Произведение отец горио. "Отец Горио": анализ романа и главных героев


ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ О.БАЛЬЗАКА «ОТЕЦ ГОРИО»

Проблематика романа «Отец Горио»

Роман Бальзака «Отец Горио» является социально-психологическим, который исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений, психологию урбанистического общества.

В романе мы наблюдаем противопоставление двух социальных миров: сверху буржуазное и великосветское общество, внизу - пансион Воке - мир бедноты. В центре каждого из этих миров Бальзак поставил женскую фигуру: с одной стороны - представитель Сент-Жерменского предместье виконтесса где Босеан, с другого - собственница пансиона госпожа Воке.

На первый взгляд эти два мира совсем разные и отделенные непроходимой бездной. Но в действительности они крепко связаны между собой, задача автора в том и заключалось, чтобы показать внутреннюю связь низов и верхов буржуазного общества. Это он и вскрыл в судьбе Растиньяка, который одновременно принадлежал и к тому, и к другому миру.

Находясь в салоне виконтессы, Растиньяк упоминает пансион: “Мысли Эжена на один миг перенесли его в семейный пансион, - его охватил большой ужас...” , а в пансионе, Растиньяк думает о высшем свете.

Тема “пансиона” и тема “света” в романе все время пересекаются, а в конце сплетаются в одно целое. Низом и верхом руководят одни и те же законы.

В романе две сюжетно-композиционные линии: первая - трагическая история отца Горио, который потерял не только все свое богатство, но и самое дорогое в жизни - любовь своих детей. Он перед смертью убедился в том, что деньги дают все.

Вторая линия - история Растиньяка, который, похоронив отца Горио, бросает вызов Парижу: “Ну, теперь кто кого!”.

Характеристика пансиона подчеркивает устарелость и старомодность вещей и людей, которые находятся в нем. “Здесь есть мебель “изгнанная отовсюду, несокрушимая и помещенная сюда, как помещают отходы цивилизации в больнице для неизлечимых”, мебель “старая, едва живая”; “мерзкие гравюры, от которых теряешь аппетит”. Здесь, в конце концов, постоянно встречаются погасшие, выцветшие глаза, “сморщенные” лица, тела, которые сохранили лишь “остатки красоты” .

Пансион госпожи Воке является своеобразным сосредоточением, символом социальных и моральных законов, характерных для Франции в период жизни Бальзака.

Эта общая атмосфера бедноты, угасание, холода пансиона усиливается нудным запахом, который стоит тут. “В нем ощущается затхлость, плесень, гниль; он вызывает содрогание, бьет чем-то промокшим в нос, пропитывает собой одежду, отдает столовой, где закончили обедать; воняет кухней, лакейской, кучерской” .

Описание дома госпожи Воке заканчивается обобщением: “Коротко говоря, здесь царство бедности, где нет намека на поэзию, бедности потертых, скаредных, сгущенных. Хотя они еще без дыр и без лохмотьев, но скоро превратятся в тлен” .

В этом изображении окружения уже есть предыдущая характеристика действующих персонажей. Черты их общего портрета заложены в описании жилья. Таким образом, читатель погружается в атмосферу этого маленького мира.

Но пансион не единый центр романа.

Салон Сен-Жерменского предместья, аристократические особняки - это другая часть города. Это два полюса Парижа - низ и верх, земля и небо, ад и рай. Сверху - роскошь, внизу - бедность. Бальзак постоянно сравнивает эти два мира. Бедность на фоне роскоши, роскошь на фоне бедности. Верх и низ у Бальзака сталкиваются один из одним, один в одном отображаются, один от другого зависят - они будто создают двуединий образ. Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен, виконтесса где Босеан почти в равной степени могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них представляет отдельную социальную группу и соответствующий ей взгляд: Горио - буржуазную, Растиньяк - провинциальное мещанство, виконтесса - парижское высшее мещанство, Вотрен - преступный мир.

Таким образом, в романе можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»; семья и семейные отношения в буржуазном мире;

15. Система образов и композиция романа « Отец Горио».

Оноре Бальзак - сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "Повсюду" сейчас - торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества - такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой - и Б. ее разрешает в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.

Роман « Отец Горио» знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нём за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. « Отец Горио» не явояется историей жизни одного персонажа - это срез жизни общества в определённый период его развития. Интересно движение романа по разделам « Человеческой комедии»: в 1843 году об был включён в « Сцены парижской жизни», на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в « Сцены частной жизни». Путь тот же, что и у « Гобсека»: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом.

А частная жизнь - это жизнь семей, « Человеческая комедия», как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи. Растиньяк раскрывается в письмах сёстрам и тётке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет.

Роман создавался тогда, когда замысел « Человеческой комедии» уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь « Гобсек». События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк - провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность. С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны - де Босеан и де Ресто, через Дельфину - мы видим среду Нунсинжена - одного из самых богатых банкиров в « Человеческой комедии». Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего.

В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции. Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. « Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая». Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться (юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает.

Повествование ведётся от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течёт сама жизнь, как люди воспринимают своё место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.

Роман Оноре де Бальзака «Отец Горио» был написан в 1832-м, опубликован в 1834-1835 годах и впоследствии вошёл в цикл сочинений, носящий название «Человеческая комедия» (1815-1848). Центральной темой произведения стала искренняя отцовская любовь, не нашедшая себе места в развращённом парижском обществе.

Художественная проблематика романа включает в себя развенчание общечеловеческого мифа о том, что добиться славы и богатства можно честным трудом. На протяжении всего повествования об этом размышляет один из главных героев произведения - молодой студент, Эжен де Растиньяк. История жизни папаши Горио и его двух дочерей - графини Анастази де Ресто и «банкирши» Дельфины де Нусинген проходит перед глазами читателя в неотрывной связи со «светским обучением» юного честолюбца.

До появления Эжена де Растиньяка в пансионе «Дом Воке» папашу Горио никто не воспринимал всерьёз. Его считали старым кутилой и сластолюбцем, растратившим своё состояние на молодых и знатных любовниц. Проникновение Эжена в высший свет парижского общества открыло неприглядную правду: изысканно одетые красавицы оказались родными дочерьми бывшего вермишельщика, сделавшего себе состояние во время Французской буржуазной революции. За каждой из них папаша Горио дал по 500-600 тысяч франков приданого, но как только девушки превратились в знатных парижанок они отвернулись от своего малообразованного и уже не такого богатого отца.

История жизни папаши Горио в романе - это фактически надгробная эпитафия медленно агонизирующему герою. Формально вермишельщик умирает только в конце произведения, когда остаётся без гроша в кармане и получает удар, поняв, что больше ничем не может помочь своим дочерям. На самом деле Горио перестаёт жить сразу же, как только отдаёт своё сердце и деньги детям. Сила отцовской любви такова, что даже на пороге смерти папаша Горио, признавая жестокую правду жизни, тем не менее, прощает своих дочерей и надеется только на то, что попадёт в рай, откуда ему разрешат являться на землю и следить за жизнью обожаемых им существ.

Выброшенный из жизни дочерей отец, по мнению виконтессы де Босиан и её подруги графини де Ланже, - рядовая трагедия в жизни великосветского парижского общества, строящегося на принципах женской испорченности, мужского тщеславия и бесконечной тяги к богатству. По мнению двоюродной сестры Эжена, занять своё место в Сен-Жерменском предместье может только хладнокровный человек, смотрящий на мужчин и женщин, «как на почтовых лошадей». Виконтесса де Босиан предостерегает студента от искренности: в мире, где всё строится на деньгах и титулах, ни в коем случае нельзя проявлять настоящие чувства и особенно - истинную любовь. Человек в парижском обществе может быть либо палачом, либо жертвой и третьего не дано.

Впрочем, один из постояльцев «Дома Воке» - беглый каторжник Жак Коллен, скрывающийся под именем господина Вотрена, пытается занять положение вне стандартных общественные позиций «тупого повиновения» и «бунта». Самого себя он считает человеком «высшего порядка», а в Эжене видит родственную душу. Критика Вотреном современного ему общества выходит за рамки высшего света и распространяется на всё человечество. По мнению беглого каторжника, «человек везде один и тот же, что наверху, что в середине, что внизу». Последующее предательство Вотрена мадемуазель Мишано лишний раз подтверждает эту точку зрения. Живущая долгое время в относительном достатке старая дева не менее падка на деньги, нежели лишённая их мужем Дельфина де Нусинген. При этом в характере Мишано, помимо явной корысти, проступает ещё и некая женская подлость, стремление отомстить мужчине, назвавшей её «Кладбищенской Венерой». Похоже ведёт себя и вдова Воке по отношению к папаше Горио: отвергнутая им ещё в период относительного материального благополучия, она распускает слухи о герое и всячески пытается унизить его перед другими постояльцами.

Эжен де Растиньяк - чистый, неиспорченный светом молодой человек, глядя на творящуюся вокруг него мерзость, в конце романа, решает бросить вызов парижскому обществу. Студент понимает, что и виконтесса де Босиан, и Вотрен были правы: честностью в жизни можно добиться разве что нищих, унылых похорон. В высшем свете люди нужны друг другу только, когда они могут дать что-то взамен: деньги, связи, титулы и небольшое количество настоящей любви. Последняя - самая драгоценная валюта для знатных парижанок, самостоятельно лишивших себя искренней привязанности браком по расчёту.

Анастази де Ресто, Дельфина де Нусинген, виконтесса де Босиан, графиня де Ланже - все великосветские дамы имеют любовную связь на стороне. Они любят по-настоящему, со всей силой страсти, на которую способны парижские женщины, но эта любовь не приносит им счастья: любовник и отец большинства детей Анастази, граф Максим де Трай - тянет из своей дамы сердца деньги на оплату карточных долгов; маркиз д’Ажуда-Пинто верен виконтессе де Босиан до тех самых пор, пока ему не подворачивается выгодная для женитьбы партия; графиню де Ланже её любовник и вовсе бросает, так и не появившись на авансцене произведения; любовная связь Дельфины и Эжена строится на принципе взаимовыгодного обмена: Эжен обеспечивает Дельфине приём в высшем обществе, Дельфина становится любовницей, которая так необходима любому светскому человеку.



Оноре де Бальзак – французский писатель, один из крупнейших реалистов 19 века. Глубина его обобщений, сила и принципиальность критики, суровый и беспощадный суд над буржуазной действительностью поднимают Бальзака на уровень величайших писателей народов мира. Отношение Бальзака к эпохе, рожденной двумя революциями, не свелось к однотонному разочарованию, а сочетало в себе глубоко-принципиальное осуждение с острым интересом и увлечением. Бальзак увидел общество, где грубый денежный интерес стал главной пружиной человеческих действий, где патриотизм и законы – только слова для лицемерного прикрытия этого интереса, вызывающего бесчисленные преступления; деньги разъедают семью; превращение духа в товар ставит людей науки и искусства в приниженное положение, порождая бесчисленные трагедии; золото извращает все чувства и отношения. Буржуазный строй жизни развязывает эгоизм, возводит принцип разъединения людей и ведет к упадку высоких человеческих ценностей. Блестящие обещания буржуазных революционеров обернулись на практике возвышением хищников. Это новое общество вызвали в писателе негодование и презрение. В 1834 году Бальзак решил объединить свои романы и повести. В 1841 году он составил план и предисловие к «Человеческой комедии», задуманной как параллель к «Божественной комедии» Данте. «Человеческая комедия» - это огромная эпопея современного ему буржуазного общества, которая от начала до конца является обвинительным актом против него. Герои «Человеческой комедии» - современники из разных слоев общества, переходящие из романа в роман.

Цель «Человеческой комедии» - представить всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни.

Для Бальзака было характерным изображение предметного мира, воли, разума, чувств, страстей человека, что мы и наблюдаем в его произведениях.

Все романы Бальзак распределил по трем разделам: «Этюды и нравах» (которые в свою очередь делятся на: «сцены частной жизни», «сцены провинциальной жизни», «сцены парижской жизни», «сцены сельской жизни»), «Философские этюды» и «Аналитические этюды».

Самым обширным является раздел «Этюды о нравах», в который и вошел роман «Отец Горио». Он относится к «сценам частной жизни».

Роман «Отец Горио» занимает особое место в «Человеческой комедии» Бальзака.

Этот роман знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака.

Во-первых, теперь в центре стояла проблема, аспекты которой должны были раскрывать персонажи из различных социальных групп; здесь уже нельзя было назвать «главного» героя (Горио, Растиньяк, виконтесса де Босеан, Вотрен – все они могли претендовать на главное место в романе).

Во-вторых, роман Бальзака, начиная с «Отца Горио» становится социально-психологическим, т.к. исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений.

В-третьих, «Отец Горио» - это «узловое» произведение, от которого протягиваются тематические нити ко многим романам и повестям Бальзака. Одним из признаков тесной связи этого произведения с общим замыслом «Человеческой комедии» служит то обстоятельство, что около тридцати действующих лиц романа выступают и в других романах или повестях Бальзака: Растиньяк, Бьяншон, виконтесса де Босеан, Жак Колен (Вотрен) и другие.

В-четвертых, в романе переплетаются две сюжетные линии: всепоглощающая отцовская любовь Горио и образ Эжен Растиньяка.

А теперь рассмотрим подробнее особенности романа «Отец Горио». Как уже было сказано, претенденты на «главное» место в романе представляют разные социальные группы: Горио – буржуазию, Растиньяк – провинциальное дворянство, Вотрен – преступный мир, виконтесса де Босеан – парижское высшее дворянство. Эти персонажи сложны и выдаются из ряда обычных. Горио – страдающий отец, страстью которого является слепая и безрассудная отцовская любовь к дочерям; им он пожертвовал все свои богатства и обрек себя на серенькую жизнь в плохом пансионе госпожи Воке. Эжен Растиньяк – это тема бальзаковского поколения, образ молодого человека, который пришел завоевать Париж; в нем есть непосредственность и искреннее возмущение несправедливостью; кроме того, он вышел из очень дружной семьи, благодаря которой у Растиньяка есть лучшие черты дворянского воспитания. В начале он считает, что всего можно добиться упорным трудом, но постепенно понимает, что основной двигатель общества – полезные связи. Образ Вотрена – это образ романтического бунтаря. Бальзак пользуется этим образом, чтобы показать и осудить те порочные основы, на которых строится буржуазное общество. « . . . вотреновская критика современного общества звучала тогда настолько революционно, что император Николай запретил ввоз в Россию этого романа.» - вот еще одно подтверждение того, что роман «Отец Горио» выделяется из всего цикла «Человеческой комедии». Виконтесса де Босеан необходима автору, чтоб показать призрачность богатства, если человеческой душой овладевает чувство.

Первая сюжетная линия романа – слепая отцовская любовь Горио. «Все его умственные способности … ушли в торговлю хлебом», «почитал за счастье исполнять все дочерние прихоти». Он дал дочерям возможность самим выбрать себе мужей: «Анастази, своею красотою прельстившую графа де Ресто, тянуло к аристократическим кругам… Дельфина любила деньги и вышла за банкира Нусингена». Горио жертвует всем ради своих дочерей (продает серебро, разрешает заложить любимые столовые приборы, «старик пожертвовал собой, на то он и отец: он сам себя изгнал из их домов…»), они же стремятся занять самые верхние ступени социальной лестницы буржуазного общества, а заняв их, чуждаются его и продолжают тянуть из отца деньги. Отец им противен: это видно в эпизоде, когда сестры ссорятся и Горио хочет отвлечь гнев дочери на себя: «Папаша Горио бросился к графине и не дал ей договорить, закрыв ей рот рукой. «Боже мой, за что вы сегодня хватались руками? – воскликнула Анастази.». Любовь «папаши Горио» слепа, он не хочет верить в то, что был нужен им, пока был «отец – золотой мешок, богач». Он любит их безмерно, даже безумно, счастлив из-за каждого пустяка, напоминающего о его дочерях («Только я люблю моих дочерей больше, чем господь бог любит мир, ибо мир не так прекрасен, как сам бог, а мои дочери прекраснее меня.», «он любил даже то зло, которое от них терпел», « … я жду их на том месте, где они должны проехать, а когда кареты их поравняются со мной, у меня сильнее бьется сердце… мне кажется, что вся природа золотится, точно залитая лучами какого-то ясного-ясного солнца», сцена с жилетом «О, подарите его мне, - взмолился папаша Горио. – На нем слезы моей дорогой Дельфины …», Горио радуется как ребенок, когда помогает обустроить квартиру для Дельфины и Растиньяка «Весь вечер прошел в ребячествах, причем папаша Горио дурачился не меньше, чем другие. Он ложился у ног дочери и целовал их … терся головой об ее платье…»).

«Этот вермишельный король Лир» обманулся в свих дочерях. Он искупает слепоту страданием, в свои последние часы поднимается до трагического прозрения и величия («За деньги купишь все, даже дочерей.», «Ах, мой друг, не женитесь, не заводите детей! Вы им дарите жизнь, они вам – смерть. Вы их производите на свет, они вас сживают со свету… мне это известно уже десять лет. Я это говорил себе не один раз, но не смел этому верить.»).

Дочери чуждаются отца в силу духовных предрассудков. Перед смертью он взывает к помощи государственной власти, видя в поведении своих дочерей все признаки разрушения буржуазной семьи. Кстати, вопрос о разложении семьи в буржуазном обществе интересовал Бальзака. Для буржуазного сознания вера в семью также необходима, как вера в царство божье. Семья – единственная хранительница капиталов после смерти их владельца, незыблемая основа строя, покоящегося на частной собственности. Денежный интерес одновременно скрепляет и разъединяет буржуазную семью. Бальзак с гениальным реалистическим проникновением в суть буржуазной действительности показывает трагедию не только Горио, но и множества других семей, растлеваемых эгоизмом. Как бы в подтверждение этого, Бальзак рассказывает о другой трагедии, разыгравшейся в семье банкира Тайфера.

Вторая сюжетная линия романа связана с образом Растиньяка, который показан в эволюции. Сначала он – «молодой человек, приехавший в Париж из Ангулема изучать право, и многочисленной семье его пришлось обречь себя на тяжкие лишения, чтобы высылать ему на жизнь тысячу франков в год … Растиньяк … принадлежал к числу тех молодых людей, которые приучены к труду нуждой, с юности начинают понимать сколько надежд возложено на них родными …» .

Растиньяком владеет неодолимое желание преуспеть в жизни, выдвинуться. Медленное, почти незаметное растление души Растиньяка происходит тогда, когда он начинает познавать механику успеха, начинает понимать, что в современном обществе есть только две возможности: или прозябать в бедности, зарабатывая себе на жизнь честным трудом, или вступить на путь лжи, обмана, плохо замаскированного преступления, подчиниться звериным законам общества современников, навсегда расстаться с юношескими иллюзиями. Эта борьба с самим собой и составляет суть драмы Растиньяка, драмы еще более жестокой, чем та, которую пережил Горио.

В романе «Отец Горио» впервые изображена трагедия юноши в капиталистическом обществе, показана неизбежность его морального падения, если тот избрал путь эгоизма и корысти – едва ли не единственный путь, ведущий к успеху и богатству. Это вновь подчеркивает особое место этого романа не только в «Человеческой комедии», но и в мировой литературе.

Эжен не родился эгоистом, он приехал в Париж добрым и отзывчивым юношей, способным на благородные поступки: он – заботливый сын, брат, племянник; проливает слезы над письмами матери и сестер; проявляет человеческую заботу о бедном Горио; отказывается от преступных предложений Вотрена. Плохо устроенное общество толкает Растиньяка вступить на путь эгоистического расчета. Бальзак обвиняет буржуазный правопорядок в том, что он портит, уродует, калечит людей, даже таких, которые способны к возвышенным мыслям и благородным поступкам.

Тонкими штрихами рисует Бальзак постепенное перерождение Растиньяка. В начале он решает завязать родственные связи, добиться любви знатной женщины, которая поможет ему достичь успеха. Отвергнутый графиней де Ресто, он находит утешение в любви с графиней де Нусинген. Растиньяк пытается внушит себе, что его чувство серьезно, но отдает себе отчет в том, что им движет корысть. Он понимает, «что, если превратить любовь в орудие для достижения богатства, придется пить до дна чашу позора, отбросив те благородные идеи, ради которых юности прощаются ее грехи». Так он лишает себя любви – одного из самых светлых человеческих чувств. Путь к материальному благополучию заставляет его обкрадывать самого себя, ведет к духовному обнищанию. Сделкой с совестью явилось для Растиньяка и его решение принять в подарок от Дельфины чудесную квартирку, обставленную лучшей мебелью, и его ухаживание за Викториной после любовных объяснений с Дельфиной.

В этом духовном растлении Растиньяка играют большую роль два человека, которые как бы завершают его парижское воспитание. Это виконтесса де Босеан и Вотрен – светская львица, стоящая на самом верху общественной лестницы и беглый каторжник, для которого убить человека «все равно что плюнуть». В их лицах представлены два крайних общественных полюса, но, несмотря на это, их взгляды почти полностью совпадают.

Виконтесса де Босеан говорит Эжену: «Свет – это болото…», «чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции, - и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний… Если в вас зародится подлинное чувство, спрячьте его, как драгоценность, чтобы никто даже и не подозревал о его существовании, иначе вы погибли… Перестав быть палачом, вы превратитесь в жертву… учитесь не доверять свету». После беседы с виконтессой ум и совесть Растиньяка стали покладистее, «мир представлялся ему теперь таким, каков он есть: в бессилии своей морали и закона перед богатством».

Вотрен также оказывает огромное воздействие на Растиньяка. Этот беглый каторжник воплощает в себе дерзкий расчет, основанный на глубоком знании современного мира. «В эту людскую массу надо врезаться пушечным ядром или проникнуть как чума. Честностью нельзя достигнуть ничего… честный человек – всем враг… бросьте считаться с вашими убеждениями и вашими словами. Продавайте их, если на это будет спрос». Но как бы то ни было в Растиньяке есть нравственные доминанты, т.к. он отказывается от предложения Вотрена, он отказывается продать свою совесть, как некогда Фауст продал свою душу Мефистофелю.

Растиньяк не знает какой выбрать путь («Растиньяк уже видел три главных лика общества: Повиновение, Борьбу и Бунт – семью, свет и Вотрена. Эжен не знал к чему пристать. Повиновение – скучно; бунт – невозможен; исход борьбы – сомнителен»). Но в финале романа все колебания отброшены. Судьба виконтессы де Босеан, судьба Горио, жестокосердие его дочерей пробудили в душе Растиньяка жажду мщения, поэтому он избирает путь «борьбы». Он бросает вызов Парижу: «А теперь – кто победит: я или ты!».

Таким образом, «Отец Горио» - это «роман воспитания», воспитания Растиньяка. История Горио представляет самый наглядный урок юноше, раскрывая господство эгоизма и трагическую судьбу бескорыстного чувства. Таков же смысл и другого урока – судьбы виконтессы, снова покинутой возлюбленным ради выгодного брака. И прежде всего «Отец Горио» - роман об обществе, взрытом буржуазной революцией и меняющемся на глазах – это главенствующая тема, которая организует весь материал романа.

Предметный мир в романе играет большую роль. Вещи помогают Бальзаку сделать обобщения, с их помощью создаются портреты и материальное окружение персонажей, отражающее их социальную и нравственную сущность. Произведение начинается с очень точного описания пансиона под названием «Дом Воке». Подробное описание квартала, улицы, фасада, садика, дома, комнат, а также самой госпожи Воке придает всему этому обобщение. Дом Воке – это подобие Парижского дна, здесь открыто демонстрируются грязные правила жизни всех кругов общества («В Париже нет квартала более ужасного…», «в этой первой комнате стоит особый запах… его следовало бы назвать запахом пансиона. В нем чувствуется затхлость, плесень, гниль…», в столовой «краска уже не различима и служит только грунтом, на который наслоилась грязь… По стенам – липкие буфеты… длинный стол, покрытый клеенкой настолько грязной, что весельчак-нахлебник пишет на ней свое имя…», у госпожи Воке «шерстяная вязаная юбка, вылезшая из-под верхней, сшитой из старого платья, с торчащей сквозь прорехи ватой, воспроизводит в сжатом виде гостиную, столовую и садик, говорит о свойствах кухни и дает возможность предугадать состав нахлебников»).

Пансионеры также грязны и мелочны как и «Дом Воке». Например, саму хозяйку пансиона интересуют только деньги, в ней нет ни капли сострадания даже когда умирает Горио («Когда человек того и гляди закатит глаза, давать ему простыни – значит загубить их, а и без того придется пожертвовать одну на саван… все вместе составит не меньше двухсот франков… Мне мое заведение важнее всего…», она хочет забрать медальон Горио, после его смерти «Неужто зарывать в могилу! Ведь это золото!»). «Старая дева Мишоно» ради денег готова выдать полиции беглого каторжника; равнодушно и бесчувственно отнеслись все «пятнадцать нахлебников» к смерти Горио, они продолжают шутить и болтать как обычно – это вызывает чувство омерзения к таким людям. Здесь отчетливо прослеживается, что буржуазный строй жизни ведет к упадку высоких человеческих ценностей, развязывает эгоизм людей, возводит принцип разъединения людей («Все питали друг к другу равнодушие с примесью недоверия, вызванного собственным положением каждого в отдельности»). Также изображен и парижский высший свет. За блестящей внешностью проглядывают все те же «бесчувственные сердца», разнузданность, царящая на высших ступенях буржуазного общества.

Лишь один Орас Бьяншон, решивший проложить себе дорогу в жизни через науку, вызывает симпатию у Бальзака.

Повествование ведется от третьего лица. Задача Бальзака – правдивое и впечатляющее изображение действительности. Мысли и наблюдения автора бьют через край, нередко он торопится сказать свое слово. Писатель своими репликами не только изучает жизнь, но и взволнованно говорит о ней, пытается научить читателя справедливости. Пораженный противоречиями современного общества, Бальзак стремится, чтоб и читатель почувствовал резкие контрасты действительности.

Таким образом, становится ясно, что роман «Отец Горио» занимает особое место в «Человеческой комедии» Бальзака. Писатель не преподносит читателям готовой морали, он вводит предметный мир, с помощью которого возникают яркие образы и обобщения, показывает нам психологию общественных отношений, а не отдельной личности, изображает неизбежность морального падения юноши, стремящегося к богатству и успеху, кроме того, в романе в отличии от предыдущих переплетаются две сюжетные линии, а также именно здесь только намечены или частично раскрыты темы, к которым Бальзак будет обращаться в своих последующих романах и повестях.

Литература

  1. Бальзак Оноре. Сцены частной жизни: Отец Горио; Гобсек; Полковник Шабер; Покинутая женщина; Брачный контракт; Обедня безбожника. Пер. с фр. / Вступ. Статья Р. Резник; Примеч. В. Даниловой; Иллюстрации М. Майофиса. – М.: Худож. лит., 1981. – 527с. (Б-ка классики. Зарубежная литература).
  2. Бальзак О. Избранное: Пер. с фр. / Послесл. Р. Резник; Примеч. В. Даниловой. – М.: Просвещение, 1985. – 352с.
  3. Бальзак О. Отец Горио. Сцены частной жизни. Пер. с франц. Е. Корша. Предисл. А. Пузикова. Примеч. В. Даниловой. Оформл. Н. Крылова. М., «Худож. лит.», 1979. – 264с.
  4. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. С.И. Вавилов. Т.4, второе издание. Гос. научн. издательство «Большая советская энциклопедия».
  5. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 672с.
  6. История зарубежной литературы 19 века. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» В 2 ч. Ч. 2/ Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А. Завьялова и др.; Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1991. – 256с.
  7. И. Сухотин. Бальзак. Журнально-газетное объединение. Выпуск 13 – 14. – 365с.
  8. М. Горький. Избранные литературно-критические произведения. Гос. Издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Москва. 1954. – 303с.
  9. О. Бальзак. Отец Горио. Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР. Москва – 1950. – Ленинград. – 300с.
  10. Оноре де Бальзак. Собрание сочинений. Под общей редакцией А.В. Луначарского и Е.Ф. Корша. Том тринадцатый. Государственное издательство «Художественная литература». Москва – 1939. – 207с.
  11. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь / Глав. ред. Е.А. Хлебалина., отв. ред. Д.И. Люри. – М.: Аванта, 2004. – 688с.
  12. Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П.. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830 – 1860-е гг.): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Храповицкая, Ю.Л. Солодуб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384с.

Образы в романе «Отец Горио»

Начнем рассмотрение образов с образа отца Горио. Наиболее яркая бессердечность показана в истории его жизни, которую наблюдает Растиньяк. Горио - богатый купец, который получил свой достаток не совсем честно. Более за все в мире он любит своих двух дочек, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, для них выполнял все прихоти, отдал замуж одну за графа, другую за банкира, дал обеим большое приданное. Но в скором времени после замужества они стали стыдиться своего простого отца, вспоминали о нем лишь тогда, когда им были необходимые деньги на развлечения и любовников.

А отец был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал все, окончательно обеднев. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной со своих дочерей, но здесь неожиданно пришла вторая дочь и попросила очень большую сумму денег, так как ее ждал позор и бедность. У Горио разрывалось сердце от того, что он не мог помочь, старик готов был на все: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливые. У него не выдержало сердце, и он умер в страшной бедности, на похороны дочери даже не явились.

Отец Горио - яркий пример того, как одержимость, неразумное развитие страсти приводит к полному разрушению личности. Горио весь погрузился в родительские чувства, он не думал ни о ком, кроме своих дочерей. Его страсть развилась на эгоистической подпочве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.

Следует также выделить образ Парижа в романе. Париж - город с богатой историей, который пережил множество изменений за свое существование. Его специфический образ, его социальные и моральные контрасты давно уже привлекали внимание писателей. Они изображают не только величие Парижа, его храмы и дворцы, но и господствующие обычаи, законы, контраст между богатством и крайней бедностью.

Бальзак создает в целом реалистический образ города, приняв за эстетическое кредо достоверное изображение жизни.

Париж у Бальзака изображается из разных сторон. Необходимо выделить два основные вида эпики в его романах. Условно говоря, это проза исключительной реальности (проза идеала, абсолютная проза) и проза доминирующая, обычной реальности (относительная проза).

Абсолютная эпика - это духовный, светлый Париж. Центральные образы - Полина Годен, ученик Лавриль, студент Бьяншон - люди, которые имеют трудолюбивую и самоотверженную любящую душу.

Относительная проза Бальзака проявляется в создании образа Парижа типичного, земного, несовершенного. Это образы Эжена де Растиньяка и бунтовщика Вотрена.

Оноре де Бальзак достаточно полно вскрыл образ Парижа. По словам Б.Г. Реизова, в его (Бальзака) творчестве Париж - “это город-маяк провинциальных честолюбцев, которые слетаются к нему, будто мотыльки на огонь” .

В романе “Отец Горио” было положено начало изображению Парижа в творчестве Бальзака. Автор стремится проявить драматизм жизни того времени и его скрытые пружины, он отображает и толкует внешнюю действительность. Здесь он изображает величие и богатство одновременно с убогостью. В начале романа мы перемещаемся к катакомбам Парижа. Пансион Воке - это не нарядный Париж, а предместье, где проживает мелкий городской народ.

Вотрен, наблюдающий пансионеров мадам Воке, каждого из них определяет одним словом, содержащим не только характер их, но и интересы, судьбу и возможности. Аналогичные комментарии, связанные с историей персонажа, принадлежат и повествователю, который, сохраняя черты «всеведущего автора», все же добивается того, чтобы читатель оставался именно зрителем, перед глазами которого разворачиваются сцены «в реальном масштабе времени». Примером может служить «парад» обитателей пансиона мадам Воке, которые поочередно проходят перед читателем.

Б.Г. Реизов замечает по этому поводу, что “драма романа развивается в парижскому “аду”, одной из пыток которого является вульгарность и бедность” .

Жизнь Парижа раскрывается Растиньяку как арена борьбы. “Жизнь в Париже - беспрерывная борьба, - пишет он матери, - я должен выступить в поход” .

Большой город является одновременно цивилизатором и растлителем, ведь, чтобы использовать свои способности, молодые люди должны их сначала переплавить: превратить молодость в упорство, ум в хитрость, доверчивость в лицемерие, отвагу в скрытую коварность .

Но Растиньяк не идет на борьбу против того распущенного мира, который он познал, а лишь на борьбу за личное свое достижение успеха. Он не думает об изломе устройства, а воспринимает его таким, которым он есть, вступает в “игру” и принимает ее “правила”, хорошо усваивает мораль хозяев жизни, которой научил его Вотрен.

Через несколько произведений Бальзака мы встречаем барона где Растиньяка, пэра Франции. Честолюбивый студент переродился под влиянием Парижа, стал решительным. Человек или гибнет, или капитулирует и развращается в Париже.

Таким образом, в романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию; образ отца Горио - человека-страсти; образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

Выводы по главе 2

Роман Бальзака «Отец Горио» выстроен по принципу драматического произведения, что проявляется в особом развитии конфликта и построении интриги, в специфике «выстраивания» сцены и характеристики персонажей, их появления и действий в романе, который превращается в своего рода огромную сценическую площадку, где читатель превращается в зрителя, а автор - в первую очередь в режиссера.

В нем можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»; семья и семейные отношения в буржуазном мире.

В романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию; образ отца Горио - человека-страсти; образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах.

Париж - это город, где невероятная роскошь и ужасающая бедность объединены вместе. Париж подобный едкой кислоте, одних он разъедает, других - заставляет залечь на дно, и некоторые в этой атмосфере выкристаллизуются, каменеют, как Эжен Растиньяк.