Роль суда в обеспечении реализации и защиты права ребенка на индивидуальность. Я самый – самый


ПРАВА РЕБЕНКА НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
А.М. РАБЕЦ
Рабец А.М., доктор юридических наук, профессор Российского государственного социального университета, зав. кафедрой семейного и ювенального права.
Несмотря на то что специфические права ребенка в действующей Конституции РФ, в том числе его право на индивидуальность, прямо не закреплены, следует констатировать, что право ребенка на индивидуальность представляет собой его статусное право и является составным элементом специального конституционно-правового статуса личности ребенка. В обоснование этого вывода уместно привести следующие доказательства.
Во-первых, в соответствии со ст. 15 Конституции в правовую систему РФ включаются общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международно-правовых актах, участницей которых является РФ, а также международные договоры РФ. Более того, указанные акты международного права имеют приоритетное значение, что закреплено не только в Конституции, но и в текущем законодательстве, в частности в ст. 6 СК РФ. Право ребенка на индивидуальность предусмотрено Конвенцией ООН "О правах ребенка", участницей которой, как известно, является Россия. Во-вторых, в ст. 7 и 38 Конституции в качестве одного из основополагающих отраслевых принципов семейного права РФ закреплен принцип государственной охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Понятие "детство" представляется многозначным. Это не только особое биологическое, психическое и социальное состояние, обусловленное возрастом человеческой личности, но и особое правовое состояние, связанное с начальным периодом формирования правового статуса личности. В этот период ребенок должен быть наделен особыми правами, обусловленными спецификой возраста, и особыми средствами их реализации и защиты. В-третьих, закрепляя в главе 2 основные права и свободы человека и гражданина, Конституция отнюдь не отрицает существования иных прав и свобод, а следовательно, косвенно признает право ребенка на индивидуальность.
Право ребенка на индивидуальность включает в себя целый ряд более простых правомочий, в частности право знать (насколько это возможно) своих кровных родственников, включая кровных родителей, свое этническое происхождение, родной язык, свою религию, культуру и т.п. Это право самым тесным образом связано с другими личными правами, входящими в специальный правовой статус ребенка, с такими, как право жить и воспитываться в семье, которая наилучшим образом по сравнению с детскими воспитательными учреждениями способна сохранить индивидуальность ребенка. Право на индивидуальность также тесно связано с правом на имя и на его изменение, с правом выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его интересы (хотя это последнее является скорее составным элементом права ребенка на защиту).
Представляется излишним доказывать значимость признания, соблюдения, охраны и защиты этого права не только для формирования личности конкретного ребенка, но и для общества в целом, для сохранения разнообразия этнической среды в таком многонациональном государстве, каким является РФ, ее уникального генофонда, который в настоящее время находится под разрушительным влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов. Понятно, что само по себе право не может обеспечить сохранение индивидуальности каждого конкретного ребенка и генофонда России в целом. Для этого необходимы радикальные экономические и организационные меры государства на всех уровнях власти, бережное отношение к личности каждого ребенка, к каждой этнической среде, к каждому культурному феномену и т.п., что далеко не всегда имеет место на практике, несмотря на наличие целого ряда федеральных целевых программ, в том числе президентского уровня, какой является программа "Дети России" со всеми ее подпрограммами. В то же время не следует недооценивать роль права в решении указанных задач, специфического воздействия на государственную политику в отношении детей как правотворческой, прежде всего нормотворческой, так и правоприменительной деятельности.
Особая роль в обеспечении реализации и защиты права ребенка на индивидуальность принадлежит суду как органу, деятельность которого как раз и связана с осуществлением охраны и защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов детей. Обычно не принято связывать деятельность суда с реализацией каких-либо прав. Однако в данном случае, вынося, к примеру, решение об усыновлении (удочерении) ребенка, суд, по существу, выполняет главную роль в реализации целого комплекса его прав: права жить и воспитываться в семье, права на индивидуальность, на защиту и др. Право на индивидуальность реализуется с помощью суда и в тех случаях, когда суд выслушивает мнение ребенка по вопросам, касающимся его положения в семье: о его согласии или несогласии на усыновление, на восстановление родителей в родительских правах, об изменении его фамилии, имени и отчества, если он достиг возраста 10 лет, мнение о том, с кем из родителей он хотел бы проживать в случае раздельного проживания последних, и т.п.
К сожалению, эта деятельность суда далеко не всегда оправдывает надежды общества, не столь эффективна, как этого хотелось бы всем тем, кто напрямую заинтересован в реализации и защите прав и интересов детей, включая самих детей, их родителей и заменяющих их лиц. Можно назвать несколько причин, объясняющих весьма невысокую эффективность этого направления судебной деятельности. Во-первых, проблемы заключаются в несовершенстве норм материального права, применяемых судами при рассмотрении этой наиболее сложной категории дел. Во-вторых, высшие судебные инстанции, прежде всего Пленум Верховного Суда РФ, призванные обеспечивать на всей территории РФ точное и единообразное толкование и применение законов, не всегда улавливают требования времени и дают судам четкую и своевременную ориентацию. В-третьих, много проблем возникает ввиду несовершенства механизма самой судебной системы, а также определения подведомственности споров о детях. Целесообразно дать хотя бы краткий анализ действия каждой из этих причин.
Вполне понятно, что право ребенка на индивидуальность в максимальной степени реализуется тогда, когда он живет и воспитывается в своей семье, в которой он родился, так как именно в семье сохраняются и передаются от поколения к поколению все национальные, культурные, религиозные и иные традиции; именно там ребенок практически с младенческого возраста усваивает родной язык, родную религию и культуру. Поэтому изъятие ребенка из собственной семьи, помещение его в другую семью должно быть не на словах (поскольку это прямо указано в законе и в актах его толкования), а на деле крайней мерой, когда у суда имеются все доказательства того, что никакие другие меры, принятые органами по охране прав детей, не дали должных результатов. Однако, как показывает статистика, лишение родителей родительских прав стало явлением массовым. В значительной части судебных решений даже не содержится ссылок на то, что с родителями ребенка проводилась какая-либо работа, например выяснялись причины неблагополучия в семье, причины отказа от ребенка, им оказывалась психологическая помощь и т.п. В настоящее время такая помощь крайне необходима многим родителям, испытывающим растерянность оттого, что они оказались за чертой бедности, что нередко приводит к срывам. Предельная лаконичность, куцая мотивировка в решениях судов по изученным мною делам о лишении родительских прав наводит на мысль, что эта процедура проходит исключительно формально, для того чтобы как можно скорее усыновить ребенка, что по крайней мере в половине рассмотренных дел об усыновлении заканчивается вывозом детей за пределы РФ. Необходимо особо обратить внимание на то, что при таком подходе к рассмотрению дела по "заботе" о ребенке нарушается не только его право жить и воспитываться в собственной семье, но и право на индивидуальность. Получается, что закрепленный в ч. 1 ст. 123 СК РФ принцип сохранения индивидуальности ребенка, оставшегося без попечения родителей, при его устройстве остается лишь декларативной нормой и на практике во многих случаях не работает.
Решение этой проблемы видится в том, что настало время внести дополнения в действующие Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. и от 4 июля 1997 г., в которых ориентировать суды на то, чтобы по делам о лишении родительских прав судами были собраны, проверены и оценены доказательства того, что с родителями, поведение которых в отношении своих детей является противоправным, проводилась работа по оказанию им помощи и поддержки, если это необходимо, либо принимались меры предупреждения перед тем, как были предъявлены иски о лишении их родительских прав. При рассмотрении дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами суды должны истребовать объективные данные, свидетельствующие о невозможности устроить ребенка в семью в пределах РФ.
Представляется, что с учетом предусмотренных законом весьма неблагоприятных последствий ограничения родителей в родительских правах эти дела следует изъять из компетенции мировых судей и передать федеральным судам общей юрисдикции, поскольку во многих случаях мировые судьи не имеют необходимого уровня правовой и психологической подготовки и не обладают достаточным опытом для рассмотрения столь сложной категории дел. Необходимо также исключить из ст. 69 СК РФ такое основание лишения родительских прав, как хронический алкоголизм или хроническая наркомания родителей, так как это дает возможность судам до предела формализовать процесс рассмотрения дел о лишении таких родителей родительских прав, не обсуждать вопрос о том, имеются ли в действиях родителей признаки противоправного поведения, и выносить решения, влияющие на судьбу людей роковым образом, исключительно на основании заключения врача-нарколога, раздобыть которое заинтересованным лицам в условиях процветания коррупции в современном российском обществе не представляет особого труда. Следует также внести дополнения в главу 19 СК РФ и в соответствующую главу ГПК РФ, в которых предусмотреть обязательность извещения о дне слушания дела родственников ребенка, в отношении которого рассматривается дело об усыновлении его иностранными гражданами, истребовав сведения о наличии родственников из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Наконец, необходимо расширить искусственно суженный круг российских граждан, которые могут быть кандидатами в усыновители или в иной форме могут принять ребенка на воспитание в свою семью. Речь идет о том, что в Перечне заболеваний, при которых лицо не может взять ребенка на воспитание в свою семью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г., значатся травмы или заболевания, приведшие к инвалидности. Таким образом, лица, признанные инвалидами, не могут быть воспитателями чужих детей независимо от того, представляют ли они опасность для них, и от того, что весьма успешно воспитывают или воспитали собственных детей либо являются воспитателями в силу своей профессии: психологами, педагогами и т.п. Действующее семейное законодательство РФ предпочитает отправлять детей за пределы РФ, но запрещает передавать их лицам, страдающим заболеваниями, хотя и приведшими к инвалидности, но не представляющими никакой опасности для ребенка. В законе следовало бы предусмотреть, что в подобных случаях суды при рассмотрении дел об усыновлении или органы опеки и попечительства при передаче ребенка под опеку или в приемную семью могут индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела решать вопрос о возможности передачи детей таким лицам на воспитание.
В заключение следует особо подчеркнуть, что совместными усилиями законодателя и высших судебных инстанций необходимо прекратить массовый вывоз детей из России и принять все меры, имеющиеся в арсенале законодательной и судебной власти, для обеспечения практической реализации права ребенка на сохранение своей индивидуальности, что наряду с другими мерами в немалой степени будет способствовать приостановлению процесса депопуляции российского народа и воспитанию из российских детей либо Иванов, не помнящих родства, либо граждан и патриотов других стран.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
"СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.05.1996 N 542
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ УСЫНОВИТЬ РЕБЕНКА, ПРИНЯТЬ ЕГО ПОД ОПЕКУ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО), ВЗЯТЬ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10
"О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 9
"О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УСЫНОВЛЕНИЯ"
"КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА"
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Семейное и жилищное право, 2005, N 2

Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 37 "Мастерок" города Абакана",
город Абакан, Республика Хакасия

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цели деятельности педагога: подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка; дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть; закрепить уже знакомые права ребенка; познакомить с новым правом – право на индивидуальность.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога, участвует в разговоре со сказочным персонажем, проявляет интерес к различным видам игр, активен при украшении индивидуальной именной карточке.

Материалы и оборудование: демонстрационные карточки с изображением различных ситуаций общения и правил поведения; символ изучаемого права, кукла Карлсон; аудиозапись песни В.Шаинского «Песенка друзей»; конфеты, цветные карандаши, фломастеры, рабочая тетрадь «Мои права», зеркало.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям всем вместе посмотреть в большое зеркало.
- Кого мы там увидим? Зеркало отражает каждого из нас. (Я вижу себя, друга, воспитателя, и т.д.)
- Согласитесь со мной, что каждый привлекателен по-своему.

2. Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель описывает несколько детей, дети должны узнать, о ком говорит воспитатель.
- Я вижу хрупкую, как мотылек, красивую девочку с карими глазами. Ее темные, волнистые волосы держит красивая заколка. Эта девочка очень добрая, отзывчивая, всегда вежливая в общении со своими друзьями и взрослыми. (Это Катя)
- Катюша, ты узнала себя? (Да, я узнала себя)
- Оставайся всегда такой же доброй.
-Я вижу сильного мальчика. Он добрый, послушный, не обижает наших красивых девочек. Он такой скромный, что его почти не слышно. (Это Артём)
- А ты узнал себя? (Да, я узнал себя)
Воспитатель отмечает индивидуальные качества детей.
- Каждый из вас единственный и неповторимый.
Дети садятся полукругом, чтобы видеть друг друга.
- Подумайте, что в вас особенного, непохожего на других ребят. (Разный цвет волос, глаз, разные по росту, по характеру, мы все разные, похожие на родителей своих и т.д.).
- Еще есть такие как вы? (Нет)
- Нет такого Вани, нет такой Ирины.
Других таких детей не было, и нет на всей Земле.
Все люди разные.
- А что вы знаете о близнецах? (Они очень похожи друг на друга, одинаковые и их очень трудно отличить.)
- Верно, сходства есть, но только внешние, а внутри – по характеру они отличаются. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что все люди разные? (Это хорошо, потому что бывают люди добрые, веселые, злые. Если бы были все одинаковые, было бы не интересно, скучно.)
- Каждый из вас индивидуален, не похож на других, поэтому нам интересно жить и нескучно общаться.

3. Право на индивидуальность.

В конвенции о правах ребенка казано, что каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, то есть оставаться таким, какой он есть.
«Рассматривают символ права»
- Буква «Я» говорит о том, что каждый ребенок имеет право на индивидуальность.

4. Игра - упражнение

Дети начинают игру словами – Я похож на тебя, но отличаюсь … и т.д.
- У нас много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Каждый из нас интересен по – своему.
Сюрпризный момент
Воспитатель подходит к окну.
- Ой, кто это? (кукла Карлсон)
Карлсон: Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
- Да – да, пожалуйста. А что, трудно вот так летать?
Карлсон: Мне – нисколечко! Потому что я - лучший в мире летун!
- А мы знаем, почему ты умеешь лететь, и ребята знают.
Карлсон: Я красивый, умный, и в меру упитанный мужчина, в самом расцвете сил.
- Дети, есть еще один в мире такой сказочный герой как Я?

Дети: -Нет. Ты особенный, и единственный в мире.
Карлсон: Ой, как много вас здесь.
Вы все одинаковые, похожие друг на друга.
Вы что, все братики и сестренки?
Почему вас воспитатели не путают?

Ты приглядись, Карлсон, повнимательнее, познакомься с ребятами поближе, тогда ты увидишь, что каждый ребенок индивидуален по-своему, особенный, неповторимый, отличается от других.
Карлсон: Как тебя зовут Малыш? (Подходит ко всем детям, спрашивает имена, говорит им приятные слова). Какие у вас красивые имена.
Воспитатель: - В народе говорят, что не имя красит человека, а человек имя. Наши ребята дружные, добрые, они делают много добрых, полезных дел. А когда вырастут, обязательно прославят свое имя и фамилию большими добрыми делами.
Карлсон: Как хорошо здесь у вас, весело, я вижу у вас здесь порядок, давайте устроим тарарам.
Воспитатель: - Карлсон, мы знаем, что ты любишь проказничать, но тарарам устраивать не хотим. Уважай, пожалуйста труд наших ребят, лучше поиграй с нами в игру.
Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»
Дети договариваются, что будут делать. Жестами и мимикой показывают – ребенок должен узнать, чем они занимались.
Карлсон: С вами так весело и хорошо играть, даже не хочется больше устраивать тарарам.
Воспитатель: - Конечно, хорошо играть, ведь все дети имеют право на что? (дети отвечают на игру)
- А какие права мы ребята с вами уже знаем? Расскажем Карлсону.
(Право на еду, ученье, леченье, отдых, игру, чтение книг, счастье ходить в детский сад)
Карлсон: Теперь я понял, что мир разнообразен, а человек индивидуален.
Я хочу все рассказать своему другу Малышу.
Вот только я вас всех еще не запомнил. Расскажите мне о себе, отвечая на мои вопросы:

Что ты любишь больше всего делать?
- Чем любишь заниматься?
- Что тебе нравиться?
- Ты любишь носить украшения?
- А какой цвет тебе нравится?

Продуктивная деятельность «Украшение карточки»
- Ребята, чтобы Карлсон нас всех лучше запомнил. Подарим ему свои именные карточки. Тогда он нас не перепутает.
(Дети украшают именные карточки и дарят Карлсону.)
- А еще Карлсон расскажи своему другу Малышу, что у него тоже есть права, как и у всех детей. И чтобы ты ничего не перепутал, дети тебе помогут.
Рассказы детей о правах по иллюстрациям.
- А еще дети знают стихи.

1 ребенок: Ребенок должен быть красивым.
Веселым, сильным, и счастливым.
Потому хочу сказать
Ребенок должен отдыхать.

2 ребенок: Сначала в детсаде, а после и в школе
Все дети обучаются
Это право на ученье у нас называется

3 ребенок: Хоть и маленькая я
У меня есть все права
Права не простые,
Гражданки России!

4 ребенок: Ой, родители, простите,
Я бываю не права
Но физическую силу
Применять ко мне нельзя!

5 ребенок: Мамы, папы, всей страны
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек
Например на чтенье книжек.

6 ребенок: Так же на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире.

5. Рефлексия.

С каким правом мы сегодня познакомились?
- Для кого мы сегодня украшали карточки, зачем и для чего?

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей-ную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со сто-роны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц.

Под частной жизнью понимается физическая и духовная сфера, которая контролируется самим индивидом, свободна от внешне-го воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера индивида, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные заня-тия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.

Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимуще-ственные отношения, существующие в семье и другие сведения. Со-держание права на личную и семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по свое-му усмотрению либо с согласия других членов семьи.

В процессе жизни человека различные люди на законных осно-ваниях получают информацию об определенны сторонах его частной жизни. Среди них врачи, адвокаты, нотариусы, работники правоохра-нительных органов, священнослужители и т.д. На основании этого в законодательстве закреплены различные требования к сохранению в тайне информации о частной жизни граждан. Так, врачебную тайну составляет информация о факте обращения граждан за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Но-тариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. При рассмотрении определенных категорий гражданских дел их разбира-тельство также может носить закрытый характер, в частности, по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, а также по ходатайству лица в целях сохранения охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни (статья 10 Гражданского процессуального кодекса Рос-сийской Федерации).

В статье 24 Конституции России в развитие данного права закрепле-но, что сбор, хранение, использование и распространение информа-ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональ-ных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использова-ние, распространение, может осуществляться только с согласия субъек-та персональных данных (статья 6). При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных.

В случае наличия данных о частной жизни лица, а также иной ин-формации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, у органов государственной власти и местного самоуправления, их долж-ностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомле-ния с соответствующими документами и материалами, если иное не предусмотрено законом.

Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответ-ственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо рас-пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич-ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (статья 137 Уго-ловного кодекса Российской Федерации).

Защита чести и доброго имени гражданина осуществляется по-средством требования в судебном порядке опровержения порочащих его честь и достоинство сведений. Граждане также обладают правом требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих их честь и достоинство сведений (ста-тья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате;
  • Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О персональных данных».

Право на место жительства

Право физического лица на место проживания закреплено в ст. 310 ГК. Такое право имеет, несомненно, и ребенок. Признание за каждым ребенком права приобрело сейчас особую актуальность в связи с тем, что много детей по разным причинам оказались на улице.

Место жительства ребенка определяется по месту жительства ее родителей. Из этого правила можно сделать вывод о том, что ребенок, оставленный в родильном доме, имеет сервітутне право на проживание в их доме, независимо от того, что не была поселена в нем. Это право у ребенка возникает из факта кровного родства, а не по факту поселения. Ведь, согласно абзацу 3 ч. 2 ст. С СК, ребенок принадлежит к семье родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает.

С целью защиты права ребенка, которая была оставлена в роддоме, к родителям можно предъявить требование об уплате денежного эквивалента за невозможности проживания ребенка в квартире родителей, то есть своеобразного отступного, по аналогии со ст. 600 ГК. Следует однако признать, что реальное взыскание такой денежной компенсации будет иметь немало препятствий.

Право на выбор места жительства

Право самостоятельно выбирать себе место проживания предоставлено ребенку, которому исполнилось 14 лет. Это связано со многими обстоятельствами, а именно: вступлением в неполной гражданской дееспособности и гражданской процессуальной дееспособности, возможностью (при определенных условиях) регистрации с ней брака. Ребенок в этом возрасте, если она перешла, например, жить к бабушки, деда, других родственников или посторонних лиц, не может быть принудительно возвращен к родителям.

Право на собственное мнение

В статье 13 Конвенции о правах ребенка ребенку предоставлено право свободно выражать свои мысли. В статье 171 УК конкретизирована эта общая норма: ребенку предоставлено право на высказывание перед родителями, другими родственниками, должностными лицами собственного мнения по вопросам, которые касаются ее личной жизни, а также жизни семьи. Следовательно, ЕЕ мнение должно быть выслушано и услышано. Но это еще не значит, что решения старших должно быть обязательно согласовано с ней. Уважение к ребенку требует предоставления ребенку объяснений в случае неподдержания ее мысли.

Согласно части 2 ст. 171 СК ребенок, который может высказать свое мнение относительно спора, который решается судом, должен быть выслушан, в частности тогда, когда речь идет об определении места ее жительства, лишения в отношении него родительских прав, возобновление родительских прав или относительно управления ее имуществом.

Однако процессуальное положение ребенка в судебном процессе не определено. Привлечь ребенка к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований можно, но только после достижения 14-летнего возраста. До этого времени ребенок может быть разве что свидетелем.

Право на индивидуальность

"Ребенок - это поле, вспаханное предыдущими поколениями" - писал Януш Корчак.

Это значит, что немало индивидуальных черт ребенка не зависят от ее воли: она с ними родилась и часто, даже при большом желании и настойчивости, до конца жизни не сможет избавиться.

Право ребенка на индивидуальность и сохранение этой индивидуальности закреплено в ст. 8 Конвенции о правах ребенка. В Семейном кодексе оно отдельно не оговорено, но, поскольку эта Конвеція является частью нашего национального законодательства, пробелы относительно признания в Украине этого права ребенка нет.

Конвенцией, элементами этого права являются имя и гражданство ребенка. Сохранение за ребенком имени, которым она была названа, обусловливается возможностью его изменения по воле ребенка. Усыновление ребенка иностранцем не является основанием для изменения ее гражданства: она останется гражданином Украины до совершеннолетия.

Индивидуальность определяется и другими признаками: внешним чертам, особенностью характера, природными склонностями и предпочтениями.

Ребенок имеет право быть таким, какой он есть. "Зрикаймося ложной тоски за совершенными детьми", - призывает нас Януш Корчак. А сколько, к сожалению, есть еще родители, которые наказывают ребенка за плохие оценки по математике, за невнимательность, за неумение сосредоточиться, как будто эти черты они сами выбрали для себя, а не родились с ними.

В последнее десятилетие в Украине наконец признано право на индивидуальность детей - лівачків, которых уже сейчас никто не заставляет писать правой рукой.

"Я играю на арфе, но музыку не люблю с детства". Эти слова одного из персонажей кинофильма "В бой идут одни старики" является укором многим родителям, которые, не заметив индивидуальности своего ребенка, давили ее в сторону собственных желаний.

Элементом права на индивидуальность есть право быть некоторое время в одиночестве. Его осуществление возможно лишь тогда, когда ребенок имеет свой уголок, в котором могла бы уединиться.

Ребенок имеет право на формирование своей внешности: прически, одежды, манер поведения, что так же является проявлением ее права на индивидуальность.

Относительно родителей, то они должны собственным примером воспитывать у ребенка чувство меры, при ваты ей высокую эстетику внешнего вида и поведения. Насильственное подавляння проявлений индивидуальности ребенка не дает желаемого для родителей результата, а лишь усугубляет противостояние между ними.