Пуленк глория история создания. Биография франсиса пуленка


Введение

1) Цель исследования – определение формы III части сонаты A-Dur В.А. Моцарта.

Задача – Логически разобрать произведение, изучить и определить форму произведения.

Метод исследования – работа с нотным текстом, изучение теоретической научной литературы.


Определение и характеристика формы

Основной принцип рондо. Название «рондо» (круг) присваивается формам, где неоднократные проведения основной темы чередуются с эпизодами. В отличие от форм двухчастных, трехчастных, трех – пятичастных, для рондо определяющим признаком не является ни общее число частей, ни их внутренняя структура. Признак этот заключается в расположении частей, определенном их распорядке. Наиболее кратко принцип рондо может быть характеризован следующим образом: чередование различного с неизменным. Отсюда вытекает, что части, лежащие между проведениями темы, должны быть всякий раз иными. Из этого следует также, что рондо в его нормативном виде содержит двоякий контраст:

· тема и эпизод

· эпизоды между собой.

Понятия различного и неизменного должны трактоваться гибко, в зависимости от общего характера произведений, от черт стиля. То, что в одних случаях должно быть расценено как «различное», в других случаях выполняет функцию неизменного в своей основе, но подвергшегося большей или меньшей модификации.

Подобно другим репризным формам, рондо создается взаимодействием двух принципов формообразования – повторности и контраста. Но, в отличие от этих форм, оба принципа здесь действуют неоднократно. Поэтому с точки зрения общих принципов рондо должно быть определено как ряд контрастов, всякий раз замыкаемых повторностью, или же, наоборот, как многократное восстановление нарушаемого равновесия. Именно отсюда проистекает возможность определять рондо как форму, где главная тема проходит не менее трех раз.

Смысл формы, заложенный в ее основном принципе, двояк. Он заключается, с одной стороны, в настоятельном утверждении главной мысли – «рефрена», а с другой стороны, в последовательном внедрении разнообразия. Переменчивостью второстепенных частей оттеняется стойкость главной темы; в то же время сменяемость эпизодов производит особенно выгодное впечатление на фоне повторений одной и той же темы. Форма, таким образом, художественно двулика, и в слиянии противоположных, но взаимодополняющих качеств заключена ее особая эстетическая ценность.

Двуликость формы рондо может быть описана и с точки зрения процессуальной: в рондо действуют две силы, одна из коих стремится удалить нас от центра в любых, не совпадающих направлениях; другая же сила стремится вернуть нас к неизменному центру. Происходит, таким образом, борьба центробежных тенденций с центростремительными при поочередном торжестве то тех то других.

Рефрен рондо. Рефрен заслуживает особого внимания. Внося единство в форму, рефрен, по Асафьеву, есть «мнемоническая веха», ориентирующая слушателя среди многообразия. В этом определении подчеркивается не только конструктивная, но и коммуникативная роль рефрена. Там же автор указывает на противоположные функции заключенные в рефрене, – принцип тождества играет не только объединяющую, но и направляющую роль. «Он и стимул, и тормоз, и исходная точка, и цель движения». Приведенная формулировка – одно из ярких проявлений диалектической закономерности, установленной Асафьевым, – взаимопревращений начального импульса и замыкания. Развивая эту мысль следует отметить единственный в своем роде полифункционализм заложенный в основной теме рондо: рефрен представляет исключительный случай, где музыкальная мысль поочередно наделена и начальной, и промежуточной, и заключительной функцией. Такая множественность положений и ролей должна получить отражение при сочинении рефрена. Так, ему должны быть присущи черты «инициативности» (определенность вступления, ясно очерченные интонации) и в то же время – завершительности (добротная кадансовая концовка, общее преобладание устойчивости, метрическая завершенность). Однако ни то, ни другое не должно быть чрезмерно подчеркнуто. В противном случае рефрен будет «односторонен», что затруднит либо появление эпизода, либо последующие вступления рефренов. Полифункционализм может учитываться композитором либо в меньшей, либо в большей степени.

Эволюция формы Рондо

Выделяют три периода развития Рондо:

Ø Старинное (куплетное) рондо;

Ø Рондо классической эпохи:

1) Малое рондо (однотемное и двухтемное) .

2) Большое рондо (регулярное рондо с повторением побочных тем, нерегулярное рондо, сонатная форма с эпизодом вместо разработки.

Ø Послеклассическое рондо.

Исторически все типы рондо следовали друг за другом, внося изменения в двух направлениях:

1. Образно-тематическом соотношении рефрена и эпизодов;

2. Структурном и количественном.

Поэтому логичнее (очертив исторические рамки каждого из 3-х типов рондо) дать сравнительную характеристику, опираясь на указанные выше направления. Так «качественный» уровень рондо определяется:

· Тематической близостью или контрастностью рефрена и эпизодов. Музыкальное мышление эволюционировало от однотемности и образной однородности материала в куплетном рондо через контрастно-оттеняющие и дополняющие взаимоотношения разделов в классическом рондо, и автономности и даже затмевающему рефрен контрасту эпизодов в послеклассическом рондо. Как оказалось, авторитет рефрена французских и немецких клавессинистов основывался на простой периодичной неизменной повторности. Венские классики значение рефрена упрочивали путем контрастного его соотношения с различными эпизодами. А романтики и последующие композиторы к рефрену относились как к источнику галереи образов и связующему компоненту всей композиции, поэтому они допускали в рефрене изменение.

· Тональным планом и «стыками» эпизода с рефреном. При этом именно классикам удалось внести внутреннее движение и динамический процесс (иногда скромный, но у Бетховена очень рельефный). Романтики и другие композиторы XIX–XX веков тоже использовали это в своих композициях и в чем-то пошли дальше. В результате понадобилась кода.

Что подразумевается под «количественным» уровнем – это:


создания рондо. 3. Изучить гармонический язык Гайдна представить модель отдельных гармонических оборот присущих «Венгерскому рондо» Гайдна. 1. Обзор основных источников посвященных изучению гармонии венского классицизма Конец XVIII - начало XIX века, период венского классицизма - расцвет мажоро-минорной системы и, следовательно, гармонии как действенного организующего фактора. Система эта...

Теоретических понятий и недостаточно разработанными методиками, направленными на формирование, усвоение и расширение музыкального тезауруса по музыкальному формообразованию. Цель работы - рассмотреть педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах Объект - процесс освоения тезауруса по музыкальным формам Предмет - педагогические условия...




Произведение при слушателях, находясь за синтезатором; популярны также сочетания заранее записанной музыки и живых исполнителей), и она не поддается традиционным методам музыкального анализа. Лады народной музыки Как мы помним, "ладом" принято называть "систему взаимоотношений звуков". Иными словами, среди всех 12 нот темперированной октавы для конкретного музыкального сочинения выбирается...

Меньше возможностей для создания экспрессивности, чем лексический, что связано с небольшим разнообразием морфологических способов выражения содержания. Тем не менее, этот уровень также интересен при комплексном лингвистическом анализе. На данном уровне мы рассмотрим экспрессивные и стилистические возможности отдельных частей речи и форм слов в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы». Так как мы...

РОНДО

Необходимо различать понятия: рондо – жанр;

рондо – форма.

Слово «рондо» (rondo) означает «круг».

Представление о круге – одно из важнейших в человеческом мышлении, связано с наблюдениями циклических процессов в природе и обществе:

― кругообразные, шаровидные космические тела, солнце;

― в обрядах – движение по кругу;

― символика кольца, как представления о замкнутой бесконечности во Вселенной («Все возвращается на круги своя …»).

Рондо – жанр = песенно-танцевальная музыка жизнерадостного, оптимистического характера, встречается часто в финале циклического произведения. Инструментальное рондо XVII – XX веков – это преимущественно гомофонная музыка.

Вокальное рондо (рондό, рондель, наряду с виреле, баллатой) – известно с XIV века (поздней готики, средневековья). Прообразом рондо явились хороводные, или так называемые круговые песни с припевом. Об этом говорит само значение слов «rondeau» - круг и «refrain» - припев.

В XIX – XX вв. происходит возрождение вокального рондо в оперных номерах, сценах, романсах.

Отличительные черты вокального рондо от предшествующих песенных (простых) форм:

― многочастность (многотемность);

― контраст частей;

― сочетание динамического развития (в эпизодах) со статической стабильностью (в референе);



― изменчивость характера изложения в процессе развития формы;

― масштабно-тематические параметры: форма большая, насыщенная, «сильная».

Рондо – форма основана на чередовании неоднократно возвращающейся основной темы – рефрена (R) и эпизодов (Э), которые могут быть построены на развитии темы рефрена или новых темах. Особенности вокального рондо подчинены форме поэтического текста. Количество разделов вокального рондо зависит от количества строф текста.

Основная схема формы: А В А С А … или: R Э1 R Э2 R …

Количество эпизодов, характер R и Э , их соотношение менялись в разные эпохи и этапы развития музыкального искусства.

Cтаринное рондо

Яркие представители ― французские клавесинисты барокко ― Шамбоньер, Жак (между 1601 и 1611 – 1672); Куперен, Франсуа (1668 – 1733); Рамо, Жан Филипп (1683 – 1764); Дакен, Луи Клод (1694 – 1772).

Характерные черты жанра – формы:

1. Многочастность : от 5 до 17 частей [Пример максимального

количества частей – Куперен. Пассакалья (Рондо)]

2. Небольшие размеры частей (8 – 16 тактов)

3. Рефрен , как правило, период из 2-х предложений повторного строения

4. Эпизоды – развитие материала рефрена

5. Отсутствие контраста

Встречается как самостоятельная пьеса или как часть цикла.

Пьесы: Куперен Ф. «Душистая вода», «Жнецы», «Тростники», «Любимая»; Дакен Л. «Кукушка»; Рамо Ж. «Нежные жалобы»

Часть цикла : Бах И.С. Концерт для скрипки E-dur, финал.

Классическое рондо

Яркие представители – западно-европейские классики – Й. Гайдн; В. Моцарт, Л. Бетховен.

После стиля «бури и натиска» Ф.Э. Баха форма рондо вступила в период эстетической регламентированности. Достигнуто высокое совершенство архитектоники, которое вместило в себя и разработочность, и глубину контрастов, и равновесие многообразия и единства.

Область применения: иногда самостоятельные пьесы «Рондо»; чаще – финалы (Гайдн, Бетховен) и медленные части (Моцарт) инструментальных циклов: сонат, камерных ансамблей, концертов, симфоний.

Характерные черты:

1. Наличие 5-ти частей

2. Увеличение масштабов разделов: рефрен – простая 2-3-частная форма

3. Эпизоды – самостоятельные по форме и тематическому содержанию разделы

4. Контрас т между рефреном и эпизодами – тональный, тематический, фактурный, динамический и др.

5. Необходимость введения связок между рефреном и эпизодами

6. Наличие коды (приводит контраст к эстетическому единству)

Послеклассическое рондо (XIX – XX вв.) – новый этап в развитии формы рондо.

В творчестве Р. Шумана: «Арабески», «Венский карнавал», «Новеллетты» строятся по принципу рондо. Карнавал – излюбленная тема: мелькание картин, масок, лиц, костюмов, настроений, танцев.

«Рондо – сюита» (на основе сложной 3-частной формы с двумя трио).

Шуман Р. «Арабески»:

А В св. А С А + кода

C-dur e-moll C-dur a-e moll C-dur

«Четное рондо»: рефрен не на первом, а на втором месте:

Шуман Р. «Blumenstück» (9 частей):

A R B R CD R1 C R + кода

Шопен Ф. Мазурка ор 30 № 2 (4 части): А В С В

Разные «запевы» завершаются одним «припевом».

Шопен Ф. Вальс cis-moll : А + В С + В А + В

Рондо в творчестве русских композиторов

Разнообразные типы рондо встречаются в вокальной музыке: романсах, оперных сценах, ариях, сольных и ансамблевых номерах.

Лирика – «Рондо Антониды» из оп. «Иван Сусанин» М. Глинки

Рондо Антониды представляет собой вторую часть арии, которая звучит после медленной каватины. Текст и музыка передают настроение светлого ожидания.Эпизоды здесь строятся на продолжающем мелодическом развитии целом ария имеет форму сложную 2-частную: 1-я часть – каватина, 2-я часть – рондо.

Схема рондо: А В А С А

Тональный план: f Es-c f Des-f f

Прием одинакового окончания эпизодов встречается в арии Фигаро «Мальчик резвый», которая написана в форме рондо (опера Моцарта «Свадьба Фигаро»). Окончания эпизодов на словах «Распростись ты с кружевами», что влечет за собой повтор в музыке.

Эпос – Интродукция из оп. «Руслан и Людмила» М. Глинки

Народность (псевдофольклор) – «Плач Ярославны» из оп. «Князь Игорь» А. Бородина

«Простое рондо» в романсах А. Бородина: «Спящая княжна», «Спесь»; Даргомыжского: «Ночной зефир», «Свадьба».

В романсе Даргомыжского «Ночной зефир » ― форма пятичастного рондо (А В А С А) отличается яркостью контраста не только в сопоставлении рефрена и эпизодов, но и самих эпизодов (учебник Коловского, с. 194 – 196).

«Усложненное рондо» - увеличение уровней, на которых действует структура рондо.

Глинка М. «Рондо Фарлафа» из оп. «Руслан и Людмила». Существуют две версии трактовки формы рондо.

1-я версия принадлежит В.Н. Холоповой (учебник «Формы музыкальных произведений», 2001. С. 111- 112): рефрен – простая 3-частная форма, 2 эпизода (похожие). Пять крупных частей и чередование мелких построений образуют 2-х уровневое рондо :

I уровень: ab a с ab a c 1 ab a

II уровень : b с b c 1b

2-я версия формы рондо дана в учебнике Коловского (с. 190 – 191). Его схема опирается на текстовую последовательность:

А В А С А D B A Кода

Близок Людмила, Близок Руслан, Близок В заботах Людмила, Близок

уж час напрасно уж час забудь ты уж час напрасно уж час

Сравнить обе версии трактовки формы рондо Фарлафа.

Бородин А. «Плач Ярославны» из оп. «Князь Игорь»: рефрен – простая 3-частная форма, 2 эпизода, 3-х уровневое рондо .

1-й уровень составляют 5 крупных построений (частей) с трехчастным рефреном;

2-й уровень – чередование и тональное сопоставление мелких разделов с рефреном самого плача (А);

3-й уровень образует гусельный отыгрыш:

A A B r A C r C r A D r E r A B r E r B r A

h, h, D-fis, h D-H h fis-G, c h, D-A, d, D-h, H, h

орк. орк. орк.

«Вариационное рондо» - в основе вариационный принцип развития. Пример: «Баллада Финна» из оп. «Руслан и Людмила» М. Глинки : 7 частей – 4 рефрена, 3 эпизода, которые по-разному развивают тему рефрена.

Все изложения рефрена – варианты расширения, сокращения и перегармонизации:

А – простая 3-частная форма с перегармонизацией репризы («Умчалась года половина»);

А1 – «Сбылись пылкие желанья» - двойная 3-частная форма с перегармонизацией репризы;

А2 – «В мечтах надежды» - синтез экспозиции с серединой (16 т.) и репризой (8 т.);

А3 – «Все колдовство» - период из 8 тактов, за которым следует большая кода (44 т.).

Эпизоды :

В – «Я вызвал смелых», ходообразное развитие рефрена (12 т.).;

С – «По бороде моей седой», фантазийное развитие рефрена с многократными энгармоническими модуляциями (44 т.);

D - «Ах, витязь», небольшой эпизод на органном пункте (14 т.).

У Римского-Корсакова и Чайковского – в оперных сценах, при появлении новых персонажей (эпизоды).

Мусоргский М. «Картинки с выставки» - рондо-сюита.

Глинка М. «Вальс-фантазия» - 9-частное рондо-сюита.

Рондо XX века

Связано с неоклассическими (необарочными) тенденциями в музыке.

Равель М. «Павана» - рондо типа французских клавесинистов.

Прокофьев С . Рондо – идеал «новой простоты»: Марш из оп. «Любовь к трем апельсинам».

Романс «Болтунья» (уч-к Коловского, с 192 – 193).

Схема: А В А1 С А2 D A3 F A

Тон план: G G As E C As As E G

Балет «Ромео и Джульетта»: «Менуэт», «Гавот», «Танец рыцарей», «Джульетта-девочка».

Опера «Война и мир»: Вальс Н. Ростовой и А. Болконского.

Понятие «микро – рондо» = строение темы;

«макро – рондо» = строение цикла

Рондообразные формы

Шопен Ф. Мазурка ор. 6 № 1: сл. 3-х частная форма с признаками рондо

Мендельсон Ф. «Песни без слов», № 14: двойная 3-х частная, близкая к рондо

Шопен Ф. Ноктюрн Des-dur = двойная 3-частная с чертами рондо

Шопен Ф. Вальс As-dur ор. 42: рондо-сюита

Дополнение

Отличия РОНДО от Сложной 3-частной формы

A B A C A A b A C a

1. Эпизоды и рефрен 1. Середина (С) – смысловой

равноценны по масштабу центр формы, максимальный

контраст по отношению к

окружающим частям

2. Кода – последний рефрен, 2. Реприза (часто сокращенная)

один из разделов формы результат, итог развития

3. Рефрен – всегда 3. Начальное построение может

однотональный быть модулирующим

4. не характерны знаки 4. типичны повторы, реприза

повторов da capo

Форма рондо.

Определение.

Форма рондо основана на многократном (не менее 3 раз) поведении одной и той же темы, чередующейся либо с другими темами (АВАСАDA), либо с вариантными изменениями той же темы (А А1 А А2 А А3 и т.д.).

В ней преобладает один образ (Бетховен Л. Ф-п соната №21 финал, Глинка М. «Рондо Фарлафа»). Многократное повторение одной и той же темы создает особые выразительные возможности, так как утверждает ее как господствующую мысль. Таким образом, драматургическую основу формы рондо составляют принципы репризности (повтора) и контраста (чередования неизменного и нового).

Рондо – форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части нового содержания. Главная тема называется рефрен (фр. Refrain – припев), все остальные разделы, независимо от формы, называются эпизодами.

Как правило, форма рондо выражает светлые чувства, рондо драматических и трагических нет. Тематизм песенно-танцевальный (Гайдн. Соната №50 D-dur) или лирико-философский (Бетховен. Ф-п соната №2 2ч.).

2. Разновидности формы рондо.

Старинное рондо.

Старинное (куплетное, французских клавесинистов, однотемное) рондо отличается следующими признаками:

1) многочастное (5-17 частей);



2) рефрен – период, эпизоды – не сложнее периода. Форма эпизодов к концу произведения усложняется;

3) слабый контраст темы и эпизода. Безраздельное тематическое господство рефрена, отсутствие коды. Эпизодом часто является проведение рефрена в другой тональности (Ф.Куперен «Душистая вода»);

4) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды в тональностях первой степени родства, одноименной или основной (особенно последний);

5) Отсутствуют связки.

3. Классическое рондо.

Особенности классического рондо:

1) 5-частное;

2) рефрен – период, простая двух(трех)частная форма. Строение эпизодов усложняется по мере продвижения к концу формы;

3) значительный контраст темы и эпизода. Наиболее контрастен второй эпизод. Вводится сопоставлением, поэтому перед ним связок и переходов не бывает ;

4) насыщенность развитием. Используются связки, ходы, варьирование рефрена, имеются вступление и кода. Иногда кода заменяет последнее проведение рефрена. Бетховен Л. Ф-п соната №10 финал.

6) рефрен проводится в главной тональности, эпизоды: В – в параллельной, одноименной или доминантовой, С – в субдоминантовой.

Классики вводят форму рондо в медленной части.

Романтическое рондо.

Характеризуется большей, по сравнению с классическим рондо, свободой. Форма рефрена более сложная, чем период. Возможны:

1) смена темпа – Даргомыжский А. «Ночной зефир», «Свадьба»;

2) увеличение количества частей;

3) проведение рефрена в разных тональностях – Прокофьев С. «Джульетта-девочка» - С-As-E;

4) пропуск одного из проведений рефрена, с непосредственным сопоставлением двух эпизодов – рондо Фарлафа:

А С А1 С1 D A Coda

Высшая форма рондо.

Высшая форма рондо – это семичастное рондо, сочетающее признаки рондо (трехкратное проведение темы), трехчастности (наличие середины-трио) и сонаты (тональное соподчинение эпизодов).

D,p R T все финалы пяти ф-п концертов Л.Бетховена.

Происхождение и применение формы рондо.

Происхождение формы рондо – в народной песенно-танцевальной музыке. Прообразом ее являются хороводные (круговые) песни с припевом, в котором текст с музыкой повторялся (своеобразный рефрен). Своим названием форма рондо также обязана происхождению. «Рондо» (фр. Rondeau) переводится как «круг», «рефрен» как «припев». Рефрену соответствует припев, эпизоду – куплет. Происхождение обусловило характер тематизма - преобладают песенно-танцевальные темы.

В профессиональной музыке форма рондо стала развиваться с середины XVIII века в творчестве французских клавесинистов (Ж.-Ф. Рамо, Ф. Куперена. Форма рондо в основном используется в произведениях жанровых, программно-изобразительных, эпических. Наиболее типична для инструментальной музыки.

Форма рондо встречается как

1) форма самостоятельного произведения (Ф.Куперен, Мендельсон Ф. Рондо-каприччиозо)

2) часть цикла (финалы венских классиков, Глазунов А. Симфония №6. Чайковский П. симфония 1 ч.2)

3) как форма оперной сцены (Римский-Корсаков Н. «Садко» 4 картина, «Снегурочка», сцена проводов масленицы, Прокофьев С. «Война и мир» вальс Наташи)

4) как форма оперной арии (Моцарт В. Ария Фигаро «Мальчик резвый», Глинка М. Рондо Антониды).