - котенок, поэтому ему нужны мягкие, простые туфли, чья функция состоит в том, чтобы защитить себя от холода и, с другой стороны, не дать ребенку скользнуть по ровной поверхности. В самом детском саду, где он проводит много времени, ребенок, еще более взрослый, может носить мягкие подошвы, когда внутри комнаты.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Познавательная беседа «Весна пришла»

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны

Впоследствии он начинает свои первые шаги, что требует более стойкой, хотя и гибкой, подошвы и подкрепления в зоне пятки, что позволяет ее вращение. На заднем плане ботинки, имитирующие ходьбу босиком, но обеспечивающие комфорт, стабильность и анатомию, которые нужны младенцам.

Когда дело доходит до надевания ботинок, лучше носить туфли, которые легко подгонять и как раз к ноге, не сжимая, конечно, но не падая. Наконец, ребенок получает походку. Давай, беги, прыгай, поскальзывай, лезь, играй! Ноге теперь нужен твердый, гибкий, дышащий ботинок, который защищает от ударов по суставам и позвоночнику, особенно при ходьбе по камням, мокрой траве, лужам воды и грязи.

1 неделя марта

Наблюдение за первоцветами в цветнике

Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию

2 неделя марта

Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки»

Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря

За исключением случаев, когда ортопед позже проверяет настоящую раздражающую ногу, идеал снова должен стимулировать деятельность пешеходов. На цыпочках также отличное упражнение для развития подошвенной аркады, а также прогулка по густому песку на пляже.

Чтобы помочь ребенку в развитии стопы, мы можем и должны делать это через фантазию: например, притворяться маленькой птицей, а ребенок открывает руки, чтобы «закрыть его крылья» - интуитивно ребенок останется в кончики ног. Что касается материала, на рынке существуют различные виды обуви, а некоторые из них сделаны из кожи. Тем не менее, они, как правило, кожа только снаружи, подкладка изготовлена ​​из синтетического материала, что предотвращает дыхание, как предполагается, и они становятся слишком горячими.

3 неделя марта

Грамзапись П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений

4 неделя марта

Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа)

Они могут вызвать перегрев стопы, предотвратить испарение влаги, сохранить пот и вызвать гриб и простуду. Таким образом, важно, чтобы обувь была гибкой и естественным материалом, что делает ее очень дышащей, учитывая основную задачу обуви: защищать только ногу от неблагоприятных факторов окружающей среды, таких как неравномерность грунта и холода. Более того, хорошее развитие естественно приобретается за счет собственной деятельности.

Марта Рибейро, Органи, для до. Эта статья не является частью редакционного содержания «Дневника». В канун Всемирного дня водных ресурсов - 22 марта, Гринпис, Болгария, и экологическая ассоциация «Для Земли» официально начали кампанию по сокращению загрязнения воды пластмассами под девизом «Море не для отдыха».

Обучение детей передавать характерные особенности цветов, используя технику оригами.

Развитие воображения

1 неделя апреля

Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной

Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках

Кампания проводится в Болгарии уже третий год подряд и является частью глобальной инициативы по сокращению пластика в океанах, запущенной крупнейшими международными организациями, включая «Гринпис», «Друзья Земли» и «Сеть европейских нулевых отходов».

Основная цель эко-активистов - сосредоточить внимание общественности на важности питьевой воды и защите водных ресурсов, что, в свою очередь, приведет к более ответственному отношению к отходам, что улучшит состояние водохранилищ и качество жизни людей.

Чрезмерное использование одноразовых пластмассовых изделий за последние десятилетия привело к повсеместному загрязнению водяных полот, морей и океанов по всему миру пластиковыми - «пластический смог». Эти частицы воды входят в пищевую цепь морских животных и угрожают не только им, но и здоровью людей, которые затем потребляют их.

2 неделя апреля

Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок»

3 неделя апреля

Составление сказки «О дереве»

Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков

Очистка загрязненных пляжей, речных оврагов и дамб только временно уменьшает проблему, но следует искать прочное решение для устранения причины. Крупнейшими «виновниками» пластического загрязнения являются очки и бутылки, а также сумки, вилки, тарелки, пачки и другие одноразовые предметы.

Кампания «Море не для праздника» в Болгарии также была поддержана Европейской сетью экологически чистых отходов - механизмом сокращения отходов, в котором также участвует болгарская эко-организация «За Землю». Идея нулевой отходов приобрела большую популярность после того, как за ней стоял актер Джереми Айронс.

4 неделя апреля

Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года»

Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений

1 неделя мая

Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево»

В ближайшие месяцы болгарские эко-активисты из «Гринпис и Земли» представят экологические проблемы обществу через несколько кампаний, посвященных различным сферам общественной жизни, и предоставят адекватные идеи вовремя для их решения. В этом году основное внимание будет уделяться чистой воде и продуктам питания, которые люди используют - не используя пластик, когда мы едим и пьем, особенно одноразовые одноразовые чашки, коробки, посуду, сумочки.

В этом году экологи планируют дойти до самых маленьких - детей в детских садах, потому что привычки чистоты и отношения к окружающей среде приобретаются уже в этом возрасте. Идея состоит в том, чтобы решить проблему с одноразовыми пластиковыми чашками в детских садах, в которых дети пьют воду, а затем сразу бросают. Злая практика оставляет за собой десятки тысяч чашек, которые навсегда становятся опасными отходами для природы, и, как показывает опыт, человеку.

Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта «Экологическая тропа»

2 неделя мая

«Праздник русской берёзки»

Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края.

3 неделя мая

Эта трата ресурсов и сырья, которые не одобряются родителями, но все еще сложный случай для решения учреждений, помимо вредных для детей, совершенно лишний, и решение прост - отдельные очки или многоразовые бутылки. Экологи также отправятся на фестивали по всей стране, которые будут отвечать за воду, природу и здоровье людей за счет проведения мероприятий без мусора. Организаторы получат рекомендации по проведению мероприятий, например, с многоразовыми чашками, предоставленными против возвращаемого депозита.

Подробнее о Гринпис Гринпис. Подробнее об Экологической ассоциации «За Землю». ЕС «Для Земли» - это независимая неправительственная организация, объединяющая усилия людей, решивших работать над созданием естественной и справедливой жизни на нашей планете, которая исключает эксплуатацию людей и природы. «Для Земли» работает в сотрудничестве с природоохранными организациями на национальном и международном уровнях.

Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке»

Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида

4 неделя мая

Наблюдение за птицами на территории д/c.

Беседа «Какую пользу приносят птицы»

Впервые 120 детей, разделенных на четыре группы, выходят на порог нового детского сада. Уютные и современно оформленные номера-студио, спальни, тренажерный зал, собственная кухня и стиральная машина украшены радужными цветами, а просторный, зеленый и хорошо оборудованный двор идеально подходят для занятий спортом и беззаботной игры для детей.

Шесть групп в течение всего дня и одного дня - в общей сложности 160 детей классифицируются. Делегация студентов - видных спортсменов из братьев Ботевград, гости наслаждались веселой программой, подготовленной в их честь детьми детского сада «Званче», собрали фотографии своих воспоминаний и написали свои пожелания о «сказочной дружбе» в Книге писем.

Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят

1 неделя марта

Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению»

Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.

2 неделя марта

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья»

Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

3 неделя марта

Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями

М. Пришвин,

Н. Сладков

Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации

4 неделя марта

Беседа «Как зимуют птицы»

Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года

1 неделя апреля

Чтение рассказа

В. Бианки «Лесные домишки»

Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли

2 неделя апреля

П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки»

Развитие способности к имитации движений, координации движений

3 неделя апреля

Наблюдение за растениями на лугу.

Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.

Закрепление названий луговых и садовых растений.

Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы

1 неделя мая

Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер»

Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов

2 неделя мая

Наблюдение за насекомыми.

Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.

Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.

3 неделя мая

Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.

Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники.

4 неделя мая

Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга»

Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы.

1 неделя июня

Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,

«Летает, не летает»

Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях

1 неделя июня

Лепка «Стрекоза и муравей»,

«Гусеница на листке», «Улитка»,

«Божья коровка»

Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию

2 неделя июня

Продуктивная деятельность:

«Нарисуй муравейник»,

«Построй сам муравейник»

Развитие творческих способностей, познавательного интереса по теме: «Насекомые»

3 неделя июня

3 этап. Итоговый

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Путешествие по экологической тропе (итоговое)

Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе.

1 неделя июня

Выставка детских рисунков

Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

2 неделя июня

Оформление фотогазеты

Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции.

3 неделя июня

Анализ результативности поставленных задач

4 неделя июня

Литература

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
  2. Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
  3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №5
  4. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7
  5. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №8
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  8. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2009.
  12. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
  13. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  14. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  15. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  16. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  17. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Просвещение, 1981.
  18. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ, 1996.
  19. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2000.
  20. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М.: Баласс, 2001.

Приложение к проекту «Экологическая тропа»

Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников (статья для публикации в журнале ДОУ 2498)

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, Н.А. Рыжова предлагает использовать в дошкольном образовании термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения;
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
  • в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада.

Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
  • фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги.) В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей - просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы - конфеты, орехи на деревьях.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у её начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зелёный, пищевого - в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, можно сделать лёгкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можно брать таблички тех объектов, которые будут посещаться сегодня с детьми.

Паспорт экологической тропинки

Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема - для педагогов, вторая - простая - для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). В приложении приводится ряд примеров таких описаний, составленных для некоторых деревьев экологической тропинки. (См. Приложение)

Экологическая тропинка на территории детского сада

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, надо помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причём без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки можно включать те объекты, которые уже есть на территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

Эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.

В качестве видовых точек прежде всего можно выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если на территории рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Так, многие детские сады проводят наблюдения за пнём (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затенённом месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, можно оставить на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нём удобно размещать кормушки.

Если участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для данной местности (леса, луга). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определёнными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, необходимо обследовать территорию двора, отметив затенённые и открытые участки, влажные и сухие. Это поможет определить, где какие растения высаживать (луговые, степные - на открытых участках, лесные - на затенённых). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуницу, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую; возле ели - кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) - бруснику, кошачью лапку, толокнянку, тмин песчаный (бессмертник), молодило.

При возможности необходимо создать небольшой водоём с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности можно создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности и на территории страны. Тем самым как бы оформляется «Живая Красная книга». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»).

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает выращивать другие растения, не нужно её уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, можно наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако вполне вероятно, что на площадке сада будет обнаружен незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнёзда ворон или других птиц.

В качестве дополнительной точки тропинки можно создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещается и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. Невдалеке от флюгера располагается большой деревянный столб с кормушками для птиц. В состав такой площадки можно включить и солнечные часы. Для измерения осадков на метеоплощадке можно размещать дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОУ.

Экологическая тропинка в естественных условиях

Принцип организации тропинки в лесопарке, в лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоёмы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников.

В экологические тропинки в таких условиях включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнёздами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, родники, овраги, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой можно показать ребятам места отдыха и последствия этого отдыха для растений (мусор, костры, вытоптанные участки), животных. Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Желательно найти и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейников, посадка деревьев, уборка мусора. Для примера ниже приводится краткое описание экологической тропинки детского сада расположенного на окраине города. Тропинка начинается рядом с детским садом и проходит через примыкающий к территории учреждения лесопарк.

Точка 1. «Берёзовая роща»

Объекты для наблюдений : берёзы разного возраста и разной толщины со светлой и более тёмной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки; кустарники - лещина (рядом с ней - молодые дубки с красноватыми листочками), крушина, бересклет. Травянистые растения: золотая розга, чина весенняя, осока волосистая, сныть обыкновенная, костяника, земляника, звездчатка, гравилат городской, герань лесная, одуванчик, копытень европейский, манжетка, лютики, ландыш майский.

Точка 2. «Овражек»

Объекты для наблюдений - промоина и долина ручья, в которой весной хорошо видны песчаные наносы. Кустарники: бересклет, крушина, лещина; травянистые растения: те же, что и на точке 1. Грибы на стволе берёзы. В мае - много чешуек от липовых почек.

Точка 3. «Полянка»

Объекты для наблюдений: полянка - открытое, освещённое место, окружённое деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения: земляника, папоротник, злаки, лютик кашубский, ожика волосистая. Мхи на корнях берёзы и на почве; под деревьями - мухоморы. На поляне лежит бревно, кора которого отслаивается. Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор. Место отдыха людей - лежат бревна, используемые как лавочка. На дороге - плотно утрамбованная почва. В мае здесь стоит вода, цветёт осока волосистая, видны её темно-зелёные и светло-зелёные побеги, лютик кашубский (с круглым листом у основания стебля). Много крапивы. Кротовины.

Точка 4. «Большие берёзы»

Объекты для наблюдений : большие берёзы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб - сравнение двух деревьев по коре, листьям и т.п. Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.

Точка 5. «Липовая аллея»

Объекты для наблюдений: Липовая аллея - липы и берёзы (например, сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки - проснулись спящие почки.

Точка 6. «Пустырь»

Объекты для наблюдений: пустырь возле лесопарка и школы. Через него проходит дорога. Много сорных видов и других растений, приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие, стелятся по земле). На дороге - типичные виды - подорожник, лапчатка гусиная, очень мелкий клевер ползучий, низкорослые одуванчики. На пустыре - злаки, полынь, пижма, осот, василёк, мать-и-мачеха (в мае - отцвела), щавель конский, тысячелистник. Ближе к точке «Болотце» - малинник, где весной видны старые прошлогодние и молодые побеги этого растения.

Точка 7. «Сосны»

Объекты для наблюдений : участок соснового леса с лиственницей, яблоней; сосны (кора, смола, хвоя), лиственница (мощные корни, выходящие на поверхность, опадающая хвоя). Кострище. Гнездо на сосне. Яблонька у сосны. В мае распустилась лиственница.

Точка 8. «Болотце»

Объекты для наблюдений: «болотце» - переувлажнённое место с растениями, которые любят влагу (ситняк большой, подмаренник цепкий - интересное, цепляющееся за стебли своих соседей, растение, канареечник, зверобой продырявленный, лапчатка, или калган). Рядом растёт кустарник неклён, семена которого распространяются ветром.

Точка 9. «Озерцо»

Объекты для наблюдений: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг - ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной - пение соловья.

Точка 10. «Ёлочки»

Объекты для наблюдений : группа молодых ёлочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья - хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле - мох. Недалеко от группы елей - большая яблоня.

Точка 11. «Дуб»

Объекты для наблюдений : большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом - осины.

Экологическая тропинка в здании детского сада

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому Н.А. Рыжова рекомендует создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на своё ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если прогулка ознакомительная, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, при помощи луп исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры,
театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребёнка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Подводя итог вышесказанному, ещё раз необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии организация ландшафта вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Литература

1. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. «От рождения до школы» под редакцией– М.: Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.

  1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
  3. Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
  4. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
  5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.