Приоритет прав и законных интересов личности. Особенности определения и реализации приоритетов прокурорской деятельности в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина


Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством.

По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека. По словам Сукало А. Е.: “Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот”. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.

Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).

В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.

Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135).

Понятие “социальное государство” ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции).

В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан. Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития.

Принципы приоритета права и свобод человека. Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства.

Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством. По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека.

По словам Сукало А. Е.: “Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот”. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства.

В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории. Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений. Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г США), в Билле о правах (1789 г США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г Франция). В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство.

Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения.

Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др. Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135). Понятие “социальное государство” ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции). В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения.

Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан.

Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. 2.2. ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Целая группа принципов конституционного строя отражает влияние государства на различные области общественной жизни.

В экономической сфере жизни общества государство признает все формы собственности, в том числе и частную собственность, устанавливая принцип экономического плюрализма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашем государстве “гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. Государство отказалось от единого и единственного “командного пункта” в экономике, как это устанавливали советские конституции 1936, 1977 г. Через монополию государственной собственности и единый государственный план экономического развития страны государство полностью подчиняло своим велениям деятельность экономических субъектов.

Переход к рыночной экономике требует принципиального изменения роли государства в экономической жизни общества. “Важную роль в обеспечении единства экономического пространства играет единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка” , а также закрепление в Конституции принципа верховенства федерального закона.

Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.

Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности - необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственно.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционный строй

Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции.. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во.. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Принципы организации и деятельности органов государственной власти

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

Человек, его права и свободы по Конституции - высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизм судебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

Развивается также практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прав и свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти - судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан Ст. 46 Конституции РФ.

Принцип народовластия

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия органов государственной власти и органов местного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принцип федерализма способствует демократизации государственного механизма.

Всего в РФ 89 субъектов, добровольно объединенных в одно государство. Это объединение закреплено Федеративным договором , подписанным 31 марта 1992 г., а также Конституцией РФ 1993 г.

Федерализм предполагает :

1) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

2) государственную целостность;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

5) равноправие и самоопределение народов.

Субъекты равноправны во взаимоотношениях не только с федеральными органами государственной власти, но и между собой.

Право на самоопределение народов не должно нарушать государственную целостность Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов РФ и федеральные органы государственной власти образуют единую систему .

Органы государственной власти субъектов РФ имеют собственную компетенцию , закрепленную в Конституции РФ, и самостоятельны в пределах этой компетенции. Конституция РФ называет вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ и указывает, что вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Для реализации стоящих перед ними задач субъекты РФ обладают финансовыми средствами, наделены собственностью. Они имеют собственный бюджет, который пополняется за счет налоговых отчислений, доходов от собственности субъекта и т. д., кроме того, при необходимости субъект РФ получает трансферты (дотации) из федерального центра.

В РФ гарантируется равноправие и самоопределение народов . Кроме того, РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Конституция РФ допускает изменение наименования субъекта. В связи с изменением наименований Ингушской Республики и Республики Северная Осетия соответственно на Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия – Алания в ст. 65 Конституции РФ вносились изменения Указом Президента РФ.

13. Принцип приоритета прав и свобод человека

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью , а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Законодательство РФ и в первую очередь Конституция РФ защищают права и свободы человека и гражданина. Эти права, кроме того, являются непосредственно действующими .

Субъективное право – это действительная возможность личности поступать по собственному усмотрению, осуществлять самостоятельно выбор юридически значимого поведения.

Диспозитивность конституционных норм выражается в предоставлении человеку права самому решать, как использовать свои права или вовсе их не использовать.

Субъективное право имеет следующие признаки :

1) оно предусмотрено нормой права;

2) оно гарантировано государством;

3) оно является мерой возможного поведения лица.

Государство характеризует ряд прав и свобод как неотчуждаемые, естественные и присущие с рождения.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов , деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, т. е. силой государственного принуждения.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина является обязательным в правовом государстве.

Положения Конституции РФ, касающиеся прав и свобод, сходны с соответствующими положениями международных документов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Устав ООН и т. д.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Перечень основных прав и свобод , закрепленный в Конституции РФ, составляет основы правового статуса личности в РФ. Следует иметь в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Однако и в этом случае не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, презумпция невиновности, право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Поскольку правовой статус личности имеет для законодателя первостепенное значение и должен быть стабильным, изменения положений главы 2 Конституции РФ возможны только в особом порядке .

Каждому праву соответствует определенная обязанность . Свои права граждане вправе использовать в такой мере, в какой это не нарушает права других граждан. Злоупотребление правами запрещается.

Гарантом прав и свобод граждан РФ является Президент РФ.

14. Принцип равноправия граждан

Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону . Каждый человек уникален, каждый человеческий опыт неповторим.

В силу различной активности, физических возможностей, имущественного положения, развития, интеллектуальных способностей и других данных все люди занимают различное положение в обществе и выполняют различные социальные задачи. Это не противоречит принципу равноправия, поскольку этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.

Суть юридического равенства заключается главным образом в предоставлении всем лицам равных возможностей путем наделения равными правами.

Этот принцип стал общепризнанным не так давно. Еще в XIX в. в России все население делилось на сословия, наделенные различными правами и несущие различные обязанности. Так, например, всей совокупностью прав наделялось дворянство. Крепостные крестьяне же были бесправны. Для традиционных систем вообще характерна строгая иерархия сословий. Самым показательным примером являются варны (касты) в Индии.

Равноправие ставит всех граждан в равные условия , словно подводит к общей стартовой линии.

Основные права равны у всех людей в силу того, что принадлежат человеку от рождения и являются неотчуждаемыми.

Принадлежность основных прав человеку от рождения независимо от состояния гражданства, положения человека в обществе и других факторов предполагает их неотчуждаемость.

Неотчуждаемость основных прав логически вытекает из тезиса о естественности прав (если государство не наделяет человека этими правами, значит, оно и не вправе этих прав его лишать) и означает, что ни при каких условиях эти права не могут быть отчуждены (их нельзя отменить, ограничить, изменить, даже добровольно).

Права и свободы человека можно классифицировать следующим образом :

1) личные права и свободы;

2) политические права и свободы;

3) экономические права и свободы;

4) права и свободы в сфере культуры.

Эти права одинаковы для всех людей. Исключением являются политические права, поскольку в РФ они могут принадлежать только гражданам РФ.

Гражданство – особая правовая связь человека и государства, порождающая права и определенные обязанности и с той и с другой стороны.

Данный принцип подразумевает именно равенство прав и свобод граждан РФ. Что касается иностранцев, законодательство РФ предусматривает для них и лиц без гражданства национальный режим , т. е. им предоставляются одинаковые права и свободы, за исключением политических. Национальный режим для иностранцев в настоящее время повсеместно распространен.

Среди граждан РФ тоже существует определенная дифференциация, обусловленная присутствием в законодательстве РФ института двойного гражданства . Человек, обладающий гражданством двух государств, называется в теории права бипатридом (от греческих слов «би», что значит «два», и «патрия» – «родина»). Бипатриды также ограничены в некоторых политических правах. Например, они ограничены в праве занимать некоторые государственные должности.

От принципа равенства прав и свобод граждан следует отличать принцип равенства граждан перед законом и судом . Данный принцип уже принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, поскольку затрагивает лишь два аспекта этого равенства – равенство перед законом и равенство перед судом.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.

15. Принцип равенства перед законом и судом

Со времен Великой французской революции равенство признается социальной ценностью. Различают фактическое и юридическое равенство . В Конституции РФ и прочих правовых актах речь идет именно о юридическом равенстве.

Юридическое равенство – это такое закрепленное законодательством положение субъектов права, при котором каждый из них наделяется одинаковым статусом, одинаковыми возможностями.

Фактическое равенство – неправовая категория, его законодательное закрепление в правовом государстве невозможно потому, что это противоречило бы всем основным правам и свободам человека. Следует иметь в виду, что фактическое равенство является утопией и все попытки его установления неизбежно терпели крах.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации , которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку.

Дискриминация – это незаконное ограничение в правах лица по основаниям его принадлежности к определенной расе, национальности, к религиозной группе и т. п.

Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность. Федеральные законы и Конституция РФ действуют на всей территории России, если самим законом не установлено иное. Их действие распространяется на всех лиц, находящихся на этой территории.

Закон в данном случае следует понимать широко, т. е. под законом подразумевается вся совокупность нормативно-правовых актов, начиная с Конституции РФ и международных договоров России, имеющих нормативный характер.

Суд – это специальный орган, осуществляющий судебную власть. Правосудие в РФ осуществляется только судом . Принцип равенства перед судом распространяется на все суды РФ, по всем категориям дел, будь то уголовное, гражданское, административное или конституционное судопроизводство.

В РФ всем открыт доступ к правосудию . В полной мере вопросы процессуального статуса в уголовном и гражданском процессах урегулированы в Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Гражданско-процессуальном кодексе РФ. В соответствии с этими актами участники процесса обладают вполне конкретными процессуальными правами, такими как право на обращение в суд, право на пользование помощью адвоката, право на пересмотр приговора вышестоящим судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Многие процессуальные принципы российского законодательства бессмысленны без принципа равенства перед законом.

Равенство перед законом и судом – необходимая предпосылка осуществления принципа справедливости при отправлении правосудия – общепризнано и общеобязательно.

Исключением из этого правила являются так называемые иммунитеты . Иммунитетом обладают дипломаты, высшие должностные лица иностранного государства, находящиеся на территории РФ с официальными визитами, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи и некоторые другие лица, наделенные специальным статусом в соответствии с законом.

Иммунитет означает невозможность привлечь лицо, находящееся под его защитой, к уголовной или административной ответственности, подвергнуть аресту, обыску, задержанию и т. д.

Такого рода ограничения связаны с необходимостью особой защиты этих лиц от вмешательства в их деятельность со стороны государства.

Иммунитет может быть ограничен в специально предусмотренном для этого порядке.

Иммунитет не означает вседозволенности. Лица, обладающие иммунитетом, обязаны соблюдать законодательство РФ так же, как все остальные граждане.

16. Принцип верховенства конституции РФ

Значение Конституции РФ для государства трудно переоценить.

Конституция РФ 1993 г. – это Основной Закон государства, закрепляющий правовой статус человека и гражданина, основы общественного и государственного строя.

Конституция РФ имеет основополагающий, учредительный характер для всей системы российского права , является самым важным источником права. Она содержит исходные начала российского законодательства. Во многом Конституция РФ способствует согласованности правотворческих процессов разных уровней. Конституция РФ представляет собой базу для всего текущего законодательства . На основе ныне действующей Конституции РФ был принят целый ряд законодательных актов, таких как Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др. Конституционные нормы определяют также процесс систематизации права.

Конституция РФ регулирует очень широкую сферу общественных отношений , закрепляет основы общественного строя, систему государственных органов, национально-территориальное устройство государства, основные права и свободы человека и гражданина, принципы функционирования государственной системы, устанавливает правопорядок и законность.

Конституция РФ выражает интересы всего народа РФ . Все это свидетельствует об особой роли Конституции в иерархии нормативно-правовых актов.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Верховенство означает, что никакие другие акты не имеют на территории РФ такой же силы, что и федеральное законодательство. Верховенство закона является выражением суверенитета РФ.

На все упомянутые виды территорий распространяется действие законодательства РФ и в первую очередь принцип верховенства Конституции РФ.

В свою очередь в иерархии нормативных актов первое место занимает Конституция РФ как Основной Закон. Эта иерархия построена следующим образом:

1) Конституция РФ;

2) федеральные конституционные законы РФ;

3) федеральные законы РФ;

4) указы Президента РФ;

5) постановления и распоряжения Правительства РФ;

6) приказы и инструкции министерств и ведомств;

7) решения, распоряжения и постановления местных органов и др.

Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону.

Принцип верховенства Конституции РФ необходимо отличать от принципа высшей юридической силы Конституции РФ . Высшая юридическая сила Конституции РФ заключается в том, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Это положение всецело применимо и в случае несоответствия какого-либо акта Конституции РФ. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ.

Нормы Конституции РФ действуют непосредственно.

Два этих принципа тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Принцип высшей юридической силы Конституции РФ предусматривает реальный правовой механизм обеспечения принципа верховенства. Без принципа верховенства Конституции РФ принцип высшей юридический силы бессмыслен.

17. Принцип суверенитета РФ

История России как независимого государства началась с того, что первый Съезд народных депутатов РСФСР утвердил Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». На основании именно этого документа впоследствии был утвержден статус России как суверенного государства.

Российская Федерация – суверенное государство.

Государство – независимая организация политической власти, представляющая все общество и построенная по территориальному признаку.

Суверенитет – это свойство государства, характеризующее его как самостоятельное в решении всех вопросов. Институт суверенитета в публичном праве сходен с институтом дееспособности в частном праве. Признаками суверенитета являются :

1) верховенство внутри страны;

2) независимость в межгосударственных взаимоотношениях.

Суверенитет включает политическую и юридическую составляющие .

Политическая составляющая суверенитета предполагает наличие у государства такой организации политической власти, которая позволяла бы характеризовать его как суверенное (наличие сильного государственного аппарата, сложившийся механизм государства, собственная политика и т. д.).

Юридическая составляющая государственного суверенитета предполагает легитимацию суверенитета (признание суверенитета мировым сообществом, ООН и др.).

Доминирующее значение имеет политическая составляющая, юридическая же составляющая производна от нее.

Некоторые государства, существующие уже много лет, до сих пор являются необщепризнанными. Например, ряд стран Арабского Востока не признает государства Израиль.

Вопросы суверенитета регулируются международным публичным правом (приобретение, утрата государством суверенитета, свойства суверенитета и т. д.).

Как правило, статус государства как обладающего суверенитетом постоянен, но он так же, как и прочие правовые явления, может быть подвержен изменениям. Суверенитет появляется вместе с появлением нового государства . Например, при распаде СССР образовалось несколько суверенных государств вместо одного. При объединении государств происходит обратный процесс.

Суверенитет означает также способность государства быть полноценным членом межгосударственных объединений и международных организаций, участвовать через эти организации в урегулировании международных конфликтов, а также в решении других проблем.

Принцип суверенитета тесно связан с принципом народовластия, поскольку носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ . Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Полноценным суверенитетом в пределах одного государства может обладать только один субъект, а именно – народ РФ. Поэтому не соответствует конституционным нормам утверждение, что какой-либо субъект РФ, в том числе республика в составе РФ, наряду с Российской Федерацией обладает суверенитетом и является субъектом международного права. Некоторые положения конституций субъектов РФ нарушают это правило.

Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию .

Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Территория РФ обозначается Государственной границей в соответствии с Законом «О Государственной границе». К этой территории приравнены территория военных судов РФ, территория военных частей в местах дислокации Вооруженных Сил РФ за границей, воздушных судов РФ, дипломатических представительств РФ за рубежом.

На все упомянутые виды территорий распространяется действие суверенитета РФ, значит, и действие законодательства РФ.

Нормальное функционирование государства без суверенитета невозможно.

Тема 2. Система, принципы и законодательство о государственной службе Российской Федерации

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации;

· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

· субъектов Федерации;

· органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации;

· лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий субъектов.

Основные источники законодательного обеспечения государственной службы

Под источниками законодательства о государственной службе следует рассматривать нормативные правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы и правовое положение государственных служащих.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о государственной службе включает в себя: Конституцию РФ, базовые федеральные законыФедеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, а также ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В их состав входят также конституции (уставы) субъектов РФ, их законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы на уровне субъекта РФ, например, Закон Брянской области «О государственной гражданской службе Брянской области» от 16.06.2005 N 46-З, также Закон Брянской области от 28 февраля 2017 г. N 12-З "О порядке установления и перерасчетапенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области".

Конституционные основы государственной службы

Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в РФ и следующие основные принципы ее организации:

Принцип федерализма

Данный принцип отражает устройство РФ. Ключевыми элементами этого принципа являются понятия «единство системы», разграничение предметов ведения и полномочий. В соответствии с пунктом «н» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.Исходя из этих положений Конституции РФ, принцип федерализма призван обеспечивать: во-первых, единство системы государственной службы; во-вторых соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ

Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФотражает целостность системы, взаимосвязь и взаимодействие трех видов государственной службы (гражданской, военной и иной (правоохранительной)) и двух ее уровней - федерального и субъектов РФ. Единство системы предполагает наличие общих признаков во всех видах и уровнях государственной службы. Общими являются правовые, организационные и управленческие основы системы государственной службы, которые содержатся в федеральном законодательстве. Что касается особенностей, то они определяются федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о гражданской службе.

Принцип законности

Принцип законностиозначает, что государственные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции РФ. Понимание и применение всех нормативных правовых актов в субъектах РФ должно быть единообразным.

Существенными гарантиями законности в деятельности государственных служащих являются:

Ø правовое регулирование государственной службы;

Ø контроль и надзор за соблюдением режима законности на службе;

Ø качество работы государственных служащих и управленческой деятельности, соответствующее предъявляемым требованиям;

Ø юридическая защита государственных служащих;

Ø высокое правовое сознание и правовая культура государственного служащего.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защитыосновывается на положения статьи 18 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Поэтому именно права и свободы человека и гражданина являются содержанием всех видов государственной службы как социального института. Деятельность государственных служащих направлена на претворение в жизнь и защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Государственные служащие в пределах своих полномочий обязаны способствовать:

§ созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

§ реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, другим обстоятельствам;

§ охране труда и здоровья людей;

§ государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в том числе поддержанию на достойном уровне системы государственных гарантий социальной защиты населения, созданию системы социальных служб;

§ охране достоинства личности, недопущению его умаления ни по каким основаниям органами управления и должностными лицами;

§ защите частной собственности наравне с государственной, муниципальной и иными формами собственности и др.