Разумная вера и верующий разум. Православие и философия Ивана Ильина


И. А. Ильин (1882 — 1954) — видный , профессор Московского университета, был выслан в 1922 г. из России вместе с другими философами, долгое время работал в Религиозной философской академии в Берлине. Взгляды Ильина в значительной степени сложились под влиянием философии Гегеля.

Ильин полагал, что философия — это опытная наука. Однако опыт в его понимании — это, прежде всего умозрение, созерцание предмета.

Источником знаний Ильин считает “предмет”. Но предметный мир понимается им в традициях гегелевской философии. Предметы воплощают в себе идеи, они слиты с ними, не существуют друг без друга. Задача человека — раскрыть содержание идей, заключенных в предметах окружающей действительности, понять их смысл, назначение, а в соответствии с этим строить уже и собственную стратегию жизни. Но процесс постижения идеи в понимании Ильина не сводим к холодной и расчетливой логике ума. Это глубоко страстный, захватывающий человека водоворот. По словам Ильина, если душа человека утвердит себя в предмете, то становится его жилищем. В мире, в котором живет человек, предмет и дух тождественны, переплетены друг с другом. Поэтому познающий человек одержим предметом, предмет овладевает его душой, человек как бы отождествляет себя, свою личность с предметным миром, который он познает.

Познавая идеи, заложенные в предметах окружающего мира, человек тем самым познает Бога как творца мира и идей, познает Космос. Эта миссия философского знания отчасти совпадает с религией. Но религия дает подобное знание в чувственных образах, а философия — в абстрактных понятиях. Вера и знание в концепции Ильина тесно слиты. Знание опирается на веру, а вера должна вбирать в себя и знание. При такой трактовке Бог, Божественная сила — это законы, существующие объективно, стоящие над человеком. Даже если он познает их, то подчиняется им как необходимости, как судьбе. Не в его власти их отменить или не считаться с ними. Однако если человек, познав объективную необходимость, подчиняет ей свою жизнь, он становится подлинным субъектом духовной культуры, общается с “божественной стихией мира”, познает все его величие. Жизнь в гармонии с предметным миром, с другими людьми открывает для человека путь к счастью, к радости и взаимопониманию. Используя религиозную терминологию, Ильин пишет, что при этом человеческая страсть начинает сиять пронизавшими ее божественными лучами и сам человек становится частицей божественного огня

В работах Ильина значительное место занимают этические взгляды. Сама трактовка Бога в концепции Ильина имеет прежде всего этический смысл. Бог — воплощение истины, красоты и добра. Познавая предметный мир, человек не только знакомится с его устройством, но одновременно становится нравственно богатым, начинает лучше относиться к людям, учится видеть красоту и величие даже в обыденной жизни. Однако миссия человека в этом мире — не слепо и пассивно приспосабливаться к нему, мотивируя свое бездействие и терпение объективной необходимостью, а активно действовать и бороться со злом. Большое значение имела работа Ильина “О сопротивлении злу силой”. Он подверг острой критике учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Согласно Толстому, судьба другого человека находится в руках Бога, а насилие рассматривается им как попытка вмешательства в судьбу. Ильин считает, что не каждый поступок человека можно связывать с Богом. Человек всегда сам отвечает за свои действия, у него всегда есть возможность выбора между добром и злом, и человеческую непорядочность нельзя объяснять ссылками на объективную необходимость на судьбу или тем более на Бога.

Ильин считает, что не всякое применение силы в отношениях между людьми следует рассматривать как насилие. Насилие — это принуждение, исходящее из злой воли или направленное на зло. Человек может сознательно стремиться к добру, не стать жертвой непоправимой ошибки или дурной страсти. Чтобы этого не произошло, необходимо искать духовные силы для борьбы со злом.

Но если это не помогает, человек должен прибегнуть к психическому или физическому предупреждению зла, включая и принуждение. Ильин считал, что справедливо оттолкнуть от края пропасти рассеянного путника, вырвать флакон с ядом из рук раздраженного самоубийцы, в нужный момент ударить по руке политического убийцу, целящегося в свою жертву, вовремя сбить с ног поджигателя, выгнать из церкви бесстыдных осквернителей святынь. При этом человек, совершающий насилие, сам должен не поддаваться злу, не становиться палачом, хладнокровным убийцей, озлобленным мстителем. Для этого важно использовать методы насилия не тогда, когда оно возможно, а только тогда, когда все другие средства уже исчерпаны и нет другой альтернативы. Тезис о том, что цель оправдывает средства, по мнению Ильина, является ложным. Физическое принуждение — это путь справедливый по отношению к злу, но от этого оно не превращается в добро.

Для того чтобы всегда действовать в рамках добра, нравственной меры, человек, совершающий насилие над другими, должен быть образцом справедливости, относиться к лучшим людям. Человек должен помнить, что путь насилия над другими, хотя и необходим, но чреват перегибами и опасен в духовном отношении. Поэтому политики и чиновники, у которых совершение насилия — обязанность, — очень несчастные люди. Их действия часто вызывают внутренние духовные муки, большие нравственные страдания. Но это необходимость. Ильин считает, что в политике и в обществе в целом ““грязную работу” можно делать только “чистыми руками”. Аллегорическим образом государственного принуждения, борьбы с преступностью выступает воин, а образом совести — монах. Поэтому в системе управления необходим союз государства и религии.

В работах Ильина большое внимание уделяется этике экономической жизни и, в частности, проблемам собственности. Ильин рассматривает владение и распоряжение собственностью в контексте целостного образа жизни человека, развития его личности, его индивидуальной судьбы. Важнейшее качество личности — способность любить. Концепция любви переносится Ильиным и на проблемы собственности. Человек, владеющий собственностью, должен не только искать экономической выгоды, но заботиться об объектах собственности и любить их — бережно относиться к земле, к животным, беречь дом, доставшийся от родителей, в котором прошло детство и где каждый уголок напоминает о счастье. Подобно тому, как хозяин собаки любит ее и заботится о ней, фабрикант должен любить свою фабрику, ремонтировать здание, заботиться о рабочих и их условиях труда и жизни. Только тогда экономическая эффективность соединится с социальной, восторжествуют не только богатство, но и справедливость. Если же у собственника мотивы стяжателя и отсутствует любовь, объект собственности быстро скудеет и недальновидный хозяин, мечтающий только о деньгах, быстро разоряется. Хозяйственная этика Ильина актуальна в свете проблем, с которыми столкнулось российское общество в период реформ.

Иван Александрович Ильин (28 марта (9 апреля) 1883, Москва - 21 декабря 1954, Цолликон) - русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).

В эмиграции стал сторонником т. н. монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма.

Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.

Иван Ильин родился 28 марта 1883 года по старому стилю. Крещён 22 апреля в церкви Рождества Богородицы за Смоленскими воротами.

Ильин учился первые пять лет в Пятой Московской гимназии, последние три года в Первой Московской гимназии. В 1901 году окончил гимназию с золотой медалью, получив классическое образование, в частности, знание латинского, греческого, церковнославянского, французского и немецкого языков.

В 1906 году окончил юридический факультет Императорского Московского университета и остался работать там же. Читал лекции также на Высших женских курсах в Москве.

В 1909 году - приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права.

В 1910 году Ильин находится в научной командировке в Германии и Франции, занимаясь изучением новейших течений европейской философии, включая философию жизни и феноменологию.

В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения. Официальные оппоненты - профессор П. И. Новгородцев и профессор князь Е. Н. Трубецкой.

В годы первой русской революции Ильин был человеком довольно радикальных взглядов, но после 1906 года обращается к научной карьере, а политически мигрирует в сторону правого крыла кадетской партии.

В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России.

С 1923 по 1934 год работал профессором в Русском научном институте в Берлине, содержавшимся на средства Министерства иностранных дел Германии. После 1930 года финансирование РНИ германским правительством практически прекратилось, и Ильин зарабатывал, выступая на антикоммунистических митингах и публикуясь в кругах так называемого «политического протестантизма» (издательство «Эккарт»). С 1920-х годов Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол».

В 1934 году был уволен с работы и преследовался гестапо.

В 1938 году он покинул Германию, перебравшись в Швейцарию, где закрепился благодаря первоначальной финансовой поддержке Сергея Рахманинова. В пригороде Цюриха Цолликоне Иван Александрович продолжил научную деятельность до конца своих дней. Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта».

ИЛЬИН Иван Александрович

ИЛЬИН Иван Александрович

(1883-1954) - , правовед, публицист. Род. в Москве в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского ун-та (1906). Был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1910 И. отправлен в научную командировку в Германию, Францию, Италию, где продолжил научную работу в ун-тах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Парижа, Берлина: занимался в семинарах Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля. Знакомство с Гуссерлем и увлечение его феноменологическим методом - важный в творческой биографии И. В 1912 И. возвращается в Москву и работает на юридическом факультете Московского ун-та и в ряде др. высших учебных заведений Москвы. В 1918 И. подготовил и блестяще защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Позднее диссертация была опубликована в виде двухтомной книги. В 1921 И. становится членом правления Московского юридического общества и председателем Московского психологического общества. Осенью 1922 И. в составе большой группы оппозиционно настроенной интеллигенции был выслан из страны. В Берлине вместе с Н.А. Бердяевым и Б.П. Вышеславцевым И. положил начало Русской религиозно-философской академии.
В 1927-1930 И. издает жур. «Русский колокол. Журнал волевой идеи». Спасаясь от преследования национал-социалистов, в июле 1938 И. эмигрирует в Швейцарию, где возобновляет свои публичные лекции.
Диссертация И. о философии Г.В.Ф. Гегеля была оценена как одно из наиболее оригинальных сочинений рус. философии 20 в. Как правоведу, ученику П.И. Новгородцева, И. понадобилось изучение Гегеля в связи с его философией права. И. попытался осмыслить по-новому всю систему Гегеля в целом, понять ее как последовательную реализацию определенного замысла, значимого и для философии 20 в. И. удалось обнаружить в филос. учении Гегеля «основную идею, скрывающую в себе «главное», то существенное, во чего это учение вынашивалось». Это - «спекулятивно-конкретного»: «Все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности - вот того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся Гегеля».
Двухтомный о Гегеле является вершиной филос. творчества И. Переосмысливая гегелевскую систему, И. находит в ней основу для своеобразной философии мировой трагедии; мироздание изображается как арена борьбы двух стихий: божественной, благой, духовной и иррациональной, злой, материальной.
Ортодоксальным последователем Гегеля И. не стал, вместе с тем своеобразное философа И. сформировалось под воздействием Гегеля. По мнению И., философия - опытная , причем в включается умозрение. Философствующему субъекту, по И., следует овладеть «умением внимать сверхчувственному предмету» до самоотождествления духа с предметом так, чтобы в духе «самораскрывался» сверхчувственный . Сверхчувственным предметом филос. умозрения является Бог. Сущность божественной реальности постигается средствами филос. умозрения и, т.о., не является трансцендентной. И. утверждал, что по существу и знание - это одно, а философия по своему содержанию есть . Вместе с тем в философии И. нашли идеи феноменологии, персонализма и экзистенциализма. Не ограничиваясь лишь феноменологией человеческого общения, И. стремился найти онтологическое противоречия между «одинокостью» и единством людей. Основы онтологии человеческого бытия И. заимствовал у Фихте и Гегеля.
В 1924 И. начинал писать кн. «О сопротивлении злу силою», где утверждал, что «стремясь к добру, должен сначала испробовать все духовные средства для преодоления зла. Сопротивление злу силой допустимо лишь тогда, когда нет других возможностей. В этом случае такой - не только человека, но и его ». В 1952 И. завершена тридцатилетняя работа над произведением «Аксиомы религиозного опыта». К этой книге примыкает кн. «Путь к очевидности». Для И. учение об очевидности - центральное в его философии: « духовной очевидности - первоочередная задача». Семь основ духовного бытия, по И., это: вера , любовь, свобода , совесть, семья , родина и нация . Все они являются формами духовной жизни и образуют единство.
Важное имеют и труды И. по правовым и политическим вопросам. Право И. относил к сфере духа; относится к тайне творения и замыслу Бога о человеческом обществе.
И. был убежденным монархистом. Он пришел к выводу, что , приведший Россию к трагическим событиям 1917, в основе своей не экономическо-политический, а духовный, это кризис рус. религиозности, рус. правосознания, рус. чести и совести, национального характера. Наилучший для России политический строй должен основываться на сложном сочетании монархических, республиканских и аристократических элементов. И. был последовательным и бескомпромиссным противником тоталитарных движений 20 в. - коммунизма и фашизма.
Творческое наследие И. огромно. Оно насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций и большое писем.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ИЛЬИН Иван Александрович

(род . 16 марта 1882, Москва – . 21 дек. 1954, Цюрих)

рус. мыслитель, религиозный философ, теоретик государства и права, представитель рус. неогегельянства. В своем наиболее значительном труде о Гегеле «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (т. 1 – 2, 1918) выдвигает собственное содержательное метафизическое миросозерцание, полагая, что для разумного понятия и раскрытия религиозного опыта необходимо подчинить и «пронизать собой» иррациональную стихию эмпирического мира. Последующие философские работы Ильина («Религиозный философии», 1925; «Аксиомы религиозного опыта», т. 1 – 2, 1953) характерны обращением к феноменологии религиозного опыта как своего рода «религиозного акта», «личного духовного состояния» человека. Ильин, которого в 1922 вместе с др. величайшими представителями духовной культуры России большевистское правительство выдворило из страны на «философском пароходе», был из тех немногих"деятелей рус. зарубежья, кто до конца отстаивал традиционные человеческие ценности – религию, семью, свободу духа как защиту от жестоких социальных экспериментов 20 в. Через его работы «О сопротивлении злу силою» (1925), «Путь духовного обновления» (1949), «Мир перед пропастью» (1950), «Путь к очевидности» (1955) красной нитью проходила , что без свободы «нет путей к достойной человека жизни, к духу и к Богу», что, поскольку человек только свободно может любить, веровать, молиться, постольку он только свободно, самостоятельно и самодеятельно может мыслить и исследовать.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ИЛЬИН Иван Александрович

ИЛЬИН Иван Александрович - русский религиозный философ, правовед, публицист и литературный критик. Родился в дворянской семье присяжного поверенного. Окончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию. В 1901 поступил на юридический факультет Московского университета, прошел философско-юридическую школу профессора П. И. Новгородцева. В 1906 закончил университет с дипломом первой степени, оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1911 уехал в научную заграничную командировку, где начал исследования по философии Гегеля. После возвращения из Германии преподавал в университете и в других высших учебных заведениях Москвы. Советскую Ильин не принял; шесть раз арестовывался, последний раз в сентябре 1922, был судим и приговорен к высылке за границу, отбыл из Петербурга в Штеттин. Следующие 16 лет прожил в Берлине, работал в Русском Научном институте, выступал с многочисленными лекциями в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии, что давало ему скромные, но достаточные средства к существованию. В 1934 за отказ преподавать, следуя указаниям нацистов, был уволен из института и преследовался властями вплоть до выезда летом 1938 в Швейцарию.

Творческое наследие Ильина огромно и хорошо сохранилось. Оно насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций, огромное количество писем, практически неопубликованных, часть незаконченных работ, стихотворения, поэмы, шуточные поэтические опусы, воспоминания, документы, находящиеся в многочисленных архивах разных стран.

В истории философии исследования Ильина были связаны с изучением различных философов и их идей. Ему принадлежит лучший в мире философии Гегеля: двухтомное , составившее его докторскую диссертацию (Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1-2,1918).

Философии права посвящены многочисленные брошюры и статьи, фундаментальная монография “О сущности правосознания” (1956), в которой сформулированы три “аксиомы правосознания”, лежащие в основе правовой жизни любого народа (“закон духовного достоинства, автономии и закон взаимного признания”). Правосознание становится у Ильина духовной, нравственной и религиозной категорией и только после этого правовой. Теории государства и политического устройства посвящены двухтомный сборник статей “Наши задачи” (1956) и неоконченный труд “О монархии и республике” (1979). Основные идеи его знаменитой лекции “Об истинном патриотизме” (1914-15) вошли в книгу “Путь духовного обновления” (1937).

В нравственной философии главная идея Ильина сформулирована в книге “О сопротивлении злу силою” (1925), вызвавшей полемику и в России и за рубежом. На вопросы: “Может человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?” Ильин отвечает так: “...физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека; и тогда он не вправе от них уклониться”.

В религиозной философии Ильин не принадлежал к плеяде последователей Вл. Соловьева, с которыми связывают обычно русский религиозно-философский . Предметом его внимания был не тот или иной христианский догмат, внутренний нечувственный опыт, но то, что называют духом (Аксиомы религиозного опыта, т. 1-2,1953); учение о равновесии и сочетании духа и инстинкта, законов природы и законов духа является центральным в его религиозной философии. Эстетическая Ильина была вне серебряного века и имела источник. Во главу угла он ставил художество, рождения и воплощения эстетического образа, а на вершину - художественное , которое внешне может быть лишено “красоты”. Он написал две монографии и большое количество лекций о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом, Бунине, Ремизове, Шмелеве, Мережковском, Метнере, Шаляпине и др.

Но главный предмет философского исследования Ильина, ради которого он написал все остальное, - Россия и русский . Этим основным темам его жизни посвящены “Сущность и своеобразие русской культуры” и “Грядущая Россия”. Ильин писал об истории России, о ее будущем, о сильных и слабых сторонах русского народа. Религиозные установки и прафеномены русской православной души, по Ильину, - “сердечное , любовь к свободе, детская непосредственность, живая , равно как к совершенству во всем, вера в божественное человеческой души. Эти прафеномены суть: молитва ; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы”.

Соч.: Собр. соч. в 10 т., т. 1, т. 2, кн. 1. M., 1993; т. 2, кн. 2, т. 3, т. 4,1994; т. 5, 1995; т. б, кн. 1, 1996; Религиозный смысл философии. Париж, 1925; Основы художества. О совершенном в искусстве. Рига, 1937; Ich schaue ins Leben. Ein Buch der Besinnung (Я всматриваюсь в . Книга раздумий). В., 1938; Die ewigen Grundlagen des Lebens (Вечные основы жизни). Z., 1939; Das verschollene Herz. Ein Buch stiller Betrachtungen (Замирающее сердце. Книга тихих созерцании). Bern, 1943; Blick in die Ferne. Ein Buch der Einsichten und der Hoffnungen (Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований). Z., 1945; Die Philosophie Hegels als kontemplative Gotteslehre (Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге). Bern, 1946; О тьме и просвст.юнии. Книга художественной критики. Бунин-Ремизов- Шмелев. Мюнхен, 1959; Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России.М., 1996.

Лит.: Андрее” I"!. М. Памяти профессора Ивана Александровича Ильина (Крптпко-био-библиографический очерк, вместо некролога) Β кн.: Православный путь. Приложение к журналу “Православная Русь”. Джорданвплль, 1955, с. 1-25; Полторацкий Н. П. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И. А. Ильин;).- В сб.: Русская литература в эмиграции, Питсбург, 1972; Он же. И. А. Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение, Нью-Йорк, 1989; Offermanns W. Mensch, werde wesentlich! Das Lebenswerk des russischen religiösen Denkers Ivan Iljin für die Erneurung der geistigen Grundlagen der Menschheit (Человек , обрети значительность! Дело жизни русского религиозного философа Ивана Ильина - обновление духовных основ человечества). Erlangen, 1979; Лисица Ю. Т. И. А. Ильин как правовед и государствовед.- “ВФ”, 1991, № 5; Он же. И. А. Ильин. Историко-биографический очерк.- Ильин И. А. Собр. соч., т. 1. М., 1993; Еелампиев И. И. Философские и правовые взгляды И. А. Ильина.- “Известия Высших учебных заведений. Правоведение”. М., 1992, № 3; Он же. “Драма творящего духа”. Бог и человек в философии И. Ильина.- “Ступени” (СПб.), 1992, № 3(6); Полемика вокруг идеи И. А. Ильина [О сопротивлении злу силою]. .- Ильин И. А. Собр. соч., т. 5. М., 1995; Grier Ph. Т. The SpeculativeConcrete: I. A. Il"in"s Interpretation of Hegel.- Hegel and Hermeneutics, ed. Sh. Gallagher. N. Y., 1994; Idem. The Comlex Legacy of Ivan ll"in.- Russian Thought after Marxism: The Re-discovery of Russian"s Intellectual Roots, éd. J. P. Scaulan, 1994.

Ю. Т. Лисица

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ИЛЬИН Иван Александрович" в других словарях:

    Дата рождения: 16 (28) марта 1883 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти … Википедия

    - (1883 1954) российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма (Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека, 1918). Активный противник большевизма … Большой Энциклопедический словарь

    ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ - ИЛЬИН, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882 1954) русский философ и правовед. Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1910… … Юридическая энциклопедия

Идеи, которые проповедовал Иван Ильин, философ Божьей милостью, нынче переживают ренессанс. Самые первые государственные люди стали его цитировать и возлагать цветы на его могилу. Тем более это странно, потому что русский философ Иван Ильин обычно бывал причислен к теориям национал-социализма и неофашизма. Что же происходит на самом деле?

Славянофильство

Иван Ильин - философ исконно русский, высланный в 1922 году на "философском" же пароходе вон из России как абсолютно не приемлющий политический режим, установившийся на его родине. Славянофильство из него не выгнала ни эмиграция, ни болезненная ностальгия, - Россию он любил всем сердцем. Революцию же всегда воспринимал как болезнь страны, которая рано или поздно пройдёт, и тогда наступит возрождение. Иван Ильин, русский философ, о России думал постоянно, всю жизнь ждал часа её выздоровления и по-своему пытался его приблизить.

Равны творчеству: это не внешнее умение, а внутренняя жизнь души. И сама философия всегда больше значит, чем жизнь, поскольку ею жизнь завершается. Однако жизнь является предметом философии и её источником, поэтому она главнее. Хорошие, правильные вопросы - ничуть не меньшее искусство, чем верные ответы. Вот поиском и постановкой этих главных вопросов Иван Ильин, философ и славянофил, занимался всю жизнь.

Национализм

Чтение книг, особенно поэтических, Иван Александрович считал равным ясновидению в его художественной ипостаси, и, судя по кругу чтения, многое мог рассказать о совсем незнакомом человеке. Философ сравнивал читателя с букетом цветов, собранных во время чтения, и считал, что человек непременно должен стать именно тем, что он вычитал из книг.

Сохранить собственную "русскость", то есть национальность в самом прямом значении этого слова, почти невозможно, по мнению Ильина, если не полюбить стихи русских поэтов, которые одновременно и национальные пророки, и национальные музыканты. Русский, влюблённый в стихи, не сможет денационализироваться, даже если обстоятельства будут этого требовать.

Антикоммунизм

Иван Ильин - философ христианской морали. Он считал асоциальным социализм, а о коммунизме говорил с непримиримой злобой: социализм террористичен, тоталитарен и завистлив, а коммунизм выходит из него беззастенчиво, открыто, свирепо. Однако он не мог не знать, что русская интеллигенция всегда тяготела (да и сейчас тяготеет) к социализму очень сильно, он ей близок, как близки идеи Парижской Коммуны социализма, а вовсе не терроризм), и ни одного строя сильнее социализма интеллигенция никогда не желала.

Ильин отвечает на такие вопросы как классический теоретик, исследовавший религию и культуру: интеллигенция находится под влиянием рассудочного "западного" просвещения, она почти вовсе утратила присущую русскому народу христианскую веру, но двумя руками держится за христианскую мораль. Именно её правила и прописаны для социального строя, но не факт, что они смогут сохраниться в основах реальной жизни при социализме.

Фашизм

Воззрения Ильина относительно фашизма поистине ставят в тупик не только коллег по цеху, но и обыкновенных здраво мыслящих людей. Он был из России изгнан, жил в Германии, у истоков национал-социализма, преподавал в институте, хоть и Русском, но состоящем в общей Лиге Обера - антикоммунистической организации, которая противодействовала любым дипломатическим отношениям с Советским Союзом, пугала и способствовала деятельности всех антикоммунистических сил. Более того, всюду проходит информация, что философ Ильин Иван Александрович приложил многие усилия к созданию этой одиозной организации, будучи одним из её создателей. Продержалась она, кстати, до 1950 года - такая вот живучая получилась.

В Лигу Обера входили все существовавшие на тот момент фашистские организации, даже НСДАП и партия Муссолини. Ильин считал фашизм движением достаточно здоровым, полезным и даже необходимым, поскольку он возник в результате реакции на большевизм как правая государственно-охранительная сила. Высказывание русского философа Ильина о полезности фашизма не может не породить негативных эмоций у любого человека, бывшего хоть сколько-нибудь времени советским. Вскипает ярость благородная, и Зоя Космодемьянская - перед глазами.

Неомонархизм

Ильин-философ о России писал очень много, особенно сокрушаясь о том, что русский народ разучился иметь царя. По его мнению, Россия может жить только при единовластии, в любом другом случае наступает хаос. К республиканскому строю свою Родину он считал не приспособленной. Революция для России, по мнению Ильина, представляет опасность смертельную, философ видит в ней только бесчестие. Он полон намерений бороться до конца и, в принципе, любыми методами, судя по сотрудничеству с фашистскими организациями. Приспосабливаться к перемене строя он не хотел и презирал тех, кто вернулся в Россию.

Уже в тридцатых годах в институтских лекциях Ильин предрекал с большой долей радости войну между Германией и Советским Союзом. Позиция его определилась чётко и навсегда. Ранее, сравнивая Россию с больной матерью, он вопрошал читателя: возможно ли уйти от её постели с уверенностью, что она сама виновна в своей болезни? И отвечает: конечно, возможно уйти. Но за лекарствами и за врачом. Ильин сделал свой выбор. Врачей-белогвардейцев "больная мать" победила быстро, пока философы сидели у её изголовья. А Гитлер хоть и оказался врачом-убийцей, но тоже был побеждён.

Империализм

Россию И. А. Ильин, русский философ, рассматривал как единое целое, и в этом был абсолютно прав. Эту страну нельзя расчленить безошибочно и безболезненно для всего остального мира. В статье "Что сулит миру расчленение России" он уверенно говорит о том, что она не простое нагромождение обширных территорий и разномастных племён. Россия - живой организм. Тем, кто сокрушался о свободе наций и политической самостоятельности, Ильин отвечал, что прецедента совпадения государственного деления народов и племенного никогда и нигде пока ещё не случилось. В истории можно наблюдать убедительные доказательства этому утверждению: в мире множество малых народов, которые не способны к самоопределению и государственной самостоятельности.

По словам философа, Россия не занималась принудительным крещением и всеобщим обрусением, тем не менее прекрасно существовала много веков как могучая империя. При этом Ильин называет коммунистический интернационализм денационализацией и коммунистической уравниловкой, не поставив себе вопрос о причинах появления революции посреди "прекрасного существования". Интересен и тот факт, что мировая закулиса о расчленении России мечтает, оказывается, очень и очень давно.

Национал-социализм

А вот тут не срослось. То ли Ильин, философ не слишком покладистый, отшатнулся от приоткрывшейся личины фашизма (хотя это вряд ли, судя по его дальнейшей деятельности, взгляды никак не изменились), то ли германский национал-социализм, имевший в своей главной программе множество пунктов относительно не-немцев, не увидел в Ильине достаточно ревностного приверженца фашистских взглядов, но в 1938 году русским философом и политиком вплотную заинтересовалось гестапо.

Помимо лекций в Русском институте о русских же писателях, об основах правосознания и культуре опять-таки русской, о будущем возрождении России - без советского режима, о религии вообще и о русской церкви в частности, Ильин занимался организацией врангелевского РОВС (Русского Обще-Воинского Союза) с начала двадцатых годов прошлого века и был до конца его идейным вдохновителем. Также достаточно хорошо Ильин знал лидеров НТС - Народно-трудового союза российских солидаристов (тоже та ещё компания!) - и достаточно плотно сотрудничал с ними, хотя ни в одну из партий он до конца жизни так и не вступил. Тем не менее вся его деятельность была полностью направлена против Советского Союза.

Надпартийность

Философия и политика обычно не кажутся людям достаточно близкими и тем более тесно связанными между собой занятиями, однако у Ильина они занимали центральное место и в творчестве, и в общественной деятельности. С лекциями на политические темы он объездил всю Европу: был в Австрии, Югославии, Чехии, Бельгии, Швейцарии, Латвии, Германии - более двухсот выступлений в течение десяти лет до 1938 года.

Публиковался во всей эмигрантской прессе: "Возрождение", "Русский инвалид", "Новое время", "Новый путь", "Россия и славянство", "Россия" - все издания и не перечислить. "Русский колокол" он издавал сам. И всегда против Третьего Интернационала. Тем не менее, активничая в политической жизни предфашистской и уже вовсю гитлеровской Европы, Ильин дорожил своей внепартийностью. Возможно, поэтому гестапо сочло его недостаточно лояльным к национал-социализму. Его публикации были арестованы, преподавание запрещено, как и любые выступления в общественных местах.

В подполье

Германию удалось покинуть, хотя выезд семье Ильиных был запрещён нацистскими властями. Источник заработков был перекрыт полностью в связи с запретом любого вида деятельности, которыми владел Ильин. Новым местом жительства была избрана Швейцария, богатая страна, так и не вступившая в войну. Визы были получены с помощью друзей и знакомых, и в 1938 году философ поселяется на окраине Цюриха, в Цолликоне. Публиковать свои антикоммунистические работы Иван Ильин не перестал, просто они выходили без подписи, анонимно.

Двести пятнадцать публикаций достигли, таким образом, одного только белогвардейского РОВСа. Впоследствии из этих статей составилась книга "Наши задачи", но издавал её уже не Ильин. Философ, книги которого вдруг вернулись в Россию и достаточно плотно изучаются, многих изданий не дождался. Основные его работы, в том числе и популярная - "Поющее сердце", увидели свет в 1956-1958 годах, после его смерти. В самом конце жизни, в 1953-м, было издано произведение, которое он писал более тридцати лет, - "Аксиомы религиозного опыта".

Память возвращается

Недавно в Россию были перевезены и перезахоронены тела Ильина, Шмелёва и Деникина. Все надгробия устанавливались на личные деньги Президента В. В. Путина. Надгробная торжественная речь о Деникине прозвучала впервые, а вот философа Ильина главные люди страны цитируют в последнее время очень часто. Даже в Посланиях Федеральному собранию президента содержатся довольно пространные цитаты. Ссылки на Ильина звучали из уст генпрокурора Устинова и заместителя главы Администрации Кремля Суркова. И, конечно, как борца за православие Ильина очень уважает РПЦ.

Одним из самых известных русских писателей и философов был Иван Александрович Ильин. На первом месте в его жизненном пути было философское учение. Иван Ильин-философ, придерживающийся Белого движения и подвергающий критике русскую коммунистическую власть, имел на все свой взгляд, не считаясь с общим мнением. И когда мыслитель находился при смерти, он не отказался от своих идей. Вся его жизнь представляла из себя богатых сборник невероятных событий и фактов, которые описаны в его биографии.

Иван Ильин появился на свет в дворянской семье. Его отец, Александр, крестил императора Александра Второго и работал секретарем в губернии. Мать, Каролина Швейкерт фон Штадион, была чистокровной немкой, чьи родители эмигрировали в Россию. Кроме Ивана Ильина в семье было ещё три сына. У каждого из них было желание найти свою жизненную цель, но они пошли учиться на юриста, как и их родитель.

В детстве мальчик получал классическое образование, включающее в себя изучение пяти языков. Уже во время обучения Иван Ильин сильно интересовался философским учением, но сразу после выпуска из гимназии пошел по стопам отца и братьев и поступил на юриста в Московском университете. В 1906 году он окончил учебу в университете. В этом же университете Ильина пригласили читать лекции, а спустя всего три года он занял место приват-доцента.

Славянофильство и Ильин

В 1922 году Иван Ильин был выслан из России, как русский философ, который противостоял установленному политическому режиму. И все же это не заставило Ильина отказаться от славянофильства - течения русских общих взглядов, которая отстаивала национальную самобытность и особый исторический путь развития страны.

Ильин очень любил Россию и воспринимал революцию не иначе, как болезнь своего государства, которая однажды пройдет. Находясь за границей, Иван Ильин постоянно думал о Родине и мечтал вернуться домой.

Для русского мыслителя философские высказывания были все равно, что творчество, ведь за него говорило не внешнее умение, а внутренняя сторона его души. И для него наука имела больший смысл и была важнее, чем жизнь. И на протяжении долгих лет Иван Ильин занимался поиском и постановкой главных вопросов о жизни и .

Взгляд философа на национализм

На протяжении всей своей жизни Иван Александрович уделял много времени чтению книг. Он сравнивал человека, окруженного книгами и знаниями, с коллекцией цветов, которые собираются благодаря чтению. Ильин считал, что читатель обязательно должен стать в итоге тем, что извлек из книжных строк.

Философ считал, что любовь к отечественным поэтам и их творчеству поможет сохранить “русскость”. Российских авторов он считал национальными пророками и музыкантами. Русский человек, влюбленный в стихи своих соотечественников, не способен изменить свою национальность, несмотря на все обстоятельства.

Антикоммунизм и фашизм

Коммунизм Ильин воспринимал с особой злостью. Он называл народ, придерживающихся этого течения, беззастенчивыми свирепыми террористами.

В тоже время Ильин преподавал в одном из русских институтов Германии, который состоял в общей Лиге Обера. Целью, этой антикоммунистической организации, было противостоять любому дипломатическому действию с Советским Союзом. Ходили слухи, будто сам философ приложил свои усилия к созданию этой организации.

О фашизме Ильин отзывался положительно, утверждая, будто это совершенно здоровое и полезное движение. По его словам, фашизм был необходим для охраны чистой нации.

Мнение ученого о неомонархизме

Иван Ильин писал о своей родине очень много писем, и его печалило, что страна потеряла своего царя. Как считал автор, Россия должна жить только под покровительством одного правителя, иначе в стране наступит хаос. Во время республиканского строя он видел свою страну не способной к существованию. Революцию Ильин видел, как нечто смертельное для своей страны. Философ был готов на любые методы, чтобы избавиться от “болезни” России, и даже объединился с организациями, поддерживающие фашизм. Ильин отказывался приспособиться к республиканской жизни и подвергал презрению соотечественников, когда те предпочли вернуться в Россию.

В тридцатых годах Ильин с радостью предвещал войну между Германией и Россией, говоря об этом на своих лекциях в институте. Сравнивая свою страну с больной матушкой, он говорил, что родительницу можно оставить одну в постели, если в этой болезни виновата она сама. Но только в том случае, если человек уходит за лекарством и врачом. И война, в его представлении, была лекарством, а Гитлер- тем самым врачом-убийцей.

Имперализм по Ильину

Россия для философа представлялась, как одно целое. Эта та страна, которую невозможно разъединить по кускам, и при этом не нанести вред остальному миру. Ильин представлял свою страну как живой организм. Он утверждал, что Россия должна существовать как могучая империя. Не интересуясь вопросом появления коммунистического движения, Ильин утверждал, что страна покрыта язвами и нуждается в лечении.

Несмотря на то, что политика и философия не кажутся близкими занятиями, для Ильина оба направления занимали особое место в его творчестве и общественной деятельности. Он посетил все европейские страны со своими лекциями, и в каждой выступал более двухсот раз до 1938 года.

Его публиковали в эмигрантской прессе, а журнал “Русский колокол” Ильин издавал самостоятельно. И все же он очень дорожил собственной внепартийностью, за что его признали нелояльным к национал-социализму. Публикации Ильина были арестованы, ему запретили преподавать и выступать в общественных местах.

После этого Ильин поспешил покинуть Германию, хотя выезд из страны был под запретом у нацистских властей. Философ переехал в Швейцарию, которая так и не вступила в войну. Несмотря на все, Иван Ильин продолжил публикацию своих антикоммунистических работ, которые печатались без подписи.

Память об ученом

В 2005 году прах Ильина и его жены был привезен в Россию, а надгробие философу были установлены по приказу самого президента страны В.В,Путина. На сегодняшний день во многих документах можно найти распространенные цитаты философа. Как человека, который боролся за православное течение в России, Ильина сейчас почитает РПЦ.