Скорбященская церковь на большой ордынке расписание богослужений. Расписание богослужений


Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

И кона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.


Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».


Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.


Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.

В конце войны Сталин разрешил ослабить гонения на церковь. Изменение политического курса коммунистической партии приводит к возрождению духовной жизни народа. Из тюрем и лагерей освободились оставшиеся в живых священнослужители. Начинают функционировать храмы, не разрушенные большевиками в годы гонений православных христиан. В числе церквей, возобновивших богослужения, был храм «Всех скорбящих Радость».

История церкви

В начале тринадцатого века Золотая Орда активно вторгается в славянские земли. Рязань, Коломна, Москва становятся первыми городами, павшими под натиском захватчиков. Монголо-татарские завоеватели грабят и сжигают поселения, русских людей убивают или забирают в плен. Западный историк Алан Фишер подсчитал, что почти три миллиона человек было угнано в рабство.

Выкупали невольников государство, церковь и родственники. Посольский приказ по указу Ивана Грозного выделял средства царской казны на освобождение пленников, которых татары продавали. Митрополит Филипп за собственные деньги выкупил из Орды кузнечных дел мастера. За родственника приходилось отдавать от 40 до 600 рублей в зависимости от статусного положения. К примеру, в XVI веке корова или лошадь стоила 1 рубль.

Путь, по которому освобождённые рабы возвращались в Москву, назывался «ордынской дорогой», а место их поселения - Ордынкой. В этом районе возвели деревянную церковь в честь Варлаама Хутынского, которую перестраивают в середине семнадцатого века в каменный храм с главным престолом во имя Преображения Господня.

В 1688 году случилось первое чудо от иконы «Всех скорбящих Радость». Сестра Московского патриарха тяжелобольная Евфимия Папина в молитве к Богородице услышала голос, повелевший найти святой образ в церкви Преображения Спаса и отслужить молебен с водосвятием. Исполнив наказ Царицы Небесной, болящая женщина исцелилась.

Извод чудотворной иконы прославился в Санкт-Петербурге. В 1888 году молния попала в часовню, где сохранялся список. Святой образ не пострадал, но к нему прикипело 12 монеток из кружки для пожертвований. До 1932 года лик Богородицы располагался в Скорбященской церкви на берегу Невы. В пятидесятых годах прошлого века в церковь «Кулича и Пасхи» передана икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками, где находится и в настоящее время.

Придел в честь чудотворной иконы пристроен к храму в 1713 году, когда был выдан антиминс на алтарь. В 1770 году церковь обновилась и благоустроилась на пожертвования Г. Любовниковой.

В 1783 году московский купец первой гильдии Афанасий Иванович Долгов выделил крупную сумму на реконструкцию здания. Перестройкой занялся зять благотворителя Василий Иванович Баженов. По проекту архитектора возводится колокольня и трапезная с двумя приделами. Инок Саровского монастыря Вонифатий написал для церкви иконы.

Во время знаменитого пожара 1812 года храм пострадал настолько, что здание пришлось возводить практически заново. Зодчий О. И. Бове постарался сохранить части уцелевшей постройки Баженова. Обновлённый храм-ротонда освящён московским митрополитом Филаретом в 1836 году.

В тридцатых годах большевистские руководители закрыли церковь. Семьдесят семь килограммов золотой и серебряной церковной утвари изъяты в Гохран. Безбожники сняли и уничтожили колокола. От полного разрушения собор спасло хранение в его помещениях запасных фондов Третьяковской галереи.

В вербное воскресенье 1948 года Преображенский храм возобновил богослужения, и по сей день привлекает желающих приобщиться к духовным ценностям в историческом памятнике архитектуры уникальной конструкции.

Архитектурные особенности

Уникальность Скорбященского собора состоит в том, что он имеет форму ротонды. В Москве построено только четыре церкви такого типа. Двенадцать внутренних колонн поддерживают барабан с куполом, увенчанным золотой главкой.

Мраморные стены украшает лепной горельеф и картины на евангельские сюжеты. Лики архангелов и икона Николая Чудотворца в иконостасе принадлежат кисти знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского.

По проекту зодчего Осипа Бове пол центральной части храма выложен из чугунных плит, поверхность которых украшает орнамент.

Реликвии храма

В церкви Спаса Преображение сохраняются святыни, почитаемые православными христианами:

Настоятель церкви

Григорий Валериевич Алфеев родился 24 июля 1966 года. Среднее образование мальчик получил в московской музыкальной школе им. Гнесиных по специальности скрипка и композиция. Здесь он познакомился со знаменным пением и крюковой записью мелодии.

В одиннадцать лет отрок прошёл обряд крещения. С 15 лет Григорий служил чтецом в церкви Воскресения Словущего, а затем иподиаконом при митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме.

После школы юноша поступает в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Служба в Советской Армии на два года прерывает получение образования. В январе 1987 молодой человек оставляет учёбу и уходит на послушание в Виленский Свято-Духов монастырь. Через шесть месяцев состоялось пострижение в монашество.

С 1988 по 1990 год будущий митрополит служил священником в церквях Виленской и Литовской епархии. В 1990 году становится настоятелем каунасского кафедрального Благовещенского собора. В качестве избранного делегата принимал участие в Поместном Соборе Русской церкви, избравшей Алексия Второго на патриарший престол.

В январе 1991 года советские войска, введённые в Литву Горбачёвым , захватили вильнюсский телецентр, что повлекло за собой человеческие жертвы. Следующим объектом военных назначался Каунас. Иларион выступает по телевидению и призывает солдат не стрелять в безоружных людей. Преступное кровопролитие было предотвращено.

В 1989 году Иларион заочно окончил московскую духовную семинарию, а через два года духовную академию. А ещё через два года молодой священник окончил аспирантуру при академии. С этого момента много времени посвящено преподаванию церковных дисциплин:

  • Гомилетики - правилам составления проповеди.
  • Священного Писания.
  • Патрологии - учению об отцах церкви.
  • Мистического и догматического богословия.

С 1995 года работая в Отделе внешних церковных связей , в 2009 году епископ Иларион назначен председателем этого структурного подразделения Московского патриархата. На следующий год патриарх Кирилл возводит Илариона в сан митрополита.

14 апреля 2009 года Иларион назначается настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Московский Синодальный хор

До XV века хор служил сначала при киевском, а затем при владимирском митрополите. В 1589 году на Руси учреждается патриаршество с кафедрой в Москве, и местом послушания певчих дьячков, объединённых в Патриарший хор, назначается Успенский собор в Кремле. После упразднения патриаршества и образования Синода в 1721 году, хор стал называться Синодальным.

В царствование Петра Первого в светских кругах приобретает популярность Придворная певческая капелла, и синодальный хор приходит в упадок. Указом императрицы Екатерины количество певцов снизилось до 26 человек.

Несмотря на трудности, хор оставался верным старинным традициям. Певчие дьячки изучают церковные и вокальные науки под руководством регента и священнослужителей. В 1886 году создано духовно-певческое училище, директором которого назначается С. В. Смоленский. Под началом талантливого руководителя, знатока древнего церковного пения получили образование будущие композиторы В. Калинников, А. Гречанинов, С. Рахманинов.

В конце девятнадцатого века Синодальный хор, состоявший из 25 мужчин и 45 мальчиков, исполнял духовную музыку русских композиторов и светские произведения иностранных авторов. В 1910 году коллектив с успехом гастролировал по Европе.

После 1917 года, когда Советская власть закрывала церкви , Синодальное певческое училище было упразднено. Хор распался. Певцам приходилось работать в немногочисленных московских храмах, продолжавших богослужения.

4 сентября 1943 года Сталин приглашает в Кремль трёх оставшихся на свободе митрополитов на беседу. После этой встречи начинается восстановление православной церкви под надзором органов госбезопасности. В 1948 году состоялась первая служба в открытом Скорбященском храме.

Из прихода подмосковного села Тарасовка в собор на Ордынке переводится регент Николай Васильевич Матвеев. Вместе с музыкантом приехали певцы, которые составили основу воссозданного Синодального хора. Коллектив возродил традиционное исполнение Литургии П. И. Чайковского в день смерти композитора.

Другим знаменательным событием стало воцерквление «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова. Произведение, написанное в стиле старинного знаменного пения, создавалось специально для Синодального хора и посвящено С. В. Смоленскому. Первое исполнение сочинения состоялось 10 марта 1915 года.

Матвеев отдал много сил на возрождение русской духовной музыки, что было непростым делом в обстановке жёсткого контроля со стороны КГБ. Труд церковного подвижника продолжил Алексей Пузаков, работавший под началом Матвеева с 80-х годов прошлого столетия.

А. Пузаков также руководит ещё двумя хорами, поющими в московских храмах. Объединённый коллектив, включающий 80 певцов, участвует в торжественных богослужениях и концертных выступлениях. Кандидаты на вакансии проходят тщательный отбор.

С приходом митрополита Илариона хор обретает второе дыхание. В день поминовения московского святителя Петра 3 января 2010 года Святейший патриарх благословил возрождение исторического имени московского Синодального хора.

Расписание богослужений и адрес храма

Благочестивые прихожане и паломники стремятся посетить храм «Скорбящих Радость» на Ордынке. Расписание богослужений с указанием имени служащего иерея находится на сайте храма.

Православный собор находится под руководством Московской епархии РПЦ. Сегодня храм является любимейшим местом для верующих столицы, несмотря на то, что архитектура строения всегда подвергалась неоднозначным оценкам со стороны критиков. Скорбященский собор, который имеет иное название - «Преображенский», богато украшен, выделяется золотистыми оттенками и повсеместно отражает духовную независимость соотечественников.

История постройки

На месте нынешнего храма в середине XVI столетия стояла деревянная постройка, освященная во славу Варлаама Хутынского, являвшегося покровителем русского воинства.

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке

  • Каменное сооружение, заменившее обветшалое, имело форму пятиглавого четверика, к которому добавлялась трапезная и колокольня.
  • Икона «Всех скорбящих …», являющаяся главной святыней, демонстрировала чудеса исцеления, поэтому к церкви начало стекаться большое количество христиан. Этот образ Богородицы стали называть «Патриаршим», а сам собор приобрел наименование «Скорбященского».
  • В XVIII столетии в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих…» освятили престол, переделанный в 1770 г. на пожертвования богатых помещиков. Вскоре финансирование местного купца А. Долгого позволило приделать к собору две пристройки. Главным проектировщиком назначили В. Баженова, работа совершалась в стиле классицизма: обширную трапезную декорировали четырехколонными портиками, овальными и круглыми очертаниями оконных проемов, колокольня состояла из множества ярусов.
  • В 1788 г. мастера соорудили иконостас, куда поместили святые образы, написанные преподобным иеромонахом Вонифатием.

Через два десятка лет Скорбященский храм получил в дар изображения главных Архангелов на дверях в жертвенный зал, а также лики Николая Угодника и архидиакона Лаврентия Римского, испытавшего великие мучения за веру.

История храма в XIX-XX веках

Скорбященский собор значительно пострадал после нашествия французской армии на Москву в 1812 г. Через 25 лет восточную сторону церкви (Преображенский придел) реконструировали благодаря вложениям местных помещиков, архитектором назначили О. Бове.

  • Основной объем здания представлял ротонду с высоким куполом и овальными оконными проемами, периметр обрамляли ионический портик и изысканный фриз (бордюр на стене у потолка). Помещение, издающее золотистые оттенки, удивляло помпезной пышностью, подкрепленной габаритными декорациями окон. Бове сделал все возможное, чтобы ротонда гармонично сочеталась с частями церкви, возведенными ранее.

Богослужение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

  • В 1904 г. внешние стены Скорбященского собора были отделаны мраморным камнем и декорированы рельефными фигурами, интерьер дополнился обновленной росписью и отреставрированным иконостасом, а также ризницей. Церковный пол выложили чугунными плитами с затейливым орнаментом. Внутренние колонны стилистически напоминали внешние.
  • В 1922 г. советские власти изъяли бо́льшую часть драгоценных реликвий, в 1930 г. церковь лишилась колоколов, а спустя три года её официально закрыли. Пережив ужасы ВОВ и большевистских репрессий, в 1948 г. Скорбященский собор был торжественно освящен заново. Настоятелем назначили отцам Киприана, а церковный хор обрел всероссийскую славу.

После ВОВ в церкви велись неосторожные восстановительные работы, в результате чего некоторая часть росписи и стеклянная перегородка в восточном приделе были уничтожены. Удачная реставрация прошла в 1974 г., Скорбященскому собору вернули недостающие фрагменты украшения и отделки.

Описание архитектуры

Москвичи чрезвычайно почитают и любят Скорбященскую церковь, они отмечают уникальную архитектуру и непередаваемую атмосферу умиротворения. Примечательной особенностью считаются грандиозные панно, созданные в стиле западного христианства.

Прихожан также поражает единство частей церкви, созданных в разное время. Пройдя через трапезную, созданную раньше, верующий вступает в помещение ротонды, сотворенную несколько позже. Триумфальный иконостас, колонны из белого мрамора, чугунный пол, изящные оконные проемы даруют церкви богатую торжественность, напоминающую о нескончаемой красоте божественных сооружений.

Интерьер церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке

При возведении в 1683 г. трапезной и шатровой колокольни мастера использовали осевую схему, которая явилась неким архитектурным экспериментом. Подобный опыт пришелся по душе ведущим проектировщикам, в последующие годы он не раз применялся в строительстве церковных зданий.

Интересно! Колокольня, сооруженная В. Баженовым, считается настоящим произведением искусства, иллюзорно парящим над поверхностью.

Внешние её линии равномерно тянутся кверху, а колонны и пилястры (вертикальные выступы на стене) придают композиции земной тяжести. Изящная выразительность колокольни возникает посредством рационального размещения балюстрады (ограждения верхнего яруса).

Скорбященская церковь на Ордынке прошла нелегкий путь становления в эпоху российских царей, разграбления в век богоборчества и возвращения былого величия. Врата храма, выделяющегося особенной архитектурной композиций, ежедневно принимает православных верующих, ищущих успокоения в стенах Божьего Дома.

Святыни храма

В Преображенском храме верующие имеют возможность увидеть несколько старинных ликов, созданных в период с середины XVIII до начала XX вв. В церкви хранится чудотворная икона Казанской Богоматери, образы великомученика Лонгина, преподобного Николая Угодника, святителя Варлаама.

Здесь же находится ковчег с чудотворными останками И. Предтечи, учеников Христа Петра и Павла, а также великомученика Дионисия.

Икона Пречистой Девы, называемая «Всех скорбящих Радость», хранится в левой пристройке. У святыни, память которой отмечается 24 октября, всегда собирается множество православных верующих. Рядом с чудотворным образом располагается высокий подсвечник, украшенный фигурами святых, которые были спасены после разрушения церкви Спасителя.

Киот с чудотворным храмовым образом церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве

Чтобы вознести свечное пламя, работники собора подносят деревянную лестницу.

Информация для паломников

Церковь располагается по адресу: Москва, улица Большая Ордынка, дом № 20. Ближайшей станцией является «Третьяковская». Чтобы дойти до собора, следует повернуть налево от выхода из метро и дойти до пересечения с Большой Ордынкой, храм находится справа.

Богослужения в Скорбященском храме совершаются ежедневно с 8:00 до 18:00, в воскресные дни и праздники проходит ранняя литургия в 7:00.

На заметку! В четверг и субботу прихожане имеют возможность принять участие в водосвятных молебнах об исцелении перед святынями.

Текущая деятельность

В 2009 г. состоялось возрождение церковного хора, особенное рвение в этом деле проявил регент А. Пузаков. В 2012 г. началась очередная реставрация под руководством архитектора И. Калугина.

При церкви работает хор, православная детская школа, благотворительный фонд и богословские курсы.

Сегодня при церкви работает православная просветительная организация, объединяющая деятельность духовенства и прихода. Структура занимается социальными и миссионерскими делами, управляет воскресной школой, молодежным клубом и центром милосердия. Настоятелем храма с 2009 г. является преподобный отец Илларион, ранее служивший в Черниговском подворье.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

Московский храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", на Ордынке Московский храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москворецкое благочиние Московской городской епархии)

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м годам. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду . Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

Во время московского пожара года храм сильно пострадал и в - гг. был почти заново выстроен архитектором О. И. Бове , который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом . Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

В году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола - жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и перенесены внутрь храма.

Здесь же был создан знаменитый церковный хор регента Н. В. Матвеева . В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий , Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. Чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября - в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).