С первыми шагами ребенка. Первые шаги ребенка: что надо знать родителям


Ваш ребенок встает на ножки и переступает по периметру гостиной, держась за мебель? Тогда он уже на пороге своих первых самостоятельных шагов - а это важный этап в развитии малыша!

Ваш малыш в настоящее время находится на стадии развития, ведущей к его большей «независимости». Скоро должен произойти переход. В этом месяце он еще передвигается по комнате боком, держась за мебель, а в следующем (или в одном из следующих) уже сможет сделать свои первые самостоятельные шаги.

Обретенные малышом относительные самодостаточность и мобильность позволят ему расширить «зону исследований». Именно поэтому пора подумать о том, чтобы ввести понятие ограничений. Слово «нет» должно показать малышу, что пока для него свобода имеет определенные границы. В первую очередь, конечно, введение границ дозволенности поможет защитить его от опасных ситуаций, а вас - от чрезмерных переживаний.

В каком возрасте ребенок сделает первый шаг?

Конечно, просто сидеть и смотреть по сторонам ребенку больше не интересно. Начиная с 9 и в течение последующих трех-шести месяцев малыш будет очень быстро развиваться. К его достижениям можно будет отнести такие:

  • Вставание на ножки (в возрасте от 9 до 12 месяцев).
  • Передвижение по комнате, держась за мебель (в возрасте от 9 до 13 месяцев).
  • Стояние без поддержки (от 9 до 14 месяцев).
  • Ходьба (от 10 до 15 месяцев).

Но имейте в виду, что возраст указан в среднем диапазоне. Ваш кроха может расти и развиваться в своем собственном, индивидуальном теме. То есть перечисленные события могут произойти как в начале или конце приведенных периодов, так и за их пределами - и это не повод для беспокойства.

Обучение малыша ходьбе

Многих мам волнует вопрос, как научить ребенка ходить и стоит ли предпринимать какие-нибудь особые действия? Рассмотрим процесс развития малыша, чтобы найти ответ.

Большинство детей через несколько недель после того момента, как научатся вставать, делают первые попытки ходьбы, удерживаясь за мебель . Чтобы закрепить у ребенка этот новый для него навык, медленно «прогуливайтесь» вместе с ним, поддерживая его за обе ручки и помогая переставлять ножки. Постепенно он научится уверенно переносить весь вес на ноги, а руками (с вашей поддержкой) пользоваться для равновесия. С этого момента кроха будет ходить за ручку, самостоятельно поднимая и переставляя ноги.

Последний «этап» перед передвижениями без посторонней помощи наступит тогда, когда малыш узнает, что от одного предмета мебели до другого можно переместиться, если держаться одной рукой за первый, а второй тянуться к следующему «пункту назначения».

Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по комнате, держась за все, что попадается под руку, убедитесь, что «попасться» могут только крепкие, устойчивые предметы мебели. Чтобы помочь ему потренироваться, организуйте расположение этих предметов так, чтобы юный исследователь мог побывать в большей части помещения (естественно, в его доступности не должно быть потенциально опасных вещей, оставленных без присмотра). Чтобы он не упал на скользком полу, пусть походит босиком (это, ко всему прочему, позволяет ножкам правильно развиваться и укрепляет лодыжки) или, если холодно, в и носочках, снабженных нескользящей подошвой.

Последний этап обучения ходьбе - передвижение без поддерживания . Это достаточно сложная задача для малютки. Ведь ноги ребенка все еще непропорционально малы по сравнению с туловищем и головой, а он должен нести весь собственный вес. Кроме этого малыш должен понять, как координировать разрозненные движения тазобедренных, коленных, голеностопных суставов и не упасть при этом. Именно поэтому часто дети делают первые шаги с неловко раздвинутыми ногами и руками, вытянутыми вперед для поддержания равновесия!

Наверное, нет таких родителей, которые бы не ждали с трепетом первых шагов своего чада. Именно поэтому очень многие взрослые допускают ошибку и начинают учить ребенка ходить до положенного времени. А этого делать нельзя, кроха сделает первый шаг самостоятельно, когда будет к этому готов. Поэтому если ребенок сначала научиться ползать, а потом ходить — это будет замечательно. Ведь ползание положительно влияет на физическое развитие, формирует правильную осанку, у ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи.
Самые первые шаги малютка делает еще на родильном столе, когда врач проверяет врожденные рефлексы. Шаговый рефлекс у новорожденного один из важнейших показателей нормального неврологического статуса. Как только пяточки касаются твердой поверхности, кроха начинает перебирать ножками. Шаговый рефлекс сохраняется примерно до 3 месяцев, после начинает угасать.
Малыш сначала учится садиться, сидеть, ползать, далее вставать, стоять и удерживаться за опору, опускаться, а после и ходить. Как правило, дети начинают ползать между 6 и 12 месяцем, но это не является правилом для всех. Некоторые малыши могут пропустить этот этап и перейти непосредственно сразу к хождению.
Как правило, детки овладевают навыком хождения в возрасте от 9 до 16 месяцев (средний возраст для первого шага составляет 12 месяцев). Но не забываем, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое собственное время для начала первых шагов. Также первые шаги зависят от мышечного тонуса, у кого он выше, значительно раньше пытаются встать на ножки. Еще одна причина это вес, более плотные дети начинают ходить позже. Так одни могут начать ходить рано, до года, а другие дети не спешат и делают это в возрасте 13-18 месяцев. Поэтому до 18 месяцев говорить о задержке развития навыка хождения не стоит.

Подготовка к первым шагам:

Дабы хорошо подготовить ножки малыша к первому шагу и нагрузке, следует с первых недель жизни укреплять гимнастикой и массажем мышцы и связки ребенка. Делайте стимуляцию стопам, ведь в них расположено множество нервных окончаний, хорошо ставить ребенка босыми ногами на твердый пол. Так в мозг поступает сигнал о том, что пора начинать ходить. Как только ваш ребенок научится ходить, вам предстоит усиленное внимание за ним.
Уберите все хрупкие, мелкие, ценные, бьющиеся вещи подальше, чтобы ваш исследователь к ним не добрался.
Обеспечьте крохе пространство для пеших прогулок.
Помощь взрослого малышу нужна (только без давления), но не в обучении ходьбы, а в поддержке. Так вы можете водить карапуза за ручку, предоставить ему устойчивые предметы, за которые он сможет удерживаться и передвигаться, заинтересовывать его игрушками, задавайте крохе цель.
Позаботьтесь, чтобы на пути ребенка не было острых углов.
На розетки поставьте заглушки.
Не бойтесь, если кроха упадет. Научится ходить, не падая не возможно. Кости в этом возрасте очень эластичные, переломы минимальны. Не бойтесь, что ребенок ударится затылком, это бывает крайне редко, ведь центр тяжести у малыша расположен так, что он либо приземлится на попу, или упадет вперед. Если все же волнение присутствует, застелите пол мягким ковром, который смягчит падение. Помните, ребенок должен научиться падать и группироваться при этом. И горькие слезы зачастую не от боли, а от испуга.
Первые шаги лучше делать без обуви (босиком).
На прогулке давайте малышу катить коляску, водите его за ручку.
Ходунки лучше не использовать, во-первых они задерживают самостоятельную ходьбу, а во-вторых не позволяют развиваться вестибулярному аппарату, увеличивается нагрузка на тазовые кости и голени.
Если ребенок постоянно привстает на цыпочках, следует показать его невропатологу. Служить этому может повышенный мышечный тонус.

Первая обувь

Никакой обуви до первых самостоятельных шагов. В доме обувь ребенку не нужна, он вполне может ходить босиком. А вот для улицы выбирайте обувь с каблучком и твердым задником. Больше о выборе первой обуви для ребенка вы можете прочитать в нашей статье « ?»
Поддерживайте своего ребенка, и уже не за горами тот день, когда он порадует вас своим первым шагом!

Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся "по книжке" и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская "пластунский" этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

На зарядку становись!

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски , взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.


Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая" малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в "околомладенческой" среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной "гонке за лидером".

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. "Вожжи" используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации "поводок" исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему "канатоходцу". Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, "поводок" может стать настоящим спасением.


Босоногий мальчик

Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.

Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу "Сними ботинки — и иди" (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

Шаги к безопасности

Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень... и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и...

  • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
  • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
  • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
  • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
  • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на "первопроходческой" стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.

Все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш сделает свои первые неуверенные шаги. При этом одни родители переживают, а вовремя ли их ребенок пошел; другие думают, какую обувь необходимо купить крохе; третьи не знают, как сделать так, чтобы передвижения маленького исследователя по квартире были безопасными для него. Поэтому в этой статье мы дадим ответы на все вопросы, которые могут появиться у родителей по поводу первых шагов ребенка.

Возраст

В большинстве случаев малыши делают свои первые шаги в годовалом возрасте, но если ваш кроха сделал это на несколько месяцев раньше или позже, не надо переживать. Нормой считается, если ребенок пошел в период с 9 до 18 месяцев.

На то, в каком возрасте малыши начинают ходить, оказывает влияние множество факторов, перечислим некоторые из них:

  • наследственность;
  • конституциональные особенности строения детского тела;
  • темперамент малыша: упитанные и спокойные дети делают первые шаги позже, а активные и подвижные непоседы раньше.

Бывает, что первые попытки крохи самостоятельно пойти приводят к тому, что он падает и больно ударяется. Из-за этого у малыша появляются негативные ассоциации, связанные с ходьбой, и он отказывается вставать на ноги. В таком случае стоит отложить освоение этого важного умения на некоторое время.

Только на первый взгляд ходьба кажется легким делом. На самом деле такой способ передвижения требует от крохи скоординированной работы вестибулярного аппарата, мозжечка, двигательных (моторных) зон коры головного мозга, различных групп мышц. Чтобы ровно ходить, малышу надо научиться хорошо координировать свои движения, и держать равновесие. Поэтому каждый ребенок начинает делать первые шаги тогда, когда созревает его вестибулярный аппарат и нервная система; связки, кости скелета, мышцы спины и ног становятся достаточно крепкими, чтобы выдерживать вертикальную нагрузку.

В ситуациях, когда к 1 году ребенок не пошел, и родители сильно переживают по этому поводу, стоит показать кроху ортопеду и неврологу. Если врачи не выявят у малыша никакой патологии, и ребенок при этом активно передвигается на четвереньках или ползком, то не стоит беспокоиться, отсутствие попыток ходить до 16-18 месяцев – это не повод для волнений.

Обувь

Одним из вопросов, возникающих у родителей ребенка, делающего первые шаги, является – какую обувь надо покупать малышу. Стопа крохи, начинающего ходить, еще не до конца сформирована: связки эластичные и растяжимые, ее мышцы еще слабые, физиологические изгибы не оформились. Поэтому неправильная нагрузка на стопу может вызвать нарушение ее развития. Чтобы не допустить этого, очень важно грамотно подобрать ребенку обувь. Детская обувь должна фиксировать стопы малыша, способствовать естественному формированию сводов стопы и правильному распределению нагрузки, предотвращать развитие плоскостопия.

Ортопеды рекомендуют приобретать первые ботиночки или сандалии для крохи тогда, когда он начал делать первые попытки вставать на ноги. Детская обувь должна быть удобной, легкой, из натуральных материалов и при этом отвечать следующим требованиям:

  • обувь должна хорошо держаться на ноге и не спадать с нее;
  • обувь не должна терять свою форму при ходьбе;
  • застежка надежная и удобная, хорошо фиксирует ногу в щиколотке;
  • стелька абсолютно ровная (без супинатора);
  • задник закрытый, жесткий, высотой до щиколотки, хорошо фиксирует пятку;
  • подошва с небольшим каблучком (до 0,5 см), нескользкая, с рельефной поверхностью, гнущаяся, умеренно жесткая;
  • носок обуви должен быть широким, округлым и достаточно жестким, чтобы он мог защитить пальчики малыша от травм.

Детская обувь не только защищает ноги ребенка от травм, но и способствует правильному формированию его стопы. Поэтому не стоит крохе донашивать обувь за старшими детьми, так как ношенные ботинки или сандалии принимают форму ноги «первого» хозяина и уже не будут правильно «сидеть» на ноге другого ребенка. Ношение «чужой» обуви может вызвать патологию формирования стоп.

Важно не только найти магазин, в котором продается хорошая и качественная обувь для детей, но и правильно подобрать малышу его первые ботинки или сандалии. Следующие рекомендации по выбору детской обуви помогут вам в этом:

  • выбирать обувь надо вместе с ребенком, чтобы он сразу примерил ее;
  • примерять обувь лучше во второй половине дня, так как за день любая нога немного отекает;
  • перед покупкой обуви дайте ребенку походить в ней 5-10 минут, чтобы он смог понять удобно ему в ней или нет;
  • выбирая между сандалиями с открытым и закрытым носком, отдайте предпочтение последним;
  • расстояние от пальцев малыша до края стельки обуви не должно превышать 1-1,5 см;
  • не стоит покупать ребенку обувь на несколько размеров больше (на вырост), так как нога в ней будет плохо зафиксирована, что может привести к неправильному формированию стопы и травмам;
  • если стопы ребенка немного различаются по длине и полноте, то выбирайте обувь по той ноге, которая больше.

Безопасность

С того момента как ребенок начинает ходить, главной заботой его родителей становится вопрос, как сделать так, чтобы он не травмировался. Дабы не омрачать восторг юного пешехода постоянными запретами и окриками, папа и мама должны обезопасить домашнюю обстановку, окружающую малыша. Для этого рекомендуется опуститься на уровень его роста, и с этой высоты посмотреть, какие предметы потенциально опасны для него. 4.5

4.50 из 5 (8 Голосов)

Читайте в этой статье:

Дети не просто цветы жизни, они являются настоящим счастьем и смыслом жизни их родителей. Многие моменты из жизни ребенка навсегда запоминаются родителями и греют душу. Особенно врезаются в память первые шаги ребенка. С новорожденными малышами такие моменты бывают чаще: первая улыбка, первый зуб. Самый интересный момент, когда беспомощный, неприспособленный малыш делает первые шаги самостоятельно. Вот ему захотелось баночки потрогать, в ванную заглянуть. Родителям остается только следить за малышом, радоваться его успехам и, конечно, не забыть подарить ему новую игрушку.

Особенности приобретения навыка самостоятельно хождения

Развитие двигательных умений, мышц и координации движения начинается с первого дня рождения:

  1. С 1 до 3 месяцев дети учатся держать голову, стараются удерживать предметы в руках.
  2. С 3 до 6 месяцев малыши начинают поворачиваться, поднимать верхнюю часть туловища, стараются сидеть.
  3. С 6 до 9 месяцев учатся стоять с поддержкой и вставать на четвереньки.
  4. С 9 до 12 месяцев могут уже передвигаться на четвереньках и стоять без поддержки.
  5. С 13 до 14 месяцев наблюдается самостоятельное хождение детей.
  6. С 14 до 15 месяцев малыши начинают наклоняться, отходить назад, таскать игрушки за собой.
  7. С 1,5 до 2 лет дети начинают осваивать спуски и подъемы по лестницам, прыгать и толкать мячик ногами.
  8. С 3 лет дети уже обладают скорректированной ходьбой.

Возраст указан приблизительно, ведь каждый ребенок развивается по-своему. У каждого малыша своя комплектация, умение держать равновесие, мышечный тонус, мотивация и помощь от родителей.
Ребенок делает первые шаги, пусть и не самостоятельные, уже на первых неделях своего существования. Для этого кому-то из родителей необходимо взять малыша под мышки и поставив его ножки на твердую поверхность, придерживать. При этом ребенок должен опираться на свои ноги. При наклоне его корпуса немного вперед малыш должен начать переступать ножками. Это еще не шаги ребенка. Это эффект опоры. Отсутствие такого рефлекса означает возможный перенос гипоксии или свидетельствует о каких-либо травмах в утробном периоде и внутричерепной травме самого малыша.

Развитие навыка самостоятельного хождения

Мышцы ног развиваются от количества поворачиваний и увеличения навыков самостоятельной посадки и сидения. Если малыша взять за подмышки примерно в 5 месяцев, он должен с радостью отталкиваться ножками от коленей взрослого.

Около 8 месяцев дети ощущают всю прелесть и удобство нахождения в вертикальном положении. Так ребенку удобнее играть, больше видимый обзор. В таком положении они начинают пытаться подняться на ножки, хватаясь за всяческие опоры, находящиеся поблизости. Через несколько недель такой малыш будет ходить по квартире, держась за мебель, падать и снова подниматься. Родителям в такие моменты важно ничего не упустить из виду во избежание различных травм.

Затем наступает период изучения сопутствующих движений, малыши стараются уронить и поднять игрушку из положения стоя. Некоторое время спустя можно наблюдать, как ребенок быстрыми шажками перебегает от одной опоры к другой. С 13 месяцев дети начинают самостоятельно ходить. Конечно, первые месяцы, они будут делать это неустойчиво, но с каждой попыткой, ходьба будет совершенствоваться.

Некоторое время дети ходят, практически не сгибая широко расставленных ног, стараясь держать равновесие, не опираясь на что-либо. Ходьба такого типа будет наблюдаться, пока у ребенка не окрепнут связки. По мере освоения этих навыков стопы начнут сближаться, руки перестанут помогать держать равновесие и станут свободными для игрушек и других важных малышу вещей.

Проблемы развития навыков ходьбы

Проблемы возникают по ряду различных причин. В первый год жизни важно проходить профилактическое обследование. Прохождение медицинских специалистов сможет выявить возможные нарушения в раннем возрасте, когда их можно будет исправить.

Наиболее часто встречаются следующие проблемы:

1. В возрасте более 1,5 года ребенок не ходит или пошел около года, но его ходьба неуверенная и недолгая. Это нарушение может возникнуть из-за перенесенной родовой травмы, черепно-мозговой, ДЦП, наследственных нервных заболеваний. Возможен курс реабилитации. После осмотра врачом-специалистом назначается комплексное лечение.

2. Ребенок постоянно падает, старается все время держать за руку родителей, практически самостоятельно не ходит. Рассматриваемая проблема сообщает о том, что, возможно, у малыша плохое зрение. В этом случае требуется осмотр у окулиста.

3. Физически ребенок ходит отлично, но боится делать это без опоры (мебель, родители). Данная проблема, скорее всего, указывает на психологическую причину. Возможно, ребенок был чем-то сильно напуган или ушибся, когда пытался пойти сам. Родителям в такой ситуации рекомендуется поддержать кроху, кричать и торопить ни при каких обстоятельствах нельзя.

5. Малыш все время передвигается на носочках. Скорее всего, у ребенка спазм икроножных мышц. Требуется массаж, специальная обувь и гимнастическая программа. Обязательно рекомендуется обратиться к специалисту.

6. Стопы расположены не по норме, то есть при ходьбе не сохраняется параллельное положение стоп. Можно исправить, пока у малыша они не сформировались, обратившись к специалисту.

Правила для родителей

Родители могут помочь, когда ребенок делает первые попытки самостоятельного хождения. Некоторые правила, которые следует выполнять:

1. Рекомендуется не торопить малыша с первым шагом. Опорно-двигательный аппарат должен быть готов к таким нагрузкам. Приступать к этапу ходьбы необходимо только после полного освоения ребенком этапа ползания. Именно на предыдущем этапе развиваются и укрепляются мышцы. Не стоит забывать, что взрослым ходить легко, а для малыша это тяжелое усилие над собой.

2. Необходимо заинтересовать малыша. Например, когда он находится на четвереньках, показать какую-нибудь игрушку выше уровня глаз ребенка. Потом ее надо медленно положить на кровать или тумбочку так, чтобы он все видел. Когда малыш поднимется и потянется за игрушкой, необходимо переместить ее чуть подальше, так у заинтересовавшегося малыша появится мотив сделать несколько шагов.

3. Покажите пример. Сделать это можно находясь на прогулке или дома. Необходимо просто показать малышу передвигающихся пешком или бегущих людей.

4. «Все сам». Ходунки использовать не рекомендуется. Это средство лишь создает видимость обучения ходьбе, на самом деле ребенок и вовсе может отказать ходить потом самостоятельно, прилагая какие-то усилия. Это правило касается и других способов применения опор (например, ходьба с поддержкой под мышками). Оба варианта могут развить у ребенка неправильную осанку, деформацию стоп. Наиболее безопасным, по мнению педиатров, будет использование катающихся предметов с ручкой.

5. Очень полезно играть с малышом. Так как удержать непоседу будет непросто, рекомендуется учить ходить, играя. Можно придумать игры, в которых малыш даже не заметит, что выполняет полезные гимнастические упражнения.

7. Дома только босиком. Или в носках с резиновой подошвой. Выполнение этого правила поспособствует профилактике плоскостопия и других нарушений формирования стопы.

8. Прежде всего должна соблюдаться безопасность. Давая ребенку действовать самостоятельно, не следует забывать о его безопасности. Рядом с малышом не должно быть никаких опасных предметов. Хождение ребенка должно быть в просторном помещении без препятствий. В современных магазинах продается множество приспособлений, обеспечивающих безопасность для детей (блокираторы дверей, мягкие крепления на углы мебели и т.д.).

Вывод: родителям следует запастись терпением, чтобы хорошо понимать своего ребенка. Самое важное — вовремя отслеживать нарушения и всевозможные отклонения от нормы, и тогда с помощью специалистов можно будет их исправить. Когда малыш делает первые небольшие, но самостоятельные шаги, это огромная радость для родителей и самого малыша.