Взыскание убытков с органов росреестра в связи с незаконными действиями при регистрации сделок с недвижимым имуществом. Взыскание убытков с органов росреестра в связи с незаконными действиями при регистрации сделок с недвижимым имуществом Несет ли государ


  • Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав
  • Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости

Статья 66. Ответственность органа регистрации прав

1. Орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

1) за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

3) за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;

5) за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;

6) за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

7) за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости;

8) за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

9) за необоснованный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

3. Орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

4. При компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:

1) к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

3) к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.

Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав.

1. Государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости из других государственных информационных ресурсов.

2. Государственный регистратор прав обязан возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). В случае умышленного причинения вреда убытки возмещаются в полном объеме.

3. Государственный регистратор прав несет ответственность, установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости.

1. Физическое лицо - собственник единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, имеет право на выплату за счет казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на такое жилое помещение (далее - однократная компенсация).

2. Однократная компенсация лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, производится в сумме, установленной вступившим в законную силу решением суда о возмещении данным лицам третьими лицами вреда, причиненного в результате утраты указанного в части 1 настоящей статьи имущества, если в соответствии с этим решением суда взыскание по исполнительному документу прекращено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, в случае:

1) смерти должника-гражданина, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) внесения записи об исключении юридического лица (должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

3. Однократная компенсация указанным в части 1 настоящей статьи лицам не может превышать один миллион рублей.

4. Российская Федерация в лице органа регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией в соответствии с настоящей статьей сумм.


ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны РФ, разумеется, если вред был причинен в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов (ст. 1069 ГК РФ).
Выплата разовой компенсации за счет казны Российской Федерации за утрату права собственности на жилое помещение. В Законе о государственной регистрации появилась и новая норма - ст. 31.1 \ которая содержит принципиально новую норму. Ее появление обусловлено Постановлением Конституционного Суда № 6-П от 21 апреля 2003 г., согласно которому признаются не противоречащими Конституции Российской Федерации содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК Российской Федерации общие положения о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, поскольку данные положения - по их конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со ст. 302 ГК Российской Федерации - не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом. Таким образом, у добросовестного, но незаконного приобретателя жилого помещения (который не знал и не должен был-знать о том, что его приобретение незаконно) нельзя истребовать жилое помещение или другую недвижимость. В связи с этим возникает необходимость защитить права тех лиц, которые ранее были собственниками жилых помещений, однако впоследствии утратили право собственности на них в результате различных правонарушений. Поскольку истребовать жилое помещение в натуре нельзя, то речь идето выплате компенсации. Правила рассматриваемой статьи предусматривают выплату за счет казны Российской Федерацией разовой компенсации собственнику жилого помещения. Размер данной компенсации исчисляется из суммы, составляющей реальный ущерб, но не может превышать 1 млн руб. Компенсация выплачивается при наступлении определенных условий. В частности, добросовестный, но незаконный приобретатель, а

также собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, должны предъявить иск о возмещении ущерба, причиненного в результате утраты жилого помещения. После удовлетворения иска они должны получить исполнительный лист, взыскание по которому не производилось по не зависящим от указанных лиц причинам (самой распространенной причиной является невозможность найти продавца жилого помещения) в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению.
Из текста статьи ясно, что право на компенсацию имеет не только гражданин - собственник жилого помещения, но и юридическое лицо. Порядок выплаты Российской Федерацией названной компенсации устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такой порядок отсутствует, в связи с чем Министерство финансов Российской Федерации лишено возможности решения вопросов об исчислении и выплате компенсации в связи с утратой права собственности и лишении недвижимого имущества ввиду истребования его судом из добросовестного владения.
Административно-правовая и уголовная ответственность за правонарушения, совершенные при государственной регистрации прав
Условия наступления ответственности. В соответствии со ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредос- тавление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Таким образом, например, несвоевременное предоставление информации из ЕГРП может повлечь за собой привлечение к административной ответственности.
Несмотря на то что ст. 7 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация имеет открытый характер, тем не менее заявителю, не являющемуся правообладателем (или

его представителем), наследником правообладателя, либо же правоохранительным, судебным или налоговым органом, запрошенная информация выдается в ограниченном объеме. Выписка из ЕГРП содержит описание объекта, данные о зарегистрированных и существующих на момент выдачи выписки правах на данный объект, включая данные о правообладателе объекта; данные о существующих ограничениях (обременениях) и правопритязаниях. Предоставление каких-либо иных сведений, как, например, сведений о прежних правообладателях, данных о стоимости, по которой объект был приобретен, не допускается. Таким образом, несмотря на принцип открытости государственной регистрации прав, доступ к информации ограничен федеральным законом. Следовательно, должностные лица Росреестра и ее территориальных органов могут быть привлечены к ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ, в соответствии с которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. ?
Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20 КоАП РФ) также квалифицируется как административный проступок. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию имущества и сделок с ним, в установленный 10-дневный срок (ст. 85 НК РФ) в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 17.8 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя также является административным проступком. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей, влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.
Уголовным кодексом РФ предусматривается ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), субъектами ответственности выступают только должностные лица. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В случае, если такие деяния повлек
ли тяжкие последствия, то они наказываются лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Уголовно наказуемым деянием является не только злоупотребление должностными полномочиями, но и превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если вышеназванные деяния были совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Должностное лицо - государственный гражданский служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, наказываются лишением права занимать определенные Должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработ
ной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 час., либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. К сожалению, факты предоставления должностными лицами учреждений юстиции преимуществ и покровительства риэлторским и юридическим фирмам, учрежденным родственниками и другими доверенными лицами, в процессе представления документов на государственную регистрацию и ее проведения не были редкостью. Хочется надеяться, что подобное осталось в прошлом.
Среди корыстных преступлений получение взятки должностным лицом (ст. 290 УК РФ) весьма распространенное деяние, которое классики отечественной литературы даже причисляют к числу неискоренимых российских зол. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если вышеописанные деяния совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, то они наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение взятки, если таковое совершено:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зара

ботной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.
Государственный регистратор, равно как и иные должностные лица, может являться субъектом уголовной ответственности за совершение служебного подлога (ст. 292 УК РФ). Под служебным подлогом понимается внесение должностным лицом, а также государственным служащим не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Данные деяния наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 час., либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов, общества или государства наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности-или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статьей 170 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или Иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 час.

Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей

1. Государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

2. С государственным регистратором прав заключается срочный служебный контракт в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

3. Орган регистрации прав формирует экзаменационную комиссию по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав (далее - экзаменационная комиссия). Порядок формирования экзаменационной комиссии, ее полномочия и процедура принятия экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

4. Сведения о государственных регистраторах прав вносятся органом регистрации прав в реестр государственных регистраторов прав, порядок ведения и состав сведений которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

5. Не допускается вмешательство в деятельность государственного регистратора прав лиц, не имеющих специальных полномочий, установленных федеральным законом. Лица, оказывающие воздействие на государственного регистратора прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, несут ответственность, установленную федеральным законом.

Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав

Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении Единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости

Статья 66. Ответственность органа регистрации прав

1. Орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

1) за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

3) за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;

5) за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;

6) за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

7) за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости;

8) за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

9) за необоснованный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

3. Орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

4. При компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:

1) к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

3) к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.

Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав

1. Государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости из других государственных информационных ресурсов.

2. Государственный регистратор прав обязан возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). В случае умышленного причинения вреда убытки возмещаются в полном объеме.

3. Государственный регистратор прав несет ответственность, установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости

1. Физическое лицо - собственник единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, имеет право на выплату за счет казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на такое жилое помещение (далее - однократная компенсация).

2. Однократная компенсация лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, производится в сумме, установленной вступившим в законную силу решением суда о возмещении данным лицам третьими лицами вреда, причиненного в результате утраты указанного в части 1 настоящей статьи имущества, если в соответствии с этим решением суда взыскание по исполнительному документу прекращено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, в случае:

1) смерти должника-гражданина, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) внесения записи об исключении юридического лица (должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

3. Однократная компенсация указанным в части 1 настоящей статьи лицам не может превышать один миллион рублей.

4. Российская Федерация в лице органа регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией в соответствии с настоящей статьей сумм.

По новому закону регистратор будет нести личную ответственность за правильность указанных данных и обязан будет возместить заявителю убытки. Причем если будет доказано, что это было сделано умышленно, то регистратор обязан будет возместить не только убытки в полном объеме, но и упущенную выгоду. Такое требование вводится впервые. Эти изменения предусмотрены Федеральным законом РФ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который вступит в силу с 1 января 2017 года.

Также предусмотрена ответственность за возврат документов без рассмотрения, если основания для этого нет, рассказала начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Москве Екатерина Филиппова.

Со следующего года государственный кадастровый учет недвижимого имущества и госрегистрация прав на недвижимость станут единой процедурой. Все это будет проходить централизованно через единый госорган - орган регистрации прав.

Со следующего года квартиру можно будет одновременно зарегистрировать и поставить на кадастровый учет в ЕГРН

Документ предусматривает создание единой системы регистрации прав на недвижимость и ее кадастрового учета, с которой будут иметь дело все государственные ведомства, юридические и физические лица. Главное новшество - создание Единого госреестра недвижимости (ЕГРН), который объединит существующие сейчас Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и госкадастр недвижимости (ГКН). Объединенная база данных должна устранить дублирование сведений, а главное, свести на нет ошибки, которые еще нередко случаются. К примеру, в ЕГРП площадь жилого дома может составлять 50 кв. м, а в ГКН - 150. И когда собственник решит что-то с этим домом сделать, к примеру, переписать его на своих детей, то ему придется пережить немало неприятных минут, устраняя формальную ошибку.

"Со следующего года станет возможной одновременная постановка на кадастровый учет и регистрация права на недвижимость, вся процедура займет 10 рабочих дней, при подаче документов через МФЦ - 12 дней, - рассказал журналистам руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов.

Новый закон предусматривает сокращение перечня документов, предъявляемых для государственной регистрации прав. К примеру, не нужно будет предоставлять учредительные документы. Проще с новым законом станет и застройщикам, а также другим юрлицам. В случае постройки недвижимости зарегистрировать ее можно будет по системе одного окна, то есть один раз подать одно заявление и получить один подтверждающий документ в результате. Часть этих новшеств уже сейчас работает через Интернет - электронные сервисы размещены на сайте Росреестра и довольно просты в использовании. Но прибегают к ним в большинстве случаев юридические лица, поскольку для отправки электронных заявлений и других документов нужна электронно-цифровая подпись. Для проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав потребуются следующие документы: заявление; документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обратился представитель). А также документы, являющиеся основаниями для проведения кадастрового учета и регистрации прав.

Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Органы, осуществляющие государственную регистрацию, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения регистрирующими органами возложенных на них обязанностей, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Субъектами, которые несут ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями (бездействием) являются: органы, осуществляющие государственную регистрацию (государственные органы) и государственные регистраторы - федеральные государственные служащие.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также содержание записей, вносимых в Единый государственный реестр прав, кроме настоящего Закона определяются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, а также утвержденными Министерством юстиции РФ нормативными актами (правилами, инструкциями, методическими указаниями) о порядке государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества.

Порядок исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определен Административным регламентом исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006 г. N 293 г.

Согласно административному регламенту заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Росреестра, его территориальных органов в досудебном и судебном порядке. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, обжалование отказов в государственной регистрации прав, уклонения от государственной регистрации прав осуществляются также в судебном порядке.

Контроль деятельности территориальных органов Росреестра осуществляет Росреестр, контроль деятельности Росреестра осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации. Заявители могут обжаловать действия или бездействие должностных лиц:

обособленных подразделений территориальных органов Росреестра - в территориальные органы Росреестра, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

территориальных органов Росреестра - в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; - руководителю Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в Министерство экономического развития Российской Федерации;

руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц Росреестра и его территориальных органов, - в Министерство экономического развития Российской Федерации.

В пункте 2 комментируемой статьи идет речь об ответственности лиц, виновных в искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним, уже зарегистрированных в установленном порядке. В роли лиц, виновных в названных нарушениях, могут выступать работники органов по государственной регистрации прав, иные физические, а также юридические лица. Если речь идет о государственных регистраторах, действует правило о возмещении причиненного ущерба за счет казны Российской Федерации. В тех же случаях, когда в искажении или утрате информации виновны иные физические или юридические лица, именно они отвечают за причиненный их действиями ущерб по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

В пункте 2 комментируемой статьи в качестве лиц, имеющих право на возмещение материального ущерба, названа "какая-либо из сторон". При применении этого пункта следует иметь в виду, что ущерб должен возмещаться правообладателю, любой стороне в договоре, а также любому иному лицу, права и законные интересы которого нарушены соответствующими неправомерными действиями.

Под ущербом (убытками) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы право не было нарушено (упущенная выгода). Принцип полного возмещения ущерба является общим для гражданско-правовой ответственности за причинение вреда и должен соблюдаться не только при возмещении ущерба за счет казны, но и во всех других случаях.

Регистрирующий орган несет ответственность за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 17 Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьей 24 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" нарушение требований данных законов влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Лица, права и законные интересы которых нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться за судебной защитой с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

К ответственности за неправомерное использование сведений о государственной регистрации прав могут быть привлечены не только регистрирующие органы и их работники, но и лица, получившие информацию в установленном порядке, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, организации по техническому учету объектов недвижимости.

Ответственность за ущерб, причиненный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, предусмотрена и другими законами. Например, ст. 28 Закона об ипотеке. В этой статье приведен примерный перечень конкретных незаконных действий (бездействия), которые служат основанием для наступления ответственности за причинение ущерба применительно к государственной регистрации ипотеки. В этот перечень включены: необоснованный отказ в государственной регистрации ипотеки, а также во внесении исправлений в регистрационную запись, задержка в государственной регистрации ипотеки сверх установленного срока; государственная регистрация ипотеки с нарушением требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к содержанию регистрационной записи, или с иными ошибками; несоблюдение требований, относящихся к выдаче закладной, а также уклонение от выдачи закладной (ее дубликата); неправомерное погашение регистрационной записи; необоснованный отказ в предоставлении сведений о наличии регистрационной записи об ипотеке, а также выписка из нее.