Субъекты экологических отношений и их виды. Основные права и обязанности субъектов экологических отношений


Наряду с экологическими правами на субъектов правоотношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, возлагаются и отдельные экологические обязанности.

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В развитие указанных правовых предписаний в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» устанавливаются экологические обязанности как граждан Российской Федерации, так и общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Повторяя положения Конституции РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» провозглашает три основные экологические обязанности граждан Российской Федерации: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (п. 3 сг. 11). На общественные и иные некоммерческие объединения возлагается обязанность по соблюдению природоохранных требований при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды.

Законодательством РФ определенные экологические обязанности возлагаются и на общественные коммерческие объединения. Так, все юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов на территории РФ, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

К числу экологических обязанностей можно отнести обязанности но охране и рациональному использованию отдельных природных ресурсов, закрепленные в природоресурсных законодательных актах.

Согласно положениям ЛК РФ участники лесных отношений при освоении лесов должны проводить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, а также по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. Кроме того, граждане, находящиеся в лесах, обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности, правила лесовосстановления и ухода за лесами.

Земельный кодекс РФ устанавливает обязанности по рациональному использованию и охране земель для участников земельных отношений. Так, установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» субъекты хозяйственной и иной деятельности, влекущей за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должны осуществлять такую деятельность с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При этом хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Кроме того, Федеральным законом «О животном мире» устанавливается обязанность всех субъектов хозяйственной и иной деятельности осуществлять мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечивать неприкосновенность защитных участков территорий и акваторий при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности.

Круг субъектов экологических правоотношений был определен в гл. 3 «Экологические правоотношения». В настоящем параграфе рассмотрены особенности, присущие субъектам природоресурсных отношений, а также их права и обязанности.

По общему правилу субъектом права общего природопользования являются только физические лица (за исключением права общего водопользования). Субъектами права специального природопользования признаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Физические лица - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства - признаются субъектами права специального природопользования и наделяются правами и обязанностями в соответствии с нормами природоресурсного законодательства. Индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами права специального природопользования (ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды») за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством субъектами права специального природопользования признаются только юридические лица, например, в порядке ст. 36-37 Закона Республики Беларусь «О животном мире» правом ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях и правом ведения рыболовного хозяйства в рыболовных угодьях наделены только юридические лица.

Юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица как субъекты экологических отношений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к юридическим лицам гражданским законодательством, в том числе быть наделены специальной (в случае отношений по использованию природных ресурсов - экологической) правосубъектностью, что вытекает из содержания ст. 45 ГК, предусматривающей, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Содержание института права специального природопользования составляют права и обязанности природопользователей, которые закреплены в природоресурсном законодательстве. Следует отметить, что объем правомочий природопользователей может существенно различаться, что обусловлено наличием нескольких правовых форм использования природных ресурсов (например, субъект права пожизненного наследуемого землевладения наделен правами владения, пользования и ограниченного распоряжения земельным участком, а арендатор - только правомочием использовать земельный участок).

Природопользование осуществляется с целью извлечения полезных свойств природного ресурса и последующего их потребления или обращения, поэтому существенным для природопользователя является право собственности на результаты своей деятельности, например посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную продукцию и доходы от ее реализации, заготовленную древесину, добытые полезные ископаемые и пр.

Часть правомочий природопользователей происходит из административного правоотношения, и их характер зависит от объема предоставленных государственным органом прав и возложенных обязанностей.

К таким правам, например, могут быть отнесены предусмотренные ст. 69 КоЗ право самостоятельно осуществлять землепользование; право собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; право использовать для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения); проводить мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты и др. Иные права, независимо от публично-правового или частноправового основания возникновения правоотношения, имеют выраженный гражданско-правовой характер: на возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, а также ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельного сервитута.

Обязанности природопользователей также установлены в природоресурсном законодательстве. По общему правилу природопользователи обязуются использовать природные ресурсы по целевому назначению и соблюдать установленные условия природопользования; рационально использовать природные ресурсы; проводить мероприятия по их охране, восстановлению, возобновлению; вести учет используемых ресурсов и осуществлять контроль за их качеством; не допускать нарушения прав других природопользователей; своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Природоресурсное законодательство может устанавливать иные - особенные обязанности при эксплуатации природных ресурсов. Например, при обнаружении минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов, а также материальных объектов, которые могут представлять историко-культурную ценность (археологические объекты, элементы декора, художественной отделки, остатки росписи и т. п.), недропользователи обязуются приостановить работы и сообщить об этих находках в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы. Водопользователи в дополнение к общим обязанностям должны соблюдать установленный режим содержания зон санитарной охраны источников питьевого, хозяйственно-бытового и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов. Лесопользователи обязаны проводить на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара - обеспечивать оповещение государственной лесной охраны и оказывать содействие в его тушении.

Права и обязанности природопользователей возникают с момента получения документов, удостоверяющих право природопользования.

Если права юридических лиц на пользование природными ресурсами зависят от объема и характера их уставной правосубъектности, то для природопользования граждан характерным является их равенство в пользовании природными ресурсами . Здесь объем прав и обязанностей обусловлен правовой формой, на которой основано использование природных ресурсов: постоянное или временное пользование, аренда, право пожизненного наследуемого землевладения и др.

Характеризуется тем, что в нем любая социально значимая деятельность осуществляется на основе права и в соответствии со специально установленными предписаниями.

Правовые нормы закрепляют правила поведения людей в обществе, придавая тем самым этим правилам правовую форму, реализация которой носит название «правоотношение».

Определение 1

Правоотношением называется общественное отношение, стороны которого связаны субъективными правами и обязанностями, которые закрепляются в правовых нормах и обеспечиваются системой мер государственных гарантий и юридической ответственности.

Определение 2

Экологическими правоотношениями являются отношения между субъектами по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования природных ресурсов и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

Существуют следующие виды правоотношение (рис. 1):

  1. Экологические правоотношения, которые складываются в сфере государственного регулирования экологопользования:
  2. Экологические правоотношения, которые складываются в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:
    • по приобретению в собственность природных объектов;
    • по осуществлению собственником своих прав по эксплуатации земельного участка и расположенных на нем земельных ресурсов;
    • по прекращению права собственности на тот или иной природный объект.

Любое правоотношение, в том числе и экологическое, имеет следующие признаки:

  • означает юридическую связь между социальными субъектами;
  • возникает на основе норм права;
  • представляет собой связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
  • является волевым отношением, потому что для того, чтобы оно возникло, необходима воля его участников;
  • охраняется государством и составляет основу государственного принуждения.

Независимо от сферы, в которой складываются экологические правоотношения, их можно подразделить на: материальные и процессуальные. Материальные экологические правоотношения возникают по поводу конкретных материальных объектов, которые находятся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные экологические правоотношения возникают по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

Также экологические правоотношения делятся на: регулятивные и охранительные.

Для регулятивных отношений характерно то, что они складываются непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий. К охранительным экологическим правоотношениям относятся отношения, связанные с применением ответственности за невыполнение установленных законодательством правил по охране окружающей природной среды.

Состав экологических правоотношений

Экологические правоотношения имеют следующий состав:

  • объект;
  • субъект;
  • содержание.

Объектом экологических правоотношений являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъектами экологических правоотношений являются: граждане, юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления и должностные лица.

  • право на совершение определенного действия (бездействие);
  • право требовать определенного поведения от других субъектов правоотношений и право на защиту от неправомерного поведения.

Обязанностями субъектов экологических правоотношений являются предусмотренные законодательством меры надлежащего поведения, другими словами, обязанность совершения субъектами экологических правоотношений определенных действий, предусмотренных законом.

В сфере государственного регулирования природопользования В сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы В сфере вещевых прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов

  • учет природных ресурсов;
  • разрешительная система природопользования;
  • контроль за природопользованием;
  • охрана государством режима экологического благополучия  приобретение природных объектов;
  • осуществление своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся в них природных ресурсов;
  • прекращение права собственности на тот или иной природный объект право пожизненного наследуемого владения земельным участком и т.д.

Рисунок 1. Виды экологических правоотношений

Юридические факты

Замечание 1

Экологические правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных обстоятельств, которые имеют юридическое значение и называются юридическими фактами.

Юридические факты делятся на следующие группы:

  • правоустанавливающие – к ним относятся действия и события, которые служат основанием для возникновения экологических правоотношений;
  • правоизменяющие – действия и события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений;
  • правопрекращающие – действия и события, влекущие за собой прекращение экологических правоотношений.

Как уже отмечалось, связующими элементами субъектов экологических правоотношений являются их управомоченность и обязанность друг перед другом, которая меняет субъекты местами в зависимости от характера правоотношений.

Эта управомоченность и обязанность выражается в правах и обязанностях субъектов экологических правоотношений, что и составляет содержание этих правоотношении.

Права субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру возможного поведения, которое имеет две стороны:

а) право на определенное поведение, т.е. на совершение действия или бездействия. Например, лесопользователи могут при осуществлении ими лесопользования возводить пункты хранения древесины, а могут и не возводить, и никто не вправе обязать их делать или не делать этого, если законом не предусмотрено иное;

б) право на притязание, выражающееся в правовой возможности требовать от определенных субъектов правоотношений:

Определенного поведения. Например, право требования не находиться на определенном секторе земельного участка, леса, принадлежащих собственнику, и т. д.;

Защиты от определенного поведения и его последствий. Например, право требования от органов местного самоуправления прекращения необоснованных ограничений в природопользовании; право судебного взыскания причиненных убытков; право на обращения за привлечением к административной или уголовной ответственности лиц, совершивших посягательства на права субъектов экологических правоотношений, и т. д.

Обязанности субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения, которое также имеет две стороны:

а) обязанность совершения субъектами правоотношений определенных действий. Например, обязанность юридических лиц и граждан принимать меры к предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и иных работ;

б) обязанность не совершать определенные действия, которая установлена законом. Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов.

Обязанности субъектов экологических правоотношений, в отличие от их прав, характеризуются жесткой правовой регламентацией. Например, законом предусматриваются не только обязанности субъектов по охране природы, но и процедурные правила реализации этих обязанностей. Иначе говоря, урегулированы не только правила, но и процесс их применения.

Права и обязанности субъектов экологических правоотношений можно подразделить на следующие основные виды:

1) права и обязанности по включению субъектов экологических правоотношений в эти правоотношения. Например, для получения права землепользования, субъект экологического права должен обладать определенными параметрами правоспособности и дееспособности;

2) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от особенностей объектов, по поводу которых складываются эти правоотношения. В связи с этим можно выделить земельные экологические правоотношения, водные экологические правоотношения, лесные экологические правоотношения и т. д.;

3) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от юридических фактов, на основании которых возникают, изменяются и прекращаются экологические правоотношения. Например, при деградации земель возникают у землепользователей права и обязанности по консервации деградированных земельных участков и проведении на них специальных восстановительных мероприятий;

4) права и обязанности субъектов экологических правоотношений в зависимости от обстановки на данной территории, имеющей юридическую значимость. Например, если в результате этого стихийного бедствия на территории введен особый правовой режим или в результате антропогенного загрязнения территории она определена зоной чрезвычайной экологической ситуации, то на права и обязанности субъектов экологических правоотношений накладывается определенный отпечаток в виде ограничений определенных видов природопользования.

Обстановка, имеющая эколого-правовую значимость для формирования экологических правоотношений, имеет две разновидности:

а) обстановка, правовая характеристика которой устанавливается при определении той или иной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации, зоной экологического бедствия и т. д. (ст. 58, 59 Закона об охране окружающей природной среды). Параметры этой обстановки определяются соответствующими государственными органами, осуществляющими введение чрезвычайного положения на данной территории, т.е. конкретного состава параметров закон не предусматривает, уступая место административному усмотрению соответствующих государственных органов и должностных лиц;

б) обстановка, правовая характеристика которой устанавливается законом. Например, система зон и их правового режима была установлена для местностей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Соответственно, правовой режим каждой из этих зон является составом юридических фактов, влияющих на содержание экологических правоотношений.

Специфика прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений выражается в том, что они всегда имеют природоохранительный характер, выражающийся в следующем:

а) права и обязанности субъектов содержат в себе механизм предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. Так, введением обязанности рационального использования земель законодатель обеспечил создание предпосылок сохранности и неухудшения их;

б) права и обязанности данных субъектов содержат в себе механизм пресечения вреда окружающей природной среде уже в ходе реализации субъектами своих правомочий. Например, устраняются причины и условия возникновения пожара обязанностью граждан соблюдать правила противопожарной безопасности в лесах (ст. 86 ЛК РФ);

в) права и обязанности субъектов экологических правоотношений содержат в себе правовой механизм восстановления и улучшения природных объектов, по поводу которых складываются эти правоотношения. Так, землепользователи обязаны повышать плодородие почв, лесопользователи -осуществлять лесовосстановительные работы, пользователи объектов животного мира - сохранять и улучшать среду обитания объектов животного мира и т. д.

Предыдущая

Субъекты экологического права – это лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права.

Субъектами экологического права являются:

1) граждане , интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;

2) физические лица , принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения;

3) юридические лица как коллективный субъект, принимающий и реализующий экологически значимые решения и действия, несущий ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения.

Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. По общему правилу юридические лица становятся участниками данных правоотношений с момента предоставления им в собственность или пользование природных ресурсов, т. е. возникновения у них прав на природные ресурсы, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности;

4) лица , которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные;

5) правоприменители (следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций), т. е. лица, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.;

6) лица (индивидуально или коллективно), осуществляющие право– и нормотворчество.

Каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве.

Граждане , кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – и выполнения отдельных требований, не должны совершать каких-либо дополнительных действий.

Физические лица , совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно, чем граждане, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера.

Юридические лица в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства.

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере окружающей среды и природопользования.

Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства , должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения.