Статья о воспитании детей инвалидов. Особые дети - счастливые дети! Воспитание особого ребенка в условиях современного мира


Идиева Елена Салимбеговна, Государственное профессиональное бюджетного образовательного учреждение «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», педагог-организатор

Тема : Воспитание ребенка инвалида в современном мире.

Работать с детьми в наше время непросто, а с детьми-инвалидами – тем более. Ведь это дети со сложными заболеваниями и одновременно, как правило, одаренные, проблема в том, как ввести их в социум.

Когда такого ребенка приводят в образовательное учреждение, то возникает необходимость подтянуть этого ребенка до уровня сверстников. Первоначальные индивидуальные занятия педагога с ребенком помогают включить его в обычную детскую жизнь, ведь детей - инвалидов объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им необходимы забота, понимание и внимание со стороны общества.

Основными формами деятельности в работе с детьми-инвалидами являются теоретические и практические занятия, специальные развивающие занятия, экскурсии, туристские прогулки, мероприятия.

Дети инвалиды должны общаться со здоровыми детьми, вместе участие в спортивных и иных конкурсах, петь песни, готовить стенгазеты. При этом обычные ребята учатся понимать и уважать сверстников с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды получают новые знания и умения, обретают друзей, повышают самооценку.

Воспитание ребенка-инвалида - одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». Мы должны взаимодействовать с родителями – это совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. По отношению к ребенку огромное значение играет тот факт, как к нему обращаются, гораздо гуманнее было бы говорить не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями», не «слепой», а ребенок с ослабленным зрением.

Дети – всегда радость. Но рождение ребенка с тяжелыми проблемами со здоровьем становится испытанием для всей семьи. Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями очевидны. Условия современной жизни в нашей стране не способствуют счастливому детству для таких малышей. Родители вынуждены прилагать максимальные усилия, чтобы воспитать ребенка инвалида. Затраты душевных сил и материальных ресурсов иногда кажутся невыносимыми. Многое, конечно, зависит от конкретной ситуации. Воспитание глухого ребенка отличается от воспитания инвалида-колясочника. Но в любом случае, если родители берут на себя ответственность за малыша с проблемами, они сталкиваются со множеством трудностей.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют свою вину в этом событии, даже если никаких объективных причин для этого нет. Горе разделяет семью, противопоставляя мать и отца. Воспитание ребенка-инвалида в большинстве случаев происходит в неполных семьях. Мужчины возлагают всю ответственность на мать ребенка и уходят. Такая реакция встречается очень часто и подтверждается печальной статисткой.

Оставшись одна с ребенком, женщина часто не обнаруживает поддержки даже у самых близких. Бабушки, дедушки, другие родственники пытаются игнорировать проблемы ребенка или советуют отдать его в специализированное учреждение. Конечно, случаются и более благоприятные ситуации, но их не так уж много. Воспитание ребенка-инвалида почти всегда полностью ложится на маму малыша.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с неприятием в обществе подобных детей. Изоляция семьи часто становится одной из самых тяжелых проблем. Соседские ребята, дети в общеобразовательных школах не способны чутко относится к малышу с проблемами. Такое же непонимание и неприятие может встречаться и среди взрослых: соседей, педагогов, знакомых.

Материальные трудности, безусловно, дополняют психологические. Затраты на лечение, обучение, реабилитацию, содержание, воспитание ребенка-инвалида значительно превышают выплачиваемые пособия. Кроме того, ребенок требует постоянного контроля и ухода, поэтому мать не имеет возможности активно работать и зарабатывать достаточно средств.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с самой повседневной жизнью нашего общества. Самостоятельное передвижение таких детей сильно ограничено, мало специализированных школ, во многих населенных пунктах нет перспективы последующего трудоустройства. Ситуация постепенно меняется, но темпы этих изменений недостаточные.

Воспитание ребенка-инвалида в крупных населенных пунктах считается более простым, так как выше доступность медицинской и социальной помощи, больше возможностей для обучения и дальнейшего трудоустройства.

Задачи воспитания ребенка-инвалида

Главной задачей в воспитании ребенка-инвалида является адаптация к современной жизни. Необходимо максимально скорректировать физические и интеллектуальные проблемы малыша. Это достигается с помощью правильного лечения и воспитания. Ребенок с ограниченными возможностями должен получать максимум заботы и внимания в семье. Ребенка поддерживают с самого раннего детства в моральном плане, помогают не ощущать свою ущербность, отдаленность от коллектива. Для этого необходимо избегать изоляции, поощрять общение со сверстниками. В быту обучают подрастающих детей обслуживать себя. В профессиональном плане адаптация заключается в постоянном развитии способностей ребенка и правильном выборе специальности. Воспитание ребенка-инвалида проводится и в общеобразовательных и специальных школах. В дальнейшем многие дети смогут получить профессию и работать. Особенности воспитания и обучения зависят от медицинской проблемы малыша. Умственно отсталые дети осваивают специальные программы в отдельных группах под руководством опытных педагогов. Специальные школы существуют и для слабовидящих детей. Такие учреждения оснащены специальными пособиями и оборудованием, позволяющим воспринимать информацию с помощью тактильных ощущений и на слух. Воспитание глухих ребят также осуществляется в специальных классах. Для них максимум информации предоставляется в визуальной форме.

Воспитание ребенка-инвалида в современном мире

Отношение к детям с ограниченными возможностями постепенно меняется и на бытовом, и на государственном уровне. В настоящее время родители все реже отказываются от таких малышей, у детей из детских домов появляется больше шансов обрести опекунов или приемную маму. Социальная реклама способствует уменьшению негативного отношения сверстников и взрослых к детям с ограниченными возможностями. Воспитание ребенка-инвалида становится несколько проще из-за функционирования государственной программы "Доступная среда". В ее рамках увеличивается количество пандусов в общественных местах, специализированных табличек для слабовидящих, появляется транспорт с необходимыми подножками и поручнями.

Воспитание ребенка-инвалида в настоящее время становится все более перспективным. У родителей появляется надежда на счастливое будущее таких детей. Это связано в первую очередь с глобальными изменениями в мире. Развитие информационных технологий делает возможным полноценное обучение на дому, общение и профессиональную реализацию через сеть Интернет.

Кроме того, в России функционируют многочисленные общества, объединяющие детей-инвалидов и их родителей. Взаимная поддержка в таких коллективах помогает преодолевать все трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

Мы мечтали о том, как наши дети появятся на свет. Хотели гордиться их способностями и талантами. Но жизнь дала нам особую задачу: воспитание детей-инвалидов.

Осознание того, что твой ребенок - инвалид, тяжело обрушилось на одних из нас еще в роддоме. Это коснулось тех семей, чей ребенок имел врожденные пороки развития или генетические аномалии, например, синдром Дауна. Ничуть не легче переживали трагедию в тех семьях, где причиной инвалидности стал несчастный случай или психофизические нарушения в развитии малыша.

После первого шока возникает ураган вопросов:

- Что делать? Чем я, как мать или отец, могу помочь своему малышу?
- На какое обеспечение и обучение может рассчитывать мой ребенок? Какие правовые нормы определяют воспитание и обучение детей-инвалидов?
- Какие социальные проекты могут помочь родителям, имеющим ребенка-инвалида?
- Как обеспечить детям-инвалидам максимальное физическое и умственное развитие? Что если такой ребенок растет в неполной семье?

Вопросы правового и социального обеспечения детей-инвалидов имеют решение, предоставленное государством. Существуют обучение детей-инвалидов на дому и метод инклюзивного образования. Дополнительную поддержку родителям, имеющим ребенка-инвалида, оказывают социальные проекты и мероприятия. Но главный вопрос, от которого зависит судьба ребенка, часто остается висеть в воздухе:

Что будет с нашими детьми-инвалидами, когда не станет нас самих? Как обеспечить такое обучение и развитие личности ребенка-инвалида, чтобы инвалидность не стала преградой его самостоятельной реализации?

Решение существует. Об этом в нашей статье.

Воспитание детей-инвалидов: вдохновляющие примеры

Учиться и перенимать опыт мы можем только у тех, кто действительно имеет серьезные результаты в воспитании детей-инвалидов. У тех, кто знаком с проблемами детей-инвалидов не понаслышке и сумел с ними справиться.

История знает немало таких примеров. Ник Вуйчич, который от рождения не имел ни рук, ни ног, сегодня счастливый муж и отец, обладатель крупного состояния. Юлия Самойлова, несмотря на жизнь в инвалидной коляске, вышла замуж, создала рекламное агентство и в 2017 году номинирована на Евровидение от России.

Воспитание и обучение детей-инвалидов дается очень нелегко. Как удалось родителям этих известных людей помочь своим детям реализовать их способности в обществе? Как обобщить этот опыт и взять его на вооружение?

  1. Семьи этих детей-инвалидов сумели привить своим детям навык преодоления трудностей. Не взирая на проблемы здоровья, физическое недомогание или психические особенности.
  2. Отцу и матери удалось сделать упор на развитие тех способностей, что дала ребенку природа.
  3. Родители, имеющие ребенка-инвалида, сумели сохранить собственную высокую стрессоустойчивость и психологическое равновесие. Тем самым передавая детям любовь к жизни и силу. Помните: ваше состояние, ваше спокойствие и умение справляться со стрессом - исключительно важно. Тогда вы сможете дать ребенку так необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.

Как этого достичь в каждом конкретном случае?

Ребенок-инвалид: тяжело не значит - невозможно

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что психика любого человека подчиняется двум природным силам: либидо (влечение к жизни, деятельности) и мортидо (стремление к неподвижности, статичности). Чтобы стимулировать силу жизни, желание действовать, научите ребенка получать удовольствие через доступную ему реализацию его врожденных свойств. Это задаст ему активную позицию на всю дальнейшую жизнь, помогая стать более реализованным в обществе.

Если ребенок родился или стал инвалидом, его психика устроена так же, она по-прежнему работает по принципу наслаждения. Не понимая этого, в семье мы часто подменяем жалостью истинное добро для детей-инвалидов. Нам кажется, что в силу диагноза ребенок не способен преодолеть даже те проблемы, которые явно ему по плечу. Ограничивая социальное, учебное и трудовое развитие детей, мы наносим им колоссальный ущерб. Специалисты называют это «стигматизацией» или «инвалидизацией».

Решение проблем детей-инвалидов требует и понимания индивидуальных особенностей ребенка. Что будет стимулом преодоления трудностей для вашего малыша? Какими способностями он наделен? Важно знать, чтобы задать правильное направление развитию.

Развиваем врожденные таланты

Ваш ребенок демонстрирует целеустремленность? Несмотря на проблемы со здоровьем, стремится конкурировать, добиваться первых мест?

В воспитании детей-инвалидов с кожным вектором очень важен режим дня, посильные физические упражнения, навыки организованности. Именно из таких ребят вырастают будущие паралимпийские чемпионы. Поощрительным стимулом для них будут призы или поход в новые места.

Ваш ребенок очень привязан к матери, зависим от ее мнения? Он медлительный, с трудом адаптирует перемены? Вы только усугубите инвалидность, если ребенка-инвалида с анальным вектором будут прерывать, торопить. Дайте ему больше времени на выполнение заданий - он выполнит их качественно. Своими «золотыми руками» он сможет создавать интересные поделки, настоящие произведения искусства. Лучшее поощрение - заслуженная похвала.

Ребенок «не от мира сего»? Отвечает на вопросы с опозданием, погружен в себя? Ему диагностируют умственную отсталость или ранний детский аутизм? Не спешите отчаиваться. Если соблюдать звуковую экологию и правила воспитания детей со звуковым вектором, состояние может выправиться. Сильной стороной такого ребенка может быть прекрасный музыкальный слух, особый интерес к «умным» книжкам, к решению математических задач.

Это лишь единичные примеры. Полная картина психофизических особенностей личности ребенка позволяет безошибочно определять необходимые мероприятия учебы, досуга, трудовой деятельности. Но главная предпосылка успеха - психологическое равновесие родителей.

Ушакова Лариса Евгеньевна / Ushakova Larisa Evgenievna - учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, начальная общеобразовательная школа №1, поселок Эльбан, Амурский район, Хабаровский край

Аннотация: проблема социальной адаптации детей-инвалидов очень актуальна сейчас. В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Ключевые слова: дети-инвалиды, проблемы, современное общество.

Keywords: children with disabilities, the problems of modern society.

В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология, и т.д.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» − это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не приемлемо. В европейских странах, никогда не употреблялся термин «ребенок-инвалид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По-моему это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.

Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Непонимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе. А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах.

Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.

Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.

Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная − отношение окружающих. Вторая проблема − образование таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.

Сейчас государство уделяет особое внимание детям-инвалидам, успешно развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие проблемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы развития личности ребенка, как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «самого себя» в обществе, уходят на второй план.

Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда отвечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реабилитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими возможностями. Для реализации школьной программы недостаточно только профессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ребенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилитационных мероприятий, внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной частью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образования родителей является положение, что семья − это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе − «Я – концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача семейного воспитания − помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Дети-инвалиды − часть человеческого потенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

Литература

1. Акатова Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: Гу-манит. Владос, 2003, 386с.

2. Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе. / Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №2 (9). С. 274-277.

А– ИНВАЛИДА.
«Ваш ребенок болен , можете написать от него отказ», - эти хлесткие слова медицинских работников оглушают, заставляют терять разум и лишают воли родителей детей-инвалидов. Многие из них, забирая малютку из роддома, не знают, как его воспитывать, как справляться с проблемами. Невежество общества, невежество врачей, невежество и малодушие родителей… Сколько ошибок можно было бы избежать и не иметь искалеченных и изломанных судеб!
Согласно статистике, в большинстве случаев отцы уходят из семей, где родился особый ребенок, не выдержав свалившихся на них испытаний. Мать часто остается наедине с ребенком - инвалидом и проблемами его воспитания. Это очень трудная, длительная и кропотливая работа. Это испытание для семьи, семейных отношений.
В нашем обществе почему-то не принято широко освещать проблемы воспитания в семье детей – инвалидов. Неудобно как-то, неприятно, болезненно... Для кого неудобно? Кому неприятно? Не видеть (или стараться не видеть?) проблем – это еще не значит, что их нет. Дети-инвалиды живут рядом с нами: в одном городе, на одной улице, в одном доме, быть может даже на одной лестничной площадке. А мы, проходя мимо них, лишь стыдливо опускаем глаза, не зная, как общаться с ними и с их родителями. Равнодушие? Нет - наше обыкновенное невежество.
Дети - инвалиды – такие же дети, только немного другие, не такие как все, требующие к себе повышенного внимания. И главная задача родителей и общества - максимально внедрить их в социум, научить самостоятельно обслуживать себя, научить ориентироваться на определенной территории (дворе, улице, городе), научить учиться, помочь, по возможности, обрести доступную профессию.
На протяжении ряда лет, работая в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, я наблюдаю картину невоспитанности детей-инвалидов, когда ребенок не получает должных социальных навыков, необходимых ему в жизни. Кроме этого, родители не формируют и не развивают ребенка, как личность. Анализируя данную ситуацию, беседуя с родителями, сопоставляя условия жизни и степень заболевания, я сделала вывод, что родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, помощь психолога, социального педагога очень необходима уже на раннем этапе его воспитания.

Рождение ребенка- инвалида, несомненно, является значительным испытанием для семьи. Причем, сложности возникают, как на психологической и физиологическом, так и на социальном уровне. И здесь важно позаботиться, чтобы воспитание такого ребенка осуществлялось грамотно, с учетом всех аспектов и тонкостей, которые могут возникнуть в данном процессе.

Большинство родителей строят воспитание ребенка -инвалида на принципах воспитания здорового ребенка, а именно: смягчения требований к нему в периоды острых или обострения хронических заболеваний. Следуя данному принципу, многие родители, имеющие детей с отклонениями развития, чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов воспитания. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины. В итоге воспитывая по модели «охранительного воспитания» - “ребенок-кумир” с чрезмерным обереганием ребенка и даже иногда с сокрытием его дефекта до определенного момента у большинства детей - инвалидов вырабатывается инфантильное отношение к окружающим и сверхэгоизм.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Каждая семья, имеющая детей, мечтает вырастить их здоровыми и счастливыми, научить жить в обществе. Значительно сложнее приходится семьям, имеющим детей-инвалидов. Отметим, что когда ребенок инвалид, то основная забота родителей, которая выдвигается на первый план это восстановление его здоровья. Это и понятно, ведь инвалидность дается из-за утраты здоровья и родители, с помощью врачей или без нее, пытаются вылечить ребенка. Вот здесь то и начинаются те ошибки, которые потом не просто исправляются.

Почему-то при воспитании здоровых детей мы направляем свою деятельность на всестороннее развитие ребенка. А при воспитании ребенка-инвалида, родители об этом даже не вспоминают. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, а он не может держать даже ложку или не знает, что надо говорить спасибо, зная, что это ни как не отягощено заболеванием, то к проблеме здоровья добавляется проблема воспитания, вернее уже невоспитанности.

Поэтому очень хочется заметить, что когда воспитываешь ребенка-инвалида, не надо забывать о том, что ребенок соответственно возрасту должен знать, что такое хорошо и что такое плохо, знать слово «нет», уметь использовать «волшебные» слова, (здравствуйте, спасибо, до свидания.). Уметь следить за собой и своими вещами. Да, да все это не чуждо ребенку-инвалиду, не зависимо, какое заболевание. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание приводит к пассивности, отказу от деятельности. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Родители, проявляя чрезмерную опеку над больным малышом, делают большую ошибку. Дайте ребенку свободно развиваться, не гасите его инициативу, не подавляйте его волю. Это в дальнейшем поможет ему идти по жизни. Любите своего ребенка. Любите любовью милосердной, но не жалостливой. Жалость губит.


Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Психологи отмечают, что в отношении родителей к дефекту их ребенка, которое определяет тактику и стратегию его воспитания, можно выделить несколько основных моделей.

И чаще всего речь идет о так называемой модели «охранительного воспитания», о которой мы уже говорили ранее, которая подразумевает искусственную изоляцию ребенка инвалида от социума. Родители излишне балуют такого ребенка, жалеют его, обслуживают, оберегают его от контактов, не приучают его к самостоятельности, не обучают культуре поведения и общения. И естественно, что данная модель поведения имеет множество недостатков, ведь в таком случае ребенок растает совершенно не приспособленным к жизни в обществе.

Другой же распространенной моделью воспитания, к которой может прийти та или иная семья, является модель «равнодушного воспитания», при которой дефект развития ребенка просто игнорируется. И это также неправильно, поскольку ребенок, воспитываемый таким образом, очень остро испытывает собственное одиночество, становится робким и замкнутым.

Таким образом, родители, столкнувшиеся с такой тяжелой жизненной ситуацией, как рождение ребенка инвалида, должны стараться, в процессе его воспитания, придерживаться так называемой «золотой середины», не скрывая от него дефект развития, но и не акцентируя на нем внимание. Только при таких условиях существует возможность воспитать из ребенка полноценного (насколько это, конечно, возможно) члена общества.

Семья, только семья поможет ребенку - инвалиду полноценно жить в обществе, а не быть его изгоем
Исабекова Елена,

Участник Сегежской школы

«Счастливые родители,

Прародители – счастливые дети»

Литература:
http://doorinworld.ru/stati/181-vospitanie-detej-invalidov

http://dolgop.ucoz.ru/load/distancionnoe_obuchenie/rekomendacii/rekomendacii_psikhologa_roditeljam_vospityvajushhim_detej_invalidov/41-1-0-104