Правосудие и его признаки. Понятие и признаки правосудия, его отличия от других форм государственной деятельности Правосудием является деятельность


Правосудие - самост. вид гос. деят-ти, главная и основная функция судеб. власти, осуществляемая спец. субъектом-судом. Нет понятия в закон-ве !

Правосудие - э то деятельность суда по рассмотрению любого юрид. дела, спора.

Правосудие -это правоприменительная деятельность суда;

Правосудие – специфич-ая, присущая только судам форма осущ-ния властных полномочий, завершающ-ся принятием судеб. решений, обяз-ных для исполнения всеми лицами, в отношении кот. они выносятся.)

Черты правосудия :

1. правосудие осуществляется только особыми гос. органами –судом и судьей;

2. правосудие осущ-ся только конкрет-ми, установленными законом способами;

3. деят-ть суда по усмотрению права судьи.

Важным треб-нием явл-ся правильный выбор применяемой нормы.каждое конкретное дело должно решаться на основании той нормы, кот. предусматривает фактич. обстоятельство данного дела!)

Правосудие самостоятельный вид гос.деятельности, главная и основная функция судебной власти , осуществляемая специальным субъектом судом .

Судебная власть осуществляется только судом . Не является правосудием юрисдикционная деятельность других государственных органов и общественных организаций. Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел.

Обычные методы осуществления правосудия :

1)рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс ;

2)рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс .

Действующее з-д-во и практика его применения знают еще три способа отправления правосудия:

1)рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство ; 2)рассмотрение в судебных заседаниях хоз. споров между субъектами хозяйствования, т.е. хозяйственное судопроизводство ; 3)конституционное судопроизводство , осуществляемое КС при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов.

Правосудие - не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений. Отличительной чертой правосудия является специфика его содержания как разновидности государственной деятельности. Деятельность по осуществлению правосудия состоит из познавательно-удостоверительной и правоприменительной деятельности. Обязательный отличительный признак правосудия - процессуальная форма, т.е. соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры. Правосудие и судебная власть - близкие, но не идентичные понятия .


Способы отправления правосудия зафиксированы в ч. 3 ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. В ней указывается, что правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Правосудие - главная и основная функция судебной власти , Судебная власть - более широкое понятие , поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий . СВ имеет свои символы, под которыми обычно понимают образы, выражающие определенную идею. К атрибутам судебной власти, ее символам, кроме флага и герба государства, следует отнести судейские мантии, в которые при отправлении правосудия облачаются судьи. Впервые в нашей стране в мантиях стали отправлять свои конституционные обязанности судьи Конституционного Суда. С 1999 г. – судьи всех судов страны. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в своем постановлении № 4 от 23 декабря 1999 г. «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов» обязал председателей судов обеспечить соблюдение требований закона о символах судейской власти, в том числе, отправление правосудия в судейских мантиях. Теперь в Кодексе о судоустройстве и статусе судей (ст.ст. 93, 101) указывается, что после приведения к присяге судьям вручаются не только удостоверение судьи и Кодекс чести судьи, но и форменная одежда (мантии).

8. Конституционные основы (принципы) судебной власти. Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в Конституции Республики Беларусь или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности .

Это закрепленные в Конст-ции основопологающие идеи и начала, опред-щие организацию и деят-ть судеб. органов. Положения принципов конст.суд.власти:

  • 1.осущ-ние суд. власти только судом(ст 102 Конст и ст 2 Кодекса о СУ);
  • 2.принцип независ-ти судей и подчинения их только закону (ст. 101 К и ст. 85 Кодекса);
  • 3.принцип коллегиального и единонач. Рассмотрения дел в суде (ст.113 К и ст. 9,12 Кодекса);
  • 4.состязат-ти и равен-ва сторон в процессе (ст.115 К, ст.8 Кодекса);
  • 5.гласности рассмотрения дел в судах (ст. 114К, ст. 11 Кодекса);
  • 6.принцип обеспечения права граждан на судебную защиту (ст. 60 К, ст. 10 Кодекса);
  • 7.принцип права граждан на юрид., в т.ч. на адвокатскую помощь (ст. 62 К);
  • 8.принцип презумпции невиновности личности (ст. 26 К);
  • 9.выборности и назначения судей (ст. 20, 84,114 К, ст. 99 Кодекса);
  • 10.Публичности и осущ-ния суд. власти (ст. 26 УПК);
  • 11.испол-ния гос. языка при осущ-нии судеб. власти (ст. 50 К, ст. 13 Кодекса).

Значение конст. принципов :

Совокупность всех принципов создает тот каркас , кот. служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, кот. регулируют деят-ть суда;

Эти принципы учит-ют положит. опыт др. стран и м\н сообщества в построении и функц-нии судеб. власти;

Принципы проявляются в их относительной стабильности!

В противовес судебному законодательству, действующ. законод-во подвержено коньюктурному изменению!!!

Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в Конституции РБ или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Такие положения образуют своего рода фундамент , служащий опорой для законодательных положений. Эти положения не могут противоречить принципам, в которых наиболее глубоко выражается тип правосудия .

Основные конституционные положения:

· судебная власть в РБ принадлежит судам;

· независимость судей и подчинение их только закону;

· недопустимость совместительства для судей, кроме занятия преподавательской и научно – исследовательской деятельностью;

· осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов;

· коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

· открытое рассмотрение дел во всех судах;

· осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе;

· право сторон на обжалование судебных постановлений (актов);

· право граждан на судебную защиту;

· право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую помощь;

· презумпция невиновности;

· выборность и назначение судей.

9. Понятие и значение статуса судей. Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в числе судей коллегиально принимает решения от имени государства по делам, отнесенным к судебной юрисдикции.В ч. 10 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей указывается, что судья - это лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе. Тем самым, подчеркнуто отличие постоянных, профессиональных судей от временных судей - народных заседателей, являющихся представителями общественности, народа и привлекаемых к отправлению правосудия временно, для рассмотрения определенных категорий судебных дел. Поскольку судья облечен обязанностью от имени государства окончательно разрешать правовые споры (конфликты), то он - не рядовой чиновник, а ответственное должностное лицо, судебный деятель, служитель правосудия. Отсюда особое внимание уделяется его правовому и социальному статусу.Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, государственная защита.В советский период правовой статус судьи определялся в самых общих чертах, что отражало приниженное положение суда и судьи в государстве и обществе, превращение суда в рядовое государственное учреждение, а судьи – в обычного государственного служащего.В годы перестройки впервые комплексно и сравнительно полно статус судьи был определен Законом СССР «О статусе судей в СССР» от 4 августа 1989 г. Этот Закон, не имевший себе аналогов в истории советского законодательства, отражал новые подходы к правовому положению суда и судей.

Концепция судебно-правовой реформы предложила еще более укрепить правовой и социальный статус судьи, обеспечить его независимость, несменяемость и неприкосновенность, политическую нейтральность, улучшить материальное положение судей и их социальное обеспечение. В «Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» впервые в отечественном законодательстве получил правовую регламентацию статус судьи (Раздел III ст.ст. 59-78).Еще более всесторонне урегулирован статус судьи в Кодексе. Учтены мировые стандарты, практика применения соответствующих норм Закона о судоустройстве и статусе судей, рекомендации ученых и юристов-практиков (раздел III ст.ст. 84-140). Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Занимая государственные должности, они являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь».Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» и положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. .Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь Кодексом и иными законодательными актами.Следует отметить, что в некоторых странах (России, Украине) приняты специальные законы о статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам, в том числе, и Республике Беларусь. Теперь главное – претворить правоположения в жизнь. На это обратил внимание в своей резолюции и первый съезд судей нашей республики.Следует отметить, что в России, на Украине и в некоторых других странах СНГ приняты законы о статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам, в том числе и Республике Беларусь.

10. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности. Кодекс РБ о судоустройстве и статусе судей ввел институт кандидата в судьи.

Статья 94. Требования к кандидату на должность судьи общего и Хоз. судов

Кандидатом на должность судьи общего или Хоз. суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации "юрист", стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность :

судьи обл. (Минского гор.), Бел воен судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда РБ, кроме судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ, и Высшего Хоз. Суда РБ должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда РБ, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РБ назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

Лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

Лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

Лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступ. в законную силу.

Статья 95. Требования по стажу для кандидата на должность председ., зам. председателя общего и Хоз. судов

Кандидат на должность председателя, зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, зам. председателя обл. (Минского гор.), Бел воен судов, Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.

Статья 96. Квалификационный экзамен на должность судьи. Экзаменационные комиссии по приему экзаменов

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня проф. знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации "юрист".

  • Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются: при Верховном Суде РБ - для приема квалиф. экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;
  • при Высшем Хозяйственном Суде РБ - для приема квалиф. экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хоз. судов.

Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицированных судей, представителей Министерства юстиции РБ и иных специалистов в области права.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда РБ, Председателем Высшего Хоз. Суда РБ. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из зам. Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Высшего Хоз. Суда РБ, а зам.и предс-лей экзаменационных комиссий - представители Министерства юстиции РБ.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Статья 97. Зачисление кандидатом в судьи

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую Квалиф. коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании Квалиф. коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением.

Квалиф. коллегия судей дает оценку деловым и морально-психологическим качествам заявителя и осуществляет функции конкурсной комиссии.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

11. Основные принципы правового статуса судьи. Особенности статуса судей определяются Конституцией РБ, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 85. Независимость судей и народных заседателей, подчинение их только закону

Судьи и народные заседатели при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Статья 86 . Несменяемость судьи

Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом.

Статья 87.Неприкосновенность судьи и народного заседателя

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Часть третья исключена. - Закон РБ от 30.12.2006 N 198-З.

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РБ порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РБ.

12. Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности. Статья 91. Требования к судье Конституционного Суда Республики Беларусь Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое

образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - 70 лет. В Конституции Республики Беларусь (ч. 3 ст. 116) установлено, что срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Кодекс (ст. 92) установил, что судьи этого суда могут быть назначены (переизбраны) на новый срок. Судьи общих и хозяйственных судов назначаются сроком на пять лет, и могут быть вновь назначены на новый срок или бессрочно (ч. 4 ст. 99 Кодекса).Судьи общих и хозяйственных судов исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе (65 лет), судьи Конституционного Суда - 70 лет.

Неприкосновенность судьи и народного заседателя, или так называемый судейский иммунитет, (ст. 87 Кодекса) - непременная гарантия независимости судей и народных заседателей, ограждения их от постореннего воздействия и вмешательства в судебную деятельность и личную жизнь. Политическая нейтральность судей - важная гарантия их независимости и беспристрастности. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим требованиям. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.Судья может взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомнение в его независимости и беспристрастности.Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей. Требования об обеспечении приоритетности в профессиональной деятельности

1. Судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей.

2. Судья не вправе уклоняться от рассмотрения поступивших к нему заявлений, ходатайств и жалоб или иным образом отказываться от исполнения своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, требующих заявления самоотвода.

3. На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов.4. Судья помимо выполнения судейских полномочий может заниматься другой разрешенной законом оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной, творческой, если это не препятствует осуществлению правосудия. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи РБ. 89. Права и обязанности судей и народных заседателей. Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.Судья имеет право: требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь,предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям - и на закрытых) заседаниях любых государственныхорганов. При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь. Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами. Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

13. Материальное и социальное обеспечение судей . Государственная защита судей и народных заседателей, надлежащее материальное и социальное обеспечение судей также гарантируют независимое исполнение ими судейских обязанностей, содействуют закреплению квалифицированных кадров.

ЗАКОН от 13 декабря 1999 г. N 340-З «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ СУДЕЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ».

Настоящий Закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на безопасность указанных лиц, их близких, а также направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

Статья 2. Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов

Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов состоит в осуществлении уполномоченными на то в соответствии с настоящим Законом государственными органами предусмотренных настоящим Законом мер государственной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов либо принудить их к изменению ее характера или из мести за указанную деятельность.

Статья 3. Лица, подлежащие государственной защите

Государственной защите в соответствии с настоящим Законом подлежат:

2) должностные лица правоохранительных органов;

3) должностные лица контролирующих органов;

4) близкие.

Статья 4. Виды мер государственной защиты

В соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства РБ защищаемым лицам обеспечиваются:

1) применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности их имущества;

2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

3) осуществление мер социальной защиты, установленных настоящим Законом, в том числе реализация права в соответствии с законодательством РБ на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти) членам их семей и лицам, находившимся на их иждивении, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.

Статья 6. Виды мер безопасности

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и их близких и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться следующие меры безопасности, если иное не предусмотрено настоящим Законом:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений;

4) временное помещение в безопасное место;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) изменение паспортных данных и замена документов;

8) изменение внешности.

Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества

Статья 8. Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности

Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений

Статья 10. Временное помещение в безопасное место

Статья 11. Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы

Статья 12. Переселение на другое место жительства

Статья 13. Изменение паспортных данных и замена документов

Статья 14. Изменение внешности

Применение и осуществление мер безопасности возлагаются:

1) в отношении должностных лиц оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством РБ осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их близких, за исключением должностных лиц органов внутренних дел и их близких, - на соответствующие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РБ;

2) в отношении иных защищаемых лиц и их близких - на органы внутренних дел.

В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, кроме органов внутренних дел, в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются в установленном законодательством РБ порядке специальные подразделения.

Статья 23. Материальная компенсация

Жизнь и здоровье защищаемых лиц подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Порядок и условия страхования определяются законодательством РБ.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего защищаемым лицам, их близким, в связи со служебной деятельностью защищаемых лиц, возмещается в полном объеме в порядке, установленном законодательством РБ.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Они предопределяются функциями государства, под которыми понимаются направления его деятельности, обусловленные объективными потребностями общественной жизни и задачами, стоящими перед государством.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. Если в функциях государства выражается содержание его деятельности в целом, то в функциях отдельного государственного органа – содержание относительно обособленной части государственного механизма.

Правоохранительную функцию государства осуществляют все государственные органы. Чтобы не возникло сомнений, в какой мере тот или иной государственный орган отражает ту или иную сторону правоохранительной функции государства, необходимо четкое законодательное закрепление за ними их функций. В отношении судов так и сделано. В ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Указание в законодательстве на то, что правосудие осуществляется только судом, является органически необходимым. Его отсутствие свидетельствовали бы о том, что органы законодательной власти не провели до конца тот подход, который они использовали в отношении других государственных органов, например, органов исполнительной власти. Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, означает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы; наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом, а не судом.

Правосудие – это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция (от лат. competo – добиваюсь, соответствую) означает: 1) круг полномочий, предоставленных законом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области.

Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер. Объективный – поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный – потому что проходит через сознание человека и закрепляется в нормативно-правовых актах. Наделение суда компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным условиям жизни общества, является одной из важнейших предпосылок эффективного использования всех возможностей государства в руководстве социальными процессами.


Устанавливая компетенцию судов, государство тем самым определяет место судов в системе органов государственной власти. Причем, для разрешения стоящих перед судами задач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени. Механизм осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отношения.

Компетенция суда устанавливается в законодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществлять ту компетенцию, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации. В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга, иначе это явится нарушением их компетенции.

Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность – это совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).

Таким образом, правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

В законодательстве последовательно проводится идея, что правосудие – правоприменительная деятельность суда. Так, в ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. сказано: «Суды осуществляют правосудие в точном соответствии с законодательством», а в ст. 9 говорится, что судьи подчиняются только закону.

Итак, при рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность. Но лишь наиболее важные стороны правосудия подвергнуты правовому регулированию. В остальном государство доверяет суду действовать по своему усмотрению, опираясь на индивидуальное сознание судьи. Каждый шаг суда невозможно подробно регламентировать. Именно поэтому в ряде случаев в законе содержатся лишь общие рекомендации о его деятельности. Тем самым ему предоставляется определенная свобода в выборе варианта поведения. В таких случаях суд использует свое усмотрение. Причем решение, принятое судом исходя из своего усмотрения, влечет те же правовые последствия, что и решение, принятое на основе конкретного правового предписания.

Судебное усмотрение базируется на нормах права. Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного решения необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию.

Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных правовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы, применив ее, не выйти за пределы регулятивных возможностей этой нормы.

Вместе с тем, от того что суд использует судебное усмотрение, правосудие не перестает быть правоприменительной деятельностью.

Следует отметить, что судебная власть в государстве распространяется или, по крайней мере, должна распространяться на все юридические конфликты, которые объективно требуют ее вмешательства. Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия. Внешне это проявляется в определенном порядке рассмотрения дела. Характер дела и порядок его разрешения образуют вид правосудия. В итоге правосудие – это деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции.

Исходя из уровня развития действующего законодательства существуют следующие виды правосудия:

– по уголовным делам;

– по гражданским делам;

– по хозяйственным делам;

– по делам об административных правонарушениях;

– по конституционным делам.

Уголовные дела – это дела о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными органами и должностными лицами.

Гражданские дела – это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, патентных правоотношений и др.

Дела об административных правонарушениях разнообразны. Они рассматриваются многими административными органами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.). Некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др. Только суд может применять арест в качестве меры административного взыскания.

Все эти дела рассматривают суды общей юрисдикции. Рассмотрение дел осуществляется в судебных заседаниях, порядок проведения которых определен в законе. Важной особенностью этих заседаний является участие в них конфликтующих сторон. В гражданском процессе они называются – истец и ответчик, в уголовном процессе – обвиняемый и потерпевший. Кроме них есть еще другие участники судебного процесса: свидетели, эксперты, переводчики и др. Они не заинтересованы в исходе дела. В исходе дела заинтересованы конфликтующие стороны. Для отстаивания своих интересов они не только наделены правами, но имеют и обязанности.

В результате рассмотрения уголовного дела суд выносит обвинительный или оправдательный приговор, по гражданскому делу – решение, а по делам об административных правонарушениях – постановление о наложении административного взыскания.

Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникающих в сфере экономических отношений) созданы хозяйственные суды.

Конституционные дела – это дела о том, соответствуют ли Конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным Судом.

Положение Конституционного Суда и хозяйственных судов в судебной системе Республики Беларусь своеобразно: при рассмотрении ими дел представители народа (народные заседатели или присяжные заседатели) не участвуют.

Правосудие всегда осуществляется по конкретному делу. Формой правосудия является судопроизводство, под которым следует понимать последовательность действий суда, направленных на выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому делу и вынесению судом соответствующего письменного документа, в котором фиксируются результаты рассмотрения дела. Существуют следующие виды судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное, административное, хозяйственное. Понятие «судопроизводство» идентично понятию «судебный процесс».

Необходимо различать понятие “судебная власть” и понятие “правосудие”.

Понятие “судебная власть” применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда же судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, она превращается в функцию правосудия, которая осуществляется только судом. В этом смысле необходимо использовать понятие “правосудие”.

Вопрос:

Понятие и принципы правосудия



Ответ:

Понятие и принципы правосудия

Правосудие - это такой особый вид правоохранительной деятельности, который осуществляется специальными государственными органами (судами) в строгом процессуальном порядке (регламентируемом законом), от имени государства, в форме открытого рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Каждое определение понятия должно включать свои специфические признаки (черты), выделяющие его качественно от других понятий.

Признаки (черты) правосудия: а) осуществляется специальными государственными органами – судами; б) решения принимаются и объявляются судьей (судом) от имени государства; в) проходит в форме открытого рассмотрения на судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел; г) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы правосудия – это наиболее общие понятия и правила, которые определяют способы осуществления правосудия. К принципам правосудия относятся:

1. Законность.

2. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

3. Независимость судей от других органов власти, партий, движений и общественных объединений.

4. Состязательность и равноправие сторон.

5. Гласность (за исключением дел, касающихся государственной тайны, безопасности граждан, общественной нравственности).

6. Обеспечение прав, свобод и законных интересов личности при осуществлении правосудия.

7. Презумпция невиновности.

8. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

10. Обеспечение каждому лицу права на обращение в суд за защитой своих законных интересов.

11. Демократизм (участие граждан в осуществлении правосудия в лице присяжных, народных и арбитражных заседателей).

12. Язык судопроизводства и делопроизводства в суде. В Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах судопроизводство и делопроизводство ведутся на русском языке – государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

13. Несменяемость судей (без его согласия судья не может быть назначен или избран на другую должность. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в определенных законом случаях и по решению соответствующей коллегии судей).

14. Неприкосновенность судей.

Правоохранительные органы
Казанцев В.В.
2007

  • Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
    • Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
    • Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
    • Правоохранительные органы: общая характеристика и система
    • Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание
    • Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
  • Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
    • Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
  • Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
    • Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
    • Суд как орган судебной власти
    • Судебная система
  • Правосудие и его демократические основы (принципы)
    • Отличительные признаки и понятие правосудия
    • Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
    • Законность
    • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
    • Осуществление правосудия только судом
    • Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
    • Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
    • Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
    • Обеспечение права граждан на судебную защиту
    • Состязательность и равноправие сторон
    • Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
    • Презумпция невиновности
    • Открытое разбирательство дел во всех судах
    • Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
    • Участие граждан в отправлении правосудия
  • Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Этапы развития районного суда
    • Полномочия районного суда
    • Основные права и обязанности судей
    • Председатель (судья) районного суда
    • Организация работы в районном суде
  • Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
    • Основные этапы развития судов среднего звена
    • Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
    • Организация работы в судах среднего звена
  • Военные суды
    • Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
    • Этапы развития военных судов
    • Подведомственность военных судов
    • Основы организации и подсудности военных судов
  • Верховный Суд Российской Федерации
    • Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции
    • Основные этапы истории Верховного Суда РФ
    • Судебные полномочия Верховного Суда РФ
    • Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
    • Организация работы в Верховном Суде РФ
  • Арбитражные суды и иные арбитражные органы
    • Арбитражные суды, их роль и основные задачи
    • Этапы развития арбитражных органов
    • Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
    • Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
    • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
    • Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
    • Иные арбитражные органы
  • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционный контроль, его понятие и истоки
    • Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
    • Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
  • Суды субъектов Российской Федерации
    • Конституционные (уставные) суды
    • Мировые судьи
  • Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
    • Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
    • Порядок формирования судейского корпуса
    • Гарантии независимости судей
    • Судейское сообщество и его органы
    • Квалификационные коллегии и аттестация судей
    • Статус присяжных и арбитражных заседателей
  • Основные этапы развития российской судебной системы
    • Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
    • Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
    • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
      • Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг.
      • Период от 1925 г. до начала 30-х годов
      • Период от начала 30-х годов до 1953 г.
      • Период от 1953 г. до середины 80-х годов
      • Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
  • Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
    • Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
    • Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
    • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
    • Судебный департамент при Верховном Суде РФ
    • Администраторы судов
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
    • Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
  • Прокурорский надзор и органы прокуратуры
    • Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
    • Основные этапы развития прокуратуры
    • Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
    • Кадры органов прокуратуры
  • Организация выявления и расследования преступлений
    • Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
      • Этапы развития
    • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
    • Органы дознания, их компетенция
    • Органы предварительного следствия, их компетенция
  • Юридическая помощь и ее организация
    • Юридическая помощь: содержание и значение
    • Адвокатура
    • Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Отличительные признаки и понятие правосудия

Правосудие, как отмечено выше, - одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной, Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти . И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Такие его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления или иного правонарушения и назначении ему меры наказания либо другой определенной в законе меры воздействия.

Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия , в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами.

Одно из них - общеобязательность . Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом в результате рассмотрения уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны .

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным, иным служащим решения, приговора или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа в размере до 200 тыс. руб. либо даже лишением свободы на срок до двух лет.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами , а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно.

Статья 4 Закона о судоустройстве говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

  • рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
  • рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Данное положение означает, что правосудие - это разбирательство двух категорий дел: гражданских и уголовных.

В последние годы в юридической литературе наметилась тенденция несколько более широкого истолкования этого аспекта понятия правосудия. В него довольно часто стали включать также рассмотрение дел (материалов) об административных правонарушениях, отнесенных законом к ведению судов . Такая тенденция начинает постепенно признаваться законодателем.

Об этом свидетельствует, например, содержание ст. 3 принятого сравнительно недавно Закона о военных судах, где сказано: "Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства". Другими словами, данный закон предлагает смотреть на понятие правосудия шире, чем это делалось в течение многих десятилетий, и включать в него еще одну (третью) категорию дел - подведомственные судам дела об административных правонарушениях.

Первая из названных категорий судебных дел (гражданские дела) охватывает широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов частных лиц (российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства), предприятий, учреждений и организаций. Среди дел этой категории можно найти дела, возникшие в связи с неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по заключенному договору (скажем, о производстве или поставке каких-то изделий, о выполнении услуг), незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и т. д.

Вторая категория дел (уголовные дела) касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, т. е. виновно совершенными общественно опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом РФ (далее - УК) под угрозой наказания. Разбирательство дел этой категории является деятельностью в высшей степени ответственной, поскольку речь идет о признании или непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания (например, штрафа, исправительных работ, лишения свободы).

Третья категория дел, рассматриваемых и разрешаемых в процессе осуществления деятельности, именуемой правосудием, - это дела об административных правонарушениях, т. е. правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, состоящим, прежде всего из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), а также законов субъектов РФ, соответствующих этому Кодексу.

Меры наказания, которые могут быть назначены лицу, виновному в таком правонарушении, обычно менее строги, чем те, которые применяются в отношении преступников (распространенными мерами административного наказания являются, например, предупреждение в письменном виде, штраф, возмездное изъятие или конфискация орудия, с помощью которого совершалось правонарушение, лишение права управлять автомобилем или права заниматься охотой, административный арест сроком, как правило, до 15 суток, а иногда - и до 30 суток, выдворение за пределы Российской Федерации иностранца либо лица без гражданства, дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности в государственных организациях либо должности, связанные с управлением, скажем, коммерческой организацией).

Наказания такого рода могут быть применены в отношении виновных широким кругом государственных органов, их руководителей и уполномоченных ими должностных лиц. Чаще всего административные наказания налагаются начальниками органов внутренних дел (милиции) или их заместителями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностными лицами налоговых органов, учреждений железнодорожного и других видов транспорта, санитарного надзора, охраны природы, государственных инспекций по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, по контролю за ценами, по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и др. Всего в гл. 23 КоАП названо 60 государственных органов и учреждений, наделенных полномочиями по применению административных наказаний.

Наделены такими полномочиями также суды и судьи - арбитражные суды, судьи районных и военных гарнизонных судов, мировые судьи. В соответствии со ст. 23.1 КоАП им предписано рассматривать в обязательном порядке дела о более чем 160 категориях (видах) административных правонарушений (перечень таких правонарушений дан в ч. 1 названной статьи КоАП).

На их рассмотрение могут быть переданы также дела о ряде других правонарушений (всего их около 60 видов), если названный выше несудебный орган или соответствующее должностное лицо придет к выводу, что решение по конкретному делу должен вынести суд. И в таком случае судья обязан принять дело к своему производству и постановить решение по существу.

Реализуя полномочия по разбирательству дел об административных правонарушениях, суды (судьи) вправе применять наиболее строгие меры административного наказания из числа тех наказаний, которые предусмотрены в КоАП и других законах об ответственности за административные правонарушения (например, административный арест, возмездное изъятие или конфискация орудий либо предметов правонарушения, дисквалификация, высылка за пределы Российской Федерации).

В качестве примера, характеризующего объем полномочий судей при разбирательстве и разрешении дел об административных проступках, может послужить то, что предусмотрено в ст. 13.15 КоАП об ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, т. е. за изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье.

За такое деяние судья вправе назначить в отношении виновных граждан штраф в размере от двадцати до двадцати пяти, в отношении должностных лиц - от сорока до пятидесяти, а в от ношении юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Одновременно с наложением штрафа принимается решение о конфискации предмета административного правонарушения.

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры) , который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях . А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодательством, названным выше.

Правила эти регулируют практически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все они в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом - судом (судьей) . Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность. Как уже отмечено, специфика полномочий судебной власти требует того, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости.

Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти - законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Правосудие - деятельность органов судебной власти (су­дьи и суда) по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, дел об административных правонару­шениях, экономических споров, дел о конституционнос­ти федеральных законов, нормативных актов, иных от­несенных к подведомственности судов общей юрисдик­ции, арбитражных судов, конституционных (уставных) су­дов субъектов РФ, Конституционного суда РФ дел, осу­ществляемая в условиях судебного заседания, в порядке и по достижению задач, предусмотренных законом.

Виды правосудия - конституционное, арбитражное, гражданское, уголовное, административное судопроизвод­ство, различающиеся предметом и процессуальной фор­мой осуществления.

Отличительные признаки правосудия - признаки, от­личающие правосудие от других видов государственной и иной деятельности, к каковым относятся "специфические субъект, предмет, процессуальная форма, характер дея­тельности.

Принципы правосудия - объективно обусловленные, научно обоснованные, нормативно закрепленные осно­вополагающие начала (основные правила) организации и деятельности органов судебной власти, судов в Российс­кой Федерации.

Конституционные основы (принципы правосудия) в РФ - закрепленные в Конституции Российской Федерации ос­новополагающие начала (основные правила) организации и деятельности органов судебной власти, судов в Россий­ской Федерации.

Перечень конституционных принципов правосудия - пре­дусмотренные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие (руководящие) на­чала (правила) организации и деятельности судов в РФ:

Осуществление правосудия только судом;

Независимость судей и подчинение их только Кон­ституции РФ и федеральному закону;

Гласность судопроизводства;

Состязательность и равноправие сторон;

Равенство всех перед законом и судом;

Презумпция невиновности;

Обеспечение каждому права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно от­несено законом;

Обеспечение права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Понятие, система и юридическое значение демократических принципов правосудия.
Демократические основы (принципы) правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для решения всех вопросов организаций и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который слу­жит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирую­щих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих достаточно высокую юридическую силу , - Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки в таких авторитетных актах, как Декла­рация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специ­фика положений, именуемых принципами (основами), состоит так­же в том, что содержащиеся в них правила являютсяобязательными не только для граждан, должностных лиц, органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных орга­нов , которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организа­ции и деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учиты­вают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества , отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая дек­ларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессив­ных положений по вопросам организации и осуществления право­судия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе, Российской федерацией, в силу чего являются обязательны­ми к исполнению.

Существенной особенностью принципов является их относитель­ная стабильность . Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что прин­ципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в та­ких правовых актах, как Конституция РФ и международные дого­воры. А акты этой категории изменить, дополнить, или как-то иначе откорректировать значительно сложнее, чем федеральные законы, в том числе конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т.д.
3. Классификация принципов правосудия и ее значение.

По источнику закрепления выделяют принципы, которые отражены в международном праве, Конституции государства и в специальных актах, регулирующих судоустройство и судопроизводство. По содержанию их классифицируют на те, которые характеризуют саму судебную власть, отражают статус судейского корпуса и те, которые определяют правовое положение человека. Принципы правосудия по назначению классифицируются на судоустройственные и судопроизводственные, а по значимости - на основные и второстепенные. Принцип законности предусматривает, что противоречия между правовыми актами должны разрешаться согласно строго установленным правилам, и чтобы таких случаев было как можно меньше, должно обеспечиваться соответствующее качество законов – определенность, ясность и недвусмысленность. Кроме того, этот принцип предусматривает прямое действие конституционных норм. Принцип независимости судей отражает их независимое положение относительно органов государственной власти. Никто не вправе влиять на решение судей, которые подчинены только закону. Принципы правосудия предусматривают четкую процедуру обеспечения независимости судей. Презумпция невиновности, как принцип, состоит в том, что любой человек, пока он не признан судом виновным, является невиновным. Таким образом, указанные принципы определяют важнейшие направления правотворчества и судопроизводства в государстве, соответствие их уровню цивилизационного развития всего общества.- \