Православие если над тобой смеются как быть. Является ли смех грехом? Священное Писание о смехе


Д обрый день, дорогие наши посетители!

Е сли радость — это хорошо, то почему смех и смехотворство — грех?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Н ужно делать различие между радостью и смехом. Православие так и поступает, потому что так поступал Сам Христос. Он говорил и о смехе, и о радости. «Радуйтесь и веселитесь», — говорил Он одним, — и «горе вам, смеющиеся ныне», — другим. Разные слова — разные понятия, разные состояния человека, значит, и отношение к ним должно быть разным. Поэтому попытаемся поговорить и об одном, и о другом.

Итак, смех. Это способ уйти от реальности — забыть, а не решить проблемы. Юмор — обезболивающее лекарство, которое снимает боль, но не излечивает болезнь. Да, такие лекарства применяются в медицине; да, они могут приносить пользу; да, без них нельзя, но проблемы они не решают. Так и смех, юмор помогает сгладить ситуацию, снять напряжение, легче воспринять неприятности жизни. Порой удачная шутка может разрядить самую взрывоопасную ситуацию. Но через некоторое время проблемы возвращаются. И с этой точки зрения обилие хохм на экране и в жизни — это симптом, который говорит далеко не о радостности нашей жизни. Спрос рождает предложение. Каково же состояние нашего общества, если обезболивающее в нас вливается такими дозами!

Смех — как привычка, как отказ от серьезного восприятия жизни, как развлечение, как способ заполнить внутреннюю пустоту, как мировоззрение — опасен. Наверное, это имеет в виду Спаситель, когда говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне». Ныне — то есть здесь, сейчас. Эти слова отражают состояние человека, живущего одним днем, не задумывающегося о чем-то более важном, чем сиюминутное поддержание комфортности своего существования. Смеющийся ныне — человек, который пытается естественное стремление к вечной радости заглушить, заполнить, заменить смехом и искусственной веселостью. Именно поэтому в литературе, предназначенной для подготовки человека к исповеди, среди прочих грехов упоминается смехотворство.

Еще, конечно же, имеет значение, над чем мы смеемся. Чаще всего глубинным поводом для смеха служат какие-либо человеческие недостатки, которые и ставят людей в смешное положение.

Рассмотрите внимательней любой анекдот: он обязательно обнажает какое-либо несовершенство и грех человека. От «уехал муж в командировку» и историй про Вовочку до политического анекдота — все это рассказы о греховности человеческой. Здесь важно проложить границу между смехом христианина и смехом греховным. Верующий человек смеется сострадательно, он высмеивает грех, но сочувствует грешнику, потому что ощущает: да я и сам во многом таков. Вспомним гоголевское: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Без этого внутреннего содержания смех становится осуждением. А кто осуждает, тот и Богом будет осужден.

Есть еще и общественная опасность смехотворства. Она возникает в случаях, когда смех касается закрытых для него тем. Неуместен смех в области священного, смерти, страданий и горя, также он не должен опускаться ниже пояса. Та, даже не пошлость, а похабщина, которая нам зачастую скармливается телевидением и радио под вывеской юмора, не коробит только человека с минимальным нравственным багажом, то есть ребенка, который принимает все за чистую монету и растет похабником. Я пока еще не встречал ни одного счастливого и радостного похабника, да и вряд ли такое сочетание вообще возможно. Похабщина притупляет чувство радости, она — еще одно препятствие на пути к счастью, которое и без того труднодостижимо».

Обсуждение: 6 комментариев

    С этим я согласна,но если,допустим!Великое множество проблем,и от нервного пере!напряжения пробивает (Прошу простить за жаргон),на смех.Постоянно.Как быть в этом случае?
    И опять же.Взять такую ситуацию.Допустим-проблемы.Много.И собралась компания друзей,дабы поддержать.В процессе поддержки,естественно,будут шутки.Чтобы снять напряжение.И что же-отказывать хорошим людям и не позволиь себе хотя бы лёгкий смех?

    Ответить

    1. Насчет нервного перенапряжения: Если во время случившихся проблем Вы будете молиться, то напряжение сразу пройдет. А там и проблемы разрешаться наилучшим образом.
      Что касается компании: Сейчас на дворе Великий пост, а в посты лучше уходить от смеха. А вообще, шутки и смех, в разумных их пределах, вполне допустимы.

      Ответить

    Если смеяться нельзя,если нельзя радоваться,что всё хорошо,ТО ЧТО ЖЕ ТОГДА ХОРОШЕГО ВООБЩЕ МОЖНО УВИДЕТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ?Если даже простой,искренний,добрый смех пусть даже во время проблем-и то под запретом?

    Ответить

    1. Karmin, все зависит от духовного роста человека. Если Вы имеете потребность в смехе, тогда вряд ли Вы будете иметь потребность в молитве, в Боге. Смех — это не что иное, как выражение псевдорадости.
      Что же касается смеха в целом, то нет в нем греха. Просто нужно знать, когда можно смеяться, а когда нельзя. Когда это позволительно, а когда нет.
      Вот, например, если у Вас проблемы, то нужно помолиться Господу Богу. Вряд ли можно решить проблему с помощью смеха…
      Умудри Вас Бог!

      Ответить

    А ведь от природы смех для человека — это вполне естественная эмоция. Маленький ребеночек, еще не научившись говорить, смеется над котенком, который радостно играется и пытается поймать собственный хвостик — и здесь нет ничего «злого», эта эмоция малыша говорит о том, что он увидел данное явление природы забавным и удивительным, а, значит, еще раз восхитился тем, в какой чудный мир попал. Может быть, просто толкование слова «смех» не просто многогранно, но и вовсе двояко?

    Ответить

    1. Бытие 21:6: …Тогда Сарра сказала: «Бог дал мне радостный смех: …
      Библейское имя Исаак — означает «Смех»

      Псалом 126:2: …В то время наши уста наполнились смехом И наш язык радостно восклицал…
      А ещё есть и Евангелиях места, гле говорится как от полученной вести Иисус возрадовался. И вообще, если внимательно, проникновенно читать Евангелия, видно, что Спаситель вовсе не мрачная, бесчувственная личность. Этому нного свидетельств.
      Нет, не должно выжигать, умерщувлять естественные, данные Творцом человеку свойства и качества, расцвечивающие жизнь и мир. И НЕЛЬЗЯ чтобы верующий ходил унылый, арачный, глухой ко всему — значит он вовсе и не верующий, ибо Святый Дух несёт многую радость.

      Ответить

Есть ли ограничение на шутки в пост, как не осуждать и не обижать шуткой, что значит «посмеяться над бесами» - протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех святых в Красном селе, продолжает размышлять о православном юморе и рассказывает свой любимый анекдот про ласточку.

Можно ли шутить и смеяться в пост или нужно больше сокрушаться о своих грехах? Бывает ли некое постное самоограничение на смех?
- Смех смеху рознь. В институте благородных девиц бонны и воспитательницы учили русских девушек дворянского и купеческого происхождения не обнажать десен при улыбке.

Интересно, что это совершенно точно соответствует и рекомендациям строгих отцов-отшельников. В подобных учебных заведениях девушкам рекомендовали улыбаться в меру, соответствующую произнесению слова «изюм», когда губы лишь немного раздвигаются, но не обнажают десен. А хохот, гоготание и молодежное «ржание», уподобляющее смеющегося человека известному животному о четырех копытах, почиталось совершенно неуместными, неприличными, некрасивыми, неблаговидными, противоречащими понятию о хорошем воспитании.

По-моему мнению, смех - не грех, если он не связан с осуждением и злословием. Ибо есть врачующие смех и улыбка. Посмотрите: сколько вокруг нас меланхолически настроенных людей, с подавленной душой, растревоженных, и, прямо скажем - с нездоровой психикой. Любой врач, общающийся с подобными пациентами, или священник-духовник, в толще народной исповедующий людей всех возрастов и состояний, вырабатывает для себя определенную психологическую защиту и стиль общения с людьми.

Мы стараемся следовать заветам святого апостола Павла: «Утешайте малодушных, всегда радуйтесь, духом пламенейте, радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими». Духовно зрелый христианин, конечно, и постом выполняет завет Господа Иисуса Христа: «Ты, когда постишься, не уподобляйся фарисеям и лицемерам, напускающим на себя унылый вид, но помажь главу елеем, лице водой», то есть имей образ радости, светлости, приветливости, добродушия. Лучись энергией любви и бодрости как учит нас апостол Павел: «Будьте светилами в этом развращенном мире».

Итак, смех - не грех, когда он созидает, настраивает на доброе, проливает утешение в слабые души, снимает напряжение, разряжает конфликтную ситуацию. О каждом дереве мы привыкли судить по плодам, поэтому я никогда не буду предъявлять ханжеских претензий священнику или рядовому христианину, услышав его смеющимся, видя его широкую улыбку, хотя бы и с обнажением металлокерамики, если плод общения - созидание атмосферы мира и любви. А попробуйте сегодня, (говорю как педагог) провести хороший, значимый насыщенный урок со старшеклассниками…

Вы знаете, что лучшим средством нравственного воздействия является вышучивание, высмеивание порока, а это предполагает и определенные игровые элементы, даже сценки. Хороший педагог не только расскажет, но и представит на собственном примере, как смешен, жалок и отвратителен порок, а это подразумевает использование и мимики и жестов. Человек в мундире, в футляре, застегнутый на все пуговицы никогда не сможет осуществить своих педагогических целей, если останется меланхоличным, «малахольным», анемичным перед лицом подростков и молодежи.

Поэтому пост - это время трезвения, время сосредоточенного предстояния Богу, когда мы призваны питать свою душу Божией благодатию. Мудрый христианин подобен пчеле, которая собирает нектар с разных цветков и соцветий. Он будет чрезвычайно разнообразен в своем поведении и подходах к людям. Его манеры нельзя укладывать в какое-то прокрустово ложе «благоприличного» поведения. Нужно уметь «быть всем для всех», поэтому каждая ситуация, каждая встреча с человеком должны содействовать тайному намерению христианина привнести душевную и духовную пользу в сердца людей.

- Используете ли вы юмор в своих проповедях и беседах?
- Конечно. Безусловно. Попробуйте, (если речь идет о выступлении перед аудиторией), полтора или два часа держать ее в тонусе, то есть в неослабном внимании к предмету речи. Ошибочно избрав для себя академический стиль общения, и, не дай Бог, монотонным голосом, с высокой колокольни, изрекая нравственные максимы, то, в конце лекции, открыв глаза, вы увидите лишь пустые стулья.

Необходимо учитывать, что человеческая природа не терпит однообразия. Зная, что лучшим отдыхом является перемена занятий или регистров, жанров речи, любой мало-мальски опытный проповедник, учитель, педагог, сообразно жанру общения с аудиторией, будет прибегать и к лирическим отступлениям, и к смешным, но назидательным историям. Будет чередовать высоту своей речи с, быть может, простецкими, простонародными выражениями.

Там, где присутствует риторическое мастерство, мы увидим многообразие интонаций, подходов, стилей речи, которое всего больше напоминает Божий мир, всегда представляющийся новым в глазах его созерцателей. Смена дня и ночи, зимы и лета; бесконечное разнообразие цвета, линий, очертаний, звуков, запахов - все это учит нас бегать монотонности, однообразия как самого злого врага. Тем паче, если ваша речь имеет общественное, острое звучание!

Читатель «Нескучного сада», я думаю, ориентируется в геополитике и дипломатии, знает, в каком состоянии находится мир. Большинству из нас ведомо, какая гибельная травля изливается из уст империалистической элиты, кривящей за океаном рот при распространении клеветы на матушку Россию. Настоящий церковный вития (проповедник) будет прибегать к юмору, как к хорошо продуманному приему, как к своеобразному эзопову языку.

Только «дурачина-простофиля» называет вещи своими именами, но человек, мало-мальски мудрый знает, что наиболее сильное, эмоциональное словесное воздействие будет иметь место в случае правильно поставленных акцентов, намеков и полунамеков. Если вас слушает не группа продленного дня в детском саду, но современная просвещенная аудитория, то поверьте опыту -- юмор, при котором где желаемое, к примеру, обличено в форму действительности, когда не названы имена, но обрисован типаж человека, соотносится с классической мерой, которая непременно должна характеризовать речь культурного человека.

- Есть такое выражение: «посмеяться над бесами», о чем оно?
- Вариация этого очень мудрого и замечательного выражения, которое могло родиться только в среде патриархального русского народа, представлено следующей фразой: «Живи так, чтобы бесы над тобой не посмеялись». И действительно, когда человек становится мишенью греха, когда он попадается на удочку соблазна, демоны над ним смеются . Все хорошо в меру, а «что не в меру, то от лукавого». Соответственно, мудрый христианин, обретающий господство над страстями, сражающийся не «с плотью и кровью, а с духами злобы поднебесной» должен сокрушать рог сатанинский и напоминать собою золотую рыбку. В каком смысле? Нельзя ни к чему прилепляться, но подобает ловко огибать препятствия, достигая поставленные цели достойными средствами. Посмеяться над бесами - значит, быть настолько духовной личностью, (вооруженной мечем молитвы и щитом смирения), чтобы, ходя во плоти, оказываться опытным бойцом и победителем падших духов. Таковы суть блаженные Христа ради юродивые.

Видим, что Спаситель, никогда не юродствовавший, иногда действовал в духе библейских пророков, скажем, при изгнании торгующих из храма. Он учит нас при обороне и нападении в словесных битвах использовать притчи.

Приточный язык - речь закамуфлированная, рассчитанная на тонкость восприятия. О ней можно было бы сказать: «мудрому достаточно». Это освященный евангельским примером образ проповеди, обращенной к не церковной аудитории и в современном мире.

Нельзя давать повода ищущим повода, но надлежит мягким юмором отражать раскаленные стрелы человеческих инвектив, грубости, дурного тона, который сегодня преимущественно свойственен невоспитанным людям, часто появляющихся на политической арене.

Вот почему Святейший Патриарх Кирилл постоянно заявляет, что не всякому, облеченному в церковные одежды, можно держать слово в средствах массовой информации, участвовать в словесных дуэлях и дебатах. Но пусть это будут те, кто, помимо церковного послушания, еще и имеет дары и таланты, благоприобретенные навыки, чтобы служить к созиданию Церкви, к защите ее, к посрамлению твердынь лукавого. Церковному человек нельзя становиться жалким посмешищем для грубой аудитории с падшими вкусами.

- Отец Артемий, расскажите, пожалуйста, напоследок какую-нибудь смешную историю!
- Не знаю, слышали ли читатели «Нескучного сада» определение пингвина. Кто такой пингвин? Пингвин - это ласточка, которая имела обыкновение вкушать после 10 часов вечера.

А вот вам еще одна маленькая история, но чрезвычайно глубокомысленная. Мне кажется, что на высоту этого рассказа не поднимались ни Омар Хайам, ни японские императоры.

Зайчик, посмотрев на небо глазами полными слез, произнес: «Те, кто истинно любят, не должны бояться страданий», - и крепко-крепко обнял стоящего рядом ёжика!

Из книги архиепископа Иоанна (Шаховского) , изданной в серии , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех - несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица.

Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете (см.: Лк 6, 25). Заплачете! Потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки.

Благостная улыбка есть зеркало найденной гармонии. Святые улыбаются, не смеясь. Смех как полнота чистой радости есть состояние будущего века. «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6, 21). Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов (лучше немного меньше радости, чем хотя бы самая мимолетная нечистота в ней!).

Анекдотический смех, которым смеются в кинематографах, театрах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью его и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла и тщеславно смеша других, все это - болезнь духа. Можно сказать даже точнее: это - симптом болезни духа.

В мире духов живут нечистые духи; они видны бывают на лицах, закатывающихся смехом... Ангельская радость озаряет лицо улыбкой.

Добрым смехом бесшумно развеять можно скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже - убийства... Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.

Едкий смех - не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это - пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке.

Острота слова всегда взрезывает душу. Но острота, будучи даже одинаковой у двух ножей - хирургического и разбойничьего, производит совсем разное действие. Одна, взрезывая, пропускает свет небесный и теплоту Духа или вырезает гноение, обрезает мертвость; другая - безблагодатная острота - режет, кромсает душу и часто убивает.

Остры только святые, и только святое остро. Грязные же духи пародируют остроту, и много людей в мире изощряется в высказывании себя чрез эти остроты.

Предел духовной нечистоты смеха - гомерический хохот, гоготание... Такой смех настигает людей недалеко от обильных трапез.

Блюдущий себя, благоговеинствующий пред тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него - помощью невидимых хранителей его - чисто и ясно.

Святые светили миру и плачем своим, и улыбкой. Как дети. Ибо только у детей и у подлинно верующих во Христа людей есть чистота жизни, видимая телесными глазами, даже в чертах лица.

Просто и чисто все у детей, еще не коснувшихся тленного духа. Смерть еще не выявилась в усмешке их смертной природы, им дана весна жизни, как начаток и как воспоминание рая; и вот, они чисто смотрят, чисто смеются, нелукаво говорят, легко плачут, легко забывают свой плач...

Ветхозаветная серьезность была с энтузиазмом подхвачена молодым еще христианством. Во-первых, оно отвергало все, что было присуще язычеству, включая воспевание веселья и плотской любви. Во-вторых, ранние христиане каждую минуту ожидали конца света, что не очень-то располагало к земным радостям.

Из доктрины и практики церкви нещадно изгонялось все, что напоминало о веселье и смехе.

Если в священных книгах кто и смеется, так это отрицательные герои, безбожники и маловеры. Например, в Евангелии "смеются" и "усмехаются" только фарисеи, не верящие в Христа, или распинающая Его толпа. Спаситель и его апостолы так серьезны, что даже сам вопрос "смеялся ли Христос?" воспринимался как ересь и кое-кого привел на костер.

Суровый монашеский дух заставлял считать любой смех преступлением, достойным адских мук. Святой Ефрем Сирин писал: "За какую вину Ханаан подпал вечной клятве? Не за то ли, что посмеялся над праведником? Ибо не за худое какое-либо дело осужден, но за один смех подвергся он страшной ответственности... Кто не побежит со страхом от шуток, которыми приобретено проклятие? Если дьявол внушает тебе повеселиться и смеяться под видом любви, то и Ханаан, веселясь, посмеялся и стал под клятвою. Послушай премудрого Соломона, который вопиет и объявляет тебе о вреде, сокрытом в смехе".

Отцы церкви любили цитировать Евангелие от Луки: "Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете". Смех называли "грехом Хама", проявлением дерзкого самомнения и неуважения к другим.

При этом от смеха полагалось отличать веселость и безобидные шутки, которые помогали сохранять бодрость и предохраняли от уныния. Так шутить любили многие святые и даже основатель монашества Антоний Великий. Когда кто-то осудил его за такое поведение, Антоний подозвал этого человека к себе, дал ему в руки палку и велел согнуть - сначала немного, потом больше. "Палка сломается", - возразил противник юмора. "Вот видишь, - сказал тогда Антоний. - Так и человека нельзя заставлять нести подвиги сверх силы. Если бы я не шутил иногда с моими учениками, они бы впали в уныние и лишились той бодрости, которая поддерживает их теперь." Вот еще образцы монашеского юмора.

Один монах был недоволен монастырским верблюдом. Старец сказал ему: ”Хоть он и ленив, но все же работает целую неделю и ничего не пьет, А сколько людей на свете пьют и потом целую неделю не работают!”

Старец, сорок лет живший в пустыне, рассказывал: "Когда саранча попала мне в похлебку в первый раз, я все вылил на землю. Во второй раз я выбросил саранчу, а похлебку съел. В третий раз я съел и похлебку, и саранчу. А теперь сам ловлю саранчу для похлебки ".

На Западе и Востоке христианство пошло разными путями. Католичество нашло компромисс с земными радостями, в том числе со смехом. На праздники священники и аббаты устраивали в храмах спектакли и шутовские церемонии и сами принимали в них участие.

Некоторые богословы убеждали, что в смехе и радости нет ничего плохого, если человек угождает этим Богу.

Знаменосцем такого движения выступил святой Франциск из Ассизи, который радовался буквально всему на свете. Даже к диким зверям он обращался "брат заяц" или "брат волк". Из круга последователей Франциска вышла легенда о клоуне, который, зайдя в храм и став перед иконой Пресвятой Богородицы, пожелал принести ей что-нибудь в дар и начал жонглировать и кувыркаться перед ее образом, ведь ничего другого он не умел. Когда монахи хотели его прогнать, сама Богородица сошла с иконы и утерла пот с его лица.

Конечно, такие настроения не могли не вызывать возмущения официальной церкви. Поднялась сильная реакция против смеха и особенно против шутников-скоморохов, которых поторопились причислить к колдунам и "слугам дьявола"*. Если не удавалось отправить на костер их самих, в огонь летели музыкальные инструменты, пестрые наряды, сборники смешных историй. Причем протестанты преследовали весельчаков еще ревностнее, чем католики. К XVI веку вся Европа превратилась в царство серьезности и богобоязненности. Только на Руси раздавались еще погудки скоморохов, но скоро и за них взялись ревнители чистоты веры - в 1648 году "бесовские игрища" были запрещены под страхом суровой кары.

Православная церковь и раньше относилась к смеху куда строже католиков. Даже обычный смех святой Дмитрий Ростовский считал признаком "детского нрава, сластолюбивого сердца, слабой, немужественной души".

Еще больше осуждалась насмешка, в которой "грех смехотворства" соединяется с "грехом осуждения". Даже в XX веке отец Александр Ельчанинов писал: "Смех {не улыбка) духовно обессиливает человека". Другой видный современный богослов, архиепископ Иоанн Шаховской, размышлял: "Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех - грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира".

Такое отношение к смеху еще довольно либеральное. Большинство православных продолжают отвергать смех как таковой, а заодно и все современное общество, тесно связанное со "смеховой культурой". Немудрено, что часто такой подход выглядит ханжеством. При этом многие старые и новые секты заманивают паству обещанием всяческих радостей. Этим и раньше занимались русские хлысты и американские шейкеры, которые пели и плясали, чтобы угодить Богу. Сегодня в арсенале сектантов самые разные увеселения - от пения молитв до совместных попоек и группового секса. Впрочем, все это уже ближе к психиатрии, чем к вере в Бога..

Количество записей: 775

Здравствуйте! В Храм я начала ходить совсем недавно. Грешно жила, не задумывалась ни о чем, хотя в Бога верила всегда. Недавно потеряла взрослого любимого сына и мир перевернулся. Наш батюшка нашел для меня в те страшные минуты нужные слова. Утешение я нахожу в молитвах. Но всегда, если я начинаю свой разговор с Господом Богом нашим, я начинаю плакать. Я молюсь и плачу. Если прихожу в Храм и стою в определенном месте, слезы льются просто ручьем. Може, Бог гневается на меня и не хочет принимать мои молитвы? Но они действительно идут от всего сердца! Мне очень хотелось бы иметь наставника в вопросах православия. Много вопросов, а задать их некому. Не хотелось бы набираться разума у бабушек. Они тоже не всегда говорят правильные вещи.

Галина

Галина, в слезах нет ничего плохого, а слезная молитва вообще очень ценна пред Богом. Не смущайтесь по поводу слез, молитесь с твердой верой, что Бог Вас слышит. А вот духовника Вам действительно надо искать. Может быть снова обратиться к тому Вашему батюшке, ведь он уже однажды нашел для Вас те самые, нужные слова.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, меня много лет мучает совесть за грех - я в молодости забеременела и пришлось вступить в брак, ребенка я не хотела и будучи беременной думала об этом и не желала, соответственно, ничего хорошего. Теперь моя дочь выросла, я ее очень люблю, но она не может найти ни работу, несмотря на хорошее образование, ни выйти замуж, с 12 лет у нее мысли о самоубийстве. Она крещеная, молится и посещает церковь, ничего не помогает, поклонялись святым мощам, тоже не помогает. Я в отчаянии, что я могу сделать для неё, на исповеди была, молюсь. Как мне искупить мой грех, не представляю. Спасибо.

Елена

Дорогая Елена, если Вы в молодости не смогли подарить своему ребенку материнскую любовь, то сейчас как раз время наверстать упущенное. Не ищите в сегодняшнем положении как-то мистики, проблема в психологическом плане. Ваша поддержка дочери и сердечное участие в ее жизни поможет ей. А покаяние было нужно не для дочери, а для Вас самой. Надеюсь, что Ваше посещение храма и исповеди не было одиночным эпизодом. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Мне 16 лет. В последнее время очень сильно унываю. Пропало желание молиться, даже какое-то отвращение к молитве появилось. Стала очень раздражительной, постоянно в душе волнение, все свои переживания просто "заедаю" пищей. Чувство какой-то пустоты, не хочется ничего делать, чувство будто живу бессмысленно. Пытаюсь себя как-то настроить на хорошее, но не получается. Я раньше с охотой молилась, в течение дня старалась чаще вспоминать о Боге, а теперь вообще не хочу... Помогите мне, пожалуйста.

Мария

Бывает, Мария. Бывает и такое. Нам же никто не пообещал, что, раз уж встали на путь верующего человека, то пойдем по нему легко и непринужденно, всегда будет хотеться молиться и что-то доброе делать. Нет, бывают и другие состояния. Только на них не надо зацикливаться, а напротив - каяться и покаянием их отгонять.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Беременные часто молитвенно обращаются к Божией Матери. Есть икона, которая называется "Помощница в родах". Перед этим образом возносят такую молитву:
"О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою (имя), приди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюся и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь."
Кроме того, (если нет токсикоза) я бы посоветовал Вам чаще причащаться Святых Христовых Таин, хотя бы два раза в месяц. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Так получилось, что я стала общаться с протестантами, мы вместе посещаем больницы и дома престарелых, помогая, беседуя с людьми. Сама я православная. Перед любым делом они молятся, скажите, могу ли я общаться с ними, не грех ли это? И нужно ли мне молиться с ними?

Света

Дорогая Светлана, не лучше ли Вам организовать свой кружок для посещения немощных и больных? Кроме того, что нельзя одобрить совместную молитву с инославными, Вы еще своим участием помогаете распространять ложную религию среди людей.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Пожалуйста, объясните мне с точки зрения церкви, почему во время чтения молитвы меня одолевает ужасная зевота, с чем это связано? И во время посещения храма тоже самое... Я крещеная, но крестили меня после развода моих родителей. Отец мусульманин. Имеет ли это какое-либо отношение? Спасибо. Благодарю за ответ!

Виктория

Виктория,
зевота вызвана недостатком кислорода в крови во время усиленной мозговой деятельности. Зевают школьники и студенты, зевают дома и на работе.
Молитва же требует от нас особенного напряжения наших душевных и умственных способностей. Глубокий вдох восполняет недостаток кислорода.
Только это имеет отношение к описанному явлению.
Когда крестили, кто отец - не важно.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Может быть, мой вопрос немного странный, но мне очень хочется узнать, дабы быть уверенной, что мои молитвы будут услышаны. Дело в том, что когда я молюсь и прошу о чем-то у Бога, то делаю это про себя (в уме), правильно ли это? И как правильно просить об упокоении души моего умершего мужа? Спасибо.

Оксана

Оксана, то, что Вы молитесь в уме, правильно. Если при этом Вы не слишком отвлекаетесь от слов молитвы, так и продолжайте молиться, это совершенно нормально и естественно.
А в отношении молитв об усопших - есть канон за умершего (или за единоумершего, как его иногда еще называют) и молитва, их можно найти по этой ссылке: http://www.soborjane.ru/index/kanon_za_edinoumershego/0-2237 . Для крещеных усопших обязательно нужно заказывать церковное поминовение и, конечно, не забывать поминать их и в домашней молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, сейчас я болею, и врач сказал не вставать, но когда приходят плохие и пошлые мысли, я встаю и иду к иконе. Скажите, во время болезни (ангина) можно молиться в постели?

Маша

Да, Маша, можно молиться и в постели, если болезнь связана с постельным режимом. Лучше побольше лежите, поскорее выздоравливайте и будете молиться так, как Вы привыкли.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Мне 26 лет. Мы с мужем венчаны, очень хотим детей. Живем 3 года и ничего не происходит. Этим летом специально ездили в Самару, ходили в Крестный ход (3 дня). Посещаем церковь, стали соблюдать посты. Но, к сожалению, ситуация не меняется. Душевное равновесие еще осложняется тем, что уже 4 месяца я не могу найти работу. Иногда посещают мысли, для чего я вообще живу? Стараюсь гнать их, понимаю, что все от лукавого. Но бывает иногда сложно совладать с собой. В последнее время стала задумываться, что надо просто смириться, отпустить ситуацию, положиться во всем на Бога... Просто очень тяжело осознавать, что кому-то дети даются очень просто, часто даже тем, кто их совсем не хочет. Я же, наоборот, всю свою жизнь только и мечтала о семье, детях. О карьере почти и не задумывалась. А сейчас получается так, что ни детей, ни работы... Очень тяжело бывает порой, вплоть до отчаяния. Благо, муж меня поддерживает, спасибо ему огромное. Надеюсь на Ваш совет. Спаси Господи...

Марина

Здравствуйте, Марина! В этой ситуации действительно главное – смирение. Не оставляйте Ваших чаяний и не переставайте молиться, посещать святые места. Можно, например, съездить в Дивеево к преподобному Серафиму Саровскому. Я лично знаком со многими людьми, которым по молитвам батюшки Серафима Господь подавал чад. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Недавно узнала о святых Гурии, Самоне и Авиве, купила иконку и хочу помолиться им. Нашла три молитвы этим святым. Как будет правильно: прочитать все три или выбрать какую-то одну?

Олеся

Олеся, и то, и другое правильно. Поступите в этом случае так, как подскажет Вам душа.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, у меня сложные, но очень важные для меня вопросы, они взаимосвязаны. Уже больше года я через мольбу искренне прошу Бога выполнить одну мою просьбу, она не связана с деньгами или прочими материальными благами, а связана с моим другом. Просьба эта для Бога очень легко выполнима, ничего особенного в ней нет. Почему Бог мне не помогает? Второй вопрос связан с первым, точнее, с этим человеком, моим другом. Уже год, даже чуть больше, я прошу Бога об укреплении дружбы, хотя она и не трещит по швам (хотя об этом далее), она не устраивает, хочется более крепкой дружбы и об укреплении я молю уже год, в целом ничего не меняется, изредка то лучше станет, то хуже.

Вчера я попросил Бога в молитве ответить мне? будем ли мы дружить в будущем, и весьма понятный ответ, если это не совпадение, меня удручил и вывел из колеи, все рушится. Вопросы такие, в дополнение к первому:gПочему Бог не меняет эту ситуацию в лучшую сторону, хотя я уже год в основном об этом его прошу? Я разочаровался в силе молитвы, но не в Боге, как вновь в нее поверить, только когда Бог услышит?

Роман

Роман, не сомневайтесь, Бог, внимая Вашей молитве, уже исправляет ситуацию, как Вы говорите, "в лучшую сторону", будем принимать то, что нам дается, как лучший и наиполезнейший для нас вариант.
Нам бы сподобиться вымолить вечную дружбу со Святыми, чтобы они приняли нас в свой сонм на Небе, а дружба человеческая – вещь преходящая, частенько бывает и не на пользу. Молитесь о вечном.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Большое спасибо за Ваш ответ! Дело в том, что я из Японии, православные церкви далеко от моего города, священники у нас - японцы, японский язык я еще не выучила. Дома у меня есть иконы, молюсь каждый день, но ответа на свои молитвы я не получила.

Наталья

Здравствуйте, Наталья! Прямого ответа Вы и не можете получить. Господь действует не напрямую, а через людей, через различные обстоятельства.
Вот список православных приходов в Японии, где можно исповедоваться на русском языке - например, в храме св. Александра Невского (принадлежность: Московский Патриархат; расположение: Япония / Мэгуро; адрес: Tokyo, Meguro-ku, Simo-Meguro, 6-2-2; Тел.: +81 3 3947 9404, факс: +81 3 3947 9404, mail: [email protected]; причт: протоиерей Николай Кацюбан; стиль: старый;
Язык богослужения: церковнославянский) или св. Николая Чудотворца (принадлежность: Московский Патриархат; расположение: Япония / Токио; адрес: 2-12-17 Hon-komagome Bunkyo-ku Tokyo 113, Japan; тел.: +81 3 3947 9404, факс: +81 3 3947 9404, mail: [email protected], сайт: www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie; причт:протоиерей Николай Кацюбан; стиль: старый; язык богослужения: церковнославянский), или если это далеко – Вы можете им позвонить, там подскажут, возможна ли где-то еще в Японии исповедь на русском языке.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки! Недавно на одном сайте был выложен ролик с православной молитвой к Божьей Матери - прекрасное исполнение под музыку. Много замечательных отзывов, и я поблагодарила исполнителей. И тут - ложка дёгтя: какая-то совсем молодая девчонка давай оскорблять верующих, я не сдержалась и пыталась её вразумить, но нарвалась на такой гадкий поток с её стороны - хула на Бога в чистом виде, вспоминать противно, что она писала. Угомонить её попытались ещё несколько человек, но безрезультатно - ну, это и понятно. Вопрос: стоит ли вообще реагировать на таких людей как в интернете, так и в жизни - переубедить их невозможно, но и позволять поносить имя Бога тоже нельзя (отсюда вырастают пуссирайоты). Как правильно себя вести?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Надо помнить, что Бог поругаем не бывает, и отвечать за свои дела придется каждому. Вступать в подобные споры с людьми неверующими и явно агрессивно настроенными против Бога и Церкви я не советую, потому что они изначально не настроены слушать и принимать аргументы. Такие споры бессмысленны и приносят духовный вред.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, во время месячных как и где можно молиться, и можно до иконы дотрагиваться?

Мария

Здравствуйте, Мария! Молиться можно и дома, и в храме. Главное - нельзя принимать участия в Таинствах и прикасаться к святыням: иконам, Кресту, мощам святых угодников Божиих.

иерей Владимир Шлыков

Скажите, пожалуйста, святой отец! Когда читаешь молитву дома, надо ли голову прикрывать платочком?

Галина

Большинство благочестивых женщин молятся и дома, как в храме – с покрытой головой.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! 30 сентября у меня умер отец, раб Божий Александр. В последнее время он говорил, что не доживет до 47 лет, будто чувствовал. Я православная, верующая, но, как это бывает в наше время или в силу возраста, в церковь ходила редко, молитвам меня никто не учил. Хочу узнать у Вас, всё ли я делаю правильно: папу мы отпели в небольшой церкви, на 3 и 9 день заказывали панихиду. В 7 церквях и храмах я заказала сорокоуст, каждый день читаю литию перед иконами, в том числе и перед той, с которой папу отпевали. Каждое воскресенье езжу в церковь, оставляю еду там и кормлю птиц. Как ещё мне можно помочь моему родному человеку? Он так мучился при жизни, очень нервничал, выпивал от этого. А последний год у него одни неудачи были и сердце не выдержало…

Евгения

Евгения, вы все правильно сделали. Есть, конечно, некие "народные" веяния в том, что Вы делаете, например, сорокоуст именно в семи церквях или обязательное кормление птиц, но и эти дела очень хороши, если не придавать им излишне мистического значения, а совершать в простоте и в память об усопшем.
Вам еще нужно подать заказную записку на Литургию в сороковой день и совершить панихиду. И не забывайте о милостыне в его память: даже кормление птиц – это милостыня, но надо совершать милостыню и для людей.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я человек верующий, крещенный. Каждый день дома читаю утренние и вечерние молитвы, по возможности читаю каноны, акафисты и молитвы. В двунадесятые и великие праздники хожу в храм. Во время Божественной Литургии и Богослужения в храме, примерно от начало службы и до середины, мне становится плохо (головокружение, кисти рук потеют, зеваю и такое состояние, что я вот-вот упаду, хочется выйти из храма, чтоб подышать свежим воздухом), примерно после пения Символа Веры мне становится хорошо, нормализуется состояние. При чтении молитв дома такого плохого состояния у меня нет. Пожалуйста, подскажите, почему так происходит со мной и что мне делать, чтоб избавиться от такого плохого состояния? Заранее благодарен Вам.

Георгий

Георгий, во-первых, не бойтесь того, что с Вами происходит и не отступайте от молитвы и храма. Это – действие падших духов, бесов, которые не терпят от нас ничего доброго и препятствуют всеми своими силами, когда мы идем по пути спасения. Это состояние со временем должно пройти, только не поддавайтесь на их "провокации" и не уходите со службы.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Раб Божий Георгий обращается к Вам. Вопрос у меня такой. Я крещен уже 20 лет назад. Считал себя христианином, но в церковь ходил только по праздникам (и то не всегда), заповеди Божьи, можно сказать, не исполнял. На исповеди и причащении за это время был всего только один раз. Был подвержен всем грехам. И вот, настало сейчас то время, когда продолжать жить так стало для меня невозможным. Я, как блудный сын, вернулся к Господу нашему Иисусу Христу. Начал с покаяния. Сейчас стараюсь жить по его заповедям. Посещаю раз в неделю церковь. Стараюсь соблюдать посты. Утреннее молитвенное правило соблюдаю перед иконостасом, который сделал себе. А вот вечернее правило соблюдать перед ним(иконостасом) нет возможности. Поэтому я ложусь в постель. На моем сотовом телефоне есть аудиозапись вечернего правила. Я включаю его и вместе со священником, который его читает, молюсь. Можно ли считать, что я соблюдаю вечернее молитвенное правило? Ведь я перед Богом в постели. Чувствую себя нарушающим. Не является ли это нарушением? Спасибо!